Способ развития способности зрительного анализатора к восприятию глубины и объема плоскостного изображения

Изобретение относится к области медицины, а именно к психологии, психофизиологии, физиологии, оптике, экологии человека, и может быть использовано в системе образования на всех ее уровнях, при изучении деятельности мозга; нейронауке, при построении новых принципов деятельности нейронных сетей; применяться в разработке компьютеров параллельного принципа деятельности; в бизнесе и любой иной области, связанной с применением креативных, творческих способностей. Используют зрительную систему, воздействуют на нее изображениями, построенными по стереоскопическому принципу. Обучают наблюдать на них стереоскопическую глубину, самостоятельно строить изображения. Осуществляют шесть этапов: на первом обучают наблюдать глубину в режимах наложения для обобщенных стереоскопических проекций или идентично-подобных структур в двух условиях концентрации взгляда - до изображения или на удаленные предметы, для чего используют стереоскопическую проекцию как идентично-подобного изображения «I» с построением k-элементами стереоскопической глубины. Демонстрируют его зрительной системе, получают режим наложения структур, фиксируют количество элементов глубины q на изображении «I». Если q больше k, то переходят ко второму этапу восприятия изображений первичного условия наблюдения их в целом и по отдельным деталям. Обучают самостоятельно строить идентично-подобные изображения, начиная с простейших одиночных образов, при постоянном осуществлении режима наложения структур в процессе их построения и доводят обучение до уровня, когда возникает зрительное восприятие отделения одиночных образов от фона в режиме наложения, а затем и без наложения. Повторяют определение числа элементов глубины на изображении «I» в условиях наложения. На третьем этапе обучают принципам изготовления и построения идентично-подобных изображений с непрерывным перекрытием образов с d элементами стереоскопической глубины, доводят обучение до уровня, когда зрительное восприятие глубины наблюдают для р, большего, чем d числа образов в режиме наложения, и завершают его, когда аналогичные эффекты глубины остаются и без условия наложения. Проверяют число элементов глубины на изображении «I» в режиме наложения и без него. На четвертом этапе усложняют идентично-подобные изображения и условия их построения, для чего используют изображения с монокулярной пространственной перспективой образов с W элементами стереоскопической глубины. Доводят уровень обучения до состояния, когда в режиме наложения фиксируют восприятие глубины для числа Н, большего, чем число W, а перспектива пространственного восприятия образов остается и без режима наложения. На пятом этапе выбирают изображения с эффектом рельефности образов, строят на его основе идентично-подобное изображение и доводят уровни обучения до объемного восприятия интенсивности образов всего изображения, классифицируют условия возникновения глубины плоских образов. На шестом этапе развивают способности для любых изображений регулировать восприятие глубины плоских образов на плоских изображениях между собой как в режиме наложения идентично-подобных изображений, так и без него, где k, d, q, р, W, Н - целые числа, информирующие о количестве образов на изображениях, для которых проведено стереоскопическое смещение, и числе образов, для которых наблюдаются эффекты глубины. Способ позволяет развить способности регулирования восприятия глубины плоских образов на плоских изображениях. 8 ил.

 

Изобретение относится к психологии, психофизиологии, физиологии, оптике, экологии человека и может быть использовано в системе образования на всех ее уровнях, при изучении деятельности мозга; нейронауке, при построении новых принципов деятельности нейронных сетей; применяться в разработке компьютеров параллельного принципа деятельности; в бизнесе и любой иной области, связанной с применением креативных, творческих способностей.

Известно, что в современном обществе востребовано развитие творческих способностей и интуиции. Проблема формирования интуитивных способностей, аналогично и самому понятию «интуиция» на сегодняшний день остается очень актуальной. Развитие творческих способностей, особенно в раннем возрасте, способствует раскрепощению ребенка и создает тем самым хорошие предпосылки для высокого уровня подсознания [1]. Индустриальные великаны, наводняющие Америку и Европу, не жалеют средств на развитие интуитивных способностей своих служащих. Пример - руководство компании «Майкрософт» [1].

Известно, что интуицией от рождения обладает каждый человек [1] и она присуще не только человеку, но и высшим животным. Имеется определение интуиции как антиципации или опережающего отражения (т.е. предсказание будущих событий). Считают, что она присуща любому роду деятельности и упреждение времени ее проявления до реализации события имеют различные значения [2]. Некоторые исследователи относят интуицию к элементам строения генетической структуры, другие к результатам накопленного жизненного опыта и вовлечения в какой-то род деятельности [3]. В философском понимании интуиция состоит из чувственной и интеллектуальной компонент [4].

Т.е. интуиция вовлеченного мышления (или интеллектуальная интуиция) есть результат совместного действия биологической сущности человека (или генетической структуры) и его осознанной деятельности, т.е. сознания. Развитие интуиции вовлеченного действия (или мышления) может быть основано и на длительном накопленном жизненном опыте, углубленных и специальных знаний в какой то области, необходимости приобретения профессиональных навыков [3].

Приведем несколько известных характеристик интуитивного мышления [1]: 1. Интуицию следует рассматривать как глубинное сознание человека, как альтернативное мышление его стереотипной стороне. Или - это инакомыслие. Для того, чтобы применить интуицию необходимо как бы отстраниться от проблемы и посмотреть на все иным взглядом; 2. Интуиция, т.е. умение предвидеть будущее и прогнозировать результат зависит в первую очередь от того, насколько человек желает быть внимательным. Элементы «шестого чувства» - наблюдательность, внимательность, сбор и учет всей информации по интересующему вопросу. Часто не замечаемые мелочи составляют общую мозаику сложившейся проблемы; 3. Интуиция - это преобразующее мышление. Интуитивные озарения наступают как раз в той сфере, на которую тратятся все силы без остатка. При этом работа проводится с одной единственной идеей до тех пор, пока не появиться способ решить ее по другому в течение такого промежутка времени, который для этого необходим; 4. Перед любым интуитивным моделированием необходима предварительная обработка информации с аналитической ступенькой. Не надо пытаться смоделировать все сразу. Сначала первые шаги, как контурные наброски. Но можно и по деталям, затем вся картина в целом. Или наоборот - сначала вся картина, и затем детали; 5. К наиболее часто встречающимся разновидностям интуиции, которые взаимосвязаны и используются одним и тем же человеком относятся: Прозрение (Бывает, что человек неожиданно понимает, что нашел искомое решение или явление); Визуализация (Иногда абсолютно внезапно перед глазами человека проходит вереница образов; Действие (Вдруг человек понимает, что нужно выполнить какие-то действия, как будто приходит момент второго дыхания. Само же действие проистекает по верному пути); Избирательность (Отчего-то из массы вариаций предпочтение отдается одному, полностью противоположному варианту, верному с точки зрения логики); Предчувствие (Человек получает предупреждение от какого-то смутного чувства, к чему можно прийти, выбрав в итоге ту или иную позицию); Озарение (К человеку приходит своеобразное просветление, и он испытывает покровительство и благосклонность высших сил); 6. Местоположение интуиции надлежит разыскивать там, где пересекаются два познавательных процесса: 1) момент, когда осуществляется переход от чувственного восприятия к выводу определенных понятий; 2) время, когда совершается переход от представлений к чувственному восприятию. С применением этих способов складываются чувственные образы и представления. Они объединены с процессом перехода из области чувственно-наглядных процессов в область абстрактно-понятийных, и наоборот. В ходе их разработки возможно появление воззрений, которые не выводились путем логических рассуждений из уже известных и доказанных, а также образов, которые появились сами по себе, а не стали результатом работы закономерностей чувственных ассоциаций; 7. Интуитивное мышление заставляет взаимодействовать образы и представления, которые относятся, как кажется сначала, к вовсе не похожим друг на друга предметным сферам; 8. Возникающую внезапно на уровне подсознания интуитивную идею можно назвать результатом, полученным в ходе нескольких познавательных операций; 9. Если есть интуиция, то и есть закономерности, на которые она опирается и 10. Для того чтобы пользоваться альтернативным сознанием, необходимо слушать собственную интуицию и упражнять ее.

Известно, что зрительная система и высокоуровневое, абстрактное мышление используют общие принципы обработки информации [5]. Способность зрительной системы определять расстояние развилась миллионы лет назад еще у первых биологических видов, и она относится к уровню строения генетической структуры. В соответствии с принципами действия эволюционно-развитой биологической зрительной системой нельзя получить полноценных эффектов глубины, если образы плоские и находятся на плоском носителе или объекты окружающего пространства расположенные на расстояниях больше 200-300 м. Однако известно, что с использованием специальной методики обучения (т.е. применения сознания) в современной информационно-компьютеризованной окружающей среды, имеется возможность развить способность формировать полноценное пространственное зрительное восприятие плоских образов на 2D-носителях. При этом восприятие плоских образов становится образно-структурированным и эффекты объемности и глубины возникают для нового формирования образов, по признаку отделения по цвету, интенсивности, местоположению в поле зрения и т.д. [6, 7]. В методике обучения используются изображения, для которых проведено смещение отдельных образов друг относительно друга, что в условиях наложения создает эффект стереоскопической глубины для них. Принцип, методика построения обучающих изображений, называемых идентично-подобные структуры (или обобщенные стереоскопические проекции - ОСП) и наблюдение на них стереоскопической глубины приведены в [6-11]. Результат методики обучения проявляется в том, что сначала эффект глубины в условиях наложения возникает у образов, для которых не было проведено стереоскопического смещения. В последующем, на ОСП глубина образов остается и без условия наложения и переносится для всех остальных двумерных изображений.

Сопоставляя принципы деятельности зрительной системы и высокоуровневого мышления видно, что они используют как подсознание, так и сознание. Для абстрактного мышления - это интуиция генетической структуры и интуиция вовлеченного действия. У зрительной системы - это глубина объектов окружающего пространства и способность восприятия глубины и объемности образов на плоских носителях. В одном из определений интуиции утверждается, что это способность получать результат (ответ) какой-то проблемы (или задачи), без этапа его решения. При этом такой ответ противоречит логической постановке первоначальных целей и может быть сначала непонятен человеку (или даже на него не обращают внимания), получившему ответ. В обучении зрительной системы - это способность восприятия глубины и объемности образов на плоских носителях. Они не имеют никаких логических предпосылок из методики обучения и построения идентично-подобных структур. Возникла она и развивалась при непосредственном участии двух видов интуиции [7]. Обосновано предположение (пока на единичном примере), что объемное восприятие образов плоских изображений это не только интуиция зрительной системы, но оно может влиять и на интуицию абстрактного мышления [7]. Иными словами, если абстрактное мышление и зрительная система в нейронных сетях головного мозга используют общие принципы обработки информации, то применение методики обучения зрительной системы [6-7], развитие способности восприятия глубины образов на плоских носителях может привести к возникновению системы интуитивного планирования [7] и возможности определения элементов интуиции вовлеченного мышления [12].

Отметим, что известные методы развития интуитивных способностей основаны главным образом на психологическом тренинге [1], длительном жизненном опыте, необходимости применения вовлеченного мышления и вовлеченного действия. Как правило, для того, чтобы к логическому построению решения задачи подключилось подсознание, сформировались условия интуитивной подсказки, получаемый ответ должен быть чрезвычайно важен для человека. Для возникновения интуитивных «подсказок» требуется концентрация и полная «загруженность» мышления по решению задачи.

Известно, что исследование общих принципов действия биологических систем показало: «…коллективные эффекты при наличии мощных механизмов положительной обратной связи приводят к тому, что явления, характерные для одного уровня организации материи, могут проявляться на другом» [13]. Следовательно, если на макро уровне действия нейронных сетей головного мозга человека будет постоянно применяться интуиция вовлеченного мышления, то ее принципы могут оказать влияние и на микро уровень генетического строения.

Становление современной системы профессионального образования ориентировано на подготовку специалистов качественно нового типа, способных к креативному мышлению, определяющая роль в котором принадлежит интуиции [14]. Акцентуация образования на становление личности обуславливает и качественно новый подход к организации профессионального образования - проектно-целевой, где знания из основной задачи образования превращаются в средство развития личности студента [15]. Одной из составляющих проектно-целевого подхода является цель, как основной элемент деятельности человека, которая характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Фактически в таком определении цель относится к одному из элементов проявления интуиции. Следовательно, современная система образования в России ориентирована на развитии интуитивных способностей выпускников профессионального образования.

Задачей изобретения является развитие способности регулирования восприятия глубины плоских образов на плоских изображениях.

Задача достигается последовательным осуществлением шести этапов: на первом, условием которого является обучение наблюдения глубины в режимах наложения для обобщенных стереоскопических проекций или идентично-подобных структур в двух условиях концентрации взгляда - до изображения или на удаленные предметы, использованием стереоскопической проекции как идентично-подобного изображения «I» с построением k-элементами стереоскопической глубины, демонстрацией его зрительной системе, получением режима наложения структур, фиксированием количества элементов глубины q на изображении «I», если q больше k, то переходят ко второму этапу восприятия изображений первичного условия наблюдения в целом и по отдельным деталям и обучению человека самостоятельно строить идентично-подобные изображения, начиная с простейших одиночных образов, при постоянном осуществлении режима наложения структур в процессе их построения и доведением обучение до уровня, когда возникает зрительное восприятие отделения одиночных образов от фона в режиме наложения, а затем и без наложения, повторным определением числа элементов глубины на изображении «I» в условиях наложения;

на третьем этапе обучением принципам изготовления и построения идентично-подобных изображений с непрерывным перекрытием образов с d элементами стереоскопической глубины, доведением обучения до уровня, когда зрительное восприятие глубины наблюдается для р, большего, чем d числа образов в режиме наложения, и завершением его, когда аналогичные эффекты глубины остаются и без условия наложения, проверкой числа элементов глубины на изображении «I» в режиме наложения и без него;

на четвертом этапе усложнением идентично-подобных изображений и условий их построения, с использованием изображения с монокулярной пространственной перспективой образов с W элементами стереоскопической глубины, доведением уровня обучения до состояния, когда в режиме наложения образуется восприятие глубины для числа Н, большего, чем число W, а перспектива пространственного восприятия образов остается и без режима наложения;

на пятом этапе выбором изображения с эффектом рельефности образов, построением на его основе идентично-подобного изображения и доведением уровня обучения до объемного восприятия интенсивности образов всего изображения, классифицированием условий возникновения глубины плоских образов;

на шестом этапе развитием способности для любых изображений регулировать восприятие глубины плоских образов на плоских изображениях между собой как в режиме наложения, так и без него, где k, d, q, p, W, H - целые числа, информирующие о количестве образов на изображениях, для которых проведено стереоскопическое смещение, и числе образов, для которых наблюдаются эффекты глубины.

Предлагаемый способ относится к физическому воздействию материальных объектов в виде изображений, построенных по принципу стереоскопических проекций на зрительную систему, как материальный объект, состоящий из физиологических компонент строения глаз по формированию светового потока из окружающей среды, нейронов экранного слоя сетчатки, фоторецепторов, преобразующих световые кванты в электрические потенциалы, центрального глазного нерва и далее нейронной сети коры головного мозга. По своей сущности способ можно отнести к физическому методу развития интуиции, который позволит определить области коры головного мозга, ответственные за интуитивные способности. И хотя известно применение аналогичного воздействия изображений построенных по стереоскопическому принципу на развитие зрительной системы, когнитивных способностей по выявлению нестандартного мышления, но развитие интуиции следует отнести к более значимым факторам и результатам влияния используемой методики обучения.

На фиг.1 приведен пример изображения, взятый в одной из ТВ передач канала National Geographic, когда в одну сторону происходило движение изображения буквы Y - малого размера. Для формулы изобретения - это обозначение изображения «I». Монотонное движение буквы Y - малого размера в одну сторону позволило построить обобщенный стереоскопический ряд из четырех изображений. На изображении два горизонтальных ряда структур, но верхний ряд не имеет смещения образов. Цифры «06» используются как контрольные при получении наложения структур. По принципу построения на изображении выделяются только два слоя - это буква Y меньшей величины в сером (в оригинале красно-желтом) цвете и цифры «06». Остальные образы являются фоновым сопровождением. В данном случае k формулы изобретения равно 2. Все слои должны восприниматься как плоские. Расстояния между буквами Y различной величины и фоном отличаются на 0,5%, а цифры «06» имеют расстояние больше фона на 3%.

Изображения построены так, что необходимо осуществлять режим наложения структур при концентрации взгляда на предмет, расположенный между глазами и плоскостью рисунка. При этом число структур в ряду буквы Y большого размера увеличивается до пяти. На переднем плане воспринимается ряд «06», на самом дальнем плане фон изображения, перед ним выделяется буква Y малого размера. На фиг.2 представлен набор отдельных букв, слов, состоящих из семи слоев глубины. Формирование слоев получено подбором расстояний различной величины по горизонтали, но для одного слоя они одинаковые для каждого элемента его горизонтальной структуры. Отличие расстояний между надписями составляет величину около 15%. Однако эти надписи разделены по вертикальному размеру листа. Для данного рисунка не имеет значение, как происходит концентрация взгляда, достаточно осуществить условия наложения, когда число букв в ряду увеличится на одну. Тогда каждый ряд будет восприниматься на постоянной глубине относительно других. Фиг.2 относится ко второму этапу действия способа, который завершается умением самостоятельно строить аналогичные слои и наблюдать отделение букв, слов, цифр от общего фона. На фиг.3 показано сложное изображение, когда образы формируются, как непрерывное распределение интенсивности облачного покрова и образующие его фон, так и отдельные элементами - это глаза, чайки и отдельные облака. Т.к. развивается образно-структурированное зрительное восприятие, то любой образ, отделяющийся от другого цветом или оттенком серого может приобрести восприятие глубины. Фиг.3 относится к третьему этапу, для которого буква d соответствует числу 13, а буква «р», как целое число, должно быть больше 13. На фиг.4 показана картина художника Голбейна «Иисус» с пространственной перспективой элементов. На переднем плане ложе, на нем тело человека и далее темная пустота. Все это помещено в проеме гроба. Фиг.5 иллюстрирует обобщенную стереоскопическую проекцию (как идентично-подобную структуру), на которой все воспринимаемые элементы расположены в реальном пространственном построении. Но для его восприятия следует сконцентрировать взгляд на объект между глазами и изображением, получить в наложенном режиме наблюдения четыре горизонтальных проекции картины. Для пяти образов картины проведено стереоскопическое смещение и только они в режиме наложения должны восприниматься с элементами глубины. Поэтому буква W равна числу 5, буква Н обозначает целые числа больше 5. Фиг.4 и фиг.5 относятся к этапу четыре. На фиг.6, относящаяся к пятому этапу, показана Физическая карта мира, на которой множество образов, имеющих восприятие глубины уже для развитой зрительной системы. Чтобы увидеть этот эффект для зрительной системы, не прошедшей обучение первых этапов, на фиг.7 построены смещенные проекции для Антарктиды (концентрация взгляда на предмет между глазами и фиг.7). Отметим, что смещение проведено только для всего материка, и только он в условиях наложения отделяется от темного цвета омывающего его моря с северной части материка. Некоторые горизонтальные ряды не имеют смещения материка, для других его величина изменяется. Исходя из условий построения на фиг.7 не должно возникать никаких других эффектов глубины или объемности. Фиг.8 иллюстрирует шестой этап. На ней приведена подборка изображений полета самолета «Конкорд», имеющая множественные слои зрительного восприятия глубины. В режиме наложения (концентрация взгляда на предмет между глазами и фиг.8) верхний и нижний ряды приобретают объемное и пространственное расположение образов. При этом мелкая структура формирует вертикальное слово «КГУ» и каждый элемент структуры имеет пространственное построение. Для зрительной системы, успешно освоившей пять этапов в условиях наложения, можно перемещать глубину слова «КГУ» относительно мелких элементов изображения. В условиях наложения можно наблюдать четыре уровня глубины образов.

На приведенных примерах изображений принцип действия способа следующий. Первый этап. Выбирается видеосюжет любой передачи ТВ, фильма, у которого происходит монотонное смещение одних k-образов относительно других, а изображение сформировано образами с участками непрерывного распределения цвета, его интенсивности. Из сюжета оцифровываются отдельные кадры, на которых каждый смещающийся образ меняют свое местоположение относительно неподвижных не более чем на 25%. На фиг.1 это изображение Y малого размера. Все остальные образы остаются без изменения. Для упрощения наблюдения смещение может возрастать по структурам горизонтального ряда. Кадры располагаются в горизонтальный ряд и образуют структуру, называемую обобщенной стереоскопической проекцией - «I» (или еще одно название - идентично-подобная структура или изображение). Слово «обобщенная» применяется потому, что обычно стереоскопические проекции образуются двумя изображениями, а в данном варианте их больше, но принципы их получения в основном совпадают. На фиг.1 смонтировано два ряда изображений, верхний ряд, не имеет смещения образов и цифры «Об» используются как опорные символы. Если, глядя на обобщенную проекцию осуществить режим наложения горизонтальных структур, т.е. сначала сконцентрировать взгляд вне плоскости изображения (по принципу построения изображения необходимо концентрировать взгляд на предмет между глазами и фиг.1) и получить двоение каждого горизонтального элемента, а затем добиться слияния двух смежных изображений, то, возникают некоторые элементы глубины. Цифры «06» воспринимаются на переднем плане. Для биологически-физического принципа действия зрительной системы глубина образов может возникать только для k-образов (в данном варианте k равно 2), т.е. - буквы Y малого размера и контрольных цифр «06». Образы и их количество, для которых наблюдаются эффекты, глубины фиксируется. У тех, у кого глубина возникает для более двух образов, или возникает объемность распределения интенсивности букв Y, фона, окружающих их (следовательно, число q должно быть больше k или больше 2), уже имеют новые первичные элементы развивающейся зрительной системы, т.е. интуиции зрительной системы, как адаптации к воздействию двумерных изображений. Учитывая взаимосвязь принципов действия зрительной системы и высокоуровневого мышления, и первичные элементы интуиции вовлеченного действия. Те, кто воспринимает глубину только для 2 образов, на момент начала обучения зрительной системы не обладают первичными навыками интуиции вовлеченного действия. Сравнение числа образов на изображении «I», на которых возникает глубина, позволяет осуществить процедуру в способе, называемую - «выявление» интуиции вовлеченного действия. При этом для тех, у кого наблюдается механизм «выявление», не имеет значение, как осуществлять концентрацию взгляда. Глубина и объемность тех структур, для которых не проводилось смещение, наблюдается в любых вариантах их наложения, и даже для одной копии. Главным условием получения данной процедуры является обучение наблюдения глубины в режимах наложения для обобщенных стереоскопических проекций или идентично-подобных структур в двух условиях концентрации взгляда, т.е. до изображения или на удаленные предметы. Такая работа может быть отнесена к выполнению первых шагов, как контурных набросков движения к развитию интуитивной зрительной системы.

Второй этап состоит в освоении принципов самостоятельного построения идентично-подобных изображений на одиночных образах. Его можно осуществить в пакете WORD или Adobe Photoshop.На каждом горизонтальном ряду набираются идентичные символы, а смежные ряды располагаются на расстояниях, отличающиеся не более чем на 25%. Причем между символами каждого горизонтального ряда целесообразно выбирать разброс расстояний не превышающий тех же значений. Например, надпись «2008-04-ИПС» образуют один уровень между элементами, которых расстояние 215 пк, между слоем из слово «спор» расстояние 161 пк, т.к. расстояния отличаются на предельно допустимые. Отметим, что зрительная система без особых усилий разносит одиночные образы с таким большим разбросом, но они должны быть раздвинуты друг от друга. Процесс построения выполняется постоянно только в режиме наложения, и он следующий. Допустим, применяется Adobe Photoshop с альбомным расположением листа формата А4. С использованием «инструмента» - Текст, начиная с левой границы, устанавливаются по отдельности два любых одинаковых символа. Расстояние между ними выбирается таким, чтобы на горизонтальном размере разместилось 4-5 символов. Это будет первый и второй слои, с расстоянием между символами «J». Затем второй символ копируется и ставится, как третий символ на верхний слой по отношению ко второму. Осуществляя режим наложения символов, третий символ следует передвигать, удаляя от первого и второго символов. Третий символ в начале движения еще не имеет восприятия глубины. По мере движения к выбранному интервалу «J» происходит как бы его захват в общую структуру, и символ приобретает глубину. Аналогично, по мере удаления от расстояния от значения «J» сначала меняется ощущение глубины его восприятия, а затем она для него пропадает. Поэтому имеется интервал расстояния ΔJ, в пределах которого при режиме наложения символ имеет эффект глубины. Следующий символ и другие горизонтальные ряды строятся аналогично. Выбор расстояний между символами каждого горизонтального ряда осуществляется в режиме наложения и пределах тех интервалов ΔJq, чтобы без особого напряжения можно было осуществлять режим наложения и наблюдение эффектов глубины между символами. Для фиг.2 число q равно 7. Иными словами в режиме наложения на фиг.2 наблюдается семь слоев глубины относительно белого фона листа. Целесообразно изменять масштабирование отдельных символов одного горизонтального ряда, но не выходить за пределы ±10% первичных размеров. Режим наложения осуществляется при концентрации взгляда на предмет между изображением и глазами или при ориентации взгляда на удаленные объекты. На данном этапе необходимо научиться выполнять оба режима концентрации взгляда и применять их непосредственно в процессе построения одиночных горизонтально-подобных структур. Этап завершается, когда построенная одиночная структура (в том числе и любой текст на экране монитора PC) без условия режима наложения приобретает эффект отделения от фона листа. Развивается явление, которого нет в первичных задачах методики построения изображений. Глубина возникает только между символами и в режиме наложения. Поэтому можно отнести ее к первичному восприятию глубины, как интуиции зрительной системы или назвать результатом очередной познавательной операции. По завершению этапа производится контроль на изображении «I» и, в режиме наложения, определение возникновения эффектов объемности букв Y и фона вокруг них. Т.е. проводится контроль на способность воспринимать изображение в целом и по отдельным деталям. Если сформировались эффекты объемности восприятия букв Y и серого фона, то достигнуто условие выявление.

Очередной третий этап развития, или познавательного действия, осуществляется при построении более сложных изображений, по типу представленных на фиг.3. Сначала выбирается фоновый слой - это слой из облачного покрова. По горизонтальной и вертикальным составляющим он должен иметь распределение интенсивности изображения от светлых, до темных оттенков. Далее из него монтируется вертикальный набор структуры. Затем копируется и устанавливается второй и далее вертикальные слои (на фигуре их три). Т.к. это будет фоновый слой, то вертикальные слои монтируются на равных расстояниях - L. В принципах такого построения фонового уровня, для обычной зрительной системы и в режиме наложения, на нем не должны возникать эффекты глубины областей различной интенсивности. Далее на этот фоновый слой наносятся одиночные образы с изменением расстояния в пределах не более ±0,1L. На фиг.3 одиночных образов 13 (то есть число, обозначаемое буквой d, равно 13). Это четыре ряда белых чаек, 2 ряда глаз, 3 ряда облаков, 3 ряда черных провалов и один ряд светлого сектора. Когда осуществляется режим наложения, эти одиночные образы по принципу построения имеют зрительное восприятие глубины друг относительно друга и фонового слоя. Все этапы построения изображения сопровождаются условиями наложения в его двух режимах. Длительность данного цикла обучения завершается, когда на среднем фоне, сначала, в режиме наложения, возникает зрительное восприятие глубины и объемности, а, затем, аналогичный эффект остается и без условия наложения образов. При этом работа проводится с одной единственной задачей и в течение такого промежутка времени, который для этого необходим. По завершению этапа производится контроль на изображении «I» и, в режиме наложения, определение количества образов с эффектами восприятия глубины. В том случае, если число эффектов глубины превышает величину k, равную 2, и возникают зрительное восприятие глубины для объемности букв Y и фона вокруг них, отсутствующие в условиях «выявления», то эти эффектц проверяются и без режима наложения. Данные эффекты не могут быть изображены в условиях построения обобщенных стереоскопических проекциях. Они демонстрируют возникновение принципиально новых явлений, отсутствующих, как в принципах построения проекции, методике обучения, так и в принципах зрительного восприятия. Фактически это результат зрительного восприятия, который логически не имеет никакого объяснения. И его можно заметить только в том случае если имеется желание быть внимательным и наблюдательным.

Следующий четвертый этап познавательных действий начинается с выбора изображения, имеющего монокулярные признаки пространственной перспективы, как на фиг.4. На его основе строятся идентично-подобные структуры со стереоскопическим смещением - фиг.5. Наиболее оптимальное число изображений в одном ряду - три. Тогда среднее остается неизменным, а для крайних производится смещение образов. Величина и направление смещения подбираются так, чтобы в режиме наложенных изображений обеспечить зрительное восприятие реального пространственного построения. Для некоторых рядов фиг.5 проведено стереоскопическое смещение для пяти образов. Иными словами преобразовывали монокулярное пространственное построение образов в стереоскопическое пространственное восприятие. На фиг.5 для еще не развитой зрительной системы следует концентрировать взгляд на объект, расположенный между глазами и изображением. При этом цифры «06» располагаются на переднем плане. В качестве тренировки монтируется несколько горизонтальных рядов с изменением абсолютной величины смещения образов. Это позволяет регулировать стереоскопическую глубину отдельных образов друг относительно друга. Этап завершается, когда построенная перспектива пространства изображения стереоскопического восприятия остается и без режима наложения структур. Или появляется способ решить с восприятием пространственной перспективы образов по другому, т.е. без условия наложения и только на одной проекции, как на фиг.4. Производится контроль на изображении «I» и, в режиме наложения, определение структур изображения с эффектами зрительного ощущения глубины образов и их общее число. В том случае, если количество эффектов глубины превышает величину k равную двум, и возникают зрительное ощущение глубины для образов, отсутствующие в условиях «выявления», то эти ощущения проверяются и без режима наложения.

Перед началом очередного пятого этапа зрительная система уже должна иметь способность восприятия глубины на всех используемых в заявке фигурах и на множестве иных двумерных изображениях. Концентрация взгляда и внимательность позволяют классифицировать некоторые условия возникновения глубины образов, а эффекты интуиции мышления на уровне подсознания инициируют внимание именно на изображения с наибольшим зрительным ощущением глубины. Возникает возможность регулирования направления вектора глубины образов, друг относительно друга и его инверсионное состояние. Т.е. возникает условия прозрения и действия. Для многих изображений восприятие рельефности некоторых образов усиливается. Поэтому выбираются изображения, как предчувствие, на которых средствами его построения усилен эффект рельефности некоторых образов. Как, например, для изображения физической карты мира, представленной на фиг.6. Некоторые образы на карте уже имеют эффекты рельефности. Наибольший эффект может наблюдаться для Антарктиды. Для закрепления условий восприятия глубины на его основе строятся обобщенные стереоскопические проекции. При этом на первом этапе копии материка располагаются в горизонтальный ряд на равных расстояниях - L. Подбор расстояний проводится в режиме наложения. Затем вырезается контур Антарктиды и размещается на расстояниях не более L±0,1 L, с подбором расстояния, чтобы материк отделялся на одинаковый уровень относительно фона. Для повышения эффективности монтируется несколько горизонтальных подборок с различной величиной смещения расстояния ΔL расположения материка относительно общего кадра. Процесс построения и длительность этапа завершается, когда без режима наложения возникает ощущение рельефности Антарктиды при максимальной величине отклонения ΔL=0,1 L в его стереоскопическом восприятии. На данном этапе для изображения «I» уже присутствует объемное восприятие тех распределений интенсивности, для которых у стандартной зрительной системы не может возникать никаких эффектов глубины. Т.е. возникает как бы инакомыслие и получение проблемы иным, не привычным биологически-эволюционным взглядом. Или происходит отстранение от того, что на плоских изображениях все образы плоские, а рассматриваются под иным взглядом, уже трехмерного восприятия.

Задачей завершающего шестого познавательного этапа является получение зрительного восприятия пространства с фиксированием возможности регулирования глубины изображений на различных гармониках распределения расстояний на изображении и для различных условий получения глубины. Для этого выбирается сюжет со смещением некоторых образов. Они распределяются на изображении с расстоянием L. Затем они уменьшаются в размере и образуют ряд с распределением расстояний L/n. Как правило, если число проекций, установленных на расстоянии L будет N, то число более мелких проекций увеличивается до (n×N). Мелкие гармоники образуют фон, который в режиме наложения имеет стереоскопическое смещение, т.е. восприятие глубины. Над ним располагается более крупные проекции, также со стереоскопическим смещением. Расстояния L и L/n выбираются так, чтобы в режиме наложения, более крупные структуры отделялись от мелких. Тогда будет ровный плоский фон из более мелких структур. Причем оба имеют эффекты стереоскопической глубины. Далее из мелкого фона выделяется буква или слово, копируется N раз и размещается по горизонтали со смещением L+ΔL (где ΔL не более ±0,1 L). Таким образом, образуется четыре уровня восприятия стереоскопической глубины, как показано на фиг.8. Это мелкие и крупные структуры, их внутренняя глубина и вертикальная надпись «КГУ». Основной задачей этапа является получение и наблюдение всех слоев и регулировка возможности глубины по мелким структурам относительно крупной. Регулировка может проходить как в локальной области, так и по всему изображению. Этап завершается с освоением механизма переключения глубины по гармоникам мелких структур в режиме наложения с фиксированием глубины остальных и получение на двух структурах эффекта глубины без стереоскопического смещения. Реализован процесс инакомыслия, получена вся картина зрительной системы в целом и по деталям, пройдены все этапы познавательных операций, на уровне прозрения, действия, предчувствия и озарения на образах любых двумерных изображениях в окружающей обстановке наблюдается восприятие пространства, глубины и объемности. Возникают новые чувственные образы и представления, ранее не присутствующие в ощущениях. У развитой зрительной системы (т.е. когнитивной), для множества обобщенных стереоскопических изображений для двух режимов наложения возникают практически одинаковые эффекты глубины и пространственной перспективы образов, и это несмотря на то, что принципы построения ориентированы только на один из них.

Процесс развития интуиции зрительной системы и интеллектуальной интуиции состоит из ряда познавательных операций, но они могут происходить одновременно и параллельно. Если интеллектуальная интуиция, как считалось ранее, есть следствие накопленного жизненного опыта и требует специальных знаний и времени (т.е. времени для приобретения образования и его применение в профессиональной деятельности) в какой-то определенной области, то ее развитие с применением зрительной системы значительно упрощает процесс достижения результата. Развитие интуиции с применением зрительной системы основано лишь на получении минимальных навыков работы с компьютерами. Хотя и будет затрачиваться достаточное длительное время на сам процесс обучения, но он становится доступным широкому кругу потребителей из самых различных слоев общества и профессиональной деятельности. Учитывая доступность и простоту предлагаемой методики развития интуитивных способностей, первые этапы могут быть освоены учащимися начальных классов средней школы. Если согласиться с мнением некоторых исследователей, что первое применение интуиции - это новая «тропа» во взаимодействиях нейронных сетей и на ее прокладывание требуется значительной время, то ее последующее применение (или преобразование «тропы» уже в проторенную «дорогу») происходит значительно быстрее. При этом если первый путь «проложить» с использованием зрительной системы, то во все последующие времена интуиция будет возникать в любых условиях и областях деятельности, если, конечно, требуется получить нестандартный результат на поставленную и решаемую человеком проблему. Учтем, что современное профессиональное образование в Российской Федерации ориентировано на использование проектно-целевого подхода с развитием креативного мышления. По «корневой» сути цель и интуиция имеют много общих признаков.

Так для того, чтобы осознать, что зрительная система может создавать восприятие пространства на плоских изображениях, разработать методику обучения первому автору заявки потребовалось более пяти лет. Отметим, что после возникновения начальных эффектов глубины плоских образов, все последующие проявления восприятия объемности любых плоских изображений было аналогично первому и последующему условиям применения интуиции вовлеченного мышления. Так применение методики обучения зрительного восприятия с использованием обобщенных стереоскопических проекций в системе образования показало, что двух часов в неделю, на протяжении двух семестровых циклов (т.е. 64 часа) развили интуицию и зрительную систему 10% студентов до середины указанных выше этапов. Причем, проявление результата происходило уже после окончания обучения. Весь представленный выше процесс происходил при взаимодействии чувственной, интеллектуальной интуиции и интуиции зрительной системы. И эта интегрированная интуиция развивается, используя «подсказки» интуиции мышления двух уровней, создавая как бы взаимодействия интуиции различной направленности. Т.е. интуиции высокоуровневого, абстрактного мышления, с использованием подсознания и интуиции зрительной системы. Можно предположить, что такое взаимодействие будет способствовать развитию психических возможностей человека. Тогда в статистическом варианте ее развития и в процессе обучения можно будет определить, как происходит ее формирование и в каких областях головного мозга происходит обработка информации наличия когнитивной глубины. Если считать, что сознание - это метафеномен мозга, то взаимодействие интуиции подсознания и сознания, как абстрактного мышления, и интуиции зрительной системы могут стать элементом формирования следующей структурной организации - метасознания. Фактически это могут быть закономерности, на которые опирается интуиция. И тот, кто будет слушать собственную интуицию и упражнять ее, способен будет развить новые структурные образования принципов действия нейронных сетей головного мозга и сконструировать новое генетическое программное обеспечение жизнедеятельности человека. С позиции холономной парадигмы, в предположении голографического устройства мозга, интегрированное применение чувственной и интеллектуальной интуиция может стать инструментом для взаимосвязи памяти различных этапов жизни человека. Возможно, развитие интуитивных способностей с применением зрительной системы и физических факторов воздействия на нее позволит широким слоям населения найти «путь» к формированию элементов нового измененного состояния сознания.

Изобретение относится к психологии, психофизиологии, физиологии, оптике, экологии человека и может быть использовано в системе образования на всех ее уровнях, при изучении деятельности мозга; нейронауке, при построении новых принципов деятельности нейронных сетей; применяться в разработке компьютеров параллельного принципа деятельности; в бизнесе и любой иной области, связанной с применением креативных, творческих способностей.

Литература

1. Асоскова Ю.В. и др. SUPERинтуиция / Ю.В. Асокова и др. - М.: Эксмо, 2006. - 288 с.

2. Евин И.А. Синергетика мозга и синергетика искусства / И.А. Евин. - 2-изд. - М. - Иж.: Институт компьютерных исследований, 2003. - 164 с.

3. Архангельская Н., Механик А. Озадаченная сороконожка / Н. Архангельская, А. Механик // Эксперт. - 2005. - №33. - С.80-88.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. / А.Г. Спиркин - М.: Гардарики, 1999. - 816 с.

5. Хакен Г. Тайны восприятия / Г. Хакен, М. Хакен-Крель. - М.: Институт компьютерных исследований, 2002. - 272 с.

6. Антипов В.Н., Балтина Т.В., Якушев Р.С., Антипов А.В. Когнитивный контроль зрительного восприятия современного человека как объект изучения биоэкологии // Ученые записки КазГУ. Серия естест. науки. - 2008. - Т.150, кн.3. - С.145-151.

7. Антипов В.Н., Щербаков B.C., Чугунов А.В. Экспериментально-физический подход в методике развития интуиции синергетически-когнитивной образно-структурированной зрительной системы // Ученые записки КазГУ. Серия естест. науки. - 2009. - Т.151, кн.1. - С.188-195.

8. Антипов В.Н., Гайсин Р.Х., Шадрина Т.А., Павлова О.А., Антипов А.В. Методика развития когнитивного восприятия глубины, объемности и пространственной перспективы произведений живописи // Казанский педагогический журнал. - 2009. - №6. - С.52-57.

9. Пат. 2264299 RU. Способ формирования трехмерных изображений (варианты) / В.Н.Антипов (Россия). - №2003102864/12; Заявл. 03.02.03: Опубл. 20.11.05.

10. Пат. 2318477 RU. Способ развития зрительной системы человека / В.Н. Антипов (Россия). - №2005126575; Заявл. 22.08.2005: Опубл. 10.03.2008.

11. Пат. 2321034 RU. Способ определения степени адаптации зрительной системы человека / В.Н. Антипов и др. - №2006116169; Заявл. 12.05.09: Опубл. 27.03.08.

12. Пат. 2367344 RU. Способ визуализации развития новых связей нейронных сетей коры головного мозга человека / В.Н. Антипов - заявка №2008100364, приоритет 09.01.2008; опубл. 20.09.09.

13. Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б. Современные проблемы нелинейной динамики. (Синергетика: от прошлого к будущему). - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 360 с.

14. Мухаметзянова Г.В. Креативный характер профессионального образования - основа профессионального становления выпускника/ Жизнь для науки. Подарочное издание к 70-летию Г.В. Мухаметзяновой // Под редакцией Н.Б. Пугачевой. - Казань, ИПП ПО РАО, 2008 - 304 с.

15. Мухаметзянова Г.В. Проектно-целевой подход - императив формирования профессиональной компетентности / Жизнь для науки. Подарочное издание к 70-летию Г.В. Мухаметзяновой // Под редакцией Н.Б. Пугачевой. - Казань, ИПП ПО РАО, 2008. - 304 с.

Способ развития способности зрительного анализатора к восприятию глубины и объема плоскостного изображения путем воздействия на зрительную систему плоскими изображениями, построенными по принципу стереоскопических проекций и восприятия стереоскопической глубины в условиях наложения, самостоятельным построением стереоскопических проекций, отличающийся тем, что последовательно осуществляют шесть этапов: на первом обучают наблюдать глубину в режимах наложения для обобщенных стереоскопических проекций, или идентично-подобных структур в двух условиях концентрации взгляда - до изображения или на удаленные предметы, для чего используют стереоскопическую проекцию как идентично-подобного изображения «I» с построением k-элементами стереоскопической глубины, демонстрируют его зрительной системе, получают режим наложения структур, фиксируют количество элементов глубины q на изображении «I», если q больше k, то переходят ко второму этапу восприятия изображений первичного условия наблюдения их в целом и по отдельным деталям и обучают человека самостоятельно строить идентично-подобные изображения, начиная с простейших одиночных образов, при постоянном осуществлении режима наложения структур в процессе их построения и доводят обучение до уровня, когда возникает зрительное восприятие отделения одиночных образов от фона в режиме наложения, а затем и без наложения, повторяют определение числа элементов глубины на изображении «I» в условиях наложения; на третьем этапе обучают принципам изготовления и построения идентично-подобных изображений с непрерывным перекрытием образов с d элементами стереоскопической глубины, доводят обучение до уровня, когда зрительное восприятие глубины наблюдают для р, большего чем d числа образов в режиме наложения, и завершают его, когда аналогичные эффекты глубины остаются и без условия наложения, проверяют число элементов глубины на изображении «I» в режиме наложения и без него; на четвертом этапе усложняют идентично-подобные изображения и условия их построения, для чего используют изображения с монокулярной пространственной перспективой образов с W элементами стереоскопической глубины, доводят уровень обучения до состояния, когда в режиме наложения фиксируют восприятие глубины для числа Н, большего чем число W, а перспектива пространственного восприятия образов остается и без режима наложения; на пятом этапе выбирают изображения с эффектом рельефности образов, строят на его основе идентично-подобное изображение и доводят уровни обучения до объемного восприятия интенсивности образов всего изображения, классифицируют условия возникновения глубины плоских образов; на шестом этапе развивают способности для любых изображений регулировать восприятие глубины плоских образов на плоских изображениях между собой как в режиме наложения идентично-подобных изображений, так и без него, где k, d, q, p, W, Н - целые числа, информирующие о количестве образов на изображениях, для которых проведено стереоскопическое смещение, и числе образов, для которых наблюдаются эффекты глубины.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для анализа взаимосвязи субъективных ответов респондента с его частотой сердечных сокращений (ЧСС) в процессе производимого тестирования, которая характеризует его психологическое состояние.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для количественной оценки нарушений когнитивных функций. .

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, психиатрии и педиатрии. .
Изобретение относится к медицине, а более конкретно к способам определения состояния человека-оператора в системе «человек - машина». .
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения негативных переживаний за короткий срок. .
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, и может быть использовано в комплексном лечении компьютерной зависимости. .
Изобретение относится к области медицины, а конкретно - к способам определения состояния человека-оператора. .

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии, и предназначено для диагностики психофизиологического состояния человека. .

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии и психологии. .

Изобретение относится к медицине, в частности к проведению доклинических испытаний лекарственных средств с использованием чрезкожного электроболевого раздражения. Установка для чрезкожного электроболевого раздражения лабораторных животных включает освещенный отсек, соединенный дверцей с затемненным отсеком, имеющим электродный пол. Освещенный отсек снабжен съемным источником света с проградуированным регулятором освещенности и имеет прозрачные стенки с непрозрачным покрытием в нижней части. Электродный пол выполнен в виде двух раздельных металлических пластин, электрически изолированных друг от друга, имеет возможность выдвигаться наружу и подсоединен к электростимулятору и микроамперметру. Применение изобретения позволит повысить эффективность работы установки за счет обеспечения необходимого порогового или надпорогового чрезкожного электроболевого раздражения, используя маломощные электростимуляторы, и выбора индивидуальных параметров раздражения при работе с различными животными. 4 ил.
Изобретение относится к области медицины, а именно к наркологии, к оценке риска эпизодического употребления наркотиков лицами подростково-юношеского возраста. Определяют индекс агрессивности с помощью опросника Басса-Дарки (ИА), тендерный индекс с помощью опросника Бем (ГИ), уровень аутоантител к норадреналину иммуноферментным методом (АТН) и вычисляют риск по формуле Y=0,17(ИА)-2(ГИ)-3,05(АТН). При Y больше 0 определяют уровень риска как высокий. Способ позволяет с высокой точностью оценивать риск эпизодического употребления наркотиков лицами подростково-юношеского возраста. 1 табл., 2 пр.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для диагностики дисмнестических когнитивных нарушений, связанных с первым ишемическим полушарным инсультом в период со 2 по 4 неделю заболевания, и выявления больных, имеющих повышенный риск развития болезни Альцгеймера. У больного рассчитывают показатель «Память» путем суммирования результата субтеста «воспроизведение» MMSE и результата отсроченного воспроизведения Теста пяти слов, и при его значении менее 8 баллов у больного производят иммуноферментный анализ суточной мочи на содержание основного метаболита мелатонина 6-сульфатоксимелатонина, и при его величине менее 4,0 нг/мл диагностируют дисмнестические когнитивные нарушения. Способ позволяет точно выявить дисмнестические когнитивные нарушения у больных, впервые перенесших ишемический полушарный инсульт, с целью своевременного включения в группу повышенного риска развития болезни Альцгеймера и подбора патогенетически-обоснованных лечебных и реабилитационных мероприятий. 3 пр.

Изобретение относится к области медицины и предназначено для определения времени реакции человека на движущийся по направлению от него объект. Предъявляют на экране видеомонитора замкнутый контур, являющийся ограничивающим, концентрически внутри которого расположен тестовый объект аналогичной конфигурации. Тестовый объект увеличивают соответственно заданной скорости, имитируя движение его навстречу испытуемому. В момент предполагаемого совпадения размеров ограничивающего замкнутого контура и тестового объекта испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает увеличение диаметра тестового объекта. Затем вычисляют ошибку несовпадения диаметров тестового объекта и ограничивающего контура - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения - с отрицательным знаком и заданное время вновь предъявляют испытуемому замкнутый контур, концентрически внутри которого расположен тестовый объект начальных размеров и конфигурации. Затем вычисляют время реакции Tp человека на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле где ti - i-я ошибка запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным, знаком, мс; n - количество испытаний, при этом замкнутый контур одновременно с увеличением тестового объекта уменьшают в диаметре с заданной скоростью, затем уменьшение диаметра замкнутого контура останавливают нажатием кнопки «Стоп», а затем через заданное время предъявляют испытуемому замкнутый контур начального размера. Способ позволяет повысить технологические возможности за счет определения времени реакции в условиях одновременного движения объектов относительно друг друга. 1 ил., 2 пр.

Изобретение относится к области медицины, в частности к психиатрии, и может быть применено для психопатологической оценки психического состояния детей раннего и дошкольного возраста. Для психопатологической оценки психического состояния детей раннего и дошкольного возраста проводят оценку психического и неврологического состояния ребенка. В качестве симптомов психического состояния пациента оценивают состояние сферы когнитивных функций: игры, мышления, памяти, речи, состояние сферы психической активности: целеориентированного поведения, волевых желаний, побуждений, работоспособности, состояния эмоциональной сферы, сферы влечения, сенсорики, нарушения восприятия: акоазмы, фотопсии, галлюцинации, самосознания и состояние сферы социального поведения: нарушения коммуникаций, аутистические признаки, социальные навыки. В качестве симптомов неврологического состояния пациента оценивают состояние сферы неврологических знаков, моторики и состояние сферы исходного вегетативного тонуса - ваготонии и симпатотонии. Оценку каждого симптома осуществляют в баллах от 0 до 7. Подсчитывают суммарное значение среднего балла выявленных симптомов по каждой сфере, отражающего тяжесть психического и неврологического состояния пациента. Суммируют средние баллы по каждой сфере и определяют тяжесть состояния в соответствии с установленными значениями, а именно при суммарном значении средних баллов от 0 до 9 оценивают психическое состояние как практическое здоровье ребенка; при оценке от 10 до 18 баллов - оценивают как наличие пограничных психических расстройств, от 19 до 27 баллов - как легкую тяжесть психических расстройств, от 28 до 36 - как умеренную, от 37 до 45 баллов - как среднюю, от 46 до 54 - как тяжелую, от 55 до 63 баллов оценивают психическое состояние как крайне тяжелую степень психических расстройств. Способ позволяет повысить точность оценки психического состояния детей раннего и дошкольного возраста за счет использования дифференциально-диагностических критериев симптомов психических нарушений. 1 табл., 4 пр.
Изобретение относится к области медицины и медицинской психологии, конкретно к оценке профессиональной адаптации (ПА) среднего медицинского персонала. Проводят психологическое тестирование профессионального выгорания, семейных отношений, активных копинг-стратегий, объективных показателей функционального состояния организма. На основании полученных данных рассчитывают линейные дискриминантные функции (ЛДФ), соответствующие двум степеням оценки: ЛДФ1 - имеются факторы риска нарушений ПА; ЛДФ2 - с высоким уровнем ПА, средний медицинский персонал относили в ту группу, для которой данные ЛДФ с учетом алгебраического знака оказались набольшими: ЛДФ1=-604,151-4,550X1+1,021Х2+1,270Х3-0,203Х4-0,142Х5+3,136Х6+346,786Х7+11,566Х8; ЛДФ2=-637,127+4,957X1+1,305Х2+1,131Х3-0,230Х4-0,149Х5+3,237Х6+360,126Х7+11,904Х8, где X1 - оценка шкалы «Независимость» ШСО; Х2 - оценка шкалы «Организация семейных отношений» ШСО; Х3 - оценка шкалы «Превентивное преодоление» теста PCI; X4 - обобщенная оценка теста MBI; Х5 - коэффициент экономичности кровообращения; Х6 - жизненный индекс; Х7 - индекс функциональных изменений; X8 - ударный объем сердца. Способ позволяет оценить ПА за счет включения объективных показателей функционального состояния организма и математических выражений регрессионного анализа. 2 пр.

Изобретение относится к области психофизиологии, а именно к коррекции психоэмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Проводят психофизиологическое тестирование, согласно которому выделяются дети с нарушениями психоэмоциональной сферы. Затем с использованием компьютерной программы проводят дидактические игры с помощью пиктограмм и цветового воздействия. При раскрашивании различных геометрических фигур используют цвет, предварительно подобранный самим ребенком. При правильном раскрашивании на экране монитора появляется картинка из геометрических фигур одного цвета, а фон другого цвета. Способ позволяет повысить уровень психоэмоциональной устойчивости у младших школьников с помощью программированного игротренинга, а также обогатить эмоциональную сферу детей и совершенствовать способы регуляции собственных эмоций и чувств. 2 табл., 10 ил.

Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии и медицинской психологии. Больным невротическими расстройствами на фоне психофармакотерапии в сочетании с различными видами психотерапии - системная семейная, рационально-эмотивная, когнитивно-поведенческая предъявляют зрительные стимулы «Рисованного апперцептивного теста» Л.Н.Собчик. Тест включает 8 сюжетных картинок, изображающих ситуации межличностного взаимодействия 2-3-х контурных фигур неопределенного пола и возраста, модифицированных в форму видеоряда, состоящего из картинки одного вида на 9 цветовых фонах, 2 из которых являются ахроматическими - белый и серый и 7 - хроматическими - цвета радуги. Длительность предъявления одной картинки на 9 цветовых фонах - 5 мин за один сеанс. Длительность сеанса 2 часа с групповым обсуждением после каждого сеанса творческого решения выхода из ситуации, изображенной на картинке, курс - 8 сеансов. Способ позволяет повысить эффективность реабилитации, улучшить качество жизни. 2 ил., 1 пр.
Изобретение относится к области медицины, а именно к профилактической, восстановительной, общей врачебной (семейной) практике, терапии, неврологии и психотерапии, и может использоваться для профилактики стрессовых и предстрессовых состояний, а также последствий, к которым приводит некомпенсированная стрессорная реакция организма пациента независимо от характерологических особенностей стрессора или стрессоров. Измеряют антропометрические показатели пациента - рост, вес, окружность грудной клетки; показатель деятельности сердечно-сосудистой системы - пульс. На основании полученных данных вычисляют индивидуальный цифровой ряд (ИЦР) пациента. Пациента знакомят с методикой расчета ИТ IP и начинают сеанс психотерапии, во время которого пациент в удобной позе, расслабленном состоянии садится перед экраном компьютера и проговаривает шепотом ИЦР, при этом на экране периодически высвечивается ИЦР, для окончания сеанса пациент делает спокойный глубокий вдох и выдох. Способ позволяет обеспечить медико-психологическую профилактику стресса пациента. 4 з.п. ф-лы, 1 пр.
Изобретение относится к области медицины, в частности к области морской медицины, может быть использовано в практике водолазной медицины для определения степени индивидуальной устойчивости к декомпрессионной болезни (ДБ) мужчин-водолазов в возрасте 20-30 лет. Проводят оценку клинических данных, полученных при определении состояния функций организма. Осуществляют за 30 минут до и через 30 минут после погружения под воду в барокамере: погружение на глубину 30 метров, нахождение на этой глубине в течение 1 часа и декомпрессия в течение 63 минут. Определяют показатели, характеризующие состояние центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, а затем определяют индекс устойчивости к ДБ (ИУДБ) по формуле: ИУДБ = 1,243+0,0004×ИЭ+0,074×КВ+0,02×ПД-0,072×КЧСМ-0,004×ПЗМР-0,012×ДАД, где: ИЭ - индекс Эванса, измеренный до спуска, позволяющий оценить внешнюю работу сердца (усл.ед.); KB - коэффициент выносливости по Кваасу, измеренный до спуска, характеризующий детренированность миокарда (усл.ед.); ПД - пульсовое давление, измеренное после спуска (мм рт.ст.); КЧСМ - критическая частота слияния световых мельканий, измеренная после спуска (Гц); ПЗМР - простая зрительно-моторная реакция, измеренная до спуска (мс); ДАД - диастолическое артериальное давление, измеренное после спуска (мм рт.ст.). При значении до 1,4 у водолаза определяют высокую степень устойчивости к ДБ, от 1,41 до 2 - среднюю степень устойчивости к ДБ и более 2,1 - низкую степень устойчивости к ДБ. Способ позволяет повысить точность определения степени индивидуальной устойчивости к ДБ водолазов в возрасте 20-30 лет. 3 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к психологии, психофизиологии, физиологии, оптике, экологии человека, и может быть использовано в системе образования на всех ее уровнях, при изучении деятельности мозга; нейронауке, при построении новых принципов деятельности нейронных сетей; применяться в разработке компьютеров параллельного принципа деятельности; в бизнесе и любой иной области, связанной с применением креативных, творческих способностей. Используют зрительную систему, воздействуют на нее изображениями, построенными по стереоскопическому принципу. Обучают наблюдать на них стереоскопическую глубину, самостоятельно строить изображения. Осуществляют шесть этапов: на первом обучают наблюдать глубину в режимах наложения для обобщенных стереоскопических проекций или идентично-подобных структур в двух условиях концентрации взгляда - до изображения или на удаленные предметы, для чего используют стереоскопическую проекцию как идентично-подобного изображения «I» с построением k-элементами стереоскопической глубины. Демонстрируют его зрительной системе, получают режим наложения структур, фиксируют количество элементов глубины q на изображении «I». Если q больше k, то переходят ко второму этапу восприятия изображений первичного условия наблюдения их в целом и по отдельным деталям. Обучают самостоятельно строить идентично-подобные изображения, начиная с простейших одиночных образов, при постоянном осуществлении режима наложения структур в процессе их построения и доводят обучение до уровня, когда возникает зрительное восприятие отделения одиночных образов от фона в режиме наложения, а затем и без наложения. Повторяют определение числа элементов глубины на изображении «I» в условиях наложения. На третьем этапе обучают принципам изготовления и построения идентично-подобных изображений с непрерывным перекрытием образов с d элементами стереоскопической глубины, доводят обучение до уровня, когда зрительное восприятие глубины наблюдают для р, большего, чем d числа образов в режиме наложения, и завершают его, когда аналогичные эффекты глубины остаются и без условия наложения. Проверяют число элементов глубины на изображении «I» в режиме наложения и без него. На четвертом этапе усложняют идентично-подобные изображения и условия их построения, для чего используют изображения с монокулярной пространственной перспективой образов с W элементами стереоскопической глубины. Доводят уровень обучения до состояния, когда в режиме наложения фиксируют восприятие глубины для числа Н, большего, чем число W, а перспектива пространственного восприятия образов остается и без режима наложения. На пятом этапе выбирают изображения с эффектом рельефности образов, строят на его основе идентично-подобное изображение и доводят уровни обучения до объемного восприятия интенсивности образов всего изображения, классифицируют условия возникновения глубины плоских образов. На шестом этапе развивают способности для любых изображений регулировать восприятие глубины плоских образов на плоских изображениях между собой как в режиме наложения идентично-подобных изображений, так и без него, где k, d, q, р, W, Н - целые числа, информирующие о количестве образов на изображениях, для которых проведено стереоскопическое смещение, и числе образов, для которых наблюдаются эффекты глубины. Способ позволяет развить способности регулирования восприятия глубины плоских образов на плоских изображениях. 8 ил.

Наверх