Способ автоматического контроля технического состояния элементов последовательной аккумуляторной батареи и устройство для его осуществления



Способ автоматического контроля технического состояния элементов последовательной аккумуляторной батареи и устройство для его осуществления
Способ автоматического контроля технического состояния элементов последовательной аккумуляторной батареи и устройство для его осуществления
Способ автоматического контроля технического состояния элементов последовательной аккумуляторной батареи и устройство для его осуществления
Способ автоматического контроля технического состояния элементов последовательной аккумуляторной батареи и устройство для его осуществления

 


Владельцы патента RU 2563336:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова" (RU)

Изобретение относится к системам для контроля работоспособности и диагностики неисправностей аккумуляторных батарей, состоящих из n последовательно включенных элементов. Сущность: способ включает обработку информации результатов контроля в N+1 выходных зажимах подключения контролируемых аккумуляторов в n контрольных точках, нумерацию последовательно контрольных точек, масштабирование токов от каждого элемента аккумуляторной батареи с коэффициентом масштабирования от каждой контрольной точки. Токи от каждой контрольной точки суммируют в точке суммирования и передают через канал связи в орган обработки информации, где преобразуют суммарный ток в пропорциональное напряжение. Технический результат: автоматизация процесса определения технического состояния как аккумуляторной батареи в целом, так и ее элементов, путем поэлементного контроля ее работоспособного состояния с возможностью одновременной регистрации отказа нескольких элементов аккумуляторной батареи во всем диапазоне режимов работы системы автономного электроснабжения. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к комплексным контрольно-проверочным системам, а именно к бортовым системам для контроля работоспособности и диагностики неисправностей, обслуживаемых и необслуживаемых широкого класса аккумуляторных батарей различных (подвижных и стационарных) объектов на базе средств вычислительной техники, состоящих из n последовательно включенных элементов, и в первую очередь Li-ion аккумуляторов, применяемых в системах автономного электроснабжения на транспортных средствах, характерной особенность которых является необходимость минимизации их массогабаритных показателей.

Особенность применения Li-ion аккумулятора сводится к тому, что [1, 2, 3]:

1. Разряд Li-ion аккумулятора ниже 3 В (примерно, до 2.2 В) (данный порог варьируется в пределах 0,5 В в зависимости от химического состава и геометрической формы аккумулятора) приводит к необратимым химическим процессам внутри аккумулятора, что делает его непригодным для дальнейшего использования. При разряде Li-ion аккумулятора нужно контролировать его напряжение и силу тока в цепи.

2. Li-ion аккумуляторы имеют низкую устойчивость к перезаряду. На отрицательном электроде на поверхности углеродной матрицы при значительном перезаряде становится возможным осаждение металлического лития, обладающего большой реакционной способностью к электролиту, а на катоде начинается активное выделение кислорода. Возникает угроза теплового разгона, повышения давления и разгерметизации. Поэтому заряд Li-ion аккумуляторов можно вести только до напряжения, рекомендуемого производителем. При увеличенном зарядном напряжении ресурс аккумуляторов снижается.

3. Работа аккумулятора на токах, отличающихся от нормального режима, заданного в документации производителем аккумуляторов и превышающих его емкость, возможна в кратковременных режимах. При коротком замыкании в литий-ионном аккумуляторе возникает бурная реакция взрывного типа, получившая название "вентиляция с выбросом пламени".

Для внутренней защиты Li-ion аккумулятора используют дополнительно введенный в аккумулятор слой сепаратора. В этом случае, при коротком замыкании из-за прорастания дендритов лития к положительному электроду за счет локального разогрева слой сепаратора подплавляется и становится непроницаемым, предотвращая дальнейшее прорастание дендритов.

Однако для повышения безопасности эксплуатации Li-ion аккумуляторов в составе батареи обязательно применяется также и внешняя электронная защита, цель которой не допустить возможность перезаряда и переразряда каждого аккумулятора от внутренних коротких замыканий (а в отдельных случаях - и от внешних коротких замыканий) и чрезмерного разогрева.

Известен способ для контроля напряжения гальванически связанных аккумуляторов (А. Рыкованов. Системы баланса Li-ion аккумуляторных батарей / Источники питания. Силовая Электроника, №1′2009. рис. 2, 4 file:///\\\\www.power-e.ru), сводящийся к комплексной проверке всех аккумуляторов полностью заряженной аккумуляторной батареи по напряжению в реальном масштабе времени путем регистрации и сравнения между собой установившегося напряжения на выходных зажимах подключения каждого контролируемого аккумулятора в батарее и обработке результатов контроля для определения алгоритма управления аккумуляторной батареи с целью ее безопасной эксплуатации и повышения эксплуатационных характеристик (например, аварийное отключение элементов аккумуляторной батареи или аккумуляторной батареи в целом от внешних цепей заряда или разряда), с последующей оперативной передачей пользователю информации (визуально или через интерфейс связи) о фактах отказа элементов аккумуляторной батареи, что позволяет вести электронный паспорт аккумуляторной батареи в течение всего срока ее службы.

Выбор отслеживаемых конкретных необходимых параметров аккумуляторов и аккумуляторной батареи осуществляется разработчиком аккумуляторной батареи под конкретный заказ.

Недостатком данного способа является низкая точность контроля состояния каждого аккумулятора аккумуляторной батареи в случае если контролируется суммарное напряжение аккумуляторной батареи, а при последовательном контроле всех n элементов аккумуляторной батареи является сложность устройства контроля, которая приводит к завышенным массогабаритным показателям, поскольку необходимо организовать n каналов передачи информации с n точек контроля гальванически связанных аккумуляторов (в общем случае), а также к низкой достоверности результатов контроля из-за отсутствия самоконтроля самого устройства контроля.

Известно устройство для контроля напряжения гальванически связанных аккумуляторов [SU, А.С. №729700, опубл. 25.04.1980, МПК H01M 10/48], содержащее N+1 выходных зажимов для подключения контролируемых аккумуляторов, измерительный коммутатор, блок управления коммутатором, источник эталонного напряжения и орган обработки результатов измерения.

Недостатком данного устройства является его сложность, поскольку необходимо организовать для n каналов передачи информации с n точек контроля гальванически связанных аккумуляторов коммутацию, которая приводит к завышенным массогабаритным показателям устройства контроля и, следовательно, всей системы электроснабжения транспортных средств на базе гальванически связанных аккумуляторов. Кроме этого, как известно, надежность устройства контроля должна быть больше чем надежность контролируемого объекта, в связи с чем сложность устройства контроля приводит также к низкой достоверности результатов контроля из-за отсутствия самоконтроля самого устройства контроля. Причем коммутация точек контроля гальванически связанных аккумуляторов разносит их контроль во времени, что исключает одновременный доступ к любому аккумулятору для контроля в произвольный момент времени, т.е. создает задержку обнаружения отказа конкретного аккумулятора и повышает вероятность развития процесса "вентиляции с выбросом пламени".

Наиболее близким техническим решением по способу (прототипом) является способ автоматического контроля технического состояния элементов последовательной аккумуляторной батареи [Патент RU на изобретение №2470314, опубл. 20.12.2012, МПК G01R 1/36], включающий обработку информации результатов контроля в N+1 выходных зажимах подключения контролируемых аккумуляторов в n контрольных точках, для этого нумеруют последовательно контрольные точки, масштабируют токи от каждого контролируемого аккумулятора аккумуляторной батареи с коэффициентом масштабирования от каждой контрольной точки пропорционально номеру контрольной точки i, вычисляют предельное значение напряжение UΣпр, соответствующее случаю, когда исправны все контролируемые аккумуляторы аккумуляторной батареи

токи от каждой контрольной точки суммируют в точке суммирования и передают через канал связи в орган обработки информации, где преобразуют суммарный ток в пропорциональное напряжение UΣ и вычитают данное напряжение из предельного значения напряжения UΣпр, а по величине результирующего напряжения UΣпр-UΣ определяют номер элемента в аккумуляторной батареи, в котором возникло короткое замыкание, по выражению

гдеЕ - напряжение аккумуляторов в батареи, R - величина элемента масштабирования (резистора).

Недостаток данного способа определяется тем, что данный способ характеризуется ограниченными функциональными возможностями для случая одновременного "короткого замыкания" в двух и более аккумуляторах, поскольку в рамках данного способа достоверно отслеживается отказ одного контролируемого аккумулятора в батареи. Данное событие хотя и имеет существенно меньшую вероятность, чем вероятность "короткого замыкания" одного аккумулятора в батареи, но при большом количестве элементов в аккумуляторных батареях становится возможным.

Наиболее близким техническим решением к изобретению (прототипом) является устройство автоматического контроля технического состояния элементов последовательной аккумуляторной батареи по данному способу [Патент RU на изобретение №2470314, опубл. 20.12.2012, МПК G01R 31/36], содержащее N+1 выходных зажимов для подключения контролируемых аккумуляторов в n контрольных точках и орган обработки информации, вход которого подключен к выходу канала связи, причем устройство содержит блок суммирования токов с коэффициентом масштабирования по каждому входу пропорциональным номеру этого входа, i-й вход блока суммирования токов подключен к i-й точке контроля технического состояния соответствующих элементов аккумуляторной батареи, а выход блока суммирования токов соединен с входом канала связи, орган обработки информации, содержит блок преобразования тока в напряжение, аналоговый и цифровой вычитатели, задатчик напряжения и аналого-цифровой преобразователь, причем вход органа обработки информации соединен с входом блока преобразования тока в напряжение, выход которого соединен с первым входом аналогового вычитателя, ко второму входу которого подключен задатчик напряжения, к информационным входам которого подключены входы задания предельного значения напряжения, а выход аналогового вычитателя к входу аналого-цифрового преобразователя, выход которого подключен к первым входам цифрового вычитателя, вторые входы которого соединены с входами задания общего количества элементов в аккумуляторной батареи, а выход - к выходу органа обработки информации, являющимся выходом устройства.

В устройстве автоматического контроля технического состояния элементов аккумуляторной батареи блок суммирования токов состоит из n равных резисторов, первый конец i-го резистора подключен к i-му входу блока суммирования токов, а вторые концы всех резисторов блока суммирования токов объединены и подключены к его выходу.

Недостаток данного устройства заключается в том, что оно достоверно отслеживает отказ только одного элемента в батарее и имеет ограничение в случае одновременного "короткого замыкания" в двух и более аккумуляторах. Данное событие хотя и имеет существенно меньшую вероятность, чем вероятность "короткого замыкания" одного аккумулятора в батарее, но при большом количестве элементов в аккумуляторных батареях оно становится возможным.

Задачей, решаемой предлагаемым изобретением, является расширение функциональных возможностей.

Техническим результатом является обеспечение высокой достоверности поэлементного контроля состояния батареи при одновременном отказе нескольких элементов аккумуляторной батареи во всем диапазоне режимов работы системы автономного электроснабжения.

Обобщая проведенный выше анализ особенностей функционирования Li-ion аккумуляторной батареи, можно отметить, что при организации процесса контроля состояния Li-ion аккумуляторной батареи должен быть использован принцип параллельного контроля, сводящийся к тому, что любой аккумулятор батареи должен быть доступен для контроля как короткого замыкания, так и превышения в нем тока в произвольный момент времени. В связи с этим особенностью данного решения является то, что при передаче информации о работоспособности гальванически связанных аккумуляторов, полученной в точках их контроля, необходимо использовать параллельный принцип организации процесса контроля, при котором структурно аккумуляторная батарея состоит из пронумерованных аккумуляторов, а процессу контроля в произвольный момент времени доступен любой аккумулятор батареи.

Для решения данной задачи в способе автоматического контроля технического состояния элементов последовательной аккумуляторной батареи, сводящийся к обработке информации результатов контроля в N+1 выходных зажимах подключения контролируемых аккумуляторов в n контрольных точках, нумерацию последовательно контрольных точек i=0, 1, 2, …, n=Ν, масштабирование токов от каждого элемента аккумуляторной батареи с коэффициентом масштабирования от каждой контрольной точки, токи от каждой контрольной точки суммируют в точке суммирования и передают через канал связи в орган обработки информации, где преобразуют суммарный ток в пропорциональное напряжение UΣ, причем при масштабировании токов от каждого элемента аккумуляторной батареи выбирают коэффициент масштабирования тока от i-й контрольной точки равным 2i, а путем аналого-цифрового преобразования напряжения UΣ определяют соответствующий двоичный код KΣи и, поразрядно инвертируя его, определяют код ΚΣ, соответствующий сумме номеров отказавших в аккумуляторной батареи элементов, по двоичному коду ΚΣ суммы номеров отказавших в аккумуляторной батареи элементов выделяют его составляющие в виде двоичных одноединичных кодовых слов Ks, соответствующих контрольной точке каждого отдельного отказавшего аккумулятора, которые формируют путем последовательной поразрядной конъюнкции кодового слова ΚΣ, соответствующего сумме номеров отказавших в аккумуляторной батареи элементов, с кодовым словом-маской в виде двоичного одноединичного кода, и инверсией предыдуще выделенных двоичных одноединичных кодовых слов, причем начальный инверсный код имеет вид 111 1 n , и по выделенным двоичным одноединичным кодовым словам Ks определяют номера конкретных отказавших элементов аккумуляторной батареи.

Устройство автоматического контроля технического состояния элементов последовательной аккумуляторной батареи содержит N+1 выходных зажимов для подключения контролируемых аккумуляторов в n контрольных точках и орган обработки информации, блок суммирования токов с коэффициентом масштабирования по каждому входу, состоящий из n=Ν резисторов, первый конец i-го резистора подключен к i-му входу блока суммирования токов, а вторые концы всех резисторов блока суммирования токов объединены и подключены к его выходу, причем i-й вход блока суммирования токов подключен к i-й точке контроля технического состояния соответствующих элементов аккумуляторной батареи, а выход блока суммирования токов через канал связи соединен с органом обработки информации, который содержит блок преобразования тока в напряжение, аналого-цифровой преобразователь, причем вход органа обработки информации соединен с входом блока преобразования тока в напряжение, выход которого соединен с входом аналого-цифрового преобразователя, а выходы органа обработки информации являются выходом устройства, а также вычислитель и элемент задержки сигнала, причем вход синхронизации аналого-цифрового преобразователя подключен к входу "Опрос" устройства и через элемент задержки сигнала с входом синхронизации вычислителя, а выходы аналого-цифрового преобразователя подключены к первым информационным входам вычислителя, вторые информационные входы которого соединены с входами задания общего количества элементов в аккумуляторной батареи, выходы которого соединены с выходами органа обработки информации, кроме этого в блоке суммирования масштабированных токов величина i-го резистора равна

где i - порядковый номер контролируемого аккумулятора, i=0, 1, 2, …, n-1, Ri - i-й резистор блока суммирования масштабированных токов, R0 - нулевой резистор блока суммирования масштабированных токов.

На фиг. 1 представлена принципиальная блок-схема устройства, а на фиг. 2 - последовательность формирования из двоичного кода ΚΣ, соответствующего сумме номеров отказавших в аккумуляторной батареи элементов двоичных одноединичных кодовых слов Ks, соответствующих контрольной точки каждого отдельного отказавшего аккумулятора.

Устройство содержит контролируемую аккумуляторную батарею (АБ) с N+1 выходных зажимов, которые предназначены для подключения n=N контролируемых аккумуляторов в n контрольных точках и к одной общей шине, блок суммирования токов 1, канал связи 2, орган обработки информации 3. Орган обработки информации 3, в свою очередь, включает блок преобразования тока в напряжение 4, аналого-цифровой преобразователь 5, элемент задержки сигнала 6 и цифровой вычислитель 7.

Входы блока суммирования токов 1 подключены к точкам контроля технического состояния контролируемых аккумуляторов аккумуляторной батареи (АБ), а выход - к входу канала связи 2. Выход канала связи 2 подключен к входу органа обработки информации 3. В органе обработки информации 3 его вход соединен с входом блока преобразования тока в напряжение 4. Выход блока преобразования тока в напряжение 4 соединен с аналоговым входом аналого-цифрового преобразователя 5, вход синхронизации которого через элемент задержки сигнала 6 соединен с входом сихронизации цифрового вычислителя 7 и с входом "Опрос" устройства, а цифровые выходы аналого-цифрового преобразователя 5 соединены к первыми информационными входами цифрового вычислителя 7, ко вторым информационным входам которого подключены входы задания количества контролируемых аккумуляторов в аккумуляторной батареи n, а выход подключен к выходу органа обработки информации 3, являющемуся выходом устройства автоматического контроля технического состояния элементов АБ.

Предложенное устройство работает следующим образом. При автоматическом контроле технического состояния контролируемых аккумуляторов аккумуляторной батареи (АБ) через N+1 выходных зажима подключены контролируемые аккумуляторы к n контрольным точкам. В начальном состоянии нумеруют последовательно контрольные точки и определяют их общее количество n и устанавливают это значение на вторых информационных входах цифрового вычислителя 7.

Цифровой вычислитель 7 может быть реализован в виде микропроцессорной системы, которая выполняет как вычислительные операции, так и логические для реализации процесса выделения двоичных одноединичных кодовых слов Ks путем последовательной поразрядной конъюнкции кодового слова ΚΣ, соответствующего сумме номеров отказавших в аккумуляторной батареи элементов, и позволяет идентифицировать номера конкретных элементов аккумуляторной батареи.

В рабочем состоянии в блоке суммирования 1 для i-й контрольной точки аккумуляторной батареи АБ сопротивления резисторов выбирают R i = R 0 ( i + 1 ) 2 i , при этом через них протекает ток, соответствующий весу разряда,

где i - порядковый номер контролируемого аккумулятора (i=0, …, n-1), Е - напряжение аккумуляторов в батарее, а I0 - ток от первой контрольной точки, Ri - i-й резистор блока суммирования масштабированных токов, R0 - нулевой резистор блока суммирования масштабированных токов.

В данном устройстве в общей точке суммирования S1 блока 1 (фиг. 1) суммируются масштабированные токи от аккумуляторов A0, A1, …, An-1, величина каждого из которых пропорциональна весу цифрового двоичного разряда, причем должны суммироваться с коэффициентами, равными нулю или единице, т.е. только токи разрядов, значения которых равны 1. При этом на входе блока суммирования масштабированных токов 2 формируется цифровой двоичный (бинарный) код KΣ0а1а2а3…ak…an-1, в котором k-й бит ak равен нулю, если в соответствующем аккумуляторе Ak возникло короткое замыкание, т.е. данный код является инверсным к коду номера отказавшего элемента аккумуляторной батареи. Причем для каждого k-го разряда выбирается вес вдвое больше, чем вес (k-1)-го. Данный код преобразуется в точке суммирования S в аналоговую величину тока IΣ, которая определяется соотношением

где E - напряжение элемента аккумуляторной батареи; k - номер разряда входного кода N; ak - значение k-го разряда (ноль или единица); N - количество разрядов входного кода, R0 - нулевой резистор блока суммирования масштабированных токов.

Суммарный ток IΣ по однопроводному каналу связи 2 передают в орган обработки информации 3. В органе обработки информации 3 суммарный ток IΣ в блоке преобразования ток-напряжение 4 преобразуют в пропорциональное напряжение

где kU/I - коэффициент преобразования ток-напряжение блока преобразования ток-напряжение 4 (отношение приращения выходного напряжения блока преобразования ток - напряжение 4 к приращению входного тока при линейной функции преобразования).

Например, при коэффициенте преобразования тока в напряжение 1 Ом напряжение, пропорциональное сумме токов на выходе блока преобразования тока в напряжение 4 от каждой точки контроля

Напряжение UΣ поступает на вход аналого-цифрового преобразователя 5, на выходе которого при подачи сигнала на вход "Опрос" устройства формируется соответствующий двоичный код KΣи, который является поразрядно инверсным к кодам, соответствующим номерам отказавших элементов аккумуляторной батареи. Данный код KΣи поступает на первые информационные входы цифрового вычислителя 7 и по сигналу "Опрос", задержанному на элементе задержки 6, поразрядно инвертируется, т.е. определяется код KΣ, соответствующий сумме номеров отказавших в аккумуляторной батареи элементов. Величина задержки сигнала τ элемента задержки сигнала 6 выбирается таким образом, чтобы все переходные процессы на выходе аналого-цифрового преобразователя 5 завершились.

В цифровом вычислителе 7 по двоичному коду KΣ суммы номеров отказавших в аккумуляторной батареи элементов выделяют его составляющие в виде двоичных одноединичных кодовых слов Ks, соответствующих контрольной точки каждого отдельного отказавшего аккумулятора. Последовательность операций по выделению двоичных одноединичных кодовых слов Ks приведена на фиг. 2. Данные номера формируют путем последовательной поразрядной конъюнкции кодового слова KΣ, соответствующего сумме номеров отказавших в аккумуляторной батареи элементов, с кодовым словом-маской в виде двоичного одноединичного кода, и инверсией предыдуще выделенных двоичных одноединичных кодовых слов, причем начальный инверсный код имеет вид 111 1 n .

В результате выполненной последовательности в цифровом вычислителе 7 операций, в случае технически неисправных аккумуляторов (если произошло "короткое замыкание" в аккумуляторах) на его выходе по выделенным двоичным одноединичным кодовым словам Ks идентифицируют номера конкретных элементов аккумуляторной батареи, в которых и возникло короткое замыкание.

Таким образом, осуществляется контроль состояния АБ через поэлементный контроль аккумуляторов А с идентификацией номеров сразу нескольких элементов АБ, что позволяет поддержать аккумуляторные батареи в готовности к применению при работе системы автономного электроснабжения. Причем любой аккумулятор батареи доступен для контроля в любой момент времени. Предложенный способ контроля состояния батареи Li-ion аккумуляторов может быть использован и для контроля состояния других типов аккумуляторных батарей. При получении информации о неисправном аккумуляторе на выходе устройства формируется номер отказавшего аккумулятора для принятия решения об устранении аварийной ситуации.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Таганова А.А., Бубнов Ю.И., Орлов СБ. Герметичные химические источники тока. Элементы и аккумуляторы. Оборудование для испытаний и эксплуатации. СПб.: Химиздат. - 2005. - 262 с.

2. Скундин A.M. Литий-ионные аккумуляторы: современное состояние, проблемы и перспективы // Электрохимическая энергетика-2001. т.1. С.5-15.

3. Кедринский И.А., Дмитриенко В.Е., Грудянов И.И. Литиевые источники тока.- М.: Энергоиздат. - 1992 - 247 с.

1. Способ автоматического контроля технического состояния элементов последовательной аккумуляторной батареи, включающий обработку информации результатов контроля в N+1 выходных зажимах подключения контролируемых аккумуляторов в n контрольных точках, нумерацию последовательно контрольных точек i=0, 1, 2, …, n-1, n=N, масштабирование токов от каждого элемента аккумуляторной батареи с коэффициентом масштабирования от каждой контрольной точки, токи от каждой контрольной точки суммируют в точке суммирования и передают через канал связи в орган обработки информации, где преобразуют суммарный ток в пропорциональное напряжение U, отличающийся тем, что при масштабировании токов от каждого элемента аккумуляторной батареи выбирают коэффициент масштабирования тока от i-й контрольной точки равным 2i, а путем аналого-цифрового преобразования напряжения U определяют соответствующий двоичный код K∑и и, поразрядно инвертируя его, определяют код K, соответствующий сумме номеров отказавших в аккумуляторной батареи элементов, по двоичному коду K суммы номеров отказавших в аккумуляторной батареи элементов выделяют его составляющие в виде двоичных одноединичных кодовых слов Ks, соответствующих контрольной точке каждого отдельного отказавшего аккумулятора, которые формируют путем последовательной поразрядной конъюнкции кодового слова K, соответствующего сумме номеров отказавших в аккумуляторной батареи элементов, с кодовым словом-маской в виде двоичного одноединичного кода, и инверсией предыдуще выделенных двоичных одноединичных кодовых слов, причем начальный инверсный код имеет вид , и по выделенным двоичным одноединичным кодовым словам Ks определяют номера конкретных отказавших элементов аккумуляторной батареи.

2. Устройство автоматического контроля технического состояния элементов последовательной аккумуляторной батареи, содержащее N+1 выходных зажимов для подключения контролируемых аккумуляторов в n контрольных точках и орган обработки информации, блок суммирования токов с коэффициентом масштабирования по каждому входу, состоящий из n=N резисторов, первый конец i-го резистора подключен к i-му входу блока суммирования токов, а вторые концы всех резисторов блока суммирования токов объединены и подключены к его выходу, причем i-й вход блока суммирования токов подключен к i-й точке контроля технического состояния соответствующих элементов аккумуляторной батареи, а выход блока суммирования токов через канал связи соединен с органом обработки информации, который содержит блок преобразования тока в напряжение, аналого-цифровой преобразователь, причем вход органа обработки информации соединен с входом блока преобразования тока в напряжение, выход которого соединен с входом аналого-цифрового преобразователя, а выходы органа обработки информации являются выходом устройства, отличающееся тем, что в устройство введен цифровой вычислитель и элемент задержки сигнала, причем вход синхронизации аналого-цифрового преобразователя подключен к входу "Опрос" устройства и через элемент задержки сигнала с входом синхронизации цифрового вычислителя, а выходы аналого-цифрового преобразователя подключены к первым информационным входам цифрового вычислителя, вторые информационные входы которого соединены с входами задания общего количества элементов в аккумуляторной батареи, выходы которого соединены с выходами органа обработки информации, кроме этого в блоке суммирования масштабированных токов величина i-го резистора равна

где i - порядковый номер контролируемого аккумулятора, i=0, 1, 2, …, n-1, Ri - i-й резистор блока суммирования масштабированных токов, R0 - нулевой резистор блока суммирования масштабированных токов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контролю неисправностей в батарее конденсаторов, подключенной к системе электропитания, при этом батарея конденсаторов содержит множество конденсаторных блоков, которые разделены на две Y-секции.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам диагностики литиевых химических источников тока. Способ включает разряд источника тока на внешнюю нагрузку и измерение его напряжения под нагрузкой.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при комплектовании батарей из аккумуляторов и диагностировании их технического состояния.

Изобретение относится к области технической диагностики и может использоваться для проверки исправности аккумуляторной батареи. Сущность: способ использует определение неравномерности распределения температуры по поверхности аккумуляторной батареи с последующим определением зон, имеющих повышенную температуру относительно смежного участка поверхности корпуса и местоположения выявленной зоны с повышенной температурой относительно элементов конструкции аккумуляторной батареи.

Изобретение относится к области техники измерений, в частности к устройству для измерения остаточной емкости аккумулятора. которое содержит последовательно соединенные блоки: шунт, операционный усилитель, первый АЦП, масштабный делитель, первый температурный корректор, сумматор, триггер, вычислитель среднего значения, счетчик энергии, вычислитель заряда и индикатор; выходы таймера связаны со входами сумматора, триггера, счетчика энергии, вычислителя саморазряда и вычислителя заряда, а выход вычислителя саморазряда соединен со входом счетчика энергии; также устройство содержит последовательно соединенные резистивный делитель, второй АЦП и второй температурный корректор; кроме того, в составе устройства присутствует датчик температуры, выход которого соединен со входами первого температурного корректора, второго температурного корректора и вычислителя саморазряда; выходы первого и второго логических устройств соединены со входом счетчика энергии, а входы первого и второго логических устройств - с выходами первого и второго температурных корректоров.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автоматике электрических сетей. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей.

Изобретение относится к химическим источникам тока, а именно к определению остаточной емкости электрических аккумуляторов. Технический результат: обеспечение возможности определения остаточной емкости литий-ионного аккумулятора с положительным электродом на основе феррофосфата лития, повышение достоверности такого определения.

Изобретение относится к оценке состояния аккумулятора. Сущность: устройство определяет ток и напряжение на клеммах аккумуляторной батареи; использует их значения, чтобы оценивать значение на клеммах аккумуляторной батареи на основе предварительно определенной модели аккумулятора; и последовательно идентифицирует параметр модели аккумулятора так, что разность между значением на основе значения измерения напряжения на клеммах и оцененным значением напряжения на клеммах сходится к нулю.

Изобретение относится к работе батарей с проточным электролитом, в частности к системам управления, контроля, зарядки и/или разрядки батарей с проточным электролитом.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к бортовым системам контроля работоспособности и определения сроков обслуживания аккумуляторных батарей. .

Изобретение относится к контролю аккумуляторных батарей. Сущность: устройство оценки состояния заряда включает в себя первый и второй арифметические блоки, а также арифметический блок коррекции. Первый арифметический блок 30 выполнен с возможностью вычисления в качестве первого значения оценки состояния заряда текущего значения оценки состояния заряда, вычисляемого на основе емкости батареи, последнего значения оценки состояния заряда и электрического тока, протекающего между устройством 3 управления током и устройством 1 накопления энергии. Второй арифметический блок 31 выполнен с возможностью вычисления во время непрерывного управления током в качестве текущего значения второй оценки состояния заряда значения оценки состояния заряда, вычисляемого на основе модели эквивалентной схемы батареи и напряжения батареи, а во время непрерывного управления напряжением - с возможностью вычисления в качестве второго значения оценки состояния заряда текущего значения состояния заряда, вычисляемого с учетом изменения сопротивления батареи на основе модели эквивалентной схемы батареи и напряжения батареи. Арифметический блок 32 коррекции выполнен с возможностью периодической коррекции первого значения оценки состояния заряда на основе второго значения оценки состояния заряда. Технический результат: повышение точности оценки состояния заряда и износа батареи. 7 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к области технической диагностики аккумуляторной батареи. Сущность: способ диагностирования аккумуляторной батареи с жидким электролитом использует определение неравномерности распределения температуры по поверхности аккумуляторной батареи с последующим определением зон, имеющих повышенную температуру относительно смежного участка поверхности корпуса и местоположения выявленной зоны с повышенной температурой относительно элементов конструкции аккумуляторной батареи. При этом определяют неравномерность температуры поверхности корпуса аккумуляторной батареи по высоте отдельной секции аккумуляторной батареи, определяют границу зоны с повышенной температурой поверхности корпуса для этой секции аккумуляторной батареи и эту границу зоны фиксируют как уровень заливки электролита в этой секции аккумуляторной батареи. Сравнивают эту определенную границу зоны с повышенной температурой с минимально допустимым уровнем электролита. Если этот определенный уровень электролита ниже минимально допустимого уровня, то диагностируют, что в данной секции имеется пониженный уровень электролита. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к комплексным контрольно-проверочным системам, а именно к бортовым системам для контроля работоспособности и диагностики неисправностей, обслуживаемых и необслуживаемых аккумуляторных батарей, состоящих из n последовательно включенных элементов, и в первую очередь Li-ion аккумуляторов, применяемых в системах автономного электроснабжения на транспортных средствах. Технический результат - автоматизация процесса определения технического состояния как аккумуляторной батареи в целом, так и ее элементов путем поэлементного контроля ее работоспособного состояния. Согласно изобретению способ автоматического контроля технического состояния элементов последовательной аккумуляторной батареи включает обработку информации результатов контроля в N+1 выходных зажимах подключения контролируемых аккумуляторов в n контрольных точках, нумерацию последовательно контрольных точек, масштабирование токов от каждого элемента аккумуляторной батареи с коэффициентом масштабирования от каждой контрольной точки, токи от каждой контрольной точки суммируют в точке суммирования и передают через канал связи в орган обработки информации, где преобразуют суммарный ток в пропорциональное напряжение. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх