Способ скоростной стрельбы башенной установки пушечного вооружения

Изобретение относится к орудийным установкам. Способ уменьшения механических напряжений в башенной установке при скоростной стрельбе, при котором кинетическая энергия движения ствола при откате преобразуется в электрическую энергию, которая преобразуется в тепловую энергию. При откате ствола магнит, закрепленный на штоке, связанном со стволом, наводит электродвижущую силу в неподвижной катушке. Генерируемый электрический ток направляется на нагревательный элемент. Технический результат – уменьшение энергии упругих напряжений в корпусе башенной установки при стрельбе из пушки с подвижным стволом. 1 ил.

 

Изобретение относится к области скорострельного пушечного вооружения и может быть использовано для совершенствования систем обеспечения точности стрельбы.

Известен способ скоростной стрельбы башенной установки пушечного вооружения, заключающийся в преобразовании кинетической энергии отдачи ствола орудия в тепловую энергию [Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1»: Основы устройства и функционирования: Учебное пособие. Часть 1 / под ред. чл.-кор. РАЕН д-ра техн. наук, проф. В.А. Мальцева и Ю.А. Савенкова - Тула: АО «КБП», 2017. - 289 с.].

Известный способ реализуется снижением колебаний всего корпуса боевой машины с башенной установкой за счет повышения упругости опорных устройств (применение дополнительных опор), и преобразованием тем самым энергии отдачи ствола пушки в энергию акустических колебаний инфразвукового диапазона отдельных функциональных механических узлов и деталей. Энергия этих колебаний в конечном итоге рассеивается по всему корпусу машины и обращается в тепловую энергию по акустической и оптической ветвям атомных колебаний в материалах деталей боевой машины.

Недостатком известного способа является то, что постоянная времени диссипации (рассеивания) энергии отдачи выстрела больше периода выстрелов. Это ведет к накоплению неуправляемой энергии колебательных процессов в узлах машины и, соответственно, к нарушению работы системы наведения. При этом, повышение жесткости опор машины повышает частоту колебательных процессов в узлах машины с периодом меньше постоянной времени срабатывания системы наведения. Все это ограничивает возможности обеспечения необходимой точности стрельбы.

Технический результат направлен на уменьшение энергии упругих напряжений в корпусе башенной установки при стрельбе, создаваемых отдачей ствола пушки.

Технический результат достигается тем, что в способе скоростной стрельбы башенной установки пушечного вооружения, заключающимся в преобразовании кинетической энергии отдачи ствола пушки в тепловую энергию, кинетическая энергия отдачи ствола орудия преобразуется в электрическую энергию, которая преобразуется в тепловую энергию.

Принцип предлагаемого способа основан на преобразовании энергии движения отдачи ствола в электрическую энергию, которая преобразуется в энергию электрического тока, которая преобразуется в магнитную энергию торможения ствола и в тепловую энергию рассеивателя тепла.

На рисунке приведена функциональная схема устройства для реализации предлагаемого способа (далее - устройство).

Устройство содержит ствол 1, снаряд 2 в стволе, корпус 8, откатный цилиндр 3 и упругие элементы 7, соединенные с корпусом, шток 4, соединенный со стволом 1 и упругими элементами 7, магнит 5 связанный со штоком 4, катушка электрическая 6, закрепленная к корпусу 8. Откатный цилиндр 3 служит в качестве держателя и направляющего для ствола 1 при откате. Магнит 5 и катушка 6 выполнены секционированно для повышения величины наводимой ЭДС и повышения КПД по преобразованию движения ствола с магнитом в электрическую энергию. В катушку может быть вмонтировано нагрузочное резистивное сопротивление. Электрическая энергия может рассеиваться на резистивном сопротивлении короткозамкнутой катушки.

Устройство работает следующим образом. При вылете снаряда 2 ствол 1 получает импульс силы в обратном направлении и при движении в цилиндре 3 штоком 4 сжимает упругие элементы 7, которые распределяют по времени ударную нагрузку выстрела на корпус 8 и уменьшают величину действующей на корпус 8 силы при выстреле. При движении штока 4 магнит 5 наводит электродвижущую силу (ЭДС) в неподвижной электрической обмотке катушки 6. Электрический ток, создаваемый ЭДС в катушке 6, рассеивает энергию на резистивном сопротивлении катушки или специального нагревательного элемента, соединенного с катушкой.

Таким образом, кинетическая энергия движения ствола 1 посредством магнита 5 преобразуется в энергию электрического тока в обмотке 6, которая преобразуется в нагревательном элементе в тепловую энергию. Согласно закону сохранения энергии и практике генерации электрической энергии КПД преобразования механической энергии в электрическую может превышать 60%, что зависит от соотношения взаимодействующих масс ствола 1 и корпуса 8. По правилу Ленца, чем больше электрический ток в обмотке катушки 6, тем больше магнитное поле обмотки, противодействующее движению магнита 5 штока 4. Величина тока тем больше, чем меньше сопротивление обмотки с нагревательным элементом. В пределе наиболее эффективным электромагнитным тормозом является короткозамкнутая обмотка, выполняющая роль обмотки для наведения ЭДС (тока) и нагревательного элемента.

Количество энергии, отводимой в тепло, можно оценить по величине наводимой ЭДС и сопротивлению обмотки

где Е -электродвижущая сила катушки, В;

μ - относительная магнитная проницаемость магнита;

μ0 - магнитная проницаемость вакуума, Гн/м;

Н - напряженность магнитного поля магнита, А/м;

S - площадь сечения магнитного потока, м2;

Δt - время изменения магнитного потока, равное времени отката ствола, с;

k - коэффициент уменьшения средней скорости движения ствола по отношению к средней скорости движения снаряда в стволе.

Наведенная электрическая мощность в катушке, превращаемая в тепловую энергию, определяется из уравнения

где R - сопротивление всей цепи обмотки, Ом.

Так, при возможно реализуемых величинах Е=1000 В и R=0,05 Ом, мощность может достигать значений Р=106/10-2=108 Дж/с.

При движении ствола в 10 раз медленнее снаряда tств=0,1 Δtсн=0,06 с выделяемая энергия равна W=Ptств=0,06 108=105 Дж.

Оценочный расчет показывает, что энергия движения ствола может быть распределена не менее чем в равной мере между электромагнитной системой торможения ствола и корпусом, которому энергия ствола передается через шток и упругий элемент, а в предельном случае через шток 4, магнит 5, магнитное поле, катушку 6 на корпус. Для такого распределения допустимая мощность обмотки 6 электромагнита 5, 6 должна быть больше мощности, передаваемой через шток 4 на корпус 8 через упругие элементы в отсутствии магнитного поля.

При передаче всей энергии отката ствола на корпус через магнитное поле совершаемая работа в электромагнитной системе магнит-катушка будет равна работе сжатия упругого элемента

где I - электрический ток катушки, А;

t - время перемещения катушки, с;

G - модуль упругости упругого элемента Н/м;

Δx - величина сжатия упругого элемента, м.

Из практики известно, что механическая сила, действующая на индуктор электрического генератора, превращается в механическую силу магнитного поля, называемой пондермоторной силой, которая превращается в силу тока в проводнике, не обладающей и не вызывающей механической силы реакции в проводнике. Таким образом, механическая энергия, характеризуемая механической силой, может быть преобразована в электрическую энергию, превращаемую в тепло без посредства механической силы.

Сопоставительный анализ показал, что кинетическая энергия, передаваемая движением ствола корпусу, может быть уменьшена в два раза.

Способ скоростной стрельбы башенной установки пушечного вооружения, преобразующий кинетическую энергию отдачи ствола пушки в тепловую энергию, отличающийся тем, что кинетическая энергия отдачи ствола орудия преобразуется в электрическую энергию, которая преобразуется в тепловую энергию.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области артиллерийского вооружения и может быть использовано при проектировании и производстве противооткатных устройств к танковым пушкам и самоходным артиллерийским установкам.

Изобретение относится к устройствам для пуска снарядов. Способ скоростной фланговой стрельбы заключается в том, что блокируется взаимная подвижность между звеньями двухзвенной боевой машины с одновременным прилеганием к поверхности опорных элементов обоих звеньев машины.

Изобретение относится к транспортным средствам. Пневмоциркуляционная подвеска с гасителем колебаний содержит систему подрессоривания колес, связанную с шинами колес, и резервуар с изменяемым объемом.

Изобретение относится к гидропневматическим независимым подвескам. Гидропневматическая независимая подвеска колесного модуля содержит колесо, встроенный гидравлический двигатель, направляющую стойку, гидроцилиндр со штоком.

Изобретение относится к тормозным системам и системам подрессоривания транспортного средства. Адаптивная подвеска состоит из контроллера управления, шины передачи данных, направляющих и упругих элементов, амортизаторов с возможностью управления коэффициентом демпфирования и пневматических упругих элементов с возможностью управления жесткостью.

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Транспортное средство содержит передний и задний ведущие мосты, раздаточную коробку, датчики вертикальной нагрузки на передний и задний ведущие мосты.

Изобретение относится к устройству пневматической рессоры. Пневматическая рессора включает интегрированную систему клапанов управления для подвода сжатого воздуха в полость (6) для создания давления рессоры, образованную между кожухом (1), трубой (3) пневматической рессоры и соединяющим указанные конструктивные элементы упругим элементом пневматической подвески (5).

Изобретение относится к устройству пневматической рессоры. Пневматическая рессора включает встроенное устройство распределительного клапана для нагружения давлением камеры (6) нагнетания пневматической рессоры.

Изобретение относится к пневматической подвеске транспортного средства. Система пневматической подвески имеет интегрированный управляющий клапан (4) для подачи сжатого воздуха в воздушную полость (6).

Изобретение относится к пневматической подвеске. Пневматическая подвеска содержит один интегрированный управляющий клапан (1) для подачи сжатого воздуха в воздушную полость (5), образованную между внешней трубой (2), направляющей трубой (3) и соединяющим их сильфоном (4).

Изобретение относится к подвескам транспортных средств. Гидропневматическая подвеска транспортного средства содержит гидроцилиндры подвески колес левого, правого бортов передней и задней оси, насос и распределители.
Наверх