Диагональный привод шести ведущих колес

Изобретение относится к диагональному приводу колес. Привод шести колес по диагоналям, как у автомобиля в целом, так и в тележке из трех мостов. На осях водила сдвоенного несимметричного дифференциала в два ряда установлены сателлиты, зацепленные с солнечными шестернями и эпициклическими колесами, закрепленными на валах привода главных передач. Солнечные шестерни обеспечивают дифференциальный привод на ведущие колеса переднего моста, эпициклические колеса дифференциала - на ведущие колеса двух задних мостов, подключенные по диагоналям от левого дифференциала трубчатым валом на левое переднее колесо и сплошным валом на правые колеса среднего и заднего мостов; от правого дифференциала валом на правое переднее колесо и трубчатым валом на левые колеса среднего и заднего мостов. Достигается повышение эксплуатационных и компоновочных характеристик автомобиля. 4 ил.

 

Изобретение относится к трансмиссии наземных транспортных средств, в первую очередь, к автомобилям с колесной формулой 6x6.

Известны приводы ведущих колес автомобилей, содержащие ведущие мосты, расположенные в них главные передачи, дифференциалы и полуоси (валы привода ведущих колес). 1) Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета. М.: Машиностроение, 1989. - 304 с. 2) Некрасов В.И. Многоступенчатая трансмиссия. Конструкция, конструирование и расчет: Учеб. пособие. - Курган, Изд-во Курганского гос. ун-та, 2001. - 155 с.

Широкое применение, особенно в условиях бездорожья или на дорогах без твердого покрытия, находят полноприводные автомобили.

В настоящее время используют два вида разделения потока мощности: мостовой и бортовой.

При бортовой схеме трансмиссии поток мощности от двигателя поступает на КП (коробку передач), а от нее на двухступенчатую РК (раздаточную коробку), в которой коническим симметричным дифференциалом поровну распределяется на бортовые редукторы привода ведущих колес. Такая компоновка трансмиссии применяется для бронетранспортеров и специальных автомобилей, которым необходима свободная средняя часть кузова.

Наибольшее распространение получила мостовая схема трансмиссии, при которой от РК поток мощности поступает к ведущим мостам по валам трансмиссии, расположенным продольно.

Привод ведущих колес может быть дифференциальным, блокированным и смешанным (комбинированным) с отключаемым приводом переднего моста.

Блокированный привод обеспечивает высокую проходимость автомобиля, но при этом возникает циркуляция паразитной мощности из-за кинематического несоответствия движения колес, например, при повороте. Управляемость автомобилем ухудшается, возникают увеличенный расход топлива и износ шин.

Дифференциальный привод обеспечивает соответствие кинематики движения колес при повороте, устраняет недостатки, присущие блокированному приводу. Но дифференциальный привод конструктивно сложнее, число дифференциалов на единицу меньше числа ведущих колес. Для обеспечения высокой проходимости в сложных дорожных условиях надо предусматривать или принудительную блокировку простых дифференциалов или устанавливать сложные дифференциалы повышенного трения.

Анализ кинематики криволинейного движения автомобиля с колесной формулой 6×6 показывает, что колеса, расположенные на одной диагонали, например, правое переднее и левые среднее и заднее, совершают такой же путь, как и колеса, расположенные на другой диагонали - левое переднее и правые среднее и заднее.

Диагональная схема трансмиссии может обеспечить упрощение конструкции привода ведущих колес автомобиля (2. с. 145-151; рис. 148, 149, 151-153).

Наиболее близким к предлагаемой конструкции является диагональный привод ведущих колес по авт.св. №1614957 (Бюл. №47 от 23.12.1990. - см. 2, рис. 151, с. 148. Автор Некрасов В.И.).

Вал выхода КП парой цилиндрических шестерен передает крутящий момент на корпус и валы с сателлитами сдвоенного несимметричного дифференциала. Дифференциал I состоит из солнечной шестерни, закрепленной на валу привода левого переднего ведущего колеса. Эта шестерня зацеплена с сателлитом, закрепленным на валу с таким же сателлитом, зацепленным с эпициклическим колесом, которое трубчатым валом соединено с конической передачей привода ведущих колес правого ряда задней тележки. Дифференциал II устроен аналогично дифференциалу I: солнечная шестерня закреплена на валу привода правого переднего ведущего колеса. Она шестерня зацеплена с сателлитом, закрепленным на валу с таким же сателлитом, зацепленным с эпициклическим колесом, которое трубчатым валом соединено с конической передачей привода ведущих колес левого ряда задней тележки.

Главный недостаток рассмотренного привода заключается в сложности конструкции и снижении надежности работы сдвоенного дифференциала, вызванного тем, что звенья каждого дифференциала расположены в разных рядах, для их взаимосвязи требуются валы с опорами и двумя сателлитами на каждом валу.

Задача, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, заключается в повышении эксплуатационных и компоновочных характеристик автомобиля за счет упрощения конструкции сдвоенного дифференциала.

Поставленная задача повышения надежности работы трансмиссии решается за счет установки сдвоенного симметричного дифференциала в котором сателлиты взаимосвязаны со звеньями только своего ряда, без дополнительных валов и сателлитов.

Сущность предлагаемого устройства заключается в том, что диагональный привод шести ведущих колес содержит механическую трансмиссию с приводом на корпус несимметричного дифференциала, водило с осями, установленными на них сателлитами и зацепленными с шестернями, закрепленными на выходных валах, при этом на осях водила установлены два ряда сателлитов, зацепленные с солнечными шестернями и эпициклическими колесами, закрепленными на валах привода главных передач ведущих колес, расположенными по диагонали, например, от сателлитов первого ряда левого переднего и правых задних колес; от сателлитов второго ряда, правого переднего и левых задних колес; механическая трансмиссия привода сдвоенного дифференциала состоит из редуктора реверса с коническими шестернями и двухвальной многоступенчатой раздаточной коробки, на входном валу редуктора реверса закреплен зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения, расположенный между двумя шестернями с зубчатыми венцами, зацепленными через шестерню взаимосвязи, ведомая коническая шестерня закреплена на входе первичного вала, соосно ему установлен вторичный вал, параллельно им расположен длинный трубчатый вал, на валах свободно установлены пять пар шестерен, на зубчатых венцах средних пар шестерен установлены противоположно развернутые муфты одностороннего действия двухпозиционных муфт, взаимосвязанных общей вилкой переключения, на первичном валу около крайней пары шестерен закреплен зубчатый венец с расположенной на нем трехпозиционной муфтой переключения, на вторичном валу между четвертой и пятой парами шестерен расположена трехпозиционная муфта, зубчатый венец которой закреплен на трубчатом валу привода пары цилиндрических шестерен на водило дифференциала.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема диагонального привода ведущих колес автомобиля с колесной формулой 6×6 с приводом от трехвальной сосной МРК (многоступенчатой раздаточной коробки) типа 16R16 (16 передач переднего хода и 16 передач заднего хода), содержащей 10 шестерен и четыре муфты переключения передач. Ведущие колеса не обозначены - показаны валы привода колес. Внизу приведены буквенные обозначения пар шестерен (a, b, c, d, e).

На фиг. 2 представлена структурная лучевая диаграмма этой МРК с таблицами положений муфт переключения на различных передачах. В нижней части таблицы над номерами передач обозначены включенные в работу пары шестерен (c-d, Пр., b-d, b-c и т.д.). На горизонтальных шкалах в логарифмическом виде приведены величины передаточных чисел пар шестерен и передач. На нижней горизонтали нижняя шкала равномерная в логарифмическом виде, верхняя шкала неравномерная - в натуральном виде. Верхняя горизонталь соответствуют передаточным числам на вторичном валу, нижняя горизонталь - на промежуточном валу. Точка 0 (15G) на верхней горизонтали - вход крутящего момента на МРК от конического редуктора реверса. Обозначения пар шестерен указаны на лучах. Чем значительнее наклон луча направо, тем больше передаточное число. Левый наклон луча указывает на ускоряющий режим работы пары шестерен. Наклон луча каждой пары шестерен постоянный на любом участке лучевой диаграммы.

На фиг. 3 приведена кинематическая схема несоосной двухвальной реверсивной МКП типа 16R16, также содержащей 10 шестерен и четыре муфты переключения передач.

На фиг. 4 представлена структурная лучевая диаграмма этой двухвальной МРК с таблицами положений муфт переключения на различных передачах.

На водиле 1 (фиг. 1) закреплены оси 2 с расположенными на них в два ряда сателлитами 3 и 4. Сателлиты зацеплены с солнечными шестернями 5 и 6 и эпициклическими колесами 7 и 8. Солнечная шестерня 5 левого ряда зацеплена с сателлитами 3 и закреплена на трубчатом длинном валу 9, на другом конце этого вала закреплена коническая шестерня 10, зацепленная с шестерней 11, которая закреплена на валу 12 привода левого переднего ведущего колеса. Солнечная шестерня 6 правого ряда зацеплена с сателлитами 4 и закреплена на длинном валу 13, на другом конце этого вала закреплена коническая шестерня 14, зацепленная с шестерней 15, которая закреплена на валу 16 привода правого переднего ведущего колеса. Эпициклическое колесо 7 левого ряда корпусом 17 закреплено на трубчатом длинном валу 18, на другом конце этого вала закреплена коническая шестерня 19, зацепленная с шестерней 20, которая закреплена на валу 21 привода правого ведущего колеса переднего моста задней тележки. Коническая шестерня 20 зацеплена с шестерней 22, которая закреплена на трубчатом валу 23 между мостами задней тележки. На другом конце вала 23 закреплена коническая шестерня 24, зацепленная с шестерней 25, которая закреплена на валу 26 привода правого ведущего колеса заднего моста задней тележки. Эпициклическое колесо 8 правого ряда корпусом 27 закреплено на длинном валу 28, в средней части вала 28 перед шестерней 22 закреплена коническая шестерня 29, зацепленная с шестерней 30, которая закреплена на валу 31 привода левого ведущего колеса переднего моста задней тележки. На выходе вала 28 за шестерней 24 закреплена коническая шестерня 32, которая зацеплена с шестерней 33, закрепленной на валу 34 привода левого ведущего колеса заднего моста задней тележки.

В приводе сдвоенного несимметричного дифференциала можно применить реверсивную соосную трехвальную МРК, показанную на фиг. 1. В опоре корпуса 35 редуктора реверса и МРК установлен входной вал 36 с закрепленным на нем зубчатым венцом 37 и свободно расположенной на валу конической шестерней 38. Напротив шестерни 38 расположена шестерня 39, закрепленная на первичном валу МРК. Шестерни 38 и 39 взаимозацеплены через шестерню 40, установленную на оси 41. Редуктор реверса может быть и цилиндрическим. В опорах корпуса МРК 35 соосно установлены первичный 42 и вторичный 43 валы, параллельно им расположен длинный трубчатый вал 9 шестерен промежуточного вала. На соосных первичном 42 и вторичном 43 валах свободно установлены шестерни 44-48. На длинном трубчатом валу 9 свободно установлены шестерни 49-53, зацепленные с шестернями 44-48 соответственно. Шестерни 49 и 50, а также 52 и 53 объединены в блоки аксиальными валами 54 и 55. Трехпозиционная муфта 56 реверса R расположена на зубчатом венце 37. Зубчатый венец 57, с установленной на нем трехпозиционной муфтой переключения 58 (А), закреплен на наконечнике первичного вала 42 между шестернями 44 и 45. Зубчатый венец 59, с установленной на нем трехпозиционной муфтой переключения 60 (D), закреплен на вторичном валу 43 между шестернями 47 и 48. Верхние муфты 61 и 62, установленные на зубчатых венцах между шестернями 45-47, и нижние противоположно развернутые муфты 63 и 64, установленные на зубчатых венцах между шестернями 50-52, соединены вилками переключения 65 и 66. Зубчатый венец 59 муфты 60 закреплен на трубчатом валу 67, на выходе этого вала закреплена цилиндрическая шестерня 68, зацепленная с шестерней 69 привода водила 1 сдвоенного дифференциала. Зубчатый венец 70 закреплен на шестерне 10 трубчатого длинного вала 9, а зубчатый венец 71 закреплен на длинном валу 13. Муфта 72 блокировки дифференциала 1 расположена на зубчатом венце 70. Аналогично - зубчатый венец 73 закреплен на шестерне 19 трубчатого длинного вала 18, а зубчатый венец 74 закреплен на длинном валу 28. Муфта 75 блокировки дифференциала 1 расположена на зубчатом венце 73.

Работа диагонального привода ведущих колес осуществляется следующим образом:

Конический редуктор реверса направляет крутящий момент от входного вала 36, зубчатого венца 37 по муфте 56 (R) в правом положении (см. правый вид) на зубчатый венец конической шестерни 39, и первичный вал 42. При переключении муфты 56 в левое положение (см. левый вид) крутящий момент от входного вала 36, зубчатого венца 37 по муфте 56 поступает на шестерню 38, по шестерне 40 на ведомую коническую шестерню 39, которая вращает первичный вал 42 в противоположном направлении.

Первая передача (a-c-d-e)

Муфты А и В находятся в левом (L) положении, С и D - в правом (R) положении (см. таблицу фиг. 2, справа над т. 1G).

На лучевой диаграмме (см. фиг. 2) эта передача представлена четырьмя лучами: пологий луч «а» выходит из т. 0 (15G) на верхней горизонтали и направлен направо вниз между т. 9G и 8G, далее крутой луч «с» в ускоряющем режиме налево вверх к т. 9G, затем луч «d» направо вниз и пологий луч «е» направо вверх к точке 1G.

Крутящий момент от входного вала 36 конического редуктора реверса (см. фиг. 1) передается на первичный вал 42, по зубчатому венцу 57 и муфте 58 (А) на первую пару шестерен 44-49 (а), по нижнему аксиальному валу 54 блока шестерен 49 и 50, по нижней муфте 63, по третьей паре шестерен 51-46 (с), по верхней муфте 62 на четвертую пару шестерен 47-52 (d), далее по аксиальному валу 55 на пятую пару шестерен 53-48 (е) и по муфте 60 (D) на зубчатый венец 59 и трубчатый вал 67 привода цилиндрических шестерен 68-69.

От шестерни 69 крутящий момент поступает на водило 1, оси 2 и поровну на сателлиты 3 и 4. От сателлитов 3 левого ряда 1/3 крутящего момента поступает на солнечную шестерню 5, далее длинным трубчатым валом 9 на пару конических шестерен 10-11, затем на вал 12 привода левого переднего ведущего колеса. 2/3 крутящего момента от эпициклического колеса 7 по корпусу 17 поступает на трубчатый длинный вал 18, парой конических шестерен 19-20 на вал 21 привода правого колеса переднего моста задней тележки. От пары конических шестерен 20-22 трубчатым валом 23 между мостами задней тележки, парой конических шестерен 24-25 на вал 26 привода правого колеса заднего моста задней тележки. Между валами 21 и 26 задней тележки привод блокированный, между валом 12 переднего моста и валами мостов задней тележки привод дифференциальный по диагонали. Аналогично работает другая диагональ ведущих колес мостов. От сателлитов 4 правого ряда 1/3 крутящего момента поступает на солнечную шестерню 6, далее длинным валом 13 на пару конических шестерен 14-15, затем на вал 16 привода правого переднего ведущего колеса. 2/3 крутящего момента от эпициклического колеса 8 по корпусу 27 поступает на длинный вал 28, парой конических шестерен 29-30 на вал 31 привода левого колеса переднего моста задней тележки. Далее длинным валом 28 между мостами задней тележки, парой конических шестерен 32-33 на вал 34 привода левого колеса заднего моста задней тележки. Между валами 31 и 34 задней тележки привод блокированный, между валом 16 переднего моста и валами мостов задней тележки привод дифференциальный по диагонали. В сложных дорожных условиях дифференциал блокируется при замыкании муфтой 72 зубчатых венцов 71 и 72, а также муфтой 75 зубчатых венцов 73 и 74.

Вторая передача (а-е)

Переключаем сдвоенную муфту С в левое положение - выключаем из работы третью и четвертую пары шестерен.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют два луча: пологий луч «а» выходит из т. 0 и направлен направо вниз, далее пологий луч «е» направо вверх к точке 2G.

Крутящий момент от входного вала 36 конического редуктора реверса до аксиального вала 54 передается как на 1-й передаче, далее по нижним муфтам 63 и 64 на аксиальный вал 55, затем как на 1-й передаче.

Третья передача (a-b-d-e)

Муфты В и С переключаем в правое положение. Включаем в работу вторую и четвертую пары шестерен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена четырьмя лучами: пологий луч «а» выходит из т. 0 и направлен направо вниз, затем луч «b» в ускоряющем режиме налево вверх к т.т. 11G, далее крутой луч «d» направо вниз и пологий луч «е» направо вверх к точке 3G.

В МРК крутящий момент до аксиального вала 54 передается как на 1-й передаче, далее на вторую пару шестерен 50-45, по верхним муфтам 61 и 62 на четвертую пару шестерен 47-52, далее как на 1-й передаче.

Четвертая передача (а-b-с-е)

Переключаем муфты С в левое положение - заменяем четвертую пару на третью пару шестерен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена четырьмя лучами: пологий луч «а» выходит из т. 0 и направлен направо вниз, затем луч «b» налево вверх к т.т. 11G, далее крутой луч «с» направо вниз и пологий луч «е» направо вверх к точке 4G.

В РКП крутящий момент до аксиального вала 54 передается как на 1-й передаче, далее на вторую пару шестерен 50-45, по верхней муфте 61 на третью пару шестерен 46-51, по нижней муфте 64 на аксиальный вал 55, далее как на 1-й передаче.

Пятая передача (b-c-d-e)

Переключаем муфты А и С в правое положение, а муфту В в левое положение - заменяем первую пару на четвертую пару шестерен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена четырьмя лучами: луч «b» выходит из т.0 и направлен направо вниз, затем крутой луч «с» налево вверх, далее крутой луч «d» направо вниз и пологий луч «е» направо вверх к точке 5G.

Крутящий момент от входного вала 36 конического редуктора реверса передается на первичный вал 42, по зубчатому венцу 57 и муфте 58 (А) на вторую пару шестерен 45-50, по нижней муфте 63 на третью пару шестерен 51-46, по верхней муфте 62 на четвертую пару шестерен 47-52, далее как на предыдущих передачах.

Шестая передача (b-е)

Переключаем муфты С в левое положение - оставляем в работе вторую и пятую пары шестерен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: луч «b» выходит из т. 0 направо вниз и пологий луч «е» направо вверх к точке 6G.

Крутящий момент от входного вала 36 конического редуктора реверса передается на первичный вал 42, по зубчатому венцу 57 и муфте 58 (А) на вторую пару шестерен 45-50, по нижним муфтам 63 и 64 на аксиальный вал 55, далее как на предыдущих передачах.

Седьмая передача (d-e)

Все муфты в правом положении - заменяем вторую пару шестерен на четвертую пару.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: луч «d» выходит из т. 0 направо вниз, далее пологий луч «е» направо вверх к точке 7G.

Крутящий момент от первичного вала 42 по муфте А, по верхним муфтам 61 и 62 передается на четвертую пару шестерен 47-52, далее по аксиальному валу 55 на пятую пару шестерен 53-48 и по муфте 60 (D) на зубчатый венец 59 и трубчатый вал 67 привода цилиндрических шестерен на водило 1.

Восьмая передача (с-е)

Переключаем муфту С в левое положение - заменяем четвертую пару на третью пару шестерен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: крутой луч «с» выходит из т.0 направо вниз и пологий луч «е» направо вверх к точке 8G.

Крутящий момент от входного вала 36 конического редуктора реверса передается на первичный вал 42, по зубчатому венцу 57 и муфте 58 (А), по верхней муфте 61 на третью пару шестерен 46-51, по нижней муфте 64 на аксиальный вал 55, далее как на предыдущих передачах.

Девятая передача (а-с)

Переключаем муфты А, В и D в левое положение, а муфту С в правое положение - в работе первая и третья пары шестерен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена пологим лучом «а», который выходит из т. 0 направо вниз и крутым лучом «с» налево вверх к точке 9G.

Крутящий момент от первичного вала 42 по муфте А передается на первую пару шестерен 44-49, по аксиальному валу 54, по нижней муфте 63 на третью пару шестерен 51-46 по верхней муфте 62 и муфте 60 (D) на зубчатый венец 59, далее как на предыдущих передачах.

Десятая передача (a-d)

Все муфты в левом положение - заменяем третью пару на четвертую пару шестерен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена пологим лучом «а», который выходит из т. 0 направо вниз и крутым лучом «d» в ускоряющем режиме налево вверх к т. 10G.

Крутящий момент от первичного вала 42 по муфте А передается на первую пару шестерен 44-49, по аксиальному валу 54, по нижним муфтам 63 и 64, по четвертой паре шестерен 52-47, по муфте 60 (D) на зубчатый венец 59, далее как на предыдущих передачах.

Одиннадцатая передача (а-b)

Переключаем муфты В и С в правое положение - заменяем четвертую пару на вторую пару шестерен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: пологий луч «а» выходит из т. 0 и направлен направо вниз, далее луч «b» налево вверх к точке 11G.

Крутящий момент от первичного вала 42 по муфте А передается на первую пару шестерен 44-49, по аксиальному валу 54 на вторую пару шестерен 50-45, по верхним муфтам 61 и 62, по муфте 60 (D) на зубчатый венец 59, далее как на предыдущих передачах.

Двенадцатая передача (a-b-c-d)

Переключаем муфту С в левое положение - включаем в работу дополнительно третью и четвертую пары шестерен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена четырьмя лучами: пологий луч «а» выходит из т. 0 и направлен направо вниз, далее луч «b» налево вверх к точке 11G, крутой луч «с» направо вниз и луч «d» налево вверх к т. 12G.

Крутящий момент от первичного вала 42 по муфте А передается на шестерню 45, по верхней муфте 61 на третью пару шестерен 46-51, по нижней муфте 64, далее как на предыдущих передачах.

Тринадцатая передача (b-c)

Переключаем муфты А и С в правое положение, а муфту В в левое положение. Выключаем из работы первую и четвертую пары шестерен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: луч «b» выходит из т. 0 направо вниз и крутой луч «с» налево вверх к точке 13G.

Крутящий момент от первичного вала 42 по муфте А передается на вторую пару шестерен 45-50, по нижней муфте 63 на третью пару шестерен 51-46, по верхней муфте 62, по муфте 60 (D), далее как на предыдущих передачах.

Четырнадцатая передача (b-d)

Переключаем муфту С в левое положение - заменяем третью пару на четвертую пару шестерен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: луч «b» выходит из т.0 направо вниз и крутой луч «d» налево вверх к точке 14G.

Крутящий момент от первичного вала 42 по муфте А передается на вторую пару шестерен 45-50, по нижним муфтам 63 и 64 на четвертую пару шестерен 52-47, далее как на предыдущей передаче.

Пятнадцатая передача - прямая

Переключаем муфты В и С в правое положение - выключаем из работы все пары шестерен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена точкой 15G.

Крутящий момент от первичного вала 42 по муфте А передается по верхним муфтам 61 и 62, по муфте 60 (D), далее как на предыдущей передаче.

Шестнадцатая передача - ускоряющая (c-d)

Переключаем муфты С в левое положение - в работе третья и четвертая пары шестерен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена крутым лучом «с», который выходит из т. 0 направо вниз и лучом «d» налево вверх к точке 16G.

Крутящий момент от первичного вала 42 по муфте А передается на шестерню 45, по верхней муфте 61 на третью пару шестерен 45-51, по нижней муфте 64 на четвертую пару шестерен 52-47, по муфте 60 (D), далее как на предыдущей передаче.

Если принять удобный для переключения интервал между передачами q=1,21; то диапазон МРК составит D=U1G/U16G=q15=1,2115=17,45.

Передаточные числа: первой и пятой пар шестерен U1=U5=q6,5=1,216,5=3,45; второй пары U2=q2,5=1,212,5=1,61; третьей пары U3=q0,5=1,210,5=1,1; четвертой пары U4=q1,5=1,211,5=1,33.

Передаточное число первой передачи: U1G=U1U3'U4U5=3,45*(1/1,1)*1,33*3,45=14,4 или UlG=q14=1,2114=14,42.

Передаточное число второй передачи: U2G=U2U5=3,45*3,45=11,9 или U2G=ql3=1,2113=11,9. И т.д.

Передаточное число шестнадцатой передачи: U16G=U3U4'=1,1*(1/1,33)=0,826 или U16G=1/q=1/1,21=0,826. Проверка интервала q=UlG/U2G=14,4/11,9=1,21.

Проверка диапазона D=U1G/U16G=14,42/0,826=17,45.

В приводе сдвоенного несимметричного дифференциала можно применить реверсивную несоосную двухвальную МРК, показанную на фиг. 3. МРК на фиг. 3 и 4 работает аналогично МРК на фиг. 1 и 2.

На фиг. 4 справа внизу обозначена суммарная редукция МРК, равная сумме отрезков лучей в интервалах: Р=5,5+1,5+0,5+1,5+6,5=15,5. Например, максимальное передаточное число в пятой паре шестерен «е» 6,5 интервала; минимальное в третьей паре «с» - 0,5 интервала.

Если принять удобный для переключения интервал между передачами q=1,22; то диапазон МРК составит D=U1/U16=q15=1,2215=19,74.

Передаточные числа: первой пары шестерен и 9-й передачи Ua=U9=q5,5=1,225,5=2,99; второй пары и 13-й передачи Ub=U13=q1,5=l,221,5=1,348; третьей пары и 15-й передачи в ускоряющем режиме Uс=U15=1/q0,5=1/1,220,5=0,91; четвертой пары в ускоряющем режиме и 16-й передачи Ud=Ul6=l/q1,5=l/l,221,5=1/1,348=0,742; пятой пары и 8-й передачи Uc=U8=q6,5=1,226,5=3,64.

Передаточное число 1-й передачи U1=q13,5=1,2213,5=14,65.

U1=UaUdUc=2,99*1,348*3,64=14,65.

Проверка диапазона D=U1/Ul6=14,65/0,742=19,74.

Трансмиссия малой металлоемкости с диагональным приводом ведущих колес и МРК с широким диапазоном обеспечит успешную работу НТС в широком спектре условий эксплуатации при удобном переключении передач. Для МРК на фиг. 1 получили 11 передач с высоким КПД при двухпарном зацеплении, 5 передач с четырехпарным зацеплением, которое обеспечило невысокое значение передаточного числа в первой и пятой парах шестерен U1=U5=3,45. Пара цилиндрических шестерен 68-69 в приводе водила 1 сдвоенного дифференциала позволяет корректировать передаточные числа трансмиссии.

Обозначения:

1 - водило сдвоенного несимметричного дифференциала;

2 - оси водила с сателлитами;

3 - сателлиты левого ряда, установленные на осях 2;

4 - сателлиты правого ряда, установленные на осях 2;

5 и 6 - солнечные шестерни, зацепленные с сателлитами 3 и 4;

7 и 8 - эпициклические колеса, зацепленные с сателлитами 3 и 4;

9 - длинный трубчатый вал от шестерни 5;

10 - коническая шестерня, закрепленная на валу 9;

11 - коническая шестерня, зацепленная с шестерней 10;

12 - вал привода левого переднего колеса;

13 - длинный вал от шестерни 6;

14 - коническая шестерня, закрепленная на валу 13;

15 - коническая шестерня, зацепленная с шестерней 14;

16 - вал привода правого переднего колеса;

17 - корпус эпициклического колеса 7;

18 - длинный трубчатый вал от корпуса 17 эпициклического колеса 7;

19 - коническая шестерня, закрепленная на валу 18;

20 - коническая шестерня, зацепленная с шестерней 19;

21 - вал привода правого колеса переднего моста задней тележки;

22 - коническая шестерня, зацепленная с шестерней 20;

23 - трубчатый вал между мостами задней тележки;

24 - коническая шестерня, закрепленная на трубчатом валу 23;

25 - коническая шестерня, зацепленная с шестерней 24, закрепленная на валу 26;

26 - вал привода правого колеса заднего моста задней тележки;

27 - корпус эпициклического колеса 8;

28 - длинный вал от корпуса 27 эпициклического колеса 8;

29 - коническая шестерня, закрепленная на длинном валу 28;

30 - коническая шестерня, зацепленная с шестерней 29;

31 - вал привода левого колеса переднего моста задней тележки;

32 - коническая шестерня, закрепленная на выходе длинного вала 28;

33 - коническая шестерня, зацепленная с шестерней 32;

34 - вал привода левого колеса заднего моста задней тележки;

35 - корпус редуктора реверса и МРК;

36 - входной вал редуктора реверса;

37 - зубчатый венец, закрепленный на валу 36;

38 - коническая шестерня, свободно установленная на валу 36;

39 - коническая шестерня, расположенная напротив шестерни 38 и закрепленная на первичном валу 42;

40 - шестерня взаимосвязи шестерен 38 и 39, установленная на оси;

41 - ось шестерни 40;

42 - первичный вал;

43 - вторичный вал, соосный первичному валу 42;

44-48 - шестерни, свободно установленные на соосных первичном 42 и вторичном 43 валах;

49-53 - шестерни, свободно установленные на трубчатом длинном валу 9, зацепленные с шестернями 44-48 соответственно;

54 - аксиальный вал блока шестерен 49 и 50;

55 - аксиальный вал блока шестерен 52 и 53;

56 - трехпозиционная муфта реверса R, расположенная на зубчатом венце 37;

57 - зубчатый венец первичного вала 42;

58 (А) - трехпозиционная муфта переключения, расположенная на зубчатом венце 57;

59 - зубчатый венец между шестернями 47 и 48, с установленной на нем трехпозиционной муфтой переключения;

60 (D) - трехпозиционная муфта переключения на зубчатом венце 59;

61 и 62 - верхние муфты, установленные на зубчатых венцах между шестернями 45-47;

63 и 64 - нижние противоположно развернутые муфты, установленные на зубчатых венцах между шестернями 50-52;

65 и 66 - вилки переключения муфт 61-63 и 62-64;

67 - трубчатый вал привода цилиндрических шестерен 68 и 69;

68 - цилиндрическая шестерня, закрепленная на трубчатом валу 67;

69 - шестерня привода водила 1 сдвоенного дифференциала;

70 - зубчатый венец, закрепленный на трубчатом длинном валу 9;

71 - зубчатый венец, закрепленный на шестерне 70 длинного вала 13;

72 - муфта блокировки дифференциала 1 на зубчатом венце 70;

73 - зубчатый венец, закрепленный на шестерне 19 трубчатого длинного вала 18;

74 - зубчатый венец, закрепленный на длинном валу 28;

75 - муфта блокировки дифференциала 1 на зубчатом венце 73.

Диагональный привод шести ведущих колес, содержащий механическую трансмиссию с приводом на корпус несимметричного дифференциала, водило с осями, установленными на них сателлитами и зацепленными с шестернями, закрепленными на выходных валах, отличающийся тем, что на осях водила установлены два ряда сателлитов, зацепленные с солнечными шестернями и эпициклическими колесами, закрепленными на валах привода главных передач ведущих колес, расположенными по диагонали, например, от сателлитов первого ряда - левого переднего и правых задних колес; от сателлитов второго ряда - правого переднего и левых задних колес; механическая трансмиссия привода сдвоенного дифференциала состоит из редуктора реверса с коническими шестернями и двухвальной многоступенчатой раздаточной коробки, на входном валу редуктора реверса закреплен зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения, расположенный между двумя шестернями с зубчатыми венцами, зацепленными через шестерню взаимосвязи, ведомая коническая шестерня закреплена на входе первичного вала, соосно ему установлен вторичный вал, параллельно им расположен длинный трубчатый вал, на валах свободно установлены пять пар шестерен, на зубчатых венцах средних пар шестерен установлены противоположно развернутые муфты одностороннего действия двухпозиционных муфт, взаимосвязанных общей вилкой переключения, на первичном валу около крайней пары шестерен закреплен зубчатый венец с расположенной на нем трехпозиционной муфтой переключения, на вторичном валу между четвертой и пятой парами шестерен расположена трехпозиционная муфта, зубчатый венец которой закреплен на трубчатом валу привода пары цилиндрических шестерен на водило дифференциала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приводу четырех колес по диагоналям как у автомобиля в целом, так и в тележке мостов. На одной оси крестовины сдвоенного симметричного конического дифференциала установлены сателлиты малого диаметра, зацепленные с коническими колесами, закрепленными на валах привода главных передач, например, правого переднего и левого заднего колес.

Изобретение относится к дифференциальному передаточному устройству для удваивания диапазона передаточных отношений, расположенному между многоступенчатой коробкой передач и двумя ведущими колесами транспортного средства.

Изобретение относится к раздаточной коробке. Раздаточная коробка содержит корпус (1), в котором установлены ведущий вал (2), промежуточный вал (3) и выходной вал (4).

Изобретение относится к раздаточной коробке в трансмиссиях многоосных полноприводных колесных транспортных средств. Раздаточная коробка содержит корпус, входной, промежуточный, верхний и нижний выходные валы, блокируемый дифференциал, масляный насос, связанные с корпусом коробку отбора мощности, снабженную валом, и узел гидроусилителя руля.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. Гибридное транспортное средство с приводом на четыре колеса содержит две пары ведущих колес; двигатель; два электромотора; первый карданный вал, передающий мощность двигателя на вторую пару колес, и раздаточную коробку, распределяющую мощность двигателя на первую пару колес.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. Гибридное транспортное средство с приводом на четыре колеса содержит две пары ведущих колес; двигатель; два электромотора; первый карданный вал, передающий мощность двигателя на вторую пару колес, и раздаточную коробку, распределяющую мощность двигателя на первую пару колес.

Изобретение относится к транспортным средствам. В механической трансмиссии с гидравлическими дифференциальными связями ведущих колес и многорежимной системой электронного управления их блокировкой, осуществляется блокировка межколесных и межосевых дифференциальных связей.

Изобретение относится к раздаточной коробке с изменяемой асимметрией. Раздаточная коробка содержит картер раздаточной коробки (1), входной вал (2), жестко соединенный с симметричным дифференциалом (3), планетарный механизм (8).

Изобретение относится к трансмиссиям многоосных полноприводных колесных транспортных средств. Трансмиссия содержит размещенные перед двигателем коробку передач, установленный на ее выходе главный вал, раздаточную коробку, снабженную зубчатыми колесами первой ступени передачи крутящего момента, связанными посредством главного вала с коробкой передач, и зубчатыми колесами второй и дополнительной ступеней передачи крутящего момента на приводы задних третьего и четвертого мостов и приводы передних первого и второго мостов, множество ведущих и промежуточных валов, механизмов передачи привода и колесных редукторов.

Изобретение относится к дифференциальным механизмам, расположенным в раздаточных коробках транспортных средств. Раздаточная коробка с изменяемой асимметрией содержит картер раздаточной коробки (1), входной вал (2), жестко соединенный с симметричным дифференциалом (3), планетарный механизм (8).
Наверх