Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии и нейропсихологии, в частности к реабилитационным играм. Создан набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных, содержащий игровые элементы в виде базовых и игровых карточек и игровые поля, причем базовые и игровые карточки выполнены из плотной бумаги или картона и имеют форму квадратов одинакового размера. На лицевую поверхность каждой базовой карточки нанесены одинаковые изображения какой-либо геометрической фигуры, разделенной линиями на одинаковые или разные по форме и размеру фрагменты, и защитное прозрачное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения на лицевой поверхности базовой карточки графических действий легко стирающимся водным маркером. Между одной из сторон каждой базовой карточки и расположенным на ней изображением геометрической фигуры размещена метка, на лицевую поверхность каждой игровой карточки нанесено изображение геометрической фигуры, разделенной на фрагменты, аналогично изображению геометрической фигуры на базовой карточке, которое отличается тем, что часть фрагментов изображения геометрической фигуры или ее все фрагменты выделены каким-либо способом. Между одной из сторон каждой игровой карточки и расположенным на ней изображением геометрической фигуры также размещена метка, аналогичная метке базовой карточки. Игровые поля выполнены из плотной бумаги или картона, имеют прямоугольную или квадратную форму и разделены на одинаковые квадратные области, отделенные друг от друга прямыми линиями. На каждую квадратную область игрового поля нанесены изображения геометрической фигуры с выделенными фрагментами, аналогичные изображению геометрической фигуры с выделенными фрагментами на игровых карточках, и могут отличаться от них только углами поворота изображений геометрических фигур на игровых полях повышенной степени сложности. Причем между игровыми полями имеются два типа различия: на игровые поля легкой степени сложности в квадратные области нанесены метки, аналогичные меткам на игровых карточках, а изображения геометрических фигур не повернуты на угол, кратный 90 градусам, игровые поля повышенной степени сложности не содержат меток, а изображения геометрических фигур повернуты на угол, кратный 90 градусам. Количество игровых полей легкой степени сложности и игровых полей повышенной степени сложности является одинаковым и зависит от общего количества игровых карточек, а размеры игровых полей являются одинаковыми и зависят от количества расположенных на каждом поле квадратных областей, при этом базовые, игровые карточки и игровые поля размещены в коробке, выполненной из пластика или картона. Техническим результатом заявленного изобретения является расширение арсенала технических средств для создания набора игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера, обеспечивающего формирование неограниченного количества игровых упражнений различной степени сложности, направленных на восстановление пространственного восприятия и пространственной памяти. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии и нейропсихологии, в частности к реабилитационным играм и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых игр по нейропсихологической реабилитации, направленной на восстановление пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.

Для эффективности нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения важное значение имеет выбор методов и форм занятий с неврологическими больными, имеющими нарушения различных психических функций.

Методы и формы организации восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 81, 82).

Одной из форм организации нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения, в основе которой лежит использования социальной среды и других социальных факторов, является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных во время их нахождении в неврологической клинике.

Групповые занятия позволяют реализовать, прежде всего, деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, с. 9).

Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу, малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. Спб.: Питер, 1997).

Использование групповой формы занятий способствует повышению эффективности нейропсихологической реабилитации, направленной на восстановление пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных.

Одной из эффективных форм групповых занятий с неврологическими больными является проведение занятий в игровой форме, которая способствует усилению интереса больных к процессу занятий, обеспечивая перевод деятельности больных с произвольного на непроизвольный уровень и снижение утомляемости больных в ходе занятия.

Пространственное восприятие представляет собой способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также их взаимное расположение (Википедия. Психология восприятия пространства, найдено 01.11.2020 г. в сети Интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психология_восприятия_пространства).

Пространственная память является одним из видов памяти, направленным на запоминание пространственного расположения предметов, людей, физических стимулов (Национальная психологическая энциклопедия, Пространственная память, найдено 01.11.2020 г. в сети Интернет по адресу: http://vocabulary.ru/termin/prostranstvennaja-pamjat.html).

Пространственное восприятие и пространственная память нарушаются при различных неврологических заболеваниях, связанных в первую очередь с поражением третичных теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга.

При этом пространственное восприятие и пространственная память представляют собой тесным образом взаимосвязанные психические процессы, реализующиеся через пространственный нейропсихологический фактор, объединяющий данные психические процессы в сложную иерархическую структуру. Основой иерархической структуры является гностический уровень (пространственное восприятие), над которым надстраивается мнестический уровень (пространственная память).

Таким образом, при нарушении работы пространственного анализатора, нарушения будут наблюдаться как на гностическом уровне (пространственное восприятие), так и на мнестическом уровне (пространственная память), причем на мнестическом уровне нарушения будут проявляться в большей степени, чем на гностическом.

Поэтому, для эффективности процесса восстановительного обучения большое значение имеет то, чтобы в ходе нейропсихологической реабилитации осуществлялась работа, направленная как на восстановление пространственного восприятия, так и на восстановление пространственной памяти.

Благодаря этому оба уровня пространственного анализатора будут оказывать в ходе процесса восстановительного обучения положительное воздействие друг на друга, способствуя повышению эффективности их восстановления.

Наряду с этим, для эффективности восстановления пространственного восприятия и пространственной памяти, большое значение имеет выбор методов и форм реабилитационных мероприятий, в частности они должны быть:

- основаны на использовании рабочего материала с изображениями различных пространственно ориентированных объектов, геометрических фигур, стрелок и др.;

- обеспечивающими возможность постепенного увеличения степени сложности заданий.

При этом методы и формы, используемые для восстановления пространственного восприятия и пространственной памяти, различаются.

Так, для восстановления нарушенного пространственного восприятия используются методы и формы, наиболее распространенными из которых являются:

а) методы и формы, основывающиеся на поиске одного или нескольких изображений среди группы других аналогичных изображений путем их сравнительного анализа;

б) методы и формы, основывающиеся на копировании одного или нескольких изображений на лист бумаги.

При этом степень сложности данных методов может увеличиваться за счет поворота используемых изображений на различные углы.

Для восстановления нарушенной пространственной памяти наиболее распространенными являются:

а) методы и формы, основывающиеся на запоминании одного или нескольких изображений с последующим нахождением данных изображений по памяти среди группы других изображений (пассивное узнавание);

б) методы и формы, основывающиеся на запоминании одного или нескольких изображений с последующим воспроизведением данного изображения по памяти путем его рисования или дорисовывания (активное воспроизведение).

Еще одной важной составляющей, необходимой для полноценного восстановления пространственной памяти и пространственного восприятия является значительное время (от нескольких месяцев и более), поэтому, для проведения продолжительных курсов восстановительного обучения, необходимо большое количество рабочего материала в виде методических пособий или использование такого рабочего материала, который позволяет формировать на его основе неограниченное количество разнообразных заданий.

Таким образом, для повышения эффективности восстановления пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных, большое значение имеет соблюдение следующих условий:

а) обеспечение возможности проведения занятий в игровой форме, способствующей повышению эффективности восстановительного обучения за счет усилению интереса больных к восстановительным занятиям;

б) обеспечение возможности проведения занятий в игровой форме не просто в виде какой-либо одной игры, а в виде различных игр и игровых заданий, способствующих поддержанию интереса больных к восстановительным занятиям;

в) реализация целостного подхода к процессу восстановления пространственного восприятия и пространственной памяти как взаимосвязанных психических процессов, образующих сложную иерархическую структуру, основой которого является гностический уровень (пространственное восприятие) и мнестический уровень (пространственная память);

г) обеспечение возможности использования различных форм и методов восстановления пространственного восприятия, основанных как на поиске одинаковых изображений, так и на воспроизведении данных изображений;

д) обеспечение возможности использования различных форм и методов восстановления пространственной памяти, основанных как на узнавании, так и на активном воспроизведении запоминаемых изображений;

е) обеспечение возможности проведения долгосрочных курсов занятий по восстановления пространственного восприятия и пространственной памяти за счет возможности формирования неограниченного количества разнообразных заданий;

ж) обеспечение возможности изменения степени сложности заданий, позволяющее проводить занятия как с больными имеющими нарушения пространственного восприятия и пространственной памяти выраженной степени, так и с больным, имеющими легкие и незначительные нарушение данных психических процессов.

В настоящее время, для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти используются различные печатные тренажеры и устройства.

Так, известен печатный тренажер-игра «Игровое обучение: тренировка памяти, представление о пространстве, представление о времени», который включает в себя упражнения на пространственное восприятие, одно из которых заключается в том, что занимающемуся необходимо скопировать расположенные в ячейках одной таблицы различные элементы (букв, цифр и др.) в ячейки другой аналогичной таблицы (Гурьев Ю.В. Игровое обучение: тренировка памяти, представление о пространстве, представление о времени. Пособие для детей 5-6 лет. СПб.: Изд. «КАРО», 2004, - С. 27.).

Также известен печатный тренажер-игра «Память. Рабочая тетрадь», который включает в себя упражнения на пространственную память, одно из которых заключается в том, что занимающемуся необходимо запомнить месторасположение точек в ячейках таблицы, после чего перевернув данную страницу и по памяти поставить точки в ячейки аналогичной таблицы, расположенной на оборотной стороне листа (Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Память. Рабочая тетрадь, ЗАО «РОСМЭН», ОАО «ИПК Чувашия», 2014, с. 17, 18).

Недостатками данных печатных тренажеров при их использовании для игровых занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных являются:

в) задания данных печатных тренажеров предназначены для индивидуальных занятий и не могут использоваться для групповых занятий, проводимых в игровой форме;

б) отсутствие возможности проведения долгосрочных курсов занятий из-за недостаточного количества, содержащегося в данных печатных тренажерах рабочего материала;

в) рабочий материал данных тренажеров может быть использован только однократно, так как после выполнения графических действий на листе бумаги остается след от пишущего инструмента;

г) отсутствие возможности изменения степени сложности заданий, что не позволяет проводить занятия с больными, имеющими нарушения пространственного восприятия и пространственной памяти различной степени выраженности;

д) упражнения каждого из данных тренажеров обеспечивают возможность работы либо над пространственным восприятием, либо над пространственной памятью, и поэтому не обеспечивают возможность реализации целостного подхода к процессу восстановления пространственного восприятия и пространственной памяти как взаимосвязанных психических процессов.

Известно из существующего уровня техники изобретение «Способ создания пособия для работы по восстановлению пространственного восприятия у больных неврологической клиники» (Патент RU 2636298 от 10.11.2017). Данное игровое пособие представляет собой рабочие карточки восьмигранной или круглой формы, содержащие объекты, которые различаются на левые и правые, например, руки человека. В ходе занятий с данным пособием больному поочередно предъявляются данные рабочие карточки, изображения каждой из которых повернуто на какой-либо угол, а больному необходимо определить какая рука (левая или правая) изображена на каждой рабочей карточке.

Недостатками пособия при его использовании для игровых занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных являются:

а) пособие не предназначено для занятий по восстановлению пространственной памяти и поэтому не обеспечивает возможность реализации целостного подхода к восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти как взаимосвязанных психических процессов;

б) рабочие материалы данного пособия не различаются степенью сложности;

в) однотипность предлагаемых упражнений, формируемых посредством пособия.

Также, из существующего уровня техники известно устройство «Тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти методом запоминания изображений в квадратных ячейках» (Патент RU 192207 от 06.09.2019).

Данное игровое устройство представляет собой закрепленное на ручке пластиковое основание квадратной формы, на обеих сторонах которого выполнены квадратные ячейки-углубления. В ходе занятий с данным устройством один из больных вписывает различные изображения (символы, значки) в ячейки-углубления на лицевой стороне основания, после чего другой больной запоминает данные изображения, и по памяти вписывает их в ячейки-углубления на другой стороне основания.

Недостатками данного устройства при его использовании для игровых занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных являются:

а) данное устройство не предназначено для проведения занятий с больными в игровой форме;

б) данное устройство не предназначено для занятий по восстановлению пространственного восприятия и поэтому не обеспечивает возможность реализации целостного подхода к восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти как взаимосвязанных психических процессов;

в) данное устройство обеспечивает возможность работы методом воспроизведения запоминаемых изображений, но не обеспечивает возможности работы методом, основанным на узнавании запоминаемых изображений;

г) необходимость постоянно передавать устройство в процессе занятий от одного больного к другому.

С целью преодоления недостатков вышеперечисленных игровых печатных тренажеров и устройств разработана «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных».

Задачами, на решение которых направлено заявленное изобретение являются:

а) обеспечение возможности проведения занятий с использованием нейропсихологической игры-тренажера в игровой форме, способствующей повышению эффективности нейропсихологической реабилитации за счет усилению интереса больных к восстановительным занятиям;

б) обеспечение возможности проведения занятий не просто в виде какой-либо одной формы игры, а в виде игры различных форм и заданий, способствующих поддержанию интереса больных к восстановительным занятиям;

в) реализация целостного подхода к процессу восстановления пространственного восприятия и пространственной памяти как взаимосвязанных психических процессов, образующих сложную иерархическую структуру, основой которой является гностический уровень (пространственное восприятие), над которым надстраивается мнестический уровень (пространственная память);

г) обеспечение возможности использования различных методов восстановления пространственного восприятия, основанных как на поиске одинаковых изображений, так и на воспроизведении данных изображений;

д) обеспечение возможности использования различных методов восстановления пространственной памяти, основанных как на узнавании, так и на активном воспроизведении запоминаемых изображений;

е) обеспечение возможности проведения долгосрочных курсов занятий по восстановления пространственного восприятия и пространственной памяти за счет возможности формирования посредством нейропсихологической игры-тренажера неограниченного количества игровых упражнений;

ж) обеспечение возможности изменения степени сложности игровых упражнений, позволяющих проводить занятия как с больными имеющими нарушения пространственного восприятия и пространственной памяти выраженной степени, так и с больным, имеющими легкие и незначительные нарушение данных психических процессов;

з) простота и удобство изготовления нейропсихологической игры-тренажера, способствующая ее широкому внедрению в клиническую практику;

и) удобство и простота использования нейропсихологической игры-тренажера, обеспечивающие возможность проведения занятий в домашних условиях, после выписки больных из клиники.

Техническим результатом заявленного изобретения является расширение арсенала технических средств для создания набора игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера, обеспечивающего формирование неограниченного количества игровых упражнений различной степени сложности, направленных на восстановление пространственного восприятия и пространственной памяти, как взаимосвязанных психических процессов, образующих сложную иерархическую структуру, основой которого является гностический уровень (пространственное восприятие) и мнестический уровень (пространственная память) и способствующего усилению и поддержанию интереса больных к процессу восстановительных занятий.

Технический результат достигается тем, что создан набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных, содержащий игровые элементы в виде базовых и игровых карточек и игровые поля, причем базовые и игровые карточки выполнены из плотной бумаги или картона, и имеют форму квадратов одинакового размера, на лицевую поверхность каждой базовой карточки нанесены одинаковые изображения какой-либо геометрической фигуры, разделенной линиями на одинаковые или разные по форме и размеру фрагменты и защитное прозрачное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения на лицевой поверхности базовой карточки графических действий легко стирающимся водным маркером, между одной из сторон каждой базовой карточки и расположенным на ней изображением геометрической фигуры размещена метка, на лицевую поверхность каждой игровой карточки нанесено изображение геометрической фигуры, разделенной на фрагменты, аналогично изображению геометрической фигуры на базовой карточке, которое отличается тем, что часть фрагментов изображения геометрической фигуры, или ее все фрагменты выделены каким-либо способом, между одной из сторон каждой игровой карточки и расположенным на ней изображением геометрической фигуры также размещена метка, аналогичная метке базовой карточки, игровые поля выполнены из плотной бумаги или картона, имеют прямоугольную или квадратную форму и разделены на одинаковые квадратные области, отделенные друг от друга прямыми линиями, на каждую квадратную область игрового поля нанесены изображения геометрической фигуры с выделенными фрагментами, аналогичное изображению геометрической фигуры с выделенными фрагментами на игровых карточках и могут отличаться от них только углами поворота изображений геометрических фигур на игровых полях повышенной степени сложности, причем между игровыми полями имеются два типа различия: на игровые поля легкой степени сложности в квадратные области нанесены метки, аналогичные меткам на игровых карточках, а изображения геометрических фигур не повернуты на угол, кратный 90 градусам, игровые поля повышенной степени сложности не содержат меток, а изображения геометрических фигур повернуты на угол, кратный 90 градусам, количество игровых полей легкой степени сложности и игровых полей повышенной степени сложности является одинаковым и зависит от общего количества игровых карточек, а размеры игровых полей являются одинаковыми и зависят от количества расположенных на каждом поле квадратных областей, при этом базовые карточки, игровые карточки и игровые поля размещены в коробке, выполненной из пластика или картона.

В предпочтительном варианте, нанесенные на игровые карточки выделенные фрагменты изображения геометрических фигур, могут иметь два типа различия: -изображение геометрической фигуры с выделенными фрагментами на одной игровой карточке является зеркальным по отношению к изображению геометрической фигуры с выделенными фрагментами на другой игровой карточке; - изображения не имеют парных зеркальных изображений на других игровых карточках.

Сущность заявленного изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

На фиг. 1 - коробка для размещения базовых и игровых карточек и игровых полей;

На фиг. 2 - базовые карточки;

На фиг. 3, 4 - игровые карточки;

На фиг. 5 - игровые поля легкой степени сложности;

На фиг. 6 - игровые поля повышенной степени сложности.

Заявленный набор для нейропсихологической игры-тренажера представляет собой размещенный в коробке (см. фиг. 1) комплект игровых элементов, включающий в себя: базовые карточки (см. фиг. 2), игровые карточки (см. фиг. 3, 4) и игровые поля (см. фиг. 5, 6), предназначенные для проведения занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти в игровой форме.

Коробка (см. фиг. 1) выполнена из пластика или картона и имеет форму горизонтально или вертикально ориентированного прямоугольника или квадрата. На лицевой поверхности коробки (см. фиг. 1) размещено изображение эмблемы ФГБНУ «Научный центр неврологии», в котором разработана «Нейропсихологическая игра-тренажер», фамилии авторов и название «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных», под которым нанесено изображение одного из игровых полей и изображения шести игровых карточек.

Базовые и игровые карточки (см. фиг. 2-4) выполнены из плотной бумаги или картона, и имеют форму квадратов одинакового размера. Каждая базовая карточка (см. фиг. 2) содержит на лицевой поверхности одинаковое изображение какой-либо геометрической фигуры (1а) (квадрата, круга, восьмиугольника или иной фигуры), разделенной линиями на одинаковые или разные по форме и размеру фрагменты (2), количество которых может составлять от 4-х и более штук.

Между одной из сторон каждой базовой карточки и расположенным на ней изображением геометрической фигуры (1а) находится метка (4), которая может иметь, например, форму круга. На лицевую поверхность каждой базовой карточки нанесено защитное прозрачное покрытие (например, посредством ее ламинирования), обеспечивающее возможность выполнения на ее лицевой поверхности графических действий легко стирающимся водным маркером. Общее количество базовых карточек, входящих в комплектацию набора нейропсихологической игры-тренажера может составлять от шести и более штук.

Каждая игровая карточка (см. фиг. 3, 4) содержит на лицевой поверхности изображение геометрической фигуры (1б), разделенной на фрагменты, аналогичные изображению фрагментов (2), геометрической фигуры (1а) на базовой карточке (см. фиг. 2), которое отличается тем, что часть фрагментов изображения геометрической фигуры (1б), или все фрагменты (3а) изображения геометрической фигуры (1б) выделены на каждой игровой карточке каким-либо образом:

а) посредством одного цвета, нескольких различных цветов или нескольких оттенков одного цвета;

б) посредством штриховки, выполненной в виде параллельных линий, расположенных под различными углами, например 45, 90 градусов;

в) посредством различных символов (букв, цифр и др.), значков (точек, галочек и др.), геометрических фигур, разнонаправленных стрелок и др.), расположенных в фрагментах (3а) изображения геометрической фигуры (1б).

При этом изображение геометрической фигуры (1б) каждой игровой карточки отличается формой выделенных фрагментов (3а) от их изображений геометрических фигур (1б) на других игровых карточках. Расположенные на игровых карточках изображения геометрических фигур (1б) с выделенными фрагментами (3а) могут различаться на два типа:

а) зеркальные изображения, особенностью которых является то, что изображение геометрической фигуры (1б) с выделенными фрагментами (3а) на одной игровой карточке является зеркальным по отношению к изображению геометрической фигуры (1б) с выделенными фрагментами (3а) на другой игровой карточке (см. фиг. 3);

б) изображения, которые не имеют парных зеркальных изображений на других игровых карточках (см. нижний ряд фиг. 4).

Между одной из сторон каждой игровой карточки и расположенным на ней изображением геометрической фигуры (1б) размещена метка (4), аналогичная метке (4) базовой карточки, и являющаяся маркером положения геометрической фигуры на карточке. Общее количество игровых карточек (см. фиг. 3, 4), входящих в комплектацию набора нейропсихологической игры-тренажера может составлять от шести и более штук.

Игровые поля набора для нейропсихологической игры-тренажера (см. фиг. 5, 6) выполнены из плотной бумаги или картона, имеют прямоугольную или квадратную форму и разделены на одинаковые квадратные области, отделенные друг от друга прямыми линиями. Каждая квадратная область игрового поля содержит разделенное на фрагменты изображение геометрической фигуры (1в) с выделенными фрагментами (3б), аналогичное изображению геометрической фигуры (1б) с выделенными фрагментами (3а) на игровых карточках.

При этом изображения геометрических фигур (1в) с выделенными фрагментами (3б) игрового поля точно соответствует изображениям геометрических фигур (1б) с выделенными фрагментами (2б) на игровых карточках и могут отличаться от них только углами поворота, кратными 90 градусам, изображений геометрических фигур (1в) на игровых полях повышенной степени сложности.

Количество квадратных областей на каждом игровом поле является одинаковым и может составлять четыре (2×2) шт., шесть (3×2) шт. или восемь (4×2) шт.

При этом игровые поля нейропсихологической игры-тренажера различаются на два типа:

а) игровые поля легкой степени сложности (см. фиг. 5), которые используются на начальной стадии занятий, когда больным доступно выполнение только простых заданий;

б) игровые поля повышенной степени сложности (см. фиг. 6), используются на более поздних стадиях занятий, когда больным доступно выполнение более сложных заданий.

Между одной из сторон квадратной области игрового поля и расположенным на ней изображением геометрической фигуры (1в) размещена метка (4), аналогичная метке (4) игровой и базовой карточки, и являющаяся маркером положения геометрической фигуры на игровом поле.

Различие между игровыми полями различной степени сложности заключается в том, что игровые поля легкой степени сложности (см. фиг. 5) содержат в квадратных областях метки (4), аналогичные меткам (4) на игровых карточках, а изображения геометрических фигур (1в) не повернуты на угол, кратный 90 градусам (т.е. полностью аналогичны взаимному расположению меток (4) и изображений фрагментов (3а) геометрических фигур (1б) на игровых карточках) и что облегчает процесс поиска одинаковых изображений геометрических фигур (1б, 1в) на игровых карточках и игровых полях.

Игровые поля повышенной степени сложности (см. фиг. 6) не содержат меток (4), а изображения геометрических фигур (1в) могут быть повернуты на угол, кратный 90 градусам, поэтому процесс поиска одинаковых изображений выделенных фрагментов (3а, 3б) геометрических фигур (1б, 1 в) на игровых карточках и игровых полях является более сложным.

Количество игровых полей легкой степени сложности (см. фиг. 5) и игровых полей повышенной степени сложности (см. фиг. 6), входящих в комплектацию набора нейропсихологической игры-тренажера, является одинаковым и зависит от общего количества игровых карточек.

Так, например, если количество игровых карточек (см. фиг. 3, 4) составляет 24 (двадцать четыре) штуки (см. фиг. 3, 4), а каждое игровое поле содержит 6 (шесть) изображений геометрических фигур (1в), то количество игровых полей каждой степени сложности составляет 4 (четыре) игровых поля (см. фиг. 5, 6).

Для обеспечения большей компактности набора элементов нейропсихологической игры-тренажера игровые поля повышенной степени сложности (см. фиг. 6) могут быть расположены на оборотных сторонах листов, содержащих игровые поля легкой степени сложности (см. фиг. 5). Таким образом, на четырех отдельных листах размещается восемь Игровых полей нейропсихологической игры-тренажера.

Указанные ниже размеры базовых и игровых карточек, а также игровых полей данной конкретной нейропсихологической игры-тренажера не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе ее создания.

Размеры базовых и игровых карточек (см. фиг. 2-4) являются одинаковыми и составляют 50×50-100×100 мм.

Размеры игровых полей (см. фиг. 5, 6) являются одинаковыми и зависят от количества расположенных на каждом поле квадратных областей, размер стороны каждой из которых аналогичен размеру стороны игровой карточки или на 1-10 мм превышает размер стороны игровой карточки.

Размеры коробки (см. фиг. 1) нейропсихологической игры-тренажера зависят от размеров, размещаемых в ней игровых полей (см. фиг. 5, 6).

Восстановительные занятия больных с использованием элементов набора для нейропсихологической игры-тренажера осуществляются следующим образом.

Перед началом проведения занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти специалист подбирает группу больных, имеющих примерно одинаковую степень выраженности данных нарушений.

Работа по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти с использованием набора элементов для нейропсихологической игры-тренажера является единым целостным процессом и строится таким образом, что на начальном этапе занятий работа в первую очередь направлена на восстановление нарушенного пространственного восприятия, которое является основой для дальнейшего восстановления нарушенной пространственной памяти.

Для работы по восстановлению нарушенного пространственного восприятия используются различные формы игры, реализация которых обеспечивается посредством карточек и игровых полей.

Главными особенностями данных форм игры является то, что они:

а) имеют простые, доступные правила для усвоения неврологическими больными;

б) доступны для больных с выраженными нарушениями пространственного восприятия и пространственной памяти;

в) обеспечивают возможность перехода от одной формы игры к другой и увеличение степени сложности игровых заданий на более поздних этапах занятий;

г) обеспечивают реализацию процесса восстановительных занятий в виде интересной и привлекательной для больных игровой деятельности.

Основными предлагаемыми формами нейропсихологической игры-тренажера, направленными на восстановление нарушенного пространственного восприятия с использованием элементов набора является их следующая группа игр: «Пространственный анализ», «Пространственное лото», «Выделение одинаковых фрагментов геометрической фигуры».

Важной особенностью нейропсихологической игры-тренажера является то, что часть реализуемых форм игры посредством элементов набора основана на случайном выборе игровых карточек, что в определенной степени выравнивает возможности выигрыша для больных с различной степенью выраженности нарушения пространственного восприятия.

Из описанного комплекта игровых элементов, включающего в себя: базовые карточки, игровые карточки и игровые поля можно составить группы игр, которые являются частным случаем предлагаемого изобретения. Во всех группах игр используется полный комплект игровых элементов.

Игра «Пространственный анализ».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в игре может составлять от 2-х до 4-х человек.

Перед больными располагается два игровых поля легкой степени сложности, а специалист выдает каждому больному по три игровые карточки и устанавливает порядок выполнения больными ходов.

При этом оставшиеся игровые карточки располагаются стопкой, таким образом, что бы их лицевая сторона находилась снизу.

Далее больной, который должен выполнить первый ход, сравнивает изображения геометрических фигур (1б) на своих игровых карточках с изображениями геометрических фигур (1в) на игровых полях, осуществляя пространственный анализ.

В случае если ни одно из изображений геометрических фигур (1б) с выделенными фрагментами (3а) на его игровых карточках не совпадает с изображениями геометрических фигур (1в) с выделенными фрагментами (3б) на игровых полях, то право выполнения хода переходит к следующему больному.

В случае если одно из изображений геометрических фигур (1б) с выделенными фрагментами (3а) на его игровых карточках совпадает с изображениями геометрических фигур (1в) с выделенными фрагментами (3б) на игровых полях, то он показывает данную карточку другим больным (что бы они могли убедиться в идентичности изображений), после чего переворачивает данную игровую карточку лицевой стороной вниз и закрывает ею соответствующее изображение геометрической фигуры (1в) с выделенными фрагментами (3б) игрового поля. После этого больной получает право сбросить одну из двух других игровых карточек, если ее изображение геометрической фигуры (1б) с выделенными фрагментами (3а) отсутствует на игровом поле.

Далее больной берет из стопки одну или две новые игровые карточки, чтобы у него снова было три игровых карточки.

После этого другой больной (больные) выполняет аналогичные действия с игровыми карточками и т.д.

Выигравшим считается тот больной, который первым избавился от игровых карточек, а проигравшим тот, у которого осталось наибольшее количество игровых карточек.

По мере достижения больными положительных результатов в восстановлении пространственного восприятия, осуществляется усложнение процесса игры путем использования игровых полей повышенной степени сложности, которые отличаются тем, что не содержат метки и переход к другой форме игры.

Наряду с вышеописанными правилами, игра «Пространственный анализ» может осуществляться и по другим правилам.

Игра «Пространственное лото».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре, определяется количеством игровых полей входящих в комплектацию набора элементов для нейропсихологической игры-тренажера и может составлять от 2-х до 4-х человек.

Перед началом игры, специалист выдает каждому больному по одному игровому полю легкой степени сложности (или по два, если позволяет количество игровых полей).

После этого специалист предъявляет больным одну из игровых карточек таким образом, что бы ее метка (4) располагалась сверху, а каждый из больных сравнивает изображение геометрических фигур (1б) с выделенными фрагментами (3а) на игровой карточке с изображениями геометрических фигур (1в) с выделенными фрагментами (3б) на используемом игровом поле.

После того, как кто-либо из больных нашел на используемом игровом поле изображение геометрической фигуры (1в) с выделенными фрагментами (3б), аналогичное изображению геометрической фигуры (1б) с выделенными фрагментами (3а) на игровой карточке, он забирает данную игровую карточку и кладет ее лицевой стороной вниз, закрывая аналогичное изображение геометрической фигуры (1в) с выделенными фрагментами (3б) на игровом поле.

В случае если никто из больных не забрал предъявленную специалистом игровую карточку, то она откладывается в сторону.

Выигрывает тот больной, который первым закрыл все изображения геометрических фигур (1в) с выделенными фрагментами (3б) на используемом игровом поле.

По мере достижения больными положительных результатов в восстановлении пространственного восприятия, осуществляется усложнение процесса игры путем:

а) предъявления геометрических фигур (1б) игровых карточек с поворотом на различные углы, кратные 90 градусам, с учетом расположения метки (4), которая служит маркером положения геометрической фигуры (1б) на игровой карточке (например, при повороте на 180 градусов метка будет располагаться сбоку, при повороте на 270 градусов метка будет располагаться снизу);

б) использования игровых полей повышенной степени сложности, которые не содержат меток.

А также осуществляется переход к другой форме игры.

Игра «Выделение одинаковых фрагментов геометрической фигуры»

В данном случае специалист располагает перед больными несколько (от 2-х и более) игровых карточек, и выдает каждому больному по несколько базовых карточек, количество которых соответствует количеству игровых карточек.

На начальном этапе занятий игровые карточки и базовые карточки каждого больного располагаются таким образом, чтобы находящиеся на них метки (4) располагались в одинаковом положении, например, вверху.

На более поздних этапах занятий игровые карточки располагаются таким образом, чтобы геометрическая фигура (1б) с выделенными фрагментами (3а) была повернута на какой-либо угол, кратный 90 градусам, что является более сложным вариантом игровой деятельности, так как больным требуется мысленно выполнить такой поворот посредством поворота игровой карточки с учетом расположения метки (4).

После этого каждый из больных должен легко стирающимся водным маркером, выделить на фрагментах (2) геометрических фигур (1а) каждой базовой карточки, те выделенные фрагменты (3а) геометрических фигур (1б), которые выделены на каждой из игровых карточек.

Таким образом, на начальном этапе занятий, больные просто копируют выделенные фрагменты (3а) геометрических фигур (1б) игровых карточек, а на более позднем этапе занятий игровые задания усложняются и больным необходимо выделить на рагментах (2) геометрических фигур (1а) базовых карточек, фрагменты (3а) геометрических фигур (1б) игровых карточек, мысленно повернув каждую на определенный угол, кратный 90 градусам.

После завершения игры осуществляется проверка правильности выполнения больными игровых заданий путем поворота геометрической фигуры (1б) с выделенными фрагментами (3а) каждой игровой карточки на соответствующий угол.

В данной игре выигрывает тот больной, который выполнил задание первым и допустил меньшее количество ошибок.

Важной особенностью игры «Выделение фрагментов геометрических фигур», является то, что в отличие от рассмотренных выше игр, основанных на поиске одинаковых изображений выделенных фрагментов (3а) геометрических фигур (1б) на игровых карточках, данная игра включает в себя графические действия, заключающиеся в выделении водным маркером на фрагментах (2) геометрических фигур (1а) базовых карточек выделенные фрагменты (3а) геометрических фигур (1б) игровых карточек.

Наряду с вышеперечисленными играми, занятия по восстановлению нарушенного пространственного восприятия с использованием набора элементов для нейропсихологической игры-тренажера могут осуществляться посредством других игр.

По мере достижения больными положительных результатов в восстановлении пространственного восприятия, в процесс занятий постепенно включаются игры, направленные на восстановление пространственной памяти, которые задействуют мнестический уровень пространственного анализатора. При этом продолжается использование игр, направленных на восстановление пространственного восприятия, которые на данном этапе занятий имеют более высокую степень сложности.

Основными формами игр, направленными на восстановление нарушенной пространственной памяти с использованием элементов набора для нейропсихологической игры-тренажера является следующая группа игр: «Парные карточки», «Запоминание группы изображений фрагментов геометрических фигур», «Пространственное экспресс-лото», «Последовательное запоминание и воспроизведение фрагментов изображений геометрических фигур», «Запоминание и воспроизведение фрагментов группы изображений геометрических фигур».

Игра «Парные карточки».

Количество занимающихся определяется количеством игровых карточек, входящих в комплектацию набора элементов для нейропсихологической игры-тренажера и может составлять от 2-х и более больных.

Данная игра осуществляется по правилам традиционной игры «Парные карточки» («Мемори») и отличается от нее тем, что вместо изображений предметов или объектов, на игровых карточках содержатся изображения геометрических фигур (1б), различающихся пространственным расположением выделенных фрагментов (3а).

В данном случае, специалист подбирает определенное количество пар игровых карточек (от 3-х и более пар) с зеркальными изображениями выделенных фрагментов (3а) геометрических фигур (1б), которые являются идентичными и различаются тем, что изображение выделенных фрагментов (3а) геометрической фигуры (1б) на одной игровой карточке является зеркальным по отношению к изображению выделенных фрагментов (3а) геометрической фигуры (1б) на другой игровой карточке.

После этого специалист перемешивает игровые карточки и раскладывает их на поверхности стола рядами в случайном порядке таким образом, что бы каждая игровая карточка находилась лицевой стороной вверх.

Далее, больные в течение заданного специалистом интервала времени (от 30-ти и более секунд) запоминают месторасположение пар игровых карточек с зеркальными изображениями выделенных фрагментов (3а) геометрических фигур (1б), после чего игровые карточки переворачиваются лицевой стороной вниз.

Далее, один из больных переворачивает две игровые карточки, которые, по его мнению, содержат зеркальные изображения выделенных фрагментов (3а) геометрических фигур (1б).

В случае если изображения выделенных фрагментов (3а) геометрических фигур (1б) на данных игровых карточках являются зеркальными, то больной забирает их себе, получая при этом право выполнить еще один ход, перевернув две другие игровые карточки.

В случае если изображения выделенных фрагментов (3а) геометрических фигур (1б) на данных игровых карточках не являются зеркальными, то больной снова переворачивает их лицевой стороной вниз, а право выполнения следующего хода переходит к другому больному.

Далее, вышеописанная последовательность действий повторяется необходимое количество раз, а выигрывает тот больной, который собрал большее количество пар игровых карточек. По мере достижения больными положительных результатов в восстановлении пространственной памяти, осуществляется усложнение процесса игры путем запоминания группы изображений фрагментов геометрических фигур и перехода к другой форме игры.

Игра «Запоминание группы изображений фрагментов геометрических фигур» Данная игра заключается в том, что специалист предъявляет больным для запоминания несколько (2-4 шт.) игровых карточек, с различными изображениями выделенных фрагментов (3а) геометрических фигур (1б) после чего смешивает их с другими игровыми карточками (4-8 шт.) и далее последовательно предъявляет их больным по одной карточке.

При этом каждый больной должен определить (ответив устно, или письменно - в рабочей тетради), была ли данная карточка среди тех, которые предъявлялись ранее для запоминания. В случае правильного ответа, каждый больной получает одно очко, в случае неправильного - минус одно очко, а если больной затрудняется ответить - то ноль очков.

Выигрывает тот больной, который набрал в ходе данной игры наибольшее количество очков. По мере достижения положительных результатов в восстановлении пространственной памяти, осуществляется усложнение процесса путем ограничения интервала времени для запоминания геометрической фигуры с выделенными фрагментами и переход к другой форме игры.

Игра «Пространственное экспресс-лото»

Данная игра аналогична описанной выше игре «Пространственное лото» и отличается тем, что специалист предъявляет больным каждую игровую карточку на ограниченный интервал времени, в течение которого больные должны ее запомнить и осуществить поиск аналогичной геометрической фигуры (1в) с выделенными фрагментами (3б) на своих игровых полях.

Если ни один из больных не забрал предъявленной игровой карточки, то она откладывается специалистом в сторону.

В случае если больной пропускает игровую карточку с изображением геометрической фигуры (1б) с выделенными фрагментами (3а), которая имеется на его игровом поле, то он теряет возможность закрыть изображение данной геометрической фигуры (1в) с выделенными фрагментами (3б) на своем игровом поле, что уменьшает его шансы на выигрыш. По мере достижения положительных результатов в восстановлении пространственной памяти, осуществляется усложнение процесса путем последовательного запоминания и воспроизведения фрагментов изображений геометрических фигур и переход к другой форме игры.

Игра «Последовательное запоминание и воспроизведение фрагментов изображений геометрических фигур»

В данном случае специалист выдает больным по несколько базовых карточек, после чего последовательно предъявляет им для запоминания по одной игровой карточке, показывая каждую из них в течение небольшого интервала времени (от 5 и более секунд), за который они должны запомнить месторасположение выделенных фрагментов (36).

На начальном этапе занятий, специалист предъявляет игровые карточки в одинаковом положении, таким образом, чтобы метка (4) каждой игровой карточки располагалась сверху.

После предъявления игровой карточки, каждый больной, используя легко стирающийся водный маркер, по памяти выделяет на одной из базовых карточек фрагменты (2), которые были выделены на предъявленной для запоминания игровой карточке.

После завершения задания, осуществляется проверка правильности его выполнения путем непосредственного сравнения игровых и базовых карточек с выделенными каждым больным фрагментами (3а).

В данной игре выигрывает тот больной, который допустил меньшее количество ошибок.

По мере достижения больными положительных результатов в восстановлении пространственной памяти осуществляется усложнение процесса игры путем:

а) предъявления изображения каждой геометрической фигуры повернутой на угол, кратный 90 градусам, посредством поворота игровой карточки и определением такого поворота положением метки;

б) уменьшения интервала времени, в течение которого предъявляется каждая игровая карточка. Переход к другой форме игры.

Игра «Запоминание и воспроизведение фрагментов группы изображений геометрических фигур».

В данном случае специалист размещает перед больными группу из нескольких (от 2-х и более) игровых карточек, и выдает каждому больному базовые карточки, количество которых соответствует количеству игровых карточек.

Далее больные в течение заданного специалистом интервала времени (от 30 и более секунд) запоминают месторасположение выделенных фрагментов (3а) геометрической фигуры (1б) на каждой игровой карточке, после чего они закрываются чистым листом бумаги, а каждый больной, используя легко стирающийся водный маркер, по памяти выделяет аналогичные фрагменты на каждой из базовых карточек. Для облегчения выполнения задания больным, специалист может на короткое время приподнять лист, закрывающий выделенные фрагменты (3а) геометрической фигуры (1б) игровой карточки.

После выполнения задания осуществляется проверка правильности его выполнения путем непосредственного сравнения игровых и базовых карточек с выделенными фрагментами.

В данной игре выигрывает тот больной, который допустил меньшее количество ошибок.

По мере достижения больными положительных результатов в восстановлении пространственной памяти осуществляется усложнение процесса игры путем:

а) увеличения количества одновременно предъявляемых больным игровых карточек;

б) уменьшения интервала времени, в течение которого группа игровых карточек предъявляется для запоминания.

Важной особенностью игр «Последовательное запоминание и воспроизведение фрагментов изображений геометрических фигур» и «Запоминание и воспроизведение фрагментов группы изображений геометрических фигур», является то, что в отличие от рассмотренных выше игр, направленных на узнавание запоминаемых изображений геометрических фигур с выделенными фрагментами, данные игры включает в себя графические действия, заключающиеся в выделении аналогичных фрагментов (3а) геометрических фигур (1б) игровых карточек по памяти водным маркером на фрагментах (2) геометрических фигур (1а) базовых карточек.

Таким образом, набор элементов для нейропсихологической игры-тренажера обеспечивает возможность применения в ходе занятий по восстановлению пространственной памяти форм и методов, основанных как на узнавании запоминаемых изображений выделенных фрагментов геометрических фигур, так и на их активном воспроизведении.

Кроме вышеперечисленных игр, занятия по восстановлению нарушенной пространственной памяти с использованием набора элементов для нейропсихологической игры-тренажера могут осуществляться посредством других игр.

Наряду с занятиями по восстановлению и профилактической тренировке пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных, набор элементов для нейропсихологической игры-тренажера может эффективно использоваться в следующих случаях:

а) при проведении занятий по профилактической тренировке пространственной памяти у неврологических больных;

б) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования пространственного восприятия и пространственной памяти;

в) при проведении нейропсихологических тренингов с людьми пожилого возраста;

г) в качестве настольной игры, способствующей развитию и тренировке пространственного восприятия и пространственной памяти у здоровых детей и подростков;

д) в качестве тренажера пространственной памяти для здоровых взрослых людей, желающих совершенствовать свою память.

Таким образом, заявленное изобретение «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных» обеспечивает возможность проведения с неврологическими больными долгосрочных курсов занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти в игровой форме, с использованием различных игр и игровых заданий, способствующих усилению и поддержанию интереса больных к процессу восстановительных занятий. Кроме того данная игра обеспечивает возможность формирования неограниченного количества заданий различной степени сложности, направленных на восстановление пространственного восприятия и пространственной памяти как взаимосвязанных психических процессов, образующих сложную иерархическую структуру, основой которой является гностический уровень (пространственное восприятие) и мнестический уровень (пространственная память).

Заявленная нейропсихологическая игра-тренажер вносит в процесс восстановительных занятий элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.

Благодаря простоте изготовления и удобству практического применения набора элементов для нейропсихологической игры-тренажера он может найти широкое применение в клинической практике.

1. Набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных, содержащий игровые элементы в виде базовых и игровых карточек и игровые поля, причем базовые и игровые карточки выполнены из плотной бумаги или картона и имеют форму квадратов одинакового размера, на лицевую поверхность каждой базовой карточки нанесены одинаковые изображения какой-либо геометрической фигуры, разделенной линиями на одинаковые или разные по форме и размеру фрагменты, и защитное прозрачное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения на лицевой поверхности базовой карточки графических действий легко стирающимся водным маркером, между одной из сторон каждой базовой карточки и расположенным на ней изображением геометрической фигуры размещена метка, на лицевую поверхность каждой игровой карточки нанесено изображение геометрической фигуры, разделенной на фрагменты, аналогично изображению геометрической фигуры на базовой карточке, которое отличается тем, что часть фрагментов изображения геометрической фигуры или ее все фрагменты выделены каким-либо способом, между одной из сторон каждой игровой карточки и расположенным на ней изображением геометрической фигуры также размещена метка, аналогичная метке базовой карточки, игровые поля выполнены из плотной бумаги или картона, имеют прямоугольную или квадратную форму и разделены на одинаковые квадратные области, отделенные друг от друга прямыми линиями, на каждую квадратную область игрового поля нанесены изображения геометрической фигуры с выделенными фрагментами, аналогичные изображению геометрической фигуры с выделенными фрагментами на игровых карточках, и могут отличаться от них только углами поворота изображений геометрических фигур на игровых полях повышенной степени сложности, причем между игровыми полями имеются два типа различия: на игровые поля легкой степени сложности в квадратные области нанесены метки, аналогичные меткам на игровых карточках, а изображения геометрических фигур не повернуты на угол, кратный 90 градусам, игровые поля повышенной степени сложности не содержат меток, а изображения геометрических фигур повернуты на угол, кратный 90 градусам, количество игровых полей легкой степени сложности и игровых полей повышенной степени сложности является одинаковым и зависит от общего количества игровых карточек, а размеры игровых полей являются одинаковыми и зависят от количества расположенных на каждом поле квадратных областей, при этом базовые, игровые карточки и игровые поля размещены в коробке, выполненной из пластика или картона.

2. Набор игровых элементов по п. 1, отличающийся тем, что нанесенные на игровые карточки выделенные фрагменты изображения геометрических фигур могут иметь два типа различия: - изображение геометрической фигуры с выделенными фрагментами на одной игровой карточке является зеркальным по отношению к изображению геометрической фигуры с выделенными фрагментами на другой игровой карточке; - изображения не имеют парных зеркальных изображений на других игровых карточках.



 

Похожие патенты:

Система (200), устройства (101) и способы созданы с возможностью генерирования и предоставления пользователям показателей, характеризующих переход от потребления генерирующего аэрозоль изделия первого типа на потребление генерирующего аэрозоль изделия второго типа. Системы (200), устройства (101) и способы могут быть созданы с возможностью обеспечения по меньшей мере одного первого значения, характеризующего потребление генерирующего аэрозоль изделия (2) первого типа, например таких, как генерирующие аэрозоль изделия горючего типа (например, горючие сигареты), и по меньшей мере одного второго значения, характеризующего потребление генерирующего аэрозоль изделия (4) второго типа, например таких как генерирующие аэрозоль изделия нагреваемого типа (например, нагреваемые палочки), за период времени.

Данное устройство для соревнования предназначено для массового использования среди различных групп населения. Простое и удобное в применении, оно будет интересно как детям, так и взрослым, как в качестве развлечения на больших праздниках, в парках отдыха, санаториях, на школьных физкульт-переменах, так и в соревнованиях различного масштаба.

Изобретение относится к способам иллюстративного обучения. Технический результат заключается в повышении эффективности и расширении средств обучения учащихся при изучении основополагающих понятий геометрии и механики.

Изобретение относится к способам обучения и воспитания детей с задержанным психическим, психоречевым и речевым развитием, а также для детей с расстройствами аутистического спектра. Обучение речи проводится путем поэтапного формирования навыков.

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат заключается в обеспечении возможности определения точной операции или этапа, в ходе которых была допущена ошибка при выполнении нескольких операций.
Изобретение относится способу получения светопрозрачных образцов для визуализации обучения пигментированию кожи человека. Способ включает заливку в форму кремнийорганического материала с катализатором и выдержку смеси в вакууме.

Изобретение относится к области образования, к средствам обучения в качестве технического средства обучения в вузах, колледжах, где изучается теоретическая и прикладная механика. Технический результат - визуализация направлений проекции реакций в составных частях стержневых конструкций и ферм, при различных направлениях силы и точках ее приложения.

Изобретение предназначено для обучения английского языка, в частности одного из его аспектов - грамматики. Цель изобретения - грамотное составление предложений и их прочтение.

Изобретение относится к компьютерным интерактивным тренажерам и может быть использовано для обучения специалистов и обслуживающего персонала в области эксплуатации электронных приборов и радиоэлектронной аппаратуры. Интерактивный веб-тренажер обучения содержит по крайней мере один программно-аппаратный комплекс, поддерживающий в режиме диалога автоматизированные циклы обучения эксплуатации и компьютерную имитацию работы по крайней мере одного электронного прибора, выполненный в виде управляющего модуля вычислительной системы, снабженного программным обеспечением и имеющего информационные входы и выходы, модуля индивидуального и/или группового обучения, включающего в себя не менее одного электронного прибора, каждый из которых содержит органы управления с анимационно-графическим материалом, программными кодами, интерактивными зонами, которые в совокупности являются программным интерфейсом электронного прибора, соединенного виртуальными двунаправленными связями с управляющим модулем вычислительной системы.

Изобретение относится к области технологий компьютерного тестирования, в частности к устройству контроля качества знаний и уверенности в них, и может быть использовано при обработке цифровых данных с помощью вычислительных машин, в которых вычисления осуществляются компьютерами, основанными на специфических вычислительных моделях, а также для оценки уровня знаний обучающихся в учебных заведениях, в том числе, аграрного направления.
Изобретение относится к области медицины и спорта, в частности спортивной медицины, и может быть использовано для определения предрасположенности детей к занятиям дзюдо на основе диагностики и определения психофизиологических, морфологических, функциональных способностей детей 6-12 лет, может использоваться в практике врачей спортивной медицины и лечебной физической культуры, тренеров по виду спорта дзюдо.
Наверх