Электростартер для запуска газотурбинных установок

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электростартерам для запуска газотурбинных установок, используемых в газоперекачивающих агрегатах и электрических станциях. Сущность изобретения состоит в том, что предложенный электростартер для запуска газотурбинной установки, содержит сцепную кулачковую муфту одностороннего действия, редуктор, асинхронный электродвигатель, подключенный к сети питания через преобразователь частоты, снабженный измерителем частоты вращения электростартера, и устройство включения электростартера, при этом электростартер для запуска газотурбинной установки выполнен с соблюдением тождественных соотношений

. Технический результат заключается в создании взрывобезопасного электростартера с габаритами, позволяющими производить монтаж системы электрозапуска с электростартером в условиях эксплуатации, без доработки мест стыковки и дополнительных мест для размещения в газотурбинной установке, с достаточным и оптимальным развиваемым моментом асинхронного двигателя электростартера, не критичным нагревом его обмоток, позволяющим производить надежный и безопасный электрозапуск газотурбинной установки. 1 ил.

 

Электростартер для запуска газотурбинных установок

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электростартерам для запуска газотурбинных установок, используемых в газоперекачивающих агрегатах и электрических станциях.

Известно, что запуск газотурбинных установок газоперекачивающих агрегатов, например НК-16СТ, осуществляется турбодетандером, при этом в атмосферу суммарно выбрасываются тысячи кубических метров природного газа, что не экологично и экономически не оправдано, [1, стр. 39].

Газотурбинные установки обладают большим моментом инерции ротора турбины, порядка 30 кг⋅м2, и время раскрутки при запуске газотурбинной установки достигает 100 секунд и более. Известные электростартеры развивают быстро нарастающий пусковой момент, который может по величине превышать необходимый момент для раскрутки газотурбинной установки. Это приводит к динамическим ударам в сцепной кулачковой муфте одностороннего действия электростартера, как в момент запуска, так и в процессе раскрутки, и что может послужить причиной поломки трансмиссии.

Развиваемый электростартером момент, при выходе газотурбинной установки на режим работы, становится избыточным, что перегружает трансмиссию и приводит к перегреву электростартера.

Известен электростартер постоянного тока для запуска авиационных газотурбинных установок [2, стр. 1], содержащий сцепную кулачковую муфту одностороннего действия, редуктор, коллекторный электродвигатель постоянного тока и устройство включения стартера.

Недостатками известного электростартера является низкая надежность щеточно - коллекторного узла, наличие искрения в котором, усложняет обеспечение взрывобезопасности электростартера, большие габариты на требуемую мощность для запуска газотурбинной установки, повышенные токи в обмотках приводят к критическому нагреву обмоток, повышенному износу щеток и ускоренному нагреву коллектора.

Известен электростартер, [1, стр. 39-42] содержащий сцепную кулачковую муфту одностороннего действия, редуктор, асинхронный электродвигатель, подключенный к питающей сети через частотный преобразователь, снабженный измерителем частоты вращения электростартера, и устройство включения электростартера, взятый за прототип.

В данном электростартере так же наблюдаются удары в сцепной кулачковой муфте одностороннего действия при сцеплении и в процессе раскрутки газотурбинной установки, то есть, момент, развиваемый асинхронным электродвигателем, передаточное число редуктора и, следовательно, нагрев обмоток асинхронного электродвигателя не являются оптимальными, в совокупности, для использования его в качестве электростартера для запуска газотурбинной установки. При этом электростартер устанавливается на месте пневмостартера и не должен требовать доработки мест стыковки и дополнительных мест для размещения в газотурбинной установке, что позволит производить монтаж системы электрозапуска с электростартером в условиях эксплуатации.

Задача изобретения - получение электростартера с оптимальными техническими параметрами, наиболее полно обеспечивающего надежный и безопасный электрозапуск газотурбинной установки и ее эксплуатации вместо пневмостартера.

Технический результат изобретения - создание взрывобезопасного электростартера, с габаритами, позволяющими производить монтаж системы электрозапуска с электростартером в условиях эксплуатации, без доработки мест стыковки и дополнительных мест для размещения в газотурбинной установке, с достаточным и оптимальным развиваемым моментом асинхронного двигателя электростартера, не критичным нагревом его обмоток, позволяющим производить надежный и безопасный электрозапуск газотурбинной установки.

Поставленная задача решается следующим образом.

Предложен электростартер для запуска газотурбинной установки, содержащий сцепную кулачковую муфту одностороннего действия, редуктор, асинхронный электродвигатель, подключенный к сети питания через преобразователь частоты, снабженный измерителем частоты вращения электростартера, и устройством включения электростартера, отличающийся тем, что электростартер для запуска газотурбинной установки выполнен с соблюдением тождественных соотношений

где МН - номинальный момент раскрутки газотурбиной установки;

МЭЛ - номинальный момент асинхронного электродвигателя;

t - интервал времени, за которое достигается практически установившееся превышение температуры электродвигателя над температурой окружающей среды;

Т - постоянная времени нагрева асинхронного электродвигателя;

i - передаточное число редуктора;

η - К.П.Д. редуктора.

Известно, что при проектировании электродвигателя, специально предназначенного для кратковременного режима работы, стремятся к увеличению постоянной времени нагрева Т, так как при этом растет коэффициент перегрузки по току и по мощности. Увеличение постоянной времени нагрева Т, как правило, достигается увеличением теплоемкости электродвигателя.

Постоянная времени нагрева Т растет при прочих равных условиях пропорционально первой степени линейных размеров [3, стр. 132]. В данном случае габариты электростартера ограничены требованием возможности замены пневмостартера в эксплуатации и это ограничивает возможность увеличения линейных размеров, тем более, что обеспечение взрывобезопасности само собой уже вносит увеличение размеров, например, в местах стыковок корпусных деталей электростартера.

Известно выражение для постоянной времени нагрева Т [4, стр. 29]:

где - установившееся превышение температуры электродвигателя над температурой окружающей среды;

с - удельная теплоемкость, Дж/кг⋅К;

G - масса, кг;

Р - мощность внутренних источников нагрева, Дж/с.

Для упрощения воспользуемся оценкой эквивалентных величин, аналогично [5, стр. 98]

Основной внутренний источник нагрева асинхронного электродвигателя это нагрев обмоток при прохождении по ним тока. Тепло выделяемое в обмотках определяется по закону Джоуля - Ленца, следовательно,

P~I2,

где I - ток статора асинхронного электродвигателя, и учитывая выражение (2) можно записать, что

Момент, развиваемый асинхронным электродвигателем, равен

где I2 - приведенный к статору вторичный ток.

Следовательно, учитывая выражения (3) и (4) получаем

Отсюда увеличить постоянную времени нагрева асинхронного электродвигателя Т можно уменьшив момент асинхронного электродвигателя. Исходя из известного соотношения [5, стр. 157]

t=4⋅T,

в пределе, можем записать, что необходимо выполнить соотношение

Понижающим редуктором с передаточным числом i получаем на выходе электростартера заданный номинальный момент раскрутки газотурбинной установки МН. Отсюда, с учетом коэффициента полезного действия редуктора η, приходим к соотношению

Если рассмотреть график нагрева [5, стр. 157], то естественно допускается использовать в соотношении числа 1, 2 и 3, все зависит от назначения электростартера, условий использования, характера и величины нагрузок.

На предприятии АО "Электропривод" по предложенному соотношению выполнен электростартер СТЭ-18СТ с блоком управления БУС-18СТ.

Соединение электростартера с коробкой приводов газотурбинных установок при помощи шлицевого вала, а крепление по ОСТ 11876-74, обеспечивает установку электростартера вместо пневмостартера.

Электростартер обеспечивает холодную прокрутку, горячий запуск двигателя и промывку газовоздушного тракта.

Режим работы электростартера повторно - кратковременный. Максимально - напряженный цикл работы: четыре включения по сто секунд с перерывом продолжительностью пять минут между первым и вторым включениями, перерывом шесть минут между вторым и третьим включениями и перерывом семь минут между третьим и четвертым включениями. После четырех включений - полное охлаждение электростартера.

Номинальная мощность при частоте вращения выходного вала 2520 об/мин равняется 60-65 кВт. Диапазон частоты трехфазного переменного тока, подаваемого на электростартер от блока управления БУС-18СТ равен 0,1-400 Гц. Ток, потребляемый электростартером при номинальном моменте, не более 240 А. Номинальный момент, развиваемый электростартером равен 245 Н⋅м.

Электростартер состоит из следующих сборочных единиц, выполненных в одном корпусе: асинхронного электродвигателя, редуктора, муфты сцепления и выходного вала.

Асинхронный электродвигатель предназначен для привода электростартера и состоит из корпуса со статором, ротора и подшипникового щита. В корпус запрессован пакет статора с обмоткой. Соединение фаз обмотки - звезда, число пар полюсов обмотки p=2.

На корпусе расположена панель с выводами для подключения асинхронного электродвигателя к блоку управления БУС-18СТ. Ротор асинхронного электродвигателя короткозамкнутый, вращается на двух подшипниках. Один из подшипников установлен в корпусе электростартера, а другой в щите, который крепится к корпусу. На выходном конце вала ротора имеются шлицы для установки зубчатого колеса редуктора.

Редуктор предназначен для уменьшения частоты вращения и увеличения момента, передаваемых от асинхронного электродвигателя к выходному валу электростартера.

Редуктор одноступенчатый, четырехпоточный, выполнен в виде планетарной ступени с остановленным водилом. Центральное зубчатое колесо ступени закреплено на валу асинхронного электродвигателя, четыре паразитных зубчатых колеса установлены на неподвижном водиле, закрепленном в корпусе.

Подвижное корончатое зубчатое колесо связано с ведущим элементом муфты сцепления посредством эвольвентного шлицевого соединителя. Передаточное число редуктора i=4,45.

Муфта сцепления предназначена для сцепления электростартера, с помощью выходного вала со шлицами, с ротором газотурбинной установки во время запуска и расцепления после прекращения запуска.

Муфта состоит из ведущей и ведомой полумуфт. Сцепление полумуфт осуществляется торцевыми зубьями, обеспечивающими передачу крутящего момента в одном направлении вращения.

Выходной вал предназначен для передачи крутящего момента от электростартера к ротору газотурбинной установки.

В соответствии с предложенным соотношением имеем

i⋅η=4,

где η=0,9 расчетное К.П.Д. редуктора, тогда передаточное число редуктора равно

Момент на валу асинхронного электродвигателя равен

отсюда:

Уменьшив момент на валу асинхронного электродвигателя, соответственно увеличиваем постоянную времени нагрева Т, следовательно увеличивается и интервал времени, за которое достигается практически установившееся превышение температуры электродвигателя над температурой окружающей среды t. Соотношение не изменится.

Таким образом, в данном электростартере СТЭ-18СТ выполнены предложенные соотношения.

По техническим условиям на электростартер СТЭ-18СТ нагрев обмоток составляет не более 105°С, что подтверждает правильность предложенного технического решения для исполнения электростартера.

На фиг. 1 представлены момент вращения, развиваемый электростартером М и частота вращения выходного вала электростартера n.

Электростартер работает следующим образом. Напряжение переменного тока с изменяющейся частотой и амплитудой, обеспечивающих поддержание заданного момента, (фиг.1) создаваемого асинхронным электродвигателем, от блока управления БУС-18СТ питает асинхронный электродвигатель электростартера.

При включении, преобразователь блока управления БУС-18СТ начинает медленно повышать частоту и величину напряжения, подаваемого на асинхронный электродвигатель, вращающий момент М (фиг. 1) начинает плавно увеличиваться, так же плавно начинает увеличиваться частота вращения n (фиг. 1).

Вращение от зубчатого колеса, закрепленного на валу асинхронного электродвигателя, через паразитные зубчатые колеса, передается на корончатое колесо, от которого через муфту сцепления вращение передается на выходной вал электростартера и далее на ротор газотурбинной установки.

Ведущая полумуфта муфты сцепления с корончатым зубчатым колесом соединена с помощью внутренней трехзаходной прямоугольной резьбы, обеспечивающей осевое перемещение ведущей полумуфты до сцепления с ведомой полумуфтой и наружных эвольвентных шлицев, обеспечивающих передачу крутящего момента от корончатого колеса к муфте сцепления.

Муфта выбирает свободный ход, происходит сцепление ее кулачков и электростартер начинает раскручивать ротор газотурбинной установки.

Примерно к пятой секунде значение вращающего момента становиться максимально заданным и сохраняет постоянную величину, соответственно асинхронный электродвигатель электростартера раскручивает ротор газотурбинной установки с постоянным вращающимся моментом.

Примерно на семидесятой секунде раскрутки ротора газотурбинной установки, по сигналу блока управления БУС-18СТ, развиваемый электростартером момент М будет уменьшаться с увеличением частоты (фиг. 1). Электростартер будет работать с постоянной мощностью на выходном звене, что исключает перегрузку трансмиссии.

При достижении ротором газотурбинной установки заданной частоты вращения блок управления БУС-18СТ выдает команду на отключение электростартера. Ротор газотурбинной установки обгоняет электростартер, и муфта сцепления отключает электростартер от газотурбинной установки.

Масса предложенного электростартера не более 65 кг.

Таким образом, решена поставленная задача и достигнут технический результат, получен малогабаритный, мощный, с увеличенными перегрузочными способностями, надежный электростартер во взрывозащищенном исполнении.

Предложенное техническое решение может применяться в различных отраслях промышленности, таких как автомобильная, судостроение, авиационная и т.д.

Ссылки на источники известности:

[1] Волокитина Е.Н., Никитин В.В., Носков Н.В., Шалагинов В.Ф. Электростартер для запуска газотурбинных установок // Электроника и электрооборудование транспорта. - 2005. - №5. с. 39-42;

[2] Стартер - генератор СТГ-12ТМВ // Техническое описание, инструкция по технической эксплуатации. - Киров, - ОАО "Электропривод", - 1964.;

[3] Костенко М.П., Пиотровский Л.М. Электрические машины. В 2-х ч. Ч. 2. - Машины переменного тока. Учебник для студентов высш. техн. учеб. заведений. Изд. 3-е, перераб. Л., «Энергия», 1973. - 684 с. с ил.;

[4] Гуревич Э.И. Тепловые испытания и исследования электрических машин. Л., «Энергия», 1977. - 296 с. с ил.;

[5] Вольдек А.И. Электрические машины. Учебник для студентов высш. техн. учебн. заведений. - 3-е изд., перераб. - Л.: Энергия, 1978. - 832 с., ил.;

[6] Гольдберг О.Д., Турин Я.С, Свириденко И.С. Проектирование электрических машин: Учебник для втузов / Под ред. О.Д. Гольдберга. - М.: Высш. шк., 1984. - 431 с., ил.

Электростартер для запуска газотурбинной установки, содержащий сцепную кулачковую муфту одностороннего действия, редуктор, асинхронный электродвигатель, подключенный к сети питания через преобразователь частоты, снабженный измерителем частоты вращения электростартера и устройством включения электростартера, отличающийся тем, что электростартер для запуска газотурбинной установки выполнен с соблюдением тождественных соотношений

где МН - номинальный момент раскрутки газотурбиной установки;

МЭЛ - номинальный момент асинхронного электродвигателя;

t - интервал времени, за которое достигается практически установившееся превышение температуры электродвигателя над температурой окружающей среды;

Т - постоянная времени нагрева асинхронного электродвигателя;

i - передаточное число редуктора;

η - КПД редуктора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области двигателестроения и, в частности, к электростартерам для запуска газотурбинных установок, используемых в газоперекачивающих агрегатах и электрических станциях.

Объектом изобретения является архитектура силовой системы многомоторного вертолета, содержащего газотурбинные двигатели (1, 2), соединенные с коробкой (3) передачи мощности, содержащая гибридный газотурбинный двигатель (1), выполненный с возможностью работать по меньшей мере в одном дежурном режиме во время устоявшегося полета вертолета; блок (5, 6) быстрого повторного запуска упомянутого гибридного газотурбинного двигателя (1) для его выхода из упомянутого дежурного режима и его перехода в номинальный режим работы; вспомогательную силовую установку (11), соединенную с блоком (5, 6) повторного запуска через первый преобразователь (10) переменного напряжения в постоянное и выполненную с возможностью выдавать по команде необходимую мощность на упомянутый блок (5, 6) повторного запуска для выхода соответствующего упомянутого гибридного газотурбинного двигателя (1) из упомянутого дежурного режима.

Объектом изобретения является устройство запуска газовой турбины, содержащее систему запуска, выполненную с возможностью приведения во вращение по команде упомянутой газовой турбины.

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к устройствам, обеспечивающим запуск газотурбинного двигателя. Предлагается способ запуска газотурбинного двигателя посредством стартера.

Газотурбинный двигатель содержит газогенератор, свободную турбину, стартер-генератор, неподвижно соединенный с промежуточным валом, и устройство спонтанного механического соединения газогенератора и свободной турбины.

Устройство (100) помощи во вращении газогенератора для двигателя (GT1) со свободной турбиной воздушного судна, имеющего по меньшей мере два двигателя (GT1, GT2) со свободными турбинами, при этом устройство содержит машину (D1) электрического стартера для обеспечения помощи газогенератору первого двигателя (GT1), использующую энергию, вырабатываемую машиной (G2) электрического генератора, приводимой в движение вторым двигателем (GT2), устройство, дополнительно содержащее по меньшей мере один элемент (S1) накопления электроэнергии, электрически соединенный с указанной машиной (D1) электрического стартера для обеспечения импульса поддержки упомянутому газогенератору.

Изобретение относится к газотурбостроению, в частности к оценке технического состояния свечей зажигания, имеющих хотя бы один из контактов электродов из материала, содержащего палладий, при изготовлении свечей или при проверке их технического состояния после проведения ремонта.

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к управлению перекрывной регулирующей заслонкой потока сжатого воздуха, подаваемого в качестве рабочего тела в воздушно-турбинный стартер, который используется для запуска газотурбинного двигателя авиационной или наземной техники.

Приводная система для приведения в действие по меньшей мере одного компрессора. Система содержит газотурбинный двигатель (101), выполненный и установленный с возможностью приведения в действие компрессора (103).

Группа изобретений относится устройствам для воспламенения топливо-воздушной смеси в камерах сгорания газотурбинных двигателей. Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит внешний корпус, жаровую трубу и форсуночную плиту кольцевой формы и систему зажигания со свечой зажигания.
Наверх