Компенсационная муфта тягового привода локомотива


 


Владельцы патента RU 2527254:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" (МГУПС (МИИТ)) (RU)

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к муфтам для передачи крутящего момента от тягового двигателя к колесной паре. Компенсационная муфта тягового привода локомотива содержит резинокордные элементы в виде плоских дисков (1), наружные (2) и внутренние (3) прижимные кольца, которые соединены соответственно с наружным фланцем (4) и внутренним фланцем (5) с помощью болтов (6), гаек (7) и дистанционных втулок (8). Наружный фланец (4) имеет дополнительные отверстия для болтов (9) для связи с деталью привода (11). Внутренний фланец снабжен дополнительными отверстиями для болтов (10) и торцевыми шлицами (12) для связи со шлицами (13) детали привода (14). Обеспечивается повышение надежности работы муфты. 1 ил.

 

Компенсационная муфта тягового привода локомотива относится к железнодорожному транспорту, а именно к муфтам для передачи крутящего момента от тягового двигателя к колесной паре.

Известна упругая муфта, содержащая две фланцевые полумуфты, связанные закрепленной на них при помощи прижимных колец и болтов резинотканевой диафрагмой, выполненной в виде плоского диска [1].

Недостатком указанной муфты является то, что окружные усилия в зонах крепления упругих элементов передаются только трением между резинотканевой диафрагмой и поверхностями фланцев и прижимных колец, что ограничивает нагрузочную способность муфты.

Известны также муфты, содержащие два резинокордных элемента в виде плоских дисков, прижимные и проставочные кольца и болты с гайками и дистанционными втулками, прижимающие резинокордные элементы к фланцам и проставочным кольцам по внутреннему и внешнему диаметру [2, 3].

Недостатком указанных муфт при использовании их в тяговом приводе локомотива с осевым редуктором является сложность разобщения ведущего и ведомого валов при выкатке колесной пары, т.к. вследствие высокой нагруженности болтов, прижимающих резинокордные элементы к фланцам, их затяжку необходимо производить динамометрическим ключом в стесненных условиях под локомотивом, либо при выкатке колесной пары необходимо выкатывать весь колесно-моторный блок, что ведет к дополнительным технологическим операциям при монтаже.

В качестве прототипа предлагаемого изобретения выбрана компенсационная муфта тягового привода локомотива [4]. Она содержит резинокордные элементы в виде плоских дисков, размещенные по обе стороны внутреннего и наружного фланцев, прижимные кольца и болты с гайками и дистанционными втулками, при этом наружный фланец муфты имеет дополнительные отверстия для разъемного соединения с другими деталями привода.

Недостатком данной муфты является возможность выхода из строя в эксплуатации, обусловленная сложностью монтажа при ремонте. Нарушения технологии затяжки в стесненных условиях (на тележке) приводят к проскальзыванию резинокордных элементов по фланцам при передаче крутящего момента с последующим разрушением резинокордных элементов и болтов.

Целью изобретения является повышение надежности работы муфты после ее ремонта.

Эта цель достигается в компенсационной муфте тягового привода локомотива, содержащей резинокордные элементы в виде плоских дисков, внешнего и внутреннего фланцев и прижимные кольца, соединенные с фланцами посредством болтов и дистанционных втулок, отличающейся тем, что внутренний фланец соединен с деталью привода с помощью шлицевого соединения и болта.

На фигуре представлен общий вид компенсационной муфты тягового привода локомотива.

Компенсационная муфта (фигура) включает в себя резинокордные элементы в виде плоских дисков 1, прижимные кольца наружные 2 и внутренние 3, соединенные соответственно с наружным фланцем 4 и внутренним фланцем 5 с помощью болтов 6, гаек 7 и дистанционных втулок 8, при этом наружный фланец 4 имеет дополнительные отверстия для болтов 9 для связи с деталью привода 11, а внутренний фланец - дополнительные отверстия для болтов 10, торцовые шлицы 12 для связи со шлицами 13 детали привода 14.

Передача крутящего момента осуществляется за счет трения между резинокордными элементами и фланцами муфты, а также торцевыми шлицами внутреннего фланца и детали привода, соединенными болтом.

Для облегчения ремонта и повышения его качества рассоединяют резьбовые соединения 9 и 10. Снимают муфту и производят замену резинокордовых элементов в виде плоских дисков 1, с последующей обтяжкой болтов 6 гайками 7 в более благоприятных условиях, позволяющих выдержать одинаковое усилие их обтяжки. При этом имеется возможность затягивать одновременно гайки 7 одним заданным усилием при помощи агрегатной головки.

После этого возможно проверить несущую способности муфты до монтажа с тяговым приводом, что снижает вероятность выхода из строя в процессе эксплуатации.

Предлагаемое изобретение обеспечивает получение следующего технического результата. Наличие торцевых шлицов на внутреннем фланце и детали привода, а также их с помощью болта позволяет производить затяжку резинокордных элементов и проверки несущей способности муфты до монтажа с тяговым приводом, что снижает вероятность выхода из строя в процессе эксплуатации. Появляется возможность автоматизации процесса затяжки.

Источники информации

1. В.А.Лысак, В.И.Власов, А.П.Чепурных, В.П.Колесников, А.Т.Литвинов и А.Ф.Автономов. Упругая муфта. АС СССР №625069.

2. Повышение надежности экипажной части тепловозов. / А.И. Беляев, Б.Б. Бунин, С.М. Голубятников и др.: Под ред. Л.К. Добрынина. - М.: Транспорт, 1984, с.181, рис.88.

3. Л.К.Добрынин, В.А.Лысак, В.И.Власов, Л.В.Червова, В.П.Колесников, А.Д.Балабанов, А.Т.Литвинов, А.Ф.Автономов и С.Т. Масленников. Муфта. А.С. СССР №564462.

4. Соколов Ю.Н., Пономарев А.С., Дегтярев В.Е. Повышение надежности узлов тягового привода пассажирских электровозов ЭП1М и ЭШО. Локомотивинформ, №6, 2010, с.4, рис.1.

Компенсационная муфта тягового привода локомотива, содержащая резинокордные элементы в виде плоских дисков, внешнего и внутреннего фланцев и прижимные кольца, соединенные с фланцами посредством болтов и дистанционных втулок, отличающаяся тем, что внутренний фланец соединен с деталью привода с помощью шлицевого соединения и болта.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращательным упругим соединениям и способу их изготовления. Вращательное упругое соединение (9) содержит внутреннее кольцо (1) и внешнее кольцо (3).

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к компенсирующим муфтам. .

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в упругих муфтах для передачи крутящего момента. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к упругим муфтам. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к упругим кольцевым элементам муфт для соединения вращающихся валов двигателей и рабочих машин. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам с упругим кольцевым элементом. .

Изобретение относится к конструкции компенсирующей муфты привода. .

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для передачи крутящего момента от источника энергии к потребителю, в частности для электрического запуска газотурбинной установки.

Изобретение относится к авиадвигателестроению, к муфтам, предназначенным для передачи мощности от вала двигателя к валу потребителя в условиях несоосности и перекоса осей указанных валов, и позволяет повысить надежность пальцев и дисков муфты.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упругим резинокордным элементам высокоэластичных муфт и других аналогичных устройств. .
Наверх