Способ гидрокинезиотерапии пациентов с детским церебральным параличом



Владельцы патента RU 2637091:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России) (RU)

Изобретение относится к восстановительной медицине, гидрокинезиотерапии, может быть использовано для лечения пациентов с детским церебральным параличом (ДЦП). Способ включает поэтапное выполнение комплекса физических упражнений в воде. Курс упражнений состоит из четырех этапов: 1) плавание с ручными поддержками иструктора, 2) плавание с нудлс, 3) плавание с нудлс с последовательным использованием отягощения на запястьях и ногах, плаванием в ластах, 4) плавание со страховочной обвязкой, упражнения с поддержкой шестом, свободное плавание. При этом критерием перевода на следующий этап является освоение программы предыдущего этапа. Занятия каждого этапа состоят из трех последовательных частей: вводной части, основной части и заключительной части, каждая из которых включает определенные упражнения согласно формуле изобретения. Способ позволяет сформировать у детей с ДЦП двигательные функции, несущие приспособительный эффект, с улучшением постуральной регуляции на суше: сидя, стоя, в ходьбе, улучшением функции схвата, а также работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, вестибулярного аппарата, желудочно-кишечного тракта. 3 пр.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине, может быть использовано для лечения пациентов с детским церебральным параличом (ДЦП).

Восстановительное лечение детей с ДЦП - процесс сложный и долгий. Большую роль здесь играет формирование позной и локомоторной активности, мелкой моторики, однако нельзя упускать из виду создание условий для улучшения работы внутренних органов: легких, желудочно-кишечного тракта.

Гидрокинезиотерапия - важный метод восстановительного лечения пациентов с патологией центральной нервной системы, в том числе пациентов с ДЦП.

Существует способ гидрокинезиотерапии детей с ДЦП с использованием тренажера Гросса [Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Под общ. ред. Н.А. Гросс. - М.: Советский спорт, 2005. - с. 103-149]. Он предусматривает выполнение физических упражнений в воде с использованием тренажера Гросса, который состоит из натянутого троса с подвижным блоком, эластичных тяг, рычажно-комбинированного механизма, страховочного пояса, колец для рук и эластичных петель для ног.

Недостатки способа: необходимость сложного технического обеспечения, которое трудноосуществимо в обычном плавательном бассейне. Способ не использует водной среды для формирования двигательных стереотипов, а только для их закрепления. На начальном этапе ребенок погружает в воду только стопы, формируя движения в подвешенном в воздухе состоянии, после освоения движений он отрабатывает их в воде.

Наиболее близким является способ профилактически-реабилитационной коррекции функционального состояния и повышения адаптивных возможностей организма [Патент на изобретение RU №: 2557695, А61Н 1/00, А61М 21/00, опубл. 27.07.2015, Бюл. №21, авторы: Г.В. Манжосова, О.Е. Костов]. Способ предусматривает плавание с дельфинами и включает три последовательных этапа. На первом этапе пациентов знакомят с особенностями строения и поведения дельфинов, обучение приемам выполнения необходимых при общении с дельфином команд, тактильного общения с дельфином. Второй этап включает знакомство и прямой тактильный контакт с живым дельфином вне воды. Третий этап включает упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей пациента, мелкой моторики, координации движений, контроля двигательной активности, эмоционального состояния и внимания, с использованием элементов арт-терапии, музыкальных упражнений совместно с дельфином.

Недостатки способа:

1. Он включает 2 этапа на суше, один из которых - теоретический, и только один этап в воде, направленный непосредственно на решение задач реабилитации.

2. Для его реализации необходимы: дельфинарий, дельфины и специалисты по работе с дельфинами, что представляет большую редкость.

3. Способ направлен на повышение стрессоустойчивости и адаптационного потенциала организма пациента, повышение коммуникативных способностей, а не формирование постуральной регуляции и движений и не содержит описания конкретных упражнений для формирования постуральной регуляции и движений лиц с ДЦП.

Назначение изобретения - формирование постуральной регуляции и движений пациентов с ДЦП с одновременной стимуляцией дыхательной и сердечнососудистой систем путем проведения гидрокинезиотерапии.

Назначение изобретения достигается способом гидрокинезиотерапии пациентов с ДЦП, включающим поэтапное выполнение комплекса физических упражнений в воде, отличающимся тем, что курс упражнений состоит из четырех этапов: 1) плавание с ручными поддержками, 2) плавание с нудлс, 3) плавание с нудлс с последовательным использованием отягощения на запястьях и ногах, плаванием в ластах, 4) плавание со страховочной обвязкой, упражнения с поддержкой шестом, свободное плавание. При этом критерием перевода на следующий этап является освоение программы предыдущего этапа. Занятия каждого этапа состоят из трех последовательных частей: вводной части, основной части и заключительной части; при этом вводная часть занятия каждого этапа состоит из последовательно выполняемых блоков: вход в воду, расслабление тела в воде, дыхательные упражнения:

- на первом этапе блок вход в воду начинают из исходного положения (ИП) ребенка сидя на бортике бассейна, ребенок спускает ноги вводу, постепенно погружая стопы, голени, бедра, туловище. Ребенку на суше помогает первый инструктор, придерживая за область грудной клетки, опускает в воду, в воде ребенка принимает второй инструктор;

- на втором этапе в блоке входа в воду ребенок опускается в воду сам, инструктор принимает ребенка в воде;

- на третьем и четвертом этапах в блоке входа в воду инструктор страхует ребенка, но спускается в воду ребенок сам.

На первом этапе, в блоке расслабления тела в воде, ребенка удерживают вертикально спиной к инструктору. Инструктор руками обхватывает грудную клетку ребенка, покачивает ребенка из стороны в сторону, вперед-назад 3-4 раза, переводит ребенка в горизонтальное положение на груди, поддерживая его за туловище. Для чего размещает прямую руку под грудью, другой рукой фиксирует поясницу, ребенок вытягивает руки вперед, ногами выполняет упражнение «кроль», перемещение на 5-7 метров. На первых 2-3 занятиях первого этапа ребенок не погружает голову в воду. На последующих занятиях опускает лицо и делает выдох. На втором, третьем, четвертом этапах занятий ребенок сам принимает горизонтальное положение и выполняет те же упражнения, что и в данном блоке первого этапа.

На первом этапе блок дыхательных упражнений начинают с объяснения того, что рот при соприкосновении с водой должен быть закрыт, вдох выполняют над водой, поднимая голову или повернув в сторону, выдох в воду, дыхание должно быть ритмичным и согласованным с движениями рук и ног. Проводят обучение выдоху в воду: из ИП на груди инструктор поддерживает ребенка за туловище, при этом прямая рука под грудью ребенка, вторая сверху фиксирует поясницу, ребенок опускает подбородок до уровня воды и дует на воду или игрушку, ребенок опускает лицо в воду, дует до появления пузырьков, делает глубокий вдох, задерживает дыхание, вытянув руки вперед, опускает лицо и делает выдох в воду, вдох над водой, опускает лицо в воду и делает выдох.

На втором и третьем этапах блока дыхательных упражнений выполняют упражнения из ИП на груди с нудлс под грудью, на счет «раз, два, три, спрятались» - ребенок опускает голову в воду, задерживает дыхание. На первых 2-3 занятиях инструктор придерживает нудлс, помогая сохранять горизонтальное положение, в дальнейшем ребенок удерживает горизонтальное положение самостоятельно.

На четвертом этапе блока дыхательных упражнений ребенок выполняет упражнения, держась руками за шест, который держит инструктор. После глубокого вдоха на выдохе ребенок ныряет, перебирая руками вниз по шесту, достает рукой дно бассейна или игрушку.

В основной части занятий на первом этапе выполняют комплекс упражнений с ручной поддержкой для освоения регуляции позы из ИП на груди: поддержка за голову, при которой одна ладонь инструктора под подбородком ребенка, вторая под затылком, при этом осуществляют проводку ребенка в медленном темпе по кругу и по прямой со сменой направления, с выполнение гребков руками и ногами для управления телом и перемещения в воде удобным для ребенка способом. Затем - проводка ребенка в среднем темпе по кругу и по прямой со сменой направления, проводка в быстром темпе по кругу и по прямой со сменой направления; далее выполняют упражнения основной части. Направленные на освоение и выполнение активных движений в воде: руки - брасс, ноги - кроль, перемещение на 5-7 метров. Далее освоение движения кроль на груди. Упражнения, направленные на освоение регуляции позы в ИП на спине, для чего инструктор поддерживает ребенка под голову и поясницу, помогая сохранить горизонтальное положение, уши ребенка погружены в воду. При этом инструктор осуществляет покачивание ребенка из стороны в сторону, от головы к крестцу, при этом ребенок должен быть расслаблен и смотреть вверх. Упражнение «звездочка»: выпрямить руки и ноги, развести их в стороны и расслабиться; далее - перемещение в медленном темпе по прямой с освоением движений кроль ногами в положении на спине, затем перемещение в медленном темпе с движениями ногами кроль на расстояние 5-7 метров, поворот через сторону в положение на груди, перемещение обратно.

На втором этапе основная часть занятий включает комплекс упражнений с нудлс, направленных на освоение удержания положения, закрепления движений рук и ног, согласования движений конечностей с дыханием: плавание на груди с нудлс под грудью, плавание на спине с нудлс под головой. При этом инструктор поддерживает нудлс, помогает сохранить горизонтальное положение, плывет с боку, толкая нудлс. Последовательные упражнения этой части проводят из ИП на груди. Нудлс под грудью, руки вытянуты вперед, ноги - кроль, темп медленный, с освоением движений ногами кроль; руки вытянуты вперед, ноги - кроль со сменой темпа: медленный, средний, с освоением удержания положения, закреплением движений ног кроль со сменой темпа; руки - брасс, ноги - кроль с освоением одновременного удержания позы; руки вытянуты вперед, ноги - кроль, на 3-4 удара ногами вдох и выдох в воду. С освоением согласования движений ног с дыханием; ноги - кроль, левая рука вытянута вперед, правой - круговое движение вперед, повторить со сменой рук. С освоением удержания позы с асимметричной активностью рук. Попеременная работа рук кроль с продвижением вперед. Попеременная работа рук кроль. Причем на два движения - вдох, на два движения - выдох. С освоением согласования движений рук с дыханием. Руки вытянуты вперед, ноги - брасс. С освоением движений ног брасс и удержания позы. Плавание брасс, причем после толчка ногами удлиненное скольжение с выдохом воду. С освоением согласования движений рук и ног с дыханием. Из ИП на спине, нудлс под головой, выполняют последовательно упражнения: руки вдоль туловища, ноги - кроль. С освоением удержания положения, закрепление движений ног кроль. Левая рука вдоль туловища, правой - круговые движения вперед 4-5 раз, круговые движения назад 4-5 раз, повтор со сменой руки. С освоением удержания позы при асимметричной работе рук. Попеременное круговое движение рук вперед, затем назад 4-5 раз, ноги - кроль. С освоением движений кроль руками в положении на спине. Одновременные круговые движения рук вперед 4-5 раз и назад, ноги - кроль. С освоением удержания позы при таком движении. Кроль на спине, с освоением этого стиля. Одновременное круговое движение рук назад, ноги - брасс, с освоением движения ногами брасс в положении на спине.

На третьем этапе основная часть занятий включает комплекс упражнений: плавание с нудлс с последовательным отягощением на запястьях, на ногах, плавание в ластах в положениях: на груди с нудлс под грудью, с нудлс в руках, плавание сидя на нудлс, плавание на спине с нудлс под головой. Причем последовательно выполняют упражнения, направленные на увеличение объема движений в суставах, силы мышц плечевого, тазового пояса, конечностей, с согласованием дыхания, движений рук и ног, формированием постуральной регуляции сидя. Для чего начинают в ИП на груди, нудлс - под грудью с отягощением на запястьях с выполнением брасса, при этом вдох-выдох на каждый гребок. Далее руки – брасс, ноги - кроль, и вдох-выдох на каждый гребок рук. Далее в ИП на груди, нудлс - под грудью, с отягощением на ногах выполняют упражнения: брасс, при этом вдох-выдох на каждый гребок. Руки – брасс, ноги - кроль, при этом вдох-выдох на каждый гребок. Далее в ИП, сидя на нудлс с отягощением на ногах, выполняют: руки - брасс, ноги - упражнение велосипед; ноги - брасс, руки - круговые движения - плавание спиной вперед. Далее в ИП на груди, с нудлс, на ногах ласты, выполняют упражнения: руки вытянуты вперед, ноги - кроль, нудлс - под грудью; руки вытянуты вперед, ноги - кроль, нудлс в руках вдох-выдох на 3-4 удара ногами. Руки - брасс, ноги - кроль, нудлс - под грудью, вдох - выдох на каждый гребок. Левая рука вытянута вперед, удерживает нудлс, правой - круговое движение вперед вдох-выдох на каждый гребок, ноги кроль, далее повтор со сменой рук.

Выполняют кроль на груди, нудлс - под грудью, и вдох-выдох на каждый гребок; руки вытянуты вперед, нудлс в руках, ноги дельфин. Далее в ИП на спине, нудлс под головой, на ногах - ласты, выполняют следующие упражнения: руки вдоль туловища, ноги - кроль; руки вдоль туловища, ноги - дельфин; одновременное круговое движение рук назад, ноги - дельфин; самостоятельное плавание в ластах любым удобным для ребенка способом от одного инструктора до другого 4-5 метров. Самостоятельное плавание на груди на расстояние 10-25 метров. Самостоятельное плавание на спине на расстояние 10-25 метров.

На четвертом этапе основная часть занятий включает комплекс последовательных упражнений со страховочной обвязкой, поддержкой движений ребенка шестом, свободное плавание, с обучением нырянию, развитию функции схвата, стимуляции работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, вестибулярного аппарата, вегетативной нервной системы. Для чего в ИП ребенок в воде находится в страховочной обвязке, инструктор на бортике бассейна держит концы страховочной обвязки и перемещается одновременно с продвижением ребенка, ребенок повторяет упражнения основной части занятий второго и третьего этапов. Причем на первых 2-3 занятиях инструктор надежно удерживает концы страховочной обвязки, на последующих занятиях постепенно ослабляет натяжение до полного отпускания концов страховочной обвязки. Шест используют для развития функции схвата, организации самостраховки при погружении тела на различную глубину. При этом при выполнении упражнений ребенок сам перебирает руками вдоль шеста.

Заключительная часть занятий на всех четырех этапах включает упражнения: ИП на груди, глубокий вдох, медленный выдох; подуть на воду 3-4 раза; начиная с 3-4-го занятия первого этапа, при выдохе лицо опускают в воду; упражнение «звездочка»; затем ребенок выполняет симметричные рисунки на воде поочередно руками, ногами, одновременно руками и ногами.

Новизна способа:

1. Курс состоит из четырех этапов. Дополнительно ребенка обучают дыханию в воде. Это дает возможность детям научиться плавать и выполнять упражнения, погружая голову в воду, расширяет возможности гидрокинезиотерапии для работы с такими детьми. Кроме того, у детей с ДЦП формируется физиологичный для человека стереотип дыхания через нос.

2. Комплексы упражнений формируют согласование дыхания с работой конечностей, что, с одной стороны, существенно облегчает выработку двигательных стереотипов и входит в методику обучения плаванию, с другой стороны, вносит важный вклад в общую культуру движений и позволяет более красиво и физиологично строить двигательную активность на суше.

3. Комплексы упражнений формируют согласование работы верхних и нижних конечностей, что вносит существенный вклад в формирование общей координации движений, способствует формированию вертикальных, горизонтальных и ассоциативных связей в центральной нервной системе, являясь элементом патогенетической терапии.

4. Формирует постуральную регуляцию в положении на груди, на спине, сидя на нудлс в воде и перемещение в позе сидя в разных направлениях, что особенно важно для детей с ДЦП, поскольку основная часть их жизни проходит сидя.

5. Широко используют движения стиля брасс, которые формируют отведение конечностей, что необходимо для детей с ДЦП, поскольку характерное для них ограничение отведения в плечевых и тазобедренных суставах уменьшает свободу движений, затрудняет обработку подмышечных и паховых областей.

6. Включено обучение нырянию, что позволяет получить воздействие водной среды на все тело, стимулировать работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем, вестибулярного аппарата, вегетативной нервной системы.

7. Используют шест для развития функции схвата, организации самостраховки при погружении тела на различную глубину. При этом ребенок сам перебирает руками вдоль шеста, что создает чувство уверенности и владения ситуацией, создавая психотерапевтический момент.

8. Используют страховочную обвязку, что позволяет постепенно, незаметно уменьшать внешнюю поддержку вплоть до полного ее устранения.

Предлагаемый способ позволяет получить новый технический результат: сформировать у детей с ДЦП двигательные функции, несущие приспособительный эффект. Это достигается за счет улучшения постуральной регуляции в агравитационных условиях в положениях: на груди, на спине, сидя; увеличения амплитуды движений и силы мышц плечевого и тазового поясов, верхних и нижних конечностей, что прямо связано с выполнением локомоторных функций в воде: плавания на груди, на спине стилем брасс, кроль, дельфин; перемещение в положении сидя. Все это приводит к улучшению постуральной регуляции на суше: сидя, стоя, в ходьбе. Реализация способа позволяет сформировать функцию схвата. Параллельно достигается улучшение работы дыхательной и сердечнососудистой систем, вестибулярного аппарата, желудочно-кишечного тракта.

Плавание - особый вид физической нагрузки. Дело в том, что двигательная активность пловца осуществляется в водной среде, а ее свойства (плотность, вязкость, температура, давление, теплоемкость) отличны от свойств воздушной среды.

Плотность воды примерно в 800 раз превышает плотность воздуха. Следовательно, двигаться в водной среде труднее, скорость передвижения ниже, а энергозатраты при плавании больше. В то же время в антигравитационных условиях водной среды уменьшается статическое напряжение тела. Особенностью плавания также является попеременное включение разных групп мышц, которое происходит в определенном ритме и строгой последовательности. Это обеспечивает срочный отдых одних мышц во время работы других. Благодаря этому плавание не перенапрягает мышечный аппарат и позволяет грамотно дозировать уровень физической нагрузки.

Тело плывущего человека находится в горизонтальном положении. Чтобы удержаться на поверхности воды и проплыть определенное расстояние, преодолевая лобовое сопротивление воды, пловцу приходится выполнять специфические движения, характерные только для плавания и не имеющие аналогов на суше. В плавании задействованы все группы мышц, в том числе и те, укрепить которые на суше довольно сложно. Во время плавания пловец выполняет поочередные симметричные движения, то есть нагрузка на обе половины тела одинакова. Чередование напряжения и расслабления разных мышц во время плавания увеличивает их силу и работоспособность.

Способ осуществляется следующим образом. Способ гидрокинезиотерапии пациентов с ДЦП включает выполнение комплекса физических упражнений в воде, проводимых поэтапно.

Курс занятий состоит из четырех этапов:

1) плавание с ручными поддержками,

2) плавание с нудлс,

3) плавание с нудлс с последовательным использованием отягощения на запястьях и ногах, плавание в ластах,

4) плавание со страховочной обвязкой, упражнения с поддержкой шестом, свободное плавание.

Критерием перевода с этапа на этап является освоение программы предыдущего этапа. Занятия на этапах состоят из трех последовательных частей: вводной части, основной части и заключительной части.

Вводная часть занятия каждого этапа состоит из последовательно выполняемых блоков: вход в воду, расслабление тела в воде, дыхательные упражнения.

Первый этап. Плавание с ручными поддержками. Используют следующие поддержки:

1. Стоя, вертикально спиной к инструктору, кисти рук инструктора обхватывают грудную клетку ребенка.

2. На груди поддержка за голову: одна ладонь инструктора под подбородком вторая под затылком.

3. На груди поддержка за туловище: прямая рука под грудью ребенка вторая сверху фиксирует поясницу.

4. На спине поддержка под затылок и поясницу: одна ладонь под затылком вторая - под поясницей, удерживая горизонтальное положение.

Вводная часть занятий. Блок вход в воду.

Спуск в воду: из исходного положения ребенка сидя на бортике бассейна, ребенок спускает в воду ноги, постепенно погружая стопы, голени, бедра, туловище. На первом этапе на суше ему помогает первый инструктор, придерживая за область грудной клетки, опускает в воду, в воде ребенка принимает второй инструктор.

Вводная часть занятий. Блок расслабление тела в воде.

На первом этапе после погружения ребенка, удерживая вертикально спиной к себе, инструктор руками обхватывает грудную клетку ребенка, покачивает ребенка из стороны в сторону, вперед-назад 3-4 раза для устранения страха перед пребыванием в воде и расслабления.

Инструктор переводит ребенка в горизонтальное положение на груди, поддерживая его за туловище, для чего размещает прямую руку под грудью, другой рукой фиксирует поясницу. Ребенок вытягивает руки вперед, ногами выполняет упражнение «кроль», перемещение на 5-7 метров, на первых 2-3 занятиях первого этапа ребенок не погружает голову в воду, на последующих занятиях опускает лицо и делает выдох.

Вводная часть занятий. Блок дыхательных упражнений.

Для обучения дыханию в воде ребенку напоминают, что рот при соприкосновении с водой должен быть закрыт, вдох выполняется только над водой. Ребенка просят выдыхать в воду, для вдоха поднимать голову вверх, независимо от стиля плавания, так как сделать вдох, повернув голову в сторону, детям с ДЦП бывает очень сложно. Обращают внимание на то, чтобы дыхание было ритмичным и согласованным с движениями рук и ног.

Обучение выдоху в воду включает свои упражнения на каждом этапе. Погрузив ребенка в воду до плеч, инструктор показывает как выдыхать в воду и предлагает следующие упражнения в исходном положении (ИП) на груди.

1. Поддержка ребенка за туловище, прямая рука инструктора находится под грудью ребенка, вторая рука сверху фиксирует поясницу, подбородок опускается до уровня воды, ребенок дует на воду или на игрушку.

2. Ребенок, опустив лицо в воду, дует до появления пузырьков воздуха.

3. Делает глубокий вдох, задерживает дыхание, вытянув руки вперед, опускает лицо и делает выдох в воду.

4. Вдох над водой, опустить лицо в воду выдох.

Первый этап. Основная часть занятий. Плавание с ручными поддержками. Упражнения, направленные на освоение регуляции позы. ИП на груди. Поддержка за голову, при которой одна ладонь инструктора под подбородком ребенка, вторая - под затылком:

1. Проводка ребенка в медленном темпе по кругу, по прямой со сменой направления. Ребенок выбирает наиболее удобный для себя способ выполнения гребков руками и ногами для управления телом и перемещения в воде.

2. Проводка в среднем темпе по кругу, по прямой со сменой направления, выполняя задание, как в упражнении 1.

3. Проводка в быстром темпе по кругу, по прямой со сменой направления, выполняя задание, как в упражнении 1.

Упражнения, направленные на выполнение активных движений в воде.

4. Руки - брасс, ноги - кроль, перемещение на 5-7 метров. Освоение движений руками брасс, ногами - кроль.

5. Кроль на груди. Освоение движений кроль.

Упражнения, направленные на освоение регуляции позы в положении лежа на спине.

ИП на спине, поддержка под голову и поясницу, одна ладонь инструктора под затылком, вторая под поясницей, помогает сохранить горизонтальное положение, уши погружены в воду:

6. Покачивание из стороны в сторону, от головы к крестцу. Задание: расслабится, смотреть вверх.

7. Упражнение «звездочка»: выпрямить руки и ноги, развести их в стороны и расслабиться.

8. Перемещение в медленном темпе по прямой. Работа ногами кроль. Освоение движений ногами кроль в положении лежа на спине.

9. Поддержка за голову. Движения ногами кроль, перемещение в медленном темпе на расстояние 5-7 метров. Поворот через сторону в положение на груди, перемещение обратно. Освоение движений ногами кроль в положении лежа на спине, тренировка переворота в воде.

Первый этап. Заключительная часть занятий.

Заключительную часть проводят под спокойную музыку. Исходное положение на груди. Глубокий вдох, медленный выдох, подуть на воду 3-4 раза, начиная с 3-4-го занятия первого этапа, при выдохе лицо опускают в воду, упражнение «звездочка», затем ребенок выполняет симметричные рисунки на воде поочередно руками, ногами, одновременно руками и ногами.

Второй этап. Вводная часть занятия. Блок вход в воду. Ребенок спускает в воду ноги, постепенно погружает стопы, голени, тело. Инструктор принимает ребенка в воде.

Вводная часть занятия. Блок расслабление тела в воде. Ребенок сам принимает горизонтальное положение. Ребенок вытягивает руки вперед, ногами выполняет движение кроль, перемещение на 5-7 м, опускает лицо и делает выдох в воду.

Вводная часть занятия. Блок дыхательных упражнений.

Исходное положение на груди, нудлс под грудью. На счет: «раз, два, три, спрятались» - ребенок опускает голову в воду и задерживает дыхание. Ребенок самостоятельно удерживает горизонтальное положение при помощи нудлс.

Второй этап. Основная часть занятий. Включает комплекс упражнений с нудлс для освоения удержания положения, закрепления движений рук и ног, согласования движений конечностей с дыханием. ИП: на груди, нудлс под грудью. Инструктор в воде при необходимости поддерживает нудлс, помогает сохранить горизонтальное положение, плывет с боку, толкая нудлс.

1. Руки вытянуты вперед, ноги - кроль, темп медленный. Освоение удержания положения, закрепление движений ног кроль.

2. Руки вытянуты вперед, ноги - кроль со сменой темпа: медленный, средний. Освоение удержания положения, движений ног кроль со сменой темпа.

3. Руки - брасс, ноги - кроль. Освоение движений руками брасс, ногами - кроль одновременно с удержанием позы.

4. Руки вытянуты вперед, ноги - кроль, на 3-4 удара ногами вдох и выдох вводу. Освоение согласования движений ног с дыханием.

5. Ноги - кроль, левая рука вытянута вперед, правой - круговое движение вперед. Повторить со сменой рук. Освоение кругового движения одной рукой, удержания позы с асимметричной активностью рук.

6. Попеременная работа рук кроль с продвижением вперед. Освоение движения рук кроль.

7. Попеременная работа рук кроль, два движения - вдох, два движения - выдох. Освоение согласования движений рук с дыханием.

8. Руки вытянуты вперед, ноги - брасс. Освоение движения ног брасс, удержания позы.

9. Брасс, после толчка ногами удлиненное скольжение с выдохом воду. Освоение согласования движений рук и ног с дыханием.

ИП: на спине, нудлс под головой.

10. Руки вдоль туловища, ноги - кроль. Освоение удержания положения, закрепление движений ног кроль.

11. Левая рука вдоль туловища, правой - круговые движения вперед 4-5 раз, круговое движение назад 4-5 раз. Повторить, поменяв руку. Освоение кругового движения одной рукой, удержания позы при асимметричной работе рук.

12. Попеременное круговое движение рук вперед, тоже назад 4-5 раз, ноги - кроль. Освоение движения руками кроль на спине.

13. Одновременные круговые движения рук вперед 4-5 раз, тоже назад, ноги - кроль. Освоение одновременного кругового движения обеими руками, удержания позы при таком движении.

14. Кроль на спине. Освоение стиля кроль на спине.

15. Одновременное круговое движение рук назад, ноги - брасс. Освоение движения ногами брасс в положении на спине.

Второй этап. Заключительная часть занятия. Заключительную часть проводят под спокойную музыку. Повторить упражнения заключительной части занятия первого этапа: глубокий вдох, медленный выдох, при выдохе лицо опустить в воду, упражнение «звездочка», затем ребенок выполняет симметричные рисунки на воде поочередно руками, ногами, одновременно руками и ногами.

Третий этап занятий.

Вводная часть. Блок вход в воду. Ребенок спускается с бортика бассейна в воду самостоятельно. Инструктор страхует ребенка.

Вводная часть. Блок расслабление тела. Ребенок сам принимает горизонтальное положение. Ребенок вытягивает руки вперед, ногами выполняет движение кроль, перемещение на 5-7 м, опускает лицо и делает выдох в воду.

Вводная часть занятия. Блок дыхательных упражнений. Исходное положение на груди, нудлс под грудью. На счет: «раз, два, три, спрятались» - ребенок опускает голову в воду и задерживает дыхание. Ребенок самостоятельно удерживает горизонтальное положение при помощи нудлс.

Третий этап занятий. Основная часть.

Плавание с нудлс с отягощением на запястьях или ногах, плавание в ластах в положениях: с нудлс под грудью, с нудлс в руках, плавание, сидя на нудлс, плавание на спине с нудлс под головой. ИП: положение на груди, нудлс - под грудью, отягощение на запястьях (манжеты-утяжелители с начальной массой 50 грамм, постепенно массу увеличивали до 150 грамм, прибавляя по 50 грамм):

1. Брасс, вдох-выдох на каждый гребок. Увеличение объема движений в суставах, силы мышц плечевого, тазового пояса, конечностей, согласование дыхания, движений ног и рук.

2. Руки – брасс, ноги - кроль, вдох-выдох на каждый гребок рук. Увеличение объема движений в суставах, силы мышц плечевого пояса, рук, согласование движений рук с дыханием.

ИП: положение на груди, нудлс - под грудью, отягощение на ногах (манжеты-утяжелители с начальной массой 50 грамм, постепенно массу увеличивали до 300 грамм, прибавляя по 50 грамм).

3. Брасс, вдох-выдох на каждый гребок.

4. Руки – брасс, ноги - кроль вдох-выдох на каждый гребок. В упражнениях 3 и 4 достигается увеличение объема движений в суставах, силы мышц плечевого пояса, рук и ног, согласование дыхания с движением конечностей.

ИП: сидя на нудлс, отягощение на ногах.

5. Руки - брасс, ноги выполняют упражнение велосипед. Укрепление аксиальной мускулатуры, улучшение координации движений, формирование постуральной регуляции сидя.

6. Ноги - брасс, руки - круговые движения - плавание спиной вперед. Укрепление аксиальной мускулатуры, улучшение координации движений, работы вестибулярного аппарата, движений, формирование постуральной регуляции сидя.

ИП: на груди, с нудлс, на ногах ласты.

7. Руки вытянуты вперед, ноги - кроль, нудлс - под грудью. Увеличение силы мышц ног, тазового пояса.

8. Руки вытянуты вперед, ноги - кроль, нудлс - в руках, вдох-выдох на 3-4 удара ногами. Увеличение силы мышц ног, тазового пояса, согласование движений ног с дыханием, увеличение объема разгибания в плечевых суставах.

9. Руки - брасс, ноги - кроль, нудлс - под грудью, вдох-выдох, на каждый гребок. Увеличение силы мышц ног, тазового пояса, согласование движений ног и рук с дыханием.

10. Левая рука вытянута вперед, удерживает нудлс, правой - круговое движение вперед вдох-выдох на каждый гребок, ноги кроль. Повторить со сменой рук. Увеличение силы мышц конечностей, согласование движений ног и рук с дыханием, удержание позы при асимметричной нагрузке на плечевой пояс и руки.

11. Кроль на груди, нудлс - под грудью, вдох-выдох на каждый гребок Освоение стиля кроль в ластах.

12. Руки вытянуты вперед, нудлс в руках, ноги дельфин. Освоение движений ног дельфин в положении на груди, удержание положения тела.

ИП: на спине, нудлс - под головой, на ногах ласты.

13. Руки вдоль туловища, ноги - кроль. Удержание позы, увеличение силы мышц ног.

14. Руки вдоль туловища, ноги - дельфин. Удержание позы, освоение движений ног дельфин в положении на спине.

15. Одновременное круговое движение рук назад, ног - дельфин. Согласование движений рук и ног.

16. Самостоятельное плавание в ластах любым удобным способом от одного инструктора до другого 4-5 метров. Демонстрация успехов.

17 Самостоятельное плавание на груди любым удобным способом на расстояние 10-25 метров. Демонстрация успехов.

18. Самостоятельное плавание на спине любым удобным способом на расстояние 10-25 метров. Демонстрация успехов.

Третий этап. Заключительная часть занятий. Заключительную часть проводят под спокойную музыку.

Повторить упражнения заключительной части занятий первого этапа: глубокий вдох, медленный выдох, при выдохе лицо опустить в воду, упражнение «звездочка», затем ребенок выполняет симметричные рисунки на воде поочередно руками, ногами, одновременно руками и ногами.

Четвертый этап. Плавание со страховочной обвязкой, шестом, свободное плавание. Первые 2-3 занятия инструктор надежно удерживает концы страховочной обвязки, на следующих занятиях незаметно ослабляет натяжение и отпускает концы страховочной обвязки.

Вводная часть. Блок вход в воду. Ребенок самостоятельно спускается в воду. Инструктор на бортике бассейна держит концы страховочной обвязки.

Вводная часть. Блок расслабление тела. Ребенок самостоятельно принимает горизонтальное положение на груди, вытягивает руки вперед, ногами выполняет упражнение кроль, перемещение на 5-7 местров. Инструктор на бортике бассейна держит концы страховочной обвязки и перемещается одновременно с продвижением ребенка. Ребенок держится руками за шест, который держит инструктор, после глубокого вдоха ныряет, перебирая руками вниз по шесту, достает рукой дно бассейна или игрушку.

Четвертый этап. Основная часть занятий. Комплекс упражнений для обучения нырянию, развитию функции схвата, стимуляции работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, вестибулярного аппарата, вегетативной нервной системы. ИП: ребенок в воде в страховочной обвязке, инструктор на бортике бассейна держит концы страховочной обвязки. Ребенок повторяет упражнения основной части занятий второго и третьего этапов.

Четвертый этап. Заключительная часть. Заключительную часть проводят под спокойную музыку. ИП на груди:

1. Глубокий вдох, медленный выдох, при выдохе лицо опускают в воду.

2. Упражнение «звездочка».

3. Симметричные рисунки на воде поочередно руками, ногами; одновременно руками и ногами.

Симметричными рисунками на воде могут быть: овалы, круги, квадраты, «елочка», линии.

В качестве одного из инструкторов может привлекаться родственник ребенка: мама, бабушка, отец.

Пример 1. Мирон 5 лет. Диагноз: ДЦП Спастическая диплегия.

До начала занятий плаванием самостоятельно проходил 5-7 метров на высоких полупальцах в быстром темпе, потом перевозбуждался, начинал плакать, кричать, терял координацию движений. Беспокоили боли в животе, слюнотечение, плохой аппетит, тошнота. Стул нерегулярный. Дышал через рот. Рот был открыт постоянно. Спал плохо, плакал во сне, просыпался. Храпел во сне.

До начала занятий плаванием держаться на воде не умел.

Мирон получал гидрокинезиотерапию по описанному способу в течение 2-х лет. Первый этап занял 2 месяца. Второй этап продолжался 4 месяца. На освоение третьего этапа ушел год. Четвертый этап занял полгода.

На первых трех занятиях при погружении в воду увеличивался спастический синдром, в течение занятия ребенок не мог полностью расслабиться, сохранялись сгибательные установки в коленных и тазобедренных суставах, подошвенное сгибание стоп. Движения в суставах нижних конечностей были ограничены. На четвертом занятии Мирон адаптировался к водной среде, расслабился, начал полностью доверять инструктору, ушел страх перед большой водой. Объем движений увеличился.

В первые полгода занятий при перевороте на спину, выполнении заданий в положении лежа на спине у Мирона появлялись головокружение и тошнота. От занятия к занятию эти симптомы становились все менее выражены, затем полностью исчезли.

Через полгода Мирон научился самостоятельно входить в воду и выходить из бассейна по лестнице, держаться на воде без плавательных средств. У ребенка увеличился объем движений в суставах конечностей, возросла сила мышц. Он смог полноценно выполнять гребки стилей кроль, брасс, дельфин.

После двух лет занятий ребенок научился удерживать позу сидя с прямой спиной, работать руками (рисовать, лепить) в позе сидя, перестал сутулиться. При стоянии и ходьбе площадь опоры стопы увеличилась, улучшилась координация движений, ребенок смог медленно самостоятельно проходить расстояние до 150 метров, научился самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила.

Ушли жалобы на боли в животе, слюнотечение, плохой аппетит, тошноту. Нормализовался стул. Ребенок начал дышать носом, закрыл рот. Улучшился сон: перестал храпеть и просыпаться ночью.

Заключение. В результате курса гидрокинезиотерапии ребенок научился держаться на воде, освоил основные стили плавания, дыхание в воде. Параллельно у него увеличился объем движений в суставах конечностей, возросла сила мышц, улучшилась постуральная регуляция в положениях сидя, стоя, ходьба стала более устойчивой, сформировалось носовое дыхание, нормализовался сон. Внутренние органы стали работать лучше.

Пример 2. Аля 6 лет. Диагноз: ДЦП, атонически-астатическая форма. На момент начала занятий Аля удерживала позу сидя в течение 4-5 минут, затем опускала голову и падала вперед. Стоять самостоятельно могла в течение 1 минуты, затем теряла равновесие и падала или должна была на что-то опереться. Проходила 7-8 метров с тростью в одной руке, второй рукой держась за маму.

Беспокоили боли в животе, плохой аппетит, тошнота, слюнотечение, стул нерегулярный. Дышала ртом, который был постоянно открыт.

До начала занятий плаванием держаться на воде не умела.

Аля получала гидрокинезиотерапию по описанному способу в течение 3-х лет. Первый этап занял 3 месяца. Второй этап продолжался 6 месяцев. На освоение третьего этапа понадобилось 15 месяцев. Четвертый этап занял год.

Через 2 месяца систематических занятий плаванием Аля перестала бояться воды, адаптировалась к водной среде, стала более эмоциональной. Через 2 года занятий девочка самостоятельно проплывала с нудлс на груди 25 метров, на спине - 15 метров. Через 3 года у ребенка увеличилась амплитуда движений в суставах конечностей при плавании и выполнении упражнений в воде. Аля научилась выполнять гребки стилей кроль, брасс, дельфин руками и ногами, согласовывать движения верхних и нижних конечностей с дыханием, самостоятельно держаться на воде.

Выросла сила мышц, улучшилась координация движений, что позволило девочке расширить двигательные возможности. Аля проходит 7-8 метров с тростью без помощи мамы. С тростью и поддержкой она может идти до 200 метров. Может удерживать позу сидя с прямой спиной в течение 20 минут, а позу стоя - в течение 6 минут. Девочка дышит носом, у нее улучшился аппетит, прошли тошнота, слюнотечение, нормализовался стул.

Заключение. В результате курса гидрокинезиотерапии девочка научилась держаться на воде, освоила движения основных стилей плавания. Параллельно увеличился объем активных движений в суставах конечностей, возросла сила мышц, улучшилась постуральная регуляция в положениях сидя, стоя, ходьба стала более устойчивой, сформировалось носовое дыхание. Внутренние органы стали работать лучше.

Пример 3. Влад 10 лет. Диагноз: ДЦП, двойная гемиплегия. На момент начала занятий самостоятельно не передвигался, позу сидя удерживал только согнувшись и опираясь на спинку кресла-коляски вершиной кифоза, не стоял. Рот открыт, язык высунут, слюна течет. По маминой команде закрывал рот на короткое время. Не разговаривал, но понимал обращенную речь. Насильственные движения головой вперед-назад. Ел плохо, стул нерегулярный, часто плакал, капризничал. Сон беспокойный, с пробуждениями и плачем.

До начала занятий плаванием держаться на воде не умел.

Влад получал гидрокинезиотерапию по описанному способу в течение 3-х лет. Первый этап занял 4 месяца. Второй этап продолжался полгода. На освоение третьего этапа понадобилось 15 месяцев. Четвертый этап занял год.

На первых восьми занятиях при погружении в воду увеличивался спастический синдром, в течение занятия ребенок не мог полностью расслабиться, сохранялись сгибательные установки в суставах конечностей, подошвенное сгибание стоп. Движения в суставах были резко ограничены. На девятом занятии Влад адаптировался к водной среде, расслабился. Объем движений несколько увеличился.

Через год систематических занятий плаванием Влад научился дышать носом, выполнять вдох через нос, выдох через рот на суше и в воде. Через 2 года занятий плаванием Влад научился хорошо чувствовать воду, отталкиваться от воды ногами удобным для него способом, продвигая себя вперед. Научился самостоятельно, удерживая нудлс под грудью, выполнять руками круговые движения. На занятиях Влад самостоятельно проплывал 25 метров. Он научился плавать на спине с ластами на ногах, нудлс под головой, выполняя руками попеременные круговые движения руками. Стал самостоятельно держаться за поручень бассейна. К концу третьего года занятий Влад уверенно мог плыть со страховочной обвязкой, нырять, перебирая руками по шесту.

У Влада увеличился объем движений, выросла сила мышц, улучшилась координация движений. Он научился удерживать позу сидя с прямой спиной в течение 5 минут, не опираясь на спинку кресла-коляски; смог удерживать мяч двумя руками. У него улучшилась осанка, закрылся рот, на суше он стал дышать носом. Ушло слюнотечение, улучшились сон и аппетит. Насильственные движения головы стали реже, менее заметны. Ребенок стал менее капризным.

Заключение. В результате курса гидрокинезиотерапии Влад научился держаться на воде и передвигаться с помощью нудлс или страховочной обвязки. Параллельно у него увеличился объем движений в суставах конечностей, возросла сила мышц, улучшилась постуральная регуляция в положении сидя, сформировалось носовое дыхание, нормализовался сон. Внутренние органы стали работать лучше.

Предлагаемый способ используется в ДЮСШ по плаванию «Запсибовец» г. Новокузнецка с 2014 г. Курс гидрокинезиотерапии прошли 34 пациента с ДЦП в возрасте от 5 до 17 лет. В результате все они научились плавать. Объем движений в суставах нижних и верхних конечностей увеличился, улучшилась мелкая моторика. Обучающиеся стали лучше держать ручку, им стало легче писать.

В положении сидя спина выпрямилась, при стоянии и ходьбе уменьшились сгибание в суставах нижних конечностей и угол наклона таза. При ходьбе увеличилась площадь опоры, появились координированные движения рук. Увеличилось расстояние, которое дети могут пройти без отдыха. Следовательно, улучшилась регуляция позы и движений.

Дети научились дышать носом в покое и при ходьбе в комфортном темпе. Улучшилась работа желудочно-кишечного тракта: улучшился аппетит, прошла отрыжка, колики стали гораздо реже, слюнотечение уменьшилось. Из 17 человек, предъявлявших жалобы на спастические запоры, у 12 стул нормализовался. Дети стали легче переносить транспорт, изменение положение тела, уменьшились кинетозы. Все это свидетельствует об улучшении работы вегетативной нервной системы и вестибулярного аппарата.

Все стали реже болеть простудными заболеваниями, легче их переносить. Астенические синдромы после перенесенной вирусной инфекции уменьшились по продолжительности и выраженности. На основании этого можно предполагать, что иммунитет возрос.

Способ гидрокинезиотерапии пациентов с ДЦП, включающий поэтапное выполнение комплекса физических упражнений в воде, отличающийся тем, что курс упражнений состоит из четырех этапов:

1) плавание с ручными поддержками,

2) плавание с нудлс,

3) плавание с нудлс с последовательным использованием отягощения на запястьях и ногах, плаванием в ластах,

4) плавание со страховочной обвязкой, упражнения с поддержкой шестом, свободное плавание;

при этом критерием перевода на следующий этап является освоение программы предыдущего этапа; занятия каждого этапа состоят из трех последовательных частей: вводной части, основной части и заключительной части;

при этом вводная часть занятия каждого этапа состоит из последовательно выполняемых блоков: вход в воду, расслабление тела в воде, дыхательные упражнения;

на первом этапе блок вход в воду начинают из исходного положения (ИП) ребенка сидя на бортике бассейна, ребенок спускает ноги вводу, постепенно погружая стопы, голени, бедра, туловище, ребенку на суше помогает первый инструктор, придерживая за область грудной клетки, опускает в воду, в воде ребенка принимает второй инструктор;

на втором этапе в блоке входа в воду ребенок опускается в воду сам, инструктор принимает ребенка в воде,

на третьем и четвертом этапах в блоке входа в воду инструктор страхует ребенка, но спускается в воду ребенок сам;

на первом этапе в блоке расслабления тела в воде ребенка удерживают вертикально спиной к инструктору, инструктор руками обхватывает грудную клетку ребенка, покачивает ребенка из стороны в сторону, вперед-назад 3-4 раза, переводит ребенка в горизонтальное положение на груди, поддерживая его за туловище, для чего размещает прямую руку под грудью, другой рукой фиксирует поясницу, ребенок вытягивает руки вперед, ногами выполняет упражнение «кроль», перемещение на 5-7 метров, на первых 2-3 занятиях первого этапа ребенок не погружает голову в воду, на последующих занятиях опускает лицо и делает выдох;

на втором, третьем, четвертом этапах занятий ребенок сам принимает горизонтальное положение и выполняет те же упражнения, что и в данном блоке первого этапа;

на первом этапе блок дыхательных упражнений начинают с объяснения того, что рот при соприкосновении с водой должен быть закрыт, вдох выполняют над водой, поднимая голову или повернув в сторону, выдох в воду, дыхание должно быть ритмичным и согласованным с движениями рук и ног, проводят обучение выдоху в воду: из ИП на груди инструктор поддерживает ребенка за туловище, при этом прямая рука под грудью ребенка, вторая сверху фиксирует поясницу, ребенок опускает подбородок до уровня воды и дует на воду или игрушку, ребенок опускает лицо в воду, дует до появления пузырьков, делает глубокий вдох, задерживает дыхание, вытянув руки вперед, опускает лицо и делает выдох в воду, вдох над водой, опускает лицо в воду и делает выдох,

на втором и третьем этапах блока дыхательных упражнений выполняют упражнения из ИП на груди с нудлс под грудью, на счет «раз, два, три, спрятались» - ребенок опускает голову в воду, задерживает дыхание, на первых 2-3 занятиях инструктор придерживает нудлс, помогая сохранять горизонтальное положение, в дальнейшем ребенок удерживает горизонтальное положение самостоятельно;

на четвертом этапе блока дыхательных упражнений ребенок выполняет упражнения, держась руками за шест, который держит инструктор, после глубокого вдоха на выдохе ребенок ныряет, перебирая руками вниз по шесту, достает рукой дно бассейна или игрушку;

в основной части занятий на первом этапе выполняют комплекс упражнений с ручной поддержкой для освоения регуляции позы из ИП на груди: поддержка за голову, при которой одна ладонь инструктора под подбородком ребенка, вторая под затылком,

при этом осуществляют проводку ребенка в медленном темпе по кругу и по прямой со сменой направления, с выполнением гребков руками и ногами для управления телом и перемещения в воде удобным для ребенка способом,

затем - проводка ребенка в среднем темпе по кругу и по прямой со сменой направления, проводка в быстром темпе по кругу и по прямой со сменой направления;

далее выполняют упражнения основной части, направленные на освоение и выполнение активных движений в воде: руки - брасс, ноги - кроль, перемещение на 5-7 метров, далее освоение движения кроль на груди;

упражнения, направленные на освоение регуляции позы в ИП на спине, для чего инструктор поддерживает ребенка под голову и поясницу, помогая сохранить горизонтальное положение, уши ребенка погружены в воду; при этом инструктор осуществляет покачивание ребенка из стороны в сторону, от головы к крестцу, при этом ребенок должен быть расслаблен и смотреть вверх; упражнение «звездочка»: выпрямить руки и ноги, развести их в стороны и расслабиться; далее - перемещение в медленном темпе по прямой с освоением движений кроль ногами в положении на спине, затем перемещение в медленном темпе с движениями ногами кроль на расстояние 5-7 метров, поворот через сторону в положение на груди, перемещение обратно;

на втором этапе основная часть занятий включает комплекс упражнений с нудлс, направленных на освоение удержания положения, закрепления движений рук и ног, согласования движений конечностей с дыханием: плавание на груди с нудлс под грудью, плавание на спине с нудлс под головой, при этом инструктор поддерживает нудлс, помогает сохранить горизонтальное положение, плывет с боку, толкая нудлс, последовательные упражнения это части проводят из ИП на груди:

- нудлс под грудью, руки вытянуты вперед, ноги - кроль, темп медленный, с освоением движений ногами кроль;

- руки вытянуты вперед, ноги - кроль со сменой темпа: медленный, средний, с освоением удержания положения, закреплением движений ног кроль со сменой темпа;

- руки - брасс, ноги - кроль с освоением одновременного удержания позы;

- руки вытянуты вперед, ноги - кроль, на 3-4 удара ногами вдох и выдох в воду, с освоением согласования движений ног с дыханием;

- ноги - кроль, левая рука вытянута вперед, правой - круговое движение вперед, повторить со сменой рук, с освоением удержания позы с асимметричной активностью рук;

- попеременная работа рук кроль с продвижением вперед;

- попеременная работа рук кроль, причем на два движения - вдох, на два движения - выдох, с освоением согласования движений рук с дыханием;

- руки вытянуты вперед, ноги - брасс, с освоением движений ног брасс и удержания позы;

- плавание брасс, причем после толчка ногами удлиненное скольжение с выдохом в воду, с освоением согласования движений рук и ног с дыханием;

из ИП на спине, нудлс под головой, выполняют последовательно упражнения:

- руки вдоль туловища, ноги - кроль, с освоением удержания положения, закрепление движений ног кроль;

- левая рука вдоль туловища, правой - круговые движения вперед 4-5 раз, круговые движения назад 4-5 раз, повтор со сменой руки, с освоением удержания позы при асимметричной работе рук;

- попеременное круговое движение рук вперед, затем назад 4-5 раз, ноги - кроль, с освоением движений кроль руками в положении на спине;

- одновременные круговые движения рук вперед 4-5 раз и назад, ноги - кроль, с освоением удержания позы при таком движении;

- кроль на спине, с освоением этого стиля;

- одновременное круговое движение рук назад, ноги - брасс, с освоением движения ногами брасс в положении на спине;

- на третьем этапе основная часть занятий включает комплекс упражнений: плавание с нудлс с последовательным отягощением на запястьях, на ногах, плавание в ластах в положениях: на груди с нудлс под грудью, с нудлс в руках, плавание сидя на нудлс, плавание на спине с нудлс под головой,

причем последовательно выполняют упражнения, направленные на увеличение объема движений в суставах, силы мышц плечевого, тазового пояса, конечностей, с согласованием дыхания, движений рук и ног, формированием постуральной регуляции сидя, для чего начинают в ИП на груди, нудлс - под грудью с отягощением на запястьях с выполнением брасса, при этом вдох-выдох на каждый гребок;

- далее руки – брасс, ноги - кроль, и вдох-выдох на каждый гребок рук;

- далее в ИП на груди, нудлс - под грудью, с отягощением на ногах выполняют упражнения:

- брасс, при этом вдох-выдох на каждый гребок;

- руки – брасс, ноги - кроль, при этом вдох-выдох на каждый гребок;

- далее в ИП, сидя на нудлс с отягощением на ногах, выполняют:

- руки - брасс, ноги - упражнение велосипед;

- ноги - брасс, руки - круговые движения - плавание спиной вперед;

- далее в ИП на груди, с нудлс, на ногах ласты, выполняют упражнения:

- руки вытянуты вперед, ноги - кроль, нудлс - под грудью;

- руки вытянуты вперед, ноги - кроль, нудлс в руках, вдох-выдох на 3-4 удара ногами;

- руки - брасс, ноги - кроль, нудлс - под грудью, вдох-выдох на каждый гребок;

- левая рука вытянута вперед, удерживает нудлс, правой - круговое движение вперед, вдох-выдох на каждый гребок, ноги - кроль;

- далее повтор со сменой рук;

- выполняют кроль на груди, нудлс - под грудью, и вдох-выдох на каждый гребок;

- руки вытянуты вперед, нудлс в руках, ноги - дельфин;

- далее в ИП на спине, нудлс под головой, на ногах - ласты, выполняют следующие упражнения:

- руки вдоль туловища, ноги - кроль;

- руки вдоль туловища, ноги - дельфин;

- одновременное круговое движение рук назад, ноги - дельфин;

- самостоятельное плавание в ластах любым удобным для ребенка способом от одного инструктора до другого 4-5 метров;

- самостоятельное плавание на груди на расстояние 10-25 метров;

- самостоятельное плавание на спине на расстояние 10-25 метров;

на четвертом этапе основная часть занятий включает комплекс последовательных упражнений со страховочной обвязкой, поддержкой движений ребенка шестом, свободное плавание, с обучением нырянию, развитию функции схвата, стимуляции работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, вестибулярного аппарата, вегетативной нервной системы, для чего в ИП ребенок в воде находится в страховочной обвязке, инструктор на бортике бассейна держит концы страховочной обвязки и перемещается одновременно с продвижением ребенка, ребенок повторяет упражнения основной части занятий второго и третьего этапов, причем на первых 2-3 занятиях инструктор надежно удерживает концы страховочной обвязки, на последующих занятиях постепенно ослабляет натяжение до полного отпускания концов страховочной обвязки; шест используют для развития функции схвата, организации самостраховки при погружении тела на различную глубину, при этом при выполнении упражнений ребенок сам перебирает руками вдоль шеста;

заключительная часть занятий на всех четырех этапах включает упражнения:

- ИП на груди, глубокий вдох, медленный выдох;

- подуть на воду 3-4 раза;

- начиная с 3-4-го занятия первого этапа, при выдохе лицо опускают в воду;

- упражнение «звездочка»;

- затем ребенок выполняет симметричные рисунки на воде поочередно руками, ногами, одновременно руками и ногами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автономным спортивно-туристическим надводным и подводным плавательным средствам. .

Ласт // 2385752
Изобретение относится к снаряжению для пловцов и ныряльщиков, может быть использовано для любителей плавания и отдыхающих, а также в качестве начального снаряжения для плавания.

Ласт // 2385751
Изобретение относится к снаряжению для пловцов и ныряльщиков, может быть использовано для любителей плавания и отдыхающих, а также в качестве снаряжения для начинающих.

Ласт // 2385174
Изобретение относится к снаряжению для пловцов и ныряльщиков, может быть использовано для любителей плавания и отдыхающих, а также в качестве начального снаряжения для плавания.

Ласт // 2385173
Изобретение относится к снаряжению для пловцов и ныряльщиков, может быть использовано для любителей плавания и отдыхающих, а также в качестве начального снаряжения для плавания.

Ласт // 2384356
Изобретение относится к снаряжению для пловцов и ныряльщиков, может быть использовано для любителей плавания и отдыхающих, а также в качестве начального снаряжения для плавания.

Ласт // 2382663
Изобретение относится к снаряжению для пловцов и ныряльщиков, может быть использовано для любителей плавания и отдыхающих. .

Изобретение относится к области плавания человека по воде и под водой. .

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения больных артериальной гипертонией, в том числе, с метаболическими нарушениями. Для этого один раз в день во время завтрака вводят коллоидный препарат Кардио Саппорт по 3-5 мл, разведённый в 200 мл питьевого католита с общей минерализацией от 300 до 600 ppm, с окислительно-восстановительным потенциалом от -200 мВ до -700 мВ и водородным показателем рН от 8 до 11.

Группа изобретений включает способ подготовки водно-грязевой смеси для физиотерапии и ионизатор, относится к области медицины и предназначено для водогрязетерапии, и в частности в курортологии.

Изобретение относится к медицине, перинатологии, акушерству, антенатальной коррекции неправильных предлежаний плода. Способ включает выполнение через день комплекса упражнений дыхательной гимнастики и аквааэробики.

Изобретение относится к медицине, а именно к бальнеологии и физиотерапии, и может быть использовано для проведения оздоровительных процедур. Для этого на мараловодческом предприятии для пациентов осуществляют курс общих ванн с варочной пантовой водой.

Изобретение относится к медицине, неврологии, лечебной физкультуре при шейно-грудном остеохондрозе с пролабированием и грыжей дисков. Осуществляют дозированную физическую нагрузку в виде упражнений в течение 20-30 занятий из 3-7 повторов каждого упражнения (У) с преодолением болевой доминанты путем произнесения на выдохе звука «ХА».
Изобретение относится к медицине, восстановительному лечению инвалидов с последствиями тяжелой позвоночно-спинномозговой травмы на шейном уровне: тетраплегией, грубым тетрапарезом, путем выполнения комплекса физических упражнений в бассейне с водой.
Изобретение относится к медицине, ангиологии, физиотерапии, кинезотерапии и медицинской реабилитации, лечению больных с хронической лимфовенозной недостаточностью нижних конечностей.

Изобретение относится к спортивной медицине, физической реабилитации и может быть использовано для коррекции функциональных нарушений позвоночника, связанных с мышечным дисбалансом, например сколиозов, остеохондроза, нарушений осанки, для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, повышения тренированности и работоспособности отдельных мышечных групп и паравертебральных мышц в целом.
Изобретение относится медицине, а именно к анестезиологии и реаниматологии, и может быть использовано при проведении общей управляемой гипертермии человеческого организма.

Изобретение относится к медицине, а именно к бальнеологическому лечению заболеваний опорно-двигательной системы воспалительного и дистрофического характера. Способ включает проведение пенно-вихревой ванны с использованием типовой бальнеологической установки VOD 64 Н «ЛАГУНА ПЛЮС» или другой аналогичной модели.
Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, анестезиологии и психотерапии, и может быть использовано для лечения метадоновой зависимости. Для этого проводят премедикацию, анестезию, детоксикацию и введение антагониста наркотика. Перед введением антагониста наркотика тело пациента погружают в горячую воду, кроме головы, с температурой воды 46°C с обеспечением сатурации легких 95-100%. Измеряют температуру в средней трети пищевода и на барабанной перепонке, проводят BIS-мониторинг. Осуществляют разогрев тела со скоростью не более 1°C в течение 5 минут. По данным BIS-мониторинга при регистрации температуры в средней трети пищевода и на барабанной перепонке 42,5-43,8°C определяют «биологическую переломную точку». При этом внутривенно вводят даларгин в дозе 1 мг/мл при достижении температуры тела 40°C и через каждый градус повышения температуры, а также в момент достижения «биологической переломной точки». Антагонист метадона вводят в момент достижения «биологической переломной точки». После этого пациента извлекают из ванны и приступают к восстановлению нормотермии. Способ обеспечивает повышение эффективности лечения за счет купирования «химической зависимости» и создания благоприятных условий для купирования психологической зависимости при уменьшении срока реабилитации пациентов, проходящих лечение от наркозависимости, и, следовательно, уменьшении затрат на лечение. 1 пр.

Изобретение относится к восстановительной медицине, гидрокинезиотерапии, может быть использовано для лечения пациентов с детским церебральным параличом. Способ включает поэтапное выполнение комплекса физических упражнений в воде. Курс упражнений состоит из четырех этапов: 1) плавание с ручными поддержками иструктора, 2) плавание с нудлс, 3) плавание с нудлс с последовательным использованием отягощения на запястьях и ногах, плаванием в ластах, 4) плавание со страховочной обвязкой, упражнения с поддержкой шестом, свободное плавание. При этом критерием перевода на следующий этап является освоение программы предыдущего этапа. Занятия каждого этапа состоят из трех последовательных частей: вводной части, основной части и заключительной части, каждая из которых включает определенные упражнения согласно формуле изобретения. Способ позволяет сформировать у детей с ДЦП двигательные функции, несущие приспособительный эффект, с улучшением постуральной регуляции на суше: сидя, стоя, в ходьбе, улучшением функции схвата, а также работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, вестибулярного аппарата, желудочно-кишечного тракта. 3 пр.

Наверх