Способ изготовления защитной панели летательного аппарата

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способу изготовления защитной панели летательного аппарата. Способ изготовления защитной панели летательного аппарата заключается в жестком закреплении плиток на внешней поверхности летательного аппарата. Плитки выполняются разрезкой цельной заготовки, внешний контур которой повторяет внешний обвод летательного аппарата. Каждая плитка изготавливается с сечением в виде параллелограмма и имеет выступ в центральной части. Во внешней поверхности летательного аппарата выполняются отверстия, в которых размещаются выступы плиток. Плитки располагают на поверхности летательного аппарата последовательно так, что грани соседних плиток параллельны друг другу. При этом между ними образуется зазор, равный температурному расширению плиток. Плитки могут выполняться из жаростойкого сплава, обладающего стойкостью против химического разрушения поверхности в газовых средах при температурах до 1200°C. Достигается упрощение изготовления. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к способам изготовления конструктивных элементов, общих для фюзеляжа, крыльев, стабилизаторов.

Известно техническое решение, заключающееся в установке теплозащитных плиток на внешнюю поверхность летательного аппарата (см. «Техническая информация ЦАГИ», ОНТИ, 1984, №23, с. 12, рис. 3б), которое и было принято авторами за ближайший аналог.

Указанное техническое решение состоит в том, что защитная панель изготавливается из отдельных плиток, закрепляемых на внешней поверхности летательного аппарата механическим способом с помощью гибких крепежных штырей, установленных на шарнирах, что обеспечивает компенсацию теплового расширения плитки. При этом каждая плитка изготавливается индивидуально. Собранные на обшивке плитки создают вместе внешний обвод летательного аппарата. Плитки изготовлены из неметаллического материала (керамики).

Недостатком данного технического решения является то, что все плитки имеют различный внешний контур и требуют индивидуального изготовления. Это повышает требования к точности оборудования в целях обеспечения гладкого внешнего обвода летательного аппарата. Кроме того, такой способ изготовления обладает высокой трудоемкостью. Также крепление плиток с помощью гибких стержней снижает надежность конструкции.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является упрощение процесса изготовления защитной панели летательного аппарата при повышении ее надежности.

Указанный технический результат достигается тем, что защитная панель изготавливается из плиток, жестко закрепляемых на внешней поверхности летательного аппарата. Плитки выполняются разрезкой цельной заготовки, внешний контур которой повторяет внешний обвод летательного аппарата. Каждая плитка изготавливается с сечением в виде параллелограмма и имеет выступ в центральной части. Во внешней поверхности летательного аппарата выполняются отверстия, в которых размещаются выступы плиток. Плитки располагают на поверхности летательного аппарата последовательно так, что грани соседних плиток параллельны друг другу. При этом между ними образуется зазор, равный температурному расширению плиток. Плитки выполняются из жаростойкого сплава, обладающего стойкостью против химического разрушения поверхности в газовых средах при температурах до 1200°C.

На фиг. 1 представлен общий вид защитной панели летательного аппарата. На фиг. 2 показано поперечное сечение панели. На фиг. 3 показан зазор между плитками, равный температурному расширению.

Защитная панель состоит из:

1 - плитка;

2 - внешняя поверхность летательного аппарата;

3 - болт из жаростойкого сплава;

4 - шайба;

5 - выступ в центральной части плитки;

6 - теплоизоляционный слой.

Защитная панель изготавливается разрезкой цельной заготовки из жаростойкого сплава, повторяющей внешний обвод летательного аппарата. В результате получаются плитки 1. Плитки 1 крепятся к внешней поверхности летательного аппарата 2 с помощью болтов из жаростойкого сплава 3 и шайб 4. Плитки 1 имеют выступ в центральной части 5, имеющий овальную форму для исключения поворота в отверстии во внешней поверхности летательного аппарата 2. В выступе 5 выполнено резьбовое отверстие, в которое устанавливается болт 3. Между краями соседних плиток образуются зазоры В, равные температурному расширению плиток. Боковые поверхности зазоров наклонены относительно поверхности внешнего обвода летательного аппарата. Между плитками и обшивкой летательного аппарата размещается теплоизоляционный слой.

Защитная панель работает следующим образом. В процессе полета защитная панель воспринимает тепловые нагрузки, при этом тепловое расширение каждой плитки 1 без изменения геометрии обвода летательного аппарата обеспечивается зазорами В. Наклон зазора В к внешнему обводу летательного аппарата препятствует проникновению потока газа под плитки. Теплоизоляционный слой уменьшает тепловые потоки, идущие во внутреннюю часть аппарата.

Предложенное техническое решение позволяет упростить изготовление защитной панели летательного аппарата и повысить ее надежность.

1. Способ изготовления защитной панели летательного аппарата, заключающийся в жестком закреплении плиток на внешней поверхности летательного аппарата с образованием внешнего обвода летательного аппарата и расположении между плитками и внешней поверхностью летательного аппарата теплоизоляционного слоя, отличающийся тем, что плитки выполняются разрезкой цельной заготовки, внешний контур которой повторяет внешний обвод летательного аппарата, каждую плитку изготавливают с поперечным сечением в виде параллелограмма, с выступом в центральной части, а во внешней поверхности летательного аппарата выполняются отверстия, в которых размещаются выступы плиток, плитки располагают на поверхности летательного аппарата последовательно так, что грани соседних плиток параллельны друг другу, с образованием зазора, равного относительному температурному расширению плиток.

2. Способ изготовления защитной панели летательного аппарата по п. 1, отличающийся тем, что плитки выполнены из жаростойкого сплава, обладающего стойкостью против химического разрушения поверхности в газовых средах при температурах до 1200°C.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к тепловой защите теплонапряжённых конструкций аэрокосмических летательных аппаратов, преимущественно многократного использования.

Гиперзвуковой летательный аппарат (ЛА) содержит корпус с системой тепловой защиты, бак горючего с системой подачи и регулирования. Корпус представляет симметрично увеличивающееся и уменьшающееся по оси тело, имеющее форму веретена, остроугольного треугольника либо диска, и имеет систему регенеративного охлаждения горючим корпуса ЛА.

Система для тепловой защиты сверхвысокоскоростного летательного аппарата содержит источник (200) газа-холода, расположенный внутри герметичной полости, и приводное устройство (100) источника газа-холода для преобразования источника (200) газа-холода в газ высокого давления.

Аэродинамический фюзеляж самолета содержит переднюю, основную и хвостовую части. Основная часть фюзеляжа в поперечном сечении выполнена с шириной, превышающей высоту, которая плавно уменьшается в сторону хвостовой части.

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике и может быть использовано для обеспечения теплового режима бортовой аппаратуры сверх- и гиперзвуковых летательных аппаратов (ЛА).

Изобретение относится к летательным аппаратам с тепловой абляционной защитой. Наконечник гиперзвукового летательного аппарата выполнен из углерод-углеродного композиционного материала.

Изобретение относится к ракетно-авиационной технике и может быть использовано в конструкции негерметичных отсеков двигательных установок (ДУ) сверх- и гиперзвуковых летательных аппаратов (ЛА).

Изобретение относится к средствам защиты бортовых накопителей полетной информации (НПИ) летательных аппаратов (ЛА) - самолетов и вертолетов от воздействия внешних разрушающих факторов: механических ударов, перегрузок, вибрации, статических давлений, а также факторов пожара и агрессивных жидкостей.

Изобретение относится к тепловой защите главным образом сверх- и гиперзвуковых летательных аппаратов (ЛА). Передняя кромка ЛА выполнена в виде оболочки со сферическим затуплением, воспринимающим пиковые тепловые нагрузки, и боковыми поверхностями, воспринимающими пониженные тепловые нагрузки.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и касается защитных панелей. Защитная панель летательного аппарата (ЛА) состоит из плиток, жестко закрепленных на внешней поверхности ЛА.
Наверх