Шахматы "аланские"



Шахматы "аланские"
Шахматы "аланские"

 


Владельцы патента RU 2475289:

Дзгоев Таймураз Камболатович (RU)

Шахматы «Аланские» относятся к настольным интеллектуальным играм на досках и предназначены для игры одновременно двух, трех или четырех игроков. Технической задачей изобретения является повышение занимательности и эффективности игры в шахматы. Технический результат достигается за счет того, что в устройстве, включающем шахматную доску из центрального квадратного игрового поля (ЦИП) и дополнительных игровых полей (ДИП) с фигурами, доска дополнительно снабжена резервными полями из 16-ти квадратных клеток, образующих по четыре одинаковых квадрата с расположенными на них традиционными шахматными фигурами разного цвета. ДИП выполнены прямоугольной формы и состоят из 128 квадратных клеток по 32 клетки в четырех восьмиклеточных рядах каждого ДИП, при этом на двух крайних восьмиклеточных рядах каждого ДИП расположены традиционные шахматные фигуры разного цвета, а с противоположной стороны от шахматных фигур каждое ДИП своей крайней восьмиклеточной стороной присоединено к одной из сторон квадратного центрального игрового поля с образованием расширенного на четыре стороны расширенного единого игрового поля (РЕИП) крестообразной формы, в угловых местах которого, между каждыми двумя ДИП с фигурами разного цвета, установлены вплотную к ним два двухклеточных ряда резервного поля, причем цвет фигур каждого ДИП совпадает с цветом фигур примыкающего к нему с правой стороны резервного поля, а между ними расположены порядковые номера каждого игрока, играющего этим же цветом шахматных фигур. Шахматная доска разделена центральными линиями, при этом горизонтальная линия образует границы для фронтального пересечения ее пешкой с возможностью обмена этой пешки на ферзя, слона, коня или ладью. По периметру квадратной шахматной доски расположена рамка, на которой нанесены буквенные обозначения вертикальных рядов квадратных клеток и цифровые обозначения рядов горизонтальных клеток, количество которых задано в соответствии с количеством квадратных клеток РЕИП. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к настольным интеллектуальным играм на досках, а именно к шахматам «Аланским», которые предназначены для развлечения и развития логического и интуитивного мышления одновременно у четырех игроков, и могут найти применение для широкого круга любителей шахматных игр, в том числе для развития мыслительных способностей молодых любителей интеллектуальных игр.

Известно устройство для игры в «Шахматы Черникова», по патенту №2129897, МПК А63F 3/02, опубл. 10.05.1999 г., которое включает доску, разбитую на ряды чередующихся светлых и темных клеток, два одинаковых набора игровых фишек разного цвета, символизирующих шахматные фигуры, и средство выбора игровой фишки, выполненного из множества многогранников.

Однако известная шахматная игра сложна в запоминании многогранников и в выборе вариантов игры, кроме того, игра предназначена для игры только с двумя игроками, что ограничивает ее игровые возможности.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является шахматная игра «TRANSLEVELS» по патенту №2075991, МПК6 А63А 3/02, опубл. 27.03.1997 г., в которой могут играть одновременно от двух до четырех игроков. Известная игра содержит игровую доску, состоящую из центральной части - одного квадратного поля размером 8×8 клеток, всего 64 клетки, и периферийной (дополнительной) части из четырех треугольных полей, в которых размещаются фигуры играющих и четыре комплекта фигур, различающихся по цвету, при этом варианты форм и цветов фигур могут быть разнообразны.

Сходными признаками являются наличие игровой доски квадратной формы, состоящей из центральной части в виде квадратного игрового поля из 64 черно-белых клеток и дополнительных (периферийных) игровых полей с фигурами.

Однако известный аналог недостаточно эффективен для четырех игроков и сложен для понимания, так как фигуры играют в шести уровнях и в собственных «домах». Кроме того, треугольные периферийные дополнительные игровые поля не только неудобны при игре, но и не позволяют использовать в игре достаточное количество фигур для четырех игроков, что снижает игровые возможности известных шахмат.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение занимательности игры на шахматах «Аланские» за счет возможности использования резервных шахматных фигур и трофейных фигур противника, а также эффективности игры за счет расширения игровых возможностей и увеличения продолжительности игры за одной шахматной доской одновременно двум, трем, четырем игрокам.

Задача решается новой совокупностью существенных признаков, обеспечивающих повышенную занимательность и эффективность игры за счет того, что в устройстве, включающем шахматную доску, состоящую из центрального квадратного игрового поля из 64 черных и белых квадратных клеток и дополнительных игровых полей с расположенными на них фигурами (признаки сходные с ближайшим аналогом), новым является то, что шахматная доска дополнительно снабжена резервными полями, состоящими из 16-ти квадратных клеток, образующих по четыре одинаковых квадрата с расположенными на них традиционными шахматными фигурами разного цвета, по четыре в каждом квадратном резервном поле, а дополнительные игровые поля выполнены прямоугольной формы и состоят из 128 квадратных клеток по 32 клетки в четырех восьмиклеточных рядах каждого дополнительного игрового поля, при этом на двух крайних восьмиклеточных рядах каждого дополнительного игрового поля расположены традиционные шахматные фигуры разного цвета, а с противоположной стороны от шахматных фигур каждое дополнительное игровое поле своей крайней восьмиклеточной стороной присоединено к одной из сторон квадратного центрального игрового поля с образованием из 208 квадратных клеток расширенного на четыре стороны единого игрового поля, крестообразной формы, в угловых местах которого, между каждыми двумя дополнительными игровыми полями с фигурами разного цвета, установлены вплотную к ним два двухклеточных ряда резервного поля, причем цвет фигур каждого дополнительного игрового поля совпадает с цветом фигур примыкающего к нему с правой стороны резервного поля, а между ними расположены порядковые номера каждого игрока, играющего этим же цветом шахматных фигур, причем шахматная доска разделена центральными линиями, при этом горизонтальная линия образует границы для фронтального пересечения ее пешкой с возможностью обмена этой пешки на ферзя, слона, коня или ладью, а по периметру квадратной шахматной доски расположена рамка, на которой нанесены буквенные обозначения вертикальных рядов квадратных клеток и цифровые обозначения рядов горизонтальных клеток, количество которых задано в соответствии с количеством квадратных клеток расширенного единого игрового поля. На каждом дополнительном игровом поле расположено по шестнадцать фигур, а на каждом резервном поле расположено по четыре фигуры для каждого игрока.

Изобретение поясняется чертежом, на фиг.1 изображены шахматы «Аланские» в общем виде, на фиг.2 - то же, в цветном исполнении. Для яркой наглядности изобретения прилагается его фотография в цвете.

Шахматы «Аланские» содержат шахматную доску 1 квадратной формы, состоящую из центрального квадратного игрового поля 2 из 64 черных и белых квадратных клеток, четырех дополнительных игровых полей 3 с расположенными на них традиционными шахматными фигурами разного цвета и четырех резервных полей 4, состоящих из 16 квадратных клеток, образующих по четыре одинаковых квадрата, с расположенными на них традиционными шахматными фигурами разного цвета, по четыре в каждом квадратном резервном поле 4.

Дополнительные игровые поля 3 выполнены прямоугольной формы и состоят из 128 квадратных клеток по 32 клетки в четырех восьмиклеточных рядах каждого дополнительного игрового поля 3.

На двух крайних восьмиклеточных рядах каждого дополнительного игрового поля 3 расположены традиционные шахматные фигуры разного цвета: черного, светлого, коричневого и светло-коричневого, по 16 фигур в каждом, с противоположной стороны от шахматных фигур каждое дополнительное игровое поле 3 своей крайней восьмиклеточной стороной присоединено к одной из сторон квадратного центрального игрового поля 2 с образованием из 208 квадратных клеток расширенного на четыре стороны единого игрового поля 5 крестообразной формы, в угловых местах которого между каждыми двумя дополнительными игровыми полями 2 с фигурами разного цвета установлены вплотную к ним два двухклеточных ряда резервного поля 4, причем цвет фигур каждого дополнительного игрового поля 3 совпадает с цветом фигур примыкающего к нему с правой стороны резервного поля 4. Между дополнительным 3 и резервным полем 4 с одинаковым цветом фигур расположены порядковые номера каждого игрока, играющего этим же цветом шахматных фигур. Так, с правой стороны каждого дополнительного игрового поля 3 нанесена позиция игрока, выраженная цифрами 1,2,3,4 и поясняющая каким цветом шахматных фигур играет каждый из четырех игроков:

- цифрой 1 обозначен игрок, играющий белыми фигурами;

- цифрой 2 - игрок, играющий светло-коричневыми фигурами;

- цифрой 3 - игрок, играющий черными фигурами;

- цифрой 4 - игрок, играющий коричневыми фигурами.

На каждом дополнительном игровом поле 3 расположено по шестнадцать традиционных шахматных фигур (или на всех дополнительных полях 64 шахматных фигур), на каждом резервном поле 4 расположено по четыре традиционные шахматные фигуры для каждого игрока (или 16 фигур на всех резервных полях).

Шахматная доска 1 разделена центральными линиями: вертикальной 6 и горизонтальной 7, последняя образует границу для фронтального пересечения ее пешкой с возможностью обмена этой пешки на ферзя, слона, коня или ладью. Кроме того, вертикальной 6 и горизонтальной 7 линиями шахматные фигуры на каждом дополнительном игровом поле 3 разделены на две группы, одна группа состоит из ладьи, коня, слона, ферзя и четырех пешек, другая группа состоит из короля, слона, коня, ладьи и четырех пешек.

Шахматные фигуры каждого резервного поля 4 состоят из двух слонов, ладьи и коня.

По периметру квадратной шахматной доски 1 расположена рамка 8, на которой нанесены буквенные обозначения вертикальных рядов квадратных клеток (А-Р) и цифровые обозначения горизонтальных рядов квадратных клеток (1-16), количество которых задано в соответствии с количеством квадратных клеток расширенного единого игрового поля 5.

Игра в шахматы «Аланские» осуществляется исходя из условий (правил) ее игры, в которой могут участвовать два, три или четыре игрока одновременно.

Цель игры в шахматы «Аланские» состоит в том, что каждый игрок стремится сбить достаточное количество фигур «противника» и объявить «мат» королю или королям «противника».

Игра проходит по предварительной договоренности, по принципу: «каждый против всех» или «двое против двоих», причем предварительно игроки разыгрывают жребий, по которому занимают позиции 1, 2, 3, 4.

В предлагаемых шахматах «Аланские» все шахматные фигуры, за исключением резервных фигур (двух слонов, ладьи и коня), передвигаются игроками по квадратным клеткам расширенного единого игрового поля 5, но не передвигаются по клеткам резервных полей 4. Пешки и короли не являются резервными фигурами, в связи с чем в процессе игры их не располагают в резервных полях 4.

На начало игры резервные фигуры находятся на своих резервных полях 4, а в процессе игры каждый игрок может, по своему желанию, выходить одной из фигур со своего резервного поля 4 на любую свободную клетку расширенного игрового поля 5 в качестве очередного хода.

Каждый игрок в начальный момент игры ходит только фигурами своего цвета, например белыми, расположенными на одном из четырех дополнительных игровых полях 3 и одном резервном поле 4, прилегающем с правой стороны дополнительного игрового поля 3, причем с фигурами одного цвета. Чтобы ввести в игру любую резервную фигуру, игрок выдвигает эту фигуру из резервного поля 4 на расширенное единое игровое поле 5, однако, в этом случае выдвигаемая им фигура не может сбивать фигуры на расширенном едином игровом поле 5, но может объявлять «шах» и «мат» королю «противника». Только при следующем очередном ходе игрока выдвинутая игроком на расширенное единое игровое поле 5 эта резервная фигура может сбивать фигуры, расставленные на этом поле.

Каждый игрок, в процессе игры, может неоднократно, в порядке очередного хода, уводить с расширенного единого игрового поля 5 на свое резервное поле 4 свои фигуры: ладью, коня и слона, сделавшие хотя бы один ход, затем снова вводить их в игру. Также, в процессе игры, передвигая пешку к центральной горизонтальной линии 7 и пересекая фронтально эту линию, игрок может по своему желанию заменить эту пешку на одну из четырех основных фигур: ферзя, ладью, слона или коня, так как фронтальное пересечение горизонтальной линии 7 пешкой дает право игроку сменить пешку на ферзя, слона, коня или ладью, по его усмотрению, исходя из игровой ситуации.

При объявлении «шах», ситуация «мат» наступает только после того, когда наступит очередное право на ход того игрока, которому был объявлен «шах». Это объясняется тем, что промежуточные игроки своими последующими ходами могут исключить ситуацию «мат».

В процессе игры выигрывает тот игрок, который объявляет последний «мат» последнему, оставшемуся на расширенном едином игровом поле 5 королю «противников» (при игре «каждый за себя») или выигрывает та пара игроков, которая последовательно объявляет «мат» одному, затем другому игроку из противостоящей команды.

Причем фигуры игрока, королю которого объявлен «мат», становятся трофейными фигурами игрока, объявившего «мат», как с игрового поля, так и с резервного поля, при этом объявивший «мат» игрок продолжает играть этими трофейными фигурами, как своими собственными, однако он не имеет права дополнительного хода, которым обладали фигуры «противника».

В случае игры четырех игроков, последние при желании могут объединится в две, противостоящие друг другу, пары, в этом случае задача каждого из пары игроков - обыграть каждого из противостоящей пары и объявить, в конечном счете, их королям «мат». В процессе игры «пара на пару» каждый игрок имеет право снимать фигуры не только противников, но и своего напарника, в тоже время они не создают для фигур друг друга «битых полей», ситуаций «шах» или «мат», наоборот, ферзь или иная другая фигура одного игрока может плотно прикрыть короля напарника от ситуации «шах» или «мат» противной стороны.

В процессе игры игроки могут записывать ход каждой из своих фигур с использованием цифр (1-16) и буквенного обозначения (А-Р) на рамке 8.

Для записи ходов основных фигур введены условные буквенные обозначения этих фигур:

- Король - Кр

- Ферзь - Ф

- Ладья - Л

- Слон - С

- Конь - К

- Пешка - П

Так, например: первый ход белой пешки, стоящей на пересечении вертикального ряда Н клеток и горизонтального ряда 2 клеток, игрок, занимающий позицию 1, записывает этот ход так: 1.1Н 2 - Н4 (при игре в традиционные шахматы этот ход соответствует Е 2 - Е 4).

После каждой игровой партии шахматную доску 1 поворачивают по часовой стрелке, чтобы следующие игроки, в порядке очередности, получили право играть фигурами другого цвета.

Предлагаемые шахматы «Аланские», по сравнению с известными аналогами, уникальны не только в удобном расположении и красочном выполнении шахматных фигур на расширенном едином игровом поле и резервных полях, но и имеют технические преимущества по сравнению с известными шахматами и интеллектуальными играми на них:

- обеспечивается повышенная занимательность игры за счет того, что каждый игрок имеет дополнительные фигуры на резервных полях и имеет возможность использовать в качестве своих фигур трофейные фигуры «противника»;

- повышается эффективность игры за счет использования резервных полей, которые в совокупности с расширенным единым игровым полем в 208 квадратных клеток позволяют увеличить продолжительность игры, вместе с тем обеспечивается динамизм шахматной игры и необходимость более гибкого сочетания тактических и стратегических способностей игроков;

- кардинальным образом изменяются и расширяются потенциальные возможности игроков, появляется возможность более изощренно и глубоко разыгрывать комбинации игры, что в свою очередь, создает интересную и сложную игровую ситуацию, требующую от игроков большей гибкости ума и находчивости, тем самым, развивается интерес к шахматному творчеству, особенно у молодых любителей интеллектуальных игр.

Предлагаемое к патентованию изобретение - шахматы «Аланские» обеспечивает ряд новых потенциальных игровых возможностей, например, более глубинное сближение игры с реальными условиями «боевых баталий», возможностью снятия с «боевых» позиций и отвода в резерв определенных сил, чтобы в нужный момент снова вернуть их на «поле сражения» и т.д. и т.п.

Кроме того, шахматную доску можно использовать для игры в шашки, разделившись на команды.

По мнению автора-заявителя предлагаемое изобретение шахматы «Аланские» является патентоспособным, так как соответствует критериям изобретения: новизне, изобретательскому уровню и промышленной применимости.

Название изобретения шахматы «Аланские» ассоциируется с историческим названием осетинской государственности - «Алания», родиной автора-заявителя.

В настоящее время шахматы «Аланские» вызвали интерес у любителей интеллектуальных игр, в связи с чем необходима защита изобретения патентом.

1. Шахматы, включающие шахматную доску, состоящую из центрального квадратного игрового поля из 64 черных и белых квадратных клеток и дополнительных игровых полей с расположенными на них фигурами, отличающиеся тем, что шахматная доска дополнительно снабжена резервными полями, состоящими из 16 квадратных клеток, образующих по четыре одинаковых квадрата с расположенными на них традиционными шахматными фигурами разного цвета, по четыре в каждом квадратном резервном поле, а дополнительные игровые поля выполнены прямоугольной формы и состоят из 128 квадратных клеток по 32 клетки в четырех восьмиклеточных рядах каждого дополнительного игрового поля, при этом на двух крайних восьмиклеточных рядах каждого дополнительного игрового поля расположены традиционные шахматные фигуры разного цвета, а с противоположной стороны от шахматных фигур каждое дополнительное игровое поле своей крайней восьмиклеточной стороной присоединено к одной из сторон квадратного центрального игрового поля с образованием из 208 квадратных клеток расширенного на четыре стороны единого игрового поля крестообразной формы, в угловых местах которого между каждыми двумя дополнительными игровыми полями с фигурами разного цвета установлены вплотную к ним два двухклеточных ряда резервного поля, причем цвет фигур каждого дополнительного игрового поля совпадает с цветом фигур примыкающего к нему с правой стороны резервного поля, а между ними расположены порядковые номера каждого игрока, играющего этим же цветом шахматных фигур, причем шахматная доска разделена центральными линиями, при этом горизонтальная линия образует границы для фронтального пересечения ее пешкой с возможностью обмена этой пешки на ферзя, слона, коня или ладью, а по периметру квадратной шахматной доски расположена рамка, на которой нанесены буквенные обозначения вертикальных рядов квадратных клеток и цифровые обозначения рядов горизонтальных клеток, количество которых задано в соответствии с количеством квадратных клеток расширенного единого игрового поля.

2. Шахматы по п.1, отличающиеся тем, что на каждом дополнительном игровом поле расположено по шестнадцать фигур, а на каждом резервном поле расположено по четыре фигуры для каждого игрока.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к робототехнике, а именно к манипуляторам с захватом и роботам для настольных игр. .

Изобретение относится к периферийным устройствам для проведения шахматной игры с подключением к компьютеру и может быть использовано при проведении электронных игр шахматно-шашечного типа с компьютером.

Изобретение относится к настольным играм и может быть использовано в играх на досках, например в шахматах. .

Изобретение относится к настольным играм и может быть использовано в играх на досках, например в шахматах. .

Изобретение относится к сфере развлечений, а именно к занимательным играм, в частности к настольной игре "Крестики-нолики", которая проводится в трехмерном пространстве и заканчивается победой того из соперников, который первым выстроит свои игровые элементы в один ряд, расположенный, например, по одной из горизонталей любой игровой панели или же по одной из вертикалей или диагоналей игрового поля.

Изобретение относится к сфере развлечений, а именно к занимательным играм, в частности к настольной игре "Крестики-нолики", которая проводится в трехмерном пространстве и заканчивается победой того из соперников, который первым выстроит свои игровые элементы в один ряд, расположенный, например, по горизонтали на любой из игровых панелей или же по одной из вертикалей или диагоналей игрового поля.

Изобретение относится к сфере развлечений, а именно к занимательным играм, в частности к настольной игре "Крестики-нолики", которая проводится в трехмерном пространстве и заканчивается победой того из соперников, который первым выстроит свои игровые элементы в один ряд, например по одной из горизонталей на любой игровой панели или же по одной из вертикалей или диагоналей игрового поля.

Изобретение относится к сфере развлечений, а именно к занимательным играм, в частности к игре "Крестики-нолики", которая проводится в трехмерном пространстве и заканчивается победой того из соперников, который первым выстроит свои игровые элементы в один ряд, расположенный, например, на одной из горизонталей любой игровой панели или же по одной из вертикалей или диагоналей игрового поля.

Изобретение относится к игровой доске, имеющей волнообразную рельефную конструкцию, сформированную из ряда возвышений и углублений, расположенных на равных расстояниях друг от друга, по меньшей мере, в двух различных направлениях. При этом одна или несколько игровых фишек выполнены как скользящие фишки с одним или несколькими модулями, которые соединены друг с другом. Нижняя контактная поверхность каждого модуля имеет наклонную форму, которая является, в основном, конгруэнтной форме углублений игровой доски. Технический результат - обеспечение возможности более точного определения положение покоя фишки и предотвращение смещения фишки из положения покоя в результате возможного случайного движения. 20 з.п. ф-лы, 18 ил.

Данное изобретение относится к перемещению объекта по поверхности, например, игровой фигуры по игровому полю. Движитель объекта по поверхности, включающий: генератор изгибной волны для возбуждения волн изгиба в плоскости рабочей поверхности; устройство позиционирования объекта на поверхности и орган управления генератором изгибной волны таким образом, чтобы объект приближался к заданной позиции на поверхности на пиках волн изгиба, где орган управления предназначен для управления генератором изгибной волны, управляемым на основе правил управления синтезом волнового поля и исходя из результирующей составляющей смещения, проходящей по касательной к поверхности, поверхностных точек поверхности на пиках поверхностных волн, генерируемых генератором изгибной волны в поверхности таким образом, чтобы объект приближался по поверхности к заданной позиции на поверхности. Основная идея изобретения состоит в том, что при определении положения объекта на поверхности могут быть задействованы непосредственно транспортные механизмы, перемещающие данный объект по поверхности, что дает сокращение числа холостых транспортных перемещений, поскольку управление выполняется непосредственно по результатам наблюдения за перемещением и сравнения их с заданной траекторией движения. 6 н. и 3 з.п. ф-лы, 26 ил.

Изобретение относится к перемещению объекта по поверхности. Данное транспортирование заключается в том, что при определении положения объекта на поверхности могут быть задействованы непосредственно транспортные механизмы, перемещающие данный объект по поверхности, что дает сокращение числа холостых транспортных перемещений, поскольку управление выполняется непосредственно по результатам наблюдения за перемещением и сравнения их с заданной траекторией движения. В описываемых реализациях применяются сжатый воздух, магнетизм и/или изгибные волны. Обеспечивается повышение эффективности генерации перемещения объекта по поверхности. 4 н. и 6 з.п. ф-лы, 38 ил.

Изобретение относится к перемещению объекта по поверхности. Данное транспортирование заключается в том, что при определении положения объекта на поверхности могут быть задействованы непосредственно транспортные механизмы, перемещающие данный объект по поверхности, что дает сокращение числа холостых транспортных перемещений, поскольку управление выполняется непосредственно по результатам наблюдения за перемещением и сравнения их с заданной траекторией движения. В описываемых реализациях применяются сжатый воздух, магнетизм и/или изгибные волны. Обеспечивается повышение эффективности генерации перемещения объекта по поверхности. 3 н. и 3 з.п. ф-лы, 38 ил.

Изобретение относится к перемещению объекта по поверхности. Данное транспортирование заключается в том, что при определении положения объекта на поверхности могут быть задействованы непосредственно транспортные механизмы, перемещающие данный объект по поверхности, что дает сокращение числа холостых транспортных перемещений, поскольку управление выполняется непосредственно по результатам наблюдения за перемещением и сравнения их с заданной траекторией движения. В описываемых реализациях применяются сжатый воздух, магнетизм и/или изгибные волны. Обеспечивается повышение эффективности перемещения объекта по поверхности. 7 н. и 11 з.п. ф-лы, 38 ил.
Наверх