Трубчато-кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя

Трубчато-кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя содержит установленные в головке со стороны газовой полости жаровой трубы дефлектор, а также воздушный двухъярусный завихритель с внешней стороны жаровой трубы. Дефлектор относительно головки жаровой трубы установлен телескопически с помощью осевых стержней, выполненных за одно целое с дефлектором и проходящих с зазором через отверстия в головке жаровой трубы. Дефлектор также зафиксирован в осевом направлении втулками, установленными на стержнях с внешней стороны жаровой трубы, контактирующими боковыми поверхностями с ответными выемками в завихрителе и примыкающими одним торцом к головке жаровой трубы, а другим - к головке стержня. Дефлектор дополнительно установлен внутренними осевыми выступами на внешнем радиальном кольцевом ребре завихрителя. Воздушная полость между головкой жаровой трубы и дефлектором выполнена сообщающейся с охлаждающим воздухом через перфорацию в головке жаровой трубы и соединена на выходе с газовой полостью жаровой трубы через щелевую кольцевую воздушную полость. Изобретение повышает надежность трубчато-кольцевой камеры сгорания за счет улучшения теплоотвода от дефлектора и исключения дополнительных напряжений при температурных деформациях. 4 ил.

 

Изобретение относится к трубчато-кольцевым камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известна трубчато-кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя, в головке жаровой трубы которой установлен воздушный лопаточный завихритель и топливная форсунка, закрепленная в наружном корпусе [С.А.Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1981, стр.424, 425, рис.8.25].

Недостатком известной конструкции является низкая надежность из-за возможного прогара головки жаровой трубы, не защищенной дефлектором.

Наиболее близкой к предложенному изобретению является трубчато-кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя, в головке жаровой трубы которой установлен дефлектор, жестко соединенный с головкой и двухъярусным воздушным завихрителем заклепочным крепежным соединением, причем дефлектор установлен со стороны внутренней полости жаровой трубы, а двухъярусный воздушный смеситель - с внешней стороны жаровой трубы [Патент РФ №2211409, МКИ F23R 3/42, 2003 г.].

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является недостаточная надежность вследствие низкого теплоотвода от дефлектора и возникновения напряжений при термических деформациях из-за различной температурной деформации дефлектора и головки жаровой трубы с воздушным завихрителем.

Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении надежности трубчато-кольцевой камеры сгорания за счет улучшения теплоотвода от дефлектора и исключения дополнительных напряжений при температурных деформациях.

Сущность изобретения заключается в том, что в трубчато-кольцевой камере сгорания, в головке которой со стороны газовой полости жаровой трубы установлен дефлектор, а также воздушный двухъярусный завихритель с внешней стороны жаровой трубы, согласно изобретению дефлектор относительно головки жаровой трубы установлен телескопически с помощью осевых стержней, выполненных за одно целое с дефлектором и проходящих с зазором через отверстия в головке жаровой трубы, а также зафиксирован в осевом направлении втулками, установленными на стержнях с внешней стороны жаровой трубы, контактирующими боковыми поверхностями с ответными выемками в завихрителе и примыкающими одним торцом к головке жаровой трубы, а другим - к головке стержня, при этом дефлектор дополнительно установлен внутренними осевыми выступами на внешнем радиальном кольцевом ребре завихрителя, а воздушная полость между головкой жаровой трубы и дефлектором выполнена сообщающейся с охлаждающим воздухом через перфорацию в головке жаровой трубы и соединена на выходе с газовой полостью жаровой трубы через щелевую кольцевую полость.

В первичной зоне газовой полости жаровой трубы с помощью воздушного завихрителя формируется зона обратных токов горячего газа, который движется навстречу основному потоку воздуха и распыленного топлива, интенсифицируя, таким образом, испарение топлива и способствуя стабилизации пламени.

Телескопическая установка дефлектора относительно головки жаровой трубы с помощью осевых стержней исключает появление дополнительных напряжений в головке и в дефлекторе при различной их температурной деформации.

Выполнение осевых стержней за одно целое с дефлектором, а также то, что они проходят с зазором через отверстия в головке жаровой трубы, способствует улучшению теплоотвода от дефлектора и повышает надежность конструкции, т.к. стержни увеличивают холодную теплоотводящую поверхность дефлектора, и крепежные элементы с горячей стороны дефлектора отсутствуют.

Установка дефлектора на внешнем радиальном кольцевом ребре завихрителя внутренними осевыми выступами дает возможность наиболее точно фиксировать дефлектор в радиальном направлении относительно завихрителя и головки. При работе камеры сгорания вследствие разницы тепловых деформаций дефлектора и головки жаровой трубы между его осевыми выступами и кольцевым ребром завихрителя может образоваться радиальный зазор. Дефлектор в этом случае фиксируется через осевые стержни боковыми поверхностями втулок относительно ответных выемок в завихрителе, расположенных в холодной зоне с внешней стороны жаровой трубы, чем обеспечивается надежная работа конструкции.

Воздушная полость между головкой жаровой трубы и дефлектором соединена на выходе с газовой полостью жаровой трубы через щелевую кольцевую воздушную полость, что обеспечивает подвод охлаждающего воздуха между осевыми выступами дефлектора, повышая эффективность охлаждения головки жаровой трубы, дефлектора и сопла завихрителя. Выполнение головки жаровой трубы перфорированной со множеством отверстий на входе в воздушную полость обеспечивает струйное охлаждение всей поверхности дефлектора.

На фиг.1 показан продольный разрез трубчато-кольцевой камеры сгорания газотурбинного двигателя. На фиг.2 представлен элемент I на фиг.1 в увеличенном виде, а на фиг.3 - вид А на фиг.2. На фиг.4 показано сечение Б-Б на фиг.3.

Трубчато-кольцевая камера сгорания 1 газотурбинного двигателя состоит из наружного корпуса 2 и внутреннего корпуса 3, в воздушной полости 4 между которыми установлены жаровые трубы 5 и кольцевой газосборник 6. В головке 7 жаровой трубы 5 со стороны воздушной полости 4 установлен с помощью неразъемного соединения 8 (например, сварки) двухъярусный воздушный лопаточный завихритель 9, на кольцевом внешнем радиальном ребре 10 которого с помощью внутренних осевых выступов 11 со стороны газовой полости 12 жаровой трубы 5 установлен дефлектор 13 с образованием кольцевой щелевой воздушной полости 14 между дефлектором 13 и головкой 7 жаровой трубы 5. Дефлектор 13, изготовленный из жаростойких материалов, установлен относительно головки 7 телескопически в радиальном направлении с помощью осевых стержней 15, изготовленных за одно целое с дефлектором и проходящих с зазором 16 через отверстия 17 в головке 7 жаровой трубы 5. Со стороны воздушной полости 4 дефлектор 13 зафиксирован в осевом направлении с помощью головок 18 стержней 15 и охватывающих стержни 15 втулок 19, контактирующих боковыми поверхностями 20 с поверхностями 21 ответных выемок 22 в завихрителе 9, а задними торцами 23 - с внешней поверхностью 24 головки 7 жаровой трубы 5.

Кольцевая щелевая воздушная полость 14 между дефлектором 13 и головкой 7 жаровой трубы 5 на входе через множество отверстий 25 (перфорацию) связана с внешней воздушной полостью 4, а на выходе - через периферийную 26 и втулочную 27 выходные полости - с полостью первичной зоны 28 газовой полости 12 жаровой трубы 5, куда поступает охлаждающий воздух 29.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе трубчато-кольцевой камеры сгорания 1 в первичной зоне 28 жаровой трубы 5 с помощью двухъярусного воздушного завихрителя 9 формируется зона обратных токов, что приводит к существенному повышению температуры и термической деформации дефлектора 13 по сравнению с головкой 7 жаровой трубы 5 и завихрителем 9, что может привести к поломке дефлектора 13 в случае его жесткого соединения с головкой 7 или с завихрителем 9.

Однако телескопическое соединение дефлектора 13 с головкой 7 позволяет дефлектору 13 свободно деформироваться в радиальном направлении. Поскольку температура дефлектора 13 на всех режимах работы камеры сгорания 1 превышает температуру завихрителя 9, температурная деформация дефлектора 13 приводит к увеличению его размеров по сравнению с завихрителем 9.

Снижению температуры дефлектора 13 способствует струйное его охлаждение воздухом через перфорацию 25 на входе в кольцевую щелевую воздушную полость 14.

Осевые стержни 15, фиксирующие дефлектор 13 в осевом и радиальном направлениях, увеличивают теплоотводящую поверхность дефлектора 13, способствуя интенсификации его охлаждения. Выполнение осевых стержней 15 за одно целое с дефлектором 13 способствует улучшению теплоотвода от дефлектора 13 и повышает надежность конструкции, так как не требует выполнения на дефлекторе 13 с его горячей стороны крепежных элементов.

Головки 18 стержней 15 при сборке жаровой трубы 5 выполняются методом сварки или пайки, что также позволяет исключить дополнительные монтажные напряжения в дефлекторе 13 и применять для его изготовления жаростойкие материалы.

Трубчато-кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя, в головке которой со стороны газовой полости жаровой трубы установлены дефлектор, а также воздушный двухъярусный завихритель с внешней стороны жаровой трубы, отличающаяся тем, что дефлектор относительно головки жаровой трубы установлен телескопически с помощью осевых стержней, выполненных за одно целое с дефлектором и проходящих с зазором через отверстия в головке жаровой трубы, а также зафиксирован в осевом направлении втулками, установленными на стержнях с внешней стороны жаровой трубы, контактирующими боковыми поверхностями с ответными выемками в завихрителе и примыкающими одним торцом к головке жаровой трубы, а другим - к головке стержня, при этом дефлектор дополнительно установлен внутренними осевыми выступами на внешнем радиальном кольцевом ребре завихрителя, а воздушная полость между головкой жаровой трубы и дефлектором выполнена сообщающейся с охлаждающим воздухом через перфорацию в головке жаровой трубы и соединена на выходе с газовой полостью жаровой трубы через щелевую кольцевую воздушную полость.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. .

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к конструкции камер сгорания газотурбинного двигателя (ГТД). .

Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению, а именно к конструкциям камер сгорания газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно, к конструкции топливного коллектора камеры сгорания ГТД. .

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. .

Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению и, в частности, к камерам сгорания. .

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к камерам сгорания, и может быть использовано в газотурбинных двигателях. .

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к камерам сгорания, и может быть использовано в газотурбинных двигателях. .

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного назначения и энергетическим установкам. .

Камера сгорания для турбомашины, такой как турбореактивный или турбовинтовой авиационный двигатель, содержит внутреннюю и наружную кольцевые стенки в виде тел вращения, связанные кольцевой стенкой днища камеры. Внутренняя стенка камеры сгорания выполнена из одного слоя материала, толщина которого (e1, е2) и/или свойства изменяются вдоль продольной оси и в окружном направлении упомянутой стенки, а ее кольцевая наружная стенка имеет, по существу, постоянную величину. Изобретение позволяет увеличить сопротивление предельным температурам без использования тепловых барьеров и без увеличения массы. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя содержит группу горелок, расположенных в одной плоскости на передней стенке камеры сгорания, по меньшей мере, двумя соосными кольцами. В пределах каждого кольца установлено одинаковое и четное число малоэмиссионных горелок. Горелки внутреннего кольца смещены в окружном направлении относительно горелок наружного кольца на их пол шага. Все горелки выполнены двухканальными. Внутренние каналы горелок служат для подачи в них только пилотного топлива, а наружные каналы горелок - для подачи в них сжатого воздуха из-за компрессора и основного топлива с образованием «бедной» топливовоздушной смеси. Наружный канал каждой горелки содержит входной направляющий аппарат, в стенках которого выполнены отверстия для подачи топлива в сносящий поток воздуха, лопаточный завихритель, установленный на выходе из канала, и проницаемый элемент с заданной пористостью, установленный между входным направляющим аппаратом и лопаточным завихрителем. Направление закрутки потока в горелках с помощью лопаточных завихрителей чередуется на противоположное при переходе от одной горелки к другой соседней горелке в пределах каждого кольца. Каждая горелка содержит, кроме того, кольцевой топливный ресивер, расположенный над входным направляющим аппаратом. Внутренние каналы горелок внутреннего и наружного колец объединены соответственно во внутренний и наружный коллектора пилотного топлива. Кольцевые топливные ресиверы горелок внутреннего и наружного колец объединены соответственно во внутренний и наружный коллектора основного топлива. На входе в магистралях пилотного и основного топлива установлено по одному регулятору расхода топлива. Перед входами во внутренние коллектора пилотного и основного топлива в подводящих топливных магистралях установлено по одному клапану. Изобретение позволяет уменьшить потери полного давления, повысить надежность работы кольцевой камеры сгорания, диапазон устойчивого горения «бедной» топливовоздушной смеси и равномерность температурных полей в радиальном и окружном направлениях при снижении эмиссии оксидов азота и оксида углерода. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Трубчатая камера сгорания для газотурбинного двигателя, работающая на газообразном топливе, содержит цилиндрический кожух, имеющий внутреннюю полость, ось и закрытый осевой конец, цилиндрический вкладыш камеры сгорания, смесительное устройство, рукав ударного охлаждения и каналирующее устройство. Цилиндрический вкладыш камеры сгорания размещен коаксиально внутри полости кожуха и выполнен так, что в комбинации с кожухом задает границы радиально внешнего канала для потока воздуха для горения. Цилиндрический вкладыш также задает границы соответствующих радиально внутренних полостей для зоны горения и зоны разбавления. Зона разбавления удалена по направлению оси от закрытого конца кожуха относительно зоны горения, а зона горения размещена по направлению оси со стороны закрытого конца кожуха. Смесительное устройство размещено на закрытом конце кожуха с сообщением по потоку с каналом для воздуха для горения, включает в себя множество лопаток для смешивания газообразного топлива, подлежащего сжиганию, по меньшей мере, с частью воздуха для горения и выпускное отверстие смесительного устройства для обеспечения поступления полученной смеси топлива/воздуха в зону горения. Рукав ударного охлаждения коаксиально размещен в канале для воздуха для горения между кожухом и вкладышем, снабжен множеством отверстий. Отверстия имеют такой размер и распределены так, что позволяют направлять воздух для горения к радиально внешней поверхности участка вкладыша камеры сгорания, задающего границы зоны горения, для ударного охлаждения этого участка вкладыша. Каналирующее устройство размещено в канале для воздуха для горения для каналирования воздуха для горения от выходной области рукава ударного охлаждения до впускного отверстия смесительного устройства. Каналирующее устройство выполнено с возможностью предотвращения разделения потока и включает в себя секцию диффузора с проходным сечением впускного отверстия и проходным сечением выпускного отверстия, причем отношение проходного сечения выпускного отверстия к проходному сечению впускного отверстия находится в интервале значений 1,3-1,5. Изобретение обеспечивает равномерное течение воздушного потока, устойчивое горение, минимизирует температурные отклонения в продуктах сгорания, направляемые на турбину, и повышает эффективность охлаждения камеры сгорания. 4 н. и 17 з.п. ф-лы, 5 ил.

Камера сгорания, в частности для газотурбинного двигателя, имеет кольцевую форму вокруг оси и содержит внутреннюю кольцевую стенку, наружную кольцевую стенку и кольцевую торцевую стенку камеры, продолжающиеся вокруг указанной оси. Торцевая стенка камеры продолжается в радиальном направлении между внутренней кольцевой стенкой и наружной кольцевой стенкой. Торцевая стенка камеры содержит по меньшей мере одно отверстие для приема топливного инжектора. Отверстие по существу центрировано по кольцевой линии, ограничивающей первую часть торцевой стенки камеры, которая продолжается в радиальном направлении между кольцевой линией и внутренней кольцевой стенкой, и вторую часть торцевой стенки камеры, которая продолжается в радиальном направлении между кольцевой линией и наружной кольцевой стенкой. В камере сгорания образованы множество первых каналов в первой части торцевой стенки камеры и множество вторых каналов во второй части торцевой стенки камеры. Первые и вторые каналы наклонены относительно вектора нормали к торцевой стенке камеры и продолжаются в тангенциальном направлении. Первые каналы располагаются таким образом, чтобы обеспечить возможность протекания воздуха вокруг оси камеры сгорания в первом направлении вращения, а вторые каналы располагаются таким образом, чтобы обеспечить возможность протекания воздуха вокруг оси камеры сгорания во втором направлении вращения, противоположном первому направлению вращения. Изобретение повышает механическую прочность камеры сгорания, уменьшает стоимость ее изготовления и вес. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх