Рычажный пятизвенный механизм

Изобретение относится к области машиностроения. Рычажный пятизвенный механизм содержит опорную стойку с подвижно установленными на ней ведущими и ведомыми звеньями, образующими замкнутую кинематическую цепь с параллельными осями поворота вращательных кинематических пар в виде цилиндрических шарниров. Замкнутая кинематическая цепь составлена из трехшарнирного звена с расположением всех трех шарниров на одной прямой на равных расстояниях между собой и двух ползунов, расположенных на концах упомянутого трехшарнирного звена, между которыми установлено двухшарнирное звено, разделяющее кинематическую цепь на два замкнутых контура и выполненное с расстоянием между отверстиями цилиндрических шарниров, в два раза меньшим по сравнению с расстоянием между отверстиями цилиндрических шарниров на концах трехшарнирного звена. Обеспечивается упрощение конструкции и уменьшение габаритов механизма. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к механическим приводам машин на основе многозвенных рычажных механизмов и может быть использовано в разных областях машиностроения в качестве технологических устройств с несколькими рабочими органами, двухкоординатных манипуляторов и направляющих механизмов.

Известен рычажный механизм, замкнутая кинематическая цепь которого составлена из шести рычажных звеньев, соединенных между собой через двойной цилиндрический шарнир (книга С.Н. Кожевников «Механизмы» - М: Изд-во «Машиностроение», 1956 г., с. 102, схема механизма на рис. 2.115) - аналог.

Недостатками известного рычажного механизма являются:

1. Сложная конструкция из-за большого числа, увеличенного до шести числа звеньев и сложность их многократной соосной сборки через двойной цилиндрический шарнир.

2. Высокая трудоемкость изготовления и большие осевые габариты двойного цилиндрического шарнира.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому изобретению, является рычажный пятизвенный механизм, замкнутая кинематическая цепь которого содержит пять двухшарнирных звеньев и состоит из опорной стойки, двух ведущих звеньев в виде двух поворотных кривошипов с приводом от двух вращательных двигателей для перемещения ведомых звеньев, выполненных в виде двух шатунов (книга А.И. Смелягин «Структура машин, механизмов и конструкций», - М.: Изд-во ИНФА-М, 2019, с. 54, схема механизма на рис. 2.3) - прототип.

Недостатками указанного рычажного механизма являются:

1. Сложная конструкция, большие габариты и вес из-за необходимости применения двух приводных двигателей.

2. Сложная система управления одновременно двумя приводными двигателями для обеспечения, требуемого согласованного между собой движения разных рабочих органов.

3. Ограниченные эксплуатационные возможности привода только от одного двигателя сразу двух вращательных или поступательно движущихся рабочих органов

В основу изобретения положена техническая задача, заключающая в упрощении конструкции и снижении габаритов и веса за счет применения только одного приводного вращательного двигателя для согласованного перемещения двух разных рабочих органов, что упрощает систему управления их движением и повышает точность их позиционирования.

Получение технического результата достигается за счет того, что замкнутая кинематическая цепь рычажного V-механизма составлена из трехшарнирного звена с расположением всех трех шарниров на одной прямой и двух ползунов на концах упомянутого трехшарнирного звена, между которыми установлено двухшарнирное звено, разделяющее кинематическую цепь на два замкнутых контура.

Сущность изобретения поясняется чертежами на фиг. 1, фиг. 2, фиг. 3, фиг. 4 и фиг. 5.

На фиг. 1 изображен общий вид рычажного пятизвенного V-механизма, замкнутая кинематическая цепь которая составлена из трехшарнирного звена 1 с расположением всех трех шарниров А, В и С на одной прямой АС на равных расстояниях между собой (АС=АВ) и двух ползунов 2 и 3, расположенных на концах трехшарнирного звена 1 (в точках В и С). Между ползунами 2 и 3 в точке А посередине звена 1 (где АВ=АС) установлено двухшарнирное звено 4, разделяющее кинематическую цепь механизма на два замкнутых контура (L1 и L2) и выполненное с расстоянием между отверстиями цилиндрических шарниров O1А в два раза меньшим по сравнению с расстоянием между отверстиямицилиндрических шарниров на концах В и С трехшарнирного звена 1 .

На фиг. 2 представлен вариант выполнения рычажного пятизвенного V-механизма, в котором опорная стойка выполнена в виде неподвижной V-образной направляющей 5 с установкой на ней одного ведущего звена в виде двухшарнирного звена 4 в качестве кривошипа и двух ведомых звеньев в виде ползунов 2 и 3, установленных на неподвижной V-образной направляющей 5 - например, для образования одноподвижного двухкоординатного манипулятора (с согласованным поступательным движением двух ведомых звеньев по V-образной направляющей с приводом от одного вращательного двигателя).

На фиг. 4 представлен вариант выполнения рычажного пятизвенного V-механизма, в котором опорная стойка выполнена в виде неподвижного трехшарнирного звена 1, два ведомых звена выполнены в виде поворотных относительно опорной стойки ползунов 2 и 3, ведущее звено выполнено в виде двушарнирного звена 4 в качестве поворотного рычага с приводной вращательной кинематической парой А, расположенной посредине трехшарнирного звена 1, а V-образная направляющая выполнена поворотной в точке оси O1 двухшарнирного звена 4 - например, для образования вибрационного турбосмесителя (с согласованным вибрационным вращением двух ведомых звеньев с приводом от одного вращательного двигателя).

На фиг. 5 представлен вариант выполнения рычажного пятизвенного V-механизма с упругими элементами в виде пружин 6, установленных между ползуном 2, ползуном 3 и V-образной направляющей 5, выполненной с углом развала γ=90°.

Работа представленного рычажного пятизвенного V-механизма заключается в следующем.

Вращение ведущего звена V-механизма с приводом от одного вращательного двигателя преобразуется в согласованное движение установленных на ползунах 2 и 3 двух рабочи рабочих органов, основные возможные типы которого представлены на фиг. 2, фиг. 3 и фиг. 4. Установка в схеме на фиг. 5 упругих элементов 6 исключает возникновение мертвых положений звеньев внутри цикла работы при вращении ведущего звена.

Достигаемый в предлагаемом рычажном пятизвенном V-механизме положительный эффект заключается в упрощении конструкции за счет ее выполнения со сниженным до пяти числом звеньев в сочетании с приводом от одного двигателя одновременно двух ведомых звеньев, что упрощает систему управления их движением, а также снижает габариты, вес и стоимость рычажного привода.

1. Рычажный пятизвенный механизм, содержащий опорную стойку с подвижно установленными на ней ведущими и ведомыми звеньями, образующими замкнутую кинематическую цепь с параллельными осями поворота вращательных кинематических пар в виде цилиндрических шарниров, отличающийся тем, что замкнутая кинематическая цепь составлена из трехшарнирного звена с расположением всех трех шарниров на одной прямой на равных расстояниях между собой и двух ползунов, расположенных на концах упомянутого трехшарнирного звена, между которыми установлено двухшарнирное звено, разделяющее кинематическую цепь на два замкнутых контура и выполненное с расстоянием между отверстиями цилиндрических шарниров, в два раза меньшим по сравнению с расстоянием между отверстиями цилиндрических шарниров на концах трехшарнирного звена.

2. Рычажный пятизвенный механизм по п. 1, отличающийся тем, что опорная стойка выполнена в виде неподвижной V-образной направляющей с установкой на ней одного ведущего звена и двух ведомых звеньев, ведущее звено выполнено в виде двухшарнирного звена в качестве кривошипа, а два ведомых звена выполнены в виде ползунов, установленных на неподвижной V-образной направляющей, например, для образования одноподвижного двухкоординатного манипулятора.

3. Рычажный пятизвенный механизм по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что опорная стойка выполнена в виде неподвижного двухшарнирного звена, ведущее звено выполнено в виде трехшарнирного звена в качестве поворотного рычага, V-образная направляющая установлена с возможностью поворота относительно опорной стойки и выполнена в виде сдвоенной кулисы, а два ползуна выполнены в виде двух ведомых звеньев, установленных на поворотной V-образной направляющей.

4. Рычажный пятизвенный механизм по п. 1, отличающийся тем, что опорная стойка выполнена в виде неподвижного трехшарнирного звена, два ведомых звена выполнены в виде поворотных относительно опорной стойки ползунов, ведущее звено выполнено в виде двухшарнирного звена в качестве поворотного рычага с приводной вращательной кинематической парой, расположенной посредине упомянутого трехшарнирного звена, а V-образная направляющая выполнена поворотной относительно двухшарнирного звена.

5. Рычажный пятизвенный механизм по п. 2, отличающийся тем, что каждый из двух ползунов подпружинен относительно неподвижной V-образной направляющей посредством установленного на ней упругого элемента, например, в виде пружины сжатия.

6. Рычажный пятизвенный механизм по пп. 2-5, отличающийся тем, что угол γ развала V-образной направляющей равен γ=90° градусов.



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к приводам. Устройство (10) для преобразования прямолинейного движения первого механического элемента во вращательное движение второго механического элемента содержит штифт (1), позволяющий установить соединение между двумя механическими элементами.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к передачам с возвратно-поступательным или возвратно-вращательным движением. Опора возвратно-поступательного движения с высшими кинематическими парами содержит основание, верхнюю плиту с вогнутыми поверхностями и установленные между ними стойки.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к кривошипно-ползунным механизмам. Распределительный механизм с четырьмя выходными звеньями включает стойку, кривошип, шатуны, коромысла и ползуны.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к механизмам передачи движения ремизкам ткацкой машины. Механизм передачи движения ремизке содержит угловые рычаги, подремизную тягу, вертикальные тяги и ремизную рамку.

Изобретение относится к области приводов кинематических систем, используемых, например, для тренажеров полета, а более конкретно к линейным приводам. Линейный привод (2) для перемещения груза (3) содержит стойку (4), связанную с грузом (3) с помощью шарового шарнира, и пластину (6), подвижную в передвижении вдоль оси (5), принадлежащей плоскости основания (9) привода (2).

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам преобразования возвратно-поступательного движения в колебательное. Механизм содержит источник возвратно-поступательного перемещения (1), две опоры (5, 12), на одной из которых установлено качающееся основание (2) с ведомым узлом, а на другой - рычаг (13).

Изобретение относится к многоконтурным механизмам для передачи одинакового движения и сил на несколько исполнительных органов. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для воспроизведения сложных кривых и технологическом оборудовании для фасонной обработки деталей. .

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в качестве грузоподъемных механизмов (элеваторов) непрерывного действия, транспортирующих штучные грузы при помощи маятника с неподвижной части устройства на произвольно двигающуюся в заданных угловых пределах качающуюся часть, по которой груз перемещается непосредственно к месту назначения.
Наверх