Планетарная храповая обгонная муфта

Изобретение относится к машиностроению. Планетарная храповая обгонная муфта содержит зубчатую планетарную передачу, в которой центральное колесо является ведущей полумуфтой, а водило - ведомой полумуфтой с сателлитами, сцепленными с центральным колесом. На сателлитах смонтированы с торцевыми храповыми венцами фиксированные в тангенциальном и осевом направлении диски, а на водиле соосно дискам установлены с возможностью сцепления с торцевыми храповыми венцами фиксированные в тангенциальном направлении и подпружиненные к дискам храповые колеса. Обеспечивается улучшение эксплуатационных характеристик. 10 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения валов, передающих в одном направлении большие моменты при высокой частоте включения, например в нефрикционных высокомоментных вариаторах.

Известны фрикционные обгонные муфты, в которых момент передается силами трения между ведущей и ведомой полумуфтами через заклинивающиеся тела [1, стр. 800]. В таких муфтах контактные нагрузки между деталями фрикционных пар превосходят полезные касательные силы более чем в 10 раз, что является препятствием к использованию таких типов муфт при высокой частоте включения и передаче больших моментов. Известны также храповые обгонные муфты, в конструкции которых используется зубчатая связь между ведущей и ведомой полумуфтами [1, стр. 806], что обеспечивает передачу больших моментов, но у таких муфт достаточно большой (15…20°) угол срабатывания, что неприемлемо, например, в нефрикционных высокомоментных вариаторах [2].

Примем за прототип наиболее близкий по технической сущности и достигаемому результату зубчатую обгонную муфту с практически нулевым углом срабатывания [3]. Она содержит зубчатую планетарную передачу, в которой центральное колесо является ведущей полумуфтой, а водило - ведомой полумуфтой с сателлитами, сцепленными с центральным колесом, на сателлитах смонтированы фиксированные в тангенциальном направлении диски, а на водиле выполнены контактирующие с дисками упоры, при этом сателлиты подпружинены к упорам.

Признаки известной муфты (прототипа), совпадающие с заявляемой зубчатой обгонной муфтой, следующие. Она содержит зубчатую планетарную передачу, в которой центральное колесо является ведущей полумуфтой, а водило - ведомой полумуфтой с сателлитами, сцепленными с центральным колесом, а на сателлитах смонтированы фиксированные в тангенциальном направлении диски.

В известной муфте фиксация полумуфт от относительного вращения при передаче вращения (рабочий ход) осуществляется силами трения между дисками и упорами, что ограничивает передаваемый момент, также имеет место сложность конструкции.

Цель предлагаемого изобретения - повышение работоспособности за счет уменьшения на порядок угла срабатывания муфты в сравнении с существующими храповыми обгонными муфтами.

Предлагаемая зубчатая обгонная муфта имеет следующие существенные признаки. Она содержит зубчатую планетарную передачу, в которой центральное колесо является ведущей полумуфтой, а водило - ведомой полумуфтой с сателлитами, сцепленными с центральным колесом, при этом на сателлитах смонтированы с торцевыми храповыми венцами фиксированные в тангенциальном и осевом направлении диски, а на водиле соосно дискам установлены с возможностью сцепления с торцевыми храповыми венцами фиксированные в тангенциальном направлении и подпружиненные к дискам храповые колеса

Отличительными от прототипа признаками изобретения являются следующие. В предлагаемой планетарной храповой обгонной муфте диски выполнены с торцевыми храповыми венцами и фиксированы в осевом направлении, а на водиле соосно дискам установлены с возможностью сцепления с торцевыми храповыми венцами фиксированные в тангенциальном направлении и подпружиненные к дискам храповые колеса

На фиг. 1…6 представлен вариант конструкции планетарной храповой обгонной муфты, на фиг. 7…8 показаны нагрузки при передаче вращения, а на фиг. 9…10 - угловые скорости звеньев муфты при обгоне.

Предлагаемая муфта (фиг. 1) содержит зубчатую планетарную передачу, в которой центральное колесо 1 является ведущей, а водило 2 - ведомой полумуфтами. Водило состоит из двух соединяемых тремя шпильками 3 и гайками 4 половин 21 и 22 с цапфами 5 и 6. На центральном колесе выполнен зубчатый венец 7, а на водиле 21 цилиндрическая опора 8 центрального колеса. На водиле 22 соосно шпилькам закреплены шлицевые шейки 9. На шпильки с возможностью вращения посажены сцепленные с центральным колесом три сателлита 10а, 10b и 10с (фиг. 2), на которых в тангенциальном и осевом направлениях закреплены диски 11 с торцевым храповым венцом 12. На шлицевые шейки 9 подвижно в осевом направлении посажены храповые колеса 13, подпружиненные в направлении сателлитов пружинами 14. Между сателлитами установлена сцепленная с ними паразитка 15. На фиг. 3 и 4 показана муфта при передаче вращения (рабочий ход) по часовой стрелке при взгляде со стороны цапфы 6. В муфте фиксация полумуфт при передаче вращения обеспечена соединением храпового колеса 13 с торцевым храповым венцом 12 диска 11 сателлита 10а, при этом другие храповые колеса сдвинуты по отношению к храповым венцам сателлитов 10b и 10с соответственно на S/3 и 2S/3, где S - шага зубьев храповых венцов и храповых колес на радиусе Rx (фиг. 5 и 6).

Предлагаемая муфта работает следующим образом. При передаче вращения (фиг. 3 и 4) обе полумуфты вращаются со скоростью ω в направлении действия внешнего момента M на ведущей полумуфте (центральное колесо 1), преодолевая момент сопротивления M на ведомой полумуфте (водило 2). При этом сателлит 10а зафиксирован от вращения относительно водила храповым колесом 13, m - момент на сателлите. На фиг. 7 и 8 показан характер нагрузок в муфте при передаче вращения с паразиткой 15 и без нее, на фиг. 9 и 10 - при обгоне, где R и r - центроиды зубчатого колес и сателлитов. Передаточное отношение планетарной передачи

где zК и zC - число зубьев в центральном колесе и сателлитах.

Передаваемый момент при передаче вращения с паразиткой (фиг. 7)

M=F×R+2×0,5F×R=2FR,

откуда и момент на сателлите

Момент на сателлите без паразитки (фиг. 8)

Муфта работоспособна и без паразитки, но она позволяет в два раза уменьшить контактную нагрузку в зубчатой паре сателлит-центральное колесо.

При обгоне момент не передается (фиг. 9 и 10), и при остановке водила скорости сателлитов ω10= ωU, где ω - скорость центрального колеса.

Угол поворота сателлита относительно храпового колеса 13 при котором происходит сцепление торцевого зубчатого венца 12 с храповым колесом равен

где zX - число зубьев зубчатого венца и храпового колеса. Максимальный угол срабатывания муфты, то есть относительный поворот полумуфт при их фиксации, и с учетом сдвига по фазе на β/3 и 2β/3 храповых колес относительно сателлитов (фиг. 5 и 6), составит

При zC=10, zК=40 и zX=28 имеем

Следовательно, угол срабатывания α=0°…αmax=0°…1,07°, что на порядок меньше, чем у существующих храповых обгонных муфт, и делает возможным применение предлагаемой муфты в нефрикционных высокомоментных вариаторах.

Ведущей полумуфтой может быть, как водило, так и зубчатое колесо, а число сателлитов ограничено конструктивными размерами.

Источники информации:

1. А.Ф. Крайнев. Механика машин. Фундаментальный словарь - 2-е изд. М. Машиностроение. - 2001 (стр. 800, 806).

2. Патент РФ №2242654 С2, F16H 29/08. Высокомоментный вариатор. / Автор: Б.В. Пылаев. - Приор.: 20.01.2003.

3. Патент РФ №2353835 С2, F16D 41/08. Зубчатая обгонная муфта. / Авторы: Б.В. Пылаев и А.А. Шамин. - Приор.: 27.03.2007.

Планетарная храповая обгонная муфта, содержащая зубчатую планетарную передачу, в которой центральное колесо является ведущей полумуфтой, а водило - ведомой полумуфтой с сателлитами, сцепленными с центральным колесом, а на сателлитах смонтированы фиксированные в тангенциальном направлении диски, отличающаяся тем, что диски выполнены с торцевыми храповыми венцами и фиксированы в осевом направлении, а на водиле соосно дискам установлены с возможностью сцепления с торцевыми храповыми венцами фиксированные в тангенциальном направлении и подпружиненные к дискам храповые колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению. Планетарная передача содержит самоустанавливающуюся солнечную шестерню, неподвижное центральное колесо, водило, сателлиты и зубчатый механизм самоустановки солнечной шестерни.

Механический привод (10) с качающейся шайбой включает в себя входной двигатель (12), качающуюся шайбу (14), статорное зубчатое колесо (16) и выходную шайбу (18). Входной двигатель может иметь ось (20) вращения, по существу плоскую поверхность (36) и по меньшей мере один закругленный выступ (38, 40), проходящий от плоской поверхности (36).

Система торможения с помощью зубчатых колес эллиптического сопряжения может включать в себя входной вал с соединенным входным зубчатым колесом, качающуюся шайбу, ротор с реагирующим зубчатым колесом и приводимый в действие тормозной механизм или тормоз. Входной вал может задавать ось вращения, а качающаяся шайба может иметь ось качания, расположенную под ненулевым углом относительно оси вращения.

Изобретение относится к области машиностроения. Волновая передача с переключением передаточного отношения содержит первое и второе зубчатые колеса с внутренним зацеплением, зубчатое колесо с внешним зацеплением, содержащее первые и вторые внешние зубья, выполненные на его внешней периферийной поверхности, генератор волн, обеспечивающий частичное зацепление первых и вторых внешних зубьев с первым и вторым зубчатыми колесами с внутренним зацеплением, и механизм сцепления, выполненный с возможностью избирательного переключения первого и второго зубчатых колес с внутренним зацеплением в фиксированное положение.

Изобретение относится к области машиностроения. Гибкий элемент волновой передачи содержит контактирующие пояски, сварные соединения его цилиндрической части с фланцем и торцевой диафрагмой, контактирующие пояски сварных соединений выполнены радиусными, а его торцевая диафрагма выполнена с направляющим штоком, имеющим отверстия.

Изобретение относится к машиностроению, представляет конструкцию усилителя рулевого управления с электрическим приводом и может применяться в конструкции грузовых транспортных средств и автобусов как с управляемыми осями с независимой подвеской колес, так и на осях с неразрезной балкой. Усилитель рулевого механизма с электрическим приводом содержит планетарный редуктор и электродвигатель с системой управления, которые выполнены в виде блоков.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к резервированным следящим электрическим приводам, которые могут использоваться в качестве исполнительных устройств (рулевых приводов) в системах управления полетом воздушным судном и, в частности, в системе управления автоматом(и) перекоса беспилотного вертолета.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах, когда одной из ступеней является планетарная передача, например, в поворотных редукторах очистных комбайнов по добыче горной массы для обеспечения защиты от проворота. Поворотный редуктор очистного комбайна включает цилиндрический редуктор, корпус которого снабжен фланцем, который сопряжен своей опорной плоскостью с опорной плоскостью корпуса с внутренним зубчатым венцом планетарного редуктора, и по меньшей мере один элемент защиты от проворота, установленный в полость выемки в корпусе с внутренним зубчатым венцом планетарного редуктора и в полость ответной выемки.

Изобретение относится к области машиностроения. Волновая передача с выбором люфта содержит корпус, механический волнообразователь, состоящий из входного вала и эксцентриковых втулок с установленными на них подшипниками, сепаратора с телами качения и жесткого колеса.

Прецизионная планетарная передача содержит зубчатое колесо, подвижную кольцевую шестерню, фиксированную кольцевую шестерню, одну или более планетарных шестерен. Каждая планетарная шестерня выполнена с возможностью одновременного зацепления с зубчатым колесом, фиксированной кольцевой шестерней и подвижной кольцевой шестерней.

Изобретение относится к трансмиссии для мотора. Трансмиссия для мотора, предназначенная для получения вращательного усилия от вращающегося вала мотора, чтобы выполнить вывод мощности на выходной вал через переключение передач, и вывода вращательного усилия только в одном направлении с различными передаточными отношениями согласно прямому/обратному направлениям вращения вращающегося вала мотора, содержит приводной вал, двойную одностороннюю муфту и средства передачи.
Наверх