Способ спасения катапультировавшегося летчика и устройство для его осуществления 2

Группа изобретений относится к области авиации. Способ спасения катапультировавшегося летчика включает катапультирование и спуск летчика на парашюте. Комбинезон летчика выполняют радиоотражающим. После катапультирования место нахождения летчика фиксируют радиолокатором аэродрома вылета и направляют к этому месту беспилотный аппарат, полет которого при приближении к летчику останавливают. Включают звуковые и световые сигналы. Летчик, управляя установкой сосуда со сжатым воздухом или пультом управления беспилотным аппаратом, приближается к нему и захватывает его, после чего беспилотный аппарат направляют в безопасную зону. Устройство для спасения катапультировавшегося летчика содержит поясной ремень, который выполнен цилиндрическим, продет через круглое продольное отверстие цилиндрического сосуда со сжатым воздухом, выполненного с переключаемыми торцевыми и расположенными диаметрально на цилиндрической поверхности отверстиями. Устройство содержит пульт управления беспилотным аппаратом. Группа изобретений направлена на повышение эффективности и надежности спасения летчика. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

 

Настоящее изобретение относится к авиации, к военной авиации и, в частности, может быть использовано во время военных действий для спасения катапультировавшегося летчика, а также для спасения летчиков в экстремальной ситуации и летчиков-испытателей, при аварии самолета.

Известен способ спасения парашютиста при катапультировании на малой высоте посредством ускоренного вытягивания парашюта из ранца и наполнение его купола воздухом за счет, например, пиропатронов, сжатого газа и т.д. Пороховая ракета вытягивает парашют, а кольцевая струя газа изнутри низа парашюта быстро приоткрывает купол, после этого напор воздуха быстро наполняет купол, см. RU 94045427, B64D 17/72 от 23.12.1994.

Однако известное устройство обладает ограниченными ресурсами в части запаса газа легче воздуха, малой энергоемкости аккумулятора, а также близостью противника, наличием, направления ветра и т.д., т.е. высокой зависимостью от внешних факторов, что снижет надежность и эффективность спасения летчика.

Целью создания настоящего изобретения является достижение технического результата по повышению эффективности и надежности спасения летчика.

Указанный технический результат для способа, включающего катапультирование и спуск летчика на парашюте, достигается тем, что радиолокатором аэродрома вылета фиксируют место нахождения летчика, направляют к этому месту дрон или аналогичное беспилотное устройство, при его приближении к летчику включают звуковую и световую сигнализацию, управление дроном передают летчику, после чего дрон возвращают на аэродром вылета со скоростью, исключающей гашение парашюта.

Заявленный технический результат для устройства, содержащего поясной ремень, достигается тем, что оно дополнительно содержит пульт с блоком телеметрического управления полетом дрона, комбинезон летчика выполняют радиоотражающим, поясной ремень выполняют цилиндрическим, который продет через круглое продольное отверстие цилиндрического сосуда со сжатым воздухом, с переключаемыми, торцевыми и расположенными диаметрально на цилиндрической поверхности отверстиями.

Изобретение поясняется графическими материалами.

На Фиг. 1 представлен радиоотражающий комбинезон летчика, на Фиг. 2 представлен поясной ремень летчика с сосудом сжатого воздуха, на Фиг. 3 - схема операции спасения.

Устройство, реализующее способ спасения летчика, включает:

1) металлизированные вставки на комбинезоне летчика;

2) поясной ремень летчика;

3) цилиндрический сосуд со сжатым воздухом;

4) отверстия для выхода сжатого воздуха;

5) выключатели выхода сжатого воздуха из отверстий;

6) дрон;

7) радиолокатор.

Устройство для реализации способа спасения летчика состоит из комбинезона летчика, выполненного с металлизированными вставками 1 или металлизированными нитями, (не показаны), расположенными, например, на предплечье, на локтевых суставах и круглый поясного ременя 2, который продет через продольное отверстие цилиндрического сосуда 3 со сжатым воздухом. Цилиндрический сосуд 3 имеет выключатели 5 выхода сжатого воздуха через отверстия 4, два на торцах цилиндрического сосуда 3 и два диаметрально расположенных на боковой поверхности сосуда 3. Каждый из них включается в зависимости от необходимости выбора направления движения в определенную сторону. Наличие на боковой поверхности сосуда 3 сжатого воздуха, диаметрально расположенных, именно двух, а не одного, отверстий 4, обусловлено необходимостью исключить потери времени при ориентировании отверстия 4 сосуд 3 вверх для быстрого приземления при нападении на летчика вертолетов или беспилотников противника.

Устройство, реализующее способ спасения летчика, работает следующим образом.

При вылете самолета с аэродрома оператор радиолокатора 7 фиксирует его на экране. При аварии или поражении самолета летчик катапультируется, при этом в первые моменты на экране локатора 7 видны два сигнала (точки), отраженные от самолета и комбинезона летчика. После этого оператор радиолокатора 7 высылает в направлении нахождения летчика дрон 6 или аналогичный беспилотный аппарат высокой грузоподъемности и по экрану радиолокатора управляет его полетом до приближения к летчику на безопасное расстояние, после чего выключает скорость полета дрона 6, включает световую и звуковую сигнализацию и оставляет дрон в режиме парения. Летчик после катапультирования оценивает обстановку: направление ветра, линию фронта, такие очаги опасности, как расположение противника, пожар, широкие водоемы и регулирует свое перемещение в пространстве и снижение скорости спуска путем установки сосуда 3 с сжатым воздухом на поясном ремне 2 так, чтобы, импульсно включаемая реактивная струя сжатого воздуха, позволяла бы ему перемещаться в безопасном направлении или замедлить скорость спуска. При появлении дрона 6 летчик замечает его и, манипулируя ресурсом сжатого воздуха сосуда 3 или пультом управления дроном 6, приближается к нему и захватывает его рукой. На экране радиолокатора 7 эта ситуация фиксируется как слияние двух сигналов (точек). Теперь оператор радиолокатора 7 включает команду для полета дрона 6, разворачивает его и ведет в направлении аэродрома или безопасной зоны со скоростью, исключающей схлопывание парашюта. Таким образом, обеспечивается надежное спасение и безопасное возвращение летчика на аэродром.

Заявленное изобретение является новым, ранее неизвестным, что говорит о его соответствии критерию патентоспособности - новизна.

Все элементы устройства спасения могут быть изготовлены на специализированном предприятии, что говорит о соответствии изобретения критерию патентоспособности - промышленная применимость.

1. Способ спасения катапультировавшегося летчика, включающий катапультирование и спуск летчика на парашюте, отличающийся тем, что комбинезон летчика выполняют радиоотражающим, после катапультирования место нахождения летчика фиксируют радиолокатором аэродрома вылета, направляют к этому месту беспилотный аппарат, при его приближении к летчику полет останавливают и включают звуковые и световые сигналы, летчик, управляя установкой сосуда со сжатым воздухом или пультом управления беспилотным аппаратом, приближается к нему и захватывает его, после чего беспилотный аппарат направляют в безопасную зону.

2. Устройство для реализации способа спасения катапультировавшегося летчика по п. 1, содержащее поясной ремень, отличающееся тем, что поясной ремень выполнен цилиндрическим, продет через круглое продольное отверстие цилиндрического сосуда со сжатым воздухом, с переключаемыми торцевыми и расположенными диаметрально на цилиндрической поверхности отверстиями, кроме того, содержит пульт управления беспилотным аппаратом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к буксируемым летательным аппаратам. Прицепное устройство (1) для летательного аппарата (Р) включает в себя опорные средства (30), транспортирующие измерительные устройства (31), буксировочную штангу (20), средства (21) для соединения опорных средств (30) с буксировочной штангой (20), средства (40) сцепления для прикрепления прицепного устройства к буксировочному тросу.

Изобретение относится к средствам для дифференцированного внесения жидких средств химизации (ЖСХ) летательными аппаратами в системе точного земледелия. Комплекс летательных аппаратов для внесения ЖСХ содержит базовый летательный аппарат вертолетного типа (1), снабженный пилотажно-навигационным оборудованием (8), приемником (10) сигналов навигационной системы, бортовым компьютером (9) с системой распределенного контроля, связи и управления беспилотными летательными аппаратами и модулем программного обеспечения обработки сельскохозяйственного поля, блоком автоматического управления расходом, распределением и подачей ЖСХ (13), баком (11) для ЖСХ, гибкими связями (5, 6, 7) с электрокабелями (22, 23, 24) и трубопроводами (19, 20, 21), группу из n-го количества БПЛА вертолетного типа (2, 3, 4), соединенную с базовым вертолетом (1).

Изобретение относится к области авиации, в частности к транспортировке грузов в места, где отсутствуют аэродромы. Безаэродромный авиационный комплекс включает причальное устройство и самолет, выполненные с возможностью швартовки друг с другом, оборудованные узлами сцепления для швартовки к причальному устройству самолета для последующего «взлета» или «посадки» его без разбега или пробега по «земле».

Изобретение относится к области авиационной техники. Авиационный комплекс вертикального взлета (АКВВ) состоит из беспилотных тяжелого самолета-носителя (БТСН) и двух буксируемых на концах крыла легких многоцелевых самолетов (БЛМС), каждый из которых имеет фюзеляж с передним размещением двигателя и двух соосных тянущих винтов, четырехопорное неубирающееся шасси с колесами, смонтированными в обтекателях на концах килей хвостового оперения.

Изобретение относится к системам и способам электромагнитной съемки местности. Система бортовой геофизической электромагнитной съемки включает воздушное судно с неподвижным крылом, узел катушки приемника, систему лебедки, имеющую буксирный трос, прикрепленный к узлу катушки приемника для перевода узла катушки приемника в положение для съемки и систему защелок для установки на нижнюю сторону воздушного судна, имеющую раскрываемые запорные элементы для зацепления узла катушки приемника, когда узел катушки приемника находится во втянутом положении.

Изобретение относится к авиационным ракетным системам и предназначено для осуществления полетов в атмосфере. .

Изобретение относится к области авиации, а именно к летным исследованиям летательных аппаратов (ЛА), в которых используются тросовые системы (ТС), состоящие из буксировщика-ЛА, троса и буксируемого объекта (БО).

Изобретение относится к области авиационной и ракетно-космической техники. .

Изобретение относится к летным исследованиям летательных аппаратов (ЛА), в которых используются тросовые системы (ТС) ЛА-буксировщик-трос-буксируемый объект для определения аэродинамических характеристик буксируемого объекта и идентификации его системы управления, для отработки системы дозаправки в воздухе, транспортировки грузов и сброс их с помощью тросовых систем, отработки систем противовоздушной обороны и средств борьбы с ними.

Изобретение относится к области авиационной ракетно-космической техники. .

Изобретение относится к системам покидания самолета экипажем. Способ аварийного покидания самолета с четырьмя членами экипажа заключается в сбрасывании в заданном порядке крышек (5, 6, 7, 8) кабины самолета с последующим покиданием самолета с помощью катапультных кресел (1, 2, 3, 4).
Изобретение относится к средствам спасения экипажей летательных аппаратов. Катапультное кресло содержит заголовник с размещенным в нем парапланом и сиденье, выполненное с возможностью размещения под ним кислородной системы, ящика с носимым аварийным запасом и ног члена экипажа, закрываемых защитной системой с броней.

Изобретение относится к авиационной технике. Система аварийного спасения члена экипажа самолета содержит пневмопривод, включающий подвижный пневмоцилиндр-аккумулятор, заполненный сжатым газом, подвижный и неподвижный пневмоцилиндры, в исходном положении зафиксированные между собой, а также предохранительный клапан.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам катапультирования. Система катапультирования содержит пневмопривод, выполненный в виде подвижного пневмоцилиндра-аккумулятора.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к способам и системам, обеспечивающим аварийное покидание экипажем летательного аппарата. Способ снижения вертикальной скорости приземления после катапультирования заключается в использовании порохового двигателя, причем включение двигателя осуществляется электрической командой датчика в зависимости от текущей высоты, массы летчика в снаряжении и вертикальной скорости снижения летчика на парашюте.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системе торможения катапультного кресла. Система торможения катапультного кресла содержит катапультное кресло со стабилизирующими телескопическими штангами и стабилизирующими парашютами.

Изобретение относится к области авиации, в частности к системе спасения экипажа самолета методом катапультирования. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к аварийному покиданию, и может найти применение при катапультировании летного состава на больших высотах из летательных аппаратов.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам аварийного спасения члена экипажа самолета, а также к средствам катапультирования из самолета в аварийных ситуациях.

Изобретение относится к области создания систем аварийного спасения, применяемых на летательных аппаратах. .
Наверх