Смазывающая добавка к дизельным топливам, представляющая собой ацетали фурфурола, и топливная композиция, ее содержащая

Настоящее изобретение относится к смазывающей добавке к дизельным топливам на основе эфиров, при этом в качестве добавки содержит ацетали фурфурола, полученные путем взаимодействия фурфурола и одноатомных спиртов С47, в присутствии сульфокатионитного катализатора макропористой структуры, при мольном соотношении фурфурол:спирты С47=1:6-10, при диапазоне температур -5 - 40°С. Также изобретение относится к композиции дизельного топлива, которая содержит смазывающую добавку в количестве 5-20 мас. % и промотор воспламенения в количестве до 0,4 мас.% Техническим результатом изобретения является разработка смазывающей добавки к дизельным топливам, представляющей собой ацетали фурфурола. 2 н.п. ф-лы, 4 пр., 5 табл.

 

Изобретение относится к смазывающим добавкам к дизельным топливам, представляющим собой ацетали фурфурола, а также к композициям топлива, использующим разработанные добавки.

В настоящее время в связи с необходимостью соответствия качества выпускаемых товарных дизельных топлив требованиям стандартов Евро [Стандарт EN 590 (BSEN 590:2004/DINEN 590-2004)/Automotivefuels, Diesel. Requirements and test methods. - 2004] возросло использование малосернистых дизельных топлив. В свою очередь уменьшение содержания сернистых соединений в составе дизельного топлива приводит к ухудшению его смазывающих свойств, что влечет за собой существенное повышение износа деталей топливной аппаратуры дизельных двигателей. Для улучшения смазывающей способности дизельного топлива целесообразно применение специальных присадок.

Большой интерес представляет разработка способов производства топливных компонентов с использованием возобновляемого растительного сырья. Одним из наиболее перспективных возобновляемых источников сырья является лигноцеллюлоза [Wright W.R.H., Palkovits R. Development of heterogeneous catalysts for the conversion of levulinic acid to γ-valerolactone // ChemSusChem. 2012. V. 5. P. 1657]. Из нее может быть получен фурфурол, который является сырьем для производства высокооктановых компонентов топлив (2-метилфуран, фурфуриламин) [Ершов М.А., Григорьева Е.В., Гусева А.И., Виноградова Н.Я., Потанин Д.А., Дорохов В.С, Никульшин П.А., Овчинников К.А. Обзор производных фурфурола в качестве перспективных октаноповышающих добавок к топливу // ЖПХ. 2017. Т. 90. №9. С. 1145-1155]. Перспективным способом производства продуктов топливного назначения на основе фурфурола является его совместная переработка со спиртами различного строения с получением ацеталей фурфурола [Таразанов С.В., Григорьева Е.В., Титаренко М.А., Климов Н.А., Ершов М.А., Никульшин П.А. Дипропилацеталь фурфурола как новая топливная добавка синтез и некоторые свойства // Журн. прикл. химии. 2018. Т. 91. №12. С. 1723].

Известна добавка к дизельному топливу для улучшения смазывающих свойств дизельного топлива, в качестве которой используют продукты этерификации щавелевой кислоты с алифатическими спиртами С48.

(Пат. РФ №2468068, 27.11.2012).

Недостатком известной добавки является использование дефицитного сырья - щавелевой кислоты.

Известны ацетали фурфурола, полученные взаимодействием фурфурола и спиртов C13, которые являются антидетонационной добавкой и могут быть использованы в составе автомобильных топлив для повышения их детонационной стойкости. (Пат. РФ 2704035, 23.10.2019).

Использование ацеталей фурфурола в качестве смазывающей добавки к дизельным топливам не известно.

Задачей настоящего изобретения является разработка смазывающей добавки к дизельным топливам, представляющей собой ацетали фурфурола, а также к композициям топлива, использующим разработанные добавки.

Для выполнения поставленной задачи были получены ацетали фурфурола путем взаимодействия фурфурола и одноатомных спиртов С47, в присутствии сульфокатионитного катализатора макропористой структуры, при мольном соотношении фурфурол:спирты С47=1:6-10, при диапазоне температур -5 - 40°С.

Полученные ацетали фурфурола являются смазывающей добавкой к дизельным топливам.

Также разработана композиция дизельного топлива, содержащая смазывающую добавку, полученную по разработанному способу в концентрации 5-20% масс.

Ацетали фурфурола были получены по общей методике (примеры 1-4):

К 1 моль фурфурола (192 г) прибавляли (6-10 моль) спирта нормального строения, термостатированного при -5 - 40°С, разово добавляли необходимое количество катализатора (10-20% масс.), высушенного до постоянной массы сульфокатионита и начинали перемешивание смеси в течение 5-30 мин. По окончанию синтеза реакционную массу отделяли от катализатора на воронке Шотта, сушили сульфатом магния и фракционировали на колонке Вигре (60 см). Избыток спирта отгонялся при атмосферном давлении, а бесцветную смесь фурфурол-ацеталь разделяли в вакууме 2-5 мм рт.ст.

В качестве примеров предлагаемого изобретения приведены основные данные по синтезу и выходам ацеталей фурфурола С4 и С7, проведенные в температурном интервале -5 - 40°С; чистота спиртов - 99,9%.

Полученные образцы ацеталей были использованы в качестве добавки в базовое дизельное топливо (таблица 1). Все компоненты, использованные для приготовления базового топлива, промышленного производства.

В качестве примера предлагаемого изобретения был приготовлен образец топлива с добавкой диамилацеталя фурфурола (ДиАмАФ) в количестве 3% масс. Для этого образца определяли цетановые числа, низкотемпературные свойства и седиментационную устойчивость при отрицательных температурах.

Цетановое число (ЦЧ) для образца базового топлива с добавкой образца ДиАмАФ составляет 51.6 пункта. Полученные результаты говорят о том, что ацетали фурфурола в количестве 3% масс. не ухудшают ЦЧ и могут быть использованы в качестве компонента дизельного топлива (таблица 2, образец 2).

В качестве примера также приведены результаты экспериментального анализа композиций альтернативного топлива, состоящих из базового топлива с добавкой ацеталей фурфурола и 2-х промоторов воспламенения, в качестве промоторов воспламенения рассмотрены этилгексилнитрат и дикумилпероксид (ДКП) (таблица 2). Использование промоторов воспламенения с добавкой ацеталей фурфурола компенсирует эффект от введения чистых ацеталей фурфурола.

Исследуемый образец базового топлива согласно требованиям ГОСТ 32511 соответствует зимнему дизельному топливу Класс 3 по температуре помутнения (-28°С) и не соответствует по предельной температуре фильтруемости, составляющей -30°С (при норме -38°С). Поэтому в образец базового топлива добавляли депрессорно-диспергирующую присадку Dodiflow 5817 в количестве 0,03 мас.%, допущенном на производстве. По причине того, что присадки и ПАВ, вовлекаемые в качестве компонентов в дизельное топливо, могут проявлять антагонизм, были проведены испытания по определению низкотемпературных свойств образца базового топлива, содержащего депрессорно-диспергирующую присадку и ДиАмАФ в количестве 3 мас.%. По результатам испытаний (таблица 3) видно, что вовлечение образца ДиАмАФ в базовое топливо не оказывает влияния на температуру помутнения и предельную температуру фильтруемости как в случае с применением присадки Dodiflow 5817, так и без нее. Данный факт подтверждает отсутствие антагонизма между ацеталем фурфурола и депрессорно-диспергирующей присадкой.

Помимо оценки низкотемпературных свойств для базового топлива были проведены испытания на седиментационную устойчивость при отрицательных температурах. Испытаниям подвергались 3 образца топлив: базовое топливо + 0.03 мас.% присадки Dodiflow 5817, базовое топливо + 3 мас.%. ДиАмАФ и базовое топливо + 0.03 мас.% присадки Dodiflow 5817 + 3% масс. ДиАмАФ (таблица 4). По полученным данным видно, что в случае топлив, содержащих либо депрессорно-диспергирующую присадку либо ацеталь фурфурола значения температуры помутнения и предельной температуры фильтруемости нижней и верхней частей топлива после испытаний отличаются от значений для исходного образца топлива менее чем на ±2°С. Из чего следует, что данные образцы топлив стабильны при холодном хранении и не расслаиваются. Для образца топлива, содержащего депрессорно-диспергирующую присадку и ацеталь фурфурола значение температуры помутнения верхней части топлива после испытаний изменилось более чем на ±2°С, что лежит за пределами погрешности определения этого свойства. Таким образом, возможно использование ацеталя фурфурола в количестве до 3 мас.%, в качестве компонента межсезонного и летнего дизельного топлива.

В рамках оценки возможности использования разрабатываемых топливных добавок были оценены их смазывающие свойства. В качестве примера приведены результаты испытаний смазывающей способности дибутилацеталя (ДиБАФ) и диамилацеталя (ДиАмАФ) фурфурола в дизельном топливе гидрокрекинга с ультранизким содержанием серы (5.1 ppm) в концентрации 3 мас.%.

Снижение диаметра пятна износа на 92-130 мкм (таблица 5) является удовлетворительным результатом, который подкреплен тенденцией связанной с изменением числа атомов углерода в алкильном заместителе. Факт наличия смазывающей способности подтвержден статистической обработкой первичной информации для 5 измерений при уровне значимости t=0.95.

Технический результат изобретения - разработана смазывающая добавка к дизельным топливам, представляющая собой ацетали фурфурола, полученные путем взаимодействия фурфурола и одноатомных спиртов С47, в присутствии сульфокатионитного катализатора макропористой структуры, при мольном соотношении фурфурол:спирты С47=1:6-10, при диапазоне температур -5 - 40°С, которая может быть использована в топливной композиции в количестве 5-20 мас.% совместно с промотором воспламенения в количестве до 0,4 мас.%.

Показано, что вовлечение образца ацеталей фурфурола в базовое топливо не оказывает влияния на температуру помутнения и предельную температуру фильтруемости.

Также показана совместимость ацеталей фурфурола с депрессорно-диспергирующими присадками.

1. Смазывающая добавка к дизельным топливам на основе эфиров, отличающаяся тем, что в качестве добавки содержит ацетали фурфурола, полученные путем взаимодействия фурфурола и одноатомных спиртов С47, в присутствии сульфокатионитного катализатора макропористой структуры, при мольном соотношении фурфурол:спирты С47=1:6-10, при диапазоне температур -5 - 40°С.

2. Композиция дизельного топлива, отличающаяся тем, что содержит смазывающую добавку по п. 1 в количестве 5-20 мас.% и промотор воспламенения в количестве до 0,4 мас.%.



 

Похожие патенты:

Изобретение описывает топливную композицию низкосернистого дизельного топлива на основе дизельной фракции с содержанием серы менее 10 мг/кг, выкипающей в пределах 180-360°С, которая характеризуется тем, что содержит в качестве промоторов воспламенения органические перекиси, выбранные из группы: третбутилкумилпероксид, изобутилкумилпероксид, н-бутилкумилпероксид, и противоизносную присадку на основе карбоновых кислот при следующем соотношении компонентов, % мас.: органическая перекись - от 0,01 до 0,5, противоизносная присадка - от 0,005 до 0,1, дизельная фракция - до 100.

Изобретение описывает альтернативное автомобильное топливо для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием с октановым числом не менее 90,0 единиц по исследовательскому методу, включающее в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию, выкипающую до 225°С, при этом дополнительно содержит 2-метилфуран, причем этиловый спирт и 2-метилфуран представляют собой продукт переработки растительного целлюлозного сырья, получены в одном производственном цикле и входят в состав альтернативного топлива при следующем соотношении компонентов, масс.%: этиловый спирт и 2-метилфуран суммарно 5,0-50,0, углеводородная фракция - до 100,0.

Изобретение описывает альтернативное автомобильное топливо для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием с октановым числом не менее 90,0 единиц по исследовательскому методу, включающее в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию, выкипающую до 225°С, при этом дополнительно содержит 2-метилфуран, причем этиловый спирт и 2-метилфуран представляют собой продукт переработки растительного целлюлозного сырья, получены в одном производственном цикле и входят в состав альтернативного топлива при следующем соотношении компонентов, масс.%: этиловый спирт и 2-метилфуран суммарно 5,0-50,0, углеводородная фракция - до 100,0.

Изобретение описывает топливную композицию для дизельных двигателей на основе дизельного летнего топлива с добавлением воды и эмульгатора, представляющего смесь диэтаноламида олеиновой кислоты, диэтаноламинового мыла олеиновой кислоты, диэтаноламина, моноэфира олеиновой кислоты и диэтаноламина, моноэфира аминоспирта и олеиновой кислоты, при этом топливная композиция дополнительно содержит бензиловый спирт и н-пропиловый спирт, а в качестве дизельного летнего топлива дизельное летнее топливо ЕВРО при следующем соотношении компонентов, мас.%: Диэтаноламид олеиновой кислоты 1,577-3,173 Диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты 0,460-0,925 Диэтаноламин 0,371-0,747 Моноэфир олеиновой кислоты и диэтаноламина 0,583-1,173 Моноэфир аминоспирта и олеиновой кислоты 0,719-1,449 Бензиловый спирт 1,081-2,176 Н-пропиловый спирт 0,509-1,024 Вода 10,0-20,0 Дизельное летнее топливо ЕВРО остальное до 100 Технический результат заключается в повышении стабильности и пожаробезопасности композиции при сохранении основных физико-химических характеристик в пределах требуемых норм.

Изобретение описывает топливную композицию для дизельных двигателей на основе дизельного летнего топлива с добавлением воды и эмульгатора, представляющего смесь диэтаноламида олеиновой кислоты, диэтаноламинового мыла олеиновой кислоты, диэтаноламина, моноэфира олеиновой кислоты и диэтаноламина, моноэфира аминоспирта и олеиновой кислоты, при этом топливная композиция дополнительно содержит бензиловый спирт и н-пропиловый спирт, а в качестве дизельного летнего топлива дизельное летнее топливо ЕВРО при следующем соотношении компонентов, мас.%: Диэтаноламид олеиновой кислоты 1,577-3,173 Диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты 0,460-0,925 Диэтаноламин 0,371-0,747 Моноэфир олеиновой кислоты и диэтаноламина 0,583-1,173 Моноэфир аминоспирта и олеиновой кислоты 0,719-1,449 Бензиловый спирт 1,081-2,176 Н-пропиловый спирт 0,509-1,024 Вода 10,0-20,0 Дизельное летнее топливо ЕВРО остальное до 100 Технический результат заключается в повышении стабильности и пожаробезопасности композиции при сохранении основных физико-химических характеристик в пределах требуемых норм.

Изобретение описывает высокооктановое топливо, содержащее N-метиланилин и бензиновую фракцию, при следующем соотношении компонентов, мас.%: N-метиланилин 0,2-1,0, бензиновая фракция – остальное, при этом содержание в высокооктановом топливе алифатических углеводородов составляет 66,9-83,4 об.%, а ароматических углеводородов, в том числе бензола, составляет 15,6-33,0 об.%, характеризующееся тем, что суммарное содержание N-метиланилина и бензола в составе высокооктанового топлива не превышает 1,0% от его объема.

Изобретение описывает присадку к малосернистому дизельному топливу на основе дистиллированного таллового масла, которая содержит полиалкилбензолы и льняное масло, при следующем количественном содержании компонентов, мас.

Изобретение описывает присадку к малосернистому дизельному топливу на основе дистиллированного таллового масла, которая содержит полиалкилбензолы и льняное масло, при следующем количественном содержании компонентов, мас.

Изобретение раскрывает альтернативное автомобильное топливо с октановым числом не менее 100,0 единиц, определенным по моторному методу, состоящее из этилового спирта и эфирной части, отличающееся тем, что в качестве эфирной части содержит простой циклический эфир - оксид пропилена, при следующем соотношении компонентов, об.%:эфирная часть 5-10этиловый спирт до 100Также раскрывается способ получения альтернативного автомобильного топлива.

Изобретение описывает топливную композицию, которая содержит по меньшей мере: топливо, содержащее по меньшей мере 50 масс.% дизельного топлива; от 5 до 1000 млн-1 (миллионных долей) соединения (Т1), выбранного из полиалкиленгликолей, простых эфиров алкила С1-С12 и полиалкиленгликоля, и их смесей; от 5 до 500 млн-1 соединения (Т2), выбранного из сложных эфиров полиолов и алифатических монокарбоновых кислот С1-С36, предпочтительно С4-С30, насыщенных или ненасыщенных, линейных или разветвленных, циклических или ациклических, при этом указанные сложные эфиры взяты по отдельности или в смеси, и по меньшей мере одну моющую присадку, где массовое соотношение (Т1):(Т2) составляет от 10:1 до 1:10, предпочтительно от 10:1 до 1:1.

Изобретение описывает способ получения жидкого углеводородного топлива из биомассы растительного происхождения, включающий использование вольфрамовой гетерополикислоты 2-18 ряда, имеющей химическую формулу H6[P2W18O62], и жидкого углеводородного растворителя, отличающийся тем, что в гальваническую ванну заливают 10-40% водный раствор гетерополикислоты в окисленной форме, имеющей химическую формулу H6[P2W18O62], после чего в ванну опускают графитовые электроды, которые подключают к источнику напряжения постоянного тока, и при разности потенциалов между катодом и анодом 2-4,5 В под действием постоянного электрического тока производят процесс восстановления гетерополианионного комплекса [P2W18O62]6- до [P2W18O62]24-, полученный водный раствор гетерополикислоты в восстановленной форме формулы H24[P2W18O62] порционно направляют в реактор, в который затем загружают биомассу растительного происхождения и углеводородный растворитель при массовом соотношении «углеводородный растворитель : биомасса растительного происхождения» в пересчете на сухое вещество с содержанием воды не более 10% масс.
Наверх