Эластичная оболочка для герметичного перекрытия трубопровода

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для перекрытия нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, где требуется защита элементов и пневмоарматуры от повреждений при проведении огневых работ. Эластичная оболочка содержит цилиндрическую и две торцевые части, штуцер оболочки и пневмопровод для накачивания сжатым воздухом. Пневмопровод соединен со штуцером посредством углового штуцера и имеет на свободном конце второй угловой штуцер для закрепления в отверстии стенки трубопровода. Штуцер установлен на внутренней стороне дугообразной или кольцевой канавки, предпочтительно П-образного сечения. Канавка сформирована стенкой цилиндрической части оболочки и предназначена для размещения пневмопровода. Кроме того, на наружной поверхности цилиндрической части оболочки могут быть выполнены лабиринтные уплотнения в виде кольцевых выступов треугольного сечения. Технический результат - повышение запаса прочности оболочки, надежности герметизации внутренней полости трубопровода, повышение пожаробезопасности проводимых ремонтных и огневых работ. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для перекрытия нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

На нефтепроводах с целью исключения воздействия последствий огневых работ на пневмопровод, подводящий сжатый воздух к оболочке, пневмопровод расположен в середине цилиндрической части оболочки по окружности в зоне контакта оболочки с трубой.

Известна применяемая на нефтепроводах эластичная оболочка для герметичного перекрытия трубопровода, содержащая цилиндрическую и две торцевые части, штуцер, расположенный на цилиндрической поверхности или в выборке на цилиндрической части, и шланг для накачивания сжатым воздухом, соединенный со штуцером и имеющий на свободном конце угловой штуцер для закрепления в отверстии трубопровода (RU 2297571 С2, опубл. 10.10.2006).

При раздутии оболочка касается внутренней стенки трубопровода серединой цилиндрической части оболочки, где расположен штуцер и шланг для накачивания оболочки.

Штуцер оболочки прикрепляется к оболочке при помощи диска, диаметр которого определяется размерами оболочки и не может быть меньше определенной величины для обеспечения надежного крепления в оболочке.

Поскольку в известном устройстве штуцер устанавливается на наружной стороне цилиндрической части оболочки, то и обрезиненный диск штуцера, имеющий определенные диаметр и толщину слоя металла и слоя резины, находится снаружи оболочки.

Кроме того, при размещении штуцера в выборке в покровной резине оболочки отверстие в штуцере для крепления шланга выполнено перпендикулярно оси штуцера и имеет свои размеры и размеры стенки штуцера, которые располагаются над диском штуцера и выступают за цилиндрическую поверхность оболочки.

Поэтому чтобы разместить штуцер полностью внутри выборки в покровном слое резины, необходимо, чтобы толщина покровного слоя резины в месте установки штуцера была не менее 18 мм, а общая толщина оболочки в месте установки штуцера - не менее 30 мм.

Таким образом, в известном устройстве штуцер находится в окружении массива резины толщиной, в четыре раза превышающей толщину остальной цилиндрической части оболочки, и при раздутии оболочки из-за жесткости утолщенной части стенки растягивается только основная тонкая стенка оболочки. При этом в местах перехода стенки оболочки в утолщенную часть массива возникает концентрация напряжений в отдельных нитях силового каркаса, вызывающая снижение прочности оболочки.

На применяемых в настоящее время оболочках для герметизации нефтепроводов цилиндрическая часть оболочки в исходном состоянии имеет диаметр в 1,5 раза меньший, чем внутренний диаметр самого нефтепровода и, соответственно, большую, чем у трубы кривизну. При раздутии оболочки ее кривизна приближается к кривизне трубы. Однако кривизна утолщенного массива участка оболочки в области штуцера изменяется незначительно в силу своей жесткости и при контакте с трубой превышает кривизну трубы, что вызывает неприлегание части оболочки к стенке трубы и образование просветов между оболочкой и трубой, а соответственно, и отсутствие герметизации трубопровода. Через эти просветы возможно проникновение горючих газов из полости нефтепровода в зону проведения огневых ремонтных работ.

Кроме того, в известном решении шланг и угловой штуцер находятся между оболочкой и внутренней поверхностью трубы, что также вызывает неприлегание цилиндрической части оболочки к трубе и, соответственно, образование просветов. Чтобы добиться полной герметизации трубопровода и убрать все возникшие просветы, необходимо значительно увеличить внутреннее давление сжатого воздуха в оболочке, что заведомо снизит запас прочности изделия и, соответственно, его надежность.

В случае когда массив в области штуцера или шланг с угловым штуцером попадают на сварной шов трубопровода, герметичность перекрытия может обеспечиться только оставшейся частью цилиндрической части оболочки, имеющей контакт с трубой, длина которого в силу большого размера массива резины составляет около половины длины пятна контакта, разделяющего полость нефтепровода и зону ремонта, а это в свою очередь может привести к разгерметизации перекрытия и прорыву горючих газов в зону проведения огневых работ.

Техническим результатом заявляемого изобретения является устранение указанных недостатков, а именно увеличение запаса прочности оболочки и надежности герметизации внутренней полости трубопровода, а также повышение пожаробезопасности проводимых огневых и сварочных работ.

Для достижения указанного технического результата штуцер оболочки установлен на внутренней части дугообразной или кольцевой канавки предпочтительно П-образного сечения, сформированной из цилиндрической части стенки оболочки. Штуцер оболочки выполнен без наружной части, которую заменил угловой штуцер пневмопровода, состоящего их двух угловых штуцеров и рукава. Пневмопровод расположен полностью или частично в дугообразной или кольцевой канавке, где один из угловых штуцеров герметично фиксируется в штуцере оболочки, а другой - в стенке трубопровода.

Таким образом, в эластичной оболочке для герметичного перекрытия трубопровода, содержащей цилиндрическую и две торцевые части, штуцер оболочки и пневмопровод для накачивания сжатым воздухом, соединенный со штуцером оболочки и имеющий на свободном конце угловой штуцер для закрепления в отверстии стенки трубопровода, согласно изобретению штуцер оболочки установлен на внутренней стороне дугообразной или кольцевой канавки, предпочтительно имеющей П-образное сечение, сформированной из стенки цилиндрической части оболочки и предназначенной для размещения пневмопровода, который соединен со штуцером оболочки посредством второго углового штуцера.

Кроме того, на наружной поверхности цилиндрической части оболочки по обеим сторонам канавки могут быть выполнены лабиринтные уплотнения в виде кольцевых выступов треугольного сечения для герметизации сварного шва трубы.

На фиг.1 показана предложенная эластичная оболочка, вид спереди.

На фиг.2 - сечение по А-А на фиг.1.

На фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.2.

На фиг.4 - сечение В-В на фиг.3.

Эластичная оболочка для герметичного перекрытия трубопровода содержит цилиндрическую часть 1 и две торцевые части 2, 3, на одной из которых закреплен хвостовик 5 сцепного устройства. Штуцер 4 оболочки установлен на внутренней стороне дугообразной или кольцевой канавки 9 П-образного сечения, сформированной стенкой оболочки на ее цилиндрической части 1, либо по части окружности (канавка 9 имеет в продольном сечении дугообразную форму), либо по всему периметру окружности (канавка 9 имеет замкнутую кольцевую форму). В отличие от выборки в покровной резине при неизменной форме силового каркаса в известном устройстве канавка 9 образована путем формования самой стенки оболочки вовнутрь и является продолжением цилиндрической части оболочки. Канавка может также иметь сечение иной формы, например, с наклонными боковыми стенками.

Штуцер оболочки 4 выполнен без наружной части, которую заменил угловой штуцер 7 пневмопровода, состоящего из двух угловых штуцеров 7 и 8 и рукава 6. Пневмопровод располагается полностью или частично в канавке 9, где угловой штуцер 7 герметично фиксируется в штуцере оболочки 4, а угловой штуцер 8 закрепляется в отверстии, выполненном в верхней части стенки трубопровода.

На наружной поверхности цилиндрической части 1 оболочки выполнены лабиринтные уплотнения в виде кольцевых выступов треугольного сечения, расположенных по обе стороны от кольцевой канавки 9. Лабиринтные уплотнения дополнительно повышают надежность герметизации внутренней полости трубопровода, имеющего сварной шов.

Эластичная оболочка работает следующим образом.

Эластичную оболочку перемещают вдоль трубопровода с помощью сцепного устройства 5 до места ремонта. Угловой штуцер 8 закрепляют в отверстии, выполненном в верхней части стенки трубопровода, и закачивают в оболочку через пневмопровод сжатый воздух. Оболочка раздувается, прилегает своей цилиндрической частью 1 к стенке трубопровода и герметично перекрывает внутреннюю полость трубопровода. При этом рукав 6 и штуцеры 7 и 8 пневмопровода размещены в дугообразной или кольцевой канавке 9, ограниченной боковыми стенками, и не препятствуют контакту остальной поверхности цилиндрической части 1 с трубопроводом, что обеспечивает надежное уплотнение и герметизацию внутренней полости трубопровода.

Предложенная конструкция имеет следующие преимущества перед известной:

1) увеличение прочности оболочки за счет отсутствия на цилиндрической части в месте установки штуцера многократного утолщения стенки оболочки и, соответственно, концентрации напряжений в нитях силового каркаса оболочки;

2) увеличение запаса прочности силового каркаса оболочки за счет снижения необходимого давления воздуха в оболочке на величину, требуемую для устранения просветов между оболочкой и трубой, вызванных жесткостью резинового массива в месте установки штуцера оболочки;

3) увеличение надежности герметизации внутренней полости трубопровода за счет увеличения площади пятна контакта оболочки с внутренней поверхностью трубопровода, вызванного перенесением рукава пневмопровода и углового штуцера к наружной поверхности оболочки в кольцевую канавку;

4) повышение пожаробезопасности проведения огневых работ за счет вышеуказанных преимуществ.

1. Эластичная оболочка для герметичного перекрытия трубопровода, содержащая цилиндрическую и две торцевые части, штуцер оболочки и пневмопровод для накачивания сжатым воздухом, соединенный со штуцером и имеющий на свободном конце угловой штуцер для закрепления в отверстии стенки трубопровода, отличающаяся тем, что штуцер оболочки установлен на внутренней стороне дугообразной или кольцевой канавки, сформированной стенкой цилиндрической части оболочки и предназначенной для размещения пневмопровода, который соединен со штуцером оболочки посредством второго углового штуцера.

2. Оболочка по п.1, отличающаяся тем, что на наружной поверхности цилиндрической части оболочки по обе стороны от канавки выполнены лабиринтные уплотнения в виде кольцевых выступов треугольного сечения.

3. Оболочка по п.1, отличающаяся тем, что указанная канавка имеет П-образное сечение.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции эластичных оболочек, предназначенных для перекрытия нефтегазовых трубопроводов, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности, а также на магистральных трубопроводах, водопроводах и канализационных сетях.

Изобретение относится к ремонту трубопроводного транспорта и предназначено для перекрытия трубопроводов в нефтеперерабатывающей промышленности, а также для перекрытия магистральных трубопроводов, водопроводов и канализационных сетей.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и предназначено для перекрытия трубопровода для последующего ремонта, испытаний, производства врезок различного назначения и т.п.

Изобретение относится к конструкции эластичных оболочек, предназначенных для перекрытия трубопроводов, и может быть использовано на магистральных трубопроводах, водопроводах и канализационных сетях.
Изобретение относится к строительству трубопроводов. .

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта, а именно к оборудованию, используемому в качестве затвора для герметичного перекрытия трубопроводов, в частности газопроводов, водопроводов, нефтепроводов и других трубопроводных систем, для производства аварийных работ и ремонта на отдельных их участках.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется для перекрытия трубопроводов на период их ремонта. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, предназначено для перекрытия нефтегазовых трубопроводов и может быть использовано в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, а также на магистральных трубопроводах, водопроводах и канализационных сетях.

Изобретение относится к конструкции эластичных оболочек и предназначено для перекрытия трубопроводов. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для перекрытия нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

Изобретение относится к резинотехнической промышленности и может быть использовано в производстве резинокордных оболочек, предназначенных для герметизации трубопроводов. Эластичная оболочка 1 содержит раздуваемый баллон 2 с криволинейной поверхностью 3 и торцы 4, в которых завулканизованы резьбовые втулки 5, соединенные между собой жестко закрепленной трубкой 6 с помещенной внутри ее стальной пружиной 7, при этом в резьбовые втулки 5 с одной стороны смонтирован наконечник 8 с конической поверхностью 9, а с другой - быстроразъемное соединение 10 для подачи сжатого воздуха. Технический результат: улучшение обслуживания и расширение способов использования. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области строительства и обслуживания нефтепроводов, в частности к способам ремонта нефтепроводов с использованием герметизатора резинокордного (ГРК). Для реализации способа засверливают на стенке ремонтируемого участка трубопровода отверстие для вывода пневмопровода ГРК. Во внутреннюю полость трубопровода устанавливают ГРК с выводом пневмопровода наружу. Оболочку ГРК наполняют рабочим газом, например азотом или воздухом, до рабочего давления. Затем увеличивают давление рабочего газа до величины 1,25 от рабочего давления и поддерживают повышенное давление в течение по меньшей мере 15 минут с последующим понижением давления до рабочего. Проводят ремонтные работы, поддерживая рабочее давление рабочего газа в течение всего времени проведения ремонтных работ. Затем сбрасывают давление в оболочке ГРК до атмосферного, освобождают пневмопровод из отверстия, устанавливают заглушку на отверстие, транспортируют и извлекают ГРК. Техническим результатом является упрощение проведения ремонтных работ на трубопроводе и обеспечение высокого уровня безопасности проведения работ. 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта, а именно к способам ликвидации вантузов. Способ включает обеспечение давления в трубопроводе величиной от 0,02 до 2,5 МПа, установку прокладки на фланец задвижки вантуза и установку пакера на фланец задвижки вантуза. При этом пакер имеет установленную на конце пиноли перекрывающую головку, включающую корпус, в нижней части которого установлен резиновый герметизатор с зубчатой поверхностью, а в верхней - металлические сухари с зубчатой поверхностью, имеющие механизм их выдвигания относительно поверхности корпуса. После этого открывают задвижку, вводят перекрывающую головку в патрубок за задвижку, и выдвигают сухари перекрывающей головки с помощью механизма выдвигания с фиксацией перекрывающей головки в патрубке. Затем освобождают перекрывающую головку от пиноли пакера, отрезают задвижку от патрубка и приваривают к патрубку эллиптическую заглушку. Технический результат - упрощение способа и повышение надежности получаемого ремонтного узла. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при ремонте задвижек на отводах действующих трубопроводов. Устройство содержит камеру, уплотненную относительно входящего в нее перемещаемого штока поворотного, узел привода и герметизирующее приспособление, вводимое в полость отвода. Герметизирующее приспособление включает эластичную чашу, опорный диск с расположенными на нем разжимными элементами и верхним поворотным фланцем. Разжимные элементы выполнены в виде секторов круга с выступами и впадинами, наложенных друг на друга и смещенных так, что в сложенном виде они образуют составной плоский диск. Сектора снабжены штырем в верхней части и выступом в нижней. Сектора находятся посредством штырей в зацеплении с винтовыми пазами в виде части спирали Архимеда на верхнем поворотном фланце. При повороте фланца разжимные элементы перемещаются в радиальном направлении вдоль пазов на опорном диске, в которые входят выступы, и прижимают эластичную чашу к стенкам отвода. Удерживающее приспособление в виде траверсы с упорными планками устанавливается на фланец отвода и опирается на кольцо, закрепленное на герметизирующем приспособлении. Технический результат: надежная фиксация устройства без создания препятствий перекачиваемому продукту и герметизация по всему периметру отвода. 7 ил.

Изобретение относится к устройствам для перекрытия внутренней полости трубопроводов. Устройство содержит внутреннюю замкнутую герметичную надувную оболочку из термопластичной полиуретановой пленки и внешнюю силовую оболочку из полиуретанового эластомера. Между внутренней герметичной и внешней силовой оболочками находится промежуточная замкнутая силовая оболочка из эластичной ткани. Модуль упругости ткани при растяжении выше модуля упругости внутренней герметичной оболочки, а динамическая прочность ткани не менее динамической прочности внешней силовой оболочки. На промежуточной оболочке выполнены симметричные прорези. Устройство устанавливают во внутреннюю полость трубопровода через открытый конец трубы. При надувании внутренней оболочки расположенные параллельно продольной оси трубопровода симметричные прорези расходятся, обеспечивая передачу создаваемого внутри оболочки давления на внутренние стенки трубопровода. Симметричные прорези выполнены только в той части устройства, которая контактирует с внутренней стенкой трубопровода. Технический результат: увеличение рабочего давления внутри устройства, морозоустойчивость и работоспособность устройства при температурах до -60°С. 1 ил.

Группа изобретений относится к строительству подводных трубопроводов. Трубоукладочное судно (1) движется вперед и укладывает трубопровод (2) в водоем (3) по мере его сооружения. Трубопровод (2) содержит секции трубы заданной толщины и распределенные вдоль трубопровода (2) секции (12) трубы с большей толщиной, более устойчивые к изгибу и разрушению. Для закупоривания уложенного на дно водоема трубопровода (2) внутри него продвигают вперед ходовой механизм (13; 32). Перемещение ходового механизма (13; 32) осуществляют поэтапно в зависимости от положения секций (12) трубы с большей толщиной и точки (11) касания трубопровода (2) с дном (8) водоема (3). Позволяет уменьшить ущерб, вызванный разрушением или заполнением водой трубопровода (2). 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области эксплуатации трубопроводного транспорта и предназначено для перекрытия нефтепровода на время ремонта. В способе отсекают продукт перекачки на дефектном участке, сливают остатки продукта, вырезают безогневым способом дефектный участок, устанавливают тампоны-герметизаторы на концы трубопровода. Каждый тампон выполнен в виде цилиндрической заготовки с глиняной обмазкой на торцах. Заготовка имеет в своем составе полость для залива в нее запаса воды и массу, способную разбухать под действием поступающей из полости воды. Перед установкой тампонов внутреннюю поверхность трубопровода очищают через открытые концы от парафиновых отложений выпариванием. Полость заготовки заполняют водой до первых признаков набухания массы, после чего окончательно заполняют полость водой и устанавливают тампоны в открытые концы трубопровода в зону, очищенную от парафиновых отложений. Затем выжидают разбухания тампонов до размеров и формы, герметизирующих трубопровод. По окончании ремонтных работ тампоны разрушаются потоком нефти и удаляются через камеры средств очистки и диагностики. Технический результат: повышение уровня безопасности проведения ремонтных работ, снижение трудоемкости ремонта. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано для перекрытия действующих трубопроводов в диапазоне давлений транспортируемой среды до 4 МПа. Верхний и нижний цилиндрические корпусы заявленного устройства перекрытия гидравлически соединены друг с другом центральным сквозным каналом. Устройство включает штурвал, последовательно соединенный с винтовым сборочным узлом, а также размещенные внутри верхнего и нижнего цилиндрических корпусов и последовательно присоединенные к сборочному винтовому узлу винт, шток и модуль перекрытия. Модуль перекрытия установлен на торце штока и выполнен в виде центрального щита, соединенного со штоком шарнирами в центральной продольной вертикальной плоскости. С центральным щитом гибко соединены два дугообразных боковых сегмента, шарнирно соединенных со штоком в горизонтальной плоскости. На торцевой поверхности щита и двух дугообразных боковых сегментов, а также в местах соединения прямолинейных участков щита и двух боковых сегментов установлены уплотняющие элементы. Технический результат: обеспечение безопасности и технологичности при проведении работ по перекрытию действующего трубопровода. 6 ил.
Наверх