Способ сигнализации пользователям общественного транспорта и устройство для его реализации


 


Владельцы патента RU 2434305:

Маклашов Владимир Анатольевич (RU)

Группа изобретений относится к области регулирования движения общественного пассажирского транспорта, в частности маршрутных транспортных средств (ТС). С помощью предложенных технических решений пользователю оказывается доступной в реальном масштабе времени информация о фактическом местоположении (координатах), скорости, направлении движения общественного ТС, прогнозируемом времени прихода ТС на остановку, степени загруженности салона пассажирами. Доступность этой информации позволяет пользователю оптимизировать маршрут своего следования путем выбора для поездки остановок, ТС и количества пересадок. В данном случае используются транспортные терминалы, центральный узел, выполняющий функции приема, обработки, контроля, управления и передачи, индивидуальные пользовательские терминалы и каналы связи. Транспортные терминалы передают по каналам связи информацию о местоположении ТС на центральный узел. Центральный узел принимает и обрабатывает информацию от транспортных терминалов, формирует сигналы (информационные сообщения), в которых содержатся данные о координатах ТС, маршрутах их следования, прогноз времени прихода на остановки и др., и передает их по каналам связи на терминалы пользователей общественным транспортом. Пользовательские терминалы производят прием и обработку сигналов, переданных центральным узлом, для извлечения информации, необходимой пользователю. Группа изобретений обеспечивает повышенное удобство (комфорт) пользования общественным транспортом, сокращение времени и расходов на поездку. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области общественного пассажирского транспорта, в частности к маршрутным транспортным средствам (ТС).

В настоящее время для организации движения общественного транспорта применяется способ, при котором общественные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, суда, самолеты и т.п., далее транспортные средства) должны приходить на остановки (вокзалы, аэропорты и т.п.) по расписанию (в заранее назначенное время либо с заранее установленным интервалом). Недостатком данного способа является то, что из-за непредвиденных обстоятельств (поломки, транспортные "пробки", погодные условия и т.п.) транспорт сбивается с графика движения. Это приводит к тому, что пользователи (будущие пассажиры) общественного транспорта (далее пользователи) вынуждены находиться на остановках в ожидании нужного ТС большее время, чем запланированное ими ранее. Также известны системы мониторинга и управления транспортом с использованием систем определения местоположения транспортных средств, которые состоят из транспортных терминалов, каналов связи и центрального узла (http://www.bnavigator.ru).

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является: повышение удобства пользования общественным транспортом за счет снижения времени ожидания на остановках (вокзалах, аэропортах и т.п.) и более рационального выбора маршрута следования.

Техническим результатом изобретения является: повышенное удобство (комфорт) пользования общественным транспортом, сокращение времени и расходов на поездку.

Повышенное удобство пользования общественным транспортом и снижение времени ожидания обеспечивается тем, что пользователю, использующему данный способ сигнализации, в реальном масштабе времени доступна информация, повышающая удобство пользования общественным транспортом, например информация о фактическом местоположении (координатах), скорости, направлении движения общественного транспортного средства, прогнозируемом времени прихода транспортного средства на остановку (вокзал и т.п.), степени загруженности салона пассажирами (наличия свободных мест). Доступность этой информации позволяет пользователю оптимизировать маршрут своего следования путем выбора для поездки остановок, транспортных средств и количества пересадок. Это достигается с помощью системы сигнализации общественного транспорта (ССОТ).

В состав ССОТ входят: транспортные терминалы 1, центральный узел 2 (выполняет функции приема, обработки, контроля, управления и передачи), индивидуальные пользовательские терминалы 4 и каналы связи 3.

Транспортные терминалы обеспечивают центральный узел информацией, необходимой для формирования сигналов и сообщений пользователю. Транспортные терминалы размещаются на ТС и передают по каналам связи информацию о своем местоположении (координатах) на центральный узел или радиосигналы, с помощью которых можно определить их местоположение на центральном узле. Также транспортные терминалы попутно могут передавать информацию о состоянии ТС (например, загруженности салона, исправности, нахождения в заторах, «пробках» и т.п.).

Центральный узел осуществляет прием информации от транспортных терминалов, обеспечивает ее обработку и формирует сигналы (информационные сообщения), в которых содержатся данные о координатах транспортных средств, маршрутах их следования, прогноз времени прихода на остановки и др., передают их по каналам связи на терминалы (аппаратуру) пользователей общественным транспортом.

Пользовательские терминалы производят прием и обработку сигналов (информационных сообщений), переданных центральным узлом для извлечения информации, необходимой пользователю. Например, подсистема аппаратуры транспорта состоит из устройств, которые находятся в каждой единице транспорта, охваченных ССОТ, эти устройства передают радиосигналы, с помощью которых центральный узел располагает информацией о местоположении каждой единицы транспорта, далее эта информация принимается и обрабатывается в вычислительном устройстве (оно входит в состав центрального узла) для получения предполагаемого времени прихода (времени ожидания) транспорта на каждую остановку его маршрута, и затем это время кодируется, передается с помощью средств передачи, после чего терминал пользователя производит прием, извлечение и выдачу информации о времени прихода (времени ожидания) транспортного средства (маршрута) на конкретную остановку. Для получения информации о местоположении ТС можно использовать как сигналы спутниковых навигационных систем типа GPS, ГЛОНАС и др., так и способы радиопеленгования. Кроме информации о местоположении транспортных средств, вычислительное устройство центрального узла может учитывать факторы, влияющие на точность определения прогнозируемого (предполагаемого) времени прихода транспорта на остановки (погодные условия, статистическую информацию для конкретного транспорта, транспортную обстановку на маршруте и т.д.). Центральный узел помимо вышеизложенной информации может передавать пользователю и другую сервисную информацию, посредством которой возможна более рациональная организация маршрута пользователя (например, действующие маршруты следования транспортных средств, рекомендации и др.). Терминал пользователя кроме вышеизложенных функций может выполнять и вычислительные функции, например определять оптимальный маршрут следования пользователя по заданному критерию (по минимальному числу пересадок, минимальному времени следования и др.) на основании принятой информации от центрального узла.

Для расширения функциональных возможностей также можно организовать двухсторонний (прием - передача) канал связи между центральным узлом и терминалом пользователя. При такой организации пользователь в интерактивном режиме может запрашивать из центрального узла только необходимую в данный момент информацию (например, только информацию об интересующем маршруте, время ожидания транспортного средства конкретного маршрута на конкретной остановке, оптимальном маршруте следования и др.), делать заявку (заказ, бронирование) посадочного места в маршрутном транспортном средстве заранее, что позволит оптимизировать не только маршрут следования пользователей, но и необходимое количество ТС. Для организации такого канала связи можно использовать инфраструктуру радиотелефонной сотовой сети или Интернет, а в качестве пользовательского терминала - радиотелефон, смартфон или карманный (портативный) персональный компьютер.

Получение технического результата изобретения возможно при следующих существенных признаках: радиоэлектронное устройство организации пассажирского транспорта состоит из подсистемы аппаратуры транспорта, центрального узла, подсистемы аппаратуры пользователя и каналов связи, при этом подсистема аппаратуры транспорта состоит из транспортных терминалов, которые входят в состав каждой единицы пассажирского транспорта, охваченной этой системой, определяют и передают информацию о своем местоположении в центральный узел по каналу связи, центральный узел автоматически осуществляет ее прием, формирование сообщений как на основе информации, полученной от транспортных терминалов, так и других сообщений, повышающих удобство пользования пассажирским транспортом, кодирование сообщений и их передачу по каналам связи на терминалы пользователей, подсистема аппаратуры пользователя состоит из пользовательских терминалов, которые производят прием сообщений центрального узла, их обработку, формирование и отображение пользователю сведений, повышающих удобство пользования пассажирским транспортом.

В другом исполнении для определения местоположения транспортных средств можно использовать способ радиопеленгования.

1. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта, включающий определение местоположения общественных транспортных средств, передачу информации о местоположении общественных транспортных средств на центральный узел и с него - на терминал пользователя, прием терминалом пользователя информации о местоположении общественных транспортных средств, отличающийся тем, что с центрального узла на терминал пользователя передают информацию о местоположении общественных транспортных средств по запросу пользователя.

2. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.1, отличающийся тем, что обмен информацией пользователя с центральным узлом осуществляют в интерактивном режиме.

3. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.1, отличающийся тем, что информацию передают в реальном масштабе времени.

4. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.1, отличающийся тем, что на терминалы пользователей передают информацию о наличии свободных мест в общественных транспортных средствах.

5. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.1, отличающийся тем, что для обмена информацией используют каналы связи радиотелефонной сотовой сети.

6. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.1, отличающийся тем, что для обмена информацией используют каналы связи сети Интернет.

7. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.1, отличающийся тем, что в качестве терминала пользователей используют радиотелефон.

8. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта, включающий определение местоположения общественных транспортных средств, передачу информации о местоположении общественных транспортных средств на центральный узел, отличающийся тем, что с центрального узла по запросу пользователя передают на терминалы пользователей рекомендации по маршруту пользователя.

9. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.8, отличающийся тем, что на терминалы пользователей информацию передают в реальном масштабе времени.

10. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.8, отличающийся тем, что на терминалы пользователей передают информацию о наличии свободных мест в общественных транспортных средствах.

11. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.8, отличающийся тем, что обмен информацией пользователя с центральным узлом осуществляют в интерактивном режиме.

12. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.8, отличающийся тем, что для передачи информации используют каналы связи радиотелефонной сотовой сети.

13. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.8, отличающийся тем, что для передачи информации используют каналы связи сети Интернет.

14. Способ сигнализации пользователям общественного транспорта по п.8, отличающийся тем, что в качестве терминала пользователей используют радиотелефон.

15. Устройство пользователя общественного транспорта, позволяющее принимать от центрального узла сигналы, в которых закодирована информация о местоположении общественных транспортных средств, отличающееся тем, что содержит передатчик запроса информации о местоположении общественных транспортных средств.

16. Устройство пользователя общественного транспорта по п.15, отличающееся тем, что совмещено с радиотелефоном.

17. Устройство пользователя общественного транспорта по п.15, отличающееся тем, что информацию о местоположении общественных транспортных средств отображают на карте местности в реальном масштабе времени.

18. Устройство пользователя общественного транспорта по п.15, отличающееся тем, что информацию о местоположении используют для отображения общественных транспортных средств на карте местности.

19. Устройство пользователя общественного транспорта по п.15, отличающееся тем, что информацию о местоположении используют для прогноза времени прихода общественного транспортного средства на остановку.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортной автоматики и предназначено для использования в системах контроля и диспетчерского управления движением маршрутизированного электротранспорта.
Изобретение относится к технике управления и контроля перевозок. .

Изобретение относится к технике дистанционного контроля за передвижением машин скорой помощи. .

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в охранной технике. .

Изобретение относится к технике управления движением надводного и наземного транспорта в районах с интенсивным движением. .

Изобретение относится к охранной технике. .
Изобретение относится к области контроля и регулирования безрельсовых транспортных средств и может быть использовано для объективного контроля местонахождения маршрутного или школьного автобуса.

Изобретение относится к технике телеметрического контроля движущегося объекта и может использоваться для контроля транспортного средства или движущегося человека, для определения маршрута и состояния объекта

Изобретение относится к области контроля и управления транспортными средствами, преимущественно за прохождением и транспортировкой грузов до мест их назначения

Изобретение относится к системе мониторинга перевозок грузов железнодорожным транспортом

Изобретение относится к области контроля за движением транспортных средств (ТС), к системам их охраны и к системам информационного обслуживания участников дорожного движения для организации безопасного дорожного движения и оперативного предупреждения/предотвращения или ликвидации нештатной ситуации в процессе управления ТС, преимущественно автомобилями

Изобретение относится к области использования информационной техники на транспорте и предназначено для применения в системах маршрутного пассажирского транспорта

Изобретение относится к технике контроля и управления, может быть использовано для контроля обстановки на территории железнодорожного вокзала путем организации проведения перронного контроля и мероприятий по упорядочению провоза багажа и ручной клади в пассажирских поездах. Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение безопасности на железнодорожном транспорте за счет улучшения контроля, предотвращения чрезвычайных ситуаций и исключения гибели людей в условиях массового пассажиропотока на перроне железнодорожного вокзала. Он достигается тем, что мобильный пункт перронного контроля состоит из размещенного в многоместном фургоне грузопассажирского микроавтобуса автомобильного видеорегистратора, системы воспроизведения и озвучивания информации, включающей в себя последовательно соединенные микрофон, установленный на держателе, предварительный усилитель, автомагнитолу, две внутренние акустические системы и две наружные влагозащищенные акустические системы, пульта управления информационным табло со встроенной клавиатурой типа IBM, двух информационных табло «бегущая строка» (БС-1, БС-2), системы контроля багажа и ручной клади, включающей в себя переносную рентгенотелевизионную установку, портативный ручной детектор наличия взрывчатых органических веществ, видеоэндоскоп, комплект досмотровых зеркал, светодиодный прожектор типа «Линтерна» и двое напольных весов, системы электроснабжения, включающей в себя бортовую сеть постоянного тока напряжением 12 В, два блока питания табло, инвертор и два разветвителя бортовой сети электропитания, пяти комплектов модульного барьера контроля толпы, перевозимых в грузовом отсеке фургона микроавтобуса и развертываемых на территории перрона железнодорожного вокзала в местах массового скопления людей для организации мероприятий перронного контроля. Такая совокупность признаков предлагаемого изобретения позволяет обеспечить организацию и проведение в короткие сроки дополнительного осмотра багажа и ручной клади пассажиров путем ограждения участка перрона в местах массового пассажиропотока, оповещения пассажиров об их движении в безопасном направлении. 1 ил.

Изобретение относится к способу отправки экстренного вызова. При отправке экстренного вызова, в течение первого промежутка времени (T1), начиная с первого момента времени (t1), перед проявлением критерия аварии, подготавливают набор данных для потенциального экстренного вызова, причем первый момент времени (t1) определяют путем распознавания потенциально опасной ситуации, приводящей к заданному критерию аварии. Достигается отправка экстренного вызова. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области контроля транспортных средств, а именно к устройствам контроля груза, расположенного в транспортном средстве. Устройство контроля груза содержит головное устройство, устройство вывода видеосигнала и средства ввода видеосигнала. Головное устройство и устройство вывода видеосигнала расположены в кабине транспортного средства. Средство ввода видеосигнала находится в кузове транспортного средства и предназначено для приема изображения груза. Головное устройство содержит: ЭВМ в виде ПК, высокоемкостной аккумулятор, пульт управления, конвертирующее устройство вывода видеосигнала, размноживатель приема сигнала, устройство, обеспечивающее выход в сеть (3G модем). Технический результат заключается в повышении контроля груза. 4 ил.
Наверх