Способ оснащения трала акустическими приборами при работе в условиях отрицательной рефракции акустических колебаний

Способ включает установку центрального тралового передатчика на верхней подборе трала и приемо-передающих блоков на одном из траловых ваеров с направлением их излучения в сторону судна. Каждый последующий блок от центрального тралового передатчика закрепляют с возможностью нахождения на меньших глубинах относительно друг друга, оставаясь в зонах акустической освещенности, пересекающих траловый ваер. При передаче сигналов управления с судна в траловую систему приемо-передающие блоки синхронизируют направление излучения от каждого последующего блока на большие глубины относительно друг друга, также оставаясь в зонах акустической освещенности, пересекающих траловый ваер. Способ позволяет создать устойчивую акустическую связь во время промысла, в условиях температурных вертикальных колебаний, создающих «отрицательную» рефракцию. 2 ил.

 

Изобретение относится к области рыбопромысловой техники, в частности к способам оснащения рыболовных судов наиболее распространенного в настоящее время тралового лова приборами для дистанционного измерения и контроля положения, параметров трала и рыбы в зоне его работы непосредственно во время траления (действия), а также к способам дистанционного управления параметрами траловой системы непосредственно с траулера.

В настоящее время широко используются такие способы, как с использованием передачи данных с трала по кабельной линии связи между тралом и траулером, так и с гидроакустической линией передачи указанных данных с трала на судно (бескабельные) как при пелагических, так и при донных тралениях (Сафронов В.А. Современные системы контроля орудий лова на судах Дальневосточного бассейна // Материалы международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы освоения биологических ресурсов Мирового океана». - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2010, с. 229-231).

Развивается также направление создания аппаратуры управления параметрами траловых систем с рыболовного судна с помощью излучения гидроакустических сигналов, например, углами атаки траловых досок (Steerable trawl doors, Remote trawl door control - at last! Fishing News International, January 2009, 2010, s. 20, 21).

Основным недостатком способа оснащения бескабельными траловыми приборами контроля и управления, особенно при морских и океанических тралениях, является возможность ухудшения или даже пропадания приема данных с трала или отсутствие приема сигналов управления в траловой системе при отрицательной рефракции акустических лучей вследствие их изгибания вниз при уменьшении скорости звука с глубиной. В основном это имеет место в летнее время в умеренных и северных широтах северного полушария, а также и в умеренных и южных широтах южного полушария.

Технической задачей заявленного изобретения является создание способа позволяющего передавать акустические сигналы с трала на судно и обратно в условиях температурных вертикальных колебаний, создающих «отрицательную» рефракцию.

Летом, когда верхние слои воды имеют достаточно высокую температуру, быстро понижающуюся с глубиной, акустические лучи источника колебаний из-за отрицательных градиентов скорости звука, нередко резко отклоняются вниз - наблюдается так называемая «отрицательная» рефракция. Водная среда оказывается разделенной на две принципиально различные зоны: зону тени (на фиг. 1. Влияние гидрологических условий на распространение акустических колебаний с орудия лова на судно при отрицательной рефракции) и зону акустической освещенности. Нахождение приемников П1, П2, П3 в зоне акустической освещенности или зоне тени зависит от расстояния до источников звука И1, И2, И3 и от их положения по глубине.

Из фиг. 1 - акустически освещенные зоны показаны белым цветом, зоны тени - «мертвые» - штриховкой, можно видеть, что лишь в одной ситуации, а именно, при нахождении источника акустических колебаний (бескабельного прибора контроля трала) на небольшой глубине (И1 фиг. 1а) и достаточно небольшом расстоянии между тралом и судном (П0) приемная часть судовой аппаратуры будет находиться в освещенной зоне и будет осуществлен прием данных с трала. Аналогичная ситуация будет иметь место при излучении сигналов управления в зону траловой системы. При большей дистанции между тралом и судном (что может быть при реальных тралениях) приемная часть прибора (П'1, П''1) будет находиться в «мертвой - акустически неосвещенной» зоне - информация не будет принята и будет приниматься лишь в точке П'''1. При нахождении источника акустических колебаний на больших глубинах (фиг. 1б) данные с трала не будут приняты на судне при любых расстояниях между тралом и траулером (Тарасюк Ю.Ф., Серавин Г.Н. Гидроакустическая телеметрия. Ленинград, Изд-во «Судостроение», 1973, с. 176).

Это нередко вызывает у эксплуатационников сомнения в исправности аппаратуры, не вполне правильной установке приборов на трале, в недостатках ее электропитания от аккумуляторов или батарей.

Единственно возможным вариантом приема информации с трала в указанной ситуации может быть опускание приемного гидрофона на большую глубину, что связано с существенным усложнением бортовой аппаратуры и ее эксплуатации в реальных условиях промысла (так как приемные гидрофоны аппаратуры устанавливаются или в корпусе судна, или буксируются на небольшой глубине). Акустические сигналы управления с судна также не будут приниматься.

Поставленная задача решается в способе оснащения трала акустическими приборами при работе в условиях отрицательной рефракции акустических колебаний, включающем при передаче данных с трала на судно установку центрального тралового передатчика на верхней подборе трала и приемо-передающих блоков (трансляторов) на одном из траловых ваеров с направлением их излучения в сторону судна, причем каждый последующий блок от центрального тралового передатчика закрепляют с возможностью нахождения на меньших глубинах относительно друг друга, оставаясь в зонах акустической освещенности, пересекающих траловый ваер, а при передаче сигналов управления с судна в траловую систему приемо-передающие блоки (трансляторы) синхронизируют направление излучения от каждого последующего блока на большие глубины относительно друг друга, также оставаясь в зонах акустической освещенности, пересекающих траловый ваер.

Техническим результатом при осуществлении способа является создание устойчивой акустической связи во время промысла.

На фиг. 2 показана схема осуществления способа с лучевой картиной распространения акустических колебаний и нанесенными на нее положениями рыболовного трала, центрального тралового блока, траловых ваеров, траулера с приемным гидрофоном и судового передатчика, и блоками трансляции данных центрального тралового блока или сигналов управления судового передатчика, а именно трал 1, центральный траловый блок 2, траловые ваера 3, траулер 4, зона приемного гидрофона или передатчика сигналов управления в систему трала 5, зоны акустической освещенности 6 и блоки 7 трансляции данных центрального тралового блока 2. Зоны акустической тени заштрихованы.

Работа по предлагаемому способу осуществляется следующим образом. Промысловик устанавливает, на каких глубинах будет выполняться траление. Перед началом работы в районе лова, в летнее время, при применении предлагаемого способа строит картину распространения акустических лучей по глубине. В морских и океанических промысловых районах соленость воды известна и практически постоянна, поэтому профили скорости звука практически соответствуют профилям температуры. Зоны акустической тени на фиг. 1 и 2 заштрихованы.

На лучевую картину наносится положение трала, центрального тралового блока 2 (источника колебаний), траловых ваеров 3, траулера 4, зон акустической освещенности и зон акустической тени. Исходя из этого определяются места установки приемо-передающих блоков (трансляторов) 7 трансляции данных блока 2 на одном из ваеров таким образом, чтобы они находились на меньших глубинах относительно друг друга, но оставались в районах зон акустической освещенности, пересекающих траловый ваер. На фиг. 2 приведен соответствующий пример с тремя блоками трансляции 7, обеспечивающими надежную передачу информации данных блока 2 на траулер. При установке первого приемо-передающего блока трансляции 7 (левого на фиг. 2) на ваере 3 в зоне акустической освещенности 6 (которая уже будет ближе к поверхности воды), он принимает данные центрального тралового блока 2 и передает их в направлении второго (следующего) приемо-передающего блока трансляции 7, который также установлен на ваере 3 (зона акустической освещенности 6 для его положения будет еще ближе к поверхности воды) и т.д. Для показанного на фиг. 2 третьего приемопередающего блока трансляции 7 зона акустической освещенности 6 будет находиться уже у поверхности воды и информация центрального тралового блока 2 будет принята на борту траулера 4. Соответственно, при передаче сигналов управления в сторону трала верхняя граница зоны акустической освещенности 6 будет находиться ниже верхней границы зоны акустической освещенности 6 судового передатчика.

Способ оснащения трала акустическими приборами при работе в условиях отрицательной рефракции акустических колебаний, включающий при передаче данных с трала на судно установку центрального тралового передатчика на верхней подборе трала и приемо-передающих блоков (трансляторов) на одном из траловых ваеров с направлением их излучения в сторону судна, причем каждый последующий блок от центрального тралового передатчика закрепляют с возможностью нахождения на меньших глубинах относительно друг друга, оставаясь в зонах акустической освещенности, пересекающих траловый ваер, а при передаче сигналов управления с судна в траловую систему приемо-передающие блоки (трансляторы) синхронизируют направление излучения от каждого последующего блока на большие глубины относительно друг друга, также оставаясь в зонах акустической освещенности, пересекающих траловый ваер.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области метрологии, в частности к средствам неразрушающего контроля. Внутритрубный снаряд-дефектоскоп содержит цилиндрический гермоконтейнер, опорные элементы в виде эластичных манжет, датчики, расположенные снаружи по периметру гермоконтейнера и соединенные с размещенным внутри гермоконтейнера электронным блоком.

Изобретение относится к метрологии, в частности к средствам мониторинга напряженно-деформированного состояния объектов. Датчик содержит устройство на ПАВ, состоящее из корпуса, образованного верхней и нижней крышками с упругими мембранами, жестко соединенными с металлическим штоком, имеющим выступ, контактирующий с прокладкой, расположенной на свободном конце консольно закрепленной с помощью прижимных пластин внутри корпуса платы с резонаторами на ПАВ, электрически связанными с антенной, размещенной над верхней крышкой корпуса.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть применено в системах измерения линейного перемещения в заявленном устройстве и способе, реализующем указанное устройство.

Изобретение относится к области метрологии. Cпособ предполагает определение оптимальных размеров и формы судовой забойной трубы, трассы её расположения на судне.

Способ коррекции линейных и угловых координат заключается в том, что на шлеме оператора в реперных точках размещают четыре нашлемных ультразвуковых приемников, а в кабине над шлемом оператора в связанной системе координат кабины - четыре ультразвуковых излучателя.

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение для измерения параметров радиальных вибраций и при балансировке шнековых механизмов в различных отраслях машиностроения.

Изобретение относится к области метрологии, в частности к средствам измерения расстояний, размеров и формы различных объектов. Устройство содержит жезл с двумя акустическими излучателями, пусковую кнопку и наконечник, контактирующий с поверхностью измеряемого объекта, акустический приемник с тремя микрофонами, снабженными формирователями переднего фронта импульса и закрепленными в вершинах жесткого треугольника.

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение для измерения параметров угловых вибраций и малых углов поворота шнековых механизмов в различных отраслях машиностроения.

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для контроля толщины изделий с помощью ультразвука. Способ измерения толщины изделия с помощью ультразвуковых импульсов состоит в том, что с помощью ультразвукового преобразователя излучают ультразвуковые импульсы, регистрируют момент излучения зондирующего импульса в изделие, регистрируют на уровне выше паразитных шумов преобразователя момент выхода из изделия переднего фронта первого отраженного эхо-импульса, определяют временной интервал между этими моментами, а затем вычисляют толщину исходя из этого временного интервала и известной скорости звука в материале изделия, при этом с момента регистрации выхода из изделия переднего фронта первого отраженного эхо-импульса на уровне выше паразитных шумов преобразователя с задержкой на время, равное 0,25…0,5 периода колебаний резонансной частоты преобразователя, регистрируют момент выхода из изделия переднего фронта первого отраженного эхо-импульса на уровне выше паразитных шумов усилителя, но ниже паразитных шумов преобразователя, определяют временной интервал между моментом излучения зондирующего импульса в изделие и данным моментом и этот временной интервал используют для расчета толщины изделия.

Использование: для определения высоты внутренней выступающей части патрубка вантуза. Сущность изобретения заключается в том, что выполняют измерение ультразвуковым дефектоскопом толщины стенки трубы и вычисление высоты внутренней выступающей части патрубка вантуза, при этом ультразвуковым дефектоскопом измеряют толщину воротника трубы и толщину стенки патрубка, устанавливают диапазон развертки по образцу, устанавливают пьезоэлектрический преобразователь на контролируемый патрубок вантуза в максимально возможной близости от воротника трубы, перемещают пьезоэлектрический преобразователь по окружности вдоль образующей патрубка вантуза с определением максимального значения координаты от точки выхода ультразвукового луча до края патрубка вантуза.

Способ предусматривает замет невода в реку, замет бежного уреза при движении неводника к берегу, выборку бежного уреза и крыла, выборку невода за оба крыла одновременно, выгрузку улова и укладку невода на неводник.

Изобретение относится к промышленному рыболовству. Закидной невод включает пятный и бежный урезы, пятный и бежный клячи, верхнюю и нижнюю подборы с распределенными плавом и основным грузом соответственно и сетную стенку, ограниченную клячами и подборами.

Изобретение относится к орудиям для лова рыбы, а именно к донным неводам малых размеров, и может быть использовано для лова молоди в научно-исследовательских целях. .

Изобретение относится к промышленному рыболовству, а именно к бортовым ловушкам для лова рыбы, и может быть использовано для лова рыбы и морских беспозвоночных. .

Изобретение относится к рыбному хозяйству и может быть использовано для лова молоди лососей, а именно горбуши или кеты, для ее количественного учета. .

Изобретение относится к области промышленного рыболовства и может быть использовано для промыслового лова рыбы в прибрежной зоне. .

Изобретение относится к области промышленного рыболовства и может быть использовано при лове рыбы и морских беспозвоночных, например сайры, скумбрии, сардины, кальмаров и др., с использованием средств управления их поведением, например света.

Изобретение относится к области промысловой навигации и промышленного рыболовства при помощи буксируемых орудий лова, преимущественно к траулерам с кормовым тралением, и предназначено автоматизировать непрерывный контроль параметров хода и работы трала.

Изобретение относится к области промышленного рыболовства и оценке запасов рыб, в частности к способам контрольного лова молоди пелагических рыб, а именно лососевых, и может применяться при составлении как краткосрочных, так и долгосрочных прогнозов.

Способ включает установку центрального тралового передатчика на верхней подборе трала и приемо-передающих блоков на одном из траловых ваеров с направлением их излучения в сторону судна. Каждый последующий блок от центрального тралового передатчика закрепляют с возможностью нахождения на меньших глубинах относительно друг друга, оставаясь в зонах акустической освещенности, пересекающих траловый ваер. При передаче сигналов управления с судна в траловую систему приемо-передающие блоки синхронизируют направление излучения от каждого последующего блока на большие глубины относительно друг друга, также оставаясь в зонах акустической освещенности, пересекающих траловый ваер. Способ позволяет создать устойчивую акустическую связь во время промысла, в условиях температурных вертикальных колебаний, создающих «отрицательную» рефракцию. 2 ил.

Наверх