Способ формирования подводного трубопровода при его прокладке

Авторы патента:


Способ формирования подводного трубопровода при его прокладке
Способ формирования подводного трубопровода при его прокладке
Способ формирования подводного трубопровода при его прокладке
Способ формирования подводного трубопровода при его прокладке
Способ формирования подводного трубопровода при его прокладке
Способ формирования подводного трубопровода при его прокладке
Способ формирования подводного трубопровода при его прокладке
Способ формирования подводного трубопровода при его прокладке

 

B23K101/10 - Пайка или распаивание; сварка; плакирование или нанесение покрытий пайкой или сваркой; резка путем местного нагрева, например газопламенная резка; обработка металла лазерным лучом (изготовление изделий с металлическими покрытиями экструдированием металла B21C 23/22; нанесение облицовки или покрытий литьем B22D 19/08; литье погружением B22D 23/04; изготовление составных слоистых материалов путем спекания металлического порошка B22F 7/00; устройства для копирования и регулирования на металлообрабатывающих станках B23Q; покрытие металлов или материалов металлами, не отнесенными к другим классам C23C; горелки F23D)

Владельцы патента RU 2588930:

САЙПЕМ С.П.А. (IT)

Изобретение относится к способам формирования подводного трубопровода при его прокладке. При этом многослойные металлические трубные секции (2a, 2b), например с внутренним покрытием (6) коррозионностойким сплавом и с фасками на концах, стыкуют с концом трубопровода с формированием свариваемого кольцевого соединения (8). выполняются как внутренний, так и внешний сварочные проходы. После этого выполняют внешний сварочный проход, например горелками (10) для дуговой сварки, во время которого сварочный металл наплавляется в корень свариваемого соединения (8), формируя тем самым корневой шов (4r), а затем выполняют внутренний сварочный проход по корневому шву (4r) посредством плазменной сварки, во время которого корневой шов (4r) расплавляется и изменяет форму. Использование изобретения позволяет повысить качество сварного соединения трубных секций и надежность всего трубопровода. 7 з.п. ф-лы, 17 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к способу формирования подводного трубопровода при его прокладке, одним из этапов которого является сварка труб друг с другом. В настоящем изобретении также раскрываются альтернативный способ прокладки подводного трубопровода, сварочная станция, используемая для прокладки подводного трубопровода и трубоукладочное судно. В частности, но не исключительно, изобретение относится к сварке друг с другом трубных секций с внутренним покрытием или других многослойных трубных секций при прокладке подводных морских трубопроводов.

Уровень техники

При прокладке морского трубопровода с трубоукладочного судна один конец трубопровода (иногда называемого "ветвью трубопровода") удерживается судном, и трубная секция приваривается к концу трубопровода. Трубопровод и заново приваренная трубная секция затем спускаются с судна, так чтобы процесс мог быть повторен. Сварной стык должен быть высокого качества из-за высоких разрывных нагрузок, воздействующих на трубопровод в процессе его укладки. Качество сварных стыков особенно критично, когда трубопровод, будучи смонтированным, находится в положении, при котором он подвергается постоянным подвижкам в морских условиях (например, если трубопровод используется в качестве подводного вертикального трубопровода, укладываемого по цепной линии). В таком случае сварной стык

должен выдерживать усталостные нагрузки, которым он подвергается.

Трубопроводы, предназначенные для передачи жидкостей или газов, обладающих коррозионным действием или способных другим образом повредить обычные стальные трубы, обычно имеют внутреннее плакирование или другое внутреннее покрытие из коррозионностойкого сплава. Кроме того, все чаще становится ясным, что трубопроводы с коррозионностойким внутренним покрытием являются экономичным решением при эксплуатации удаленных скважин. Трубы с внутренним покрытием коррозионностойким сплавом изготавливаются по металлургическим технологиям связывания или запрессовкой цилиндра из коррозионностойкого сплава внутрь трубы из углеродистой стали.

Процесс сварки друг с другом труб с внутренним покрытием коррозионностойким сплавом более сложен, чем сварка трубопровода из обычных стальных труб. Следует отметить, что производительность при прокладке трубопровода с внутренним покрытием коррозионностойким сплавом обычно в 4-5 раз ниже, чем при прокладке трубопровода из углеродистой стали тех же габаритов. Типичные трубы из углеродистой стали с внутренним покрытием материалом на основе коррозионностойкого сплава, а также сварной шов, сформированный между ними, показаны на фигурах 1, 2 и 3.

Известная технология сварки трубных секций с внутренним покрытием коррозионностойким сплавом заключается в использовании одной установленной снаружи полуавтоматической сварочной головки для сварки стальным электродом в газовой среде, служащей для формирования критичного первого слоя, называемого корневым слоем, за которым следует внутренний контроль, обеспечивающий качество корневого шва, соответствующее достаточно высокому стандарту. Зона сварки обдувается защитным газом (обычно инертным газом, например, аргоном) для снижения возможности окисления свариваемого металла. Внутренний контроль включает ультразвуковые испытания и визуальный контроль, выполняемый с помощью телевизионных камер. Требование визуального контроля обусловлено тем, что ультразвуковые испытания могут давать ошибочные результаты из-за остаточного намагничивания материала на основе коррозионностойкого сплава.

Из-за самой природы процесса сварки корня шва трудно обеспечить должную глубину проплавления. Весь процесс сварки очень чувствителен к изменению многих параметров, таких как подгонка кромок, магнитные свойства и даже небольшие изменения газового состава. Несмотря на высокую степень автоматизации таких сварочных процессов вероятность приемки шва все еще остается в очень большой зависимости от квалификации оператора сварки. Общий временной промежуток, необходимый для завершения первых двух сварочных проходов и выполнения внутреннего контроля, относительно велик. Кроме того, если корневой шов не отвечает строгим критериям приемки, то, как правило, корневой шов не пытаются исправить, а вместо этого разрывают весь сварной стык, что приводит к дополнительным задержкам. Стык заваривается до уровня наплавного валика и проводится внутренний контроль перед выходом из сварочной станции. При установившемся режиме производства время сварочного цикла на первой сварочной станции может составлять приблизительно 30 минут, но достижение такого времени может быть проблематичным при прокладке трубопровода в море. Должно быть понятно, что после завершения формирования корневого шва труба перемещается на следующие станции для выполнения других сварных проходов и (или) обработки/испытаний другими способами. Однако операции на станции, где формируется корневой шов, являются операциями, определяющими общую производительность.

В настоящем изобретении делается попытка смягчить вышеупомянутые проблемы. Альтернативно или дополнительно в настоящем изобретении делается попытка обеспечить усовершенствованные способ прокладки трубопровода, способ сварки и (или) устройство для сварки труб.

Раскрытие изобретения

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение качества и надежности сварного соединения между трубными секциями, в частности, при прокладке подводного трубопровода.

Настоящее изобретение обеспечивает способ прокладки трубопровода, в котором трубные секции сваривают друг с другом, формируя трубопровод. Должно быть понятно, что трубные секции и трубопровод могут называться просто трубами. Способ включает операции обеспечения свариваемой трубной секции к концу трубопровода, размещения трубной секции у конца трубопровода с формированием тем самым свариваемого кольцевого соединения, выполнения внешнего сварочного прохода по корню свариваемого соединения, при котором наплавляемый металл наносится в корень свариваемого соединения, образуя тем самым корневой шов, и выполнение внутреннего сварочного прохода по корневому шву. Предпочтительно в операции выполнения внутреннего сварочного прохода по

корневому шву корневой шов расплавляется и изменяет свою форму. Повторное расплавление уже сформированного корневого шва может выполняться для повторного проплавления внутренней поверхности на глубину более 0,5 мм, и предпочтительнее более 1 мм. Такое повторное расплавление корневого шва может повысить вероятность обеспечения полного провара в корне сварного соединения, без которого трудно обеспечить надежность соединения. Изменение формы корневого шва изнутри труб может улучшить общее качество сварного соединения и снизить вероятность его отбраковки как несоответствующего критериям приемки.

Способ включает операцию выполнения внешнего сварочного прохода по корню свариваемого соединения и операцию выполнения внутреннего сварочного прохода по корневому шву. Устройство для выполнения внешнего сварочного прохода далее может называться наружным сварочным устройством, и устройство для выполнения внутреннего сварочного прохода далее может называться внутренним сварочным устройством.

Операция внешнего сварочного прохода с формированием корневого шва может выполняться таким образом, что приведет к расплавлению или деформации внутренней поверхности трубы в зоне корневого шва. Проплавление корневого шва, сформированного при внешнем сварочном проходе, сквозь внутреннюю поверхность трубы может привести к образованию неровного и неприемлемого шва. Изменение формы такого шва изнутри труб может обеспечить значительные преимущества, которые будут далее рассмотрены более подробно.

Изменение формы корневого шва изнутри труб может быть выполнено таким образом, чтобы снизить риск отбраковки по причине не совмещенности труб. При отсутствии точного совмещения трубной секции с прилежащим концом трубопровода может возникнуть поперечный сдвиг "выше-ниже" (уступ между одной трубной секцией и соседней трубной секцией) в некотором местоположении по окружности трубы. Если поперечный сдвиг достаточно велик, сварной шов может быть не принят.В вариантах выполнения настоящего изобретения поперечный сдвиг величиной порядка 1,5 мм может быть нивелирован, что приведет к уменьшению времени, необходимого на подгонку (центровку) труб. Приемочные допуски по форме и размерам трубных секций также становятся менее критичными, что может обеспечить экономию затрат.

Проведение операции внутренней сварки, следующей за операцией наружной сварки на одном и том же шве, может быть выполнено так, чтобы обеспечить исправление некоторых дефектов в корневом шве не рассматриваемым ранее способом. Например, в известных в предшествующем уровне техники способах прокладки подводных трубопроводов отсутствует вариант действий в случае неприемки корневого шва: в таком случае весь сварной шов, как правило, разрезается.

Повторное расплавление корневого шва может улучшить полноту провара между сварным швом и трубой. Известно, что узкая разделка кромок приводит к отсутствию проплавления боковых стенок особенно вблизи корня шва. Однако в предлагаемом в изобретении способе можно улучшить провар шва, создавая условия для более свободного использования узкой разделки кромок. Узкая разделка кромок может быть максимальной ширины менее 10 мм, и предпочтительно менее 7 мм. Соотношение между толщиной труб (которая может быть равной, например, от 10 до 30 мм) и максимальной шириной разделки кромок предпочтительно составляет от 10:1 до 3:1, и более предпочтительно от 6:1 до 20:7.

Внутренний сварочный проход по корневому шву предпочтительно выполняется дуговой сваркой. Внутренний сварочный проход может выполняться с использованием неплавкого электрода. Внутренний сварочный проход по корневому шву может выполняться без добавление сварочного присадочного металла. Внутренний сварочный проход по корневому шву может выполняться, например, с помощью автогенной сварки. Внутренний сварочный проход может выполняться устройством плазменной сварки. Внутренний сварочный проход может выполняться устройством лазерной сварки. Внутренний сварочный проход может выполняться сварочным устройством, в котором используется вольфрамовый электрод. Например, устройство формирования внутреннего шва может содержать сварочную головку для дуговой сварки вольфрамовым электродом в газовой среде, например, сварочную горелку вольфрам-инертный газ. Внутренний сварочный проход по корневому шву может выполняться с использованием одной или нескольких видеокамер, служащих для направления внутренней сварки. Одна или несколько видеокамер могут использоваться, например, для получения прямого изображения на видеоконтрольном устройстве. Внутреннее сварочное устройство может быть частично с ручным управлением. Например, оператор сварки может использовать входное устройство, например джойстик, дающий возможность управления внутренним сварочным устройством, или иным образом осуществлять регулирование. Внутреннее сварочное устройство может быть по меньшей мере частично с автоматическим управлением. Внутреннее сварочное устройство может производить сварку, например, с преимущественно постоянной скоростью перемещения вдоль свариваемого соединения. Внутреннее сварочное устройство может содержать блок автоматического управления сварочным напряжением. Внутреннее сварочное устройство может включать внутренний центровочный фиксатор, выполненный с возможностью юстировки труб и их фиксации в положении готовности к сварке. На внутреннем центровочном фиксаторе могут быть смонтированы одна или несколько сварочных головок.

Операция выполнения внешнего сварочного прохода по корневому шву предпочтительно выполняется дуговой сваркой. Операция наружной сварки предпочтительно включает добавление в сварной шов сварочного присадочного металла. Наружный сварочный проход может выполняться с использованием плавящегося электрода. Наружный сварочный проход может включать процесс дуговой сварки стальным электродом в газовой среде. Например, процесс дуговой сварки стальным электродом в газовой среде может быть процессом металл-инертный газ. Наружное сварочное устройство может быть по меньшей мере частично с автоматическим управлением. Наружное сварочное устройство может производить сварку, например, с преимущественно постоянной скоростью перемещения вдоль сварного шва. Наружное сварочное устройство может содержать блок автоматического управления сварочным напряжением. Наружное сварочное устройств может содержать одну или несколько сварочных головок, установленных с возможностью автоматического слежения (то есть следования) по центру свариваемого соединения. Сварочная головка может быть выполнена с возможностью осцилляции по ширине сварного соединения. Наружное сварочное устройство может содержать наружный механизм фиксации, например бандаж, на котором смонтированы одна или несколько сварочных головок. Наружное сварочное устройство может содержать один или несколько сварочных аппаратов, выполненных с возможностью перемещения вокруг труб.

В случае, если при внешнем сварочном проходе по корню требуется использование инертного газа, внутренний сварочный проход, при котором сварной шов повторно расплавляется, преимущественно приводит к получению в итоге поверхности с низкой способностью к окислению, что уменьшает необходимость в обдуве зоны сварки инертным газом перед другими внешними или наружными проходами. Например, процесс дуговой сварки вольфрамовым электродом в газовой среде в итоге может дать поверхность с низким окислением и возможно улучшенными антикоррозионными свойствами, и может не оказывать отрицательно влияния на механические свойства корневого шва, несмотря его повторное расплавление.

Внешний сварочный проход по корневому шву может включать одновременное использование нескольких отдельных сварочных головок. Например, несколько сварочных головок могут наплавлять сварочный металл в корень в различных местоположениях по окружности труб. Первый внешний проход выполняться быстрее двумя или несколькими сварочными головками, используемыми одновременно. Соответственно обеспечение полного провара при внешнем сварочном проходе (проходах) может являться необязательным требованием, так как полный провар может быть обеспечен позже при внутреннем сварочном проходе. Две из отдельных сварочных головок могут быть расположены под углом более 60 градусов друг от друга по окружности труб. Например, только две наружные сварочные головки могут быть обеспечены друг против друга (то есть разнесены приблизительно на 180 градусов).

Операция выполнения внутреннего сварочного прохода по корневому шву может включать повторное плавление внутренней поверхности труб на глубину более 1 мм. Глубина повторного плавления внутренней поверхности труб может быть менее 4 мм. Типичная глубина повторного плавления может составлять от 1,5 до 2,5 мм.

В операции выполнения внешнего сварочного прохода по корню соединения может создаваться корневой шов, имеющий на внутренней поверхности труб неровную форму. В таком случае внутренний сварочный проход обладает тем преимуществом, что повторно расплавляет и изменяет форму корневого шва, так что на внутренней поверхности труб корневой шов приобретает более сглаженную форму. За счет сглаживания формы корневого шва на внутренней поверхности труб он, вероятно, может быть менее подвержен коррозии. Сварной шов, имеющий неровную форму, обладает большей поверхностью на единицу объема и более подвержен коррозии. Сварной шов неровной формы может, например, иметь утолщение при рассмотрении в поперечном сечении. Сварной шов неровной формы может, например, иметь поперечное сечение, в котором форма изменяется по высоте (размер вдоль радиуса трубы) более, чем на 1 мм, на расстоянии (например, в продольном направлении), равном 1 мм. Сварной шов гладкой формы может быть в основном плоским и не иметь утолщений. Сварной шов гладкой формы может, например, не иметь участков, на которых форма изменяется по высоте более, чем на 0,5 мм, на расстоянии 0,5 мм. Операция выполнения внутреннего сварочного прохода по корневому шву предпочтительно производится так, чтобы корневой шов на внутренней поверхности труб имел более гладкую форму, чем форма корневого шва, сформированного сразу после выполнения операции внешнего сварочного прохода по корню соединения.

В операции выполнения внешнего сварочного прохода по корню соединения может получиться неполное проплавление материала на кромках; корневой шов при этом не полностью проварен. В таком случае внутренний корневой проход предпочтительно повторно расплавляет корневой шов, так что тот становится полностью проваренным.

Для данного корневого шва способ может включать выполнение только одного внутреннего сварочного прохода по сварному соединению. Способ может включать выполнение только двух внутренних сварочных проходов по сварному соединению. В некоторых вариантах выполнения способ может включать выполнение нескольких, например по меньшей мере трех, внутренних сварочных проходов по сварному соединению. Предпочтительно выполнение трех или менее внутренних сварочных проходов. Корневой шов может изменять форму при каждом таком внутреннем сварочном проходе.

Операция внутренней сварки может включать добавление в сварной шов сварочного присадочного металла. Добавление присадочного металла при внутреннем сварочном проходе может, например, привести к исправлению дефектов, а также заполнить вогнутости корневого шва.

Способ может включать операцию выполнения наружного заключительного сварочного прохода по вершине свариваемого соединения. Например, способ может включать наплавление сварочного металла на вершину свариваемого соединения с формированием валика усиления. В таком случае операция выполнения внутреннего сварочного прохода по корневому шву может быть произведена до завершения операции выполнения внешнего сварочного прохода по вершине свариваемого соединения для нанесения последнего слоя многослойного сварного шва. Внутренний сварочный проход по корню соединения может выполняться одновременно с выполнением внешнего сварочного прохода. Способ может выполняться так, чтобы внутренний сварочный проход производился только после завершения внешнего сварочного прохода по корню. Корневой шов может застыть ко времени выполнения внутреннего сварочного прохода по корневому шву.

Способ может включать выполнение операции неразрушающего тестирования. Например, такой неразрушающее тестирование может выполняться после выполнения внутреннего сварочного прохода по корневому шву. При выполнении неразрушающего тестирования может быть проверено качество корневого шва с помощью одной или нескольких видеокамер внутри труб. При выполнении неразрушающего тестирования может быть проверено качество корневого шва с помощью ультразвукового контроля. Операция неразрушающего тестирования может выполняться до завершения операции выполнения внешнего заключительного сварочного прохода. В операции неразрушающего тестирования могут использоваться одна или несколько видеокамер.

В своем расширенном толковании настоящее изобретение охватывает сварку друг с другом двух трубных секций, которые затем свариваются с другими трубными секциями или с трубопроводом при прокладке последнего. Таким образом одна или две трубные секции могут рассматриваться как образующие конец трубопровода. Более общим однако является вариант, в котором трубные секции добавляются к трубопроводу, который значительно длиннее (например, более, чем в 10 раз) трубной секции. Трубопровод может уходить в воду, например, если он прокладывается как подводный трубопровод. Конечно, один конец трубопровода может удерживаться над водой, например, на трубоукладочном судне, что дает возможность приваривать новые трубные секции к концу трубопровода.

Предлагаемый в настоящем изобретении способ особенно применим, если трубопровод представляет собой многослойный трубопровод, имеющий один металлический слой, выполненный из металла, отличного от металла соседнего слоя. Например, трубная секция может быть трубопроводом с внутренним покрытием из коррозионностойкого сплава. Операция выполнения внешнего сварочного прохода по корню соединения может включать добавление в соединение наплавляемого металла первого вида. Операция выполнения внутреннего сварочного прохода по корню соединения может включать добавление в соединение наплавляемого металла второго вида. Наплавляемый металл второго вида может иметь состав, отличный от состава металла первого вида. Например, можно сваривать трубы с внутренним покрытием снаружи с использованием наплавляемого металла на основе углеродистой стали, и изнутри дуговой сваркой вольфрамовым электродом в газовой среде с использованием наплавляемого металла, совместимого с коррозионностойким сплавом. Наплавляемый металл второго вида может быть того же состава, что и состав наплавляемого металла первого вида. Например, можно сваривать трубы с внутренним покрытием снаружи и изнутри наплавляемым металлом, совместимым с коррозионностойким сплавом, таким как "Inconel". Обе операции а) выполнения внешнего сварочного прохода и б) выполнения внутреннего сварочного прохода могут включать наплавление присадочного металла одинакового вида как на основе углеродистой стали, так и на основе коррозионностойкого сплава. Например, материал "Inconel" может быть использован при внешнем сварочном проходе, при котором этот материал сваривается как с углеродистой сталью, так и с материалом трубопровода на основе коррозионностойкого сплава.

Предлагаемый в настоящем изобретении способ особенно применим, если трубопровод подвержен высоким нагрузкам и (или) усталостным нагрузкам. Например, по меньшей мере часть трубопровода может использоваться в качестве подводного вертикального трубопровода, прокладываемого (сформированного) по цепной линии и связывающего морскую платформу или трубоукладочное судно с подводным месторождением, либо в качестве S-образного трубопровода, проложенного по S-образной схеме прокладки. Способ может выполняться как часть способа прокладки трубопровода в море. Трубопровод может быть подводным или морским трубопроводом.

Трубы могут свариваться друг с другом при приблизительно горизонтальном направлении их осей. Например, способ прокладки может быть способом S-образной прокладки. Трубы могут свариваться друг с другом при приблизительном направлении их осей скорее вертикальном, чем горизонтальном. Например, способ прокладки может быть способом J-образной прокладки. Ориентация труб практически не должна влиять на участок, на котором может быть повторно расплавлен внутренний шов или изменена его форма.

Настоящее изобретение в соответствии с его вторым аспектом обеспечивает сварочную станцию, предназначенную для использования в способе прокладки трубопровода. Сварочная станция может содержать наружное сварочное устройство и внутреннее сварочное устройство. При этом внутреннее сварочное устройство и наружное сварочное устройство предпочтительно выполнены с возможностью одновременной работы. Наружное сварочное устройство может содержать несколько сварочных головок и наружное направляющее приспособление, причем каждая головка имеет по меньшей мере одну сварочную горелку, и сварочные головки выполнены так, чтобы одновременно сваривать трубные секции друг с другом снаружи трубных секций, формируя сварное соединение, и направляются вдоль свариваемого соединения по меньшей мере частично наружным направляющим приспособлением. Внутреннее сварочное устройство может содержать внутренний центровочный фиксатор, крепящий внутреннее направляющее приспособление т.е. внутреннее направляющее приспособление закреплено на внутреннем центровочном фиксаторе, и по меньшей мере одну сварочную головку, выполненную так, чтобы повторно расплавлять сварной шов, сформированный внешним сварочным устройством, и направляемую вдоль соединения внутренним направляющим приспособлением. На внутреннем центровочном фиксаторе может быть смонтировано оборудование для неразрушающего тестирования, включающее, например, одну или несколько видеокамеры, служащие для проведения неразрушающего тестирования корневого шва внутри трубных секций. Внутренний центровочный фиксатор может включать встроенное оборудование для плазменной сварки, предназначенное для выполнения внутренней сварки. Сварочная станция может содержать внутренний центровочный фиксатор и внутреннее сварочное устройство, размещенное отдельно от внутреннего центровочного фиксатора. Например, внутреннее сварочное устройство может быть обеспечено на раме, выполненной подвижной независимо от внутреннего центровочного фиксатора, иными словами внутреннее сварочное устройство размещено на раме, установленной с возможностью перемещения независимо от внутреннего центровочного фиксатора. Внутреннее сварочное устройство может быть скомпоновано так, чтобы образовывать центральную открытую область, приспособленную для присоединительного кабеля или рабочего вала. В таком случае существующее оборудование сварочной станции, включающее внутренний центровочный фиксатор и узел присоединительного кабеля, а также наружное сварочное устройство, могут быть легко модифицированы для выполнения предлагаемого в настоящем изобретении способа путем монтажа внутреннего сварочного устройства на внутренний центровочный фиксатор существующего оборудования, например на переднюю часть внутреннего центровочного фиксатора. Иными словами, внутренний центровочный фиксатор может содержать узел присоединительного кабеля, а внутреннее сварочное устройство может иметь центральную открытую область, в которой может быть размещен названный узел присоединительного кабеля.

Сварочные головки наружного сварочного устройства могут быть сварочными головками с плавящимся электродом (например, головками для дуговой сварки стальным электродом в газовой среде). Сварочная головка внутреннего сварочного устройства может быть сварочной головкой с неплавким электродом. Внутреннее сварочное устройство может включать оборудование для дуговой сварки вольфрамовым электродом в газовой среде. Внутреннее сварочное устройство может включать оборудование для плазменной сварки. Внутреннее сварочное устройство может включать одну или несколько сварочных головок для дуговой сварки вольфрамовым электродом в газовой среде и (или) для плазменной сварки.

В соответствии со своим третьим аспектом настоящее изобретение обеспечивает трубоукладочное судно, включающее несколько сварочных станций, расположенных последовательно в направлении прокладки труб, причем по меньшей мере одна из сварочных станций выполнена согласно настоящему изобретению. А именно, предлагается трубоукладочное судно, включающее группу сварочных станций, расположенных последовательно в направлении укладки трубопровода, из которых по меньшей мере одна сварочная станция представляет собой станцию, содержащую наружное сварочное устройство, снабженное внешним направляющим приспособлением и группой сварочных головок, каждая из которых содержит по меньшей мере одну сварочную горелку и которые установлены с возможностью одновременной сварки трубных секций друг с другом снаружи трубных секций с образованием сварного соединения, и с возможностью перемещения вдоль свариваемого соединения по меньшей мере частично посредством внешнего направляющего приспособления, внутренним центровочным фиксатором для закрепления совмещенных трубных секций на месте и внутренним сварочным устройством, содержащим внутреннее направляющее приспособление и по меньшей мере одну сварочную головку, снабженную горелкой для плазменной сварки, выполненную с возможностью повторного расплавления сварного шва, сформированного наружным сварочным устройством, и установленную с возможностью перемещения вдоль соединения посредством внутреннего направляющего приспособления, при этом наружное сварочное устройство выполнено с возможностью одновременной работы с внутренним сварочным устройством.

Конечно, должно быть понятно, что признаки, описанные в отношении одного аспекта настоящего изобретения, могут быть введены в другие аспекты настоящего изобретения. Например, предлагаемый в изобретении способ может включать любые признаки, описанные в связи с предлагаемым в изобретении устройством, и наоборот.

Краткое описание чертежей

Далее изобретение более подробно рассмотрено исключительно в качестве примера со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых показано:

на фиг. 1 - продольное сечение двух труб с внутренним покрытием из коррозионностойкого сплава, сваренных друг с другом по обычной технологии;

на фиг. 2 - сечение труб на фиг. 1, взятое по линии В-В на фиг. 1;

на фиг. 3 - продольное сечение сварного соединения двух труб, сваренных друг с другом по обычной технологии;

на фигурах 4-6 - продольное сечение разделанных кромок трубных секций с внутренним покрытием из коррозионностойкого сплава, свариваемых по способу, предлагаемому в варианте выполнения настоящего изобретения;

на фигурах 7 и 8 - две трубы, свариваемые друг с другом по способу, предлагаемому в варианте выполнения настоящего изобретения;

на фигурах 9-11 - фотографии с изображениями фрагментов первого трубного соединения, включающих фрагменты, отображающие сварной шов до и после выполнения сварки предлагаемым в изобретении способом;

на фигурах 12-14 - фотографии, аналогичные фотографиям с фигур 9-11, но отображающие фрагменты второго трубного соединения;

на фигурах 15-17 - фотографии, аналогичные фотографиям с фигур 9-11, но отображающие фрагменты третьего трубного соединения;

Осуществление изобретения

Описываемый вариант выполнения изобретения относится к сварке встык трубных секций с внутренним покрытием из коррозионностойкого сплава при осуществлении способа прокладки подводного трубопровода с плавучего основания. Трубопровод выкладывается с борта судна путем приварки последующих трубных секций к концу трубопровода. При укладке трубопровода прилагаемое к нему усилие весьма значительно и составляет обычно порядка нескольких сотен килоньютонов. При прокладке и последующем использовании трубопровода на трубные стыки может воздействовать усталостная нагрузка.

Поэтому чрезвычайно важно обеспечить очень высокое качество соединений между трубными секциями, составляющими трубопровод. Разрушение любого стыка в трубопроводе после его опускания с судна в воду может быть очень опасным и приводить к огромным затратам.

На фиг. 1 в продольном разрезе показаны две трубные секции 2. Первая трубная секция 2а соединена со второй трубной секцией 2b сварным швом 4. Трубные секции представляют собой трубы из углеродистой стали с внутренним покрытием 6 из коррозионностойкого сплава, которым в данном случае является никелевый сплав, но может быть также аустенитной нержавеющей сталью или другим материалом на основе коррозионностойкого сплава. Сварной шов 4 имеет вид кольцевого сварного шва и показан более подробно в сечении на фиг. 3. Сварной шов 4 выполнен с помощью одной или нескольких сварочных горелок, наплавляющих отдельные слои металла шва в область между двумя трубами 2а, 2b. На фиг. 3 показаны различные слои сварного соединения после сварки. Сварное соединение содержит корневую зону 4r, две зоны 4hl, 4h2 горячего прохода, пять заполняющих зон 4fl-4f5 и зону 4с последнего слоя многослойного сварного шва (валик усиления). На фиг. 3 дано схематическое представление различных зон, которые в завершенном шве могут быть слабо различимы, но в качестве приблизительной оценки размеров каждая заполняющая зона 4f имеет глубину, составляющую обычно от 0,5 до 3 мм.

Далее с ссылкой на фигуры 4-17 описан вариант выполнения настоящего изобретения, касающийся формирования трубопровода в виде трубопровода с внутренним покрытием из коррозионностойкого сплава.

Трубопровод прокладывается путем приварки новой трубной секции к концу трубопровода, удерживаемому на трубоукладочном судне. На трубах перед их соединением выполняется фаска для создания промежутка между трубами 2а, 2b. Одна трубная секция 2а образована концом прокладываемого трубопровода. Другая трубная секция 2b представляет собой новую трубную секцию, добавляемую к концу трубопровода для его продолжения. В предшествующем уровне техники известны различные формы фасок. В представленном варианте выполнения использована одна из форм фасок, в которой стороны формируемого сварного соединения, образованные противоположными кромками труб, почти параллельны на большей части глубины сварного соединения. Схематическое представление типичной формы фаски (до сварки) дано на фиг. 4. Альтернативная геометрия, которая будет описана ниже, представлена на фиг. 5. Точный выбор размерных параметров фаски зависит от многих факторов. В данном конкретном варианте выполнения (основанном на фиг. 4) скос на внутренней поверхности труб (скос на материале 6 на основе коррозионностойкого сплава) отсутствует или очень мал, так что на внутренней поверхности труб нет промежутка, который нужно заполнить. Поэтому параметры, определяющие форму фаски для первого варианта выполнения (в котором используется труба 2, имеющая толщину приблизительно 20 мм, включая слой материала 6 из коррозионностойкого сплава, составляющий 3 мм) следующие: А=4 мм; В=3,5 мм; С=3,5 мм; D<0,1 мм; G=3°; R,=3,5 мм.

После разделки фасок трубные секции 2а, 2b размещаются кромкой к кромке, образуя тем самым подлежащее сварке кольцевое соединение 8. Например, показанная на фиг. 4 геометрия фаски формирует свариваемое соединение 8, схематически представленное на фиг. 6.

Критически важно высококачественное формирование корневого шва. Для формирования корневого шва между трубными секциями 2а, 2b предназначена первая сварочная станция. Трубы выравниваются и закрепляются в рабочем положении с помощью внутреннего центровочного фиксатора (не показан). Сварочная станция включает наружное сварочное устройство, содержащее две наружные сварочные головки для сварки стальным электродом в газовой среде (процесс металл-инертный газ), разнесенные на 180 градусов по окружности трубной секции (то есть находящиеся на противоположных сторонах труб 2). На фигурах 7, 8 показана только одна такая наружная сварочная головка 10. Сварочные головки 10 удерживаются на наружном направляющим приспособлении, закрепленном на наружной поверхности труб известным в предшествующем уровне техники способом (например, системой "ползунок на обруче"). При работе головки 10 направляются вдоль свариваемого соединения 8, в частности, наружным направляющим приспособлением, включающим систему слежения за фаской (хотя в других вариантах выполнения оператор сварки может принимать участие в слежении и направлении по фаске). Каждая наружная сварочная головка 10 имеет одну сварочную горелку (хотя в других вариантах выполнения каждая сварочная головка может иметь две или несколько горелок), в виде горелки с плавящимся электродом, в которой используется присадочная проволока. Наружные сварочные головки 10 расположены так, чтобы сваривать одновременно трубные секции друг с другом снаружи, образуя сварной шов 4. С учетом того, что сварной шов формируется по окружности труб, процесс сварки обычно называют сваркой кольцевым швом.

На первой сварочной станции введено также внутреннее сварочное устройство. Внутренне сварочное устройство включает внутренний центровочный фиксатор (на фигурах 7, 8 не показан), упомянутый выше и удерживающий трубы в рабочем положении. Внутренний центровочный фиксатор крепит также внутреннее направляющее приспособление (на фиг. 7, 8 не показано) и одну внутреннюю сварочную головку 12. Внутренняя сварочная головка 12 несет одну сварочную горелку для дуговой сварки вольфрамовым электродом в газовой среде (процесс вольфрам-инертный газ), в которой используется неплавкий вольфрамовый электрод. Внутренняя сварочная головка для дуговой сварки вольфрамовым электродом в газовой среде установлена так, чтобы работать под защитой инертного газа, обычно аргоносодержащей смеси. При работе внутренняя сварочная головка 12 частично направляется вдоль свариваемого соединения внутренним направляющим приспособлением и частично оператором сварки. Оператор сварки может регулировать движение сварочной горелки по ширине фаски (в направлении, параллельном оси труб) с помощью джойстика одновременно с отслеживанием положения сварного шва с помощью видеокамеры, установленной на внутреннем центровочном фиксаторе и обеспечивающей передачу изображения на дисплей, видимый оператором.

В предлагаемом в одном из вариантов выполнения способе используется наружная сварочная головка 10 для выполнения внешнего прохода при сварке по корню свариваемого соединения 8, во время которого металл шва наплавляется в корень соединения, формируя тем самым корневой шов 4r. Для наплавления металла шва в корень одновременно используются две отдельные наружные сварочные головки 10, установленные в разных положениях по окружности труб 2. Корневой шов 4r затем остывает и затвердевает. В то время как наружные головки 10 используются для выполнения заполняющих проходов, формируя более высокие слои (зоны 4h1, 4h2 горячего прохода), внутренняя сварочная головка используется для выполнения внутреннего сварочного прохода по корню шва 4r. Внутренняя сварочная горелка, установленная на сварочной головке, перемещается со скоростью 25 см/мин и работает при токе 150 А. При этом внутреннем сварочном проходе корневой шов, выполненный наружным сварочным устройством, расплавляется без использования какого-либо дополнительного заполняющего материала. Корневой шов 4r при этом расплавляется повторно, так как он к этому времени уже застыл или по меньшей мере частично застыл. При внутреннем сварочном проходе расплавляется корневой шов и окружающий материал на глубину приблизительно 1,5-2 мм. Получившийся при этом валик шва имеет ширину приблизительно 8-10 мм. Это делает относительно допустимыми изменения его поперечного положения, и делает относительно простым для оператора сварки направление внутреннего сварочного устройства с достаточной точностью.

На фиг. 7 представлено выполнение внешнего сварочного прохода, в то время как на фиг. 8 - выполнение внутреннего сварочного прохода.

Изменение формы корневого шва 4r имеет несколько потенциальных достоинств и может улучшить качество корневого шва. На качество корневого шва, выполненного только с использованием наружной сварки, могут отрицательно воздействовать такие факторы, как:

- слишком большое поперечное смещение (несовпадение стенок труб, вызванное разницей в форме трубных секций и (или) смещением осей труб), влияющее на прочность конструкции;

- непровар корневого шва, влияющий на прочность конструкции;

- избыточная глубина проплавления, делающая сварной шов подверженным коррозии; и

- вогнутость корневого шва, неровная форма сварного шва и (или) небольшие дефекты формы шва, делающие его подверженным коррозии и (или) влияющие на прочность конструкции.

При поперечном смещении может образоваться сдвиг между соседними трубными секциями, что может привести к концентрации напряжений при усталостных нагрузках и, следовательно, влиять на механическую и конструктивную прочность сварного соединения. Поэтому внутренний сварочных проход, при котором сварной шов в области сдвига расплавляется и разравнивается, может оказывать влияние на улучшение качества и конструктивную прочность сварного шва.

Если при внешнем сварочном проходе получился сварной шов, не полностью проплавившийся в материал труб, то скорее всего такое отсутствие проплавления будет происходить вблизи внутренней поверхности труб. Поэтому внутренний сварочных проход может повторно расплавить корневой шов, сделав его более проплавленным в материал труб. Следует отметить, что повторное расплавление корневого шва 4r не оказывает отрицательно влияния на его механические свойства.

Если при внешнем сварочном проходе получился корневой шов с неровной формой, например, имеющий наплавления или поры, или сильно выдающийся во внутрь трубы, выполнение внутреннего сварочного прохода по корневому шву сглаживает и выравнивает форму корневого шва, делая его менее подверженным коррозии. Мелкие дефекты сварного шва, такие как мелкие трещины на поверхности или у внутренней поверхности труб, могут быть удалены при повторном плавлении сварного шва.

Некоторые из вышеописанных факторов, влияющих на качество сварного шва и его годность, а также предлагаемые в настоящем варианте выполнения решения далее описаны со ссылкой на фигуры 9-17. На фиг. 9 дана фотография внутренней поверхности, отображающая ход внутреннего сварного шва (слева направо). На фиг. 10 изображено поперечное сечение (плоскостью В-В, показанной на фиг. 9) труб 2а, 2b в области корня шва 4r, на который еще не осуществлялось воздействие внутреннего сварочного прохода, и на фиг. 11 изображено поперечное сечение (плоскостью С-С, показанной на фиг. 9) труб 2а, 2b в области корня шва 4r, подвергшегося воздействию внутреннего сварочного прохода. На фиг. 10 видно, что имеется поперечный сдвиг, составляющий приблизительно 3 мм. После прохода дуговой сваркой вольфрамовым электродом в газовой среде наплавленный металл 4i на внутренней поверхности изменяет вид сварного шва 4, так что поперечный сдвиг превращается в плавный переход.

На фиг. 12 дана фотография внутренней поверхности, отображающая ход внутреннего сварного шва (слева направо) по разной паре трубных секций 2а, 2b. На фиг. 13 изображено поперечное сечение (плоскостью В-В, показанной на фиг. 12) труб 2а, 2b в области корня шва 4r, на который еще не осуществлялось воздействие внутреннего сварочного прохода, и на фиг. 14 изображено поперечное сечение (плоскостью С-С, показанной на фиг. 12) труб 2а, 2b в области корня шва 4r, подвергшегося воздействию внутреннего сварочного прохода. На фиг. 13 видно, что в слое 6 коррозионностойкого сплава имеется непровар внешнего сварного шва 4е, выполненного при внешнем проходе, и такой непровар образовался за счет большого по высоте притупления наружной кромки. После внутреннего прохода дуговой сваркой вольфрамовым электродом в газовой среде сварной шов 4i на внутренней поверхности расплавил слой 6 коррозионностойкого сплава и внешний сварной шов 4е, так что шов 4 стал проваренным полностью.

На фигурах 15-17 даны фотографии, изображающие внутреннюю поверхность и корневой шов 4r перед и после внутреннего прохода дуговой сваркой вольфрам-инертный газ при наличии поперечного сдвига величиной 3 мм и неравномерного и избыточного проплавления материала шва. На поперечном сечении с фиг. 16 (плоскостью В-В, показанной на фиг. 15) видно, что имеется поперечный сдвиг, составляющий приблизительно 3 мм, и выпирание материала шва очень неровной формы с заостренными краями. Имеется избыточное проплавление материала шва, что особенно относится к расположенной справа трубной секции 2b. Как показано на фиг. 17 (на которой изображено поперечное сечение плоскостью С-С с фиг. 15), после внутреннего прохода дуговой сваркой вольфрамовым электродом в газовой среде наплавленный металл 4i на внутренней поверхности изменяет вид сварного шва 4, так что поперечный сдвиг превращается в плавный переход, и выпирание и неровная форма сварного шва сглаживаются и выравниваются.

Таким образом форма корневого шва может быть значительно улучшена, что обеспечивает улучшение усталостных характеристик, увеличивает вероятность полного провара корневого шва и снижает количество дефектов в трубном соединении.

После завершения внутреннего сварочного прохода корневой шов снова застывает. Операция внутренней сварки может включать выполнение одного, двух и даже трех проходов внутренним сварочным устройством. По завершении внутренних сварочных проходов по корневому шву на первой сварочной станции выполняется неразрушающее тестирование. Неразрушающее тестирование включает как проверку корневого шва ультразвуковыми датчиками, так и проведение визуального контроля внутренней поверхности труб с использованием системы видеокамер, установленных на внутреннем центровочном фиксаторе. При обнаружении дефектов сварного шва они по возможности могут быть исправлены просто выполнением одного или нескольких внутренних сварочных проходов и использованием дуговой сварки вольфрамовым электродом в газовой среде для повторного расплавления корневого шва. В отличие от обычных сварочных проходов, выполняемых в процессе осуществления способа, предлагаемого в данном варианте выполнения изобретения, один или несколько сварочных проходов, используемых для исправления корневого шва, могут включать добавление заполняющего шов материала.

После операций неразрушающего тестирования и операций исправления, если такие будут признаны необходимыми, выполненными на первой станции, трубные секции затем перемещаются на последующие сварочные станции, где выполняются еще несколько сварочных проходов, включая последний слой многослойного сварного шва.

Предлагаемые в вышеописанном варианте выполнения изобретения способ и устройство имеют множество предпочтительных свойств:

- первый внешний проход может быть выполнен намного быстрее двумя головками, используемыми одновременно и при более высокой скорости перемещения. Это становится возможным благодаря тому, что полного провара шва при этом не требуется, так как полный провар может быть выполнен при внутреннем проходе дуговой сваркой вольфрамовым электродом в газовой среде;

- существенно снижается время сварочного цикла и увеличивается производительность;

- надежная гарантия полного заполнения металлом и полного провара обеспечивается за счет повторного проплавления внутренней поверхности на 1,5-2 мм горелками для дуговой сварки вольфрамовым электродом в газовой среде;

- профиль внутреннего валика усиления очень гладкий и оптимальный по отношению стойкости к коррозии и (или) усталостным нагрузкам;

- изменение формы внутреннего валика усиления может быть выполнено во всех местах сварки вне зависимости от ориентации тубы;

- технология в высокой степени нечувствительна к изменениям в сборке труб под сварку. Поэтому требуется меньше времени на подгонку труб друг к другу на первой сварочной станции. Отклонение труб от стандартного размера становится менее критичным при поставке труб с внутренним покрытием, так как трубы могут быть соединены с достаточным качеством сварки при наличии поперечного смещения вплоть до 3 мм, что может дать снижение стоимости для этого типа изделий;

- процесс дуговой сварки вольфрамовым электродом в газовой среде, используемый при внутреннем сварочном проходе, прост, не требует расхода сварочной проволоки и обеспечивает высокую надежность;

- в известных в предшествующем уровне техники технологиях сварка труб с внутренним покрытием требует, чтобы разделка шва была относительно широкой для обеспечения полного провара при первом внешнем проходе. Так как обеспечение полного провара при внешнем проходе не является критическим при последующем выполнении внутреннего прохода дуговой сваркой вольфрамовым электродом в газовой среде, общая ширина разделки шва может быть уменьшена. Преимуществом этого является снижение числа заполняющих проходов. При этом существует также возможность снижения скорости образования дефектов при заполняющих проходах из-за более выраженной тенденции к отсутствию дефектов проплавления, возникающих при более высоких проходах в случае колебаний ширины, связанных с более широкой разделкой кромок;

- использование внутренней дуговой сварки вольфрамовым электродом в газовой среде повышает возможность исправления валика усиления корневого шва в случае его забракования, так как валик усиления может быть повторно расплавлен при повторном проходе. В известных в предшествующем уроне техники технологиях не существует варианта исправления при забраковании валика усиления корневого шва и вследствие этого, как правило, все сварное соединение разрывается;

- так как корневой слой повторно расплавляется, отсутствует необходимость в очистке зоны сварки перед внешними или наружными сварочными проходами. Процесс внутренней дуговой сварки вольфрамовым электродом в газовой среде обеспечивает низкоокисленную результирующую поверхность валика усиления и увеличенную коррозионную стойкость.

Конечно устройство может быть также использовано при различной геометрии разделки шва. Геометрия разделки шва может изменяться по необходимости. При этом нужно иметь ввиду следующие факторы: 1) притупление кромки у вершины сварного шва может потребоваться на достаточно большой толщине для поддержки первого внешнего сварного шва, если не используются медные поддерживающие башмаки; 2) размер С должен быть больше слоя внутреннего покрытия, так чтобы меньше затрагивать материал на основе коррозионностойкого сплава при варке первого внешнего слоя; 3) может существовать необходимость в обеспечении внутренней разделки кромок под внутреннее сварочное устройство и использовании заполняющего металла при внутреннем проходе, и в таком случае размер D и угол Е должны иметь величины, позволяющие дуге от вольфрамового электрода в инертном газе полностью проникать в разделку, но при этом они не должны быть слишком большими для предотвращения наплавления избыточного количества заполняющего металла.

Предлагаемое в вышеописанном варианте выполнения устройство может быть использовано при геометрии разделки кромок, показанной на фиг. 5. Разделка кромок с фиг. 5 может определяться набором следующих параметров: А=3,2 мм; В=2,3 мм; С=3,8 мм; D=4,0 мм; Е-15°; G=3°; Ri,=3,2 мм; и R2=2,4 мм. Можно видеть, что такие параметры требуют использования заполняющего металла при внутреннем проходе (проходах), чтобы заполнить промежуток, сформированный между трубными секциями 4, 5 на внутренней поверхности труб. Выбор размерных параметров разделки и способа, которым выполняется внутренняя и наружная сварка, нуждается в тщательном подходе, если производится сварка таких неоднородных материалов, как углеродистая сталь и коррозионностойкий сплав особенно с учетом возможных негативных последствий для свойств металлов получившегося сварного соединения. Например, сплавы с высоким содержанием Ni часто подвержены горячему растрескиванию из-за: 1) большой величины интервала кристаллизации, усугубленной растворением различных материалов (например углеродистой стали); 2) наличия примесей (S, Р, тугоплавкие неметаллы) в зоне сварки; и 3) разведения, снижения процентного содержания Ni до диапазона 30%-50%, приводящего к высокой подверженности горячему растрескиванию. Можно предположить, что на практике допустимо (с точки зрения риска снижения конструктивной прочности) сваривать материал на основе углеродистой стали с использованием заполняющего материала на основе коррозионностойкого сплава, но не наоборот. В любом случае предпочтительно снижать величину разбавления материала на основе коррозионностойкого сплава, чтобы не ухудшать его антикоррозионные свойства. В настоящем варианте выполнения геометрия разделки кромок позволяет выполнять наружную сварку основного материала из углеродистой стали с использованием присадочной проволоки из углеродистой стали, и позволяет вслед за этим выполнять внутреннюю сварку основного материала из коррозионностойкого сплава с использованием соответствующей присадочной проволоки (например, проволоки марки "Инконель" из аустенитного никель-хромового суперсплава, выпускаемой фирмой Special Metals Corporation, of New York, US).

Нужно отметить, что разделка кромок может также влиять на взаимодействие между внутренней и внешней дугами (дуговой сварки вольфрамовым электродом в газовой среде и дуговой сварки стальным электродом в газовой среде), если эти дуги используются одновременно и встречаются на одной позиции в одно и то же время. Дуги могут взаимодействовать через относящееся к одной горелке магнитное поле, распространяющееся и вызывающее отклонение другого поля (эффект магнитного удара). Одновременное использование внутренней и внешней дуг на одной и той же позиции может вызвать перегрев свариваемого материала, потенциально приводящий к прожогу сквозного отверстия, что может повредить одну или обе горелки и (или) привести к образованию недопустимого дефекта. Однако было установлено, что нанесение одного слоя шва обеспечивает существенную защиту от нежелательных эффектов, связанных с одновременным использованием как внутренней, так и наружной дуг.

Хотя настоящее изобретение описано и проиллюстрировано со ссылкой на конкретные варианты выполнения, обычному специалисту в данной области техники должно быть понятно, что изобретение сводится к различным вариантам, не освещенным в данном описании. Далее исключительно в качестве примера описаны несколько возможных вариантов.

Предлагаемое в вышеописанном варианте выполнения устройство может быть использовано при сварке друг с другом стандартных стальных труб (без внутреннего покрытия). Варианты выполнения устройства могут найти применение, например, в качестве подводного вертикального трубопровода из углеродистой стали, подверженного высоким усталостным нагрузкам, при этом подводный вертикальный трубопровод проложен (сформирован) по цепной линии и связывает морскую платформу или трубоукладочное судно с подводным месторождением, либо является S-образным трубопроводом, проложенным по S-образной схеме прокладки.

Внутренний сварочных проход может быть выполнен в любой момент между наплавлением наружного корневого шва и полным завершением всех сварочных проходов. Нет необходимости выполнять внутренний сварочных проход на первой сварочной станции.

Средства внутренней сварки вместо сварочной горелки для дуговой сварки вольфрамовым электродом (процесс вольфрам-инертный газ) могут включать плазменную сварочную горелку.

Могут существовать дополнительные пути усовершенствования, которые могут быть выбраны для увеличения эффективности и надежности, и которые приведены ниже:

оценка плазменной технологии сварки (или гибрида плазма-металл-инертный газ) для повышения скорости перемещения, регулирования проплавления и срока службы электрода при внутреннем сварочном проходе.

- оценка процесса вольфрам-инертный газ с использованием горячей присадочной проволоки для улучшения наплавления металла, если это требуется при внутреннем сварочном проходе;

- оценка и изучение специальных флюсов, поставляемых на рынок, которые позволяют улучшить проплавление в процессе вольфрам-инертный газ; Это может помочь в решении возможной проблемы, связанной со смачиваемостью различных материалов при гетерогенной сварке;

- оценка различных составов газовых смесей с добавлением небольших количеств Н2, что должно улучшить проплавление и ограничить окисление поверхности внутреннего валика усиления.

Там, где в предшествующем описании упомянуты численные величины или элементы, известные, очевидные или имеющие предсказуемые эквиваленты, такие эквиваленты введены в описание как отдельно оговоренные. Для определения истинного объема настоящего изобретения необходимо обращаться к формуле изобретения, которая должна быть составлена так, чтобы охватывать такие эквиваленты. Читателю должно быть также понятно, что численные величины или свойства изобретения, описанные как предпочтительные, обладающие преимуществами, удобством или подобными достоинствами являются опционными и не ограничивают объем независимых пунктов формулы. Кроме того, должно быть понятно, что такие опционные численные величины или свойства, хотя возможно и обеспечивают преимущество некоторых вариантов выполнения изобретения, могут не требоваться и поэтому отсутствовать в других вариантах выполнения.

1. Способ формирования подводного трубопровода при его прокладке, включающий использование многослойных трубных секций с металлическими слоями, в которых металл одного слоя отличен от металла соседнего слоя, и выполненных с фасками на концах, при этом упомянутые трубные секции размещают на конце трубопровода, стыкуют их с концом трубопровода с образованием кольцевого соединения для сварки, выполняют по упомянутому соединению серию внешних сварочных проходов с обеспечением его полного провара, включающую внешний сварочный проход по корню свариваемого соединения с наплавкой сварочного металла в корень соединения с образованием корневого шва и внутренний сварочный проход по корневому шву посредством плазменной сварки с расплавлением корневого шва и изменением его формы.

2. Способ по п. 1, в котором используют трубные секции, один слой из которых выполнен из углеродистой стали, а их внутренний слой - из коррозионностойкого сплава, при этом как при внешнем сварочном проходе по корню свариваемого соединения, так и при внутреннем сварочном проходе по корневому шву добавляют сварочный металл одного вида как к углеродистой стали, так и к коррозионностойкому сплаву.

3. Способ по п. 2, в котором внешний сварочный проход по корню свариваемого соединения выполняют посредством плавящегося электрода.

4. Способ по п. 1, в котором при внутреннем сварочном проходе по корневому шву производят повторное расплавление корневого шва с изменением его неровной формы, полученной при внешнем сварочном проходе по корню свариваемого соединения и с приданием ему гладкой формы со стороны внутренней поверхности труб.

5. Способ по п. 1, в котором дополнительно выполняют наружный заключительный сварочный проход по вершине свариваемого соединения с нанесением наплавляемого металла на вершину свариваемого соединения в качестве последнего слоя многослойного сварного шва, при этом внутренний сварочный проход по корневому шву производят до завершения внешнего сварочного прохода по вершине свариваемого соединения.

6. Способ по п. 1, в котором после внутреннего сварочного прохода по корневому шву выполняют неразрушающее тестирование качества корневого шва посредством по меньшей мере одной видеокамеры внутри труб.

7. Способ по п. 1, в котором осуществляют дополнительные внутренние сварочные проходы по упомянутому сварному соединению.

8. Способ по п. 1, в котором используют по меньшей мере часть трубопровода в качестве части подводного вертикального трубопровода, укладываемого по цепной линии.



 

Похожие патенты:

Изобретение может быть применено при строительстве трубопроводов из металлических труб с внутренним покрытием. Технический результат заключается в упрощении технологии соединения металлических труб с внутренним покрытием.

Использование: строительство трубопроводов из труб с внутренним покрытием при помощи сварки. Технический результат: надежное закрепление втулки в сварном соединении труб с внутренним покрытием c обеспечением надежности защиты сварного соединения труб с внутренним покрытием от коррозии.

Изобретение относится к способу соединения стальных труб с полимерным покрытием, включающему стадии получения сегментов трубы с полимерным покрытием, не содержащих покрытие на обоих концах; стадии сварки сегментов трубы с полимерным покрытием; нанесение отверждаемого полимера (А) на не содержащую покрытие зону сварных сегментов трубы с получением первого слоя покрытия; и нанесение полимерной композиции (В) на первый слой покрытия с получением верхнего слоя покрытия с толщиной от 0,5 до 10 мм, в котором полимерная композиция (В) имеет скорость течения расплава СТР2 в диапазоне от 1,0 до 6,0 г/10 мин, измеренная согласно ISO 1133 при температуре 190°С и нагрузке 2,16 кг, и включает в качестве основного компонента полимер, состоящий из (В-1) неэластомерного полиэтилена в количестве от 60 до 85 мас.% от общей массы композиции, который получают с помощью катализатора с единым центром полимеризации, и (В-2) эластомера, включающего сополимер этилена и по меньшей мере один полярный сомономер, при этом компонент (В-1) или компоненты (В-1) и (В-2) привиты с помощью кислотного прививающего агента.

Группа изобретений относится к трубному соединению. Трубное устройство содержит две трубы и муфту, причем обе трубы имеют внешнюю металлическую стенку и внутреннюю теплочувствительную футеровку из синтетического материала, а также обращенные друг к другу торцевые стороны, и соединены друг с другом посредством расположенной вне труб и приваренной по меньшей мере к одной трубе муфты.

Изобретение относится к соединениям труб с внутренним покрытием. Технический результат заключается в упрощении технологии соединения труб с внутренним покрытием.

Изобретение может быть применено при строительстве трубопроводов из труб с внутренним покрытием. Технический результат заключается в упрощении технологии соединения труб с внутренним покрытием и повышении качества защиты сварного соединения труб от коррозии.

Изобретение относится к строительству трубопроводов и может использоваться для противокоррозионной защиты внутреннего сварного стыка труб с внутренним защитным покрытием.

Изобретение относится к строительству трубопроводов из труб с внутренним покрытием при помощи сварки. Сварное соединение труб с внутренним покрытием содержит втулку подкладную и герметик.

Группа изобретений относится к сварным соединениям трубопроводов. Узел сварного соединения трубопровода состоит из металлических труб с нанесенным на их внутреннюю поверхность защитным покрытием, втулки, состоящей из цилиндрического и симметрично расположенных конических участков, размещенной внутри труб, с кольцами упорными, жестко закрепленными на втулке на равном удалении от торцов втулки, резиновых уплотнительных манжет, размещенных между кольцами упорными и коническими участками втулки, не менее 3-х упоров, симметрично закрепленных на поверхности втулки в ее центральном сечении на равном удалении от торцов втулки, термоизолирующего слоя, нанесенного на цилиндрический участок втулки, и герметизирующего материала, нанесенного на конические участки втулки, отличается тем, что упоры выполнены со скошенными выступами, автоматически обеспечивающими соосность труб при надевании их на втулку, и имеют уменьшенное сечение ниже выступов для уменьшения теплопередачи на втулку, а резиновые уплотнительные манжеты имеют коническую эластичную внешнюю рубашку, максимальный наружный диаметр которой превышает внутренний диаметр свариваемых труб, а минимальный наружный диаметр меньше внутреннего диаметра свариваемых труб.

Изобретение относится к способу изготовления металлических труб, защищенных от коррозии. В способе изготовления стальной трубы с внутренней пластмассовой трубой для соединения сваркой втулки наружные, изготовленные из того же металла, что и труба, устанавливают внутри концов металлической трубы до упора их внутренних концов в торцы пластмассовой трубы, которые закрепляют, например, путем дорнирования, а затем устанавливают втулки внутренние из коррозионно-стойкой стали во внутрь втулок наружных и концов пластмассовой трубы, которыми закрепляют концы пластмассовой трубы от продольного перемещения относительно втулок наружных путем их раздачи.

Изобретение относится к области сварочного производства и может быть использовано для изготовления вала (1), в частности, для турбины и/или генератора. Для сварного соединения деталей вала выполняют внутренний кольцевой шов (17) полых цилиндров (3а) деталей вала посредством электродуговой сварки узкого зазора вольфрамовым электродом в инертном газе, затем выполняют средний кольцевой шов (21), а потом и внешний кольцевой шов (19) электродуговой сваркой узкого зазора плавящимся электродом в защитном газе.

Устройство предназначено преимущественно для сварки кольцевых швов изделий в виде мешков и оболочек различного назначения. Устройство содержит основание 1, сварочный диск 2 и держатель 3 для свариваемых деталей с приводом 4 его вращения.

Изобретение относится к области сварки пластмасс и может найти применение в производственной технике при сварке кольцевых швов изделий в виде мешков и оболочек различного назначения.

Изобретение относится к сварке, в частности к сварочным головкам для сварки и наплавки изделий в среде защитного газа, и может найти применение при изготовлении сварных конструкций в различных отраслях машиностроения.

Изобретение может быть использовано при ремонте изношенных или поврежденных бандажных полок лопаток турбомашин, выполненных из титановых сплавов. С поврежденных участков удаляют покрытие и поверхностный слой металла, например, алмазным шлифованием.
Наверх