Смазочная композиция

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции, содержащей трансмиссионное масло и 1-10 мас.% добавки, включающей диазоаминобензол, медный комплекс тетраэтилтиурамдисульфида и диоктиловый эфир фталевой кислоты (ДОФ) при следующем соотношении компонентов, мас.%: диазоаминобензол - 0,5-10; медный комплекс тетраэтилтиурамсульфид - 0,3-3,0; диоктилфталат - остальное. Техническим результатом изобретения является повышение антифрикционных характеристик смазочных композиций на основе нефтяного и синтетических масел. 1 табл.

 

Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано в области машиностроения при смазке узлов трения машин и механизмов.

Известны смазочные композиции на нефтяной или синтетической основе с добавлением активных концентратов - добавок органического происхождения, содержащих координационные соединения меди (А.с. СССР №731809, С10М 3/24, С10М 3/32, С10М 3/48, 1980 г.; №772211, С10М 3/24, С10М 3/26, С10М 3/48, 1980 г.); №1154316 А, С10М 133/14, С10М 141/06, С10М 141/06:169:04, 1985 г.; №1617954 A1, С10М 141/08 // С10М 141/08, 129:76, 129:40, 135:14, 1990 г.; №1696465 A1, С10М 135/36, 169/04 // С10М 135/36, 117:02, 159:18, 1991 г.).

Но трибометрические характеристики в некоторых случаях остаются недостаточно высокими.

Наиболее близкой по составу является смазочная композиция на нефтяной (или синтетической) основе с добавлением концентрата, включающего медный комплекс тетраэтилтиурамсульфида - N,N,N,N-тетраметил-4,4-диаминобензофенон, сложный эфир пентаэритрита и жирных кислот фракции С6-C12 и полиорганосилоксановая жидкость (А.С. СССР №1175957, С10М 141/08 // С10М 129/70, 133/12, 135/18, C10N 30/06, 1985 г.).

Композиция обладает хорошими нагрузочными, антифрикционными и противоизносными свойствами. Однако, в некоторых случаях, в частности при использовании в качестве основы трансмиссионных масел, ее трибометрические характеристики остаются недостаточно высокими.

Задачей изобретения является композиция на основе нефтяных или синтетических масел с высокими трибометрическими характеристиками, в том числе при использовании в составе трансмиссионных масел.

Техническим результатом изобретения является повышение антифрикционных характеристик смазочных композиций на основе нефтяного и синтетических масел.

Технический результат достигается тем, что композиция на основе нефтяных или синтетического трансмиссионного масла с добавкой, содержащей медный комплекс тетраэтилтиурамдисульфида и сложный эфир, в качестве сложного эфира содержит диоктилфталат (ДОФ) и дополнительно содержит диазоаминобензол. При этом компоненты добавки взяты в соотношении, мас. %:

диазоаминобензол 0,5-10
медный комплекс тетраэтилтиурамсульфид 0,3-3,0
диоктилфталат остальное
Количество добавки в композиции составляет 1-10%

Композиция обладает изобретательским уровнем, так как содержит в качестве компонента добавки неиспользуемый ранее в качестве добавки или ее компонента в смазочных композициях диазоаминобензол.

Используемый в качестве компонента добавки диазоаминобензол производится промышленностью и используется в качестве катализатора полимеризации дивинила (патент РФ №2120956, C09K 1/14, 1998 г.).

Добавку получают смешиванием компонентов при нагревании (60-70°С). Композицию готовят смешением компонентов (масел и добавки при нагревании (50-60°С).

Для приготовления добавки в примерах осуществления изобретения использовали компоненты добавки:

- диазоаминобензол (ТУ 6-14-167-84);

- диоктиловый эфир фталевой кислоты (ДОФ) (ГОСТ 8728-88);

- медный комплекс тетраэтилтиурамдисульфида (меркупраль) (ТУ 6-09-07-491-75).

Для приготовления композиции в примерах осуществления изобретения использованы трансмиссионные минеральные SAE 85W90, ТМ-4 (ТМ-5-18) и синтетическое Б-3В масла.

Смазочные характеристики исследовались на машине торцевого трения. Подвижные образцы-пальчики диаметром 6 мм и неподвижные плашки изготавливались из стали-45. Объем масляной ванны 35-40 см3, средняя скорость скольжения 0,8 м/с, нагружение ступенчатое. Длительность испытания - 5 часов. Фиксируют максимальную нагрузку (Pmax), выше которой не реализуется устойчивый режим трения и коэффициент трения (fтр).

Для трибометрических испытаний готовили концентрат-добавку состава, мас.%:

Концентрат 1

диазоаминобензол 0,5
медный комплекс тетраэтилтиурамдисульфида 3,0
ДОФ остальное

Концентрат 2

диазоаминобензол 1,5
медный комплекс тетраэтилтиурамдисульфида 2,5
ДОФ остальное

Концентрат 3

диазоаминобензол 3,0
медный комплекс тетраэтилтиурамдисульфида 1,5
ДОФ остальное

Концентрат 4

диазоаминобензол 7,0
медный комплекс тетраэтилтиурамдисульфида 0,3
ДОФ остальное

Концентрат 5

диазоаминобензол 5,0
медный комплекс тетраэтилтиурамдисульфида 1,5
ДОФ остальное

Концентрат 6

диазоаминобензол 10,0
медный комплекс тетраэтилтиурамдисульфида 0,7
ДОФ остальное

Концентрат 7

диазоаминобензол 3,0
медный комплекс тетраэтилтиурамдисульфида 0,1
ДОФ остальное

Концентрат 8

диазоаминобензол 0,2
медный комплекс тетраэтилтиурамдисульфида 1,0
ДОФ остальное

Концентрат 9 (прототип)

N,N,N,N-тетраметил-4,4-диаминобензофенон 0,5
медный комплекс тетраэтилтиурамдисульфида 0,3
ДОФ остальное

Данные трибометрических испытаний композиций на основе нефтяных и синтетического трансмиссионных масел приведены в таблице. Там же для сравнения приведены результаты испытаний композиций по прототипу (А.с. СССР №1175957, С10М 141/08, 1985 г.) на основе испытуемых масел с добавкой N,N,N,N-тетраметил-4,4-диаминобензофенон - 0,5 мас. %, меркупраль - 0,3 мас. %, ДОФ - остальное (концентрат 9).

Данные таблицы свидетельствуют об улучшении смазочных характеристик предлагаемой композиции по сравнению с известной при добавлении одинаковых количеств добавок к одним и тем же маслам. Так, коэффициент трения уменьшается в 2,7-5,5 раз, а нагрузочные характеристики возрастают на 23-34%.

Увеличение концентрации диазоаминобензола более 10%, а меркупраля более 3% в концентрате невозможно из-за предела растворимости добавок. Уменьшение концентрации диазоаминобензола менее 0,3% уменьшает нагрузочные характеристики композиции до уровня прототипа и существенно увеличивает значение коэффициента трения (примеры 15 и 16 соответственно).

Смазочная композиция, содержащая трансмиссионное масло и 1-10 мас.% добавки, включающей диазоаминобензол, медный комплекс тетраэтилтиурамдисульфида и диоктиловый эфир фталевой кислоты (ДОФ) при следующем соотношении компонентов, мас.%:

диазоаминобензол 0,5-10
медный комплекс тетраэтилтиурамсульфида 0,3-3,0
диоктилфталат остальное



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к высокотемпературной универсальной смазке для узлов трения, подшипников качения и скольжения, содержащей основу, загущенную комплексными кальциевыми мылами, наполнители, содержащие графит, молибденосодержащие вещества и многофункциональную присадку, в качестве основы используется кремнийорганическая жидкость, а в качестве наполнителей введены жидкий каучук, графитоколлоидный препарат и диселенид молибдена при следующем соотношении компонентов, мас.%: загуститель - комплексные и кальциевые мыла 10-15; графитоколлоидный препарат 5-9; диселенид молибдена 4,5-9; жидкий каучук 3-6; многофункциональная присадка 0,5-3; кремнийорганическая жидкость - остальное.

Настоящее изобретение относится к способу получения смазок, содержащих лигносульфонат, включающему: а) стадию смешивания: - по меньшей мере одного базового масла, - по меньшей мере одного кальциевого мыла насыщенной или ненасыщенной монокарбоновой кислоты, содержащей от 10 до 32 атомов углерода, возможно замещенной, - по меньшей мере одного комплексообразователя, выбранного из: i) соли щелочного металла, за исключением соли натрия, соли щелочноземельного металла или соли алюминия насыщенной или ненасыщенной монокарбоновой кислоты или гидроксикарбоновой кислоты, содержащей от 2 до 8 атомов углерода, дикарбоновой кислоты, содержащей от 2 до 16 атомов углерода, причем каждая из этих кислот может быть замещенной, ii) соли щелочного и/или щелочноземельного металла борной кислоты и/или фосфорной кислоты, включая продукты их реакций с LiOH и/или Са(ОН)2, и iii) их смесей, и - по меньшей мере лигносульфоната кальция со среднемассовой молекулярной массой более 10000 г/моль, нагревания смеси до температуры выше 120°С для инициации реакции и удаления низкокипящих компонентов с получением основы смазки, и б) стадию охлаждения и добавления базового масла и, при необходимости, присадок при перемешивании.

Изобретение относится к смазочным материалам, используемым в тяжелонагруженных узлах трения, подшипников качения и скольжения, в шарнирах, опорах, резьбовых соединениях, зубчатых и других передачах и т.д.
Изобретение относится к составам смазочных материалов, в частности к триботехническим добавкам к смазочным маслам, пластическим смазкам и смазочноохлаждающим жидкостям.
Изобретение относится к области защиты смазочно-охлаждающих жидкостей от биоповреждений и позволяет повысить эффективность подавления роста микроорганизмов. .
Изобретение относится к смазочным высокотемпературным синтетическим маслам для силовых турбин в авиации, в частности для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации.
Изобретение относится к смазочным материалам на основе минеральных и синтетических масел, содержащих металлоплакирующую, многофункциональную композицию, повышающую антифрикционные, противозадирные, антиокислительные и моюще-диспергирующие свойства и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) грузовых и легковых автомобилей, локомотивов, речного и морского флота, а также в трансмиссионных и индустриальных маслах.

Изобретение относится к полиалкенаминовым композициям, предназначенным в качестве присадки для топлива или смазочного материала, способу получения таких композиций, также к составу топлива и составу смазочного материала, набору присадок и применению этих композиций в качестве присадок, в частности в качестве присадки для улучшения очищающего действия топлива во впускных системах двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием.
Изобретение относится к составу синтетических масел для силовых турбин марки ИПМ-10 и марки Петрим, эксплуатируемых в газотурбинных двигателях (ГТД) авиационной техники, авиаприводах газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и электрогенераторных установках (ГТУ).
Изобретение относится к составам смазочных масел, в частности к смазочному маслу для редукторов и тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий летательной техники. .
Изобретение относится к области смазочных материалов, которые могут быть использованы в подшипниках качения буксовых узлов локомотивов и других узлах трения машин и механизмов.

Настоящее изобретение относится к рабочей жидкости для холодильной системы, содержащей компрессор, причем рабочая жидкость содержит: (i) охлаждающее смазочное вещество на основе сложных эфиров, содержащее (а) от 1 до 99% по массе одного или нескольких первых сложноэфирных соединений, имеющих структуру (I), причем каждый из R1, R2, R3, R4, R5 и R6 независимо представляет собой Н или метил; каждое из а, b, с, х, у и z независимо представляет собой целое число, и каждая а+х, b+у и c+z независимо представляет собой целое число от 1 до 20; и каждый R7, R8 и R9 независимо выбран из группы, состоящей из с неразветвленной цепью и разветвленных алкильных и с неразветвленной цепью и разветвленных алкенильных групп, имеющих от 3 до 8 атомов углерода; (b) от 1 до 99% по массе одного или нескольких вторых сложноэфирных соединений, имеющих структуру (II), причем каждый из R11 и R12 независимо представляет собой Н или метил; каждое из m и n независимо представляет собой целое число, и m+n представляет собой целое число от 1 до 10; и каждый из R10 и R13 независимо выбран из группы, состоящей из с неразветвленной цепью и разветвленных алкильных и с неразветвленной цепью и разветвленных алкенильных групп, имеющих от 3 до 8 атомов углерода, причем первое сложноэфирное соединение или соединения (а) и второе сложноэфирное соединение или соединения (b) вместе составляют по меньшей мере 50 массовых процентов охлаждающего смазочного вещества (i) на основе сложных эфиров; и (с) добавку, выбранную из группы, состоящей из: диарилсульфидов, арилалкилсульфидов, диалкилсульфидов, диарилдисульфидов, арилалкилдисульфидов, диалкилдисульфидов, диарилполисульфидов, арилалкилполисульфидов, диалкилполисульфидов, дитиокарбаматов, производных 2-меркаптобензотиазола, производных 2,5-димеркапто-1,3,4-тиадиазола и их комбинаций; и (ii) хладагент, выбранный из группы, состоящей из: дифторметана (HFC-32), R410A (близкая к азеотропной смесь дифторметана (HFC-32) и пентафторэтана (HFC-125)), гидрофторолефинов и их комбинаций (варианты).
Наверх