Альтернативное автомобильное топливо для бензиновых двигателей, содержащее производное фурфурола

Изобретение описывает альтернативное автомобильное топливо для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием с октановым числом не менее 90,0 единиц по исследовательскому методу, включающее в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию, выкипающую до 225°С, при этом дополнительно содержит 2-метилфуран, причем этиловый спирт и 2-метилфуран представляют собой продукт переработки растительного целлюлозного сырья, получены в одном производственном цикле и входят в состав альтернативного топлива при следующем соотношении компонентов, масс.%: этиловый спирт и 2-метилфуран суммарно 5,0-50,0, углеводородная фракция - до 100,0. Технический результат: получение альтернативного автомобильного топлива, которое имеет октановое число не менее 90,0 ед. по исследовательскому методу, необходимую фазовую стабильность при его эксплуатации при отрицательных температурах окружающей среды, дополнительно улучшенные антикоррозионные свойства, что удовлетворяет основным требованиям к характеристикам автомобильного бензина по ГОСТ 32513 и TP ТС 013/2011, а также обладает близкой к автомобильному бензину теплотой сгорания. 3 з.п. ф-лы, 2 табл.

 

Изобретение относится к альтернативному автомобильному топливу, содержащему производное фурфурола, для его применения в двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием.

В настоящее время и в ближайшем будущем ожидается изменение структуры потребления топлив, где для автомобильных бензинов и, соответственно, автопарка потребуется увеличение среднего октанового числа бензинового фонда.

При относительно неизменном уровне октанового пула базовых углеводородных компонентов на нефтеперерабатывающих заводах (бензины риформинга и крекинга, изомеризат и алкилат), единственным вариантом увеличения среднего октанового числа является применение оксигенатов. В России существующие производства применяемых октаноповышающих добавок находятся не пределе своих мощностей в виду отсутствия свободного объема по сырью.

Поэтому разработка новых источников сырья и их переработка в высокооктановые компоненты топлив является единственным решением увеличения октанового числа бензинового пула.

Исходя из существующих тенденций, актуальным является разработка альтернативных топлив с повышенным содержанием оксигенатов, которые могут быть получены из различных возобновляемых источников, в том числе из растительной биомассы. Например, подобные виды топлив, содержащие в качестве высокооктанового возобновляемого компонента биоэтанол, получают все большее распространение в различных странах. Особый интерес представляют среднеэтанольные топлива, содержащие от 20 до 40% об. спирта (D.S. Hirshfeld et al. Refining economics of U.S. gasoline: octane ratings and ethanol content / Environmental science & technology. - 2014. - Vol. 48. - P. 11064-11071).

В основном используется этанол, полученный по технологии первого поколения. Однако, с учетом экологических программ различных стран, нарастают мощности по производству этанола второго поколения из непищевого растительного сырья, в производственном цикле которого имеется свой набор побочных продуктов, например, таких как фурфурол. Его наличие в гидролизованной реакционной массе, как представителя сахара C5, сказывается на дальнейшей ферментации в сторону уменьшения выхода спирта, поэтому целесообразным является его выделение и использование в качестве молекулы-платформы для последующих синтезов.

Как правило, кислородсодержащие добавки сохраняют высокую октаноповышающую способность до достижения концентрации около 30% в топливе, при дальнейшем увеличении концентрации добавок, их антидетонационная эффективность снижается (М.А. Ershov et al. Development of E30 bioethanol fuel composition based on low-octane fractions of exhaustive hydrocarbon feedstock processing / Chemistry and technology of fuels and oils. - 2016. - Vol. 52. - №3. - P. 241-249). Отмеченное свойство оксигенатов позволяет использовать для производства высокооктанового альтернативного топлива, в том числе и низкооктановые углеводородные фракции нефтепереработки.

Помимо биоэтанола, целесообразным является вовлечение в состав альтернативных топлив производных фурфурола.

Известна топливная композиция для автомобильных двигателей на основе углеводородной фракции С312, содержащая 0,1-20% об. этанола и кислородсодержащую добавку, отличную от этанола, в том числе выбранную из гетероциклических соединений в количестве 0,1-15% об.

(Заявка WO №00153437, 2000/2001).

Известна композиция автомобильного топлива, содержащая углеводородную фракцию и антидетонационную добавку, представляющую собой ацетали фурфурола в количестве 1,0-15,0% мас.

(Патент РФ №2704035, 2018).

Известно получение биотоплив из производных 2-метилфурана.

(Патент US №9199955, 2015).

Известна также топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания, содержащая антидетонационный компонент, имеющий температуру кипения не более 150°С, в качестве которого может выступать алкилфуран, в частности 2-метилфуран, в количестве 0,1-50% об. Топливная композиция представляет собой смесь бензиновой основы с октановым числом по исследовательскому методу в диапазоне 85-105 ед., по моторному - 75-95 ед. Дополнительно бензин может содержать антидетонационную добавку, быть этилированным или неэтилированным.

(Патент ЕР №0082689, 1982).

Недостатками известных топливных композиций альтернативных топлив является то, что они содержат высокооктановую углеводородную фракцию в качестве основной фракции, в т.ч. с высоким содержанием ароматических углеводородов, поэтому отпадает необходимость в добавлении оксигенатов, а также низкая толерантность к воде таких топлив.

Наиболее близким по составу к заявляемому является альтернативное автомобильное топливо с октановым числом не менее 92,0 ед., определенным по исследовательскому методу, которое включает в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию и отличается тем, что в качестве углеводородной фракции содержит бензиновую фракцию процесса гидрокрекинга, выкипающую в интервале температур 28-225°С, при следующем соотношении компонентов, % мае: этиловый спирт 20-40, углеводородная фракция до 100.

(Патент РФ 2605952, 2017).

Недостатками указанного изобретения является низкая относительно бензина теплота сгорания альтернативного топлива, что в условиях эксплуатации будет приводить к повышению расхода топлива стандартных автомобилей.

Задачей данного изобретения является разработка альтернативного автомобильного топлива для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, обладающего теплотой сгорания, близкой к автомобильному бензину, с октановым числом по исследовательскому методу не менее 90,0 единиц, высокой фазовой стабильностью (толерантностью к воде), которое позволяет расширить ассортимент альтернативных топлив, и должно удовлетворять основным требованиям к характеристикам автомобильных бензинов по ГОСТ 32513 и TP ТС 013/2011.

Для решения поставленной задачи предлагается альтернативное автомобильное топливо для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием с октановым числом не менее 90,0 единиц по исследовательскому методу, включающее в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию, выкипающую до 225°С, которое отличается тем, что дополнительно содержит 2-метилфуран, причем этиловый спирт и 2-метилфуран представляют собой продукт переработки растительного целлюлозного сырья, получены в одном производственном цикле и входят в состав альтернативного топлива при следующем соотношении компонентов, % мас.:

Этиловый спирт и 2-метилфуран суммарно 5,0-50,0
Углеводородная фракция до 100,0

Альтернативное автомобильное топливо дополнительно содержит стабилизирующий агент фенольного (например, ионол) или аминного типа (например, триэтилентетрамин) в количестве до 500 мг/кг.

Альтернативное автомобильное топливо может содержать присадку с антикоррозионными свойствами (например, DCI-11 или BioStable Е85 G-Plus, но не ограничиваясь ими) в количестве 12-350 мг/л.

Альтернативное автомобильное топливо дополнительно может содержать толуол в количестве до 10% мас.

Все компоненты топливной композиции, используемые в предлагаемом изобретении, промышленного производства.

Преимуществом изобретения является то, что теплота сгорания предлагаемого альтернативного топлива выше, чем у прототипа, и приближается к теплоте сгорания автомобильного бензина.

Также преимуществом является возможность получения в одном производственном цикле этилового спирта и 2-метилфурана, которые представляют собой продукт переработки растительного целлюлозного сырья.

В качестве углеводородной фракции предлагаются бензиновые фракции процессов нефтепереработки, которые выкипают до 225°С, представленные в таблице 1.

Также углеводородные фракции могут характеризоваться низким октановым числом по исследовательскому методу.

Вовлечение в состав альтернативного топлива толуола позволяет уменьшать долю этилового спирта в топливе благодаря его высокой антидетонационной характеристике и приблизить эксплуатационные свойства топлива к стандартному автомобильному бензину.

В таблице 1 представлены основные характеристики рассматриваемых углеводородных фракций, использованных для приготовления альтернативного моторного топлива. В качестве базовых углеводородных фракций использованы пять бензиновых фракций процессов нефтепереработки, которые выкипают до 225°С.

В качестве примеров предлагаемого изобретения было приготовлено пять образцов композиции альтернативного моторного топлива, результаты испытаний которых представлены в таблице 2, в которой также приведены нормы на показатели качества автомобильных бензинов по ГОСТ 32513 и TP ТС 013/2011.

Результаты испытаний показывают, что образцы топлива отвечают основным требованиям ГОСТ 32513 и TP ТС 013/2011.

Октановое число образцов по исследовательскому методу составляет выше 90,0 единиц.

Удельная низшая теплота сгорания образцов выше, чем у образцов, приведенных в примерах изобретения-прототипа за счет наличия энергонасыщенного 2-метилфурана.

Температуры помутнения всех образцов ниже минус 60°С, а также топлива могут содержать в себе повышенное содержание воды, что говорит о высокой фазовой стабильности топлив, не приводящих к расслоению при отрицательных температурах.

Добавление специальных присадок позволяет получить топлива с высокими антикоррозионными свойствами. Это подтверждает наличие сильной коррозии стальных стержней в образце без присадок (3 балла) и отсутствие коррозии в образцах с присадками (0 баллов). Испытание проводилось по методике СТО 11605031-006 на основе ASTM D665. Полированные стальные стержни погружаются в смесь образца испытуемого топлива с водой в соотношении 10:1 и выдерживаются 4 часа при температуре 38±1°С. Степень коррозии оценивается визуально по шкале от 0 до 3 баллов.

Таким образом, совместное использование этанола и 2-метилфурана, полученных в одном производственном цикле при производстве гидролизного (целлюлозного) этанола в качестве оксигената, позволяет расширить ассортимент альтернативных топлив. Также преимуществом является простота состава топлива и возможность использовать несколько фракций нефтепереработки и повышение теплоты сгорания по сравнению с прототипом.

Разработанное альтернативное моторное топливо для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием имеет октановое число не менее 90,0 ед. по исследовательскому методу, необходимую фазовую стабильность при его эксплуатации при отрицательных температурах окружающей среды, дополнительно улучшенные антикоррозионные свойства, что удовлетворяет основным требованиям к характеристикам автомобильного бензина по ГОСТ 32513 и TP ТС 013/2011, а также обладают близкой к автомобильному бензину теплотой сгорания.

1. Альтернативное автомобильное топливо для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием с октановым числом не менее 90,0 единиц по исследовательскому методу, включающее в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию, выкипающую до 225°С, отличающееся тем, что дополнительно содержит 2-метилфуран, причем этиловый спирт и 2-метилфуран представляют собой продукт переработки растительного целлюлозного сырья, получены в одном производственном цикле и входят в состав альтернативного топлива при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Этиловый спирт и 2-метилфуран суммарно 5,0-50,0
Углеводородная фракция до 100,0

2. Альтернативное автомобильное топливо по п. 1, отличающееся тем, что дополнительно содержит стабилизирующий агент фенольного или аминного типа в количестве до 500 мг/кг.

3. Альтернативное автомобильное топливо по п. 1, отличающееся тем, что дополнительно содержит присадку с антикоррозионными свойствами в количестве 12-350 мг/л.

4. Альтернативное автомобильное топливо по п. 1, отличающееся тем, что дополнительно содержит толуол в количестве до 10 мас.%.



 

Похожие патенты:

Изобретение описывает способ получения жидкого углеводородного топлива из биомассы растительного происхождения, включающий использование вольфрамовой гетерополикислоты 2-18 ряда, имеющей химическую формулу H6[P2W18O62], и жидкого углеводородного растворителя, отличающийся тем, что в гальваническую ванну заливают 10-40% водный раствор гетерополикислоты в окисленной форме, имеющей химическую формулу H6[P2W18O62], после чего в ванну опускают графитовые электроды, которые подключают к источнику напряжения постоянного тока, и при разности потенциалов между катодом и анодом 2-4,5 В под действием постоянного электрического тока производят процесс восстановления гетерополианионного комплекса [P2W18O62]6- до [P2W18O62]24-, полученный водный раствор гетерополикислоты в восстановленной форме формулы H24[P2W18O62] порционно направляют в реактор, в который затем загружают биомассу растительного происхождения и углеводородный растворитель при массовом соотношении «углеводородный растворитель : биомасса растительного происхождения» в пересчете на сухое вещество с содержанием воды не более 10% масс.

Изобретение раскрывает способ получения жидкого ракетного топлива, пригодного в качестве ракетных топлив марок RP-1 или RP-2, включающий в себя: обеспечение наличия углеводородного керосинового компонента с точкой кипения в интервале от 145°C до 300°C при атмосферном давлении, точкой вспышки по меньшей мере 60°C или выше, измеренной в соответствии с ASTM D56, и плотностью при 15°C, составляющей не более 815 кг/м3; обеспечение некоторого количества компонента для смешивания, представляющего собой синтетическое циклопарафиновое керосиновое топливо, содержащего по меньшей мере 99,5% мас.

Изобретение описывает топливную композицию для дизельных двигателей на основе дизельного летнего топлива с добавлением воды и эмульгатора, представляющего смесь диэтаноламида олеиновой кислоты, диэтаноламинового мыла олеиновой кислоты, диэтаноламина, моноэфира олеиновой кислоты и диэтаноламина, моноэфира аминоспирта и олеиновой кислоты, при этом топливная композиция дополнительно содержит бензиловый спирт и н-пропиловый спирт, а в качестве дизельного летнего топлива дизельное летнее топливо ЕВРО при следующем соотношении компонентов, мас.%: Диэтаноламид олеиновой кислоты 1,577-3,173 Диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты 0,460-0,925 Диэтаноламин 0,371-0,747 Моноэфир олеиновой кислоты и диэтаноламина 0,583-1,173 Моноэфир аминоспирта и олеиновой кислоты 0,719-1,449 Бензиловый спирт 1,081-2,176 Н-пропиловый спирт 0,509-1,024 Вода 10,0-20,0 Дизельное летнее топливо ЕВРО остальное до 100 Технический результат заключается в повышении стабильности и пожаробезопасности композиции при сохранении основных физико-химических характеристик в пределах требуемых норм.

Изобретение относится к аминополимеру, способу его получения, применению аминополимера в качестве моющей присадки для жидкого топлива, к моющей присадке и композиции жидкого топлива.
Настоящее изобретение направлено на подавление паров жидкостей для снижения испарения объемной жидкости. Согласно способу обеспечивают распыленную композицию жидкого поверхностно-активного вещества, имеющую размер наноразмерных капель жидкого поверхностно-активного вещества в диапазоне от около одной мицеллы до около 500 нм.

Изобретение описывает эмульсию типа масло в воде для применения в качестве топлива, которая содержит масляную фазу и водную фазу, по меньшей мере одно первичное поверхностно-активное вещество, выбранное из одного или нескольких веществ группы, состоящей из жирных алкиламинов, этоксилированных жирных алкиламинов, этоксилированных жирных алкилмоноаминов, метилированных жирных алкилмоноаминов, метилированных жирных алкиламинов и четвертичных жирных алкиламинов; в пределах от больше 0,3 до 2,0% масс вторичного поверхностно-активного вещества, выбранного из одного или нескольких лигнинаминов; и одну или несколько органических кислот; где масляная фаза диспергирована в водной фазе и где эмульсия типа масло в воде имеет следующие характеристики: средний размер капель (D[4,3]) в пределах от 3 до 15 мкм, где средний размер капель выражен в виде среднего значения с моментами по объему, определенного с использованием методик рассеяния света; меньше 3% масс капель имеет размер частиц больше 125 мкм, где размер капель определен с использованием методик рассеяния света; и вязкость больше 100 и до 700 мПа⋅с при 50°C±10% и 20 с-1±10%, где вязкость определена с использованием вискозиметра с коаксиальными цилиндрами.

Изобретение описывает низкотемпературную топливную композицию для дизелей на основе дизельного топлива с добавлением рапсового масла, при этом композиция дополнительно содержит присадку DIFRON Н372 при следующих соотношениях компонентов, % масс.: рапсовое масло от 5,0 до 9,0 или от 51,0 до 55,0; DIFRON Н372 от 0,5 до 2,0; дизельное топливо - до 100.
Изобретение описывает способ получения малосернистого дизельного топлива, заключающийся в превращении смеси вторичных дизельных фракций с высоким содержанием серы с прямогонными дизельными фракциями при повышенном давлении и нагревании в потоке водородсодержащего газа в присутствии гетерогенного катализатора, содержащего, мас.%: Mo – 10,0-16,0; Со – 2,7- 4,5; P – 0,8-1,8; S – 6,7-10,8; носитель – остальное; при этом носитель содержит, мас.%: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита – 5,0-25,0; γ-Al2O3 – остальное; при этом используемый катализатор имеет удельную поверхность 120-190 м2/г, объём пор 0,35-0,65 см3/г, средний диаметр пор 7-12 нм и представляет собой частицы с сечением в виде круга, трилистника или четырёхлистника с диаметром описанной окружности 1,0-1,6 мм и длиной до 20 мм, при температуре не выше 340оС, давлении не более 7,0 МПа; массовом расходе сырья не менее 1,0 ч-1, объемном отношении водород/сырье не более 500 м3/м3, характеризующийся тем, что в качестве вторичных дизельных фракций, входящих в состав смесевого сырья, используют дизельные фракции с концом кипения до 360оС, полученные ректификацией полусинтетической нефти, являющейся продуктом каталитического парового крекинга тяжелого нефтяного сырья, которое может быть природным, например тяжелые нефти, либо техногенным, например гудрон.

Изобретение описывает высокооктановое топливо, содержащее N-метиланилин и бензиновую фракцию, при следующем соотношении компонентов, мас.%: N-метиланилин 0,2-1,0, бензиновая фракция – остальное, при этом содержание в высокооктановом топливе алифатических углеводородов составляет 66,9-83,4 об.%, а ароматических углеводородов, в том числе бензола, составляет 15,6-33,0 об.%, характеризующееся тем, что суммарное содержание N-метиланилина и бензола в составе высокооктанового топлива не превышает 1,0% от его объема.

Изобретение относится к способам совместной гидропереработки триглицеридов жирных кислот и прямогонной дизельной фракции на сульфидных катализаторах с целью получения низкосернистых углеводородных фракций и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Изобретение описывает топливную композицию для дизельных двигателей на основе дизельного летнего топлива с добавлением воды и эмульгатора, представляющего смесь диэтаноламида олеиновой кислоты, диэтаноламинового мыла олеиновой кислоты, диэтаноламина, моноэфира олеиновой кислоты и диэтаноламина, моноэфира аминоспирта и олеиновой кислоты, при этом топливная композиция дополнительно содержит бензиловый спирт и н-пропиловый спирт, а в качестве дизельного летнего топлива дизельное летнее топливо ЕВРО при следующем соотношении компонентов, мас.%: Диэтаноламид олеиновой кислоты 1,577-3,173 Диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты 0,460-0,925 Диэтаноламин 0,371-0,747 Моноэфир олеиновой кислоты и диэтаноламина 0,583-1,173 Моноэфир аминоспирта и олеиновой кислоты 0,719-1,449 Бензиловый спирт 1,081-2,176 Н-пропиловый спирт 0,509-1,024 Вода 10,0-20,0 Дизельное летнее топливо ЕВРО остальное до 100 Технический результат заключается в повышении стабильности и пожаробезопасности композиции при сохранении основных физико-химических характеристик в пределах требуемых норм.
Наверх