Упругодемпферная опора турбомашины



Упругодемпферная опора турбомашины
Упругодемпферная опора турбомашины
Упругодемпферная опора турбомашины
Упругодемпферная опора турбомашины

 


Владельцы патента RU 2447301:

Открытое акционерное общество "АВИАДВИГАТЕЛЬ" (RU)

Изобретение относится к упругодемпферным опорам турбомашин авиационного и наземного применения. Технический результат изобретения - повышение надежности упругодемпферной опоры за счет снижения теплоподвода в масляную полость и повышения долговечности упругих втулок. В упругодемпферной опоре турбомашины с установленными на статорном корпусе внутренней и внешней упругими втулками, опорным кольцом, также фланцами, ограничивающими масляную полость, согласно изобретению, внутренняя и внешняя упругие втулки выполнены за одно целое и соединены с С-образным упругим элементом, на внешней втулке размещен коробчатый кольцевой корпус с внешней и внутренней кольцевыми воздушными полостями, разделенными цилиндрической стенкой, в коробчатом кольцевом корпусе выполнены радиальные каналы подвода, откачки масла и суфлирования масляной полости, а в цилиндрической стенке - осевые каналы для болтового соединения опорного кольца и фланцев с внешней упругой втулкой, причем указанный корпус размещен между втулкой и опорным кольцом. 4 ил.

 

Изобретение относится к упругодемпферным опорам турбомашин авиационного и наземного применения.

Известна упругодемпферная опора турбомашины, жиклер подвода масла на подшипник в которой выполнен за одно целое с внутренним упругим элементом опоры (Патент РФ №RU 2189475, F02C 7/06, 2002 г.).

Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность из-за нестабильности поступающего через жиклер расхода масла, вызванной возможными утечками масла через упругие кольца, уплотняющие щелевую масляную полость между внутренним и внешним упругими элементами.

Наиболее близкой к заявляемой является упругодемпферная опора турбомашины, в которой внутренняя упругая втулка закреплена во внешней упругой втулке, которая в свою очередь установлена в корпусе статора (Патент РФ №2166677, F16C 27/00, F16F 9/14.2001 г.).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за повышенного теплоподвода в масло и из-за возможной несоосности подшипника опоры с другими подшипниками вследствие большого количества соединительных элементов, необходимых для крепления между собой упругих втулок.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности упругодемпферной опоры за счет снижения теплоподвода в масляную полость и повышения долговечности упругих втулок.

Сущность изобретения заключается в том, что в упругодемпферной опоре турбомашины с установленными на статорном корпусе внутренней и внешней упругими втулками, опорным кольцом, также фланцами, ограничивающими масляную полость, согласно изобретению, внутренняя и внешняя упругие втулки выполнены за одно целое и соединены с С-образным упругим элементом, на внешней втулке размещен коробчатый кольцевой корпус с внешней и внутренней кольцевыми воздушными полостями, разделенными цилиндрической стенкой, в коробчатом кольцевом корпусе выполнены радиальные каналы подвода, откачки масла и суфлирования масляной полости, а в цилиндрической стенке - осевые каналы для болтового соединения опорного кольца и фланцев с внешней упругой втулкой, причем указанный корпус размещен между втулкой и опорным кольцом.

Выполнение внутренней и внешней упругих втулок упругодемпферной опоры за одно целое и соединенных с С-образным упругим элементом повышает надежность опоры за счет снижения количества крепежных элементов и снижения концентрации напряжений. При этом уменьшаются осевые габариты опоры.

Размещение на внешней втулке коробчатого кольцевого корпуса с внешней и внутренней кольцевыми воздушными полостями, разделенными цилиндрической стенкой, позволяет повысить надежность опоры за счет снижения теплоподвода в масляную полость опоры, так как поступающий с внешней стороны тепловой поток снимается потоком охлаждающего воздуха, проходящим через кольцевые воздушные полости.

Выполнение в коробчатом кольцевом корпусе радиальных каналов подвода, откачки масла и суфлирования масляной полости позволяет повысить надежность опоры за счет минимального подвода тепла в трубопроводы подвода, откачки масла и суфлирования, так как они окружены воздушными полостями с охлаждающим воздухом.

Выполнение в цилиндрической стенке осевых каналов для болтового соединения опорного кольца и фланцев с внешней упругой втулкой обеспечивает необходимую осевую жесткость соединения и герметичность масляной полости, что также повышает надежность упругодемпферной опоры. Размещение упругой втулки и опорного кольца с разных сторон от коробчатого кольцевого корпуса позволяет выполнить в нижней части корпуса дополнительную полость для сбора отработанного масла, что улучшает его эвакуацию из масляной полости опоры и повышает надежность упругодемпферной опоры.

На фиг.1 показан продольный разрез упругодемпферной опоры турбомашины заявляемой конструкции, на фиг.2 представлено сечение А-А на фиг.1, а на фиг.3-сечение Б-Б на фиг.2. Фиг.4 представляет собой сечение В-В на фиг.2.

Упругодемпферная опора турбомашины 1 состоит из упругой втулки 2, установленной в статорном корпусе 3 и состоящей из внешней 4 и внутренней 5 упругих втулок, соединенных между собой С-образным упругим элементом 6.

Во внутренней втулке 5 установлено внешнее кольцо 7 подшипника 8, внутреннее кольцо 9 которого установлено на валу 10. Масляная полость 11 опоры 1 ограничена с боковых сторон передним и задним фланцами 12 и 13, а с внешней стороны - коробчатым кольцевым корпусом 14, который выполнен с внешней и внутренней кольцевыми воздушными полостями 15 и 16, разделенными между собой кольцевой цилиндрической стенкой 17.

Внешняя упругая втулка 4, фланцы 12 и 13, кольцевой корпус 14, а также опорное кольцо 18 зафиксированы между собой в осевом направлении передним и задним болтовыми соединениями 19 и 20, осевые каналы 21 для которых выполнены в цилиндрической стенке 17.

Внешняя упругая втулка 4 и опорное кольцо 18 установлены по разным боковым сторонам 22 и 23 коробчатого кольцевого корпуса 14, что позволяет выполнить в корпусе 14 радиальный канал 24 для трубопровода 25 подвода масла в демпферную щелевую полость 26 между опорным кольцом 18 и внутренней упругой втулкой 5, радиальные каналы 27 для размещения жиклеров 28 подвода масла для смазки подшипника 8, а также дополнительную полость 29 для сбора отработанного масла и полость 30 для трубопровода 31 суфлирования масляной полости 11.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе упругодемпферной опоры турбомашины 1 радиальные колебания от вала 10 через подшипник 8 передаются на внутреннюю упругую втулку 5, которая перемещается в радиальном направлении за счет упругой деформации упругого С-образного элемента 6. При этом энергия колебания вала «гасится» за счет поглощения энергии при выдавливании масла из масляной демпферной щелевой полости 26 между опорным кольцом 18 и внутренней упругой втулкой 5, а упругая втулка 2, установленная непосредственно в статорном корпусе 3 способствует сохранению соосности подшипника 8 с другими подшипниками турбомашины (не показано) в течение всего ресурса.

После остановки турбомашины тепловые потоки от нагретых массивных элементов турбомашины (не показано) «отсекаются» от масляной полости 11 и подшипника 8 кольцевым коробчатым корпусом 14 с внешней 15 и внутренней 16 кольцевыми воздушными полостями, что исключает коксование масла в масляной полости 11.

Упругодемпферная опора турбомашины с установленными на статорном корпусе внутренней и внешней упругими втулками, опорным кольцом, также фланцами, ограничивающими масляную полость, отличающаяся тем, что внутренняя и внешняя упругие втулки выполнены за одно целое и соединены с С-образным упругим элементом, на внешней втулке размещен коробчатый кольцевой корпус с внешней и внутренней кольцевыми воздушными полостями, разделенными цилиндрической стенкой, в коробчатом кольцевом корпусе выполнены радиальные каналы подвода, откачки масла и суфлирования масляной полости, а в цилиндрической стенке - осевые каналы для болтового соединения опорного кольца и фланцев с внешней упругой втулкой, причем указанный корпус размещен между втулкой и опорным кольцом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам определения осевой нагрузки, действующей на упорный подшипник ротора проектируемого или находящегося в эксплуатации авиационного газотурбинного двигателя.

Изобретение относится к турбинной установке, в частности к турбореактивному двигателю, включающему в себя встроенный генератор электрического тока, расположенный соосно с турбинной установкой.

Изобретение относится к подшипнику вращающегося вала турбореактивного двигателя. .

Изобретение относится к турбомашинам, а именно к смазочным устройствам подшипников опор роторов турбин газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к маслосистеме высокотемпературного газотурбинного двигателя (ГТД) летательного аппарата.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к авиационным турбореактивным двухвальным двигателям с противовращением роторов. .

Изобретение относится к упругодемпферным опорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. .

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а именно к конструкции опор этих двигателей

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к масляным системам газотурбинных двигателей (ГТД), преимущественно беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), с регулированием количества смазочного материала

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к системам суфлирования опоры турбины двухконтурного турбореактивного двигателя (ДТРД)

Маслобак // 2456462
Изобретение относится к области смазки машин и двигателей и может быть использовано в авиадвигателестроении, а именно в системе смазки сверхзвуковых маневренных самолетов

Изобретение относится к конструкциям опор газотурбинных двигателей, в частности, к конструкциям цапф вала

Изобретение относится к системе маслоулавливания, предназначенной для авиационного двигателя, включающего в себя корпус, ограничивающий объем, в котором содержится вращающийся вал и смесь воздуха и масла, предназначенная для обработки

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям, предназначенным для эксплуатации на сверхзвуковых самолетах

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к способам работы газотурбинных двигателей, предназначенных для эксплуатации на сверхзвуковых самолетах

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным газотурбинным двигателям

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным газотурбинным двигателям
Наверх