Способ регенерации отработанного масла

Настоящее изобретение относится к способу регенерации отработанного моторного масла путем загрузки масла и сорбента в емкостный аппарат в соотношении от 12:1 до 8:1 масс. и перемешивания, например, при помощи якорной мешалки не менее 1 часа. Сорбент представляет собой цеолит NaX с нанесенным на его поверхность гидроксидом натрия. Соотношение гидроксида натрия к цеолиту NaX находится в пределах от 1:20 до 1:10 масс. Таким образом, гидроксид натрия, расходуясь, хорошо снижает кислотное число масла, нейтрализуя низкомолекулярные органические кислоты, а цеолит осушает и концентрирует на своей поверхности продукты окислительной полимеризации компонентов масла. Техническим результатом настоящего изобретения является упрощение процедуры очистки при высокой ее степени. 2 з.п. ф-лы, 5 пр.

 

Настоящее изобретение относится к способу регенерации отработанного масла путем его пропускания через слой сорбента со скоростью не более 1 м/ч. Также отработанное масло и сорбент могут быть загружены в емкостной аппарат в соотношении от 12:1 до 8:1 и перемешиваться, например, при помощи якорной мешалки не менее 1 часа. Сорбент представляет собой цеолит NaX с нанесенным на его поверхность несплошным слоем гидроксидом натрия. Соотношение гидроксида натрия к цеолиту NaX находится в пределах от 1:20 до 1:10. Таким образом, гидроксид натрия хорошо снижает кислотное число масла, нейтрализуя низкомолекулярные органические кислоты, а цеолит осушает и концентрирует на своей поверхности продукты окислительной полимеризации компонентов масла. Техническим результатом настоящего изобретения является упрощение процедуры очистки при высокой степени очистки.

Известен способ регенерации отработанного масла путем смешения предварительно нагретого масла до 80-100°С с водным раствором карбамида и последующим отделением регенерированного масла, при этом смешение масла проводят с водным раствором, состоящим из 30-50 мас. % карбамида, 4-6 мас. % моноэтаноламина и 2-4 мас. % хлорида алюминия, взятого в количестве 0,5-1,0 об. % от объема отработанного масла . (RU №2600726).

Недостатком данного способа является применение регулирующего реактива сложного химического состава, а также большие энергозатраты на предварительный нагрев масла.

Известен способ регенерации отработанных синтетических моторных масел путем обработки аминоспиртом в смеси с алифатическим спиртом с последующим перемешиванием полученной смеси при нагревании, удалением осадка, при этом в качестве коагулянтов используют 2 об.% аминоспирта - моноэтаноламина и 2 об.% изопропилового спирта в расчете на исходное сырья, смесь нагревают до 130-150°C и удаляют осадок центрифугированием (RU № 2 556 221).

Недостатком способа является необходимость нагрева до высоких температур и применение дополнительной стации центрифугирования.

Известен способ очистки отработанного масла путем предварительного нагрева масла и последующего отделения загрязнений, при этом в масло добавляют смесь изопропилового спирта и карбамида в соотношении 1:1, взятом в количестве 1,0%, в расчете на сухой карбамид от массы очищаемого масла. (RU № 2554357).

Недостатками данного способа является применение карбамида, который ввиду того, что является слабым основанием, не эффективно нейтрализует низкомолекулярные органические кислоты.

Известен способ регенерации использованного смазочного масла, который содержит последовательные этапы: этап, на котором осуществляют добавление 5%-ного водного раствора карбоната натрия в использованное смазочное масло и их перемешивание при температуре 50-56°С; этап, на котором осуществляют охлаждение полученной смеси до комнатной температуры с последующим отделением водного слоя от органического слоя; этап, на котором осуществляют экстрагирование водой органического слоя; этап, на котором к органическому слою добавляют безводный сульфат натрия и осуществляют их перемешивание; этап, на котором получают отфильтрованный органический слой путем фильтрования полученной смеси через фильтр; этап, на котором осуществляют перегонку отфильтрованного органического слоя в вакууме. (RU №2736715).

Основным недостатком данного способа является сложность и большое количество стадий обработки отработанного масла.

Наиболее близким аналогом к заявляемому способу является способ регенерации отработанных трансформаторных масел, в котором отработанное масло последовательно пропускают через три слоя, при этом в первом слое используют карбид кальция марок КМ или 2/25 или отсев карбида кальция, в котором осуществляют осушку и нейтрализацию кислых примесей. Во втором слое используют смесь кварцевого песка мелких фракций с размером частиц от 0,1 до 0,63 мм с глиноземом или мелкозернистым силикагелем марок МСКГ или АСКГ в массовом соотношении (1-10): 1, в котором осуществляют адсорбцию и фильтрацию. В третьем слое используют крупнозернистый силикагель марки КСКГ или его смесь с кварцевым песком крупной фракции с размером частиц от 1,6 до 7 мм, в котором одновременно с перколяцией осуществляют дегазацию с использованием вакуума, которая продолжается в тонком слое масла до сбора очищенного масла (RU №2433165).

Недостатками данного способа является сложность подготовки к работе и последующей регенерации/утилизации многослойного регенерирующего патрона и невозможность реализации данного метода в емкостном аппарате.

Технической задачей данного изобретения является упрощение процесса регенерации отработанного масла при высокой степени очистки за счет применения одностадийного процесса при комнатной температуре с использованием комплексного сорбента, представляющего собой цеолит NaX с нанесенным на его поверхность несплошным слоем гидроксидом натрия.

Технологическая задача решается способом пропускания отработанного моторного масла через слой сорбента со скоростью не более 1 м/ч или обработкой в емкостном аппарате при перемешивании масла и сорбента в соотношении от 12:1 до 8:1. В результате, несплошной слой гидроксида натрия нейтрализует низкомолекулярные органические кислоты, а цеолит осушает и концентрирует на своей поверхности продукты окислительной полимеризации компонентов отработанного масла.

Рассмотрим примеры реализации способа регенерации отработанного масла.

Пример 1

В коническую плоскодонную колбу объемом 500 мл загружали 150 г отработанного моторного масла и 15 г цеолита NaX с нанесенным на его поверхность 1 г гидроксида натрия. Для исходного масла измерялось начальное кислотное число 7,25 мг/г и начальное содержание воды 0,28 % мас. Колбу устанавливали на лабораторный встряхиватель. Масса обрабатывалась 60 минут. Далее содержимое колбы фильтровалось через полипропиленовую сетку, с номинальным размером квадратных отверстий 34 мкм. Конечное кислотное число 1,05 мг/г и конечное содержание воды 0,01 % мас.

Пример 2

В коническую плоскодонную колбу объемом 500 мл загружали 150 г отработанного моторного масла и 15 г цеолита NaX с нанесенным на его поверхность 0,5 г гидроксида натрия. Для исходного масла измерялось начальное кислотное число 7,25 мг/г и начальное содержание воды 0,28 % мас. Колбу устанавливали на лабораторный встряхиватель. Масса обрабатывалась 60 минут. Далее содержимое колбы фильтровалось через полипропиленовую сетку, с номинальным размером квадратных отверстий 34 мкм. Конечное кислотное число 2,14 мг/г и конечное содержание воды 0,02 % мас.

Пример 3

В коническую плоскодонную колбу объемом 500 мл загружали 150 г отработанного моторного масла и 15 г цеолита NaX с нанесенным на его поверхность 2 г гидроксида натрия. Для исходного масла измерялось начальное кислотное число 7,25 мг/г и начальное содержание воды 0,28 % мас. Колбу устанавливали на лабораторный встряхиватель. Масса обрабатывалась 60 минут. Далее содержимое колбы фильтровалось через полипропиленовую сетку, с номинальным размером квадратных отверстий 34 мкм. Конечное кислотное число 1,03 мг/г и конечное содержание воды 0,01 % мас.

Пример 4

В коническую плоскодонную колбу объемом 500 мл загружали 150 г отработанного моторного масла и 15 г цеолита NaX с нанесенным на его поверхность 1 г гидроксида натрия. Для исходного масла измерялось начальное кислотное число 7,25 мг/г и начальное содержание воды 0,28 % мас. Колбу устанавливали на лабораторный встряхиватель. Масса обрабатывалась 90 минут. Далее содержимое колбы фильтровалось через полипропиленовую сетку, с номинальным размером квадратных отверстий 34 мкм. Конечное кислотное число 1,04 мг/г и конечное содержание воды 0,01 % мас.

Пример 5

В коническую плоскодонную колбу объемом 500 мл загружали 150 г отработанного моторного масла и 15 г цеолита NaX с нанесенным на его поверхность 1 г гидроксида натрия. Для исходного масла измерялось начальное кислотное число 7,25 мг/г и начальное содержание воды 0,28 % мас. Колбу устанавливали на лабораторный встряхиватель. Масса обрабатывалась 40 минут. Далее содержимое колбы фильтровалось через полипропиленовое сетку, с номинальным размером квадратных отверстий 34 мкм. Конечное кислотное число 2,06 мг/г и конечное содержание воды 0,05 % мас.

1. Способ регенерации отработанного моторного масла путем его перемешивания вместе с адсорбентом в емкостном аппарате, отличающийся тем, что в качестве адсорбента используется цеолит NaX, на поверхность которого нанесен гидроксид натрия, а время контактирования отработанного моторного масла с адсорбентом составляет не менее 1 часа.

2. Способ регенерации отработанного масла по п. 1, отличающийся тем, что соотношение отработанного масла и адсорбента находится в пределах от 12:1 до 8:1 масс.

3. Способ регенерации отработанного масла по п. 1, отличающийся тем, что соотношение гидроксида натрия к цеолиту NaX находится в пределах от 1:20 до 1:10 масс.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к процессам регенерации отработанных триарилфосфатных огнестойких турбинных масел. Способ регенерации заключается в том, что в отработанное бутилированное или ксиленольное огнестойкое турбинное масло в количестве 0,4-0,8 масс.

Изобретение относится к области регенерации отработавших смазочных масел и может быть использовано, в частности, для регенерации отработавших огнестойких турбинных смазочных масел на тепловых электростанциях (ТЭС). Установка для регенерации отработавших смазочных масел содержит атмосферный резервуар, выход которого соединен с входом трубопровода, на линии которого установлен насос и выход которого соединен с входами как минимум двух трубопроводов, на линии каждого из которых установлен адсорбер и два перекрывающих устройства до и после него, выходы которых соединены с помощью трубопровода с входом атмосферного резервуара.

Изобретение относится к области регенерации использованных смазочных масел и может быть использовано, в частности, для регенерации отработавших огнестойких турбинных смазочных масел на тепловых электростанциях (ТЭС) и атомных электростанциях (АЭС). Способ регенерации использованного смазочного масла содержит последовательные этапы: этап, на котором осуществляют добавление 5%-ного водного раствора Na2CO3 в использованное смазочное масло и их перемешивание при температуре 50-56°С; этап, на котором осуществляют охлаждение полученной смеси до комнатной температуры с последующим отделением водного слоя от органического слоя; этап, на котором осуществляют экстрагирование водой органического слоя; этап, на котором к органическому слою добавляют безводный Na2SO4 и осуществляют их перемешивание; этап, на котором получают отфильтрованный органический слой путем фильтрования полученной смеси через фильтр; этап, на котором осуществляют перегонку отфильтрованного органического слоя в вакууме.

Изобретение относится к тепловой и атомной энергетике, нефтегазодобывающей промышленности, более конкретно к регенерации жидкостей на основе сложных эфиров фосфорной кислоты, а именно к регенерации отработанных синтетических масел. Описан способ регенерации жидкостей на основе сложных эфиров фосфорной кислоты, в том числе масло огнестойкое синтетическое турбинное, путем обработки жидкостей адсорбирующим материалом, в качестве адсорбирующего материала используют иониты, затем осуществляют термовакуумную сушку и механическую фильтрацию, в качестве ионитов используют отработанные ионообменные смолы водоподготовки, а именно сильноосновный анионит типа АВ-17-8 или сильнокислотный катионит типа КУ-2-8.

Изобретение относится к области регенерации использованных смазочных масел и может быть использовано, в частности, для регенерации отработавших огнестойких турбинных смазочных масел на тепловых электростанциях (ТЭС). Способ регенерации использованных смазочных масел содержит следующие последовательные этапы: этап, на котором производят подогрев регенерируемого смазочного масла до 60-80°С; этап, на котором производят механическую фильтрацию регенерируемого смазочного масла; этап, на котором производят адсорбционную очистку регенерируемого смазочного масла путем его взаимодействия с ионообменной смолой, содержащей гидроокись тетраалкиламмония, пришитую к сополимеру стирола и дивинила, с массовым содержанием влаги 25-50% с одновременным подогревом до 60-80°С; этап, на котором производят дегидратацию регенерируемого смазочного масла с одновременным подогревом до 60-80°С; этап, на котором производят фильтрацию регенерируемого смазочного масла в центробежном фильтре.

Изобретение относится к области тепловой и атомной энергетики, нефтегазодобывающей промышленности, к способам очистки жидких смазочных материалов. Способ очистки жидкого смазочного материала, включающий этап очистки жидкого смазочного материала от примесей ионов, включающий как минимум две стадии адсорбционной очистки, на каждой из которых осуществляется обработка жидкого смазочного материала при температуре 40-80°С гранулами ионообменных смол со средним диаметром 0,5-0,7 мм и максимальным отклонением от среднего значения диаметра не более 0,05 мм, этап разделения жидкого смазочного материала и гранул ионообменных смол.

Изобретение относится к области регенерации использованных смазочных масел и может быть использовано, в частности, для регенерации отработавших огнестойких турбинных смазочных масел на тепловых электростанциях (ТЭС). Установка для регенерации использованных смазочных масел содержит атмосферный резервуар, выход которого соединен с помощью трубопровода, на котором установлен насос и механический фильтр, с входами как минимум двух параллельных трубопроводов, на каждом из которых установлен адсорбер и два перекрывающих устройства до и после него.

Настоящее изобретение описывает способ регенерации отработанного энергетического масла, включающий удаление механических примесей, подогрев, вакуумную сушку и дегазацию, адсорбционную обработку и последующий ввод базового пакета присадок и отличающийся тем, что перед адсорбционной обработкой вводят деактиватор металлов в виде антраниловой кислоты, а для адсорбционной обработки применяют гранулированный алюмосиликатный адсорбент.

Изобретение относится к химической промышленности, а именно - к смазочно-охлаждающим технологическим средствам (СОТС), и может быть использовано при обработке металлов резанием и отделочно-упрочняющей обработке поверхностей деталей из сталей и цветных металлов резанием и алмазным выглаживанием. Смазочно-охлаждающее технологическое средство (СОТС) для обработки металлов резанием и алмазным выглаживанием содержит триэтаноламин, согласно изобретению, дополнительно имеет в своем составе смазочный графит, полиоксиэтиленгликолевые эфиры высших жирных спиртов, полиэтиленгликоль низкомолекулярный 400, индустриальное масло И-50 при следующем соотношении компонентов, мас.

Изобретение относится к процессам регенерации отработанных огнестойких масел на основе триарилфосфатов до кондиции, позволяющей их повторное использование в смазочной системе и системе регулирования турбоагрегата. Промывочный раствор для регенерации отработанного огнестойкого триарилфосфатного турбинного масла, содержит, масс.

Изобретение относится к очистке нефтяных масел. Предложен способ очистки отработанных моторных минеральных масел, заключающийся в том, что очищаемое масло нагревают до 80°С, вносят добавку, приготовленную из 2 об. % очищаемого минерального масла, 1 об. % моноэтаноламина, раствора 1 об. % карбамида в 2 об. % гидроксида аммония, полученную смесь перемешивают, нагревают до 100°С и отстаивают в течение 20-24 часов. Технический результат – предложенный способ позволяет упростить процесс и повысить качество очистки отработанного моторного масла. 1 табл.
Наверх