Гусеничный топливомаслозаправщик

Изобретение относится к техническим средствам для транспортирования, хранения, заправки фильтрованным горючим и маслом вооружения и техники в тяжелых дорожно-климатических условиях Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Гусеничный топливомаслозаправщик состоит из базового шасси (1) с цистерной для топлива и масляным баком. Базовым шасси является модернизированный двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30ПМ-31, звенья которого связаны между собой поворотно-сцепным устройством, на внешней стороне звеньев жестко зафиксирована платформа, на которой неподвижно крепится термоизолированный, герметизированный корпус силового блока (3) и необитаемый, водоизмещающий корпус технологического блока (6), оборудованные съемной крышей (4). Внутри корпуса силового блока (3) неподвижно фиксируются емкость для масла трансмиссионного, емкость для масла моторного к основанию, жестко закрепленному к платформе. Цистерна неподвижно зафиксирована к раме, жестко закрепленной к полу корпуса технологического блока, по углам рамы встроены крепежные элементы для неподвижной фиксации раздаточной колонки и шкафа с ЗИП. К платформе жестко зафиксирована дизельная электростанция. Управление технологическими операциями осуществляется с рабочего места водителя-моториста пульта управления автономной системы электроснабжения, зафиксированного внутри кабины (11) и связанного со всеми системами топливомаслозаправщика. Изобретение повышает эксплуатационные характеристики средств заправки горючим и смазочными материалами в сложных дорожно-климатических условиях районов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Арктики при температурах окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 50°С и кратковременной работы при предельных значениях температур до минус 60°С. 3 ил.

 

Изобретение относится к техническим средствам, предназначенным для транспортирования, хранения, заправки фильтрованным горючим и маслом вооружения и техники в тяжелых дорожно-климатических условиях Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Арктики.

Известен автомобиль-топливомаслозаправщик АТМЗ-4,5-375 (http://aralex.ru/ural-375-atmz-45-375-atmz-45-375-toplivomaslozapravshchik) [1], предназначенный для перевозки топлива и масел, механизированной заправки ими гусеничных и колесных машин, который состоит из базового шасси автомобиля Урал-375 (повышенной проходимости, колесная формула 6x6), цистерны, рукава, вспомогательного оборудования. Он имеет существенные недостатки: объем цистерны не позволяет транспортировку горючего больше 4500 литров и не позволяет обеспечить транспортировку и хранение топлива и масла в районах Крайнего Севера и Арктики.

Прототипом предлагаемого технического решения является топливозаправщик ГТМЗ-20-БТ 361 (https://topwar.ru/142751-sochlenennyy-bolotohod-bt361a-01-tyumen.html) [2] предназначенный для перевозки топлива и механизированной заправки гусеничных и колесных машин (в условиях бездорожья), в комплект которого входит базовое шасси (гусеничный болотоход БТ361 «Тюмень») с жестко зафиксированной на нем цистерной для содержания топлива и масляный бак с подвижно закрепленной горловиной, а также раздаточный рукав, счетчик, топливораздаточный кран, насос, осуществляющий наполнение цистерны и ее слив.

Топливозаправщик ГМТЗ-20 БТ имеет ряд недостатков, выраженных в том, что он не позволяет обеспечить транспортировку (возможности базового шасси не позволяют беспрепятственно преодолевать тяжелые дорожно-климатические условия), содержание и выдачу горюче-смазочных материалов потребителям в районах Крайнего Севера и Арктики.

Техническая задача изобретения заключается в повышении эксплуатационных характеристик средств заправки горючим и смазочными материалами в сложных дорожно-климатических условиях районов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Арктики при температурах окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 50°С, с возможностью кратковременной работы при предельных значениях температур до минус 60°С.

Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей топливомаслозаправщика, повышение эффективности использования технологического оборудования при транспортировании и заправке горючим и смазочными материалами технику и вооружение в сложных природно-климатических условиях за счет конструктивных решений, обеспечивающих повышение маневренности, проходимости и возможность непрерывно выполнять функции по предназначению при температуре окружающего воздуха минус 60°С.

Техническая задача изобретения достигается за счет того, что гусеничный топливомаслозаправщик, состоит из базового шасси с жестко зафиксированной на нем цистерной для топлива и масляным баком с подвижно закрепленной крышкой, плотно фиксирующейся на горловине, а также раздаточного рукава, счетчика, топливораздаточного крана, насоса, осуществляющего наполнение цистерны и ее слив, отличающийся тем, что в качестве базового шасси используется модернизированный двухзвенный гусеничный транспортер, ДТ-30ПМ-31, звенья которого связаны между собой поворотно-сцепным устройством, на внешней стороне звеньев жестко зафиксирована платформа, на которой неподвижно крепится термоизолированный, герметизированный корпус силового блока и необитаемый, водоизмещающий корпус технологического блока, оборудованные съемной крышей, внутри корпуса силового блока неподвижно фиксируются стяжными лентами емкость для масла трансмиссионного, емкость для масла моторного к основанию, жестко закрепленному к платформе, цистерна неподвижно зафиксирована фланцем к раме, жестко закрепленной к полу корпуса технологического блока, по углам рамы встроены крепежные элементы для неподвижной фиксации раздаточной колонки и шкафа с ЗИП, работа агрегатов, устройств, технологического оборудования, системы обогрева, автоматизированной системы пожаротушения обеспечивается за счет использования дизельной электростанции ДЭС мощностью до 60 кВт, жестко зафиксированной к платформе, а также управление технологическими операциями осуществляется с рабочего места водителя-моториста за счет использования пульта управления АСЭС зафиксированного внутри кабины и связанного со всеми системами топливомаслозаправщика.

Суть изобретения заключается в том, что для транспортировки горючего и смазочных материалов в особых дорожно-климатических условиях предложено использовать базовое шасси (модернизированный двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30ПМ-31), для автономности работы гусеничного топливомаслозаправщика ГТМЗ-14-30ПМ в его комплект включены силовой блок, технологический блок, технологическое оборудование которое размещено внутри термоизолированного герметизированного обогреваемого кузова, а также выносное технологическое оборудование из материалов, обеспечивающих надежную эксплуатацию его при низких температурах окружающего воздуха.

Изобретение поясняется фиг. 1, 2, 3.

На фиг. 1 представлен внешний вид гусеничного топливомаслозаправщика, где показано: поз. 1 - базовое шасси; поз. 2 - дизельной электростанцией (ДЭС); поз. 3 - корпус силового блока; поз. 4 - съемная крыша; поз. 5 - поворотно-сцепное устройство; поз. 6 - корпус технологического блока; поз. 7 - дверь; поз. 8 - фильтровентиляционная установка; поз. 9 - пульт управления АСЭС; поз. 10 платформа; поз. 11 - кабина.

Вид с верху силового блока гусеничного топливомаслозаправщика представлен фиг. 2, где изображено: поз 12 - распределительное оборудование; поз 13 - емкость для масла моторного; поз 14 - емкость для масла трансмиссионного; поз 15 - стеллаж; поз 16 - насос с электроприводом; поз 17 - раздаточный рукав; поз 18 - устройство подключения внешних источников электроснабжения.

На фиг. 3 представлен вид сверху технологического блока гусеничного топливомаслозаправщика где изображено: поз 19 - цистерна; поз 20 - пенал; поз 21 - насосная установка; поз 22 - фильтр очистки топлива; поз 23 -средство фильтрования топлива; поз 24 - средство учета количества выдаваемого горючего; поз. 25 - рама; поз. 26 - отстойная зона; поз. 27 - заливная горловина; поз. 28 - дыхательный клапан; поз. 29 - донный клапан; поз. 30 - пульт управления.

Гусеничный топливомаслозаправщик состоит из базового шасси (1) (как вариант, модернизированный двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30ПМ-31, звенья, соединены между собой поворотно-сцепным устройством (5), обеспечивающим взаимное их складывание в горизонтальной, продольно-вертикальной и поперечной плоскостях) (Двухзвенные транспортеры ДТ-30, ДТ-30П. Техническое описание. 110.00.000 ТО-1. - М.: Воениздат, 1983. - С. 41, ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды) [3, 4], с неподвижно зафиксированной платформой (10) на которой жестко крепится (болтовым соединением) корпус силового блока (3) (как вариант, термоизолированный, герметизированный, обогреваемый) и корпус технологического блока (6) (как вариант, необитаемый, водоизмещающий) с неподвижно зафиксированным внутри технологическим оборудованием для приема, хранения и выдачи горюче-смазочных материалов и охлаждающих жидкостей. Конструкция базового шасси (1) обеспечивает высокую проходимость (по бездорожью, труднопроходимой и пересеченной местности, преодоление водных преград без специальной подготовки и рвов шириной до 2,9 м) топливомаслозаправщика во все времена года.

Корпус силового блока (3) и корпус технологического блока (6) (как вариант, изготовлен из метала, толщиной 5 мм с жестко зафиксированным на внутренней стороне утеплителем) для установки и извлечение крупногабаритного технологического оборудования.

Внутри кабины (11) зафиксирован пульт управления АСЭС обеспечивающий управление технологическими операциями гусеничного топливомаслозаправщика с рабочего места водителя-моториста.

Корпус силовой блока (3) установлен платформе (10) первого звена базового шасси (1), внутри него размешены: автономная система электроснабжения (АСЭС) связанная с дизельной электростанцией (ДЭС) (2) (как вариант, мощностью до 60 кВт); система обогрева термоизолированного кузова (дизельгенератор для обогрева силового блока) позволяет осуществить хранение и заправку техники и вооружения маслами и специальными жидкостями при низких температурах окружающего воздуха) (на фиг. 1, 2, 3 не показана); автоматизированная система пожаротушения; распределительное оборудование (12); фильтровентиляционная установка (12); емкость для масла моторного (13) (как вариант, одна, вместимостью 860 л, изготовлена из нержавеющей стали марки 12Х18Н10Т, прямоугольного сечения, имеет 3 смотровых окна для контроля уровня масла, фланцы для присоединения трубопроводной арматуры, датчика уровня и дыхательных устройств); емкость для масла трансмиссионного (14) (как вариант, одна вместимостью 400 л, изготовлена из нержавеющей стали марки 12Х18Н10Т, прямоугольного сечения, имеет 3 смотровых окна для контроля уровня масла, фланцы для присоединения трубопроводной арматуры, датчика уровня и дыхательных устройств), стеллаж (15) (как вариант, несколько), насос с электроприводом (16); раздаточный рукав (17) (как вариант, несколько), кран и счетчик для выдачи масла (как вариант, производительностью не менее 20 л/мин); катушка инерционная со шлангами (как вариант, два); устройство подключения внешних источников электроснабжения (18).

Емкость для масла моторного (13) и емкость для масла трансмиссионного (14) неподвижно фиксируются стяжными лентами к специальному основанию (на фиг. 2 не показано), жестко закрепленного к платформе (10) болтовым соединением.

Работу при температуре выше нуля электродвигателя насосной установки, компрессора и других потребителей электричества обеспечивает автономная система электроснабжения от ДЭС (2) силового блока.

Внутри корпуса технологического блока (6) размещены: цистерна (19) (как вариант, сварная емкость из нержавеющей стали марки 12Х18Н10Т, имеющая «чемоданообразное» поперечное сечение, вместимостью не менее 14 м3), с зафиксированном на торцевой стенке донным клапаном (29) (как вариант, ДКП-90/1), насосная установка (21) (как вариант, типа KMC 100-80-180Е); система технологических трубопроводов с затвором (как вариант, шаровый кран) и обратным клапаном; фильтр очистки топлива (22) (как вариант, типа ФС-К-80-1,6) и средство фильтрования топлива (23) (как вариант, типа ФЖУ-40-1,6); средство учета (24) количества выдаваемого на заправку горючего (как вариант, типа ППО-40-0,6СУ); напорно-всасывающий рукав с быстроразъемным присоединительным устройством (как вариант, несколько); раздаточный рукав с краном (как вариант, несколько); специальное оборудование: устройство удаления проливов; устройство и система для сигнализации и предупреждения аварийных ситуаций; средства пожаротушения; пенал (20) для укладки напорно-всасывающего рукава; средство управления режимами технологических операций (24); устройство контроля и учета объема жидкой рабочей среды.

Рама (25) (как вариант, сварная конструкция, в основании которой лежит профильная прямоугольная труба) жестко зафиксирована к полу корпуса технологического блока (6). В средней части рамы (25) жестко зафиксирован фланец (как вариант, четыре) для крепления к ней цистерны (19), а по углам рамы (25) встроены крепежные элементы для неподвижной фиксации раздаточной колонки и шкафа ЗИП. Для удобства обслуживания в рабочей зоне оператора поверхность рамы (25) выполнена в виде ровной площадки, в которой размещен люк для обслуживания базового шасси (1).

Внутри цистерны (19) жестко (сварочным швом) зафиксированы волнорезы, а также фланец для присоединения донного клапана (как вариант несколько). В верхней части цистерны (19) размещена заливная горловина (27), на которой установлен дыхательный клапан (28), датчик уровня топлива и крышка люка. В нижней части цистерны (19) находится отстойная зона (26) (как вариант, две, спереди и сзади).

Донный клапан (29) предназначен для сообщения цистерны (19) с всасывающей магистралью и напорной магистралью заправочной колонки, при отсутствии давления воздуха в его управляющей магистрали постоянно закрыт, что предотвращает слив топлива из цистерны (19) при повреждении наружных трубопроводов. Дыхательный клапан (28) предназначен для сообщения внутренней полости цистерны с атмосферой.

Управление приборами электрооборудования осуществляется с пульта управления (30) (как вариант несколько) зафиксированного в силовом блоке и технологическом блоке.

Конструктивные решения гусеничного топливомаслозаправщика обеспечивают выполнение следующих технологических операций: заправка техники фильтрованным моторным и трансмиссионным маслами; наполнение масляных баков собственными насосными агрегатами закрытым способом; наполнение масляных баков посторонними насосными агрегатами закрытым способом; наполнение масляных баков посторонними насосными агрегатами открытым способом через заливные горловины; опорожнение масляных баков собственными насосными агрегатами, посторонними насосными агрегатами и самотеком; перекачивание масел между сторонними резервуарами собственными насосными агрегатами, минуя средства тонкой очистки и собственные масляные баки; заправка техники охлаждающей жидкостью марки Тосол-65; заправка вооружения и военной техники фильтрованным топливом с учетом выдаваемого объема; наполнение цистерны собственным насосным агрегатом закрытым способом, посторонним насосным агрегатом закрытым способом, открытым способом через заливную горловину (верхний налив); опорожнение цистерны собственным насосным агрегатом, посторонним насосным агрегатом, самотеком; перемешивание топлива в цистерны собственным насосным агрегатом, между сторонними резервуарами собственным насосным агрегатом, минуя средства тонкой очистки топлива и цистерну; откачивание топлива в цистерну из раздаточных рукавов после заправки техники; слив подтоварной жидкости и топлива из отстойных зон цистерны и средств очистки топлива от загрязнений.

В результате проведенных исследований пригодности гусеничного топливомаслозаправщика к использованию в районах Крайнего Севера и Арктики на испытательных трассах и сооружениях НИИЦ AT ФГБУ «3 ЦНИИ» Минобороны России и ООО «НТЦ «Цельсий-Проф» (г. Бронницы, Московская обл.) (Акт государственных испытаний гусеничного топливомаслозаправщика ГТМЗ-14-30ПМ, утвержденный решением № Р 228/1-2017 от 31.10.2017 г.) [5] в сентябре-декабря 2017 года в рамках государственных испытаний были получены следующие результаты: размещение технологического оборудования в термоизолированном обогреваемом корпусе силового блока позволило более эффективно его использовать при низких температурах окружающей среды; поддержание температуры воздуха внутри корпуса силового блока и корпуса технологического блока обеспечило возможность хранения, транспортирования и оперативной выдачи масел и охлаждающих жидкостей при отрицательных температурах окружающей среды; размещение цистерны для топлива в закрытом кузове позволило повысить надежность и исключить повреждение емкости при транспортировании в труднодоступных участках.

Технические характеристики технологического оборудования гусеничного топливомаслозаправщика представлены в табл. 1.

Таким образом, предложенный гусеничный топливомаслозаправщик отличается новизной и новыми полезными характеристиками обеспечивающими повышение эксплуатационных свойств средств заправки горюче-смазочными материалами в сложных дорожно-климатических условиях районов Севера, Сибири, Дальнего Востока и Арктики при температурах окружающего воздуха от минус 50°С до 50°С, с возможностью кратковременной работы при предельных значениях температур до минус 60°С. Изобретение может быть использовано в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Литература:

1. Автомобиль-топливомаслозаправщик АТМЗ-4,5-375, [Электронный ресурс] http://aralex.ru/ural-375-atmz-45-375-toplivomaslozapravshchik

2. Топливозаправщик ГТМЗ-20-БТ361 [Электронный ресурс] https://topwar.ru/142751-sochlenennyy-bolotohod-bt361a-01-tyumen.html

3. Двухзвенные транспортеры ДТ-30, ДТ-30П. Техническое описание. 110.00.000 ТО-1. - М.: Воениздат, 1983. - С. 38-41,

4. ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды. М.: Стандартинформ, 2010, - 55 с.

5. Акт государственных испытаний гусеничного топливомаслозаправщика ГТМЗ-14-30ПМ, утвержденный решением № Р 228/1-2017 от 31.10.2017 г.

Гусеничный топливомаслозаправщик, состоящий из базового шасси с жестко зафиксированной на нем цистерной для топлива и масляным баком с подвижно закрепленной крышкой, плотно фиксирующейся на горловине, а также раздаточного рукава, счетчика, топливораздаточного крана, насоса, осуществляющего наполнение цистерны и ее слив, отличающийся тем, что в качестве базового шасси используется модернизированный двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30ПМ-31, звенья которого связаны между собой поворотно-сцепным устройством, на внешней стороне звеньев жестко зафиксирована платформа, на которой неподвижно крепится термоизолированный, герметизированный корпус силового блока и необитаемый, водоизмещающий корпус технологического блока, оборудованные съемной крышей, внутри корпуса силового блока неподвижно фиксируются стяжными лентами емкость для масла трансмиссионного, емкость для масла моторного к основанию, жестко закрепленному к платформе, цистерна неподвижно зафиксирована фланцем к раме, жестко закрепленной к полу корпуса технологического блока, по углам рамы встроены крепежные элементы для неподвижной фиксации раздаточной колонки и шкафа с ЗИП, работа агрегатов, устройств, технологического оборудования, системы обогрева, автоматизированной системы пожаротушения обеспечивается за счет использования дизельной электростанции (ДЭС) мощностью до 60 кВт, жестко зафиксированной к платформе, а также управление технологическими операциями осуществляется с рабочего места водителя-моториста за счет использования пульта управления автономной системы электроснабжения (АСЭС), зафиксированного внутри кабины и связанного со всеми системами топливомаслозаправщика.



 

Похожие патенты:

Изобретение предназначено для автоматизации процессов контроля наличия и выдачи топлива (горюче-смазочных материалов – ГСМ) на автотопливозаправщиках, авиационных топливозаправщиках и автотопливомаслозаправщиках, производящих заправку транспортных средств на условиях внутрихозяйственного расчета. Система содержит уровнемер в цистерне, установленные в трубопроводе топливный клапан, донный клапан, счётчик с датчиком импульсов, насос, фильтр, информационно-вычислительный комплекс с коммутационным блоком, включающий терминал управления, при этом уровнемер выполнен с возможностью измерения температуры, плотности, массы и уровня подтоварной воды, в трубопроводе установлен фильтр-водоотделитель, выполненный с возможностью выдачи сигнала на информационно-вычислительный комплекс о содержании воды в горюче-смазочных материалах, информационно-вычислительный комплекс выполнен с возможностью вычисления массы и блокировок движения горюче-смазочных материалов на основе данных от уровнемера и фильтра-водоотделителя, при этом введён блок аварийной выдачи горюче-смазочных материалов.

Изобретение относится к заправочной станции. Модульная сборная заправочная станция содержит сборный резервуар (1), выполненный с возможностью размещения и хранения топливного бака, топливный бак внутри указанного резервуара (1), кольцевую конструкцию (5) с нижним периметром, соответствующим верхнему периметру резервуара (1), первую опорную раму, выполненную с возможностью поддержания навеса (9).

Изобретение относится к средствам, обеспечивающим в полевых условиях заправку техники горючесмазочными материалами, в частности топливом и маслом. Автотопливомаслозаправщик оснащен базовым шасси, на котором смонтированы цистерна с заливной горловиной, топливный насос, счетчики выданного продукта, пеналы с напорно-всасывающими рукавами, задний технологический отсек с арматурой и запорно-регулирующей аппаратурой, гидропривод, масляный отсек с баком для гидропривода и по меньшей мере одной ёмкостью для хранения масла для заправки техники, трубопроводы, фильтры, контрольно-измерительные приборы, электрооборудование, средства пожаротушения, заземляющие устройства.

Изобретение относится к области обеспечения сжиженным газом железнодорожного, водного, автомобильного транспорта. Способ потребления газа двигателями транспортных средств включает газоснабжение двигателя из криогенного танк-контейнера (1) с газом, снабженного устройством выдачи газа под давлением и стыковочными фитинговыми соединениями, посредством соединения газопровода между ним и регазификатором, размещенным на двигателе или вблизи него с подачей газообразной фазы в двигатель.

Изобретение относится к управлению автозаправочной станцией. Система управления автозаправочной станцией включает резервуар для хранения топлива, устройство измерения уровня топлива в резервуаре, контроллер, связанный с соответствующим программным обеспечением, осуществляющий автоматический контроль и управление всеми устройствами системы.

Изобретение относится к бронированным машинам на гусеничной и колесной базе и может быть использовано для дистанционной заправки топливом машин в труднодоступных и опасных для присутствия человека местах. Для заправки топлива используют крепление топливопровода топливозаправщика на рычаге, управляемом изнутри топливозаправщика, подъезд самоходного топливозаправщика к машине, соединение топливопровода топливной емкости топливозаправщика с заливной горловиной топливного бака машины, перекачку топлива в бак машины и отсоединение топливопровода от горловины.

Изобретение относится к устройствам для заправки транспортных средств. Заправочный комплекс (ЗК) содержит входящие в его состав резервуарные блоки и АЗС.

Изобретение относится к испытательному оборудованию контроля технического состояния специального технологического оборудования автотопливозаправщиков. Установка содержит единый переносной корпус, выполненный в виде трансформируемого в столешницу (1) модуля, на которой жестко закреплен отрезок гидротрубопровода.

Изобретение относится к экологически безвредной станции распределения топлива. Станция содержит верхний навес, содержащий топливный резервуар и наружную оболочку, окружающую указанный топливный резервуар, и интерфейс распределения топлива, подвешенный на указанном верхнем навесе.

Изобретение относится к способам и средствам для заправки преимущественно мобильных потребителей газомоторного топлива (ГМТ). Изобретение основано на использовании метода перезаправки потребителей путем смены кассет с набором унифицированных емкостей как для сжатого (компрированного), так и сжиженного природного газа, а также сжиженных нефтяных газов и биогазовых смесей в баллонах.

Изобретение относится к транспортным средствам и цистернам для транспортировки наливных грузов. Транспортное средство для перевозки наливных грузов включает цистерну (10) для перевозки наливных грузов, имеющую центральную ось и противоположные боковые стенки, и колесное шасси.
Наверх