Фланцевое кольцевое уплотнительное устройство стыков воздуховодов с перепуском воздуха

Фланцевое кольцевое уплотнительное устройство стыков воздуховодов с перепуском воздуха содержит два фланца, установленное между фланцами уплотнительное металлическое кольцо, закрепленное на торцевой поверхности первого фланца, уплотнение стыка осуществляется по стенке кольца, при этом перепуск воздуха осуществляется через радиальные сквозные прорези. Благодаря изобретению достигается обеспечение заданной герметичности неподвижных и подвижных фланцевых радиальных соединений с ограниченным пространством между фланцами, повышение надежности работы, упрощение конструкции и процесса сборки устройства. Данное техническое решение может найти применение в качестве уплотнительного устройства при стыковке воздуховодов с различными агрегатами или между собой, при стыковке воздушно-реактивных двигателей с воздухозаборными устройствами, например, в беспилотных летательных аппаратах. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к уплотнительным устройствам для неподвижных фланцевых соединений и может быть использовано в пневмосистемах в различных областях техники, в том числе авиационной, в частности для уплотнения стыков воздухозаборных устройств с входными устройствами воздушно-реактивных двигателей различных типов.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является уплотнительное устройство стыков воздуховодов с перепуском воздуха, патент на полезную модель №131441 от 30.01.2013 г.

Данное уплотнительное устройство содержит два фланца, установленное между фланцами уплотнительное металлическое кольцо, установленное на заходной части второго фланца с минимальным зазором, уплотнение стыка осуществляется по сплошной стенке кольца, при этом кольцо удерживается на первом фланце крышкой с пазом и имеет возможность поперечного перемещения в пазу. Перепуск рабочей среды обеспечивается следующим образом:

- в сплошной стенке кольца выполнены плоские вырезы, размеры и количество которых определяется заданным расходом перепускаемой рабочей среды;

- в сплошной стенке выполнены прорези с отогнутыми поверхностями, размеры, количество и угол наклона которых определяются заданным расходом перепускаемой среды.

Для контроля правильности взаимного расположения фланцев в крышке и кольце выполнено специальное «смотровое» окно.

Общим существенным признаком прототипа, совпадающим с существенным признаком предлагаемого фланцевого кольцевого уплотнительного устройства стыков воздуховодов с перепуском воздуха является то, что уплотнительное устройство содержит два фланца, установленное между фланцами уплотнительное металлическое кольцо, опирающееся на заходную часть второго фланца, уплотнение стыка осуществляется по сплошной стенке кольца.

Особенностью уплотнительного устройства стыков воздуховодов с перепуском воздуха - прототипа является то, что для фланцевых соединений с жестким закреплением второго фланца для закрепления крышки устройства требуется вначале установить металлическое кольцо с крышкой на заходную часть второго фланца, затем вдвинуть заходную часть второго фланца во внутреннее уширение первого фланца и после этого закрепить крышку на первом фланце. При этом для закрепления крышки устройства на первом фланце требуется открытое пространство для подхода к винтам крепления крышки к первому фланцу по всему периметру крышки. По этой причине данное устройство практически не может быть использовано для стыков фланцев, в которых из-за конструктивных особенностей второго фланца затруднен или отсутствует подход к винтам крепления крышки устройства к первому фланцу. Например, для стыков воздухозаборника с входным устройством турбореактивного двигателя, в котором агрегаты управления двигателем расположены по периметру второго фланца. Для обеспечения собираемости и точности установки крышки устройства требуется совместная разделка отверстий в первом фланце и крышке, или применение взаимноотстыкованной оснастки, что усложняет процесс изготовления устройства. Кроме этого, при определенных обстоятельствах, возможно заклинивание металлического кольца в пазу между торцом первого фланца и крышкой.

Предлагаемым изобретением решается техническая задача обеспечения заданной герметичности неподвижных и подвижных фланцевых радиальных соединений с ограниченным пространством между фланцами, повышение надежности работы, упрощение конструкции и процесса сборки устройства.

Для решения данной технической задачи фланцевое кольцевое уплотнительное устройство стыков воздуховодов с перепуском воздуха содержит два фланца, установленное между фланцами уплотнительное металлическое кольцо, закрепленное на торцевой поверхности первого фланца, уплотнение стыка осуществляется по стенке кольца, при этом перепуск воздуха осуществляется через радиальные сквозные прорези. Эти же прорези образуют на кольце предварительно отогнутые лепестки, причем внутренний диаметр предварительно отогнутых лепестков меньше наружного диаметра заходной части второго фланца. При стыковке фланцев предварительно отогнутые лепестки уплотнительного металлического кольца отгибаются заходной частью второго фланца и опираются на заходную часть второго фланца после завершения монтажа стыка воздуховодов, обеспечивая герметичность стыка фланцев.

Отличительным признаком предлагаемого фланцевого радиального уплотнительного устройства стыков воздуховодов с перепуском воздуха является то, что в сплошной стенке уплотнительного металлического кольца имеются радиальные сквозные прорези, образующие отгибаемые лепестки, при этом отгибаемые лепестки предварительно отогнуты.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков достигаются следующие технические результаты - обеспечения заданной герметичности неподвижных и подвижных фланцевых радиальных соединений с ограниченным пространством между фланцами, повышение надежности работы, упрощение конструкции и процесса сборки устройства.

Данное техническое решение может найти применение в качестве уплотнительного устройства, при стыковке воздуховодов с различными агрегатами или между собой, при стыковке воздушно-реактивных двигателей с воздухозаборными устройствами, например, в беспилотных летательных аппаратах.

Предлагаемое фланцевое радиальное уплотнительное устройство стыков воздуховодов с перепуском воздуха (далее - уплотнительное устройство) представлено на фиг. 1…6.

Изображенное на фиг. 1…6 уплотнительное устройство состоит из первого фланца 1 с внутренним уширением 2, второго фланца 3 с заходной частью 4, уплотнительного металлического кольца 5, с радиальными прорезями 6, образующими лепестки 7, прижимного кольца 8, винтов 9 и контровочной проволокой с пломбой 10 для контровки винтов 9. Для облегчения стыковки фланцев 1 и 3 лепестки 7 уплотнительного металлического кольца 5 предварительно отогнуты. Внутренний диаметр d по предварительно отогнутым лепесткам меньше наружного диаметра D заходной части второго фланца уплотнительного устройства, в котором применяется уплотнительное кольцо: d<D (см. фиг. 3 и фиг. 5).

На фиг. 1 показан вид на уплотнительное устройство спереди.

На фиг. 2 показан выносной элемент А в увеличенном масштабе.

На фиг. 3 показано продольное сечение Б-Б (выносной элемент А) по лепестку 7 уплотнительного металлического кольца 5.

На фиг. 4 показано продольное сечение В-В (выносной элемент А) по прорези 6 уплотнительного металлического кольца 5.

На фиг. 5 показано продольное сечение Б-Б в состыкованном состоянии фланцев 1 и 3, когда лепестки 7 опираются на заходную часть фланца 2.

На фиг. 6 показано продольное сечение В-В в состыкованном состоянии фланцев 1 и 3, по прорезям 6 металлического уплотнительного кольца 5 уплотнительного устройства.

Уплотнительное устройство работает следующим образом:

Металлическое уплотнительное кольцо 5, с предварительно отогнутыми лепестками 7 на угол Ω, крепится к торцевой поверхности фланца 1 через прижимное кольцо 8 винтами 9, законтренными контровочной проволокой и пломбой 10 (см. фиг. 3). Так как металлическое уплотнительное кольцо 5 по толщине выполняется достаточно тонким, прижимное кольцо 8 не позволяет металлическому уплотнительному кольцу 5 деформироваться, например, «выходить» из своей плоскости при стыковке фланцев - когда заходная часть 4 второго фланца 3 входит в уширение 2 первого фланца 1.

При стыковке фланцев 1 и 3 заходная часть 4 фланца 3 заходит в уширение 2 фланца 1, при этом лепестки 7 металлического уплотнительного кольца 5 отгибаются и опираются на заходную часть фланца 2, обеспечивая герметичность стыка воздуховодов. Предварительный отгиб лепестков 7 на угол Ω служит для уменьшения осевого усилия на второй фланец 3 при стыковке фланцев - когда заходная часть 4 второго фланца 3 входит в уширение 2 первого фланца 1.

Перепуск воздуха с заданным коэффициентом перепуска происходит через прорези 6 в металлическом уплотнительном кольце 5 (см. фиг. 6).

Отгибание лепестков 7 происходит в зоне упругих деформаций материала металлического уплотнительного кольца 5, чем обеспечивается герметичность стыка воздуховодов.

Ниже приведена методика расчета металлического уплотнительного кольца 5 в составе фланцевого кольцевого уплотнительного устройства стыков воздуховодов с перепуском воздуха.

Фланцевое кольцевое уплотнительное устройство стыков воздуховодов с перепуском воздуха должно обеспечивать выполнение следующих требований:

1) Уплотнение должно сохранять работоспособность при длительной эксплуатации.

2) Уплотнение должно сохранять работоспособность при многократном снятии и установке агрегата, для которого требуется уплотнение.

3) Для обеспечения сборки уплотнение должно обеспечивать минимально достаточное усилие обжатия корпуса агрегата и иметь незначительный коэффициент трения при движении по корпусу агрегата.

Для выполнения указанных выше требований необходимо:

1) Изготавливать кольцевое уплотнение из высокопрочных материалов типа пружинная сталь или высокопрочная латунь.

2) Для сохранения работоспособности при длительной эксплуатации напряжения в расчетном сечении уплотняющих элементов не должны превышать уровня релаксации напряжений (~0,5σд).

Предлагается следующая методика расчета элементов конструкции кольцевого уплотнителя.

1) Из компоновочных и конструктивных ограничений выбирается вылет L (см. фиг. 3) лепестков уплотнителя.

2) Из конструктивных ограничений выбирается ширина лепестков уплотнения В (см. фиг. 2). Чем меньше радиус корпуса агрегата, для которого требуется уплотнение, тем меньше должна быть ширина лепестка для обеспечения плотного прилегания к нему.

3) Количество уплотняющих лепестков определяется коэффициентом перепуска воздуха.

4) Из конструктивных и компоновочных ограничений (с учетом результатов определения размеров по пунктам 1-3) задается величина упругого прогиба уплотняющего лепестка f0.

В первом приближении прогиб f0 и потребное для него усилие Р можно определить по формуле прогиба консольной балки:

Здесь: Е - модуль упругости материала уплотняющего лепестка;

В - ширина лепестка;

δ - толщина лепестка;

L - вылет лепестка (консоль лепестка).

Подставив [3] в [2] получим:

Изгибающий момент М в расчетном сечении лепестка (в заделке):

Напряжения в расчетном сечении лепестка σд:

Здесь: W=ВН2/6 - момент сопротивления изгибу расчетного сечения.

Подставив [4] в [6] и ограничив действующие напряжения допускаемыми (см. п. 2 требований данной методики) получим уравнение с одним неизвестным, толщиной уплотняющего лепестка:

Толщина лепестка δ:

Подставив [8] в [4] определяем усилие прижима Р уплотняющего элемента к корпусу агрегата:

Если в результате расчета значение усилие прижима Р не обеспечивает надежное уплотнение, расчет повторяют, изменяя заданные параметры (f0, В, L).

1. Фланцевое кольцевое уплотнительное устройство стыков воздуховодов с перепуском воздуха, содержащее два фланца, установленное между фланцами уплотнительное металлическое кольцо, опирающееся на заходную часть второго фланца, уплотнение стыка осуществляется по сплошной стенке кольца, отличающееся тем, что в сплошной стенке уплотнительного металлического кольца имеются радиальные сквозные прорези, образующие отгибаемые лепестки, опирающиеся на заходную часть второго фланца после стыковки фланцев.

2. Фланцевое кольцевое уплотнительное устройство стыков воздуховодов с перепуском воздуха п. 1, отличающееся тем, что отгибаемые лепестки уплотнительного металлического кольца предварительно отогнуты и их внутренний диаметр меньше наружного диаметра заходной части второго фланца.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей опор роторов газотурбинных двигателей и энергетических установок.

Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано, в частности в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей. Щелевое уплотнение-демпфер для гашения энергии колебаний вращающегося в бесконтактных подшипниках ротора центробежного насоса содержит корпус с уплотнительной поверхностью, плавающее кольцо, выполненное из отдельных секторов (6), уплотнительный выступ (5) центробежного колеса насоса и упругое демпферное кольцо (7).

Изобретение относится к насосостроению и, в частности, к погружным нефтедобывающим насосным установкам с приводом от герметичного погружного электродвигателя для перекачивания скважинной жидкости.

Изобретение предназначено для использования в гидро- и пневмосистемах. Изобретение позволяет повысить надежность уплотнения сопрягаемых поверхностей при низких давлениях, уменьшить размеры глубины канавки уплотнения и упростить его собираемость.

Изобретение относится к сосудам с уплотнением и компенсатором радиальных Δr и осевых Δа биений вала сосуда. Сосуд состоит из неподвижного корпуса 1 сосуда, вала 2 сосуда и опор движения вала сосуда.

Изобретение относится к области технологии углеграфитовых материалов. Для получения графитовой фольги с улучшенными характеристиками герметичности сначала получают интеркалированный графит, который затем нагревают в режиме термоудара с получением полупродукта, содержащего терморасширенный графит и аморфный углерод.

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения вращающихся валов. Уплотнение вала состоит из корпуса в виде кольца и уплотнительного пояска с рабочей кромкой.

Изобретение относится к области газотурбинных двигателей, их эксплуатации, в частности к средствам герметизации газовоздушного тракта двигателей высокотемпературными уплотнениями.

Изобретение относится к уплотнительному узлу теплосиловой установки, которая относится к системе уплотнения на жидкой основе, а именно для уплотнения валов центробежных насосов двигателей в машиностроительной и приборостроительной технике.

Группа изобретений относится к области технологий проходческих машин и, в частности, относится к системе регулирования давления уплотнения основного привода проходческой машины и способам управления ею.

Изобретение относится к области газотурбинных двигателей, их эксплуатации, в частности к средствам герметизации газовоздушного тракта двигателей высокотемпературными уплотнениями.
Наверх