Пластичная смазка

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке, содержащей минеральное масло, литиевое мыло 1,2-оксистеариновой кислоты, дисульфид молибдена и политетрафторэтилен, отличающейся тем, что она дополнительно содержит кокс при следующем содержании компонентов (мас.%):

литиевое мыло 1,2-оксистеариновой кислоты 7-14 композиция, содержащая политетрафторэтилен, кокс и дисульфид молибдена 25-35 моторное масло остальное,

причем композиция использована в виде мелкодисперсного порошка с величиной отдельных элементов не более 1 мкм и содержит (мас.%):

кокс 13-17 дисульфид молибдена 3-7 политетрафторэтилен остальное,

а минеральное масло обладает кинематической вязкостью от 60 до 75 мм2/с. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение противоизносных и антифрикционных свойств масел при эксплуатации их в узлах трения различных машин и механизмов. 2 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к пластичным смазкам, предназначенным для смазывания узлов трения машин и механизмов в условиях высоких нагрузок и скоростей скольжения.

Известен (US, патент 4879045) состав пластичной смазки, содержащей масло на основе диэфира и поли-альфа-олефины, которое может содержать алифатический диэфир карбоновой кислоты, такой как ди-2-этилгексилазелат, диизодециладипат или дитридециладипат, литиевое мыло, а также детергентно-диспергирующие, индексные присадки, пеногасители и т.п.

Известен также состав пластичной смазки (US, патент 4333840), содержащий масляный носитель, разбавленный синтетическим смазочным маслом низкой вязкости, в который может быть добавлено соединение молибдена.

Эти композиции предложены для смазки лыж, оружия, однако отсутствует какое-либо указание на то, что они могут быть использованы для смазывания двигателей внутреннего сгорания.

Известна (DE, заявка 2425161) смазка с литиевым мылом, предназначенная для использования в различных подшипниках, работающих в широком диапазоне рабочих температур, содержащая кроме обычного смазочного масла и обычных присадок загуститель, состоящий из литиевой соли 12-оксистеаратметила и борной кислоты.

Но такие пластичные смазки имеют низкую работоспособность при высоких нагрузках. В частности, смазка Литол-24 имеет невысокие противоизносные и противозадирные характеристики при ужесточении режима работы узла.

Известна (RU, патент 1780316) пластичная смазка для подшипников качения технологического оборудования, содержащая комплексное мыло 12-оксистеариновой кислоты или гидрированного касторового масла, тетраборную и терефталевую кислоты, тиодифениламин, полиалкиленсукцинимид, диалкилтиофосфат цинка и нефтяное масло - остальное.

Однако эта смазка обладает склонностью к термоупрочнению, что ограничивает область ее применения.

Известна (RU, патент 2065483) смазка на основе минерального масла, загущенная литиевым мылом стеариновой кислоты, диметилдихлорсиланом и аэросилом и содержащая в качестве добавок фенил-β-нафтиламин, антраниловую кислоту, порошок меди и нафтенат меди.

Однако главный недостаток этой смазки состоит в том, что верхний температурный предел ее применения не превышает 145°C, так как при температуре выше +145°C антраниловая кислота начинает плавиться, возгоняется и окисляется.

Известна (RU, патент 1780318) смазка для подшипников качения, которая содержит комплексное литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты или гидрированного касторового масла, тетраборной и терефталевой кислот, диалкилдитиофосфат цинка, 2,2'-метилен-бис-4-метил-6-третбутилфенол, полисилоксановую жидкость и масло нефтяное.

Недостатками известной смазки следует признать недостаточно высокую температуру каплепадения, высокое термоупрочнение, низкие нагрузки задира и сваривания.

Наиболее близким аналогом разработанной пластичной смазки можно признать (RU, патент 2048507) пластичную смазку, содержащую минеральное масло, литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты и N-фенил-β-нафтиламин, дисульфид молибдена, алкилполисульфид, политетрафторэтилен и экстракт, полученный после отгонки изопропилового спирта из раствора, выделенного после экстракции биомассы бактерий Rodococcus erithropolis.

Недостатком известной смазки можно признать недостаточные противоизносные и антифрикционные свойства при эксплуатации ее в узлах трения различных машин и механизмов.

Техническая задача, решаемая посредством разработанного состава пластичной смазки, состоит в получении продукта, обладающего высокими эксплуатационными характеристиками.

Технический результат, получаемый при реализации пластичной смазки разработанного состава, состоит в повышении противоизносных и антифрикционных свойств масел при эксплуатации их в узлах трения различных машин и механизмов.

Для достижения указанного технического результата предложено использовать пластическую смазку, содержащую (% масс.):

Литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 7-14
Композиция, содержащая политетрафторэтилен,
кокс и дисульфид молибдена 25-35
моторное масло остальное,

причем композиция использована в виде мелкодисперсного порошка с величиной отдельных элементов не более 1 мкм и содержит (% масс.):

кокс 13-17
дисульфид молибдена 3-7
политетрафторэтилен остальное,

а минеральное масло обладает кинематической вязкостью от 60 до 75 мм2/с.

В качестве моторного масла могут быть использованы веретенное или индустриальное масло, а также их смесь.

Пластичная смазка может дополнительно содержать антиокислительные и вязкостные добавки.

Для приготовления пластичной смазки смесь литиевого мыла 12-оксистеариновой кислоты и моторного масла нагревают примерно до 120°C в ванне с ультразвуковым перемешиванием, добавляют необходимое количество предварительно смешанной и измельченной композиции указанного состава, доводят при ультразвуковом перемешивании смесь до гомогенного состояния и охлаждают.

Полученная таким образом пластичная смазка может быть использована в диапазоне температур - от -10 до +150°C.

Пластичная смазка, известная по патенту РФ №2048507, обладает следующими смазывающими свойствами на четырехшариковой машине:

нагрузка сваривания (Рс), Н (кгс) 1410 (141)
критическая нагрузка (Рк), Н (кгс) 630 (63)
индекс задира (Из) 28

Пластичная смазка, соответствующая составу, приведенному в формуле изобретения, обладает следующими смазывающими свойствами на четырехшариковой машине:

нагрузка сваривания (Рс), Н (кгс) 1880 (188)
критическая нагрузка (Рк), Н (кгс) 820 (82)
индекс задира (Из) 37

Существенность введенных в формулу изобретения признаков обусловлена следующими экспериментально полученными данными.

При исключении из состава пластической смазки кокса указанные характеристики имеют следующие значения, практически повторяющие характеристики пластичной смазки-прототипа:

нагрузка сваривания (Рс), Н (кгс) 1440 (144)
критическая нагрузка (Рк), Н (кгс) 640 (64)
индекс задира (Из) 29

При использовании литиевого мыла 12-оксистеариновой кислоты в количестве 6% масс указанные характеристики имеют следующие значения:

нагрузка сваривания (Рс), Н (кгс) 1800 (180)
критическая нагрузка (Рк), Н (кгс) 790 (79)
индекс задира (Из) 32

При использовании литиевого мыла 12-оксистеариновой кислоты в количестве 15% масс указанные характеристики имеют следующие значения:

нагрузка сваривания (Рс), Н (кгс) 1820 (182)
критическая нагрузка (Рк), Н (кгс) 800 (80)
индекс задира (Из) 33

При использовании композиции в количестве 24% масс указанные характеристики имеют следующие значения:

нагрузка сваривания (Рс), Н (кгс) 1780 (178)
критическая нагрузка (Рк), Н (кгс) 770 (77)
индекс задира (Из) 31

При использовании композиции в количестве 36% масс указанные характеристики имеют следующие значения:

нагрузка сваривания (Рс), Н (кгс) 1770 (177)
критическая нагрузка (Рк), Н (кгс) 780 (78)
индекс задира (Из) 32

При использовании композиции в виде частиц, размером свыше 2 мкм, указанные характеристики имеют следующие значения:

нагрузка сваривания (Рс), Н (кгс) 1700 (170)
критическая нагрузка (Рк), Н (кгс) 760 (76)
индекс задира (Из) 29

При использовании композиции с содержанием кокса 12% масс указанные характеристики имеют следующие значения:

нагрузка сваривания (Рс), Н (кгс) 1780 (178)
критическая нагрузка (Рк), Н (кгс) 780 (78)
индекс задира (Из) 32

При использовании композиции с содержанием кокса 18% масс указанные характеристики имеют следующие значения:

нагрузка сваривания (Рс), Н (кгс) 1800 (180)
критическая нагрузка (Рк), Н (кгс) 780 (78)
индекс задира (Из) 32

При использовании композиции с содержанием дисульфида молибдена 2% масс указанные характеристики имеют следующие значения:

нагрузка сваривания (Рс), Н (кгс) 1790 (179)
критическая нагрузка (Рк), Н (кгс) 770 (77)
индекс задира (Из) 32

При использовании композиции с содержанием дисульфида молибдена 8% масс указанные характеристики имеют следующие значения:

нагрузка сваривания (Рс), Н (кгс) 1780 (178)
критическая нагрузка (Рк), Н (кгс) 780 (78)
индекс задира (Из) 32

При использовании моторного масла с 58 мм2/с указанные характеристики имеют следующие значения:

нагрузка сваривания (Рс), Н (кгс) 1800 (180)
критическая нагрузка (Рк), Н (кгс) 790 (79)
индекс задира (Из) 35

При использовании моторного масла с 77 мм2/с указанные характеристики имеют следующие значения:

нагрузка сваривания (Рс), Н (кгс) 1820 (182)
критическая нагрузка (Рк), Н (кгс) 800 (80)
индекс задира (Из) 35

Таким образом, только при использовании состава пластичной смазки, соответствующего указанному в формуле изобретения, получают продукт с высокими техническими характеристиками.

1. Пластичная смазка, содержащая минеральное масло, литиевое мыло 1,2-оксистеариновой кислоты, дисульфид молибдена и политетрафторэтилен, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит кокс при следующем содержании компонентов, мас.%:

Литиевое мыло 1,2-оксистеариновой кислоты 7-14

Композиция, содержащая политетрафторэтилен,
кокс и дисульфид молибдена 25-35
моторное масло остальное,

причем композиция использована в виде мелкодисперсного порошка с величиной отдельных элементов не более 1 мкм и содержит, мас.%:
кокс 13-17
дисульфид молибдена 3-7
политетрафторэтилен остальное,

а минеральное масло обладает кинематической вязкостью от 60 до 75 мм2/с.

2. Смазка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве моторного масла использованы веретенное или индустриальное масло, а также их смесь.

3. Смазка по п.1, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит антиокислительные и вязкостные добавки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу получения мочевиновой консистентной смазки, который осуществляют в устройстве, использующем экструдер и содержащем несколько реакционных зон, смонтированных в ряд и связанных по текучей среде.

Изобретение относится к способу получения мочевиновой консистентной смазки, который осуществляют в устройстве, использующем экструдер и содержащем несколько реакционных зон, смонтированных в ряд и связанных по текучей среде.

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий для высоконагруженных пар трения и может быть использовано для повышения износостойкости и снижения коэффициента трения трибосопряжения колесо-рельс в узлах трения различных машин, а также для защиты деталей различного оборудования от абразивного износа и других целей.
Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к пакетам присадок для моторных масел, и может быть использовано при производстве масел для серийных и перспективных высокофорсированных бензиновых двигателей и турбонаддувных дизелей, эксплуатирующихся в холодных и арктических климатических зонах.
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для всесезонного использования в высокофорсированных транспортных дизельных двигателях.
Изобретение относится к смазывающим композициям для использования в дизельных двигателях, в которых применяется биотопливо. .
Изобретение относится к гидравлическим (рабочим) жидкостям, предназначенным для гидравлических систем авиационной техники, в частности к авиационному синтетическому гидравлическому маслу для гидросистем авиационной ракетной и наземной техники, позволяющих обезопасить работу и эксплуатацию гидравлических систем при высоких температурах (пониженная пожароопасность ввиду высокой температуры вспышки и воспламенения).

Изобретение относится к смазочным композициям для силовых установок авиационной техники, а именно для ГТД самолетов, главных редукторов тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий маслосистемы турбокомпрессора двигателя вертолетов, обладающим улучшенными антикоррозионными и смазывающими свойствами, в частности противоизносными.
Изобретение относится к получению пластичных смазок для высокоскоростных радиально-упорных подшипников, и предназначена для использования в приводных двигателях роторно-вибрационных гироскопов и синхронных гиромоторов в интервале рабочих температур от минус 50°С до плюс 150°С
Изобретение относится к получению пластичных смазок для высокоскоростных радиально-упорных подшипников, и предназначена для использования в приводных двигателях роторно-вибрационных гироскопов и синхронных гиромоторов в интервале рабочих температур от минус 50°С до плюс 150°С
Изобретение относится к получению пластичных смазок для высокоскоростных радиально-упорных подшипников, и предназначена для использования в приводных двигателях роторно-вибрационных гироскопов и синхронных гиромоторов в интервале рабочих температур от минус 50°С до плюс 150°С

Изобретение относится к составам гидравлических жидкостей, используемых в автоматических коробках передач

Изобретение относится к композиции консистентной смазки
Изобретение относится к нефтехимической отрасли, в частности к производству смазок
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к антифрикционным покрытиям, используемым в подшипниках скольжения и других сопряженных деталей, работающих в условиях воздействия высоких температур и нагрузок, в частности к покрытиям для лепестковых газодинамических подшипников
Изобретение относится к пластичной литиевой комплексной смазке, предназначенной для смазывания узлов трения, работающих при высоких температурах - до 180°С
Изобретение относится к составу универсального моторного масла, предназначенного для всесезонного применения, и может быть использовано в серийных и перспективных высокофорсированных турбонаддувных бензиновых и дизельных двигателях
Изобретение относится к области создания пластичных смазок, работоспособных в высокотемпературных узлах трения
Наверх