Блмо .ка i

 

О П И С А Н И Е 278I76

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соеетоких

Социалиотичеоких

Реоаублик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 01. I I I 19i68 (№ 1223225/40-23) Кл 42k, 20 с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 05.VI II.1970. Бюллетень № 25

Дата опубликования описания 10.XI.1970

МПК G Olm 9/00

УДК 533.69(088.8) Комитет по делам изобретвиий и открытий при Совете Миииотрое

СССР

Авторы изобретения

Л. Ф. Теплов, А, С. Крюков и М. М. Михайлов

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СВОБОДНОШТОПОРЯЩИМИ

МОДЕЛЯМИ В АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ

Изобретение относит я к области оборудования для экспериментальной аэродинамики, в частности к оборудованию, применяемому при экспериментальном исследовании штопора в вертикальной аэродинамической трубе с помощью динамически подобных моделей самолетов.

Известно устройство для программного управления свободноштопорящими моделями при экспериментальном исследовании штопора в вертикальной аэродинамической трубе, состоящее из пульта управления и контроля, связанного с моделью через радиоканал, образованный стационарным передатчиком, индуктивной антенной, расположенной вокруг рабочей части трубы, а также приемника, исполнительных механизмов, соединенных с рулями управления модели, и датчиков, смонтированных на модели. Устройство несовершенно тем, что на результаты эксперимента влияют подвески модели, кроме того, ненадежна передача информации по радиоканалу из-за влияния металлических масс в трубе и невозможности получить строго направленную диаграмму излучения антенны.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков за счет отцепления модели or подвесок в ходе эксперимента и соответствующего расположения антенн радиоканала по окружности тру".к,.

На фиг, 1 показана блок-схема описываемого устройства (стационарный и бортовой иолукомплекты); на фиг. 2 — блок отцепки; Ia фиг. 3 — замок блока отцепки.

Устройство состоит из стационарного и бортового полукомплектоз.

Стационарный полукомплект состоит, в свою очередь, из пульга управления 1, внутри которого размещены задатчик программы ис10 пытаний 2 и связанный с ним преобразователь

8 На лицевой части пульта расположены рукоятки переключателей набора программы, кнопки для пуска программы, сброса программы, для подачи команд вручную, свето15 вые индикаторы переданной программы, звуковой индикатор, сигнализирующий момент подачи команды, а также другие вспомогательные кнопки и индикаторы для контроля работы устройства. Пульт управления связан

20 кабелем с блоком 4, в котором размещены передатчик 5 с антенной б, передающий сигналы управления на модель, и приемник 7 с антенной 8, принимающий ответные сигналы с модели об исполненных командах.

25 Бортовой полукомплект, смонтированный на модели 9, состоит из скрытой приемопередающей антенны 10, pacnoëàãàåìoé в передней кромке киля или крыла модели. Антенна соединена кабелем с блоком бортового приемо30 передатчика 11, который, в свою очередь, свя278176 зан с бортовым преобразователем 12, источником питания 1>, и блоком исполнительных механизмов 14.

В блоке исполнительных механизмов установлены контактные датчики поло>кения и электромеханические приводы к рулю направления, рулю высоты, к элеронам и к противоштопорному устройству.

На борту модели смонтирован также блок отцепки (см. фиг. 2).

Блок отцепки состоит из верхнего 15 и нижнего 16 замков, закр .пляемых на верхней и на нижней частях фюзеляжа модели так, что ось 1 — 1 проходит через центр тяжести модели, электромагнитного спускового устройства

17. соединенного с замками при помощи гибких тросиков 18, и двух датчиков: отсоединения подвески с микоопереключателем 19 и датчика взвешенного состояния с микропереключателем 20 (см. фиг. 3), установленных на верхнем замке подвески.

Конструктивно замок выполнен следующим образом. Неподвижная 21 часть корпуса замка укрепляется на модели. Подвижная 22 часть корпуса соединяется с неподви>кной осью 28 и упором 24. Неподвижная и подвижная части корпуса замка, а также динамометрическая пружина 25 и микропереключатель

20 образуют датчик взвешенного состояния.

Трос 2б подвески прикреплен к серьге 27, которая через подшипник 28 соединяется со штоком 29. В запертом положении шток удерживается наконечником-стопором 80, приводимым в движение тросиком. На подвижной части корпуса замка закреплен стакан 81 с пружиной 82 и выталкиьателем 83.

В положении, когда модель висит на тросе; пружина 25 сжата, и контакты микропереключателя 20 разомкнуты. При наступлении взвешенного состояния пружина прижимает подвижную часть корпуса и включает микропереключатель.

По команде с пульта через радиоканал спусковое устройство при помощи тросиков с наконечниками-стопорами освобождает одновременно штоки верх.. его и нижнего замков.

Шток выталкивается толкателем с пружиной, при этом микропереключатель 19 срабатывает и выдает сигнал отсоединения модели от подвески.

Для надежной передачи информации на модель и с модели по радиоканалу связи между стационарным полукомплектом и бортовым, установленным на вращающейся в режиме штопора модели в условиях больших неравномерностей высокочастотного поля из-за наличия больших металлических масс в аэродинамической трубе, приемник и передатчик стационарного полукомплекта выполнены двухканальными, соответственно с двумя парами приемной и передающей антенн. Каждая из пар расположена по окружности трубы на прямой, проходящей через ее центр, причем указанные прямые пересекаются под углом

10 90 .

Пр едм ет изобретения

1. Устройство для управления свободноштопорящими моделями в аэродинамической тр115 бе, содержащее пульт управления и контроля, радиоканал телеуправления и контроля, оортовые преобразователи сигналов и команд, датчики и исполнительные механизмы, отличаюи1ееся тем, что, с целью повышения точ20 ности эксперимента, оно снабжено блоком отцепки, содержашич два замка, укрепленных на верхней и нижней частах фюзеляжа модели по оси, проходящей через ее центр тяжести, электромагнитное спусковое устройство, 25 образованное обмоткой возбуждения и подпружиненным якорем, и датчик взвешенного состояния с электроконтактным выходом, причем якорь спускового устройства при помощи гибких тросиков с наконечниками связан с

30 замками, а его обмотка через электроконтакт,ный выход датчика подключена к источнику питания.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью конструктивного объединения

35 замка и датчика взвешенного состояния, замок состоит из неподвижной части, укрепленной на модели, и подвижной части, выполненной в виде рычага, одно плечо которого шарнирно связано с неподвижной частью, а вто40 рое — с закреплечным на нем концевым выключателем, штифт которого взаимодействует с неподвижной частью, пружиной прижимается к неподвижной части и через подпружиненный шток с серь"ой связано с тросом, 45 удерживающим модель, при этом шток закреплен в канале подвижной части с помощью наконечника тросиков.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью надежной передачи информации

50 по радиоканалу, оно снабжено двумя парами передающей и приемной антенн, каждая из которых расположена по окружности трубы на прямой, проходящей через ее центр, причем указанные прямые пересекаются под уг.лом 90 .

278176

U8.

Составитель А. Цофин

Редактор Т. H. Каранова Техред А. А. Камышникова Корректор О. С. Зайцева

Заказ 3191/8 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ -Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров ГССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Блмо .ка i Блмо .ка i Блмо .ка i Блмо .ка i 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к области аэродинамических испытаний и предназначено для использования в аэродинамических трубах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в авиационной промышленности при проведении наземных испытаний объектов авиационной техники, подвергающихся обледенению в естественных условиях эксплуатации

Изобретение относится к способам воспроизведения аэродинамического теплового воздействия на головную часть (обтекатель) ракеты в наземных условиях и может быть использовано при наземных испытаниях элементов летательных аппаратов

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано в отраслях промышленности, занимающихся проектированием и созданием транспортных средств различного назначения

Изобретение относится к средствам физического моделирования, в частности к устройствам для моделирования направляющего пути наземного транспорта в аэродинамических трубных экспериментах

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано в конструкциях подвесных устройств

Изобретение относится к аэродинамике и может быть использовано в конструкциях аэродинамических установок
Наверх