Тангенциальная и беспламенная кольцевая камера сгорания для использования в газотурбинных двигателях

Способ впрыска вступающих в реакцию горения веществ в камеру сгорания газотурбинного двигателя осуществляют в камере сгорания, содержащей наружную оболочку, перфорированную переднюю стенку, кольцевое отверстие, первые и вторые форсунки, осуществляют в следующей последовательности. Впрыскивают предварительно смешанную топливовоздушную смесь в кольцевой объем камеры сгорания через первые, распределенные по окружности форсунки, находящиеся в первой плоскости, в направлении, образующем угол с касательной к наружной оболочке, формируя поле течения через кольцевой объем, вращающееся вокруг осевой линии камеры сгорания. Указанное поле течения проходит через кольцевой объем в направлении от перфорированной передней стенки к кольцевому отверстию. Впрыскивают только топливо в указанное поле течения через вторые распределенные по окружности форсунки, находящиеся во второй плоскости в направлении, образующем угол с касательной к наружной оболочке. Вводят выходящий из компрессора воздух через перфорированную переднюю стенку в указанное поле течения. Такое осуществление способа впрыска вступающих в реакцию горения веществ в камеру сгорания, обеспечивает создание ступенчатого топливовоздушного эффекта для улучшения горения и снижения выбросов NOx и СО, оптимальное смешивание топлива и воздуха, а также создает такие условия сгорания, которые сокращают количество выбросов загрязняющих веществ, тем самым уменьшая необходимость в дорогостоящих устройствах контроля выбросов, а также улучшает зажигание и повышает стабильность пламени, сокращает проблемы управления и уменьшает вибрацию. 7 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к устройствам в газотурбинных двигателях, которые предназначены для содержания и сгорания топливовоздушной смеси. Такие устройства содержат следующие элементы, но не ограничены ими: топливовоздушные форсунки, облицовки и корпуса камеры сгорания, а также участки перехода потока, используемые в воздушных суднах военного и коммерческого назначения, системах генерирования энергии и других областях, связанных с газовыми турбинами.

Уровень техники

Газотурбинные двигатели содержат механизмы, позволяющие извлечь работу газообразных продуктов сгорания, истекающих при очень высоких температурах, давлениях и скоростях. Извлеченная работа может быть использована для приведения в действие генератора с целью выработки энергии или для обеспечения необходимой тяги воздушного судна. Обычный газотурбинный двигатель состоит из многоступенчатого компрессора, в котором атмосферный воздух сжимают до высоких давлений. Сжатый воздух затем смешивают в определенном соотношении топливо/воздух в камере сгорания, в которой происходит увеличение температуры смеси. Газообразные продукты сгорания с высокой температурой и давлением затем расширяются через турбину для извлечения работы таким образом, чтобы обеспечить необходимую тягу или привести в действие генератор в зависимости от области применения. Турбина содержит по меньшей мере одну ступень, причем каждая ступень состоит из ряда лопастей и ряда лопаток. Лопасти распределены по окружности вращающейся ступицы, причем высота каждой лопасти соответствует пути потока горячего газа. Каждая ступень невращающихся лопаток расположена по окружности, которая также проходит перпендикулярно пути течения горячего газа. Изобретение относится к камере сгорания газотурбинных двигателей и компонентам подачи топлива и воздуха в указанное устройство.

Существуют различные типы камер сгорания газотурбинного двигателя: трубчатая, кольцевая и комбинация указанных двух типов, образующая трубчато-кольцевую камеру сгорания. В указанном компоненте сжатая топливовоздушная смесь проходит через топливовоздушные форсунки и вступает в реакцию горения, создавая поток горячего газа, вызывая падение плотности указанной смеси и ее ускорение ниже по потоку. Камера сгорания трубчатого типа обычно содержит отдельные, распределенные по окружности жаровые трубы, вмещающие пламя каждой форсунки по отдельности. Поток из каждой жаровой трубы затем направляют через патрубок и объединяют в кольцевом участке перехода, перед подачей потока к первой ступени лопаток. В камере сгорания кольцевого типа топливовоздушные форсунки обычно распределены по окружности и позволяют ввести смесь в единственную кольцевую полость, в которой происходит сгорание. Поток просто выходит через расположенный ниже по потоку конец кольцевого пространства к первой ступени турбины, при этом нет необходимости в наличии участка перехода. Ключевое отличие камеры сгорания последнего типа, трубчато-кольцевой камеры сгорания, состоит в наличии отдельных жаровых труб, окруженных кольцевым корпусом, содержащим подаваемый в каждую жаровую трубу воздух. Каждый из указанных типов камер имеет свои достоинства и недостатки, в зависимости от условий их применения.

В камерах сгорания газовых турбин обычным для топливовоздушных форсунок является ввод завихрения в смесь, осуществляемый по нескольким причинам. Во-первых, это улучшает смешивание и, следовательно, сгорание, во-вторых, дополнительное завихрение стабилизирует пламя, что предотвращает затухание пламени и позволяет использовать более бедные топливовоздушные смеси для уменьшения количества выбросов. Существуют различные конфигурации топливовоздушных форсунок, например, с одним или множеством кольцевых входов с закручивающими лопатками на каждом.

Что касается других компонентов газовой турбины, то для предотвращения расплавления материалов камеры сгорания необходимо осуществлять охлаждение. Традиционным способом охлаждения камеры сгорания является эффузионное охлаждение, реализуемое путем окружения облицовки камеры сгорания вспомогательной смещенной облицовкой, причем между указанными двумя облицовками, выходящий из компрессора воздух проходит насквозь и входит в проток для горячего воздуха через отверстия разбавления и охлаждающие каналы. Посредством такой технологии отбирают тепло у компонента, а также создают тонкий пограничный слой охлаждающего воздуха между облицовкой и газообразными продуктами сгорания, предотвращая передачу тепла облицовке. Отверстие разбавления выполняют две функции в зависимости от их осевого расположения на облицовке: отверстие разбавления, расположенное ближе к топливовоздушным форсункам, способствует смешиванию газов для улучшения сгорания, а также обеспечивает подачу свежего воздуха для сгорания, во-вторых, отверстие, размещенное ближе к турбине, охлаждает поток горячего газа, и может быть приспособлено для регулирования температурного профиля на выходе из камеры сгорания.

Понятно, что для улучшения сгорания и снижения количества выбросов можно реализовать в конструкциях камер сгорания газотурбинных двигателей множество способов и технологий. Несмотря на то, что наблюдается тенденция к уменьшению образования количества загрязняющих веществ газовыми турбинами по сравнению с другими способами генерирования энергии, все еще существуют возможности для улучшения этих характеристик. В некоторых странах происходит ужесточение государственного регулирования выбросов, и для соответствия новым требованиям технологию необходимо усовершенствовать.

Раскрытие изобретения

Настоящее изобретение обеспечивает новую и усовершенствованную конструкцию камеры сгорания, способной работать в обычном режиме с минимальным количеством выбросов загрязняющих веществ, являющихся результатом сгорания топливовоздушной смеси. Изобретение содержит обычную кольцевую камеру сгорания с воздушными, топливными форсунками и форсунками для предварительно смешанной топливовоздушной смеси и/или отверстиями разбавления, которые вводят в камеру сгорания выходящий из компрессора воздух и сжатое топливо в различных местоположениях в продольном и окружном направлениях. Отличительным признаком изобретения является такое размещение топливных и воздушных входов, которое создает область сгорания вблизи передней стенки. Разделение топливных и воздушных распылительных форсунок вместе с размещением воздушных форсунок ниже по потоку от топливных форсунок улучшает смешивание вступающих в реакцию горения веществ и создает определенную концентрацию кислорода в области сгорания, что позволяет значительно сократить образование NOx. Кроме того, введение выходящего из компрессора воздуха ниже по потоку от области сгорания позволяет сжигать/использовать любое количество CO, образовавшегося во время сгорания, перед подачей газа в первую ступень турбины. По существу камера сгорания согласно изобретению позволяет снизить уровень выбросов газовой турбиной, сокращая тем самым необходимость в устройствах контроля выбросов, а также позволяет минимизировать воздействие на окружающую среду таких устройств. В дополнение к указанному усовершенствованию, тангенциальное направление воспламенения топлива и расположение топливовоздушных форсунок позволяют направить любой фронт пламени на соседнюю горелку, в значительной степени улучшая процесс зажигания в камере сгорания.

Краткое описание чертежей

На чертежах:

фиг. 1 представляет собой двухмерный эскиз, на котором показаны форсунки, прикрепленные к наружной облицовке камеры сгорания и имеющие окружное и радиальное направление в камере сгорания (возможное продольное направление форсунки не показано);

фиг. 2 представляет собой вид сбоку в изометрии примера кольцевой камеры сгорания с предложенным ступенчатым впрыском топлива и воздуха;

фиг. 3 представляет собой вид сбоку в изометрии в разрезе, плоскость которого задана осевой линией и радиусом двигателя;

фиг. 4A представляет собой вид сбоку в изометрии в направлении хвостовой части, на котором показана передняя стенка и перфорированная передняя стенка, которые может содержать настоящее изобретение;

фиг. 4B представляет собой увеличенный вид фиг. 4A;

фиг. 5A представляет собой вид спереди в изометрии примера осуществления камеры сгорания в направлении от хвостовой части вперед, на котором показаны выходные и входные форсунки; и

фиг. 5B представляет собой увеличенный вид фиг. 5A.

Предпочтительные варианты осуществления изобретения

Фиг. 1 иллюстрирует принципиальное устройство кольцевой камеры сгорания с тангенциально направленными топливовоздушными форсунками. Камера сгорания состоит из наружной оболочки (или облицовки) 1, внутренней оболочки (или облицовки) 2, каждая из которых может иметь постоянный или переменный радиус в продольном направлении, и наружной стенки 9, соединяющей внутреннюю и наружную облицовки 1, 2. Как видно на указанной фигуре, пример конструкции изобретения содержит топливные форсунки 3 и форсунки 4 чистого воздуха/предварительно смешанной топливовоздушной смеси, направленные преимущественно в окружном направлении, причем между линией 12, касательной к наружной облицовки, и осевыми линиями 13 форсунок 3, 4 образован угол 14, но в дополнение к указанному направлению может также содержать радиальный или продольный компонент. Указанные различные форсунки 3, 4 могут находиться в общей плоскости, заданной продольным направлением и точкой на осевой линии двигателя, и могут быть равномерно распределены по окружности или иметь другую схему распределения в этом направлении. Указанные различные типы форсунок могут вводить чистое топливо 5, чистый воздух (выходящий из компрессора воздух) 6, или предварительно смешанную топливовоздушную смесь 7 в объем камеры сгорания, образованный указанными внутренней и наружной оболочкой 1, 2 и передней стенкой 9. Вступающие в реакцию вещества, впрыскиваемые топливными и воздушными форсунками 3, 4, сгорают внутри указанной области и создают поле 8 течения через камеру сгорания, которое вращается вокруг осевой линии двигателя.

На фиг. 2 показан пример конструкции изобретения, в котором топливные форсунки 3 размещены выше по потоку (слева) от воздушных форсунок 4 / форсунок 4 предварительно смешанной топливовоздушной смеси. Может быть предусмотрено наличие одной и более топливных форсунок 3 и воздушных форсунок 4, вплоть до их неограниченного количества. Выходящий из компрессора воздух также вводят в объем камеры сгорания через перфорированную переднюю стенку 9, как показано на фиг.3, 4A и 4B. Впрыскивание топлива, около передней стенки вместе с впрыскиванием выходящего из компрессора воздуха ниже по потоку от топливных форсунок 3 обеспечивает требуемое смешивание и ступенчатый топливовоздушный эффект, что, в свою очередь, создает оптимальные условия сгорания и позволяет сократить выбросы NOx и CO из камеры сгорания. В частности, большую часть воздушной смеси, впрыскиваемой через ряд расположенных ниже по потоку форсунок, разбавляют дымовыми газами при ее прохождении/диффундировании выше по потоку в направлении области сгорания с высоким содержанием топлива. Такая разбавленная кислородная смесь уменьшает температуру пламени и обеспечивает возможность удержания низкого уровня выбросов из камеры сгорания. Горячие продукты сгорания затем покидают камеру сгорания через кольцевое отверстие 10, как показано на фиг. 5A и 5B, где они входят на первую ступень газовой турбины.

Настоящее изобретение раскрыто выше со ссылкой на предпочтительный вариант осуществления. Однако специалисту области техники понятно, что могут быть выполнены различные изменения и модификации раскрытого варианта изобретения без отклонения от сущности и объема правовой охраны настоящего изобретения. Различные изменения и модификации варианта осуществления, выбранного в данном документе с целью иллюстрации сущности изобретения, очевидны специалисту области техники. Если такие модификации и вариации не выходят за рамки сущности изобретения, они должны быть включены в объем правовой охраны изобретения.

Изобретение полностью раскрыто в ясных и понятных терминах таким образом, чтобы специалист области техники мог понять и реализовать на практике указанное изобретение. Формула настоящего изобретение приведена ниже.

Способ впрыска вступающих в реакцию горения веществ в камеру сгорания газотурбинного двигателя, включающий следующие шаги:

- обеспечивают камеру сгорания, содержащую

наружную оболочку (1), внутреннюю оболочку (2) и перфорированную переднюю стенку (9), которая соединяет наружную оболочку (1) и внутреннюю оболочку (2) так, чтобы образовать кольцевой объем, расположенный вокруг осевой линии камеры сгорания, и кольцевое отверстие (10) для отвода продуктов сгорания, расположенное напротив перфорированной передней стенки (9) вокруг осевой линии камеры сгорания;

первые форсунки (4), расположенные в наружной оболочке (1) между перфорированной передней стенкой (9) и кольцевым отверстием (10), причем первые форсунки (4) распределены по окружности в единой плоскости, перпендикулярной продольному направлению, и

вторые форсунки (3), расположенные в наружной оболочке (1) между первыми распределенными по окружности форсунками (4) и перфорированной передней стенкой (9), причем вторые форсунки (3) распределены по окружности в единой плоскости, перпендикулярной продольному направлению;

- впрыскивают предварительно смешанную топливовоздушную смесь в кольцевой объем через первые распределенные по окружности форсунки (4), находящиеся в первой плоскости, в направлении, образующем угол с касательной к наружной оболочке (1), формируя поле течения через кольцевой объем, вращающееся вокруг осевой линии камеры сгорания, причем указанное поле течения проходит через кольцевой объем в направлении от перфорированной передней стенки (9) к кольцевому отверстию (10);

- впрыскивают только топливо в указанное поле течения через вторые распределенные по окружности форсунки (3), находящиеся во второй плоскости, в направлении, образующем угол с касательной к наружной оболочке (1); и

- вводят выходящий из компрессора воздух через перфорированную переднюю стенку (9) в указанное поле течения;

причем указанные шаги впрыскивания предварительно смешанной топливовоздушной смеси в кольцевой объем через первые распределенные по окружности форсунки (4), находящиеся в первой плоскости, впрыскивания только топлива в указанное поле течения через вторые распределенные по окружности форсунки (3), находящиеся во второй плоскости, и ввода выходящего из компрессора воздуха через перфорированную переднюю стенку (9) в указанное поле течения обеспечивают создание ступенчатого топливовоздушного эффекта для улучшения горения и снижения выбросов NOx и СО.



 

Похожие патенты:

Трубчатая камера сгорания для конструкции трубчато-кольцевой камеры сгорания в газовой турбине, по меньшей мере, содержит, по существу, цилиндрический кожух с расположенной в осевом направлении выше по потоку передней панелью и расположенным в осевом направлении ниже по потоку выпускным концом, несколько горелок с предварительным смешением, проходящих в направлении выше по потоку от упомянутой передней панели и имеющих выход горелки, поддерживаемый посредством этой передней панели, для подачи топливо-воздушной смеси в зону сгорания внутри кожуха.

Камера сгорания, в частности для газотурбинного двигателя, имеет кольцевую форму вокруг оси и содержит внутреннюю кольцевую стенку, наружную кольцевую стенку и кольцевую торцевую стенку камеры, продолжающиеся вокруг указанной оси.

Трубчатая камера сгорания для газотурбинного двигателя, работающая на газообразном топливе, содержит цилиндрический кожух, имеющий внутреннюю полость, ось и закрытый осевой конец, цилиндрический вкладыш камеры сгорания, смесительное устройство, рукав ударного охлаждения и каналирующее устройство.

Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя содержит группу горелок, расположенных в одной плоскости на передней стенке камеры сгорания, по меньшей мере, двумя соосными кольцами.

Камера сгорания для турбомашины, такой как турбореактивный или турбовинтовой авиационный двигатель, содержит внутреннюю и наружную кольцевые стенки в виде тел вращения, связанные кольцевой стенкой днища камеры.

Изобретение относится к трубчато-кольцевым камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. .

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к камерам сгорания, и может быть использовано в газотурбинных двигателях. .

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к камерам сгорания, и может быть использовано в газотурбинных двигателях. .

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного назначения и энергетическим установкам. .

Кольцевая стенка камеры сгорания турбомашины содержит холодную сторону и горячую сторону и имеет по меньшей мере одно первичное отверстие для обеспечения возможности проникновения первого потока воздуха, проходящего на холодной стороне стенки, на горячую сторону стенки для обеспечения сгорания топлива внутри камеры сгорания и множество охлаждающих отверстий.

Изобретение касается кольцевой камеры сгорания, содержащей две круговые стенки, внутреннюю и наружную, соединенные выше по потоку кольцевой стенкой днища камеры, через которую проходят системы впрыска, содержащие каждая, по меньшей мере, одну спираль, предназначенную для выдачи потока воздуха, вращающегося ниже по потоку от инжектора топлива, и неподвижный конус в форме усеченного конуса ниже по потоку от спирали, образованный с кольцевым рядом отверстий впрыска воздуха.

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для процесса просверливания стенок (12, 13) деталей турбомашин. Способ (100) включает в себя этап предварительного расчета (101) механических напряжений, которые воздействуют на стенку (12, 13) детали при работе турбомашины, и этап просверливания (102) по меньшей мере одного отверстия (21) в предопределенной зоне упомянутой стенки (12, 13).

Кольцевая стенка для кольцевой камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит по меньшей мере один кольцевой ряд впускных отверстий охлаждения воздухом, содержащий два типа отверстий, различающихся площадью своего сечения, а именно отверстий с большей площадью сечения и отверстий с меньшей площадью сечения, и мультиперфорацию для охлаждения этой стенки.

Камера сгорания для газовой турбины содержит внутренний корпус и наружный корпус. Внутренний корпус содержит внутренний стеночный элемент, который содержит группу первых отверстий и группу вторых отверстий.

Кольцевая стенка камеры сгорания газотурбинного двигателя имеет холодную и горячую стороны и содержит множество первичных отверстий, множество отверстий разбавления и множество отверстий охлаждения.

Камера сгорания авиационного газотурбинного двигателя выполнена кольцевой относительно продольной оси А, определена внешней боковой стенкой, внутренней боковой стенкой и торцевой стенкой кольцевой камеры, соединяющей один конец внешней боковой стенки с одним концом внутренней боковой стенки.

Кольцевая камера (10) сгорания турбомашины, такой как авиационный турбореактивный или турбовинтовой двигатель, содержит коаксиальные стенки (14, 16) в виде тел вращения, расположенные одна в другой, с отверстиями (66) для входа первичного воздуха и отверстиями (66) для входа смесительного воздуха в камеру.

Кольцевая камера сгорания для газотурбинного двигателя выполнена с наружным кожухом, внутренним кожухом, передней стенкой и разнесенными по окружности желобками и образованными одним или обоими внутренним кожухом и/или наружным кожухом и закрученными вокруг центральной линии двигателя в продольном направлении, и разнесенными по кругу сопла в наружном кожухе. Передняя стенка соединяет наружный кожух с внутренним кожухом, формируя кольцевое пространство. Желобки расположены ниже по потоку от сопел. Сопла выполнены с возможностью впрыскивать топливо и воздух в кольцевое пространство и направлять поток в полость камеры сгорания в направлении с выраженной окружной составляющей скорости. Желобки выполнены с возможностью завихрять и ускорять горячие газы с достижением оптимальной скорости при попадании на вход турбины. Изобретение обеспечивает оптимальные условия для горения, снижает выброс окислов азота и углерода, повышает эффективность охлаждения. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 13 ил.
Наверх