Применение 1,1-диэтоксиэтана в качестве антидетонационной присадки для увеличения детонационной стойкости автомобильного бензина
Настоящее изобретение относится к применению 1,1-диэтоксиэтана в качестве антидетонационной присадки для увеличения детонационной стойкости низкокипящего бензина с температурой начала кипения от 80°С до 120°С, исследовательское и моторное октановые числа которого составляют не менее 70 единиц. Причем 1,1-диэтоксиэтан составляет от 5% до 20% по объему относительно общего объема низкокипящего бензина и является единственной антидетонационной присадкой, при этом исследовательское октановое число бензина увеличивается не менее чем на 40 единиц. Также изобретение относится к автомобильному бензину с исследовательским октановым числом от 110 до 140 единиц, включающему низкокипящий бензин с температурой начала кипения от 80°С до 120°С в качестве базового бензина, 1,1-диэтоксиэтан от 5% до 20% по объему относительно общего объема низкокипящего бензина в качестве единственной антидетонационной присадки, а также стандартные добавки. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 пр.
Настоящее изобретение относится к применению 1,1-диэтоксиэтана (ацетальдегид-диэтилацетата) в качестве антидетонационной присадки для карбюраторного топлива (автомобильного бензина). Объект изобретения также включает автомобильный бензин, получаемый путем добавления антидетонационной присадки согласно настоящему изобретению. В данной заявке вместо термина «карбюраторное топливо» далее используется более правильный термин «автомобильное топливо».
Существуют различные виды автомобильного топлива, например Супер и Суперплюс (Super и Superplus), с разной детонационной стойкостью. Детонационная стойкость бензина, используемого в двигателях внутреннего сгорания, определяет способность бензина не подвергаться неконтролируемому сгоранию («детонации») в результате самовоспламенения, при этом контролируемое сгорание происходит только от искр зажигания, при впрыске или сжатии. Для повышения детонационной стойкости автомобильного бензина его смешивают с добавками (т.н. антидетонационными присадками), которые снижают склонность бензина к детонации в двигателе внутреннего сгорания путем увеличения его октанового числа.
Это означает, что октановое число определяет степень детонационной стойкости автомобильного бензина. Октановое число ниже 100 равно содержанию в процентах по объему изооктана C8H18 (ОЧИ = 100, где ОЧИ - исследовательское октановое число) в смеси с н-гептаном С7Н16 (ОЧИ = 0), при котором указанная смесь имеет ту же детонационную стойкость (в опытном двигателе согласно ОЧИ или ОЧМ, где ОЧМ - моторное октановое число), что и исследуемое топливо. Например, октановое число ОЧИ = 95 бензина означает, что детонационная стойкость этого бензина эквивалентна стойкости смеси, на 95% по объему состоящей из изооктана и на 5% - из н-гептана.
Исследовательское октановое число (ОЧИ) определяется согласно стандарту DIN EN ISO 5164 (ASTM D 2699) и показывает склонность бензина к детонации в режиме малой нагрузки и с низкой скоростью вращения. Моторное октановое число (ОЧМ) определяется согласно стандарту DIN EN ISO 5163 (ASTM D 2700) и показывает склонность бензина к детонации в режиме большой нагрузки и при высоком термическом напряжении.
В прошлом в качестве антидетонационных присадок использовались органические соединения свинца, в частности алкилы свинца, например тетраэтилсвинец. В настоящее время используются кислородсодержащие соединения (оксигенаты), например спирты или эфиры, так как свинец вызывает повреждения каталитического конвертера автомобиля, а также является высокотоксичным и очень вредным для окружающей среды. Поскольку смеси бензина и спирта склонны к расслаиванию в присутствии воды и (или) при низких температурах, в качестве антидетонационной присадки сейчас, в основном, применяется метил-трет-бутиловый эфир (МБТЭ). Однако МБТЭ загрязняет окружающую среду и плохо поддается биоразложению (период полуразложения в подземных водах равен 10-15 годам). Помимо МБТЭ в России также используется такой антидетонатор как N-метиланилин (монометиланилин, ММА), антидетонационный эффект которого выше, чем у МБТЭ или метанола, однако при его использовании образуются канцерогены - N-нитрозамины.
В патентной литературе также предлагается несколько соединений для увеличения детонационной стойкости карбюраторного топлива.
Например, в патенте US 6,514,299 описана антидетонационная присадка, в которой от 85% до 99% по объему занимает спирт С1-С4 и от 1% до 15% по объему занимает соединение эфира, например диалкоксиалкан, алкоксиалканол, триалкоксиалкан, диалкоксициклоалкан или арилалкилдиэфир. Вышеуказанное соединение получают путем нагрева спирта С1-С4 в присутствии нейтрального или основного катализатора на базе платины. Соединение демонстрирует синергическое увеличение октанового числа.
В патенте DE 3133899 А1 предлагается добавлять кетали с общей формулой R3O-C(R1)(R2)-OR4, где R1 - это СН3, С2Н5 или С3Н7, R2 обозначает СН3 или С2Н5, а в качестве R3 и R4 могут присутствовать СН3, С2Н5, С3Н7 или С4Н9. По возможности, вышеуказанные диалкоксиалканы добавляют в сочетании с диалкоксиметанами. В предпочтительном варианте осуществления изобретения используют 2,2-диалкоксипропаны (в частности, 2,2-диметоксипропан), по возможности, в сочетании с диметоксиметаном. Результаты этой заявки демонстрируют, что указанные добавки позволяют увеличить исследовательское октановое число и моторное октановое число максимум на 2,5 единицы.
Перед настоящим изобретением ставится задача создания альтернативной антидетонационной присадки для автомобильного бензина, которая позволяла бы достичь существенного увеличения исследовательского октанового числа, а также моторного октанового числа.
Было обнаружено поразительное явление, что одно лишь добавление 1,1-диэтоксиэтана в низкокипящий бензин с температурой начала кипения (НК) от 80°С до 120°С приводит к существенному увеличению детонационной стойкости (исследовательского октанового числа ОЧИ) на величину не менее 40 единиц. ОЧМ возрастает на величину от 25 до более 40 единиц, в предпочтительном варианте осуществления на величину от 30 до 40 единиц. 1,1-диэтоксиэтан добавляют в количестве от 5% до 20% по объему, в предпочтительном варианте осуществления - от 5% до 10% по объему. Низкокипящий бензин с НК от 80°С до 120°С используется в качестве базового бензина и имеет ОЧИ и ОЧМ не менее 70 единиц каждое, в предпочтительном варианте осуществления - 75 единиц каждое. Автомобильный бензин согласно настоящему изобретению получают путем добавления 1,1-диэтоксиэтана и стандартных добавок, таких как противоокислители, антикоррозийные присадки, моющие добавки (для защиты системы впрыска от образования отложений), противообледенительные присадки для защиты карбюратора, ускорители воспламенения и т.д., или их смеси. Применяемый базовый бензин имеет предпочтительную температуру начала кипения от 80°С до 115°С, в более предпочтительном варианте от 85°С до 110°С, в особенно предпочтительном варианте - от 90°С до 110°С. Согласно изобретению предпочтительно добавлять 1,1-диэтоксиэтан в количестве от 5% до 10% по объему, в особенно предпочтительном варианте - в количестве ок. 5% по объему.
Объект изобретения также включает автомобильный бензин с исследовательским октановым числом от ПО до 140 единиц, включающий низкокипящий бензин с температурой начала кипения от 80°С до 120°С в качестве базового бензина, 1,1-диэтоксиэтан в качестве единственной антидетонационной присадки и стандартные добавки. Предпочтительно, чтобы автомобильный бензин в настоящем изобретении имел моторное октановое число от 95 до 140 единиц, в особенно предпочтительном варианте от 100 до 140 единиц.
Автомобильный бензин в настоящем изобретении включает 1,1-диэтоксиэтан и стандартные добавки, но не содержит других антидетонационных присадок, в частности не содержит спиртов С1-С4, которые в сочетании с особыми 1,1-диалкоксиалканами описаны в качестве антидетонационных присадок в патенте US 6,514,299. Также автомобильный бензин не содержит кеталей с общей формулой R3O-C(R1)(R2)-OR4, которые в сочетании с диметоксиметаном описаны в качестве антидетонационной присадки в патенте DE 3133899 А1.
Также было обнаружено, что добавляемый в бензин 1,1-диэтоксиэтан предотвращает нагарообразование, а также действует как очиститель, устраняя отложения и нагар в цилиндре двигателя и обеспечивая чистоту инжекторного насоса.
При добавлении 1,1-диэтоксиэтана в товарный бензин (содержащий 15, 10 или 20% этанола) полученный бензин сохраняет стабильность, и в течение 1-1,5 лет не происходит расслаивания. Это относится и к предлагаемому автомобильному бензину.
Далее настоящее изобретение подробно описано со ссылками на примеры вариантов его осуществления без указания на чертежи.
Варианты осуществления изобретения
1,1-диэтоксиэтан был синтезирован в соответствии с известными способами; его точку кипения определили равной 103°С, а коэффициент преломления - равным 1,3819 (nd 20).
Приведенные в таблице 1 составляющие добавляли к низкокипящему бензину с температурой НК 110°С в количестве по объему, указанном в таблице, чтобы сравнить их с 1,1-диэтоксиэтаном. Диэтоксиэтан добавляли к низкокипящим фракциям бензина с НК 100°С и НК 110°С. ОЧИ измеряли согласно стандарту ASTM D 2699-86 при помощи анализатора Shatox SX-300 или Shatox SX-150 NEW, по возможности экстраполировали полученные значения. ОЧМ определяли аналогичным образом, в соответствии со стандартом ASTM D 2700-86.
Таблица 1 | ||
Составляющие | ОЧМ | ОЧИ |
Бензин, НК 100°С | 78,0 | 80,0 |
Бензин, НК 100°С (95%) + диэтоксиэтан (5%) | 107,0 | 127,0 |
Бензин, НК 110°С | 82,0 | 82,0 |
Бензин, НК 110°С (90%) + диэтоксиметан (10%) | 98,0 | 129,0 |
Бензин, НК 110°С (95%) + диэтоксиэтан (5%) | 124,0 | 135,0 |
Бензин, НК 110°С (90%) + диэтоксиэтан (10%) | 130,0 | 140,0 |
Бензин, НК 110°С (90%) + пропилаль (10%) | 101,5 | 136,0 |
Бензин, НК 110°С (95%) + бутилаль (5%) | 119,3 | 146,6 |
Полученные значения убедительно показывают, что добавление 1,1-диэтоксиэтана в количестве 5%-10% по объему к низкокипящему базовому бензину позволяет добиться увеличения ОЧМ на величину от 29 до более 40 единиц и увеличения ОЧИ на более чем 40 единиц.
1. Применение 1,1-диэтоксиэтана в качестве антидетонационной присадки для увеличения детонационной стойкости низкокипящего бензина с температурой начала кипения от 80°С до 120°С, исследовательское и моторное октановые числа которого составляют не менее 70 единиц, 1,1-диэтоксиэтан составляет от 5% до 20% по объему относительно общего объема низкокипящего бензина и является единственной антидетонационной присадкой, при этом исследовательское октановое число бензина увеличивается не менее чем на 40 единиц.
2. Применение 1,1-диэтоксиэтана по п. 1, отличающееся тем, что моторное октановое число увеличивается на величину от 25 до 40 единиц, предпочтительно на величину от 30 до 40 единиц.
3. Применение 1,1-диэтоксиэтана по п. 1 или 2, для увеличения детонационной стойкости низкокипящего бензина с температурой начала кипения от 80°С до 115°С, предпочтительно от 85°С до 110°С.
4. Применение 1,1-диэтоксиэтана по п. 1 или 2, в количестве около 5% по объему.
5. Применение 1,1-диэтоксиэтана по п. 3, в количестве около 5% по объему.
6. Автомобильный бензин с исследовательским октановым числом от 110 до 140 единиц, включающий низкокипящий бензин с температурой начала кипения от 80°С до 120°С в качестве базового бензина, 1,1-диэтоксиэтан от 5% до 20% по объему относительно общего объема низкокипящего бензина в качестве единственной антидетонационной присадки, а также стандартные добавки.
7. Автомобильный бензин по п. 6, моторное октановое число которого составляет от 95 до 140 единиц, предпочтительно от 100 до 140 единиц.