Фонемо-акустический метод преподавания техники резонансного пения

Изобретение относится к фонемо-акустическому методу преподавания техники резонансного пения в области академического пения это способ развития певческого голоса до вершины вокального исполнительского искусства - бельканто. Фонемо-акустический метод увеличивает объем ротоглоточного канала с целью создания в нем акустических условий для возникновения резонанса и реверберации в пространстве. Увеличение и регулирование объема осуществляется на основе фонирования гласного звука «у» опусканием корня языка, челюсти, вытягиванием губ, подбором размера ротового отверстия до появления гудения голоса в окружающем воздушном пространстве. 3 з.п. ф-лы.

 

1. ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ

Фонемо-акустический метод преподавания техники резонансного пения это метод преподавания в области академического пения.

2. УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Фонемо-акустический метод это метод достижения вершины исполнительского вокального искусства - бельканто (итал. belcanto - «красивое пение» - техника виртуозного академического пения).

3. РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

3.1 Сведения, раскрывающие сущность изобретения.

Резонанс и реверберация - основа эстетических и певческих качеств голоса в фонемо-акустическом методе преподавания техники резонансного пения, который активизирует резонансные процессы в голосовом аппарате человека и реверберацию в пространстве увеличением и регулированием объемов подвижных резонаторных полостей на основе фонирования гласного звука «у», движений органов ротоглоточного канала и слухового ориентирования на резонансные звуковые образы с реверберацией.

3.2 Технический результат.

Результаты фонемо-акустического метода преподавания техники резонансного пения касаются эстетических качеств певческого голоса, вокально-технических возможностей певца, особенностей работы и защиты голосового аппарата от перегрузок и травм, скорости и гарантированности развития певческих данных певца.

Эстетические качества голоса, достигаемые фонемо-акустическим методом: округлость, объемность, затемненность тембра; чистота тембра без гортанных, гнусавых, сипящих призвуков; красота, приятность тембра на слух; насыщенное и уравновешенное звучание грудных и головных резонаторов; ровность звучания тембра и всех гласных на всем диапазоне.

Вокально-технические возможности певческого голоса, достигаемые фонемо-акустическим методом: чистота интонации; легкость звукообразования; смешанное голосообразование; хорошая слышимость на большом расстоянии, способность превышать звучание оркестра благодаря большой силе, полетности голоса; вибрато с хорошей периодичностью, плавность звуковедения, кантилена; звучание голоса в высокой тесситуре не зажато, свободно, с сохранением округлости, объема; тончайшее филирование от очень громкого звука до очень тихого на всем диапазоне.

Особенности работы голосового аппарата при резонансном пении, достигаемые фонемо-акустическим методом: рефлекторность, опосредованное управление голосовым аппаратом через вокальный слух; свобода движений мышц шеи, диафрагмы, артикуляционного аппарата, гортани. Вдох обычный. Выдох имеет особенности, вызываемые резонансом и реверберацией: при небольшом их уровне чувствуется давление в органах дыхания, напряжение диафрагмы; при высоком уровне наблюдается «парадоксальное дыхание», когда стенки грудной клетки и живота во время фонации не спадают. Таким образом, фонемо-акустическим методом устанавливается новая причинно-следственная связь в вокальной педагогике: диафрагмальное дыхание является следствием резонанса и реверберации, а не их причиной.

Защиту голосового аппарата от перегрузок и травм обеспечивают также резонанс и реверберация, облегчая колебания голосовых связок. Болезненные ощущения при резонансной технике пения полностью исключены. Образование узелков на связках, множественные недостатки вокальной техники, в первую очередь касающиеся полетности и филирования звука говорят о том, что пение обучающимся преподается не на основе резонанса и реверберации.

Научно обоснованный фонемо-акустический метод гарантирует эффективное и безопасное развитие любых певческих данных певца. Минимальный результат - сильный хоровой голос, владеющий техникой резонансного пения; максимальный - большой оперный голос, владеющий техникой резонансного пения в совершенстве - belcanto.

Результат зависит от возраста, в котором учащийся начинает занятия, здоровья общего и голосового аппарата в частности, психологической предрасположенности, когда человек «не может не петь», анатомического строения голосового аппарата, стабильности и правильности занятий.

Не певческий голос может стать сильным певческим голосом с хорошими эстетическими качествами и техникой резонансного пения в течение 1-го - 3-х лет. Люди вокально одаренные могут уверенно развиться до высот исполнительского искусства, в послемутационный период, за 3-5 лет.

Фонемо-акустический метод создает идеальные акустические, физиологические и психологические условия для работы голосового аппарата, что сказывается на конечном результате - донесении смысла произведения и эмоциональном воздействии на слушателя. Совершенство вокальной техники, чувство владения голосом раскрепощает психоэмоциональный потенциал поющего, который у каждого огромен. Открываются возможности создания высокохудожественных сценических образов тончайшей выразительностью голоса и гармоничной пластикой тела.

Метод может быть полезен клирикам, драматическим актерам, дикторам, адаптирован для разных манер вокального исполнения, в основе которых лежит резонанс.

4. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Певческий звук должен быть резонансным с реверберацией, отличающимся от обычного звука определенными физическими свойствами. Это основной постулат фонемо-акустического метода.

Резонанс на слух воспринимается как увеличение громкости звука, реверберация как гудение звука в пространстве, легкость распространения в пространстве, увеличение времени звучания. Резонансный звук с реверберацией воспринимается на слух громким, объемным, затемненным (резонанс), гудящим в пространстве, легко распространяющимся в пространстве, легко тянущимся во времени (реверберация). Примеры - эхо в горах, гудение шагов в зале - реверберация, гудение колокола - резонанс с реверберацией.

При активизации резонансных процессов в полостях голосового аппарата человека и реверберации в пространстве образуется певческий звук с теми же характеристиками - громкий, объемный, затемненный, гудящий в пространстве, легко распространяющийся в пространстве, легко тянущийся во времени.

О своих ощущениях пения в залах большого объема говорила выдающаяся оперная певица Е.В. Образцова. «Зал для настоящего певца - это инструмент, на котором он играет. В зале есть много провалов, дыр, где голос не звучит. Но есть коридоры, по которым голос идет. Если я такой коридор нашла, я его запомню и буду там петь. Это профессиональные тайны. Когда я все свои резонаторы настраиваю с залом, я спокойна. Это ощущение приходит не сразу. Через много лет после первого выхода на сцену. А есть певцы, к которым оно так никогда и не приходит. Но тот, кто хоть раз почувствовал, что это такое, уже не может без этого петь» (Рена Шейко. Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги, (стр. 178)).

Хорошие певческие голоса не воспринимаются на слух гудящими из-за ряда причин (яркий тембр, вибрато, плотное смыкание голосовых связок), но в них слышатся проявления физических свойств резонансного звука - громкость, округлость, затемненность тембра, и реверберации - легкость распространения в пространстве лежит в основе их полетности, хорошей слышимости на большом расстоянии, возможности «перекрыть» оркестр. «Льющееся» уникальное звуковедение belcanto является следствием того, что гудящий певческий звук легко образуется и тянется во времени.

Чтобы воспроизвести резонансный певческий звук с реверберацией необходимо в первую очередь иметь четкое слуховое представление о нем. «Для того чтобы спеть что-либо, надо ясно представлять звуковой образ. По этому образу совершается регулировка вырабатываемой системы движений».(Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики» (стр. 246)) Получить точное слуховое представление о резонансном певческом звуке с реверберацией, о технике резонансного пения, услышать собственный голос, преображенный резонансом и реверберацией, поможет не большой полый предмет, например ваза. В нее произносят любой звук. Если голос звучит обычно - резонанса и реверберации нет. Подобрав расстояние между ртом и вазой, слышится следствие резонирующего воздуха в вазе и реверберации в пространстве - гудящий, громкий, объемный звук, легко тянущийся во времени, легко заполняющий вазу и все окружающее воздушное пространство, как эхо или гудение колокола.

Гудение голоса в вазе и окружающем воздухе - полная имитация техники резонансного пения. Аналогично вазе, в системе резонаторов человека, при правильном подборе их объемов, возникает резонанс и реверберация, увеличивая громкость и вызывая гудение голоса в воздушном пространстве учебного, концертного помещений или в открытом воздухе.

«Гудение звука в вазе и пространстве», «гудение колокола», «эхо в горах» - важные звуковые образы, слуховые ориентиры фонемо-акустического метода.

Реверберация возникает вследствие того, что звуковые сигналы возвращаются к источнику звука в разное время, отразившись от разных поверхностей в пространстве, что на слух воспринимается как гудение звука.

Резонанс в полостях голосового аппарата человека возникает при совпадении частот издаваемого звука с собственными частотами резонаторов, зависящих от объемов резонаторов. При несовпадении, или частичном совпадении петь неудобно, имеются гортанные призвуки, верхний участок диапазона звучит резко, звук плохо тянется, филирование, звуковедение несовершенны.

Человек произвольно может изменить объем ротоглоточного канала - полостей рта, глотки, опусканием корня языка (вместе с подъязычной костью и гортанью), опусканием челюсти, вытягиванием губ, изменением размера ротового отверстия. При опускании корня языка мягкое небо автоматически поднимается, дно ротовой полости опускается, глотка удлиняется, трахея укорачивается, увеличиваются объемы крупных бронхов, образуется надсвязочная полость гортани. (Морозов В.П. «Искусство резонансного пения» (45, 151)) Естественным образом движения ротоглоточного канала координируются фонированием самого темного и единственного гудящего(Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики» (стр. 502)) гласного звука «у», наиболее удобного для глубокого опускания корня языка. Без зажимов, сохраняя свободу движений, работают мышцы шеи, диафрагма, артикуляционный аппарат, гортань. Таким образом, фонемо-акустический метод предоставляет альтернативу распространенному в вокальной педагогике техническому приему «зевок» (поднятие мягкого неба), лишающему органы ротоглоточного канала и мышц шеи свободы движений, немного увеличивающему объем ротоглоточного канала.

Основная задача занятий резонансным пением - укрепление и координация внутренних взаимосвязанных мышц шеи и диафрагмы, удерживающих корень языка с подъязычной костью, на которой колеблется гортань, в благоприятной зоне для резонанса. При опускании гортани, изменении объемов резонаторных полостей акустические условия в полостях меняются, возникает резонанс и реверберация, которые создают обратное (реактивное) воздействие, облегчающее колебание голосовым связкам. (Морозов В.П. «Искусство резонансного пения» (стр. 141)) Работа голосового аппарата ощущается удобной телу, приятной психике.

Вокально-технический прием увеличения объема ротоглоточного канала при фонировании гласного «у» путем опускания корня языка, челюсти, вытягивания губ, подбора размера ротового отверстия до появления гудения голоса в окружающем воздушном пространстве называется гудением. Объем ротоглоточного канала с резонирующим в нем воздухом и реверберацией в пространстве, найденный приемом гудения, называется гудящая вокальная форма «у» ротоглоточного канала фонемо-акустического метода.

«Гудение звука в вазе и пространстве» - слуховой ориентир для перечисленных сознательных действий артикуляционным аппаратом, а также внешний раздражитель, возбудитель центральной нервной системы для возникновения рефлекторных движений артикуляционного аппарата и системы дыхания.

На начальном этапе обучения человек сознательно и очень медленно подбирает объемы резонаторных полостей, но со временем движения становятся рефлекторными, (Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики» (стр. 206)) оптимизированными, подчиняющимися вокальному слуху певца.

Гудение - вокально-технический прием фонемо-акустического метода, активизирующий резонансные процессы в резонаторных полостях голосового аппарата человека и процессы реверберации в пространстве, затемняющий тембр голоса, создающий акустические условия для легкости звукообразования, плавности звуковедения, появления отзвуков, вибраций в головных и грудных резонаторах (увеличение резонанса ВПФ и НПФ в спектре звука), способствующий микстованию, плотному смыканию голосовых связок, появлению вибрато. Когда при гудении в вокальной форме «у» плотно смыкают голосовые связки, образуется прикрытый, большой силы, тембрально насыщенный, легко тянущийся во времени и распространяющийся в пространстве «льющийся» звук belcanto. Гортань производит прекрасное вибрато. В дыхательной системе чувствуется давление, напряжение диафрагмы.

ВОКАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ МЕТОДА

№1 Поиск резонанса и реверберации

Для воспроизведения резонансного певческого звука с реверберацией при фонировании на одном звуке гласного «у», медленно опускают вниз корень языка, челюсть, т.е. подбирают глубину опускания, подбирают размер ротового отверстия, меру вытягивания губ, слухом отмечают появление гудения и динамического усиление звука в окружающем воздушном пространстве. Отклик акустической системы помещения будет сигнализировать, что гортань, подвижные резонаторные полости, мышцы дыхания находятся в оптимальном положении.

Так пропевают в середине и внизу диапазона. При переходе от среднего участка диапазона к высокому (до1-ми1 у мужских голосов, до2-ми2 у женских) вокальная форма «у» не гудит, ей не хватает объема ротовой полости и большого открытия рта. Для этого требуется синтезировать гудящую вокальную форму «у» с гласным звуком «а». На высоком участке диапазона требуется максимальный объем ротовой полости и максимальное открытие рта, поэтому основной фонемой становится «а», к которой добавляют гудящую вокальную форму «у».

На начальном этапе обучения смыкание должно быть не плотным, атака звука мягкая, регистр любой нужный или доступный. При поиске резонанса и реверберации необходимо избегать слабого гудения или наоборот перекрытого, зажатого гортанного звучания.

№2 Звуковедение

При пении звуков разной высоты возникает вопрос звуковедения. Плавность перехода между звуками напрямую зависит от уровня резонанса и реверберации. Чем выше уровень, тем лучше звук «перетекает» в следующий звук. Например, эхо в горах - идеальный переход из звука в звук.

Для плавного звуковедения приемом гудения подбирают объем ротоглоточного канала на каждой высоте, слухом контролируя одинаковый уровень резонанса и реверберации в каждом звуке.

№3 Пение гласных

Гудение возможно только при фонировании «у». Другие гласные «встраиваются» в гудящую вокальную форму «у» медленным пропеванием на одной высоте упражнения «у-о-а-е-и» с минимальными фонемными изменениями ротоглоточного канала, чтобы голос на каждой гласной продолжал гудеть. Прием основан на следовом рефлексе, свойственном нервной системе человека.(Морозов В.П. «Резонансная техника пения и речи»)

№4 Вокализация мелодии

Ровность звуковедения в вокальных произведениях вырабатывается пропеванием мелодий в гудящей вокальной форме «у» вокализом. Звуковедение получается без толчков, пауз, малейших дефектов между звуками. Со временем координация слуха и движений вокальной техники оптимизируются и автоматизируются до возможности исполнения сложных мелодий в быстром темпе.

№5 Пение текста

На начальном этапе обучения, при пении вокального произведения с текстом, голос может звучать не резонансно, без реверберации. Чтобы справиться с этой проблемой все гласные в тексте заменяют буквой «у», согласные оставляют оригинальными. В гудящей вокальной форме «у» пропевают мелодию с измененными гласными, постепенно «встраивая» оригинальные гласные. После этого приема все гласные звучат ровно, резонансно с реверберацией, звуковедение совершенно, согласные звонкие, четкие, хорошо слышимые во всем зале.

№6 Микстование

Голосовые связки могут работать несколькими механизмами или регистрами - грудным, головным (у мужчин второй регистр называется фальцет), смешанным голосообразованием - микстом.

Для академических мужских голосов основным певческим регистром является грудной, к которому, под воздействием резонанса и реверберации, подключается фальцетный механизм работы голосовых связок. Образуется микст, увеличивая звонкость голоса и выравнивая звучание на всем диапазоне(Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики» (стр. 446, 449)). Для академических женских голосов основным певческим регистром является головной, к которому под воздействием резонанса и реверберации, подключается грудной механизм работы голосовых связок. Образуется микст, увеличивая громкость, массивность голоса и выравнивая звучание на всем диапазоне. При микстовой работе голосовых связок в высокой тесситуре должен доминировать головной (фальцетный) механизм, и соответственно головные резонаторы, в низкой тесситуре грудной механизм, и соответственно грудные резонаторы.

Микстование это процесс соединения двух механизмов работы голосовых связок, который запускается естественным образом, если в голосе есть резонанс «от природы» или от вокально-технического приема. Резонанс и реверберация создают акустические условия для микстования, плотности смыкания голосовых связок, увеличения громкости голоса в несколько сот раз, защищая голосовые связки от перегрузок и травм. Чем больше резонанс и реверберация, тем больше защита, тем быстрее и увереннее идет процесс микстования.

Добиться плотного смыкания при микстовой работе голосовых связок, сохранить гудение голоса в окружающем воздушном пространстве поможет пение слога «лю» и упражнения «лю-ле-ля-ле-ли». Слоги «встраиваются» в вокальную форму первого слога, удобного для гудения, микстования и плотного смыкания связок. Поющий - гудящий периодически замечает, как связки, в условиях резонанса и реверберации, сами перестраиваются - микстуются, в голове и груди усиливаются вибрации, отзвуки, громкость звука возрастает, петь становится легче, комфортнее, появляется вибрато. Формируется чистый тембр, без сипов, гортанных, гнусавых призвуков, приятный для слуха, ровный на всем диапазоне, с насыщенным и уравновешенным головным и грудным звучанием. Таким образом, результатами вокально-технических приемов фонемо-акустического метода - гудения, плотного смыкания голосовых связок, «встраивания» гласных в объем ротоглоточного канала с резонирующим воздухом и реверберацией в пространстве являются высокие эстетические качества певческого голоса и техника резонансного пения, техника belcanto.

1. Фонемо-акустический метод преподавания техники резонансного пения, заключающийся в подборе и увеличении объема ротоглоточного канала до активизации резонанса в резонаторных полостях голосового аппарата человека и реверберации в пространстве, отличающийся громким, гудящим в пространстве певческим звуком, легко образующимся, легко распространяющимся в пространстве, легко тянущимся во времени, воспроизводимым в гудящей вокальной форме «у» - увеличенной форме ротоглоточного канала, полученной путем подбора глубины опускания корня языка, челюсти, размера ротового отверстия, вытягивания губ при фонировании «у», не плотном смыкании голосовых связок и слуховом ориентировании на резонансный звуковой образ с реверберацией, в котором задействован собственный голос человека - «гудение в вазе, или другом небольшом полом предмете, и в пространстве», являющийся слуховым ориентиром для подбора объема резонаторных полостей сознательными движениями и возбудителем центральной нервной системы для возникновения рефлекторных движений артикуляционного аппарата и системы дыхания.

2. Фонемо-акустический метод преподавания техники резонансного пения по п. 1, отличающийся использованием на нижнем и среднем участках диапазона гудящей вокальной формы «у» ротоглоточного канала, на переходных нотах синтеза гудящей вокальной формы «у» с гласным звуком «а», в высоком участке диапазона синтеза гласного «а» с гудящей вокальной формой «у».

3. Фонемо-акустический метод преподавания техники резонансного пения по п. 1, отличающийся гудением всех гласных в гудящей вокальной форме «у» ротоглоточного канала или гудящей вокальной форме «у», синтезированной с гласным звуком «а».

4. Фонемо-акустический метод преподавания техники резонансного пения по п. 1, отличающийся использованием слога «лю» в гудящей вокальной форме «у» ротоглоточного канала или в гудящей вокальной форме «у», синтезированной с гласным звуком «а», для плотного смыкания голосовых связок и образования плотного певческого звука.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приспособлениям для обучения игре на духовых музыкальных инструментах. Изобретение содержит поля мундштука, регулировочное устройство, состоящее из первой и второй планок, имеющих продольные отверстия по всей своей длине и закрепленных друг с другом через указанные отверстия винтом, при этом первая планка крепится к полям мундштука с возможностью вращения вокруг точки крепления.

Заявленное изобретение относится к области обучающих устройств для игры на музыкальных инструментах, а именно на шестиструнной гитаре. Изобретение обеспечивает возможность самостоятельного обучения игре на гитаре, не требующего знания нотной грамоты, а также улучшения навыков игры и более удобного и простого разбора (изучения) новых произведений.

Группа изобретений относится к области теории музыки и может применяться при ее изучении пользователями. Мелодический компас включает несменное основание, на котором нанесены двенадцать элементов, содержащих обозначения символов звуков хроматического звукоряда, расположенных в хроматическом порядке, при этом несменное основание выполнено с возможностью установки относительно него одного из сменных ладовых оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, содержащие буквенные обозначения функций лада и цифровые обозначения ступеней лада, причем элементы, нанесенные на сменном ладовом основании, и элементы, нанесенные на несменном основании, не перекрывают друг друга, также несменное основание выполнено с возможностью установки относительно него одного из сменных схемных оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, обозначающие схемы интервалов или схемы ладофункциональных отношений звуков или схемы аккордов, причем указанные элементы не перекрывают элементы, нанесенные на несменном основании, при этом установленное сменное схемное основание выполнено с возможностью перемещения относительно несменного основания, а несменное основание выполнено неподвижным или подвижным, причем, в случае если несменное основание выполнено неподвижным, то сменное ладовое основание установлено с возможностью перемещения относительно несменного основания, а в случае если несменное основание выполнено подвижным, то сменное ладовое основание установлено неподвижно и несменное основание при этом выполнено с возможностью перемещения относительно сменного ладового основания.

Изобретение относится к области теории музыки. Техническим результатом является сокращение времени на процесс построения ладогармонической последовательности.

Изобретение относится к устройствам, применяемым при обучении музыке, в частности к устройствам для обучения игре на флейте. Приспособление для обучения игре на флейте выполнено в виде коврика (1), на котором размещены плоские материальные объекты, сопоставимые по форме со следом подошв левой (4) или правой (7) ноги человека.
Изобретение относится к способам обучения навыкам владения музыкальными инструментами и предназначено для обучения и оценки подготовленности звонарей, осуществляющих свою деятельность в музыкальных оркестрах, в церковных и храмовых звонницах.
Изобретение относится к средствам профессионального музыкального обучения и предназначено для погружения исполнителя оркестра в пространство виртуальной акустической реальности с целью улучшения качества и интенсификации подготовки музыканта.

Изобретение относится к духовым музыкальным инструментам, в частности к устройствам для обучения музыкантов игре на духовых инструментах. Изобретение предназначено для практической тренировки обучающихся игре на медных духовых инструментах с воронкообразными мундштуками.

Предназначено для использования при обучении музыке. Клавишный музыкальный инструмент содержит регулируемый по частоте импульсный генератор, выход которого подключен к счетчику импульсов и электронному коммутатору, выходы которого соединены с входными гнездами наборного поля.

Изобретение относится к производству музыкальных инструментов и в частности может быть использовано для начального музыкального образования, обучения нотной грамоте детей, в том числе слепых, обладающих музыкальными способностями.
Наверх