Способ прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения по данным об их виброактивности с учетом фактического ресурса

Изобретение относится к области машиностроения. Способ содержит операцию измерения общего уровня виброускорения подшипникового узла с последующим переводом его в коэффициент виброперегрузки. Прогноз остаточного ресурса подшипника осуществляется по зависимости, связывающей ресурс с коэффициентом виброперегрузки, величина которого зависит от технического состояния подшипника, условий эксплуатации, качества изготовления и сборки механизма, а также с учетом их фактического ресурса. Технический результат заключается в повышении эффективности прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения с учетом их технического состояния, эксплуатационных факторов, влияющих на ресурс и фактического ресурса.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам оценки и прогнозирования технического состояния подшипниковых узлов машин и механизмов по параметрам их вибрации.

Известен способ прогнозирования остаточного ресурса (патент РФ на изобретение №2659867 от 04.07.2018 г. «Способ прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения по данным об их виброактивности»), заключающийся в том, что, измеряя общий уровень виброускорения подшипникового щита, характеризующий техническое состояние подшипников качения, отличающийся тем, что в результате перевода общего уровня виброускорения в коэффициент виброперегрузки, который связан с остаточным ресурсом подшипников качения экспериментальной зависимостью:

где Тост - остаточный ресурс подшипника качения;

r - показатель степени (r=3 для шарико и r=3,33 для роликоподшипников);

Кп - коэффициент виброперегрузки [1], (Щубов И.Г. Шум и вибрация электрических машин. Л., Энергия, 1974), определяется по формуле:

где А - амплитуда виброускорения, м/с2;

g - ускорение свободного падения, м/с2;

Lк - уровень виброускорения подшипникового щита, дБ (децибелах).

Таким образом, прогнозирование остаточного ресурса подшипников качения с использованием зависимости (1) позволяет повысить эффективность прогнозирования [1] (Патент РФ на изобретение №2659867 от 04.07.2018 г. «Способ прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения по данным об их виброактивности». Приоритет от 16.09.2016 г.).

Однако проведенные авторами экспериментальные исследования зависимости (1) показали, что фактический ресурс подшипников качения Тфак не учитывается и это является недостатком данного способа.

Технической задачей настоящего изобретения является повышение эффективности прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения по зависимости (1) путем учета их фактического ресурса Тфак.

Сущность данного способа прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения, заключающийся в том, что, измеряя общий уровень виброускорения подшипникового щита, характеризующего техническое состояние подшипников качения, повышается эффективность прогнозирования в результате перевода общего уровня виброускорения в коэффициент виброперегрузки, который связан с остаточным ресурсом подшипника эмпирической зависимостью (1) с учетом его фактического ресурса Тфак:

Поставленная техническая задача достигается тем, что в условиях эксплуатации подшипникового узла измеряют любым виброметром (ВШВ-003) общий (интегральный) коэффициент виброперегрузки (Кп) подшипникового щита и по зависимости (3) с учетом фактического ресурса Тфак определяют остаточный ресурс подшипников качения, имеющих расчетный (по формуляру на механизм) ресурс Т=10…12 тыс. час (что характерно для большинства машин и механизмов).

Анализ известных решений, относящихся к способам прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения показал, что технических решений, содержащих ту же совокупность существенных признаков, что и заявляемый способ, не обнаружено. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что заявляемый способ соответствует критерию "новизна".

Анализ выявленных существенных отличительных от прототипа признаков показал, что такие или сходные с ним признаки с проявлением тех же свойств, которые они проявляют в заявляемой совокупности, в известных технических решениях не обнаружены, что позволяет сделать вывод о том, что заявляемый способ соответствует критерию "существенные отличия".

Заявляемая совокупность существенных признаков позволяет получить новый более высокий результат, выражающийся в повышении эффективности прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения.

Способ прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения осуществляется следующим образом.

а) Известно, что в механизме установлены новые подшипники:

- измеряют общий уровень виброускорения Lк (с помощью любой серийно выпускаемой виброаппаратуры, например, ВШВ-003) и по формуле (2) находят коэффициент Кп;

- по формуле (3) определяют остаточный ресурс подшипника;

- по истечению начального периода приработки (не менее 48 часов) подшипников производят замену смазки. Вновь измеряют Lк и по формуле (3) уточняют ресурс (как правило, уровень Lк и уменьшается (за счет приработки тел и дорожек качения и замены смазки, в которой имеются частицы металла), а остаточный ресурс подшипника увеличивается);

- периодически в процессе эксплуатации измеряют Lк и уточняют остаточный ресурс подшипника. Периодичность измерения текущих Lк рекомендуется выбирать как 0,5Тост;

- если по мере наработки подшипника уровни виброускорения подшипникового щита механизма увеличились более чем на 6 дБ, т.е. в два раза (что показывает об ухудшении их технического состояния), то производят замену смазки в подшипнике (или устраняют другие причины) и вновь измеряют Lк и уточняют остаточный ресурс по формуле (3) и т.д.

б) Фактический ресурс подшипника Тфак неизвестен:

- заменяют смазку в подшипниках и измеряют Lк, по которому определяют остаточный ресурс. При этом устанавливают Тфак выбирают приблизительно. Если величина остаточного ресурса меньше необходимого значения, то производят замену подшипника.

Таким образом, измеряя в процессе эксплуатации подшипников машин и механизмов уровень виброускорения, уточняют их остаточный ресурс с учетом изменения динамики процесса разрушения (износа) и влияния эксплуатационных факторов.

Предложенный способ прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения позволяет:

- просто и однозначно прогнозировать остаточный ресурс подшипников качения (имеющих расчетный ресурс Т=10…12 тыс. час);

- осуществлять долгосрочный и краткосрочный прогноз остаточного ресурса (все зависит только от состояния подшипника и условий их эксплуатации);

- учитывать эксплуатационные факторы, влияющие на остаточный ресурс, предпринимать необходимые меры по уменьшению виброактивности подшипников - тем самым увеличивать их ресурс;

- изготавливать специальные портативные вибродиагностические приборы для прогнозирования остаточного ресурса;

- повысить эффективность технического обслуживания и ремонта.

Способ прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения машин и механизмов, заключающийся в том, что измеряют общий уровень виброускорения подшипникового щита, отличающийся тем, что при этом находят коэффициент Кп согласно

, где

А - амплитуда виброускорения, м/с2;

g - ускорение свободного падения, м/с2;

Lк - уровень виброускорения подшипникового щита, дБ (децибелах),

затем согласно

, где

Тост - остаточный ресурс подшипника качения;

Тфак - фактический ресурс подшипника на момент измерения Кп;

r - показатель степени (r=3 для шарико- и r=3,33 для роликоподшипников),

определяют остаточный ресурс, причем в дальнейшем периодически в процессе эксплуатации измеряют Lк и уточняют остаточный ресурс подшипника, и в случае, если величина остаточного ресурса меньше необходимого значения, то производят замену подшипника.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для прогнозирования оставшегося полезного срока службы подшипника. Обеспечен механизм прогнозирования оставшегося полезного срока службы подшипника электрического азимутального подруливающего устройства в гондоле.

Изобретение относится к области метрологии. Способ вибрационной диагностики подшипника качения заключается в том, что с помощью установленного на диагностируемом подшипнике акселерометра получают сигнал вибрации, производят полосовую фильтрацию сигнала вибрации и получают его огибающую, рассчитывают спектр Фурье огибающей сигнала вибрации, из спектра огибающей сигнала вибрации выделяют все частотные компоненты, амплитуда которых превышает спектральный уровень шума по меньшей мере на 1 дБ, рассчитывают или выбирают из справочной литературы значения основных подшипниковых частот.

Изобретение относится к области испытания техники и предназначено для испытания радиальных, радиально-упорных и упорных подшипников качения на долговечность при статическом нагружении.

Предложенное изобретение относится к средствам для определения нагрузок в подшипниках, в частности подшипниках электрических машин. Способ определения нагрузки (B) подшипника (1) заключается в определении частоты (v) вращения и углового ускорения (a) ротора электрической машины, согласованного с контролируемым подшипником; предоставлении матрицы (M), включающей в себя элементы (M_ij), такие что соответствующий элемент (M_ij) согласован с областью (a_j) углового ускорения (a) и с областью (v_i) частоты (v) вращения, при этом устанавливают, сколько единиц времени (t) электрическая машина пребывала в области (v_i) частоты (v) вращения и в области (a_j) углового ускорения (a); суммировании элементарной величины (x) в каждом случае с одним элементом (M_ij), причем соответствующий элемент (M_ij) в каждом случае согласован с частотой (v) вращения и угловым ускорением (a); и определении нагрузки (B) как взвешенной суммы (S) элементов (M_ij).
Изобретение относится к способам диагностирования подшипниковых узлов карданных шарниров в эксплуатации. Сущность предлагаемого способа диагностирования подшипниковых узлов карданных шарниров транспортных и технологических машин состоит в использовании термоиндикаторных наклеек для непрерывного наблюдения за температурным режимом поверхностей подшипниковых узлов карданных шарниров.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в крупных электрических машинах для контроля подшипниковых токов. Техническим результатом является использование способа для контроля подшипниковых токов с применением простого по конструкции трансформатора тока с вращающейся первичной обмоткой без использования подвижного электрического контакта.

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано при эксплуатации электродвигателей для определения и контроля текущего технического состояния и прогнозирования ресурса подшипников и изоляции обмоток статора по завершении определенного времени с начала эксплуатации электродвигателей.

Изобретение относится к области наблюдения и обнаружения отказа в турбинных системах, в частности, обнаружения отказов вследствие коксования подшипника в газовых/паровых турбинных системах.

Изобретение относится к области учебного лабораторного оборудования и может быть использовано в учебном процессе при проведении лабораторных работ и практических занятий по общеинженерным дисциплинам в высших и средних специальных учебных заведениях.

Устройство для диагностики технического состояния механизмов относится к измерительной технике и может быть использовано для диагностики технического состояния возвратно-поступательных механизмов и других механизмов циклического действия по их вибрационным характеристикам как в автомобильном, железнодорожном, авиационном, морском, речном и других видах транспорта, так и в различной механической технике.
Наверх