Способ разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: ледяной покров 1 разрушают путем возбуждения во льду изгибно-гравитационных волн 3 подводным судном 2 при его движении подо льдом с резонансной скоростью. В носовой оконечности судна 2 с использованием забортной воды периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн 3 в течение времени, равного половине их периода, формируют цилиндрический вихрь 4, ось вращения которого горизонтальна и перпендикулярна направлению движения судна 2, а его габариты превышают диаметр корпуса судна. Благодаря появлению вертикальной гидродинамической силы, возникающей в этих условиях из-за эффекта Магнуса, достигается увеличение высоты изгибно-гравитационных волн. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда, то есть увеличение его разрушаемой толщины. 2 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным методом, то есть путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ) (см. 1 Козин В.М. резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты М.: Издательство «Академия Естествознания», 2007-355 с.).

Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными ИГВ определенной высоты, возбуждаемыми подводным судном (2. В.М. Козин, А.В. Онищук. Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна. - ПМТФ, Новосибирск, ВО «Наука», 1994, №2, 78-81).

Известный способ осуществляется следующим образом. Судно всплывает на безопасную глубину и движется подо льдом с резонансной скоростью Vp, то есть со скоростью, при которой высота возбуждаемых ИГВ максимальна.

Недостатком способа является ограниченность высоты ИГВ, то есть их ледоразрушающей способности, которая при резонансной скорости судна определяется заглублением и воздоизмещением последнего [2].

Задачей заявляемого изобретения является увеличение высоты ИГВ.

Технический результат, достигаемый в процессе решения поставленной задачи, заключается в повышении эффективности разрушения льда, то есть в увеличении толщины разрушаемого ледяного покрова.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: ледяной покров разрушают подводным судном путем возбуждения во льду ИГВ при его движении подо льдом с резонансной скоростью.

Отличительные: в носовой оконечности судна периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн в течение времени равному половине их периода формируют цилиндрический вихрь, ось вращения которого горизонтальна и перпендикулярна направлению движения судна, а его габариты превышают диаметр корпуса судна.

Известно (3. Шлихтинг Г. Теория пограничного слоя. М.: Наука, 1969. - 742 с., см. на стр. 360), что возникающий на вращающемся цилиндре пограничный слой, взаимодействуя с набегающим на него поперечным потоком, приводит к возникновению поперечной силы. Это явление известно под названием эффекта Магнуса (оно проявляется, в частности, при полете теннисного мяча при срезывающем ударе). Поперечная сила появляется вследствие разницы скоростей, возникающей при гидродинамическом взаимодействии пограничного слоя и потока жидкости. Там, где направления скоростей совпадают результирующая (суммарная) скорость возрастает и наоборот, что, в соответствии с уравнением Бернулли, приводит к появлению перепада давления, то есть к возникновению поперечной силы. Очевидно, что аналогичные процессы будут происходить и при взаимодействии вихря с набегающим потоком.

Так же известно (4. Козин В.М., Скрипачев В.В. Колебания ледяного покрова под действием периодически изменяющейся нагрузки / ПМТФ. - Новосибирск: издательство СО РАН. - 1992. - №5), что периодическое приложение к ледяному покрову поперечной нагрузки с частотой резонансных ИГВ приводит к возникновению в ледяном покрове деформаций и напряжений, превосходящих по сравнению с ее стационарным приложением.

Способ осуществляется следующим образом.

Под ледяным покровом на безопасной глубине начинают перемещать подводное судно с резонансной скоростью [1]. Если высота возбуждаемых при этом ИГВ окажется недостаточной для разрушения льда, то во время движения судна его рубку размещают под перегибом профиля ИГВ (за счет изменения скорости), а в его носовой оконечности при помощи гидродинамической системы, состоящей из трубопроводов и насосов, формируют цилиндрический вихрь, ось вращения которого горизонтальна и перпендикулярна направлению движения судна. С его помощью создают поток таким образом, чтобы его продольные составляющие скоростей над верхней палубой совпадали с направлением движения судна, а под днищем судна были направлены противоположно направлению движения судна. Это условие обеспечивают габаритами вихря, превышающими диаметр корпуса судна. В результате суммарная скорость обтекания верхней палубы уменьшиться (так как продольные составляющие скорости вихря будут направлены противоположно скорости набегающего потока), а днища - возрастет. Это приведет к возникновению области повышенного давления над верхней палубой и пониженного давления под днищем, то есть появлению вертикальной силы, направленной вниз. Для компенсации этой силы, возникающей за счет эффекта Магнуса, горизонтальные рубочные рули перекладывают на положительный угол атаки. В результате под нагнетающей поверхностью рулей возникнет область повышенного давления, а под засасывающей - область пониженного давления. Поскольку при осуществлении способа рули будут расположены в точке перегиба ИГВ, то возникающая область повышенного давления под вершиной ИГВ и область пониженного давления под впадиной ИГВ вызовут увеличение результирующей высоты ИГВ.

Если и это не вызовет разрушения льда, то вихрь начинают формировать периодически с частотой резонансных ИГВ в течение времени равному половине их периода. В результате периодически возникающая направленная вниз вертикальная сила благодаря периодически возникающей в носовой оконечности области повышенного давления и необходимостью ее погашения с помощью горизонтальных рулей судна приведет к возбуждению в ледяном покрове дополнительной системы резонансных ИГВ, в такт накладывающихся на основную систему резонансных ИГВ, возбуждаемых движущимся судном. Благоприятная интерференция этих волновых систем будет обеспечена расположением рубки под перегибом профиля ИГВ. Это обеспечит дополнительное увеличение высоты ИГВ, что позволит достичь заявленный технический результат.

Реализация изобретения поясняется графически, где: на фиг. 1 показан вид на подводное судно и деформированный ледяной покров сбоку; на фиг. 2 - вид на судно сверху.

Под ледяным покровом 1 на безопасной глубине Н перемещают подводное судно 2 с резонансной скоростью Vp (фиг 1). Если высота возбуждаемых при этом ИГВ 3 окажется недостаточной для разрушения льда 1, то периодически формируют вихрь 4 (фиг 1, 2). Для компенсации периодически возникшей силы Р горизонтальные рубочные рули также периодически из положения 5 при α=0 перекладывают в положение 6 с положительным углом атаки α (фиг. 1). В результате будут периодически возникать области повышенного давления 7 и пониженного давления 8, вследствие чего высота ИГВ 3 возрастет до высоты ИГВ 9 (фиг. 1).

Способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду изгибно-гравитационных волн при его движении подо льдом с резонансной скоростью, отличающийся тем, что в носовой оконечности судна периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн в течение времени, равного половине их периода, формируют цилиндрический вихрь, ось вращения которого горизонтальна и перпендикулярна направлению движения судна, а его габариты превышают диаметр корпуса судна.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области морской техники и добычи полезных ископаемых на морском шельфе в арктических условиях. Предложен способ предотвращения смещения или разрушения морского сооружения вследствие воздействия на него поля дрейфующих льдин, заключающийся в том, что перед морским сооружением устанавливают судно ледового класса, оснащенное расположенной в носу по меньшей мере одной винто-рулевой колонкой.
Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Способ заключается в разрушении ледяного покрова двумя судами на воздушной подушке (СВП), счаленными вплотную бортами и с подтянутыми вверх внутренними частями гибких ограждений.

Изобретение относится к охране окружающей среды при технической эксплуатации магистральных нефтепроводов и может быть использовано для сбора нефти или нефтепродуктов под ледяным покровом морей, водоемов и рек.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Судно на воздушной подушке перемещается вдоль кромки ледяного покрова с частичным свешиванием гибкого ограждения за кромку льда.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке (СВП). Предложен способ разрушения ледяного покрова на мелководье, включающий в себя одновременное перемещение с резонансной скоростью в одном и том же направлении двух СВП вдоль кромки льда, при этом первое судно перемещают по свободной воде, а второе - по сплошному льду позади первого на расстоянии от него, равном четверти длины резонансной изгибно-гравитационной волны (ИГВ).

Изобретение относится к области очистки ото льда части открытых водоемов и водотоков и может быть использовано при проведении природоохранных мероприятий для сохранения рыбы - образования отдушин, оттаивания примерзших на воде судов и сооружений, а также для получения незамерзающих прорубей в сельской местности, в том числе и для создания бассейнов для «моржей» и т.д.
Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Судно на воздушной подушке перемещают по свободной воде на кромку ледяного покрова с последующим по нему движением.

Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано при эксплуатации в условиях продленной навигации акваторий, примыкающих к причальным набережным, слипам, шлюзам и другим транспортным сооружениям.

Изобретение относится к области взрывных работ по разрушению ледового покрова. Устройство включает в себя корпус, приспособление для фиксации на ледовой поверхности и систему инициирования.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, в частности к защитным устройствам опор трубопроводов через водные преграды. Задачей данного изобретения является повышение стойкости и надежности трубопроводных опор в условиях воздействия ледохода, карчехода, речных насосов и иных посторонних плывущих предметов, а также распространение области применения защитного устройства на опоры трубопроводов через водные преграды.

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: ледяной покров 1 разрушают путем возбуждения во льду изгибно-гравитационных волн 3 подводным судном 2 при его движении подо льдом с резонансной скоростью. В носовой оконечности судна 2 с использованием забортной воды формируют цилиндрический вихрь 4, ось вращения которого горизонтальна и перпендикулярна направлению движения судна 2, а его габариты превышают диаметр корпуса судна 2, при этом направление продольных составляющих скоростей вихря 4 периодически с удвоенной частотой резонансных скоростей изгибно-гравитационных волн 3 изменяют на противоположное в течение времени, равного половине периода этих волн. За счет возникающего в этих условиях эффекта Магнуса, то есть возникновения знакопеременной вертикальной силы, достигается увеличение высоты изгибно-гравитационных волн. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда, то есть увеличение его разрушаемой толщины. 2 ил.
Наверх