Червячная передача

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к червячным передачам. Червячная передача содержит зубчатое колесо и червяк. Червяк выполнен в виде цилиндрического вала и охватывающей его пружины. Пружина закреплена на валу путем размещения ее концов в профилированных пазах. Сжатие пружины регулируется гайками. Сечение профиля витков пружины может быть прямоугольным. Пружинный червяк может быть выполнен с несколькими пружинами. Достигается увеличение долговечности. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в специальных механизмах станций спутниковой и тропосферной связи, а также в навигационных системах и комплексах.

Одним из аналогов является передача с объемно-пространственным зацеплением - ПОПЗ (RU №2533761 С2, 23.08.2012, Яковлев А.Ф. и Павлов Р.А.), в которой червячное колесо выполнено в виде полого металлического цилиндра со сквозными пазами и роликами-зубьями, которые при взаимодействии с витой пружиной червяка, закрепленной в профилированных упорных крепежных кольцах и шпонках вала образуют объемно-пространственное зацепление.

Основными недостатками червячной передачи являются сложность конструкции и ограниченный диапазон изменения жесткости пружиной, закрепленной с одного конца.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является червячная передача (RU №2049279 С1, 17.03.1992 г., Поздняков В.М.), которая содержит корпус, установленный в нем на подшипниках цилиндрический жесткий вал, на котором закреплена посредством колец и шпонок витая пружина, регулирование сжатия которой осуществляется с одного конца.

Основными недостатками известной передачи являются снижение контактной прочности и плавности работы передачи в процессе эксплуатации.

Техническая задача изобретения состоит в увеличении и стабилизации площади контакта пружины с валом и червячным колесом, что улучшает выборку зазоров и выравнивает удельное давление в контактирующих парах и при реверсивном движении, что повышает жесткость и долговечность передачи.

Для решения поставленной задачи предлагается червячная передача, содержащая зубчатое колесо и взаимодействующий с ним червяк, выполненный в виде цилиндрического вала и охватывающей его витой пружины, закрепленной на этом валу, в которой, согласно изобретению, с противоположных сторон резьбовых участков вала выполнено два профилированных паза, в которых размещены концы витой пружины, сжатие которой регулируется гайками.

Пружинный червяк также может быть выполнен с 1+n пружинами, где n произвольное число. Профиль витков пружины может быть выполнен прямоугольным.

От прототипа заявляемая червячная передача отличается тем, что с противоположных сторон резьбовых участков вала выполнено два профилированных паза, в которых размещены концы витой пружины, сжатие которой регулируется гайками. Пружинный червяк также может быть выполнен с 1+n пружинами, где n произвольное число. Профиль витков пружины может быть выполнен прямоугольным.

Размещение концов витой пружины в профилированных пазах позволяет регулировать сжатие пружины гайками с двух противоположных сторон резьбовых участков вала. Использование большего числа витых пружин дает возможность расширить диапазон регулирования жесткости зацепления и повысить долговечность червячной передачи при реверсивном движении и в экстремальных условиях эксплуатации за счет изменения наружного диаметра пружины, числа рабочих витков, шага в свободном состоянии и размера сечения проволоки.

Использование предложенной конструкции червячной передачи позволяет обеспечить безударный, плавный и малошумный характер работы в экстремальных условиях эксплуатации, с возможностью обеспечения заданной жесткости и долговечности.

На фиг. 1 представлена модель червячной передачи, где:

1 - вал;

2 - пружина;

3 - червячное колесо;

4 - профилированные пазы;

5 - резьбовые участки;

6 - гайки регулирования сжатия пружины.

На фиг. 2 представлен пружинный червяк, где:

1 - вал;

2 - пружина;

7 - вторая пружина.

Червячная передача работает следующим образом (фиг. 1): крутящий момент от источника крутящего момента через вал 1 передается на пружину 2, которая своими витками входит в зацепление с червячным колесом 3. Пружина 2 закреплена в профилированных пазах 4 расположенных на противоположных сторонах вала 1, с возможностью ее перемещения при регулировке сжатия по обеим сторонам резьбовых участков 5 регулирующими гайками 6. Величина усилия сжатия определяется диаграммой переменной жесткости самой пружины 2, в зависимости от наружного диаметра пружины, числа рабочих витков, шага в свободном состоянии и диаметра проволоки. Выполнение в предложенной передаче вала 1 с профилированными пазами 4 на противоположных сторонах, в которых установлены концы пружины 2, уравновесит усилие ее предварительного сжатия с двух сторон и позволит выбирать зазоры в зацеплении и поддерживать необходимую жесткость и долговечность передачи. Профиль зубьев червячного колеса может быть получен в результате его обкатывания пружиной.

Как вариант, предлагается червячная передача, которая выполнена по оригинальной новой конструкции червяка и червячного колеса. Новизна и полезность такого варианта состоит в том, что пружинный червяк (фиг. 2) с валом 1 выполнен с двумя пружинами 2 и 7. Профилированные пазы, в которых установлены концы пружин, выполнены на противоположных сторонах для каждой пружины.

В результате за счет применения 1+n пружин с использованием круглого или прямоугольного сечения профилей витков пружины дает возможность увеличить диапазон изменения: наружного диаметра витой пружины, числа рабочих витков, шага в свободном состоянии и размера сечения проволоки, а это позволит расширить диапазон регулирования жесткости зацепления и повысить долговечность червячной передачи в экстремальных условиях эксплуатации.

1. Червячная передача, содержащая зубчатое колесо и взаимодействующий с ним червяк, выполненный в виде цилиндрического вала и охватывающей его витой пружины, закрепленной на этом валу, отличающаяся тем, что с противоположных сторон резьбовых участков вала выполнено два профилированных паза, в которых размещены концы витой пружины, сжатие которой регулируется гайками.

2. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что пружинный червяк выполнен с 1+n пружинами.

3. Передача по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что профиль витков пружины выполнен прямоугольным.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к волновым передачам. Передача волновая механическая содержит гибкое зубчатое колесо, жесткое зубчатое колесо и генератор волн.

Изобретение относится к машиностроению. Электропривод с планетарным редуктором для механических систем космических аппаратов содержит электродвигатель, редуктор, включающий корпус, быстроходный вал, связанный с электродвигателем посредством предступени, быстроходный, промежуточный и тихоходный планетарные ряды, тихоходный вал, выполненный как единое целое с тихоходным водилом и установленный на двух шарикоподшипниках, быстроходное водило, выполненное с опорой со стороны электродвигателя, солнечную шестерню, связывающую внутренний зубчатый венец быстроходного водила с сателлитами промежуточного водила.

Изобретение относится к машиностроению. Электропривод содержит входной вал, связанный с электродвигателем, планетарные ряды, зубчатое колесо и выходной вал.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к муфтам. Волновая герметичная муфта содержит трубчатый гибкий элемент, а также ведущий и ведомый генераторы волн.

Группа изобретений относится к машиностроению. Приводная передача для летательного аппарата содержит множество главных шестерен, при этом первая главная шестерня включает в себя стенку, ограничивающую внутренний объем, на наружной поверхности стенки выполнен наружный зубчатый венец, входящий в зацепление по меньшей мере со второй главной шестерней, во внутренний объем встроена система зубчатых колес, включающая в себя образующий коронную шестерню элемент, на внутренней поверхности которого выполнен внутренний зубчатый венец.

Группа изобретений относится к планетарным механизмам. Планетарный механизм содержит центральную шестерню на валу и расположенное снаружи центральной шестерни и эксцентрично центральной оси планетарное колесо с венцом внутреннего зацепления, а также сателлит на свободном водиле между ними.

Изобретение относится к машиностроению. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), опирающееся на подшипники (2), сателлит (3) с отверстиями и сферическими канавками в них, установленный на сферический подшипник (4) и зацепляющийся с центральным колесом (5), тихоходный вал, выполненный за одно целое со щекой (6) и посаженный на подшипник (7), пальцы (8), запрессованные в щеку (6), и пластмассовые кольца (9) со сферической внешней поверхностью, расположенные в отверстиях сателлита (3) и посаженные на пальцы (8) по скользящей посадке.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механическим передачам, предназначенным для передачи вращательного движения из одного изолированного объема в другой.

Изобретение относится к малогабаритным двигательным приводам. Привод содержит корпус, в котором размещены подключенный к выходному валу двигателя своим входным валом мотор-редуктор в виде червячно-цилиндрической передачи, вал колеса которой является выходным валом привода, вал червяка расположен параллельно выходному валу двигателя и связан с ним двухступенчатой зубчатой передачей.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механическим передачам, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства. Планетарная передача содержит солнечное колесо с опорными подшипниками, в которых установлены поворотные фланцы, водило-эксцентричный вал, установленный в подшипниковых опорах фланцев, сателлиты, установленные с опорными подшипниками на водило-эксцентричном валу.
Изобретение относится к пневматическим подвескам транспортных средств. Универсальный пневмоэлемент подвески содержит надувную полую оболочку, установленную в пружины задней и/или передней подвески, и ниппель.

Изобретение относится к блоку подвесной рессоры для автомобиля. Блок подвесной рессоры для ходового механизма транспортного средства выполнен с возможностью размещения между кузовом транспортного средства и стойкой колеса и образует элемент ходового механизма транспортного средства, выполненный с корпусами рессор из многослойного волокнистого материала, и содержит два расположенных в ряд кольцевых корпуса из многослойного волокнистого материала, соответственно, с замкнутым контуром, которые соединены друг с другом посредством по меньшей мере одного соединительного элемента.

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор содержит каркас, состоящий из последовательно установленных относительно основания шарнирно-рычажных механизмов: внешнего и внутреннего, в которых размещено виброизолирующее устройство.

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор состоит из последовательно соединенных и соосно расположенных жестких оболочек усеченного конуса: верхней и нижней.

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор состоит из последовательно соединенных и соосно расположенных жестких оболочек усеченного конуса: верхней и нижней.

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор состоит из последовательно соединенных и соосно расположенных жестких оболочек усеченного конуса: верхней и нижней.

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор выполнен в виде каркаса с параллельно соединенными упругодемпфирующими элементами, имеющими одинаковую жесткость и установленными через дополнительные вибродемпфирующие элементы на общем основании.

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор выполнен в виде каркаса с параллельно соединенными упругодемпфирующими элементами, имеющими одинаковую жесткость и установленными через дополнительные вибродемпфирующие элементы на общем основании.

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор содержит каркас, выполненный в виде двух опорных горизонтальных пластин, опирающихся на упругодемпфирующие элементы, установленные на общем основании.

Изобретение относится к машиностроению. Виброизолятор содержит каркас, выполненный в виде двух опорных горизонтальных пластин, опирающихся на упругодемпфирующие элементы, установленные на общем основании.

Изобретение относится к блоку подвесной рессоры для автомобиля. Блок подвесной рессоры для ходового механизма транспортного средства выполнен с возможностью размещения между кузовом транспортного средства и стойкой колеса и образует элемент ходового механизма транспортного средства, выполненный с корпусами рессор из многослойного волокнистого материала, и содержит два расположенных в ряд кольцевых корпуса из многослойного волокнистого материала, соответственно, с замкнутым контуром, которые соединены друг с другом посредством по меньшей мере одного соединительного элемента.
Наверх