Способ движения кораблей и судов во льдах

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации кораблей и судов в ледовых условиях. Предложен способ движения корабля или судна во льдах, заключающийся в том, что в носовой части корабля или судна расположено устройство, представляющее собой каток цилиндрической формы с форсунками на образующих, установленный на раме перед носовой частью, которое предварительно режет ледяное поле на пластины по всей его глубине струей воды высокого давления, а далее корабль или судно колет корпусом на крошку льда нарезанные пластины при движении по маршруту следования. Изобретение позволяет улучшить проходимость корабля или судна во льдах, повысить безопасность плавания в ледовых условиях. 1 ил.

 

Изобретение относится к кораблестроению, точнее к способам движения корабля или судна во льдах и позволяет преодолевать ледяные преграды с толщиной льда сопоставимые с возможностями лучших ледоколов.

В настоящее время корабль или судно при движении во льдах идет за ледоколом, который прокладывает маршрут их движения, то есть ледокол колет лед своим корпусом, обеспечивая механическое разрушение ледяного покрова, тем самым обеспечивает прохождение корабля или судна по маршруту следования. Если возможности существующих ледоколов по прохождению во льдах исчерпаны, то навигация для кораблей и судов с этого момента заканчивается.

Известны приспособления и механизмы, «US 4152999 A (MITSUI SHIPBUILDING) 08.05.1979; US 3678873 A (SUN OIL CO) 25.07.1972; SU 379447 A1 (Администрация Северного пути) 20.04.1973; US 3878804 A (LEGERER FRIEDRICH J) 22.04.1975» установленные на кораблях ледокольного типа, использующие для разрушения ледяной преграды по курсу движения струю воды высокого давления из форсунок. Форсунки установлены на приспособлениях и механизмах, смонтированных на поворотных кронштейнах или рычагах, установленных в носовой части. Эти приспособления разрушают ледяное поле перед носом кораблей участками, поэтапно, по ширине корпуса корабля, что существенным образом снижает их крейсерскую скорость. Нет сведений об их промышленном применении.

Известны в других отраслях способы резки струей воды высокого давления металлов, керамики, древесины и сельскохозяйственных продуктов. В основном это стационарные или передвижные установки с ограниченным запасом рабочей смеси высокого давления.

Предлагаемый способ движения корабля или судна во льдах с установленным в носовой части устройством для резки льда предусматривает сначала резку льда по всей его глубине на пластины струей воды высокого давления одновременно по всей ширине корпуса корабля или судна. Далее корабль или судно при движении колет пластины льда корпусом на крошку и идет по маршруту следования.

Устройство для резки льда может резать ледяную преграду в виде айсбергов или ледяного поля по всей их глубине на пластины любой заданной толщины на ширине корпуса корабля или судна так, чтобы прочностные характеристики корпуса корабля или судна позволяли превращать ледяную преграду в крошку льда при движении. Устройство обеспечивает скорость корабля или судна по ледяному полю как и в чистой воде.

Особенностями конструкции и принципа работы устройства для резки льда: Фиг. 1, которые существенным образом отличаются от прототипа, являются:

1. Устройство для резки льда состоит из рамы 1 прямоугольной формы и катка 2 цилиндрической формы с образующими 3, на которых установлены форсунки 4. Рама 1 с отверстием по всему периметру, сечение 1-1, служит для установки катка и подачи воды высокого давления от насоса 5. через периметр рамы и образующие 3 к форсункам 4.

2. Размер Л катка больше ширины корабля или судна.

3. Каток 2 цилиндрической формы, с форсунками 4 на образующих 3, установленный на раме 1 впереди носовой части корабля или судна, обеспечивает плотное пятно контакта форсунок 4 с ледяным полем на всей длине образующей Л. Это обеспечивает долгосрочный контакт струй воды высокого давления со льдом для резки на всю его глубину.

4. Каток 2 может пассивно вращаться от трения качения с ледяным полем при движении корабля или судна или иметь привод для корректировки угловой скорости катка 2, согласовывать ее с расчетной крейсерской скоростью корабля или судна. Это позволит обеспечить длительное время нахождения струи воды высокого давления в контакте со льдом по месту реза, позволит делать рез по всей глубине сечения льда всеми форсунками 4 катка 2 равномерно.

5. Устройство для резки льда обеспечивает катку 2 плотный контакт с поверхностью ледяного поля за счет собственного веса и люфт в вертикальной плоскости для преодоления его неровностей.

6. Устройство для резки льда устанавливается на корабле или судне как дополнительное оборудование по мере необходимости для увеличения возможности судоходства в зимнюю навигацию по экстремальным маршрутам и имеет походное А и рабочее Б положение. Каждый корабль или судно с предлагаемым устройством может идти по маршруту следования самостоятельно и в любое время года без сопровождения ледоколом.

7. Прохождение судна с предлагаемым устройством для резки льда по руслу реки в весенний период таянья льда исключает возможность образования ледяных заторов, обеспечивая свободный ледоход, что предотвращает весеннее затопление прилегающих к реке территорий, исключает проведение взрывных работ.

8. Устройство для резки льда, установленное на корабле или судне, имеющее выше описанную конструкцию, перечисленные функции и возможности, может нарушать прочность ледяного поля сразу по всей ширине корпуса корабля или судна до такой степени, что корабль или судно идет по заданному маршруту со скоростью как в чистой воде. Это указывает на существенное отличие предлагаемого устройства от наиболее близких прототипов в лучшую сторону, что позволяет говорить о широком промышленном его применении и установке на корабли и судна для увеличения возможности всесезонного судоходства в северных широтах.

Способ движения корабля или судна во льдах, отличающийся тем, что в носовой части корабля или судна расположено устройство, представляющее собой каток цилиндрической формы с форсунками на образующих, установленный на раме перед носовой частью, которое предварительно режет ледяное поле на пластины по всей его глубине струей воды высокого давления, а далее корабль или судно колет корпусом на крошку льда нарезанные пластины при движении по маршруту следования.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится  к области судостроения, в частности к способам разрушения судами ледяного покрова. Способ заключается в следующем.

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации батискафа в ледовых условиях. Предложен способ разрушения ледяного покрова для всплытия батискафа, в котором производят всплытие батискафа до упора рубки в лед, выдвигают из корпуса штанги с электродами до упора их в лед, заполняют штанги забортной водой и нагревают их электронагревательными элементами, расположенными внутри полой боковой стенки штанги, после растопления в толще льда щелей на расчетную глубину заряжают емкостной накопитель, установленный внутри корпуса батискафа, а затем разряжают емкостной накопитель, инициируя электрический разряд в искровом промежутке между внутренней поверхностью торцевой части штанги и концом электрода, после чего возвращают штанги с электродами в исходное положение, увеличивают положительную плавучесть до расчетной величины, взламывая корпусом батискафа ослабленный ледяной покров, и выводят рубку батискафа в надводное положение.

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судна в ледовых условиях. Устройство для повышения ледовых качеств судна характеризует способ придания не ледоходному судну способность двигаться во льдах и повышение ледовых качеств ледоколу.

Изобретение относится к области судостроения и касается создания ледокольных судов, использующих для разрушения ледяного покрова подъемную архимедову и гидродинамическую силу.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к ледокольным судам и судам ледового класса. Предложено ледокольное судно, содержащее охлаждающий его энергетическую установку контур и корпус с ледовым поясом, также в него включены тепловые трубы и тепловой насос, содержащий заполненный хладагентом контур с последовательно включенными конденсатором, регулирующим вентилем, испарителем и компрессором, причем конденсатор своим входом обращен в сторону носа судна и выполнен в виде набора плоских коробов с тепловым экраном на одной своей плоскости, противоположная плоскость которого присоединена с внутренней стороны к корпусу судна вдоль его ледового пояса через внедренные в корпус судна тепловые трубы, при этом высота конденсатора соответствует высоте ледового пояса, длина короба конденсатора соответствует шпации корпуса, общая длина конденсатора соответствует длине ледового пояса, испаритель выполнен в виде теплообменника с возможностью его включения противотоком в охлаждающий энергетическую установку контур.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции и эксплуатации ледоколов. Ледокольное судно имеет корпус, носовая оконечность которого выполнена в виде тримарана, состоящего из основного корпуса, традиционного для ледоколов, и двух бортовых корпусов, нижняя часть носовой оконечности основного корпуса расположена ниже конструктивной ватерлинии, а бортовые корпусы расположены побортно на платформе, установленной в верхней части основного корпуса, и выполнены в виде выступающих вперед и вниз бортовых ледорезных римеров, нижняя кромка которых расположена выше уровня конструктивной ватерлинии, боковая кромка выполнена в задней части плавно переходящей в поверхность надводного борта.

Изобретение относится к области судостроения и касается морских судов, предназначенных для работы в льдистых водах. Морское судно имеет по меньшей мере один движителю 1, представляющий собой азимутальное подруливающее устройство с гребным винтом 3, установленным на капсуле 6.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к ледокольным и ледоочистным судам. Ледокольно-ледоочистное судно 1 содержит ледоразводящий клин, состоящий из рабочих днищ 2R, 2L с бортами 3R, 3L.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к технике проведения работ для предупреждения заторообразования и разрушения стационарных объектов льдинами, например, на участке реки.

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов в покрытых льдом водах. Предложено устройство для растапливания льда для прохождения судна, включающее в себя: котел, сконфигурированный с возможностью нагревать теплоноситель; высокотемпературный насос, сконфигурированный с возможностью переносить нагретый теплоноситель; нагревательный кожух, сконфигурированный с возможностью нагрева посредством теплоносителя, переносимого посредством высокотемпературного насоса, и присоединенный к носовому отсеку судна; и установку получения струи горячего газа, сконфигурированную с возможностью расположения спереди от нагревательного кожуха и выбрасывания струей воздуха, нагретого посредством теплоносителя.

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации кораблей и судов в ледовых условиях. Предложен способ движения корабля или судна во льдах, заключающийся в том, что в носовой части корабля или судна расположено устройство, представляющее собой каток цилиндрической формы с форсунками на образующих, установленный на раме перед носовой частью, которое предварительно режет ледяное поле на пластины по всей его глубине струей воды высокого давления, а далее корабль или судно колет корпусом на крошку льда нарезанные пластины при движении по маршруту следования. Изобретение позволяет улучшить проходимость корабля или судна во льдах, повысить безопасность плавания в ледовых условиях. 1 ил.

Наверх