Способ изготовления художественно-декоративного изделия из древесины

Изобретение относится к области декоративного искусства и может быть использовано для художественной росписи изделий из древесины в народных промыслах, а также для художественной росписи прикладов охотничьих ружей. Способ изготовления художественно-декоративного изделия из древесины включает шлифование поверхности изделия, окрашивание, художественную роспись, лакирование, межоперационную сушку, при этом окрашивание и художественную роспись осуществляют за одну операцию прозрачным красителем последовательным нанесением тонов палитры красителя от светлого к темному, при этом содержание компонентов красителя составляет, масс. %: водорастворимая морилка 10-50; поливинилацетатный клей 29-31; вода остальное. Техническими результатами изобретения являются обеспечение видимости на готовом изделии природной текстуры древесины, упрощение технологического процесса, снижение трудоемкости технологического процесса, снижение стоимости готового изделия. 6 з.п. ф-лы, 5 ил., 1 табл., 2 пр.

 

Изобретение относится к области декоративного искусства и может быть использовано для художественной росписи изделий из древесины в народных промыслах, а также для художественной росписи прикладов охотничьих ружей.

Известен способ изготовления художественных изделий из древесины по патенту RU 2049101. Сущность изобретения: поверхность заготовки изделия из древесины грунтуют составом, включающим, кг: крахмал - 0,1-0,15, вода - 1,29-1,31, или составом, включающим, кг: крахмал - 0,1-0,15, вода - 1,29-1,31, 50%-ная водная поливинилацетатная дисперсия - 0,11-1,12, дибутилфталат или дибутилсебацинат - 0,008-0,01. Затем поверхность шлифуют, окрашивают изделие и осуществляют художественную роспись водными растворами органических красителей, гуашью, водоэмульсионными или темперными красками, лакируют алкидным пентафталевым лаком, межоперационную и окончательную сушку изделия проводят при температуре 18-25°C.

Недостатками известного технического решения являются:

- пониженная стойкость художественно-декоративного покрытия, т.к. находящиеся в составе грунта крахмал и вода образуют крахмальный клейстер, который после высыхания нестоек к воздействию на него плесневых грибов и атмосферной влаги, кроме того, крахмальные клейстеры проявляют пониженную адгезионную способность;

- сложность технологического процесса, предусматривающего вначале окрашивание изделия, а затем художественную роспись.

Известен способ изготовления художественно-декоративных изделий из древесины по патенту RU 2156783, принятый за прототип. Известный способ включает многократное грунтование поверхности изделия, шлифование, окрашивание, художественную роспись, лакирование, межоперационную и окончательную сушку, при этом грунтование производят составом при следующем соотношении ингредиентов, масс. ч.: дибутилфталат или дибутил себационат - 0,002-0,015, 50%-ная водная поливинилацетатная дисперсия - 0,04-0,1, крахмал - 0,1-0,18, вода - до рабочей вязкости.

Способ по прототипу обуславливает применение для окрашивания и росписи изделий из древесины укрывных красителей. Это является недостатком прототипа, т.к. укрывные красители скрывают природную текстуру древесины, что вызывает дробность композиции рисунка и размывает целостность его эстетического восприятия. Другими недостатками прототипа являются: сложность технологического процесса, значительное количество ингредиентов для его выполнения, повышенные трудоемкость и стоимость готового изделия.

Задачей и техническим результатом предложенного изобретения являются:

- обеспечение видимости на готовом изделии природной текстуры древесины;

- упрощение технологического процесса;

- снижение трудоемкости технологического процесса;

- снижение стоимости готового изделия.

Технический результат достигается тем, что в способе изготовления художественно-декоративного изделия из древесины, включающем шлифование поверхности изделия, окрашивание, художественную роспись, лакирование, межоперационную сушку, согласно изобретению окрашивание и художественную роспись осуществляют за одну операцию прозрачным красителем последовательным нанесением тонов палитры красителя от светлого к темному, при этом содержание компонентов красителя составляет, масс. %:

водорастворимая морилка 10-50
поливинилацетатный клей 29-31
вода остальное

Для получения очень темного тона палитры используют чистую морилку без добавления в нее клея и воды.

Производят смачивание поверхностей с естественным цветом древесины, расположенных между участками, покрытыми разными тонами красителя, составом, содержащим, масс. %:

поливинилацетатный клей 29-31
вода остальное

После окрашивания и художественной росписи изделия на его поверхность наносят защитное покрытие прозрачным фунтом марки Sayerlack TU-3.

Лакирование изделия производят матовым полиуретановым лаком марки Sayerlack TZ-36.

В состав красителя входят морилки марок TY 001/Т 01-Т20.

В качестве поливинилацетатного применен клей для массивной древесины марки Kleiberit 304.

Окрашивание и роспись изделий из древесины прозрачным красителем на основе морилки с последовательным нанесением тонов палитры красителя от светлого к темному обеспечивает видимость на готовом изделии природной текстуры дерева, а выполнение на изделии защитного покрытия прозрачным грунтом и лакирование его матовым лаком обеспечивает видимость как природной текстуры дерева, так и всех элементов художественной росписи. Это позволяет изготавливать изделия из древесины с декором, обеспечивающим эффект цельности композиции рисунка, и повышает эстетичность изделия.

Выполнение окрашивания и художественной росписи изделия за одну операцию прозрачным красителем последовательным нанесением тонов палитры красителя от светлого к темному позволяет упростить технологический процесс, снизить его трудоемкость и стоимость готового изделия.

Состав и количественное содержание компонентов красителя определены опытным путем, исходя из условий составления тоновой палитры красителя, содержащей не менее четырех тонов. Полученные свойства прозрачного красителя должны обеспечивать возможность контроля растекания красителя на подложке, сохраняя остальные свойства красителя, т.е. обеспечивать видимость как природной текстуры дерева, так и всех элементов художественной росписи.

Добавление менее 10% морилки в раствор красителя не обеспечивает отличия тона от естественного цвета древесины.

Добавление более 50% морилки в раствор красителя нецелесообразно из-за получения очень темного тона палитры.

Добавление менее 29% клея в раствор не обеспечивает необходимой вязкости красителю и контроля растекания красителя на подложке.

Добавление более 31% клея в раствор красителя дает излишнюю вязкость красителя, что делает мазки объемными, тон мутным, укрывает естественную текстуру древесины.

В ходе создания экспериментального образца было выявлено, что состав, содержащий, масс. %: поливинилацетатный клей 29-31; вода - остальное, может применяться в качестве смачивающего раствора для чистой морилки, заполняя собой поры и волокна древесины. Он образует бесцветную тонкую ровную прозрачную пленку. Чистая морилка способна неконтролируемо растекаться только по волокнам, когда же волокна закрыты бесцветным составом, то чистой морилкой можно вести роспись, углубляя тени и усиливая контраст.

Для конкретизации тоновой палитры красителя на основе морилки заявителем были проведены лабораторные исследования. Для этого были взяты:

- деревянная подложка - березовая фанера;

- морилка марки TY 001/Т04 - цвет голубой;

- связующее - поливинилацетатный клей марки «Kleiberit 304.1»;

- растворитель - вода;

- кисть из синтетического волокна.

В результате серии опытов и их анализа были определены составы прозрачного красителя для нескольких оптимальных тонов, применяемых в художественной росписи дерева. Результаты отражены в нижеприведенной таблице.

Для более четкого понимания изобретения на прилагаемых чертежей изображены экспериментальные образцы применения тоновых палитр прозрачного красителя на подложках из бука и ясеня с видимой природной текстурой дерева.

На фиг. 1 приведены пять экспериментальных образцов тоновой палитры в соответствии с пп. 1-5 таблицы прозрачного красителя на подложке из массива бука с видимой природной текстурой дерева (применена морилка марки TY-М 001/Т04 - голубая).

На фиг. 2 приведены четыре экспериментальных образца тоновой палитры в соответствии с пп. 2-5 таблицы прозрачного красителя на подложке из шпона ясеня с видимой природной текстурой дерева (применена морилка TY-M 001/Т04 - голубая).

На фиг. 3 показан образец начала процесса окрашивания и художественной росписи ружейного приклада.

На фиг. 4 приведен экспериментальный образец художественной росписи, имитирующий резьбу по дереву, на березовой фанерной подложке с применением прозрачного красителя на основе морилки марки TY 001/Т20-светлый орех с видимой природной текстурой дерева.

На фиг. 5 приведен опытный образец окрашенного и расписанного ружейного приклада с применением прозрачного красителя на основе морилки марки TY 001/Т20-светлый орех с видимой природной текстурой дерева.

На основе приведенных опытных данных заявителем был предложен нижеследующий способ изготовления художественно-декоративного изделия из древесины с применением прозрачного красителя на основе морилки.

1. Шлифуют поверхность заготовки из сухой древесины.

2. На отшлифованную поверхность наносят контуры рисунка, например, карандашом.

3. Окрашивание и художественную роспись осуществляют за одну операцию прозрачным красителем последовательным нанесением тонов палитры красителя от светлого к темному.

4. Тоном 2 (светлым) с помощью кисти покрывают все участки рисунка, кроме тех, которые условно считаются белыми (естественный цвет дерева).

5. Тоном 3 (насыщенным) покрывают участки рисунка среднего тона.

6. Тоном 4 (темным) придают объем рисунку и обозначают тени и полутени.

7. Тоном 5 (очень темным, т.е. чистой морилкой) углубляют тени.

8. Тон 1 (бесцветный) применяют для смачивания поверхностей с естественным цветом древесины, расположенных между участками изделия, покрытыми разными тонами красителя, для достижения плавного перехода между этими участками.

9. Производят сушку изделия.

10. Наносят на изделие прозрачное защитное покрытие.

11. Производят сушку изделия.

12. Производят чистовое шлифование изделия.

13. Лакируют изделие матовым лаком.

14. Производят сушку изделия.

Сущность способа поясняется примерами конкретного выполнения.

Пример 1

Брали подложку, выполненную из сухой березовой фанеры размером 20×20 см. Поверхность подложки шлифовали. На отшлифованную поверхность карандашом наносили живописный рисунок.

Для получения четырех тонов прозрачного красителя (светлый, насыщенный, темный, очень темный) смешивали морилку марки ΤΥ 001/Т20 цвета светлый орех с водой и поливинилацетатным клеем марки «Kleiberit 304.1» в заданных в таблице (пп. 2-5) соотношениях.

Для получения бесцветного раствора (тона по п. 1 таблицы) смешивали воду и поливинилацетатный клей марки «Kleiberit 304.1», масс. %:

поливинилацетатный клей 30
вода остальное

Для получения светлого тона прозрачного красителя (тона по п. 2 таблицы) смешивали морилку марки ΤΥ 001/Т20 цвета светлый орех с водой и поливинилацетатным клеем марки «Kleiberit 304.1», масс. %:

водорастворимая морилка 10
поливинилацетатный клей 30
вода остальное

Для получения насыщенного тона прозрачного красителя (тона по п. 3 таблицы) смешивали морилку марки ΤΥ 001/Т20 цвета светлый орех с водой и поливинилацетатным клеем марки «Kleiberit 304.1», масс. %:

водорастворимая морилка 30
поливинилацетатный клей 31
вода остальное

Для получения темного тона прозрачного красителя (тона по п. 4 таблицы) смешивали морилку марки ΤΥ 001/Т20 цвета светлый орех с водой и поливинилацетатным клеем марки «Kleiberit 304.1», масс. %:

водорастворимая морилка 50
поливинилацетатный клей 29
вода остальное

Для получения очень темного тона прозрачного красителя (тона по п. 5 таблицы) брали морилку марки ΤΥ 001/Т20 цвета светлый орех за 100 масс. %.

Окрашивание и художественную роспись осуществляли за одну операцию прозрачным красителем последовательным нанесением тонов палитры красителя от светлому к темному. Для этого тоном 2 (светлым) с помощью кисти покрывали все участки рисунка, кроме тех, которые условно считаются белыми, оставляя естественный цвет дерева. Тоном 3 (насыщенным) покрывали участки рисунка среднего тона. Тоном 4 (темным) придавали объем рисунку и обозначали тени и полутени. Тоном 5 (очень темным, т.е. чистой морилкой) углубляли тени.

Тон 1 (бесцветный по п. 1 таблицы) применяли для смачивания поверхностей с естественным цветом древесины, расположенных между участками изделия, покрытыми разными тонами красителя, получали плавный переход между этими участками.

Затем производили сушку изделия, наносили на изделие прозрачное защитное покрытие. Повторно производили сушку изделия, затем производили чистовое шлифование, лакирование изделия матовым лаком, окончательную сушку изделия. В результате получили рисунок, имитирующий резьбу по дереву (см. фиг. 4), на котором хорошо видна природная текстура древесины.

Пример 2

Брали заготовку ружейного приклада из древесины ореха. Поверхность заготовки шлифовали, на отшлифованную поверхность через копировальную бумагу наносили живописный рисунок. Для получения четырех тонов прозрачного красителя (светлый, насыщенный, темный, очень темный) смешивали морилку марки ΤY 001/Т20 цвета светлый орех с водой и поливинилацетатным клеем марки «Kleiberit 304.1» в заданных в таблице соотношениях (пп. 2-5).

Для получения бесцветного раствора (тона по п. 1 таблицы) смешивали воду и поливинилацетатный клей марки «Kleiberit 304.1», масс. %:

поливинилацетатный клей 31
вода остальное

Для получения светлого тона прозрачного красителя (тона по п. 2 таблицы) смешивали морилку марки ΤΥ 001/Т20 цвета светлый орех с водой и поливинилацетатным клеем марки «Kleiberit 304.1», масс. %:

водорастворимая морилка 10
поливинилацетатный клей 30
вода остальное

Для получения насыщенного тона прозрачного красителя (тона по п. 3 таблицы) смешивали морилку марки ΤΥ 001/Т20 цвета светлый орех с водой и поливинилацетатным клеем марки «Kleiberit 304.1», масс. %:

водорастворимая морилка 30
поливинилацетатный клей 31
вода остальное

Для получения темного тона прозрачного красителя (тона по п. 4 таблицы) смешивали морилку марки ΤY 001/Т20 цвета светлый орех с водой и поливинилацетатным клеем марки «Kleiberit 304.1», масс. %:

водорастворимая морилка 50
поливинилацетатный клей 29
вода остальное

Для получения очень темного тона прозрачного красителя (тона по п. 5 таблицы) брали морилку марки ΤΥ 001/Т20 цвета светлый орех за 100 масс. %.

Окрашивание и художественную роспись осуществляли за одну операцию прозрачным красителем последовательным нанесением тонов палитры красителя от светлому к темному. Для этого тоном 2 (светлым) с помощью кисти покрывали все участки рисунка, кроме тех, которые условно считаются белыми, оставляя естественный цвет дерева. Тоном 3 (насыщенным) покрывали участки рисунка среднего тона. Тоном 4 (темным) придавали объем рисунку и обозначали тени и полутени. Тоном 5 (очень темным, т.е. чистой морилкой) углубляли тени.

Тон 1 (бесцветный по п. 1 таблицы) применяли для смачивания поверхностей с естественным цветом древесины, расположенных между участками изделия, покрытыми разными тонами красителя, получали плавный переход между этими участками.

Затем производили сушку изделия, наносили на изделие прозрачное защитное покрытие. Повторно производили сушку изделия, затем чистовое шлифование, лакирование изделия матовым лаком, окончательную сушку изделия. На прикладе ружья получали рисунок (см. фиг. 5), на котором хорошо видна природная переливчатая муаровая текстура дерева ореха.

Предложенный способ позволил упростить технологический процесс художественной росписи, снизить трудоемкость и стоимость готовых художественных изделий.

1. Способ изготовления художественно-декоративного изделия из древесины, включающий шлифование поверхности изделия, окрашивание, художественную роспись, лакирование, межоперационную сушку, отличающийся тем, что окрашивание и художественную роспись осуществляют за одну операцию прозрачным красителем последовательным нанесением тонов палитры красителя от светлого к темному, при этом содержание компонентов красителя составляет, масс. %:

водорастворимая морилка 10-50
поливинилацетатный клей 29-31
вода остальное

2. Способ изготовления художественно-декоративного изделия из древесины по п. 1, отличающийся тем, что для получения очень темного тона палитры используют чистую морилку без добавления в нее клея и воды.

3. Способ изготовления художественно-декоративного изделия из древесины по п. 1, отличающийся тем, что производят смачивание поверхностей с естественным цветом древесины, расположенных между участками, покрытыми разными тонами красителя, составом, содержащим, масс. %:

поливинилацетатный клей 29-31
вода остальное

4. Способ изготовления художественно-декоративного изделия из древесины по п. 1, отличающийся тем, что после окрашивания и художественной росписи изделия на его поверхность наносят защитное покрытие прозрачным грунтом марки Sayerlack TU-3.

5. Способ изготовления художественно-декоративного изделия из древесины по п. 1, отличающийся тем, что лакирование изделия производят матовым полиуретановым лаком марки Sayerlack TZ-36.

6. Способ изготовления художественно-декоративного изделия из древесины по п. 1, отличающийся тем, что в состав красителя входят морилки марок TY001/T01-T20.

7. Способ изготовления художественно-декоративного изделия из древесины по п. 1, отличающийся тем, что в качестве поливинилацетатного применен клей для массивной древесины марки Kleiberit 304.1.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области строительно-отделочных работ в интерьере (внутри зданий) и касается получения рельефных декоративных покрытий на массиве дерева, ДВП, ДСП, ЛДСП, МДФ, пластике, стекле, фанере.
Изобретение относится к области производства искусственных материалов, имитирующих природные. .
Изобретение относится к производству товаров народного потребления, в частности к технологическим процессам изготовления художественных изделий из древесины с хохломской орнаментацией.
Изобретение относится к легкой промышленности и касается способа формирования декоративно-художественного изделия. .
Изобретение относится к строительству и касается способа содержания наземных бордюров. .

Изобретение относится к слою с изображением, предназначенному для использования в абсорбирующем изделии, имеющем рисунок, например, в виде текста или изображения, которое становится различимым или понятным для наблюдателя на определенном расстоянии.
Изобретение относится к ювелирной промышленности. .
Изобретение относится к производству строительных материалов и может быть использовано при изготовлении облицовочных изделий для декоративной наружной отделки стен зданий и сооружений.
Изобретение относится к области создания защитных покрытий, в частности декоративных покрытий древесины. .
Наверх