Парашютная автоотцепка

Изобретение относится к авиации, а именно к парашютно-десантной технике, к устройствам автоматического отсоединения парашютной системы от десантируемого объекта в момент его приземления, в частности к парашютным автоотцепкам, работающим на принципе ослабления усилий в системе «объект - парашют». Парашютная автоотцепка содержит корпус и размещенные в нем стопорно-пусковой механизм, блокировочный механизм, взаимодействующий с втулкой стопорно-пускового механизма, расцепной механизм, взаимодействующий своим поршнем посредством стопорного пальца с втулкой стопорно-пускового механизма. При этом на втулке и на стопорном пальце выполнены метки, а в корпусе выполнено смотровое окно, содержащее метку, совмещаемую одновременно с меткой на втулке и на стопорном пальце расцепного механизма. Целью изобретения является повышение надежности и контролепригодности автоотцепки за счет обеспечения объективного визуального предполетного контроля ее подготовки к применению («готовности к работе»), а также окончательного контроля в грузовой кабине летательного аппарата перед полетом на десантирование: правильность установки стопорного пальца расцепного механизма автоотцепки (правильность блокировки расцепного механизма автоотцепки в положении: «готовность автоотцепки к работе»). 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение.

Изобретение относится к авиации, а именно, к парашютно-десантной технике, к устройствам автоматического отсоединения парашютной системы от десантируемого объекта в момент его приземления, в частности, к парашютным автоотцепкам, работающим на принципе ослабления усилий в системе «объект-парашют».

Парашютная автоотцепка (далее - автоотцепка) представляет собой устройство, обеспечивающее временную блокировку от ее произвольного срабатывания при изменении усилий в системе «объект-парашют» и надежное срабатывание только в момент приземления.

В момент приземления десантируемый объект должен быть автоматически освобожден от парашюта, так как протаскивание за счет ветра в приземном слое приводит к опрокидыванию и, как следствие, к повреждению или порче десантируемого объекта.

При транспортировании объекта, подготовленного к парашютному десантированию, при его размещении в летательном аппарате и в процессе парашютного спуска до момента приземления, то есть, до снижения нагрузки в системе «объект-парашют» до заданного значения, необходимого для срабатывания автоотцепки, исполнительный механизм автоотцепки должен быть выключен (заблокирован).

Все автоотцепки имеют блокировочный механизм, предназначенный для блокирования расцепного механизма с целью исключения самопроизвольного срабатывания автоотцепки в воздухе, особенно в период включения парашюта в работу, когда в системе «объект-парашют» возникают за счет пульсации купола парашюта резкие изменения нагрузки, что может привести к преждевременному самопроизвольному срабатыванию автоотцепки в воздухе.

Цель работы блокировочного механизма - заблокировать расцепной механизм автоотцепки на промежуток времени возможных изменений нагрузки в системе «объект-парашют» в сторону ее снижения до заданного значения срабатывания, и, таким образом, дать возможность автоматически сработать исполнительному механизму и освободить объект от парашюта при снижении нагрузки до заданного значения срабатывания в системе «объект-парашют» именно в момент приземления.

В основу конструкций блокировочного механизма заложено использование замедлителей: в виде часового механизма, замедлителей пиротехнического типа, пневматического типа, гидравлического типа, или иной конструкции.

Уровень техники.

Известно техническое решение, в котором автоотцепка состоит из корпуса, блокировочного механизма, стопорно-пускового механизма, состоящего из втулки, пружины и стопорного пальца, расцепного механизма, состоящего из поршня, пружины, рычага и ушка. Ушко крепится к балке, на которую устанавливаются петли тросового переходного звена, соединенных, в свою очередь, с коушами парашютов. Полость корпуса под поршень закрыта гайкой, а полость под втулку закрыта заглушкой.

Расцепной механизм предназначен для присоединения автоотцепки с помощью тросовых петель к парашютной системе, обеспечения автоматического запуска в работу блокировочного механизма в воздухе, отсоединения парашютной системы от объекта (груза) в момент его приземления и разъединения парашютов.

Такая автоотцепка недостаточно надежна и недостаточно контролепригодна, поскольку не обеспечивается надежный визуальный предполетный пооперационный контроль ее приведения в «готовность к работе», а также - окончательный контроль в грузовой кабине летательного аппарата (например, самолета) перед полетом на парашютное десантирование: правильность установки стопорного пальца расцепного механизма автоотцепки (правильность блокировки расцепного механизма автоотцепки).

Раскрытие изобретения.

Задачей настоящего изобретения является устранение вышеуказанных недостатков.

Технический результат заключается в повышении надежности и контролепригодности автоотцепки за счет обеспечения надежного визуального предполетного контроля ее приведения в «готовность к работе», а также за счет окончательного контроля в грузовой кабине летательного аппарата перед полетом на парашютное десантирование: объективное подтверждение правильности установки стопорного пальца расцепного механизма (правильность блокировки расцепного механизма автоотцепки).

Технический результат достигается путем выполнения контрольных меток на втулке и на стопорном пальце расцепного механизма, а также путем выполнения в корпусе автоотцепки смотрового окна, содержащего контрольную метку, совмещаемых одновременно с меткой на втулке и на стопорном пальце расцепного механизма, в положении «готовность автоотцепки к работе».

Совмещение контрольных меток на втулке, на стопорном пальце и на смотровом окне является объективным подтверждением правильности установки стопорного пальца расцепного механизма автоотцепки (объективным подтверждением правильности блокировки расцепного механизма), что соответствует положению автоотцепки в «готовности к работе».

Автоотцепка имеет следующие частные случаи исполнения. Метка на втулке выполнена в виде линии с отличительным покрытием. Метка на втулке выполнена в виде риски, заполненной отличительным покрытием.

Метка на стопорном пальце выполнена в виде круга с отличительным покрытием.

Метка на стопорном пальце выполнена в виде цилиндрического углубления, заполненного отличительным покрытием.

Метка на смотровом окне выполнена в виде треугольника и покрыта отличительным покрытием.

Практическое применение меток на автоотцепках: метка на втулке в виде риски, заполненной черной краской, метка на стопорном пальце в виде цилиндрического углубления, заполненного красной краской и метка на смотровом окне в виде треугольника, покрытого белой краской, прошли практическую апробацию на предприятии АО «МКПК «Универсал» с положительным результатом, а также на полигоне при транспортировании и парашютном десантировании объектов из грузовой кабины самолетов типа Ил-76 с положительным результатом, и приняты к серийному производству как наиболее информативные метки в таком их исполнении и в сочетаниях цветов покрытия.

Краткое описание чертежей.

Изобретение поясняется чертежами, которые не охватывают и, тем более, не ограничивают весь объем притязаний данного технического решения, а являются лишь иллюстрирующими материалами частного случая его выполнения, например, в варианте применения автоотцепки с блокировочным механизмом, например, в виде часового механизма, со смотровым окном на корпусе автоотцепки для контроля готовности автоотцепки к работе.

Фиг. 1 отображает автоотцепку в положении «готовность автоотцепки к работе», общий вид сбоку, продольный разрез;

фиг. 2 отображает смотровое окно, общий вид, метки на смотровом окне, на втулке и на стопорном пальце совмещены: расцепной механизм автоотцепки заблокирован - автоотцепка находится в положении «готовность автоотцепки к работе»;

фиг. 3 отображает смотровое окно, поперечный разрез. Осуществление изобретения.

Автоотцепка включает корпус 1, стопорно-пусковое устройство, имеющее втулку 2 с прямозубой рейкой, пружину 3, стопорный палец 4, блокировочный механизм 5 в виде часового механизма, и расцепной механизм, включающий поршень 6, пружину 7, рычаг 8 и ушко 9.

Ушко 9 крепится к балке 10, на которую устанавливаются тросовые петли 11 переходного звена парашютной системы.

Полость корпуса 1 закрыта гайкой 12, а полость под втулку 2 закрыта заглушкой 13 (фиг. 1).

На хвостовике поршня 6 выполнен скос 14, а на рычаге 8 - ответный скос 15.

В положении «готовность автоотцепки к работе» плоскости скосов 14 и 15 должны прилегать друг к другу.

На втулке 2 выполнено прямоугольное отверстие 16, наклонный уступ 17 и лыска 18 (фиг. 1).

Втулка 2 от произвольного перемещения (при приведении автоотцепки в «готовность к работе») удерживается стопорным пальцем 4, который своим торцом под действием составляющей реакции поршня 6 прижат к лыске 18, а также - наклонным уступом 17, контактирующим с ответным уступом на стопорном пальце 4 (фиг. 1).

На втулке 2 и на стопорном пальце 4 выполнены, соответственно, метки: 19 (например, в виде линии с отличительным покрытием, например, черной краской, или в виде риски, заполненной отличительным покрытием, например, черной краской) и 20 (например, в виде круга с отличительным покрытием, например, красной краской, или в виде цилиндрического углубления, заполненного отличительным покрытием, например, красной краской) (фиг. 2).

Для контроля за зацеплением стопорного пальца 4 с наклонным уступом 17 (на втулке 2) на корпусе 1 предусмотрено смотровое окно с прозрачным элементом 21. Прозрачный элемент 21 смотрового окна, изготовленный, например, из листового органического стекла, вставлен в выточку корпуса 1 и удерживается от выпадения крышкой 22 с прокладками 23, прикрепленных к корпусу 1 винтами 24 (фиг. 2, фиг. 3).

Под крышкой 22 смотрового окна установлена плоская шайба 25, включающая метку 26 в виде, например, треугольника (фиг. 2). Метка 26 имеет отличительное покрытие, например, белой краской.

Плоская шайба 25 (с меткой 26) может быть выполнена, например, из антикоррозионного металла, например, из алюминия.

Прокладки 23 - одинаковые, и могут быть выполнены, например, из эластичной листовой резины.

Приведение автоотцепки в «готовность к работе».

На балку 10 надеваются петли 11 тросового переходного звена парашютной системы. Ушко 9 заводится под рычаг 8, который поворачивается по часовой стрелке так, чтобы выступ рычага 8 был выше выступа поршня 6 (фиг. 1).

В гайку 12 ввертывается технологический вороток, который, упираясь в поршень 6, перемещает его вправо до зацепления выступа рычага 8 с хвостовиком поршня 6 (при этом плоскости скосов 14 и 15 должны прилегать друг к другу).

Через отверстие под заглушку 13 в дно втулки 2 ввертывается технологическая взводная рукоятка до упора ее торца в корпус 1, при ее дальнейшем вращении втулка 2 переместится влево до упора.

Технологический вороток извлекается из гайки 12, при этом положение втулки 2 фиксируется стопорным пальцем 4 (фиг. 1).

Технологическая взводная рукоятка извлекается из отверстия под заглушку 13.

В результате метки 26, 19 и 20 должны быть совмещены (фиг. 2). Таким образом, автоотцепка приведена в «готовность к работе».

При этом, при визуальном предполетном контроле состояния автоотцепки в «готовности к работе», а также для ее окончательного контроля в грузовой кабине летательного аппарата перед полетом на парашютное десантирование метки должны быть в положении: метка 26 на смотровом окне одновременно совмещена с меткой 19 на втулке 2 и с меткой 20 на стопорном пальце 4 расцепного механизма, что служит объективным подтверждением состояния автоотцепки в «готовности автоотцепки к работе» (фиг. 2).

Подготовка автоотцепки «к срабатыванию в момент приземления».

После выхода десантируемого объекта из летательного аппарата, в результате действия растягивающей нагрузки, возникающей при работе парашютной системы в воздухе, подключенное с помощью тросовых петель 11 к балке 10 ушко 9, воздействуя на рычаг 8, заставляет его поворачиваться на своей оси. Поворачиваясь, рычаг 8 своим скосом 15 давит на скос 14 хвостовика поршня 6 (фиг. 1).

Поршень 6, смещаясь вправо, снимает нагрузку со стопорного пальца 4, и он, перемещаясь вниз от действия составляющей реакции наклонного уступа 17 на втулке 2, освобождает ее от стопорения.

Втулка 2 с прямозубой рейкой под действием пружины 3 перемещается вправо, заставляя работать блокировочный механизм 5.

Блокировочный механизм 5 работает до тех пор, пока торец втулки 2 не коснется дна глухого отверстия под втулку 2 в корпусе 1. При этом прямоугольное отверстие 16 втулки 2 окажется над торцом стопорного пальца 4 (фиг. 1).

Таким образом, автоотцепка подготовлена «к срабатыванию в момент приземления».

В дальнейшем от расцепления в воздухе автоотцепка удерживается силами трения в паре «рычаг 8-хвостовик поршня 6» (прилегание плоскостей скосов 14 и 15 друг к другу), которые, воздействуя на рычаг 8, удерживают поршень 6 от перемещения влево.

Работа автоотцепки.

При приземлении, в момент соприкосновения объекта с площадкой приземления усилия в системе «объект-автоотцепка-парашют» резко уменьшаются. Соответственно, уменьшаются и силы трения в паре «рычаг 8-хвостовик поршня 6» (прилегание плоскостей скосов 14 и 15 друг к другу).

При достижении величин сил трения в паре «рычаг 8-хвостовик поршня 6», меньших осевого усилия пружины 7, поршень 6 под действием пружины 7 резко перемещается влево, лишая опоры хвостовик рычага 8.

При этом стопорный палец 4 проталкивается поршнем 6 вверх в прямоугольное отверстие 16 во втулке 2 (фиг. 1).

Рычаг 8, лишенный опоры, поворачивается на своей оси и освобождает от зацепления ушко 9. Вследствие этого ушко 9 и балка 10, поворачиваясь на своих осях, освобождают тросовые петли 11, прикрепленные к коушам парашютов парашютной системы, и, таким образом, происходит отсоединение парашютной системы от объекта и разъединение парашютов.

Техническое решение автоотцепки по настоящему изобретению пригодно к серийному выпуску и к модернизации (доработке) изготовленных ранее автоотцепок промышленным способом на отечественном оборудовании из отечественных недефицитных материалов и комплектующих на машиностроительных предприятиях (цехах и участках).

При этом потребуются минимальные: трудозатраты, капиталовложения и финансовые ресурсы, а также модернизация производства, поскольку технология изготовления или доработки автоотцепки, а также ее ремонт и эксплуатация по предлагаемому техническому решению - технически несложные и нетрудоемкие.

Использование автоотцепки по назначению и ее утилизация не наносят вреда окружающей среде и человеку.

1. Парашютная автоотцепка, содержащая корпус и размещенные в нем стопорно-пусковой механизм, блокировочный механизм, взаимодействующий с втулкой стопорно-пускового механизма, расцепной механизм, взаимодействующий своим поршнем посредством стопорного пальца с втулкой стопорно-пускового механизма, отличающаяся тем, что на втулке и на стопорном пальце выполнены метки, а в корпусе выполнено смотровое окно, содержащее метку, совмещаемую одновременно с меткой на втулке и на стопорном пальце расцепного механизма.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что метка на втулке выполнена в виде линии с отличительным покрытием.

3. Устройство по пп. 1, 2, отличающееся тем, что метка на втулке выполнена в виде риски, заполненной отличительным покрытием.

4. Устройство по пп. 1-3, отличающееся тем, что метка на стопорном пальце выполнена в виде круга с отличительным покрытием.

5. Устройство по пп. 1-4, отличающееся тем, что метка на стопорном пальце выполнена в виде цилиндрического углубления, заполненного отличительным покрытием.

6. Устройство по пп. 1-5, отличающееся тем, что метка на смотровом окне выполнена в виде треугольника с отличительным покрытием.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к режущим устройствам для разъединения конструктивных узлов, которые соединены между собой механическим соединением. Режущее устройство (20) содержит по меньшей мере один казённик (1), по меньшей мере один запорный элемент (2), по меньшей мере одну пружину (6), по меньшей мере один ударник (7), ударный капсюль-детонатор (9), заряд (13), режущий элемент (14), упор (15) и срезной штифт (17).

Изобретение относится к парашютно-десантной технике. Способ отделения груза от парашютной системы характеризуется отсоединением от приземляющегося груза звеньев подвесной системы посредством замков.

Изобретение относится к парашютно-десантной технике. Способ отделения груза от парашютной системы характеризуется отсоединением от приземляющегося груза звеньев подвесной системы посредством замков.

Изобретение относится к парашютной технике. Устройство для отцепки груза от парашюта при приземлении выполнено в виде соосно соединенных корпусов верхнего и нижнего стаканов посредством вхождения внешних выступов нижнего стакана в ответные внутренние части верхнего стакана с образованием стаканами полости с расположением в ней соосно стаканам пружины, соответствующие концы которой соединены со стенками стаканов.

Система крепления груза предназначена для десантирования с парашютистом грузов различной формы и габаритов. На лицевой стороне крестообразной формы основы симметрично относительно ее продольной и поперечной осей закреплены две продольные и две поперечные ленты для затяжки груза.

Изобретение относится к парашютной технике и касается создания пиротехнических устройств отделения груза от парашютной системы после приземления или приводнения. .

Изобретение относится к воздушно-десантной технике, в частности к устройствам автоматического отсоединения парашютной системы от десантированного объекта в момент его приземления. .

Изобретение относится к парашютной технике, средствам для доставки продовольствия, медикаментов, спасательной техники и вооружения парашютистом общей полетной массой до 130 кг. Парашютная грузовая обвязка содержит продольные ленты для затяжки груза, которые выполнены с возможностью регулировки длины, ленты обхвата груза, фиксирующие ленты, первые чехлы, в которые помещены силовые ленты, и вторые чехлы, которые соединяют силовые ленты, которые расположены перпендикулярно друг к другу. На концах силовых лент для регулировки длины расположены пряжки, предназначенные для крепления фиксирующих лент, предназначенных для крепления коуша ленточного через карабины. На другом конце коуша ленточного настрочена петля для крепления промежуточной подвесной системы с замками отцепки кольцевого замкового устройства через карабин от парашюта. Изобретение направлено на повышение удобства в эксплуатации. 2 ил.
Наверх