Навигационная система маршрутного пилотирования летательных аппаратов в арктических акваториях

Изобретение относится к области навигационного оборудования и авиационного приборостроения арктического назначения и может быть использовано в системах маршрутного пилотирования летательных аппаратов (ЛА), в частности вертолетов. Технический результат – расширение функциональных возможностей. Для этого навигационная система состоит из проложенного по дну акватории токоведущего кабеля, соединяющего взлетно-посадочные пункты, а также аппаратуры ЛА, включающей забортное приемное устройство, состоящее из ортогонально расположенных магнитоприемников, и бортовой пилотажный прибор, определяющий положение ЛА относительно кабеля и кабельный курс. Навигационная система обеспечивает расхождение ЛА на трассе маршрута при двухстороннем или интенсивном движении в сложных метеоусловиях, а также азимутальную обсервацию, и других ЛА в зоне действия подводного кабеля. При этом обеспечивается маршрутное пилотирование ЛА, в частности вертолетов, на малых высотах акватории прибрежного арктического сектора. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области навигационного оборудования и авиационного приборостроения арктического назначения и может быть использовано для разработки технических средств маршрутного пилотирования летательных аппаратов (ЛА), в частности вертолетов.

Известны навигационные системы, основанные на использовании спутниковых систем «ГЛОНАСС» или «GPS», характеризующиеся высокой точностью позиционного определения местоположения.

К их недостаткам относятся зависимость работы приемных устройств от атмосферных условий и географических координат - высоких широт места. Следует отметить, что информационно-аналитический центр «ГЛОНАСС» действительно предоставляет сведения о мгновенной и интегральной навигационной доступности и видимости данного места, но для арктической области с частыми туманами и сплошной облачностью эта информация не эффективна. К тому же, для повышения точности навигационного определения используют метод дифференциальной коррекции, требующий строительства специальных сооружений, станций ретрансляции с геодезически точными координатами мест их расположения в арктической акватории, а также оперативного и апостериорного мониторинга и коррекции. Кроме того, спутниковые навигационные системы (СНС) подвержены воздействию электромагнитных полей естественной и искусственной природы. Тем не менее создание Арктической СНС является актуальной перспективной задачей.

Известны и находят широкое применение инерциальные навигационные системы (ИНС), характеризующиеся автономностью работы, всепогодностью и помехозащищенностью.

Основным их недостатком является накапливающаяся погрешность счисления в зависимости от продолжительности полета и необходимость периодической обсервации. Так, новейшие бесплатформенные инерциальные навигационные системы (БИНС) типа СП-1 и, в перспективе, СП-2 (разработки ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики»), которые предназначены для оснащения транспортных вертолетов арктического исполнения МИ-8АТМШ, имеют следующие точностные характеристики: за час полета 3,7 км/час и 1,25 км/час соответственно для СП-1 и СП-2. При этом для повышения надежности их работы предполагается устанавливать по два комплекта БИНС-СП на военных вертолетах и по три комплекта - на гражданских вертолетах.

Известны и другие интегрированные навигационные системы, например астроинерциальная навигационная система (RU, патент 141801, опубл. 10.06.2014).

Их основным недостатком является ограниченная возможность обсервации высоких широт, в арктических условиях.

Навигационная обсервация в Арктике является востребованной и сложной задачей развития транспортных коммуникаций. При этом современные СНС и новейшие ИНС имеют существенные ограничения для навигационного обеспечения прибрежной акватории арктического сектора РФ.

Между тем, освоение Арктики приобретает реальную, все более деятельную активность в промышленно-экономической и оборонной области. Необходимость развития круглогодичной маршрутной и транспортной коммуникации задана и новой морской доктриной РФ (http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/uAFi5nvux2twaqjftS5yrIZUVTJan77L.pdf)

В ходе проведения патентно-информационного поиска не выявлено технического решения, которое можно было бы признать ближайшим аналогом разработанного изобретения. Но следует отметить, что в судовождении известна система подводного ведущего кабеля (ГОСТ 210.63-81, п. 48 «Судовая аппаратура ведущего кабеля. АВК»).

Техническая задача, решаемая посредством разработанного изобретения, состоит в расширении номенклатуры навигационных систем пилотирования ЛА в арктических акваториях.

Технический результат, получаемый при использовании разработанной навигационной системы, состоит в повышении надежности и безопасности навигационного обеспечения маршрутного пилотирования ЛА на прибрежных акваториях арктического сектора РФ.

Для достижения указанного технического результата предложено использовать разработанную навигационную систему маршрутного пилотирования летательных аппаратов в прибрежных арктических акваториях. Разработанная навигационная система содержит проложенный между взлетно-посадочными пунктами материково-островной акватории подводный токоведущий кабель и установленное на летательных аппаратах забортное приемное устройство, состоящее, по меньшей мере, из трех ортогонально расположенных магнитоприемников, оси чувствительности которых направлены по трем главным осям летательного аппарата, и бортовое устройство регистрации параметров магнитной составляющей электромагнитного поля, генерированного подводным токоведущим кабелем.

Кроме того, для обеспечения надежного расхождения летательных аппаратов при интенсификации полетов на маршруте, в дополнение к высотному эшелонированию навигационная система может быть выполнена с возможностью разграничения по сторонам двухстороннего движения путем измерения изменяющейся на 180° фазы вертикальной составляющей магнитного поля кабеля по отношению к горизонтальной составляющей, которое происходит при пересечении вертикальной плоскости кабеля.

Навигационная система может быть использована также для азимутальной обсервации летательных аппаратов, двигающихся не по маршруту кабеля.

Функциональная схема бортовой аппаратуры приведена на рисунке, при этом использованы следующие обозначения: магнитоприемники 1, 2, 3 магнитной составляющей электромагнитного поля кабеля, соответствующие предварительные усилители 4, 5, 6 и усилители 7, 8, 9, измерительный блок 10, блоки измерения кабельного курса 11 и положения ЛА относительно трассы 12, вычислительное устройство 13, блок установки индекса трассы 14, датчик высоты полета 15, блок отображения и индикации 16, блок сигнализации «зона расхождения» 17 и блок питания 18.

Навигационная система состоит из проложенного по дну акватории токоведущего кабеля с частотой питания в области крайне низких частот (КНЧ) и сверхнизких частот (СНЧ), соединяющего взлетно-посадочные пункты акватории, а также аппаратуры ЛА, включающей забортное приемное устройство, состоящее из ортогонально расположенных магнитоприемников 1, 2 и 3, оси чувствительности которых направлены по главным осям ЛА: продольной (x), поперечной (y) и вертикальной (z) с соответствующими предварительными усилителями 4, 5 и 6. В качестве магнитоприемников могут быть использованы высокочувствительные индукционные катушки, при этом они измеряют магнитную составляющую электромагнитного поля кабеля, простирающегося над поверхностью акватории вдоль всей трассы кабеля. Бортовой пилотажный прибор включает избирательные усилители 7, 8, 9, измерительный блок 10, блоки определения кабельного курса 11 и положения ЛА относительно трассы 12, вычислительное устройство 13, блок выбора индекса трассы 14, содержащий информацию о: глубине места, протяженности трассы, угле по отношению к истинному географическому меридиану для азимутальной обсервации и коррекции, например ИНС, а также границы электромагнитного коридора трассы, датчик высоты полета 15, блоки индикации и отображения 16, сигнализации 17 и питания 18.

Выходы магнитоприемников 1, 2 и 3 соединены соответственно через предварительные усилители 4, 5 и 6, а также через избирательные усилители 7, 8 и 9 с входами измерительного блока 10, первый выход измерительного блока 10 через блок 11 определения кабельного курса подключен к первому входу блока 16 индикации и отображения, второй выход измерительного блока 10 через вычислительное устройство 13 подключен ко второму входу блока 16 индикации и отображения, третий выход измерительного блока 10 через блок 12 положения ЛА относительно трассы подключен к третьему входу блока 16 индикации и отображения, выход блока 16 индикации и отображения подключен к входу блока 17 сигнализации, датчик 15 высоты полета подключен к второму входу вычислительного устройства 13, при этом все указанные элементы навигационной системы, кроме магнитоприемников 1, 2 и 3, подключены к блоку 18 питания.

Сущность изобретения состоит в том, что по дну акватории прокладывают токоведущий кабель, соединяющий маршрутные взлетно-посадочные пункты, расположенные на отдельных островах и материковых прибрежьях, при этом навигационное обеспечение маршрутного пилотирования ЛА осуществляют на малых высотах в «электромагнитном коридоре», простирающемся над поверхностью моря вдоль трассы ведущего подводного кабеля, практически при любых метеоусловиях и времени года. В ходе прохождения ЛА над токоведущим кабелем магнитоприемники регистрируют магнитную составляющую, бортовая аппаратура усиливает и обрабатывает зарегистрированный сигнал и с учетом заложенной в аппаратуру информации о трассе формирует кабельный курс ЛА, то есть угол между прямолинейным участком кабеля и направлением продольной оси ЛА.

Другая сущность изобретения основана на том, что градиент отношения вертикальной составляющей магнитного поля кабеля к его горизонтальной составляющей с приближением к вертикальной плоскости кабельной трассы быстро уменьшается и при его пересечении фаза этого сигнала изменяется на 180°. Это позволяет при интенсификации полетов по маршруту или организации двухстороннего движения «встречными курсами» повысить безопасность полетов путем разграничения зоны с использованием бортовой аппаратуры.

Предлагаемое техническое решение задачи расхождения ЛА на маршрутных трассах не исключает другие методы, например эшелонирование полетов по высоте. Однако, в некоторых случаях, разграничение движения в горизонтальной плоскости представляется актуальным, например, при необходимости защиты от радиолокационного обнаружения путем пилотирования на сверхмалых высотах.

Следующая сущность состоит в возможности азимутальной обсервации и других ЛА при известном точно выверенном направлении кабеля или его отдельных участков и измеренном значении кабельного курса.

Осуществление изобретения и его практическое использование можно ожидать в следующих основных направлениях:

1. Разработка отдельных подводных кабельных маршрутов для решения текущих задач освоения Арктики, например для транспортных вертолетов.

2. Опытно-конструкторская разработка, производство и испытание бортовой аппаратуры, в частности применительно к транспортно-штурмовому вертолету арктического исполнения МИ-8 АТМШ.

3. Использование беспилотных ЛА для маршрутных полетов по трассе ведущего кабеля в целях, например, мониторинга, патрулирования, а также в других целях, в режиме программно-управляемого маршрутного пилотирования.

4. Опытно-конструкторская разработка и оценка экономической и тактической эффективности использования экранопланов на кабельных маршрутных трассах арктической акватории.

5. Разработка региональной сети маршрутных кабельных трасс и его интеграция в единую навигационно-информационную систему подводно-подледного пространства прибрежной акватории арктического сектора РФ.

1. Навигационная система маршрутного пилотирования летательных аппаратов в арктических акваториях, отличающаяся тем, что содержит проложенный между взлетно-посадочными пунктами материково-островной акватории подводный токоведущий кабель низкой частоты питания, а на летательных аппаратах установлено забортное приемное устройство, состоящее, по меньшей мере, из трех ортогонально расположенных магнитоприемников, оси чувствительности которых направлены по трем главным осям летательного аппарата, и бортовое устройство регистрации параметров магнитной составляющей электромагнитного поля, генерированного подводным токоведущим кабелем.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что для обеспечения надежного расхождения летательных аппаратов при интенсификации полетов на маршруте, в дополнение к высотному эшелонированию система выполнена с возможностью разграничения по сторонам двухстороннего движения путем измерения изменяющейся на 180° фазы вертикальной составляющей магнитного поля кабеля по отношению к горизонтальной составляющей, которое происходит при пересечении вертикальной плоскости кабеля.

3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что может быть использована для азимутальной обсервации летательных аппаратов в режиме немаршрутного пилотирования.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах резервирования пилотажно-навигационных устройств. Технический результат - повышение точности измерения высотно-скоростных параметров.

Изобретение относится к области навигации летательных аппаратов (ЛА) и предназначено для обеспечения безопасности полета группы ЛА. Определение относительного положения соседних ЛА по отношению к данному ЛА может быть определено несколькими способами с последующей комплексной обработкой навигационной информации.

Изобретение относится к области навигационного приборостроения, а именно к навигационным системам, используемым для определения основных навигационных параметров позиционирования наземных объектов.

Изобретение относится к навигации и может использоваться в системах навигации ближнего поля. Технический результат состоит в повышении точности определения координат.

Группа изобретений относится к космической технике. В способе определения положения объекта преимущественно относительно КА определяют параметры относительного положения излучателей инфракрасных импульсных сигналов, осуществляют формирование управляющих воздействий на излучатели, осуществляют измерение параметров, генерируемых позиционно-чувствительными детекторами инфракрасного излучения.

Изобретение относится к области фотограмметрии и может быть использовано в задачах фотограмметрической обработки космических сканерных снимков для оперативного определения их угловых элементов внешнего ориентирования.

Изобретение относится к области авиационно-космического приборостроения и может быть использовано в системах управления угловым положением космических аппаратов (КА), в которых применяются системы ориентирования с использованием бесплатформенных орбитальных гирокомпасов (БОГК).

Изобретение относится к области авиационно-космического приборостроения и может найти применение в системах определения координат подвижных объектов (ПО) с использованием комплексного способа навигации, функционально объединяющего инерциальный способ и спутниковый, и может быть использовано при высокоточном позиционировании ПО, а также при осуществлении полета летательного аппарата (ЛА) в сложных навигационных условиях.

Изобретение относится к области приборостроения инерциальных навигационных систем и может использоваться для определения угловой ориентации летательных аппаратов любого типа.

Изобретение относится к системам измерения и индикации и может найти применение в системах, обеспечивающих пилотирование летательных аппаратов (ЛА) в случае отказа основных пилотажно-навигационных систем.

Изобретение относится к области навигации летательных аппаратов с использованием пассивного радиолокационного способа определения местоположения объекта, являющегося источником электромагнитных излучений, и предназначено для построения автономных и комплексных систем навигации летательных аппаратов. Достигаемый технический результат - повышение точности оценки местоположения летательного аппарата за счет применения высокоточного одноэтапного пеленгатора, повышение быстродействия навигационного обеспечения за счет использования адресно-ответной пакетной цифровой радиолинии и снижение требований к бортовым вычислительным комплексам за счет выполнения основных вычислений в наземной аппаратуре. Высокоточный одноэтапный пеленгатор представляет собой программно-аппаратный комплекс, оснащенный активной фазированной антенной решеткой, который осуществляет прием радиосигналов, их синхронную демодуляцию многоканальным квадратурным приемником, преобразование в цифровую форму с использованием многоканального аналого-цифрового преобразователя и последующую цифровую обработку сигналов, направленную на формирование угла пеленга с использованием оптимального одноэтапного метода оценивания параметров. Одноэтапный метод оценивания состоит в формировании решающей функции на основе условной плотности по методу максимального правдоподобия и ее последующей оптимизации; данный метод исключает выполнение промежуточных этапов, на которых производится последовательное оценивание временных и фазовых задержек. 5 ил.

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к инерциальным информационно-измерительным приборам, и может найти применение в системах ориентации и навигации подвижных объектов. Сущность изобретения заключается в том, что в состав инерциального измерительного прибора летательного аппарата (ЛА) дополнительно введены устройство синхронизации выходной информации инерциальных датчиков, устройство определения нулевого сигнала микромеханических гироскопов от ускорения, и амортизирующая платформа, на которой устанавливается модуль чувствительных элементов, конструктивно выполненная в виде жесткого монолитного кронштейна, в основании которого установлены амортизаторы, причем полоса пропускания амортизаторов много меньше полосы пропускания микромеханических гироскопов и акселерометров, установленных на амортизирующей платформе, и много меньше частоты собственных колебаний чувствительных элементов микромеханических гироскопов и акселерометров, установленных на амортизирующей платформе. Технический результат – повышение точности инерциального измерительного прибора летательного аппарата (ЛА) и расширение его функциональных возможностей. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к бесплатформенным инерциальным курсовертикалям и может найти применение в беспилотных летательных аппаратах различных классов для определения угловой ориентации в нормальной земной системе координат при выполнении сложных маневров, в том числе и фигур высшего пилотажа. Технический результат – расширение функциональных возможностей. Для этого обеспечивается построение всережимной бесплатформенной инерциальной курсовертикали на чувствительных элементах высокой точности (погрешности датчиков угловых скоростей не более 0,6°/час; погрешности датчиков линейных ускорений не более 0,006 м/с2) без использования внешней информации. При этом обеспечивается автоматическая начальная выставка курсовертикали, списание погрешности датчиков угловых скоростей непосредственно перед полетом и периодическая коррекция датчиков угловых скоростей в полете, а также использование кватернионных вычислений. 3 ил.

Изобретение относится к средствам навигации подвижных объектов, в частности летательных аппаратов (ЛА), а именно к способам и устройствам для оценки ошибок и коррекции абсолютных координат местоположения, высоты и вертикальной скорости инерциальной навигационной системы (ИНС). Существенным отличием данного способа является преобразование поступающих с высокой частотой измерений к такой частоте, с которой ЛА пересекает границы дискретного эталонного массива высот. Другим существенным отличием данного способа является накапливание преобразованных измерений и формирование блоков измерений длиной Nb. Еще одним существенным отличием данного способа является реализация скользящего окна по массивам невязок, группирование массивов по Ng элементов. Существенным отличием устройства является введение блока преобразования, блока накопления, блока суммирования массивов квадратов невязок, блока очереди массивов квадратов невязок и блока накопления групп массивов квадратов невязок, что позволяет повысить эффективность вычислений и снизить требования к характеристикам вычислителя за счет введения новых действий и операций. Технический результат - снижение вычислительной сложности и требований к характеристикам вычислителя. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области навигационного приборостроения, в частности к способам определения местоположения на основе комплексирования информации от различных источников. Технический результат – расширение функциональных возможностей обеспечен на основе определения пространственных координат мобильного объекта с помощью сигналов одной опорной радиостанции и счислений пути. Способ позволяет определять пространственное местоположение мобильного объекта на базе сигналов одной опорной радиостанции и счислении пути, что требует меньшую инфраструктуру, чем в классических сетевых (многопозиционных) системах радиопозиционирования, не требует сложных антенных решеток как в угломерных системах, и отсутствует возрастание ошибок со временем как в инерциальной навигации. При этом способ основан на определении дальностей или разностей дальностей до опорной радиостанции в различных выбранных точках траектории движения мобильного объекта и вычислении длины, азимута и угла места отрезков, соединяющих данные выбранные точки траектории движения. Форма траектории движения не имеет значения, так как учитываются только отрезки, соединяющие выбранные смежные точки траектории движения, а определение относительных пространственных координат текущей точки относительно предыдущей для формирования отрезка основано на счислении пути. 6 ил.

Изобретение относится к области навигации летательных аппаратов (ЛА) и предназначено для обеспечения безопасности полета группы ЛА, выполняющих совместные действия в сложных навигационных условиях. Технический результат - повышение точности и надежности операций формирования сигналов синхронизации при определении относительного положения ЛА. Для этого при определении относительного положения соседних ЛА по отношению к данному ЛА по созвездию спутников и радиолокационным способом с последующей комплексной обработкой навигационной информации - формируют общие сигналы синхронизации для указанных способов на основе комплексной обработки временных параметров сигналов синхронизации. При этом в первом случае предусматривается определение навигационной информации каждым ЛА, передачу и прием ее через каналы информационного обмена ЛА путем формирования сигналов синхронизации для временного разделения передачи и приема навигационной информации, а второй - предусматривается определение локационной информации с помощью передачи и приема зондирующих сигналов каждым ЛА и определение относительных дальностей соседних ЛА. Варианты способа оценивают точность формирования общих сигналов синхронизации. 5 з.п. ф-лы, 3 ил., 2 прил.

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может найти применение в системах радионавигации в условиях плотной городской застройки и в гористой местности. Технический результат - повышение точности. Для этого суть способа заключается в повышении точности местоопредления с использованием сигналов глобальных спутниковых навигационных систем с помощью учета сигналов с прямой и непрямой линии видимости. Он базируется на методе сопоставления с картой. При этом способ основан на конфигурации видимых и невидимых спутников для возможных кандидат-решений с учетом ландшафта местности, за счет чего происходит увеличение точности определения местоположения. Для реализации способа предложен алгоритм, который состоит из автономного и активного этапа. В автономной фазе формируются границы зданий на сетки местоположений. Граница зданий строится с перспективы положения ГНСС пользователя, край здания определяется для каждого азимута (от 0 до 360°) в виде серии углов. Результат этого этапа показывает, где расположены края зданий в пределах небесной координатной сетки. Как только определена граница относительно небесной координатной сетки, она может быть сохранена и легко повторно использована в онлайн фазе для предсказания видимости спутника простым сравнением высоты спутника с высотой здания в том же азимуте. На втором шаге активной фазы поиска решения определяется область, в которой находятся вероятные решения местоположения в затененной области. Область поиска определяется на основе первоначального положения, генерируемого на первом шаге определения координат на ЛПВ (линии прямой видимости) спутниках. Простейшей реализацией является фиксированная окружность с центром в известной координате, однако здесь могут применятся и более совершенные алгоритмы позиционирования. На третьем шаге осуществляется сравнение высоты спутника вероятной позиции с высотой границы зданий в том же азимуте. На четвертом шаге оценивается сходство между прогнозируемой видимостью и фактически наблюдаемой. Кандидат позиции с лучшим совпадением будет взвешиваться выше в решении при затененной задаче. Существуют два этапа вычисления оценки для кандидата позиции. Во-первых, определение по оценочным схемам о наблюдаемом угле. Во-вторых, функция оценки выдает положение между наблюдаемым сигналом и его оценкой, которая описывается формулой: ,где - оценка позиции для точки сетки оценка положения спутника i в сетке j с помощью оценочной матрицы SS. К концу этого этапа каждый кандидат положения должен иметь оценку, которая представляет угол, который указывает на видимость спутника, и, следовательно, насколько высока вероятность того, что данный кандидат позиции близок решению навигационной задачи. После определения конфигурации и оценки видимых спутников производится оценка невидимых спутников для каждого узла кандидата в решение навигационной задачи. Последний шаг - определение положения с помощью полученных балльных оценок путем сопоставления кандидатов с образцом. 1 ил.

Изобретение относится к радиоканалам передачи цифровой информации, конкретно к космическим высокоскоростным радиолиниям (ВРЛ) передачи данных наблюдения с космических аппаратов (КА) дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Радиопередающий комплекс космического аппарата содержит квадратурный модулятор и кодер, размещенные в корпусах, поляризатор, конструктивно соединенный с рупорной антенной, радиочастотный блок, в корпусе которого установлен высокостабильный задающий генератор несущей чистоты, повышающий конвертер-сумматор, полосовой фильтр, твердотельный усилитель мощности. Корпусы квадратурного модулятора и кодера закреплены на краях боковой поверхности корпуса радиочастотного блока. Поляризатор, конструктивно объединенный с рупорной антенной и с согласованной нагрузкой. Поляризатор установлен на корпусе радиочастотного блока между квадратурным модулятором и кодером. Поляризатор соединен с выходом повышающе-усиливающей схемы радиочастотного блока посредством волновода. Рупорная антенна выполнена с линзовым корректором. Поляризатор выполнен с двумя входами для формирования левосторонней и правосторонней круговой поляризации, при этом на одном из входов установлена согласованная нагрузка, представляющая собой участок волновода. Технический результат заключается в снижении габаритов и массы изделия при сохранении высоких скоростных и энергетических показателей передачи информации. 7 з.п. ф-лы, 9 ил., 1 табл.

Изобретение относится к устройству управления транспортным средством. Устройство содержит модуль обнаружения состояния, модуль обнаружения объектов, модуль вычисления положения, модуль задания области и контроллер движения. Модуль обнаружения объектов выполнен с возможностью обнаружения положения и скорости транспортного средства-носителя. Модуль обнаружения объектов выполнен с возможностью обнаружения положения и скорости каждого из неподвижного объекта и движущегося объекта, которые находятся впереди. Модуль вычисления положения выполнен с возможностью вычисления положения проезда, в котором транспортное средство-носитель проезжает движущийся объект. Модуль задания области выполнен с возможностью задания области вокруг неподвижного объекта. Контроллер движения выполнен с возможностью управления движением транспортного средства, когда положение проезда находится в упомянутой области. Достигается повышение комфорта управления транспортным средством. 4 н. и 7 з.п. ф-лы, 25 ил.

Изобретение относится к радиоэлектронным системам связи с использованием радиоизлучения при размещении станции в морском мобильном объекте и может быть использовано в качестве бортовой станции системы спутниковой связи. Технический результат – расширение функциональных возможностей на основе предоставления абонентам сети спутниковой связи широкополосных мультимедийных услуг за счет того, что земная станция спутниковой связи Ku-диапазона построена по модульному типу с использованием стандартных протоколов связи. Для этого в станции спутниковой связи Кu-диапазона применен вариант антенной системы исполнения SOTM 0,6 м, предназначенный для обеспечения связи в движении (Satcom-On-The-Move) при работе станции через КА, расположенные как на геостационарной орбите (КА серии «Ямал», «Экспресс»), так и на высокоэллиптических орбитах типа «Молния» или «Тундра» (перспективные КА, которые могут работать в Ku-диапазоне). Комплекс обеспечивает широкополосный доступ к мультимедийным услугам абонентов на кораблях и судах, имеет возможность использовать не только ресурсы космических аппаратов, расположенных на геостационарной орбите, но и рассчитан для работы со спутниками, находящимися на высокоэллиптических орбитах. 2 ил.

Изобретение относится к области навигационного оборудования и авиационного приборостроения арктического назначения и может быть использовано в системах маршрутного пилотирования летательных аппаратов, в частности вертолетов. Технический результат – расширение функциональных возможностей. Для этого навигационная система состоит из проложенного по дну акватории токоведущего кабеля, соединяющего взлетно-посадочные пункты, а также аппаратуры ЛА, включающей забортное приемное устройство, состоящее из ортогонально расположенных магнитоприемников, и бортовой пилотажный прибор, определяющий положение ЛА относительно кабеля и кабельный курс. Навигационная система обеспечивает расхождение ЛА на трассе маршрута при двухстороннем или интенсивном движении в сложных метеоусловиях, а также азимутальную обсервацию, и других ЛА в зоне действия подводного кабеля. При этом обеспечивается маршрутное пилотирование ЛА, в частности вертолетов, на малых высотах акватории прибрежного арктического сектора. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Наверх