Элемент тормозной системы мобильного транспортного средства

Изобретение относится к устройствам контроля за рабочим состоянием фрикционного слоя колодки дискового тормоза и может быть использовано в тормозных системах мобильной техники. Устройство состоит из тормозного диска, контактирующего (при торможении) с тормозной колодкой, в теле которой жестко закреплен датчик износа, прослоенный в поперечном направлении путем чередования диэлектрических и ферромагнитных слоев, при этом каждый из ферромагнитных слоев соединен изолированными проводами с одним концом сигнального индикатора, соответственно, другой конец которых подсоединен к «плюсу» аккумулятора. Токопроводящие сердечники изолированных проводов соединены с соответствующими им ферромагнитными слоями, например, посредством припоя ПОС-61. Индикаторы располагаются в зоне непосредственной видимости водителя транспортного средства. Технический результат - расширение функциональных возможностей устройства с точки зрения отслеживания процесса износа тормозной колодки. 1 ил.

 

Изобретение относится к устройствам контроля за рабочим состоянием фрикционного слоя колодки дискового тормоза и может быть использовано в тормозных системах мобильной техники.

Известен элемент тормозной системы, сигнализирующий об износе фрикционной накладки тормозной колодки дискового тормоза [1]. При определенной степени истирания фрикционной накладки элемент тормозной системы, выполненный из изолированного электрического провода, конец которого заключен в диэлектрический наконечник, закрепляемый на тормозной колодке, вступает в контакт с металлическим вращающимся диском тормоза и замыкает электрическую цепь. Электрический сигнал поступает на электронный блок контроля, на лицевой панели которого включается световая индикация износа фрикционной накладки тормозной колодки.

К недостаткам данного технического решения следует отнести невозможность отслеживания процесса износа в течение всего времени эксплуатации тормозной колодки, а также ненадежное крепление датчика в отверстии колодки.

Известно также техническое решение [2], в котором элемент тормозной системы, содержащий изолированный электрический провод, один конец которого заключен в диэлектрический наконечник, закрепляемый в отверстие на тормозной колодке за счет упругих свойств материала наконечника, а другой конец электрически соединен с индикатором износа, отличающийся тем, что установочная часть диэлектрического наконечника выполнена в форме кольцевых зубцов конической формы типа «ерш»

К недостаткам данного технического решения следует отнести невозможность отслеживания процесса износа в течение всего времени эксплуатации тормозной колодки.

Технический результат предполагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей устройства с точки зрения отслеживания процесса износа тормозной колодки.

Сущность предполагаемого изобретения состоит в том, что выполнение датчика износа составным - из последовательно чередующихся проводящих и непроводящих электричество частей, проводящие части которого соединены через световые индикаторы с аккумулятором транспортного средства, - позволяет отслеживать процесса износ тормозной колодки транспортного средства непосредственно в процессе его эксплуатации. При этом твердость и/или толщина электропроводящих частей датчика может быть подобрана в соответствии с градацией «допустимый», «приемлемый» и «критический» износ.

Технический результат достигается тем, что в элементе тормозной системы мобильного транспортного средства, содержащем датчик износа, выполненный в форме кольцевых зубцов конической формы типа "ерш", каждый кольцевой зубец конической формы отделяется от соседнего диэлектрическим слоем, и соединяется изолированным электрическим проводом со световым индикатором, второй выход которого подсоединен к положительному полюсу аккумулятора транспортного средства.

Конструктивное исполнение элемента тормозной системы, сигнализации об износе фрикционной накладки поясняется фигурой, где введены следующие обозначения:

1 - тормозной диск;

2 - тормозная колодка;

3 - датчик износа, выполненный наборным в форме шайб с кольцевыми зубцами конической формы типа "ерш";

4, 5 - диэлектрические слои;

6, 7, 8 - ферромагнитные слои;

9, 10, 11 - изолированные провода;

12, 13, 14 - сигнальные индикаторы;

15 - аккумулятор.

Устройство состоит (фиг.) из тормозного диска 1, контактирующего (при торможении) с тормозной колодкой 2, в теле которой жестко закреплен датчик износа 3, прослоенный в поперечном направлении путем чередования диэлектрического 4, 5 и ферромагнитных слоев 6, 7, 8, при этом каждый из ферромагнитных слоев 6, 7, 8 соединен изолированными проводами 9, 10, 11 с одним концом сигнального индикатора 12,13,14, соответственно, другой конец которых подсоединен к «плюсу» аккумулятора 15. Токопроводящие сердечники изолированных проводов 9, 10, 11 соединены с соответствующими им ферромагнитными слоями 6, 7, 8, например, посредством припоя ПОС-61. Индикаторы 12, 13, 14 располагаются в зоне непосредственной видимости водителя транспортного средства.

Работа устройства осуществляется следующим образом: при торможении транспортного средства тормозная колодка 2 прижимается суппортом (на фигуре не показан) к тормозному диску 1, при этом в непосредственный контакт с торцевой поверхностью тормозного диска 1 входит ферромагнитный слой 8 датчик износа 3, соединенный изолированным проводом 9 с сигнальным индикатором 12, выход которого подсоединен к «плюсу» аккумулятора 15, замыкая тем самым электрическую цепь, в результате чего сигнальный индикатор 12 начинает светиться.

По мере износа тормозной колодки 2 и, соответственно, ферромагнитного слоя 8 датчика износа 3, наступает момент, когда толщина ферромагнитного слоя 8 становиться равной нулю и электрическая цепь, включающая провод 9, сигнальный индикатор 12 и аккумулятор 15, размыкается - в результате сигнальный индикатор 12 перестает светиться при торможении транспортного средства.

Тонкий и мягкий диэлектрический слой 5 датчика износа 3 достаточно быстро истирается при трении о торцевую поверхность тормозного диска 1, после чего в непосредственный контакт с тормозным диском 1 входит следующий ферромагнитный слой 7 датчика износа 3, соединенный изолированным проводом 10 с сигнальным индикатором 13, выход которого подсоединен к «плюсу» аккумулятора 15, замыкая тем самым электрическую цепь, в результате чего сигнальный индикатор 13 начинает светиться.

По мере износа тормозной колодки 2 и, соответственно, ферромагнитного слоя 7 датчика износа 3, наступает момент, когда толщина ферромагнитного слоя 7 становиться равной нулю и электрическая цепь, включающая провод 10, сигнальный индикатор 13 и аккумулятор 15, размыкается - в результате сигнальный индикатор 13 перестает светиться при торможении транспортного средства.

Далее процессы износа диэлектрического слоя 4 датчика износа 3 и ферромагнитного слоя 6 повторяются в описанной выше последовательности. В результате износа последнего ферромагнитного слоя 6 индикатор 14, соединенный с ним проводом 11, перестает светиться вследствие разрыва электрической цепи «слой 6-провод 11-индикатор 14-аккмулятор 15», и водитель транспортного средства принимает решение о замене тормозной колодки 2 на новую.

Градация износа тормозной колодки 2, оцениваемая по отключению индикаторов 12, 13, 14, может быть выполнена, например, по шкале «начальный износ», «допустимый износ», «критический износ», соответственно.

Таким образом, предлагаемый элемент тормозной систем информирует водителя о степени износа тормозной колодки 2 на протяжении времени ее эксплуатации.

Источники информации

1. Сигнализатор износа передних тормозов автомобиля ВА3-2110. Сборочный чертеж 2110-3501093.

2. Патент №16299 F16D 66/02 (2000.01) Элемент тормозной системы / Большаков В.Н., Андриевский Г.С. Заявка 2000110181/20, 25.04.2000, опубл. 20.12.2000

Устройство контроля за рабочим состоянием фрикционного слоя колодки дискового тормоза тормозной системы мобильного транспортного средства, содержащее датчик износа, выполненный в форме кольцевых зубцов конической формы типа "ерш", отличающееся тем, что каждый кольцевой зубец конической формы отделяется от соседнего диэлектрическим слоем и соединяется изолированным электрическим проводом со световым индикатором, второй выход которого подсоединен к положительному полюсу аккумулятора транспортного средства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится области машиностроения, а более конкретно к устройствам для определения износа фрикционных накладок сцепления автомобиля. Устройство для определения износа фрикционных накладок сцепления с приводом управления фрикционной муфтой содержит исполнительный гидроцилиндр с установленной на нем регулируемой планкой с зубом.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства, включающая металлический каркас, впрессованный в композиционный фрикционный элемент, элементы фиксации колодки в виде бобышек на верхней поверхности, рабочую поверхность, две плоские торцовые и одну тыльную боковую поверхности, на гранях которых в виде выемки выполнены два индикатора износа, при этом каждый индикатор износа образован пересечениями трех поверхностей - двумя боковыми вертикальными и одной нижней поверхностью эквидистантной рабочей поверхности колодки, при этом сопряжения этих поверхностей друг с другом выполнены плавными со скруглениями радиусом, равным 0,5-5,0 мм, а длина индикаторов износа выполнена равной 3,0-6,0% длины колодки.

Предлагаемое изобретение относится к автомобильной промышленности. Тормозная колодка тормозной системы барабанного типа, содержащая металлический держатель секторной кольцевой формы и керамическую накладку секторной кольцевой формы, соединенную с внутренней стороной металлического держателя, дополнительно содержит металлическую пластину из материала по твердости меньше твердости материала тормозного барабана, имеющую электрический контакт и расположенную на боковой стороне тормозной колодки, электрически изолированно и механически жестко соединенную с колодкой, при этом пластина выступает от металлического держателя на керамическую накладку на величину допустимой минимальной толщины накладки, получающейся при максимальном износе.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для эксплуатации в тормозных колодках барабанного типа. Фрикционная накладка для тормозных колодок транспортных средств выполнена из полимерного фрикционного композита в виде части разнотолщинной цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения, образующими рабочую поверхность, две продольные боковые поверхности и две торцевые поверхности, и снабжена индикатором величины износа накладки.

Тормозная накладка выполнена с несущей фрикционное покрытие (2) несущей пластиной (1) накладки, с которой соединен элемент, подвижный относительно несущей пластины (1) накладки, и с электрическим датчиком (6) износа. Датчик (6) износа расположен на подвижном относительно несущей пластины накладки элементе и выполнен подвижным относительно несущей пластины (3) накладки.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к тормозным колодкам вагонов, электропоездов и другого рельсового транспорта. Тормозная колодка содержит композиционный фрикционный элемент, металлический каркас и плоскую боковую поверхность.

Группа изобретений относится к области автомобилестроения, в частности к тормозным дискам для транспортных средств. Тормозной диск содержит индикатор износа и эталонный индикатор.

Предложен способ проверки состояния рабочего тормоза (102) коммерческого транспортного средства с помощью линейного устройства регистрации пути на каждый рабочий тормоз (102). При осуществлении способа а) вводят позиционный сигнал (106), причем позиционный сигнал (106) представляет зарегистрированное линейным устройством регистрации пути положение компонента рабочего тормоза (102), в частности положение в зависимости от времени или временнóй характеристики.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Способ прогнозирования износа тормозных накладок заключается в том, что в процессе параметризации при испытательных прогонах с помощью измерений с предварительно заданными временными интервалами определяют толщины накладки, скорость скольжения, давление прижатия, период торможения, а также, опционально, температуру или мощность торможения.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Способ прогнозирования износа тормозных накладок заключается в том, что в процессе параметризации при испытательных прогонах с помощью измерений с предварительно заданными временными интервалами определяют толщины накладки, скорость скольжения, давление прижатия, период торможения, а также, опционально, температуру или мощность торможения.

Заявляемое изобретение относится к машиностроению, а именно к комплектам снабженных индикаторами износа накладок для тормозных колодок барабанных тормозов автомобилей и других машин. В комплект накладок для тормозных колодок барабанных тормозов входят металлические заклепки и тормозные накладки с индикаторами износа. Для повышения визуальной различимости индикаторов износа относительно плоских боковых поверхностей накладок плоские боковые поверхности накладок вне индикаторов износа выполняются глянцевыми, а поверхности индикаторов износа выполняются матовыми с шероховатостью поверхности, характеризующейся параметром Ra не менее 0,07 мм. Технический результат - повышение визуальной различимости индикаторов износа относительно плоских боковых поверхностей накладок. 2 ил.
Наверх