Кинетический накопитель энергии с супермаховиком

Изобретение относится к области электротехники и электроэнергетики, а именно - к устройствам для накопления и преобразования энергии при помощи супермаховика, оснащенного электрической машиной, работающей попеременно в режиме двигателя и генератора. Технический результат - упрощение конструкции супермаховикового накопителя энергии, уменьшение его габаритов и материалоемкости, снижение потерь двигателя-генератора при одновременном повышении его эксплуатационной надежности. Супермаховиковый накопитель энергии содержит двигатель-генератор и супермаховик, заключенные в герметизированную вакуумированную оболочку. Двигатель-генератор представляет собой высокоскоростную синхронную машину с аксиальным потоком, создаваемым постоянными магнитами, расположенными на роторном диске, который помещен ниже магнитопровода статора для того, чтобы значительная осевая магнитная сила была направлена вверх и частично или полностью уравновешивала вес супермаховика и ротора, разгружая тем самым магнитные опоры устройства. Для значительного снижения потерь в магнитопроводе последний выполнен из аморфного или наноструктурированного сплава, что исключает необходимость иметь теплообменники с циркулирующей охлаждающей жидкостью и упрощает конструкцию. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области электротехники и электроэнергетики, а именно, к устройствам для накопления и преобразования энергии при помощи супермаховика, оснащенного электрической машиной, работающей попеременно в режиме двигателя и генератора. Основное применение изобретения: в качестве дополнительного источника энергии для бесперебойного снабжения потребителей ветровых электростанций децентрализованной энергетики, в электроэнергетической отрасли для преодоление максимальной нагрузки, выравнивания нагрузки в цикле, а также решения вопросов улучшения качества электроэнергии и безопасности.

Кинетические накопители энергии (КНЭ) коммерчески доступны как источники бесперебойного питания с циклом порядка нескольких минут, однако КНЭ, предназначенные для более длительных периодов (до нескольких часов), только начинают появляться на рынке.

КНЭ для непрерывной работы в течение 8 часов с мощностью 5 кВт должен израсходовать Wmax=144 МДж энергии. Момент инерции накопителя

однозначно определяется по номинальной частоте вращения двигателя-генератора ωн и допустимому уровню ее снижения kω.

Известны КНЭ с магнитным высокотемпературным сверхпроводящим подвесом (ВТСП). Например, патент РФ №97018 «Кинетический накопитель энергии», содержащий корпус, в котором размещен обращенный мотор-генератор с неподвижным статором и ротор-маховик с бесконтактным сверхпроводящим подвесом на основе кольцевого блочного ВТСП массива, а также патент на полезную модель РФ №133986 «Кинетический накопитель энергии с магнитным ВТСП подвесом», предназначенный для работы в качестве резервных и аварийных источников питания бортовых электроэнергетических систем атмосферных летательных аппаратов и космических энергоустановок, а также других ответственных потребителей.

Наличие криостата с жидким азотом, охлаждающего кольцевой блочный ВТСП массив сверхпроводящего подвеса ротора-маховика, значительно затруднит эксплуатацию КНЭ на ветровых электростанциях, особенно в труднодоступных северных районах России, где имеется огромный ветровой потенциал, а основным источником энергии по-прежнему остается дизель генератор.

Из уровня техники известны кинетические накопители энергии, в которых электрическая энергия преобразуется в механическую энергию маховика (патент на изобретение РФ №2504889 «Накопитель энергии», патент на изобретение РФ №2456734 «Накопитель энергии»).

В указанных патентах накопители энергии, включают вакуумируемый корпус, установленный в нем маховик в виде вертикального цилиндрического трубчатого ротора с мотор-генератором со статором, закрепленным в корпусе, и приводным диском, закрепленным на роторе, систему опор, образованную из игольчатого опорного подшипника с подпятником в нижней части ротора и магнитного подшипника с постоянным магнитом в верхней части ротора. Известные КНЭ отличаются способом крепления вращающегося элемента опоры. Мотор-генератор имеет вертикальную ось вращения и расположен под маховиком. Наличие игольчатого подшипника подобного ультрацентрифуге предполагает очень высокую частоту вращения и относительно малую массу маховика. При применении КНЭ на ветростанциях ограничение массы маховика является недостатком, т.к. для длительной работы накопителя энергии должна быть значительной запасенная кинетическая энергия, а, следовательно, и масса маховика.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по своей технической сущности является кинетический накопитель энергии по патенту на изобретение РФ №2417504 «Супермаховиковый накопитель энергии», который содержит в себе двигатель-генератор и супермаховик, заключенные в герметизированную вакуумированную оболочку, состоящую из корпуса и крышки, жестко связанных между собой и образующих центральную кольцевую полость, внутри которой на корпусе и крышке закреплены соответственно по одному дисковому магнитопроводу двухдискового статора с обмотками двигателя-генератора, двухсторонний ротор в форме диска с размещенными на его поверхностях постоянными магнитами возбуждения помещен между дисковыми магнитопроводами статора и отделен от них равномерными воздушными зазорами, маховик, жестко связанный с диском ротора, вал, магнитные подшипники, и характеризуется тем, что воздушный зазор между верхним кольцевым магнитопроводом и диском ротора выполнен меньшей величины, чем воздушный зазор между нижним кольцевым магнитопроводом и ротором.

Этот накопитель энергии принят в качестве прототипа заявленного технического решения.

В конструкции прототипа дисковый двигатель-генератор помещен во внутреннюю полость супермаховика. Сочетание дисковой электрической машины с маховиком представляется перспективным решением, однако у прототипа имеются существенные недостатки.

Во-первых, большие потери устройства, требующие теплообменников с циркулирующей охлаждающей жидкостью. Уменьшить потери возможно, снизив основные потери высокоскоростной машины - потери на перемагничивание магнитопровода.

Во-вторых, для разгрузки подшипников предложена излишне сложная двухроторная конструкция. Электромагнитная сила, направленная вверх, компенсирует силу тяжести за счет разности сил притяжения в верхнем и нижнем зазорах, имеющих различную величину. Если в конструкции оставить только один ротор и расположить его ниже магнитопровода статора, получим предельно возможную для его величины силу, разгружающую подшипник. Величина этой силы определена в работах (см. Загрядцкий В.И., Свидченко С.Ю., Харитонова Л.Г. Маховиковые накопители энергии. Сб. "Энерго- и ресурсосбережение - XXI век. Материалы VIII международной научно-практической интернет-конференции". 2010. С. 57-60):

где Iw - намагничивающая сила, μ0 - магнитная постоянная, Sδ - сечение воздушного зазора, δ - величина воздушного зазора, k - коэффициент, учитывающий число фаз, обмоточный коэффициент и др.

Заявленное изобретение решает задачу создания компактного супермаховикового накопителя энергии уменьшенных габаритов и массы, что приводит к снижению возможных вибраций и повышению его эксплуатационной надежности, экономии потребляемой электроэнергии и повышению коэффициента полезного действия.

Сущность заявленного технического решения выражается в следующей совокупности существенных признаков, достаточной для решения указанной заявителем технической проблемы и получения обеспечиваемого полезной моделью технического результата.

Согласно изобретению супермаховиковый накопитель энергии, содержащий двигатель-генератор и супермаховик, заключенные в герметизированную вакуумированную оболочку, состоящую из корпуса и крышки, жестко связанных между собой и образующих центральную кольцевую полость, вал, магнитные подшипники, характеризуется тем, что внутри центральной кольцевой полости на крышке и на валу закреплены соответственно дисковый магнитопровод статора с обмоткой двигателя-генератора и ротор в форме диска с размещенными на его поверхности постоянными магнитами, причем ротор помещен ниже магнитопровода статора и отделен от него равномерным воздушным зазором, а магнитопровод статора выполнен из аморфного или наноструктурированного сплава.

Кроме того, заявленное техническое решение характеризуется наличием ряда дополнительных факультативных признаков, а именно:

- двигатель-генератор может быть выполнен в виде электрической машины, содержащей статор, магнитопровод которого выполнен в виде плоского шихтованного кольца с установленными на его торцевой части кольцевыми катушками m-фазной сосредоточенной обмотки, и два дисковых ротора, на которых размещены постоянные магниты с чередующейся полярностью, расположенные эквидистантно относительно друг друга, при этом на периферии наружных листов магнитопровода выполнены пазы для укладки m-фазной сосредоточенной обмотки, при этом внутренние листы магнитопровода выполнены с диаметром, меньшим, чем диаметр наружных листов, с образованием кольцевой канавки, в которой размещены межкатушечные соединения m-фазной сосредоточенной обмотки;

- дисковый магнитопровод статора может быть выполнен с пазами, в которых уложена двухслойная шестизонная обмотка.

Заявленная совокупность существенных признаков обеспечивает достижение технического результата, который заключается в том, что в заявленной конструкции возникает значительная электромагнитная осевая сила, направленная вверх и компенсирующая либо частично, либо полностью силу тяжести ротора с супермаховиком, при этом она определяется не разностью двух сил, а силой, обратно пропорциональной величине воздушного зазора, т.е. максимально возможной для принятой конструкции. Этим достигается разгрузка магнитных подшипников, улучшение их тяговых и механических характеристик, снижаются размеры и массы подшипниковых узлов, что повышает эксплуатационную надежность и долговечность кинетического накопителя энергии.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показано продольное сечение супермаховикового накопителя энергии, на фиг. 2 - структурная схема кинетического накопителя энергии. На чертежах позициями обозначены: крышка 1, вал 2, статор 3, ротор 4, корпус 5, подшипники 6 и 7, стакан 8 для верхнего магнитного подшипника 6, стакан 9 дл нижнего магнитного подшипника 7, маховик 10, двигатель 11, выпрямитель переменного напряжения генератора 12, конденсатор 13, инвертор постоянного напряжения в выходное трехфазное напряжение переменного тока заданной величины и частоты 14, выходной фильтр 15, схема управления 16.

Оболочка вертикального кинетического накопителя энергии состоит из жестко связанных между собой крышки 1 и корпуса 5, образующих центральную кольцевую полость. Внутри этой полости на крышке 1 закреплен один дисковый магнитопровод статора 3 с m-фазной обмоткой двигателя-генератора. Ниже магнитопровода 3 помещен ротор 4 в форме диска с постоянными магнитами, который жестко укреплен на валу 2, имеющем в качестве опоры магнитные подшипники 6 и 7 и жестко связан с маховиком 10. К верхней части крышки 1 жестко прикрепляется при помощи винтов стакан 8, предназначенный для размещения верхнего магнитного подшипника 6, а к нижней части корпуса также при помощи винтов жестко крепится стакан 9, в котором помещается нижний магнитный подшипник 7. С целью уменьшения аэродинамического сопротивления из оболочки супермаховикового накопителя энергии через специально сделанный герметический штуцер откачивается воздух, для чего служит внешний вакуумный насос.

На ветростанциях агрегаты с синхронным генератором с возбуждением от постоянных магнитов имеют выходной электронный блок, позволяющий ветротурбине работать при переменной частоте вращения. Схема со звеном постоянного тока включает выпрямитель переменного напряжения генератора 12 и инвертор постоянного напряжения в выходное трехфазное напряжение переменного тока заданной величины и частоты 14. Конденсатор 13 сглаживает пульсацию тока инвертора 14, а выходной фильтр 15 обеспечивает высокое качество выходного напряжения.

Поскольку частота двигателя 11 КНЭ выше 50 Гц, для запуска супермаховикового накопителя энергии требуется подобный, но отдельный преобразователь частоты. Увеличивая выходную частоту преобразователя, осуществляют частотный разгон двигателя, а, следовательно, и маховика, благодаря чему происходит запасание кинетической энергии. Из-за притяжения ротора электрической машины к статору возникает значительная электромагнитная осевая сила, направленная вверх и компенсирующая либо частично, либо полностью силу тяжести ротора с супермаховиком. В отличие от прототипа возникающая сила значительно больше, т.к. определяется не разностью двух сил, а силой, обратно пропорциональной величине воздушного зазора, т.е. максимально возможной для принятой конструкции. Этим достигается разгрузка магнитных подшипников, улучшение их тяговых и механических характеристик, снижаются размеры и массы подшипниковых узлов, что повышает эксплуатационную надежность и долговечность кинетического накопителя энергии. При работе ветрогенератора потребитель получает энергию нужного напряжения и частоты от основного преобразователя частоты, а кинетический накопитель энергии вращается с номинальной частотой вращения на холостом ходу, находясь в резерве, поскольку его двигатель получает питание через собственный преобразователь от ветрогенератора. При отсутствии ветра происходит коммутация электрической схемы: ветрогенератор отключается от основного преобразователя, двигатель КНЭ - от своего преобразователя, и включается на основной преобразователь (фиг. 2). В этом случае электрическая машина КНЭ переходит из двигательного режима в генераторный и за счет накопленной кинетической энергии маховика вырабатывает электроэнергию, которая поступает к потребителю с теми же напряжением и частотой, что и от ветрогенератора. Силовой преобразователь управляет качеством отдаваемой энергии, поддерживая при помощи схемы управления 16 выходные напряжение и частоту в заданных пределах независимо от частоты вращения маховика.

Таким образом, кинетический накопитель энергии может быть использован в автономных ветроустановках децентрализованной энергетики в качестве дополнительного источника энергии для бесперебойного снабжения потребителей. В качестве двигателя-генератора КНЭ целесообразно применить высокоскоростную трехфазную синхронную машину с постоянными магнитами и выходным электронным блоком, позволяющим КНЭ работать при переменной частоте вращения.

Для значительного снижения потерь в магнитопроводе последний выполняется из аморфного или наноструктурированного сплава, что исключает необходимость иметь теплообменники с циркулирующей охлаждающей жидкостью и упрощает конструкцию. Магнитопровод статора может быть выполнен с пазами, в которых уложена двухслойная шестизонная обмотка, или беззубцовым с сосредоточенной обмоткой по патенту РФ №2688204 на электрическую машину.

Предложенная конструкция кинетического накопителя энергии имеет малые осевые размеры, уменьшенную материалоемкость, достаточно технологична в изготовлении и сборке, удобна в наладке и техническом обслуживший, долговечна.

1. Супермаховиковый накопитель энергии, содержащий двигатель-генератор и супермаховик, заключенные в герметизированную вакуумированную оболочку, состоящую из корпуса и крышки, жестко связанных между собой и образующих центральную кольцевую полость, вал, магнитные подшипники, отличающийся тем, что внутри центральной кольцевой полости на крышке и на валу закреплены соответственно дисковый магнитопровод статора с обмоткой двигателя-генератора и ротор в форме диска с размещенными на его поверхности постоянными магнитами, причем ротор помещен ниже магнитопровода статора и отделен от него равномерным воздушным зазором, а магнитопровод статора выполнен из аморфного или наноструктурированного сплава.

2. Накопитель энергии по п. 1, отличающийся тем, что двигатель-генератор выполнен в виде электрической машины, содержащей статор, магнитопровод которого выполнен в виде плоского шихтованного кольца с установленными на его торцевой части кольцевыми катушками m-фазной сосредоточенной обмотки, и два дисковых ротора, на которых размещены постоянные магниты с чередующейся полярностью, расположенные эквидистантно относительно друг друга, при этом на периферии наружных листов магнитопровода выполнены пазы для укладки m-фазной сосредоточенной обмотки, при этом внутренние листы магнитопровода выполнены с диаметром, меньшим, чем диаметр наружных листов, с образованием кольцевой канавки, в которой размещены межкатушечные соединения m-фазной сосредоточенной обмотки;

3. Накопитель энергии по п. 1, отличающийся тем, что дисковый магнитопровод статора выполнен с пазами, в которых уложена двухслойная шестизонная обмотка.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к бесконтактным электрическим машинам с магнитными опорами. Технический результат – уменьшение осевого перемещения ротора.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в высокоскоростных электрических машинах. Технический результат: состоит в повышении надежности, повышении к.п.д.

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано в электромеханических преобразователях энергии на бесконтактных подшипниках. Технический результат - повышение точности управления и надежности электрической машины с ротором на бесконтактных подшипниках, возможность применения во всех типах бесконтактных подшипников и измерения перекосов ротора в осевом направлении.

Изобретение: относится к электротехнике и может быть использовано в магнитоэлектрических генераторах автономных систем электроснабжения. Технический результат состоит в повышении надежности и энергоэффективности системы измерения и управления, а также снижении массогабаритных показателей за счет объединения генератора с магнитным подвесом.

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано для обеспечения бесконтактного вращения ротора электрических машин. Отличие по первому варианту гибридного магнитного подшипника с использованием сил Лоренца состоит в том, что введены две управляющие m-фазные обмотки, расположенные одна над другой, при этом нижняя m-фазная обмотка выполнена со скосом, а верхняя m-фазная обмотка - без скоса, на левом конце вала установлен радиально аксиальный магнитный подшипник на постоянных магнитах, состоящий из внутреннего и внешнего наборов радиальных магнитных колец, установленных концентрично относительно друг друга с воздушным зазором, и аксиального магнитного кольца, установленного с радиальным воздушным зазором относительно вала и аксиальным воздушным зазором относительно внутреннего и внешнего наборов радиальных магнитных колец, а на правом конце вала - радиальный магнитный подшипник на постоянных магнитах, состоящий из внутреннего и внешнего наборов радиальных магнитных колец, установленных концентрично относительно друг друга с воздушным зазором, при этом наборы внутренних постоянных магнитов запрессованы в бандажную втулку, которая выполнена из электропроводящего материала и выполняет функцию пассивного демпфера.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве подвеса ротора электрических машин. Технический результат заключается в повышении надежности.

Изобретение относится к машине с улавливающим подшипником гибридной конструкции. Машина содержит статор (1) и ротор (2).

Группа изобретений относится к машиностроению и может быть использована в конструкциях, включающих гибкий ротор на электромагнитных подшипниках (ЭМП). Технический результат - повышение надежности и ресурса работы гибкого ротора на ЭМП в результате увеличения степени компенсации остаточного дисбаланса за счет формирования в каждом радиальном ЭМП гибкого ротора двух дополнительных ортогональных управляющих сил, повышающих эффективность корректировки положения оси гибкого ротора в переходных режимах и определяемых с помощью предлагаемых системы и порядка управления работой гибкого ротора.

Изобретение относится к устройству магнитного подшипника. Устройство магнитного подшипника содержит первое магнитное устройство, которое выполнено кольцеобразным и имеет центральную ось (1), для удержания вала (2) с возможностью поворота посредством магнитных сил на центральной оси, второе магнитное устройство, которое является независимым от первого магнитного устройства, для компенсации предопределенной силы, которая воздействует на вал (2), причем второе магнитное устройство выполнено кольцеобразным и расположено концентрично к первому магнитному устройству.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электромашиностроению. Технический результат – уменьшение массы и габаритов электромашины, повышение её надежности и эффективности охлаждения обмотки и сердечника статора.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к генератору для передвижной станции. Технический результат – повышение технологичности конструкции.

Группа изобретений относится к машиностроению и может быть использована в линейных электродвигателях. Маховик содержит корпус из немагнитного материала, внутри которого выполнена камера, содержащая магнитную жидкость в коллоидном состоянии.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к двигателям-маховикам, и может использоваться для систем ориентации и стабилизации космических аппаратов.

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат состоит в повышении стабильности и к.п.д.

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат состоит в повышении стабильности и к.п.д.

Изобретение относится к электротехнике, к накопителям энергии для транспортных систем, летательных аппаратов, источников аварийного и бесперебойного питания систем связи и телекоммуникаций, для атомных, ветровых, солнечных электростанций.

Изобретение относится к области двухколесных транспортных средств, в частности к устройствам принудительного наклона или предотвращения наклона двухколёсного транспортного средства.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве накопителя энергии для транспортных средств и источника бесперебойного питания для ветровых электростанций.

Изобретение относится к области машиностроения. Механический накопитель содержит маховик и привод в виде магнитного редуктора, размещенные соосно и в герметично разделенных между собой корпусах.

Изобретение относится к области ветроэнергетики и электротехники. Ветроэнергетическая установка содержит ветроколесо, соединенное посредством вала с мультипликатором, выходной вал которого соединен с обгонной муфтой, соединенной с асинхронным генератором с короткозамкнутым ротором, который электрически соединен с батареей пусковых конденсаторов, трансформаторами напряжения, диодным мостом, блоком управления, электрически соединенным с аккумуляторной батареей.
Наверх