Устройство для измерения подводного шума плавсредства и система для проверки его рабочего состояния



Устройство для измерения подводного шума плавсредства и система для проверки его рабочего состояния
Устройство для измерения подводного шума плавсредства и система для проверки его рабочего состояния
Устройство для измерения подводного шума плавсредства и система для проверки его рабочего состояния

 


Владельцы патента RU 2551391:

Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) (RU)

Изобретения относятся к области гидроакустики и могут быть использованы для контроля уровня шумоизлучения подводного объекта в натурном водоеме. Техническим результатом, получаемым от внедрения изобретений, является получение возможности измерений уровня шума подводного плавсредства непосредственно с самого плавсредства. Данный технический результат достигается тем, что с плавсредства поднимают измерительный модуль (ИМ), оснащенный гидрофонами, и с помощью него измеряют уровень шумоизлучения плавсредства. ИМ снабжен системой проверки его работоспособности без демонтажа устройства. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретения относятся к области гидроакустики и могут быть использованы для оперативного контроля шумоизлучения подводного объекта в натурном водоеме.

Известно устройство аналогичного назначения, содержащее корпус, выполненный в виде стакана с шарнирно закрепленной в его верхней части подвеской, носитель аппаратуры и спуско-подъемное устройство. Внутри и на поверхности носителя аппаратуры установлены гидроакустические преобразователи /Патент РФ на изобретение №2300479, кл. В63В 22/06, В63В 22/04, В63В 22/00, 2007/.

Недостатком устройства является стационарный характер его установки в натурном водоеме и отсутствие в устройстве системы для проверки его рабочего состояния.

Известна система для проверки рабочего состояния устройства для измерения подводного шума плавсредства, состоящая из генератора механических колебаний, на котором закреплен пьезоэлектрический гидрофон. Система позволяет проверить работоспособность устройства на его штатном месте /Патент РФ на изобретение №2172272, кл. В63В 22/00, 2001/.

Недостатком системы является продолжительное время проверки работоспособности устройства на различных частотах тестового сигнала.

Известно устройство для измерения подводного шума плавсредства, содержащее установленный в корпусе измерительный модуль и лебедку, кинематически связанные с измерительным модулем с помощью гибкого кабеля, и блок управления, при этом измерительный модуль выполнен в виде звукопрозрачного носителя аппаратуры обтекаемой формы положительной плавучести с расположенным внутри него широкополосным гидрофоном и датчиком гидростатического давления, а лебедка - в виде вертикально расположенной катушки с механизмом намотки и вытравливания гибкого кабеля, причем измерительный модуль, лебедка и блок управления в начальном положении расположены на борту исследуемого плавсредства /Патент на изобретение РФ №2172272, кл. В63В 22/00, 2001/.

Известное техническое решение может быть реализовано с той же совокупностью признаков не только для надводного, но и подводного плавсредства.

Данное устройство принято за прототип предлагаемого устройства. Недостатком прототипа является стационарный характер установки устройства в натурном водоеме.

Известна система для проверки работоспособности гидроакустического устройства на его штатном месте, принятая за прототип, содержащая забортную часть и комплексы управления, обработки и отображения информации, соединенные гибким кабелем, при этом забортная часть выполнена в виде пьезочувствительного элемента, линейного усилителя и электрического эквивалента, подключенных через управляемый переключатель ко входу комплекса обработки, при этом комплексы управления обработки и отображения информации расположены на борту плавсредства /Патент на изобретение РФ №2450479, кл. H04R 1/44, 2012/.

Недостатком прототипа системы является необходимость проведения температурных измерений электрического эквивалента, выполненного в виде резистора.

Техническим результатом, получаемым при реализации устройства для измерения подводного шума плавсредства, является получение возможности измерений уровня шума подводного плавсредства непосредственно с самого плавсредства.

Техническим результатом, получаемым от внедрения системы для проверки рабочего состояния устройства для измерения подводного шума, является возможность проведения проверки работоспособности устройства непосредственно с подводного плавсредства без необходимости проведения температурных измерений электрического эквивалента гидрофона.

Данный технический результат достигается за счет того, что устройство для измерения шума подводного плавсредства, содержащее установленный в корпусе измерительный модуль и лебедку, кинематически связанную с измерительным модулем с помощью гибкого кабеля, и блок управления, при этом измерительный модуль выполнен в виде звукопрозрачного носителя аппаратуры обтекаемой формы положительной плавучести с расположенными внутри него широкополосным гидрофоном и датчиком гидростатического давления, а лебедка - в виде вертикально расположенной катушки с механизмом намотки и вытравливания гибкого кабеля, причем измерительный модуль, лебедка и блок управления расположены на борту исследуемого плавсредства, дополнительно снабжено ложементом измерительного модуля, установленным в верхней части корпуса, и фиксаторами измирительного модуля, выполненными в виде рычагов-захватов, установленных на валу управляемого электродвигателя.

Измерительный модуль снабжен дополнительным низкочастотным гидрофоном с модулем коммутации.

Измерительный модуль выполнен в форме усеченного конуса.

Устройство дополнительно содержит блок амортизаторов измерительного модуля.

Блок амортизаторов измерительного модуля выполнен в виде плиты с расположенными на ней упругими пластиковыми кольцами.

Устройство дополнительно содержит датчик положения измирительного модуля.

Датчик положения измерительного модуля выполнен в виде герконовой пары, подвижный магнит которой установлен в соответствующем месте гибкого кабеля.

Устройство содержит второй датчик гидростатического давления, установленный в корпусе.

В части системы для проверки рабочего состояния устройства для измерения шума подводного плавсредства, содержащей забортную часть и комплексы управления, обработки и отображения информации, соединенные гибким кабелем, при этом забортная часть выполнена в виде пьезочувствительного элемента, линейного усилителя и электрического эквивалента, подключенных через управляемый переключатель ко входу комплекса обработки информации, при этом комплексы управления, обработки и отображения информации расположены на борту плавсредства, электрический эквивалент, выполнен в виде двух генераторов белого шума, спектральные плотности выходных сигналов которых различаются на заданную величину.

Система дополнительно содержит второй пьезочувствительный элемент, подключенный через управляемый переключатель ко входу комплекса обработки.

Комплекс обработки информации содержит последовательно соединенные управляемые фильтры высоких и низких частот с элементами управления, подключенные к комплексу управления.

Комплекс обработки информации дополнительно содержит усилитель с регулируемым коэффициентом усиления и элемент управления, подключенный к комплексу управления.

Комплекс управления дополнительно содержит разветвитель выходного сигнала с гальванической развязкой на несколько потребителей, управляемый вход которого подключен к выходу комплекса управления.

Изобретения поясняются чертежами.

На фиг. 1 представлена схема устройства в собранном состоянии на борту плавсредства;

На фиг. 2 - схема измерительного модуля носителя аппаратуры;

На фиг. 3 - электрическая схема системы для проверки работоспособности устройства с борта плавсредства.

Устройство содержит (фиг. 1) установленные в корпусе 1 измерительный модуль 2 (ИМ 2), лебедку в виде вертикально расположенной катушки 3, кинематически связанную с ИМ 2 с помощью гибкого кабеля 4 через механизм 5 намотки и вытравливания гибкого кабеля 4.

ИМ 2 (фиг. 2) выполнен в виде звукопрозрачного носителя 6 положительной плавучести с расположенным внутри него широкополосным 7 и низкочастотным 8 гидрофонами и датчиком 9 гидростатического давления.

Носитель 6 выполнен в форме усеченного конуса и содержит фиксаторы в виде рычагов захватов 10, установленных на валу управляемого электродвигателя 11 (фиг. 1).

Имеются также ложемент 12 ИМ 2, установленный в верхней части корпуса 1, амортизаторы ИМ 2, выполненные в виде плиты с расположенными на ней пластиковыми кольцами (на чертеже не показаны), и датчик положения ИМ 2, выполненный в виде герконовой пары, подвижный магнит которой закреплен на гибком кабеле 4 (датчик положения на чертеже не показан).

В корпусе 1 установлен второй датчик 13 гидростатического давления и электродвигатель 14 лебедки с редуктором (не оцифрован), а также модуль 15 коммутации для подключения к измерительной схеме по команде с блока управления соответствующего элемента ИМ 2. Схема системы для проверки рабочего состояния устройства для измерения подводного шума плавсредства представлена на фиг. 3.

Система содержит забортную часть 16 и бортовые комплексы 17, 18, 19 управления, обработки и отображения информации, соединенные гибким кабелем, расположенные на плавсредстве (фиг. 3). Обозначения 18, 19 условны, поскольку часть элементов комплекса 19 отображения входит в комплекс 18 обработки.

В забортную часть 16 входят два генератора 20, 21 белого шума (ГШ 20 и ГШ 21), спектральные плотности выходных сигналов которых различаются на заданную величину.

В бортовой комплекс 18 обработки информации входят фильтр 22 высоких частот (ФВЧ 22), фильтр 23 низких частот (ФНЧ 23), усилитель 24 с регулируемым коэффициентом усиления (КУ 24) и согласующие усилители 25, 26, 27 гальванической развязки.

В забортной и бортовой частях аппаратуры имеются также два переключателя 28, 29, управляемые от комплекса 17 управления.

Комплекс 17 управления содержит блоки 30, 31 управления частотой среза ФВЧ 22 и ФНЧ 23 и блок 32 управления коэффициентом Ку усилителя 24.

Частота FсрезаФВЧ 22 с помощью блока 30 может задаваться Fсреза=5 Гц; 10 Гц; 20 Гц; 40 Гц.

Частота Fсреза с помощью блока 31 управления у ФНЧ 23 может задаваться Fcpeзa=12,5 кГц и 100 кГц.

Коэффициент Ку у усилителя 24 может задаваться с помощью блока 32 управления Ку=минус 10 дБ; 0 дБ; 20 дБ; 30 дБ; 40 дБ.

Кроме того, с помощью блоков 30, 31 управления ФВЧ 22 и ФНЧ 23 могут отключаться.

ФВЧ 22, ФНЧ 23 и Ку 24 соединены последовательно. Вся последовательная цепочка подключена входом к выходу линейного усилителя 33 забортной части 16 системы, а выходом - к параллельно соединенным трем согласующим усилителям 25, 26, 27 гальванической развязки.

Управляемые переключатели 28, 29 соединены управляемыми входами с блоком 34 комплекса 17 управления.

Выходы согласующих усилителей 25, 26, 27 гальванической развязки через управляемый переключатель 29 подключены к персональному компьютеру 35 (ПК 35) или другому блоку отображения.

Устройство для измерения подводного шума плавсредства и система для бездемонтажной проверки его рабочего состояния работают следующим образом.

После своей штатной работы плавсредство останавливается. Оператор направляет с блока управления на управляемый электродвигатель 11 командный сигнал, под действием которого электродвигатель 11 отводит в стороны фиксаторы ИМ 2, выполненные в виде рычагов-захватов 10, и носитель 6 под действием положительной плавучести начинает всплывать.

Одновременно с блока управления на электродвигатель 14 лебедки через модуль 15 коммутации подается командный сигнал для стравливания гибкого кабеля 4 с катушки.

Высота подъема носителя 6 над плавсредством определяется из разности гидростатических давлений, измеряемых датчиками 9 и 13. При достижении заданной высоты подъема датчик положения ИМ 2 (на чертеже не показан) выдает сигнал о прекращении работы электродвигателей 11, 14 и носитель 6 аппаратуры зависает на заданном расстоянии над исследуемым плавсредством.

Производятся измерения собственного шума плавсредства сначала с помощью, например, низкочастотного гидрофона 8, а затем с помощью широкополосного гидрофона 7.

Перед началом и концом всех метрологических работ осуществляют проверку работоспособности измерительного прибора.

Для этого с помощью управляемого переключателя 28 отключают от измерительного тракта гидрофоны 7, 8 и поочередно подключают к нему ГШ 20 и ГШ 21 при заданных настройках ФВЧ 22, ФНЧ 23, Ку 24 и переключателя 29.

ПК 35 рассчитывает отношение выходных сигналов при последовательном подключении к гидрофонному тракту ГШ 20 и ГШ 21. Если отношение выходных сигналов равно отношению входных сигналов, то проверяемое измерительное устройство считается работоспособным.

При окончании метрологических работ включают в работу электродвигатель 14 и начинает работать механизм 5 намотки на катушку 3 гибкого кабеля 4. Когда датчик положения гибкого кабеля 4 покажет размещение носителя 6 на своем штатном месте, на ложементе 12 плавсредства срабатывают рычаги-захваты 10 с помощью электродвигателя 11.

Таким образом с помощью данного устройства возможно измерение гидроакустического шума плавсредства непосредственно с самого плавсредства, а с помощью данной системы возможна бездемонтажная проверка рабочего состояния устройства.

Этим достигается поставленный технический результат.

1. Устройство для измерения шума подводного плавсредства, содержащее установленный в корпусе измерительный модуль и лебедку, кинематически связанную с измерительным модулем с помощью гибкого кабеля, и блок управления, при этом измерительный модуль выполнен в виде звукопрозрачного носителя аппаратуры обтекаемой формы положительной плавучести с расположенными внутри него широкополосным гидрофоном и датчиком гидростатического давления, а лебедка - в виде вертикально расположенной катушки с механизмом намотки и вытравливания гибкого кабеля, причем измерительный модуль, лебедка и блок управления расположены на борту исследуемого плавсредства, отличающееся тем, что дополнительно снабжено ложементом измерительного модуля, установленным в верхней части корпуса, и фиксаторами измерительного модуля, выполненными в виде рычагов захватов, установленных на валу управляемого электродвигателя.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что измерительный модуль снабжен дополнительным низкочастотным гидрофоном с модулем коммутации.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что измерительный модуль выполнен в форме усеченного конуса.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что дополнительно содержит блок амортизаторов измерительного модуля.

5. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что блок амортизаторов измерительного модуля выполнен в виде плиты с расположенными на ней упругими пластиковыми кольцами.

6. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что дополнительно содержит датчик положения измерительного модуля.

7. Устройство по п. 6, отличающееся тем, что датчик положения измерительного модуля выполнен в виде герконовой пары, подвижный магнит которой установлен в соответствующем месте гибкого кабеля.

8. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что устройство содержит второй датчик гидростатического давления, установленный в корпусе.

9. Система для проверки рабочего состояния устройства для измерения подводного шума подводного плавсредства, содержащая забортную часть и комплексы управления, обработки и отображения информации, соединенные гибким кабелем, при этом забортная часть выполнена в виде пьезочувствительного элемента, линейного усилителя и электрического эквивалента, подключенных через управляемый переключатель к входу комплекса обработки информации, при этом комплексы управления, обработки и отображения информации расположены на борту плавсредства, отличающаяся тем, что электрический эквивалент выполнен в виде двух генераторов белого шума, спектральные плотности выходных сигналов которых различаются на заданную величину.

10. Система по п. 9, отличающаяся тем, что дополнительно содержит второй пьезочувствительный элемент, подключенный через управляемый переключатель ко входу комплекса обработки.

11. Система по п. 9, отличающаяся тем, что комплекс обработки информации содержит последовательно соединенные управляемые фильтры высоких и низких частот с элементами управления, подключенные к комплексу управления.

12. Система по п. 9, отличающаяся тем, что комплекс обработки дополнительно содержит усилитель с регулируемым коэффициентом усиления и элемент управления, подключенный к комплексу управления.

13. Система по п. 9, отличающаяся тем, что комплекс управления дополнительно содержит управляемый разветвитель выходного сигнала с гальванической развязкой на несколько потребителей, управляемый вход которого подключен к выходу комплекса управления.



 

Похожие патенты:

Предлагаемое изобретение относится к области гидроакустики, а именно к устройствам обнаружения шумовых гидроакустических сигналов в виде дискретных составляющих (ДС) на фоне аддитивной помехи.

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано при разработке систем определения координат по данным тракта шумопеленгования гидроакустических комплексов.

Изобретение относится к акустическим пеленгаторам (АП), акустическим локаторам (АЛ) и может быть использовано для определения пеленга источника звука (ИЗ). Задачей изобретения является повышение точности пеленгования ИЗ при наклонных к плоскости горизонта поверхностях Земли, где размещается акустическая антенна, и сокращение времени на определение пеленга этого источника.

Изобретение относится к области гидроакустики и предназначено для определения параметров объектов, шумящих в море. Исследуют шумовой гидроакустический сигнал морского объекта, сопоставляя его с прогнозным сигналом, динамически сформированным для совокупности предполагаемых шумностей объекта и дистанций до объекта, путем определения коэффициента корреляции.

Изобретение относится к радиолокации, в частности к устройствам определения координат объектов, излучающих акустические сигналы, с помощью территориально разнесенных волоконно-оптических датчиков - измерителей звукового давления.

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано в задачах определения класса объекта при разработке гидроакустических систем. Предложен способ классификации гидроакустических сигналов шумоизлучения морского объекта, включающий прием антенной сигналов шумоизлучения морского объекта в аддитивной смеси с помехой гидроакустической антенной, преобразование сигнала в цифровой вид, спектральную обработку принятых сигналов, накопление полученных спектров, сглаживание спектра по частоте, определение порога обнаружения исходя из вероятности ложных тревог и при превышении порога обнаружения текущего спектра на данной частоте принятии решения о наличии дискретной составляющей, по которой классифицируют морской объект, в котором сигналы шумоизлучения морского объекта в аддитивной смеси с помехой принимают двумя полуантеннами гидроакустической антенны, спектральную обработку принятых сигналов производят на выходах полуантенн, суммируют спектры мощности на выходах двух полуантенн, определяя суммарный спектр мощности S ∑ 2 ( ω k ) , находят разность S Δ 2 ( ω k ) спектров мощности на выходах двух полуантенн, определяют разностный спектр S 2 ( ω k ) ∑ − Δ ¯ = S Σ 2 ( ω k ) ¯ − S Δ 2 ( ω k ) ¯ - спектр мощности шумоизлучения морского объекта, а о наличии дискретных составляющих судят при превышении порога обнаружения частотами спектра мощности шумоизлучения морского объекта.

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано для построения систем обнаружения зондирующих сигналов гидролокаторов, установленных на подвижном носителе.

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано для обнаружения объекта в морской среде и измерения координат. Техническим результатом от использования изобретения является измерение дистанции до объекта отражения при неизвестном времени излучения и месте постановки, что повышает эффективность использования гидроакустических средств.

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано в качестве гидроакустического вооружения подводных лодок различного назначения, а также при проведении подводных геологических и гидроакустических работ и исследований.

Изобретение относится к звукометрическим станциям (звукометрическим комплексам) и может быть использовано для определения удаления источника звука (ИЗ) от акустического локатора, его исправленного звукометрического угла и топографических координат (ТК) этого ИЗ.
Устройство (100) для разрешения неоднозначности из оценки (105) DOA ( φ ^ amb) содержит анализатор (110) оценки DOA для анализирования оценки (105) DOA ( φ ^ amb) для получения множества (115) неоднозначных параметров анализа ( φ ˜ I... φ ˜ N; f( φ ˜ I)...f( φ ˜ N); fenh,I( φ ^ amb)...fenh,N( φ ^ amb); gP( φ ˜ I)...gp( φ ˜ N); D( φ ˜ I)...D( φ ˜ N)) посредством использования информации (101) смещения, причем информация (101) смещения представляет отношение ( φ ^ ↔φ) между смещенной ( φ ^ ) и несмещенной оценкой DOA (φ), и блок (120) разрешения неоднозначности для разрешения неоднозначности в множестве (115) неоднозначных параметров анализа ( φ ˜ I... φ ˜ N; f( φ ˜ I)...f( φ ˜ N); fenh,I( φ ^ amb)...fenh,N( φ ^ amb); gP( φ ˜ I)...gp( φ ˜ N); D( φ ˜ I)...D( φ ˜ N)) для получения однозначного разрешенного параметра ( φ ˜ res; fres, 125). 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 22 ил.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к пеленгаторам. Устройство состоит из следующих элементов: 1 - первая антенна, 2 - вторая антенна, 3 - первый усилитель, 4 - первый фильтр, 5 - первый квадратор, 6 - сумматор, 7 - второй усилитель, 8 - второй фильтр, 9 - второй квадратор, 10 - третья антенна, 11 - третий усилитель, 12 - третий фильтр, 13 - третий квадратор, 14 - первый пороговый блок, 15 - второй пороговый блок, 16 - персональная электронно-вычислительная машина (ПЭВМ или микропроцессор), 17 - блок системы единого времени (GPS или Глонасс), 18 - блок связи с абонентами, 19 - четвертый усилитель, 20 - третий пороговый блок, 21 - схема ИЛИ, 22 - таймер, 23 - первая схема И, 24 - счетчик, 25 - первый цифроаналоговый преобразователь (ЦАП), 26 - первый калибратор, 27 - второй ЦАП, 28 - второй калибратор, 29 - третий ЦАП, 30 - третий калибратор, 31 - четвертый ЦАП, 32 - формирователь, 33 - тактовый генератор, 34 - первый АЦП, 35 - второй АЦП, 36 - третий АЦП, 37 - четвертый АЦП, 38 - пятый усилитель, 39 - шестой усилитель, 40 - делитель, 41 - четвертый пороговый блок, 42 - вторая схема И. Технический результат заключается в увеличении помехоустойчивости устройства. 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к пеленгаторам. Устройство состоит из следующих элементов: 1 - первая антенна, 2 - микробарометр, 3 - первый аналого-цифровой преобразователь (АЦП), 4 - второй АЦП, 5 - третий АЦП, 6 - четвертый АЦП, 7 - пятый АЦП, 8 - персональная электронно-вычислительная машина (ПЭВМ или микропроцессор), 9 - блок системы единого времени (GPS или Глонасс), 10 - блок связи с абонентами, 11 - первый усилитель, 12 - первый фильтр, 13 - второй усилитель, 14 - первый пороговый блок, 15 - схема ИЛИ, 16 - вторая антенна, 17 - третий усилитель, 18 - второй фильтр, 19 - четвертый усилитель, 20 - второй пороговый блок, 21 - третья антенна, 22 - пятый усилитель, 23 - третий фильтр, 24 - шестой усилитель, 25 - третий пороговый блок, 26 - седьмой усилитель, 27 - четвертый фильтр, 28 - восьмой усилитель, 29 - пятый фильтр, 30 - четвертый пороговый блок, 31 - первая схема И, 32 - первый цифроаналоговый преобразователь (ЦАП), 33 - первый калибратор, 34 - второй ЦАП, 35 - второй калибратор, 36 - третий ЦАП, 37 - третий калибратор, 38 - четвертый ЦАП, 39 - четвертый калибратор, 40 - пятый ЦАП, 41 - первый формирователь, 42 - шестой ЦАП, 43 - второй формирователь, 44 - первый таймер, 45 - вторая схема И, 46 - первый счетчик, 47 - тактовый генератор, 48 - второй таймер, 49 - первый квадратор, 50 - сумматор, 51 - первый делитель, 52 - пятый пороговый блок, 53 - третья схема И, 54 - третий таймер, 55 - четвертая схема И, 56 - второй счетчик, 57 - второй квадратор, 58 - третий квадратор, 59 - второй делитель, 60 - корректор, 61 - первый блок модуля, 62 - первый блок вычитания, 63 - второй блок модуля, 64 - шестой пороговый блок, 65 - пятая схема И, 66 - первый ключ, 67 - первое запоминающее устройство, 68 - третий блок модуля, 69 - шестая схема И, 70 - первый одновибратор, 71 - второй ключ, 72 -второе запоминающее устройство, 73 - второй блок вычитания, 74 - четвертый блок модуля, 75 - седьмая схема И, 76 - второй одновибратор, 77 - блок сравнения знаков. Технический результат заключается в возможности использования устройства на однопозиционном пункте наблюдения или на средстве передвижения, возможность использования устройства на ближних расстояниях в реальном масштабе времени и увеличение помехоустойчивости устройства при наличии мешающих сигналов, поступающих с других азимутов. 1 ил.

Использование: измерительная техника, в частности пеленгаторы. Сущность: устройство для определения направления и дальности до источника сигнала содержит магнитные первую и вторую антенны, размещенные взаимно перпендикулярно, последовательно соединенные первый усилитель, первый фильтр, первый квадратор и сумматор, последовательно соединенные второй усилитель, второй фильтр и второй квадратор, подключенный ко второму входу сумматора, последовательно соединенные третью антенну, третий усилитель, третий фильтр и третий квадратор, ключ, связанный управляющим входом с одновибратором, а также блок вычитания, первый и второй пороговые блоки. Помехоустойчивость устройства улучшается за счет использования магнитной компоненты сигнала и определения дальности (момента прихода отраженного от ионосферы сигнала) по изменению угла наклона магнитной компоненты сигнала, что достигается посредством введения дополнительных блоков. Технический результат: увеличение помехоустойчивости устройства. 1 ил.

Использование: изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано для определения дистанции до шумящего объекта. Сущность: прием гидроакустического шумового сигнала производят половинами гидроакустической антенны, измеряют взаимный спектр между гидроакустическими шумовыми сигналами, принятыми половинами гидроакустической антенны; измеряют автокорреляционную функцию этого взаимного спектра (АКФ); определяют наличие перегибов автокорреляционной функции, и при отсутствии таковых измеряют ΔТизм - ширину основного максимума АКФ на уровне 0,1, определяют калибровочный коэффициент М=Дизв./ΔТд.изв. где Дизв. - известная дистанция обнаружения цели фиксированной шумности с известным спадом спектра, ΔТд.изв. - ширина основного максимума АКФ , соответствующая известной дистанции; и определяют дистанцию до цели по формуле Д=ΔТизм*М. Технический результат: повышение достоверности измерения дистанции в условиях мешающего судоходства. 1 ил.

Изобретение относится к области способов акустической пеленгации и может быть использовано в геоакустике, геофизике, неразрушающем контроле прочности объектов, гидроакустике. Сущность изобретения: для обнаружения и определения направления прихода импульсных сигналов геоакустической эмиссии в звуковом диапазоне частот используется комбинированный приемник, установленный в водной среде у дна водоемов. Измеряется акустическое давление P(t) и три взаимно ортогональных компоненты градиента акустического давления ∇Px(t), ∇Py(t), ∇Pz(t). С учетом условий распространения сигналов в среде и динамического диапазона приемного тракта выделяются неискаженные импульсы в определенном интервале амплитуд dA, определяется направление прихода волны для каждого импульса и оценивается азимутальное распределение частоты следования импульсов D(α, t). Это позволяет оценивать наличие в исследуемой области среды неоднородностей и их азимутальную конфигурацию. 1 ил.

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано в процессе проектирования гидроакустической аппаратуры специального назначения. Использование изобретения может повысить эффективность использования гидроакустической аппаратуры. Способ адаптивной обработки сигнала шумоизлучения содержит прием сигнала шумоизлучения объекта, формирование статического вертикального веера характеристик направленности, широкополосную частотную фильтрацию сигнала, измерение уровня помехи и выбор порога, обнаружение сигнала в каждом пространственном канале, измерение амплитуды сигнала в каналах, где обнаружен сигнал шумоизлучения объекта, и принятие решения об угле прихода сигнала по тому пространственному каналу, где сигнал максимален, фильтрация сигнала производится в нескольких частотных диапазонах, в этих же диапазонах формируется статический веер характеристик направленности, производится идентификация обнаруженных сигналов между характеристиками направленности всех частотных диапазонов, выбирают характеристику направленности, в которой обнаружен максимальный сигнал, измеряется угол между горизонтальным направлением движения и положением характеристики направленности с максимальной амплитудой принятого сигнала Q, измеряется скорость движения носителя V, повторяют измерения через фиксированный интервал времени Т и определяют необходимую величину изменения глубины погружения антенны приемной системы за время Т по формуле Н=VTtgQ, при этом направление изменения глубины погружения определяется по положению угла Q, если характеристика направленности, определяющая угол Q, направлена вверх, глубину нужно уменьшить, если характеристика направленности, определяющая угол Q, направлена вниз, то глубину нужно увеличить, и если характеристика направленности совпадает с направлением движения и Q=0°, то глубину менять не нужно. 1 ил.

Изобретение относится к радиолокации, в частности к способу обнаружения, определения координат и сопровождения воздушных объектов при воздействии их акустическим полем на сеть разнесенных в пространстве волоконно-оптических линий связи, использующих при функционировании оптическое излучение. Способ заключается в воздействии акустическим полем, создаваемым движущимся воздушным объектом, на датчик, выполненный в виде протяженного оптического кабеля. Вычисляют моменты начального и конечного времени превышения сигналом «Порога» tн и tк, момент времени tм, соответствующий минимальному уровню сигнала, и момент времени tд, при котором частота одной из характерных составляющих спектра сигнала имеет номинальное значение. На основании этих данных и измеренной частоты Доплера определяются координаты воздушных объектов, которые со всех датчиков передаются на выделенный вычислитель, где они объединяются, отождествляются и по ним строятся траектории. При известном направлении полета снижают величину «Порога» в следующем датчике по направлению движения воздушного объекта. Технический результат - упрощение процесса обнаружения, определения координат, построения траекторий движения и распознавания типа низколетящих воздушных объектов. 2 ил.

Использование: изобретение относится к области геофизической разведки, высокоточной навигации, в частности к области подводной навигации, и может быть использовано для определения географических координат глубоководных буксируемых объектов при проведении морских геолого-геофизических исследований. Сущность: гидроакустическая система для позиционирования, содержащая буксирующее судно, соединенные с ним кабель-тросом буксируемый подводный объект и буи с неподвижными рулями, предварительно установленными на заданный угол, расположенные на поверхности моря, в количестве не менее трех штук, и имеющие в своем составе последовательно соединенные антенну Global Positioning System (GPS), модуль GPS и контроллер, при этом буксируемый подводный объект выполнен в виде многоэлементной цифровой кабельной антенны, буксирующее судно снабжено блоком синхронизации и обработки данных, при этом каждый буй снабжен последовательно соединенными с первым выходом контроллера генератором, усилителем и гидроакустическим излучателем, а также блоком памяти, соединенным со вторым выходом контроллера, причем каждый буй соединен с буксирующим судном соответствующим тросом, причем блок синхронизации и обработки данных выполнен в виде последовательно соединенных антенны GPS, модуля GPS, контроллера, модуля сбора данных и компьютера, при этом первый вход модуля сбора данных соединен с выходом контроллера, а второй вход модуля сбора данных соединен через кабель-трос с выходом многоэлементной цифровой кабельной антенны. Технический результат: обеспечение возможности позиционирования многоэлементных буксируемых гидроакустических антенн. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано для разработки систем классификации, использующих спектральные и корреляционные признаки. Технический результат заключается в повышении вероятности правильной классификации обнаруженных источников шумоизлучения. Способ классификации шумящих объектов содержит прием сигналов шумоизлучения, спектральный анализ принятых сигналов шумоизлучения, определение взаимного спектра, определение автокорреляционной функции, прием сигнала шумоизлучения производится одной антенной, осуществляется последовательный набор временных реализаций, осуществляется выделение взаимного спектра между последовательными наборами временных реализаций, производится накопление выделенных последовательных взаимных спектров, определяется автокорреляционная функция от накопленного взаимного спектра, определяется количество источников шумоизлучения по виду автокорреляционной функции и при наличии одного источника шумоизлучения производится классификация шумящего объекта по используемым классификационным признакам. 1 ил.
Наверх