Способ коррекции психоэмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с помощью программированного цветового игротренинга

Изобретение относится к области психофизиологии, а именно к коррекции психоэмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Проводят психофизиологическое тестирование, согласно которому выделяются дети с нарушениями психоэмоциональной сферы. Затем с использованием компьютерной программы проводят дидактические игры с помощью пиктограмм и цветового воздействия. При раскрашивании различных геометрических фигур используют цвет, предварительно подобранный самим ребенком. При правильном раскрашивании на экране монитора появляется картинка из геометрических фигур одного цвета, а фон другого цвета. Способ позволяет повысить уровень психоэмоциональной устойчивости у младших школьников с помощью программированного игротренинга, а также обогатить эмоциональную сферу детей и совершенствовать способы регуляции собственных эмоций и чувств. 2 табл., 10 ил.

 

Изобретение относится к психофизиологии.

Целью изобретения является достижение психоэмоциональной устойчивости у младших школьников с помощью программированного цветового игротренинга

Известен способ коррекции психоэмоциональной сферы по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л.А. Нисневич (2001), суть которого заключается в следующем: дети могут дифференцировать четыре состояния (радость, беспокойство, покой и удовлетворение), эти состояния могут быть отражены в пиктограммах. Детям предлагается связать по пиктограмме состояние с цветом - красным, желтым, синим, зеленым, черным и др. Таким образом, ребенок получает возможность выразить свое состояние, увидеть практический смысл сенсорных эталонов цвета. Однако данный способ не лишен недостатков. Во-первых, педагогам требуется много времени и терпения для того, чтобы научить детей пользоваться кисточкой, красками и бумагой; во-вторых, нет того спектра красок, которые имеются в программе компьютера; в-третьих, дети не могут передавать в своих рисунках образы предметов в правильных пропорциях, ракурсах и пр.

Нами предлагается компьютерный метод коррекции эмоциональной сферы детей. Предложенная нами методика заключается в том, что на первом этапе осуществляется психофизиологическое тестирование, выявляются различного рода отклонения (робость, тревожность, стресс, агрессивность, и др.). Оценивается внутреннее эмоциональное состояние младшего школьника, определяющееся наличием тех или иных тревожных факторов. На втором этапе мы предлагаем использовать цветовой игротренинг с применением компьютерной методики обработки рисунков с помощью графического редактора "Paint". Сами по себе дидактические игры у детей младшего школьного возраста способствуют развитию речи, внимания, сообразительности, способности к саморегуляции и самоконтролю, умению анализировать рисунок, приучают к аккуратности.

Новизна предлагаемого способа состоит в том, что все указанные недостатки представленного выше прототипа устраняются, существенно обогащается эмоциональная сфера детей, и совершенствуются способы регуляции собственных эмоции и чувств.

Игровой материал представлен набором картинок, предложенных нами (фиг.1-10), на каждой из которых имеются геометрические фигуры. В верхней части картинки дан образец для раскрашивания - треугольник и четырехугольник разных цветов. Дети должны отыскать и раскрасить, ориентируясь на образец, простейшие геометрические фигуры - треугольники и четырехугольники. При правильном раскрашивании на экране монитора появляется фигура одного цвета, а фон - другого цвета. Рисунки составлены таким образом, чтобы фигура и фон в своих границах имели однородные объекты - только треугольники или четырехугольники. При правильном раскрашивании появляются следующие фигуры: фиг.1 - елочка, фиг.2 - треугольник, фиг.3 - круг, фиг.4 - квадрат, фиг.5 - цветы, фиг.6 - котенок, фиг.7 - кораблик, фиг.8 - прямоугольник, фиг.9 - шляпка, фиг.10 - пирамидка.

Раскрашивание треугольников и четырехугольников производится определенным цветом. Поскольку эмоциональное состояние и самочувствие ребенка может быть связано с восприятием определенного цвета (Погосова Н.М., 2003), под контролем педагога подбирается цвет, вызывающий состояние комфорта, чувство спокойствия и внутреннего удовлетворения (при этом ослабляется неблагоприятное внутреннее состояние школьника).

Представленный подход дает возможность:

- фиксировать каждый шаг собственной деятельности, отыскав в рисунке очередной треугольник или четырехугольник;

- наглядно осуществлять самоконтроль (правильное раскрашивание фигур гарантирует правильный ответ);

- самому строить всевозможные геометрические фигуры;

- способствует увеличению концентрации и переключаемости внимания, нормализации зрительно-пространственного анализа, работоспособности.

Для апробации предложенного способа были отобраны 27 детей в возрасте от 7 до 9 лет. Учащиеся были разделены на две группы без коррекции (13 школьников - I гр.) и дополнительной коррекцией с помощью компьютерного цветового игротренинга (15 школьников - II гр.).

Психофизиологические показатели изучались во время объективного обследования. Для исследования самооценки психических состояний использовался опросник Г. Айзенка, а также таблицы Шульте, с помощью которых оценивали свойства внимания и уровень работоспособности.

Занятия проводились в течение всего учебного года, два раза в неделю, продолжительность занятия составляла 40-50 минут. Оценка эффективности коррекции основывывалась на сравнении данных психофизиологических показателей в начале и конце учебного года.

До проведения психофизиологической коррекции в начале учебного года как в первой, так и во второй группе школьников отмечались идентичные показатели. В конце учебного года в I группе отмечалось более позднее восстановление психофизиологических показателей (табл.1).

Во II группе детей, которым проводилась коррекция методом программированного цветового воздействия, психофизиологические показатели улучшались (табл.1).

Таблица 1
Значения параметров по тесту Айзенка у детей I и II групп в динамике учебного года, M±m (в баллах)
Показатели I детей до коррекции I детей после коррекции II детей до коррекции II группа детей после коррекции
Тревожность 9,82±0,45 9,40±0,22 9,37±0,67 8,40±0,28**
Фрустрация 10,78±0,50 10,45±0,41 10,42±0,60 8,40±0,26**
Агрессивность 8,85±0,43 9,90±0,44** 9,08±0,54 8,02±0,33*
Ригидность 11,20±0,54 11,32±0,47 11,17±0,55 8,78±0,23**
Примечание: здесь и в табл.2 достоверность различий между показателями на конец и начало учебного года при: * - p-<0,05, ** - p<0,01, *** - p<0,001.

Анализ средних значений по тесту Айзенка в начале коррекции выявил высокий уровень фрустрации и ригидности, как в I, так и во II группах. После коррекции в I гр. отмечается небольшая тенденция снижения, во II - показатели были достоверно ниже и соответствовали нормативным данным (табл.1).

При изучении показателей по таблицам Шульте (табл.2) у учащихся I гр. после коррекции порядок определения чисел был замедлен, скорость их определения колебалась от 81,75±1,48 до 86,28±1,39 сек.

Во II гр. учащихся после коррекции скорость выполнения заданий была выше и колебалась от 67,45±1,53 до 69,43±1,80 сек (p<0,05).

У детей I гр. имело место замедление поиска чисел по таблицам Шульте, что можно связать со снижением внимания с замедлением переключения внимания одного числа на другое, данный факт можно объяснить выраженной истощаемостью. Во II гр. существенно снизились временные показатели; у детей отмечено уменьшение утомляемости и повышение уровня активного внимания.

Таблица 2
Показатели скорости выполнения заданий по таблицам Шульте у детей в динамике учебного года М±m (в с)
Таблицы Шульте
Группы 1 2 3 4 5
I до коррекции 86,45±1,47 87,47±1,38 89,30±2,14 90,30±1,74 97,80±1,54
I после коррекции 81,75±1,48 80,74±1,35 84,40±2,07 83,47±1,80 86,28±1,39*
II до коррекции 84,65±1,47 86,45±1,35 87,43±2,07 91,37±1,86 96,90±1,60
II после коррекции 67,45±1,53* 69,82±1,76** 71,3±2,03* 72,56±1,43* 69,43±1,80*

Таким образом, результаты исследования показывают, что коррекция психоэмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с использованием компьютерного метода цветового воздействия способствует более эффективной коррекции психоэмоциональной устойчивости.

Список источников

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001. - 128 с.

2. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб.: Речь, 2003. 152 с.

Краткое описание чертежей;

Фиг.1 - елочка;

Фиг.2 - треугольник;

Фиг.3 - круг;

Фиг.4 - квадрат;

Фиг.5 - цветы;

Фиг.6 - котенок;

Фиг.7 - кораблик;

Фиг.8 - прямоугольник;

Фиг.9 - шляпка;

Фиг 10 - пирамидка.

Способ коррекции психоэмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с использованием раскрашивания различных геометрических фигур, отличающийся тем, что предварительно проводится психофизиологическое тестирование, согласно которому выделяются дети с нарушениями психоэмоциональной сферы; затем с использованием компьютерной программы проводят дидактические игры с помощью пиктограмм и цветового воздействия, причем при раскрашивании различных геометрических фигур используют цвет, предварительно подобранный самим ребенком, и при правильном раскрашивании на экране монитора появляется картинка из геометрических фигур одного цвета, а фон другого цвета.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области медицины и медицинской психологии, конкретно к оценке профессиональной адаптации (ПА) среднего медицинского персонала. Проводят психологическое тестирование профессионального выгорания, семейных отношений, активных копинг-стратегий, объективных показателей функционального состояния организма.

Изобретение относится к области медицины, в частности к психиатрии, и может быть применено для психопатологической оценки психического состояния детей раннего и дошкольного возраста.

Изобретение относится к области медицины и предназначено для определения времени реакции человека на движущийся по направлению от него объект. Предъявляют на экране видеомонитора замкнутый контур, являющийся ограничивающим, концентрически внутри которого расположен тестовый объект аналогичной конфигурации.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для диагностики дисмнестических когнитивных нарушений, связанных с первым ишемическим полушарным инсультом в период со 2 по 4 неделю заболевания, и выявления больных, имеющих повышенный риск развития болезни Альцгеймера.
Изобретение относится к области медицины, а именно к наркологии, к оценке риска эпизодического употребления наркотиков лицами подростково-юношеского возраста. Определяют индекс агрессивности с помощью опросника Басса-Дарки (ИА), тендерный индекс с помощью опросника Бем (ГИ), уровень аутоантител к норадреналину иммуноферментным методом (АТН) и вычисляют риск по формуле Y=0,17(ИА)-2(ГИ)-3,05(АТН).

Изобретение относится к медицине, в частности к проведению доклинических испытаний лекарственных средств с использованием чрезкожного электроболевого раздражения.

Изобретение относится к области медицины, а именно к психологии, психофизиологии, физиологии, оптике, экологии человека, и может быть использовано в системе образования на всех ее уровнях, при изучении деятельности мозга; нейронауке, при построении новых принципов деятельности нейронных сетей; применяться в разработке компьютеров параллельного принципа деятельности; в бизнесе и любой иной области, связанной с применением креативных, творческих способностей.

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для анализа взаимосвязи субъективных ответов респондента с его частотой сердечных сокращений (ЧСС) в процессе производимого тестирования, которая характеризует его психологическое состояние.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для количественной оценки нарушений когнитивных функций. .

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, психиатрии и педиатрии. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии и медицинской психологии. Больным невротическими расстройствами на фоне психофармакотерапии в сочетании с различными видами психотерапии - системная семейная, рационально-эмотивная, когнитивно-поведенческая предъявляют зрительные стимулы «Рисованного апперцептивного теста» Л.Н.Собчик. Тест включает 8 сюжетных картинок, изображающих ситуации межличностного взаимодействия 2-3-х контурных фигур неопределенного пола и возраста, модифицированных в форму видеоряда, состоящего из картинки одного вида на 9 цветовых фонах, 2 из которых являются ахроматическими - белый и серый и 7 - хроматическими - цвета радуги. Длительность предъявления одной картинки на 9 цветовых фонах - 5 мин за один сеанс. Длительность сеанса 2 часа с групповым обсуждением после каждого сеанса творческого решения выхода из ситуации, изображенной на картинке, курс - 8 сеансов. Способ позволяет повысить эффективность реабилитации, улучшить качество жизни. 2 ил., 1 пр.
Изобретение относится к области медицины, а именно к профилактической, восстановительной, общей врачебной (семейной) практике, терапии, неврологии и психотерапии, и может использоваться для профилактики стрессовых и предстрессовых состояний, а также последствий, к которым приводит некомпенсированная стрессорная реакция организма пациента независимо от характерологических особенностей стрессора или стрессоров. Измеряют антропометрические показатели пациента - рост, вес, окружность грудной клетки; показатель деятельности сердечно-сосудистой системы - пульс. На основании полученных данных вычисляют индивидуальный цифровой ряд (ИЦР) пациента. Пациента знакомят с методикой расчета ИТ IP и начинают сеанс психотерапии, во время которого пациент в удобной позе, расслабленном состоянии садится перед экраном компьютера и проговаривает шепотом ИЦР, при этом на экране периодически высвечивается ИЦР, для окончания сеанса пациент делает спокойный глубокий вдох и выдох. Способ позволяет обеспечить медико-психологическую профилактику стресса пациента. 4 з.п. ф-лы, 1 пр.
Изобретение относится к области медицины, в частности к области морской медицины, может быть использовано в практике водолазной медицины для определения степени индивидуальной устойчивости к декомпрессионной болезни (ДБ) мужчин-водолазов в возрасте 20-30 лет. Проводят оценку клинических данных, полученных при определении состояния функций организма. Осуществляют за 30 минут до и через 30 минут после погружения под воду в барокамере: погружение на глубину 30 метров, нахождение на этой глубине в течение 1 часа и декомпрессия в течение 63 минут. Определяют показатели, характеризующие состояние центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, а затем определяют индекс устойчивости к ДБ (ИУДБ) по формуле: ИУДБ = 1,243+0,0004×ИЭ+0,074×КВ+0,02×ПД-0,072×КЧСМ-0,004×ПЗМР-0,012×ДАД, где: ИЭ - индекс Эванса, измеренный до спуска, позволяющий оценить внешнюю работу сердца (усл.ед.); KB - коэффициент выносливости по Кваасу, измеренный до спуска, характеризующий детренированность миокарда (усл.ед.); ПД - пульсовое давление, измеренное после спуска (мм рт.ст.); КЧСМ - критическая частота слияния световых мельканий, измеренная после спуска (Гц); ПЗМР - простая зрительно-моторная реакция, измеренная до спуска (мс); ДАД - диастолическое артериальное давление, измеренное после спуска (мм рт.ст.). При значении до 1,4 у водолаза определяют высокую степень устойчивости к ДБ, от 1,41 до 2 - среднюю степень устойчивости к ДБ и более 2,1 - низкую степень устойчивости к ДБ. Способ позволяет повысить точность определения степени индивидуальной устойчивости к ДБ водолазов в возрасте 20-30 лет. 3 пр.

Изобретение относится к средствам для проведения психологических опытов, а именно - к средствам профессионального отбора и определения профессиональной пригодности в различных областях деятельности человека. Осуществляют предварительное собеседование, сбор и оценку информации о личности с помощью социобиографического анкетирования и психофизиологического тестирования. Относят индивидуума к одному из выделенных 24 типов личности, выстраивая их по преобладанию четырех личностных конструктов: «Воля»; «Логика»; «Эмоция»; «Физика». Дополнительно выявляют принадлежность индивидуума к интровертам или экстравертам, тип акцентуации характера социальной адаптации и темперамента: демонстративный тип, педантичный тип, застревающий тип, возбудимый тип; гипертимический тип, дистимический тип; циклотимический тип, экзальтированный тип, эмотивный тип, тревожный тип. Затем определяют пригодность индивидуума к целенаправленной деятельности, сопоставляя данные с заданными индивидуально-типологическими требованиями профессиональной ориентации. Способ позволяет повысить точность оценки соответствия индивидуально-типологических особенностей индивидуума психофизиологическим требованиям к стратегическим специальностям. 6 фиг., 2 табл.
Изобретение относится к любой области, где требуется оценка времени реакции человека. На горизонтальной поверхности световым излучателем, управляемым компьютером, создают световое пятно. Испытуемого размещают в центре пятна. Программно в течение времени меняют направление и/или скорость перемещения светового пятна. Испытуемый оценивает перемещения светового пятна и меняет свое положение таким образом, чтобы находиться в центре пятна. Перемещения светового пятна и испытуемого снимают видеокамерой, расположенной над горизонтальной поверхностью. Видеоизображение передают в компьютер, который фиксирует моменты времени изменения направления и/или скорости перемещения светового пятна и испытуемого, измеряет задержку изменения направления и/или скорости перемещения испытуемого относительно момента времени изменения направления перемещения и/или скорости светового пятна, вычисляет среднеарифметическое значение измеренных задержек. По величине среднеарифметического значения судят о реакции человека. Способ расширяет арсенал средств тестирования времени реакции человека.
Изобретение относится к области когнитивной психологии и психофизиологии и может быть использовано для установления достоверности содержания передаваемой человеком информации в интеллектуальных инфокоммуникационных системах, а также при проведении служебных расследований. Проводят структурированное интервью, включающее блоки вопросов нейтрального и контрольного характера, при этом при ответах на вопросы регистрируют параметры невербального поведения человека. Затем осуществляют изучение динамики невербального поведения с выделением наиболее информативных его параметров, сгруппированных на основе факторного анализа в группу вегетативных реакций, группу мимических реакций, группу пантомимических реакций, выявление характерной для исследуемого человека тенденции изменений по каждому параметру и/или группе параметров. Затем регистрируют параметры невербального поведения абонентов в процессе коммуникативного взаимодействия посредством инфокоммуникационной системы, по которым делают вывод о ложности/истинности передаваемой информации путем сравнения полученной реакции с реакцией на вопросы нейтрального и/или контрольного блоков вопросов, зарегистрированной в процессе структурированного интервью. Способ позволяет повысить оперативность определения ложности передаваемой информации в процессе коммуникативного взаимодействия абонентов посредством инфокоммуникационной системы. 3 табл.

Изобретение относится к области медицины и предназначено для тестирования реакции человека на движущийся объект. На горизонтальной поверхности световым излучателем, управляемым компьютером, создают световое пятно. Испытуемый размещается в центре пятна, программно в течение заданного времени меняют направление и скорость перемещения светового пятна. Испытуемый оценивает перемещения светового пятна и меняет свое положение таким образом, чтобы находиться в его центре, перемещения светового пятна и испытуемого снимают видеокамерой, расположенной на заданной высоте над горизонтальной поверхностью. Видеоизображение передают в компьютер, компьютер вычисляет положение центра светового пятна и центра места положения испытуемого, расстояние между центрами, среднеарифметическое значение вычисленных расстояний между центрами светового пятна и места положения испытуемого. По величине среднеарифметического значения судят о реакции человека на движущийся объект. Способ позволяет повысить надежность и эффективность профессиональной деятельности человека за счет оценки времени реакции человека на движущийся объект по результатам его перемещения.

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для оценки показаний к назначению лекарственных препаратов, несовместимых с приемом алкоголя, в наркологии, психиатрии, а также в психотерапии. Проводят электроэнцефалографическое исследование и психологическое тестирование: на первом этапе пациентам с диагностированным синдромом зависимости от алкоголя проводится электроэнцефалографическое исследование (ЭЭГ) на наличие медленных волн, десинхронизации и асимметрии биоэлектрической активности головного мозга, нарушений альфа-ритма, по результатам данного исследования определяют наличие или отсутствие органической патологии функционирования головного мозга, связанного с нарушением его биоэлектрической активности. На втором этапе пациенты, у которых по результатам ЭЭГ не выявлены признаки органического поражения головного мозга, проходят оценку системы невербализованных эмоциональных отношений личности с помощью техники цветовых репертуарных решеток (ЦРР), в которой используют группы объектов, связанных с алкоголем, и применяют раскладку цветных карточек Люшера. Подсчитывают коэффициенты линейной корреляции Пирсона между элементами и между конструктами, которые в последующем подвергают дальнейшей обработке с использованием метода анализа главных компонент. При этом выявленные показатели факторных нагрузок по двум, наиболее значимым компонентам используют в качестве координат элементов в двухмерном пространстве при построении графической модели системы отношений испытуемого. Наличие высокой согласованности в двух репрезентативных системах отношений личности (вербальной и невербальной) свидетельствует о сохранности и адекватности мотивационной сферы личности и служит показанием для назначения лекарственных средств группы антагонистов опиоидных рецепторов (налтрексон) и курса когнитивно-поведенческой психотерапии в рамках терапии алкогольной зависимости. Наличие низкой согласованности является признаком таких нарушений в мотивационной сфере, которые нивелируют возможности психотерапевтических методов и также служат показаниями для назначения лекарственных средств, несовместимых с приемом алкоголя (дисульфирам, цианамид). Способ позволяет объективно и точно оценить правильность показаний в прогнозе эффективности применения лекарственных средств, несовместимых с приемом алкоголя, в терапии алкогольной зависимости. 1 пр.
Изобретение относится к психофизиологии, может быть использовано для определения пригодности спортсменов для занятий футболом. Спортсменов тестируют с помощью устройства психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 - «Психофизиолог» с оценкой сложной зрительно-моторной реакции путем предъявления серии из 75 световых стимулов со случайным распределением зеленого и красного цвета, время появления очередного стимула является случайной величиной в диапазоне от 2 до 5 секунд, считая от момента ответа, сопровождаемого гашением индикатора, на световые стимулы зеленого цвета испытуемый нажимает кнопку «ДА», красного - «НЕТ», первые 5 стимулов являются тренировочными и в расчете не участвуют. Прибор измеряет время реакции на каждый стимул и количество ошибочных действий с определением параметров: среднее время реакции, уровень стабильности реакций и количество допущенных ошибок. При среднем времени реакции 341,00-397,00 мс, при 4-5 уровне стабильности реакций, количестве допущенных ошибок 0,94-1,5 спортсмену рекомендуют заниматься футболом. Способ позволяет быстро, точно, объективно оценить и выбрать спортсменов для занятий футболом за счет определения сенсомоторных качеств спортсменов. 2 пр., 5 табл.

Изобретение относится к области спортивной медицины и предназначено для тестирования быстроты и точности движений. Обследуемому предлагают выполнить за заданное время в максимальном темпе движения щупом последовательно по контактным площадкам, расположенным в углах плоской треугольной или многоугольной фигуры, касаясь контактных точек, расположенных в центре контактных площадок. Контактные точки окружены N концентрическими зонами, изолированными друг от друга и от контактной точки. Контактные точки и концентрические зоны контактных площадок подключены к входам компьютера. Расстояние между соседними концентрическими зонами и между внутренней концентрической зоной и контактной точкой соответствует диаметру щупа. Обследуемый совершает движения щупом по контактным площадкам, стремясь коснуться контактных точек. Попадание щупом в наружную концентрическую зону соответствует 1 очку, попадание в каждую последующую внутреннюю зону - на 1 очко больше, в контактную точку - (N+1)-му очку. При попадании щупа между концентрическими зонами или между внутренней концентрической зоной и контактной точкой, когда щуп касается их одновременно, оценивается числом очков, соответствующих внутренней концентрической зоне или контактной точке соответственно. В компьютере подсчитывается общее число движений, равное числу касаний щупа контактных площадок, и число набранных в результате касаний очков. Быстрота движений оценивается по общему числу движений, точность движений - по числу набранных очков. Способ позволяет повысить точность оценки, характеризующей точность движений по числу набранных очков в результате касаний щупа. 1 ил.

Изобретение относится к области психофизиологии, а именно к коррекции психоэмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Проводят психофизиологическое тестирование, согласно которому выделяются дети с нарушениями психоэмоциональной сферы. Затем с использованием компьютерной программы проводят дидактические игры с помощью пиктограмм и цветового воздействия. При раскрашивании различных геометрических фигур используют цвет, предварительно подобранный самим ребенком. При правильном раскрашивании на экране монитора появляется картинка из геометрических фигур одного цвета, а фон другого цвета. Способ позволяет повысить уровень психоэмоциональной устойчивости у младших школьников с помощью программированного игротренинга, а также обогатить эмоциональную сферу детей и совершенствовать способы регуляции собственных эмоций и чувств. 2 табл., 10 ил.

Наверх