Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению восприятия цвета и цветовой памяти у неврологических больных



Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению восприятия цвета и цветовой памяти у неврологических больных
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению восприятия цвета и цветовой памяти у неврологических больных
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению восприятия цвета и цветовой памяти у неврологических больных
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению восприятия цвета и цветовой памяти у неврологических больных
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению восприятия цвета и цветовой памяти у неврологических больных
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению восприятия цвета и цветовой памяти у неврологических больных
A61H99/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2779467:

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Научный центр неврологии" (ФГБНУ НЦН) (RU)

Изобретение относится к медицине, а именно к разделу неврологии и нейропсихологии, и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении занятий по восстановлению цветового восприятия и цветовой памяти у неврологических больных с органическими поражениями головного мозга различной этиологии. Набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению восприятия цвета и цветовой памяти у неврологических больных содержит игровые элементы в виде игровых карточек двух типов и игровые поля. Игровые карточки 1-го и 2-го типов выполнены в форме квадратов одинакового размера, на лицевую поверхность каждой из которых нанесено защитное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения графических действий водным маркером. На лицевую поверхность каждой игровой карточки 1-го типа нанесено изображение геометрической фигуры какого-либо цвета. Все игровые карточки 1-го типа содержат одинаковые по форме геометрические фигуры, различающиеся только цветом. В центре геометрической фигуры каждой игровой карточки 1-го типа размещена рабочая зона белого цвета, предназначенная для вписывания стирающимся водным маркером различных изображений. Вокруг рабочей зоны геометрической фигуры каждой игровой карточки 1-го типа выполнены одинаковые сквозные отверстия. Игровые карточки 2-го типа идентичны игровым карточкам 1-го типа по форме и расцветке геометрических фигур, нанесенных на лицевую поверхность каждой игровой карточки 2-го типа, а также по форме рабочих зон и по количеству и форме сквозных отверстий. Сквозные отверстия, размещенные вокруг рабочей зоны, по месторасположению выполнены таким образом, чтобы при наложении игровой карточки 1-го типа на игровую карточку 2-го типа сквозные отверстия не совпадали. Игровые поля имеют прямоугольную форму и разделены на одинаковые по форме и количеству квадратные области, отделенные друг от друга прямыми линиями. Общее количество квадратных областей на всех игровых полях соответствует количеству игровых карточек 1-го типа. На лицевые поверхности игровых полей нанесено защитное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения графических действий стирающимся водным маркером. Каждая квадратная область игрового поля содержит изображение геометрической фигуры, аналогичное изображению геометрической фигуры на игровых карточках 1-го и 2-го типов. Цвета геометрических фигур игровых полей соответствуют цветам геометрических фигур на игровых карточках 1-го и 2-го типов. В центре каждой геометрической фигуры игровых полей расположена рабочая зона белого цвета, аналогичная рабочей зоне каждой игровой карточки 1-го и 2-го типов, предназначенная для вписывания стирающимся водным маркером различных изображений. Игровые поля и карточки 1-го и 2-го типов размещены в коробке. Техническим результатом изобретения является расширение арсенала технических средств для создания набора игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера, обеспечивающего формирование неограниченного количества долгосрочных курсов игровых занятий различной степени сложности по восстановлению цветового восприятия и цветовой памяти в процессе запоминания как различных цветов, так и различных оттенков цветов в игровой форме с возможностью быстрой и легкой самопроверки больными правильности выполнения игровых заданий и способствующего усилению и поддержанию интереса больных к процессу восстановительных занятий. 6 ил.

 

Настоящее изобретение относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии, и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении занятий по восстановлению цветового восприятия и цветовой памяти у неврологических больных с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.

Для эффективности нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения важное значение играют методы и формы занятий с больными, имеющими нарушения различных психических функций.

Методы и формы организации восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, с. 81, 82).

Одной из форм организации нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения, в основе которой лежит использование социальной среды и других социальных факторов, является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных во время их нахождении в неврологической клинике.

Групповые занятия позволяют реализовать, прежде всего, деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.п. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, с. 9).

Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу, малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. Спб.: Питер, 1997, 688 с.).

Одной из эффективных форм групповых занятий с неврологическими больными является проведение занятий в игровой форме, которая способствует усилению интереса больных к процессу проводимых занятий, обеспечивая перевод деятельности больных с произвольного на непроизвольный уровень реализации, и снижению утомляемости больных в ходе занятия.

Таким образом, проведение групповых занятий в игровой форме способствует повышению эффективности нейропсихологической реабилитации, направленной на восстановление различных психических функций, включая цветовое восприятие и цветовую память.

Цветовое восприятие является одним из видов восприятия, который представляет собой способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета (Википедия. Психология восприятия цвета, найдено 30.11.2021 г. в сети интернет по адресу https://ru.wikipediа.org/wiki/Психология_восприятия_цвета).

Цветовая память является одним из видов памяти, который представляет собой память на цвета объектов (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. Память цветовая, найдено 30.11.2021 г. в сети интернет по адресу https://psychology_pedagogy.academic.ru/12208/Пaмять_цвeтoвaя).

Цветовое восприятие и цветовая память являются взаимосвязанными психическими процессами, образующими сложную иерархическую структуру, основой которых является гностический уровень (цветовое восприятие), над которым надстраивается мнестический уровень (цветовая память);

Нарушения цветового восприятия и цветовой памяти возникают у неврологических больных вследствие органических поражений головного мозга различной этиологии и связано с различными причинами.

Различают собственно цветовую агнозию и нарушение распознавания цветов как таковых (цветовая слепота или дефекты цветоощущений). Цветовая слепота и нарушение цветоощущений могут иметь как периферическое, так и центральное происхождение, то есть быть связанными с поражением, как сетчатки, так и подкорковых и коркового звеньев зрительной системы. Цветовая агнозия, в отличие от нарушений цветоразличения, является нарушением высших зрительных функций. В клинике описаны нарушения цветового гнозиса, которые наблюдаются на фоне сохранного цветоощущения. Такие больные правильно различают отдельные цвета и правильно их называют. Однако им трудно, например, соотнести цвет с определенным предметом и наоборот; они не могут вспомнить, каков цвет апельсина, моркови, елки и т.п. Больные не могут назвать предметы определенного конкретного цвета. У них отсутствует обобщенное представление о цвете, и поэтому они не в состоянии выполнить процедуру классификации цветов, что связано не с трудностями различения цветов, а с трудностями их категоризации. Известно, что человек воспринимает огромное количество оттенков цветов, но названий цветов (категорий) - сравнительно мало. Поэтому в обычной жизни здоровый человек постоянно решает задачу на категоризацию цвета. Именно эта категоризация цветовых ощущений затруднена у больных с цветовой агнозией (Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб.: Изд. Питер, 2005. - 496 с.).

Таким образом, нарушение цветового восприятия может быть связано:

а) с нарушением процесса цветоощущения, которое может иметь как периферическое, так и центральное происхождение;

б) с цветовой агнозией, ведущей к отсутствию обобщенного представления о цвете, в результате которой у больных возникают трудности связанные не с различением цветов, а с их категоризацией.

К основным симптомам цветовой агнозии относятся: а) неспособность подобрать образец цвета в соответствии черно-белому изображению объекта, назвать предметы конкретного цвета; б) трудности при раскраске черно-белого изображения и при оценке того, насколько правильно раскрашен объект, например, красный огурец; в) невозможность представить цвет отсутствующего предмета, например, вспомнить, каков цвет апельсина, моркови, елки и т.д.; г) трудности при сортировке предметов по цвету и образцов различных оттенков по группам оттенков того или иного цвета, например, оттенки синего (Википедия. Цветовая агнозия, найдено 30.11.2021 в сети интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цветовая_агнозия).

Таким образом, в зависимости от причин нарушения цветового восприятия, процесс восстановительного обучения должен быть направлен на:

а) усиление чувствительности больных к восприятию различных оттенков цветов;

б) восстановление у больных обобщенного представления о цвете, способности категоризации различных цветов.

Восстановление цветового восприятия и цветовой памяти относится к наименее разработанным вопросам нейропсихологической реабилитации, однако для практических занятий по восстановлению данных психических процессов у неврологических больных доступно использование печатных пособий, предназначенных для занятий с детьми.

Так, известно печатное пособие, которое включает в себя игры с разрезными карточками, предназначенными для формирования у детей способности восприятия различных цветов (Ольга Небыкова. Художественно-эстетическое развитие. Наглядно-дидактические игры. Игры с разрезными картами. Изд. «Учитель», 2017, 16 с.).

Данное пособие содержит разрезные карточки с цветными кругами десяти цветов (желтого, красного, оранжевого, зеленого, коричневого, синего, голубого, фиолетового, розового, сиреневого), карточки с изображениями цветков и бабочек разного цвета, карточки с различными цветными изображениями предметов и объектов, листы с изображениями рыбы и бабочки, к которым надо подобрать карточки с цветными кругами, цвет которых соответствует данным изображениям и др.

Недостатками данного печатного пособия при его использовании для занятий по восстановлению цветового восприятия и цветовой памяти у взрослых неврологических больных являются:

а) данное пособие предназначено для работы с цветовым восприятием, но не предназначено для работы с цветовой памятью;

б) малый объем рабочего материала, недостаточный для проведения продолжительных курсов восстановительных занятий;

в) данное пособие содержит только карточки наиболее распространенных цветов (без их оттенков), что не обеспечивает возможность работы над процессом цветоощущения;

г) сложность проверки выполнения заданий при использовании карточек, являющихся схожими по цвету (красный и розовый, фиолетовый и сиреневый);

д) рабочие материалы данного печатного пособия предназначены для занятий с детьми, поэтому могут вызывать негативную реакцию у взрослых больных.

Также, известно печатное пособие «Практический тренажер по развитию речи, внимания, памяти, мышления, восприятия» на одной из страниц которого в верхней части расположено задание в виде цветных изображений различных предметов, а в нижней части - аналогичные изображения, но не содержащие цвета. Занимающемуся необходимо постараться запомнить цвета изображений предметов, после чего закрыть их листом бумаги, и раскрасить по памяти изображения предметов, находящихся в нижней части страницы (Теремкова Н.Э. Практический тренажер по развитию речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, Выпуск 2, ООО «Стрекоза», Москва, 2016, с. 3).

Недостатками данного задания печатного пособия при его использовании для занятий по восстановлению цветового восприятия и цветовой памяти у взрослых неврологических больных является следующее:

а) данное задание предназначено для работы с цветовой памятью, но не предназначено для работы с цветовым восприятием;

б) возможность только однократного использования печатных материалов пособия;

в) малый объем рабочего материала, недостаточный для проведения продолжительных курсов восстановительных занятий;

г) отсутствие возможности изменения степени сложности заданий;

д) рабочие материалы данного печатного пособия предназначены для занятий с детьми, поэтому могут вызывать негативную реакцию у взрослых больных.

Наряду с детскими печатными пособиями, известны игровые тренажеры, предназначенные для занятий по восстановлению нарушенной цветовой памяти у неврологических больных.

Так, из существующего уровня техники известна "Нейропсихологическая игра «Тренажер памяти для групповых занятий с неврологическими больными методом запоминания изображений на цветных фишках»", представляющая собой комплект из десяти, различающихся цветом пластиковых фишек, которые предназначены для проведения групповых занятий по восстановлению нарушенной памяти методом запоминания изображений на цветных фишках. (RU 118119 от 23.12.2019).

Также из существующего уровня техники известна "Нейропсихологическая игра «Тренажер памяти для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке памяти методом запоминания изображений на фишках разного оттенка»", представляющая собой комплект из десяти, различающихся оттенком пластиковых фишек, которые предназначены для проведения групповых занятий по восстановлению нарушенной памяти методом запоминания изображений на различающихся оттенком фишках (RU 119406 от 14.04.2020).

В ходе занятий с данными тренажерами один из больных наносит водным маркером различные изображения в виде символов (цифр, букв), геометрических фигур или стрелок на лицевую поверхность нескольких фишек, после чего другой больной запоминает изображение, расположенное на фишке каждого цвета (или оттенка цвета), после чего используемые фишки переворачиваются и перемешиваются, а больному необходимо воспроизвести по памяти изображения на оборотных сторонах фишек соответствующих цветов (или оттенков цветов).

Недостатками данных тренажеров при их использовании для занятий по восстановлению нарушенного цветового восприятия и цветовой памяти у неврологических больных являются:

а) данные тренажеры не предназначены для занятий по восстановлению цветового восприятия;

б) сложность восприятия изображений, нанесенных на поверхность цветных фишек в тех случаях, когда фишка имеет темный цвет или оттенок цвета;

в) отсутствие разнообразия игровых заданий, необходимых для поддержания интереса больных к процессу восстановительного обучения.

С целью преодоления недостатков вышеперечисленных тренажеров и устройств разработана «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению восприятия цвета и цветовой памяти у неврологических больных» (далее по тексту «Нейропсихологическая игра-тренажер»).

Задачами, на решение которых направлено заявленное изобретение являются:

а) обеспечение возможности проведения занятий с использованием «Нейропсихологической игры-тренажера» в игровой форме, способствующей повышению эффективности нейропсихологической реабилитации за счет усилению интереса больных к процессу восстановительных занятий;

б) обеспечение возможности проведения занятий в игровой форме не просто в виде какой-либо одной игры, а в виде множества различных игр и игровых заданий, способствующих поддержанию интереса больных к процессу восстановительных занятий;

в) реализация целостного подхода к процессу восстановления цветового восприятия и цветовой памяти как взаимосвязанных психических процессов, образующих сложную иерархическую структуру, основой которого является гностический уровень (цветовое восприятие), над которым надстраивается мнестический уровень (цветовая память);

г) обеспечение возможности работы как над усилением чувствительности больных к восприятию различных оттенков цветов, так и над восстановлением обобщенного представление о цвете, способности категоризации различных цветов;

д) использование в процессе занятий, как различных цветов, так и различных оттенков данных цветов, обеспечивающих возможность работы над восстановлением процесса цветоощущения;

е) обеспечение удобной и быстрой самопроверки больными правильности выполнения заданий с использованием игровых карточек, содержащих внешне схожие цвета и оттенки цветов;

ж) обеспечение возможности проведения долгосрочных курсов занятий по восстановления цветового восприятия и цветовой памяти за счет возможности формирования посредством «Нейропсихологической игры-тренажера» неограниченного количества разнообразных игровых заданий;

з) обеспечение возможности изменения степени сложности игровых заданий, позволяющих проводить занятия как с больными имеющими нарушения цветового восприятия и цветовой памяти выраженной степени, так и с больным, имеющими легкие и незначительные нарушение данных психических процессов;

и) удобство и простота использования «Нейропсихологической игры-тренажера», обеспечивающие проведение занятий, как в клинических условиях, так и в домашних условиях, после выписки больных из клиники.

Техническим результатом заявленного изобретения является расширение арсенала технических средств для создания набора игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера, обеспечивающего формирование неограниченного количества долгосрочных курсов игровых занятий различной степени сложности по восстановлению цветового восприятия и цветовой памяти в процессе запоминания, как различных цветов, так и различных оттенков цветов в игровой форме с возможностью быстрой и легкой самопроверки больными правильности выполнения игровых заданий и способствующего усилению и поддержанию интереса больных к процессу восстановительных занятий.

Технический результат достигается тем, что создан набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению восприятия цвета и цветовой памяти у неврологических больных, содержащий игровые элементы в виде игровых карточек двух типов и игровые поля, причем игровые карточки 1-го и 2-го типов выполнены из плотной бумаги или тонкого картона и имеют форму квадратов одинакового размера, на лицевую поверхность каждой из которых нанесено защитное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения графических действий водным маркером, на лицевую поверхность каждой игровой карточки 1-го типа нанесено изображение геометрической фигуры какого-либо цвета или его оттенка, все игровые карточки 1-го типа содержат одинаковые по форме геометрические фигуры, различающиеся только цветом, в центре геометрической фигуры каждой игровой карточки 1-го типа размещена рабочая зона белого цвета, предназначенная для вписывания легко стирающимся водным маркером различных изображений, вокруг рабочей зоны геометрической фигуры каждой игровой карточки 1-го типа выполнены одинаковые по форме и месторасположению сквозные отверстия, игровые карточки 2-го типа идентичны игровым карточкам 1-го типа по форме и расцветке геометрических фигур, нанесенных на лицевую поверхность каждой игровой карточки 2-го типа, а также по форме рабочих зон и по количеству и форме сквозных отверстий, при этом сквозные отверстия, размещенные вокруг рабочей зоны, по месторасположению выполнены таким образом, чтобы при наложении игровой карточки 1-го типа на игровую карточку 2-го типа сквозные отверстия не совпадали, игровые поля выполнены из плотной бумаги или картона, имеют прямоугольную или квадратную форму, и разделены на одинаковые по форме и количеству квадратные области, отделенные друг от друга прямыми линиями, общее количество квадратных областей на всех игровых полях соответствует количеству игровых карточек 1-го типа, на лицевые поверхности игровых полей нанесено защитное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения графических действий легко стирающимся водным маркером, каждая квадратная область игрового поля содержит изображение геометрической фигуры, аналогичное изображению геометрической фигуры на игровых карточках 1-го и 2-го типов, при этом цвета геометрических фигур игровых полей соответствуют цветам геометрических фигур на игровых карточках 1-го и 2-го типов, в центре каждой геометрической фигуры игровых полей расположена рабочая зона белого цвета аналогичная рабочей зоне каждой игровой карточке 1-го и 2-го типов, предназначенная для вписывания легко стирающимся водным маркером различных изображений, при этом игровые поля и карточки 1-го и 2-го типов размещены в коробке, выполненной из пластика или картона.

Сущность изобретения «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению восприятия цвета и цветовой памяти у неврологических больных» поясняется чертежами, на которых изображено:

На фиг. 1 - коробка для размещения карточек и игровых полей;

На фиг. 2, 3 - игровые карточки 1-го типа;

На фиг. 4, 5 - игровые карточки 2-го типа;

На фиг. 6 - игровые поля.

Заявленная «Нейропсихологическая игра-тренажер» представляет собой размещенный в коробке (см. фиг. 1) комплект игровых элементов, включающий в себя: игровые карточки двух типов (см. фиг. 2-5) и игровые поля (см. фиг. 6), предназначенные для проведения занятий по восстановлению цветового восприятия и цветовой памяти у неврологических больных в игровой форме.

Коробка (см. фиг. 1) «Нейропсихологической игры-тренажера» выполнена из пластика или картона и имеет форму горизонтально или вертикально ориентированного прямоугольника или квадрата.

На лицевой поверхности коробки расположено изображение эмблемы ФГБНУ «Научный центр неврологии», в котором разработана «Нейропсихологическая игра-тренажер», фамилии авторов и название «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению восприятия цвета и цветовой памяти у неврологических больных», под которым расположено изображение одного из игровых полей и изображения шести игровых карточек двух типов.

Игровые карточки 1-го и 2-го типа (см. фиг. 2-5) выполнены из плотной бумаги или тонкого картона, и имеют форму квадратов одинакового размера, на лицевую поверхность которых нанесено защитное покрытие (например, посредством ламинирования), обеспечивающее возможность:

а) выполнения на поверхностях игровых карточек графических действий легко стирающимся водным маркером;

б) защиты поверхности игровых карточек от различных воздействий, которые могут приводить к изменению их цвета.

Каждая игровая карточка 1-го типа (см. фиг. 2, 3) содержит на лицевой поверхности изображение геометрической фигуры (1а) какого-либо цвета (например, желтого, красного, зеленого и др.), или оттенка какого-либо цвета (например, светлосерого, серого, темно-серого и др.), который не повторяется на других игровых карточках 1-го типа.

При этом геометрические фигуры (1а) на всех игровых карточках 1-го типа являются одинаковыми, и могут представлять собой например, квадраты, круги, восьмиугольники, или какие-либо другие геометрические фигуры.

Таким образом, все игровые карточки 1-го типа содержат одинаковые по форме геометрические фигуры (1а), которые различаются только цветом.

В центре геометрической фигуры (1а) каждой игровой карточки 1-го типа расположена рабочая зона (2а) белого цвета, предназначенная для вписывания легко стирающимся водным маркером различных изображений (букв, цифр, фигур, стрелок и др.) в процессе проведения занятий.

Рабочие зоны (2а) игровых карточек 1-го типа являются одинаковыми, и могут иметь форму квадратов, кругов, восьмиугольников, или какую-либо иную форму.

В области геометрической фигуры (1а) каждой игровой карточки 1-го типа выполнено 1-4 одинаковых сквозных отверстия (3), которые могут иметь форму кругов, прямоугольников или какую-либо иную форму.

При этом количество, форма и месторасположение сквозных отверстий (3) на игровых карточках 1-го типа является одинаковыми.

Общее количество игровых карточек 1-го типа, входящих в комплектацию «Нейропсихологической игры-тренажера» может составлять от 16-ти до 24-х и более штук.

Игровые карточки 2-го типа (см. фиг. 4, 5) являются идентичными игровым карточкам 1-го типа (см. фиг. 2, 3) по форме и расцветке геометрических фигур (1а), по форме рабочих зон (2а), по количеству и форме сквозных отверстий (3).

Единственным отличием игровых карточек 2-го типа от игровых карточек 1-го типа является месторасположение сквозных отверстий (3), которые выполнены таким образом, чтобы при наложении игровой карточки 1-го типа на игровую карточку 2-го типа (или наоборот) сквозные отверстия (3) не совпадали, и в них был виден цвет геометрической фигуры (1а) расположенной снизу игровой карточки.

Таким образом, различающиеся по месторасположению сквозные отверстия (3) в игровых карточках 1-го и 2-го типа выполняют следующие функции:

а) служат индикаторами при наложении игровой карточки одного типа на игровую карточку другого типа, обеспечивая, при необходимости, возможность проверки больными совпадения цвета геометрических фигур (1а);

б) обеспечивают возможность различения карточек 1-го и 2-го типа при их использовании в ряде игр и игровых упражнениях.

Общее количество игровых карточек 2-го типа, входящих в комплектацию «Нейропсихологической игры-тренажера» соответствует количеству игровых карточек 1-го типа.

Игровые поля «Нейропсихологической игры-тренажера» (см. фиг. 6) выполнены из плотной бумаги или картона, имеют прямоугольную или квадратную форму, и разделены на одинаковые квадратные области (4), отделенные друг от друга прямыми линиями.

Общее количество квадратных областей на всех игровых полях соответствует количеству игровых карточек 1 -го типа.

На лицевые поверхности игровых полей нанесено защитное покрытие (например, посредством ламинирования), обеспечивающее возможность:

а) выполнения на поверхностях игровых полей графических действий легко стирающимся водным маркером;

б) защиты поверхности игровых полей от различных воздействий, которые могут привести к изменению их цвета.

Каждая квадратная область (4) игрового поля содержит изображение геометрической фигуры (1б), аналогичное изображению геометрической фигуры (1а) на игровых карточках 1-го и 2-го типов.

При этом цвета геометрических фигур (1б) игровых полей соответствуют цветам геометрических фигур (1а) на игровых карточках 1-го и 2-го типов.

В центре каждой геометрической фигуры (1б) игровых полей расположена рабочая зона (2б) белого цвета (аналогичная рабочей зоне (2а) на каждой игровой карточке), предназначенная для вписывания легко стирающимся водным маркером различных изображений (букв, цифр, фигур, стрелок и др.) в процессе занятий.

Количество квадратных областей (4) на каждом игровом поле является одинаковым и может составлять четыре (2×2) шт., шесть (3×2) шт. или восемь (4×2) шт.

Указанные размеры игровых элементов данной конкретной «Нейропсихологической игры-тренажера» не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе ее создания.

Размеры игровых карточек 1-го и 2-го типа (см. фиг. 2-5) являются одинаковыми и составляют 40×40-70×70 мм.

Размеры игровых полей (см. фиг. 6) являются одинаковыми и зависят от количества расположенных на каждом игровом поле квадратных областей (4), размер стороны каждой из которых аналогичен размеру стороны игровой карточки 1-го и 2-го типа или на 1-10 мм превышает размер стороны игровой карточки 1-го и 2-го типа.

Размеры коробки (см. фиг. 1) «Нейропсихологической игры-тренажера» зависят от размеров, размещаемых в ней игровых полей (см. фиг. 6).

Восстановительные занятия больных с использованием «Нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению цветового восприятия и цветовой памяти у неврологических больных» осуществляются следующим образом.

Перед началом проведения занятий по восстановлению цветового восприятия и цветовой памяти специалист подбирает группу больных, имеющих примерно одинаковую степень выраженности данных нарушений.

Работа по восстановлению цветового восприятия и цветовой памяти с использованием «Нейропсихологической игры-тренажера» является единым целостным процессом и строится таким образом, что на начальном этапе занятий работа направлена на восстановление нарушенного цветового восприятия, являющегося основой для дальнейшего восстановления нарушенной цветовой памяти.

Для работы по восстановлению нарушенного цветового восприятия используются различные игры, реализация которых обеспечивается посредством игровых карточек и игровых полей «Нейропсихологической игры-тренажера».

Главными особенностями данных игр является то, что они:

а) имеют простые, доступные для усвоения больными правила;

б) доступны для больных с различными степенями нарушений цветового восприятия и цветовой памяти;

в) обеспечивают возможность увеличение степени сложности игровых заданий на более поздних этапах занятий;

г) обеспечивают реализацию процесса восстановительных занятий в виде интересной и привлекательной для больных игровой деятельности.

Основными играми, направленными на восстановление нарушенного цветового восприятия с использованием «Нейропсихологической игры-тренажера», являются: игра «Цветовой анализ», игра «Цветовое лото», игра «Определение цвета изображения», игра «Сопоставление изображения и цвета», игра «Воспроизведение последовательности цветов».

Игра «Цветовой анализ».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в игре может составлять от 2-х до 4-х человек.

Перед началом игры специалист располагает перед больными два игровых поля, выдает каждому больному по 3-4 игровые карточки (1-го или 2-го типа), и устанавливает порядок выполнения больными ходов.

При этом оставшиеся игровые карточки располагаются стопкой, таким образом, чтобы их лицевая сторона находилась снизу.

Далее больной, который должен выполнить первый ход, сравнивает цвет геометрических фигур (1а) своих игровых карточек с цветом геометрических фигур (1б) на игровых полях.

В случае если цвет ни одной из геометрических фигур (1а) его игровых карточек не совпадает с цветом геометрических фигур (1б) на игровых полях, то право выполнения хода переходит к другому больному.

В случае если цвет геометрической фигуры (1а) на одной из игровых карточек данного больного совпадает с цветом какой-либо из геометрических фигур (16) на игровых полях, то он кладет данную игровую карточку лицевой стороной вверх на соответствующую квадратную область (4) игрового поля, в результате чего в сквозных отверстиях (3) игровой карточки становится видимым цвет геометрической фигуры (1б), расположенной в данной квадратной области (4) игрового поля, что позволяет проверить правильность выбора больным данной игровой карточки.

После наложения игровой карточки на квадратную область (4) игрового поля, больной должен назвать 1-2 предмета, которые могут иметь цвет, соответствующий цвету геометрической фигуры (1а) на использованной игровой карточке.

После этого больной получает право сбросить одну из двух других игровых карточек, если цвет ее геометрической фигуры (1а) не совпадает с цветом ни одной геометрической фигуры (1б) на игровом поле.

Далее больной берет из стопки одну или две новые игровые карточки, чтобы у него снова было три игровые карточки.

Другой больной (больные) выполняет аналогичные действия со своими игровыми карточками.

Выигравшим считается больной, который первым избавился от игровых карточек, а проигравшим тот, у которого осталось их наибольшее количество.

На более поздних этапах занятий в ходе игры может использоваться большее количество игровых полей, а также одновременно применяться карточки 1-го и 2-го типа.

Наряду с вышеописанными правилами, игра «Цветовой анализ» может осуществляться и по другим правилам.

Игра «Цветовое лото».

Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре, определяется количеством игровых полей входящих в комплектацию «Нейропсихологической игры-тренажера» и может составлять от 2-х до 4-х человек.

Для проведения игры используются игровые карточки 1-го или 2-го типа и игровые поля.

Перед началом игры, специалист выдает каждому больному по одному игровому полю (или по два, если позволяет количество игровых полей).

После этого специалист предъявляет больным одну из игровых карточек, а каждый больной сравнивает цвет геометрической фигуры (1а) игровой карточки с цветом геометрических фигур (1б) на используемом игровом поле.

После того, как кто-либо из больных нашел на используемом игровом поле геометрическую фигуру (1б), цвет которой соответствует цвету геометрической фигуры (1а) на игровой карточке, он забирает данную игровую карточку и кладет ее на соответствующую геометрическую фигуру (1б) игрового поля лицевой стороной вверх, в результате чего через сквозные отверстия (3) данной игровой карточки становится виден цвет геометрической фигуры (1б) игрового поля, что обеспечивает специалисту и другим больным возможность проверки правильности выбора данной игровой карточки.

После того, как один из больных выбрал игровую карточку, он должен также назвать 1-2 предмета, цвет которых может соответствовать цвету геометрической фигуры (1а) данной игровой карточки.

В случае, если:

а) больной ошибся с выбором игровой карточки, цвет геометрической фигуры (1а) которой не соответствует цвету геометрической фигуры (1б) на его игровом поле, больной возвращает данную игровую карточку специалисту, и пропускает следующий ход.

б) никто из больных не забрал предъявленную специалистом игровую карточку, то она откладывается в сторону.

Выигрывает тот больной, который первым закрыл игровыми карточками все геометрические фигуры (1б) на используемом игровом поле.

Наряду с вышеописанными правилами, игра «Цветовое лото» может осуществляться и по другим правилам.

Игра «Определение цвета изображения».

Перед началом игры, специалист выдает каждому больному комплект игровых карточек 1-го типа, а другому - комплект игровых карточек 2-го типа, после чего последовательно предъявляет обеим больным группу из 5-15 предметных картинок с черно-белыми изображениями различных предметов и объектов, которые изначально имеют какой-либо один определенный цвет, например, огурец, морковь, баклажан и т.д.

Далее, каждый из больных должен найти и предъявить специалисту игровую карточку, геометрическая фигура (1а) которой соответствует цвету предъявленного предмета или объекта.

После этого специалист может показать больным цветное изображение, на которое больные, при необходимости, могут наложить игровые карточки со сквозными отверстиями (3) для осуществления проверки правильности выполнения задания.

Выигрывает больной, который большее количество раз, выполнил задание первым, и допустил меньшее количество ошибок.

Наряду с предъявлением данного типа изображений специалист может:

а) предъявлять больным черно-белые изображения предметов и объектов, включающие в себя несколько различных цветов, к которым больные должны подобрать по несколько игровых карточек, геометрические фигуры (1а) которых соответствует цветам данных изображений;

б) предъявлять больным сюжетные изображения, содержащие группу черно-белых изображений, к которым больные должны подобрать по несколько игровых карточек, геометрические фигуры (1а) которых соответствует цветам данных изображений;

в) последовательно называть вслух названия различных предметов, к каждому из которых больные должны подобрать игровые карточки, геометрические фигуры (1а) которых соответствует цветам данных предметов.

Наряду с вышеописанными правилами, игра «Определение цвета изображения» может осуществляться и по другим правилам.

Игра «Сопоставление изображения и цвета».

В данном случае один из больных получает комплект игровых карточек 1-го типа, а второй больной - комплект игровых карточек 2-го типа.

После этого специалист вписывает легко стирающимся водным маркером различные изображения (букв, цифр, фигур, стрелок и др.) в рабочие зоны (2б) какого-либо игрового поля.

Далее каждый из больных должен найти среди своих игровых карточек те, которые содержат геометрические фигуры (1а) того же цвета, что и геометрические фигуры (1б) игровых полей, и вписать в рабочие зоны (2а) данных игровых карточек те изображения, которые были вписаны специалистом в рабочие зоны (2б) игрового поля.

Для проверки правильности выполнения задания, игровые карточки со сквозными отверстиями (3) могут быть наложены на соответствующие квадратные области (4) игрового поля.

Выигрывает больной, выполнивший задание первым, и допустивший меньшее количество ошибок.

Далее, все следы водных маркеров удаляются из рабочих зон (2а, 2б) игровых карточек и игровых полей губкой для стирания водных маркеров.

Для удобства удаления следов водных маркеров с игровых карточек и игровых полей «Нейропсихологической игры-тренажера», может быть использован водный маркер с губкой на колпачке, например "Minimax-820" (Маркер с губкой, найдено в сети интернет по адресу https://beloris.ru/item/marker-dlya-doski-25-3)

Наряду с вышеописанными правилами, игра «Сопоставление изображения и цвета» может осуществляться и по другим правилам.

Игра «Воспроизведение последовательности цветов».

В данном случае один из больных получает комплект игровых карточек 1 -го типа, а второй больной - комплект игровых карточек 2-го типа.

После этого один из больных располагает в ряд 5-10 своих игровых карточек на поверхности рабочего стола, а другой больной должен составить аналогичную последовательность из своих игровых карточек, расположив их рядом. При этом специалист засекает время, которое больной затрачивает на воспроизведение данной последовательности.

Для проверки правильности выполнения задания, игровые карточки могут быть наложены друг на друга.

После этого больные меняются ролями, и вышеописанные действия повторяются.

Выигрывает больной, составивший последовательность за более короткое время, и допустивший меньшее количество ошибок.

Наряду с вышеописанными правилами, игра «Воспроизведение последовательности цветов» может осуществляться и по другим правилам.

Кроме вышеперечисленных игр, занятия по восстановлению нарушенного цветового восприятия с использованием «Нейропсихологической игры-тренажера» могут осуществляться посредством различных других игр и игровых упражнений.

Таким образом, при работе над восстановлением цветового восприятия с использованием «Нейропсихологической игры-тренажера» обеспечивается: а) усиление чувствительности больных к восприятию различных оттенков цветов; б) восстановление у больных обобщенного представление о цвете, способности категоризации различных цветов.

Далее, по мере достижения больными положительных результатов в восстановлении восприятия цвета, в процесс занятий постепенно включаются игры, направленные на восстановление цветовой памяти, которые задействуют мнестический уровень цветового анализатора. При этом продолжается использование игр, направленных на восстановление цветового восприятия, которые на данном этапе занятий должны иметь более высокую степень сложности.

Основными играми, направленными на восстановление нарушенной цветовой памяти с использованием «Нейропсихологической игры-тренажера» являются: игра «Запоминание цвета», игра «Парные карточки», игра «Цветовое экспресс-лото», игра «Запоминание изображения и соответствующего ему цвета», игра «Запоминание последовательности цветов».

Игра «Запоминание цвета».

В данном случае больные получают по одной игровой карточке 1-го типа, цвет геометрической фигуры (1а) которой они должны запомнить в течение заданного специалистом интервала времени, после чего перевернуть используемые карточки лицевой стороной вверх.

Далее специалист последовательно предъявляет больным игровые карточки 2-го типа, а больным необходимо перевернуть используемую игровую карточку 1-го типа, в случае, когда цвет игровой карточки больного, который он запомнил, совпадет с цветом предъявляемой специалистом геометрической фигуры (1а) игровой карточки 2-го типа.

Для осуществления проверки правильности выполнения задания, данные игровые карточки могут быть наложены друг на друга и через сквозные отверстия (3) больной может проверить цвет геометрической фигуры (1а) на его игровой карточке.

В данной игре выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок.

Более сложный вариант данной игры заключается в том, что каждый больной получает 2-3 игровые карточки для запоминания цвета их геометрических фигур (1а).

Наряду с вышеописанными правилами, игра «Запоминание цвета» может осуществляться и по другим правилам.

Игра «Парные карточки».

Данная игра осуществляется по правилам традиционной игры «Парные карточки» («Мемори») и отличается тем, что вместо изображений предметов или объектов, на игровых карточках представлены изображения различающихся цветом одинаковых геометрических фигур (1а).

В данном случае, специалист подбирает определенное количество пар игровых карточек (от 3-х и более пар) с одинаковым цветом геометрических фигур (1а), используя на начальных этапах занятий игровые карточки, цвет геометрических фигур (1а) которых различается в максимальной степени.

После этого специалист перемешивает игровые карточки и раскладывает их на поверхности рабочего стола рядами в случайном порядке таким образом, что бы каждая игровая карточка находилась лицевой стороной вверх.

Далее, больные в течение заданного специалистом интервала времени (от 30-ти и более секунд) запоминают месторасположение пар игровых карточек, после чего используемые игровые карточки переворачиваются лицевой стороной вниз.

Далее, один из больных переворачивает две игровые карточки, которые, по его мнению, содержат геометрические фигуры (1а) одинакового цвета.

При необходимости проверки правильности выбора, больной накладывает одну игровую карточку на другую, в результате чего в сквозных отверстиях (3) одной игровой карточки становится виден цвет геометрической фигуры (1а) другой игровой карточки.

В случае если цвет геометрических фигур (1а) на данных игровых карточках являются одинаковым, то больной забирает их себе, получая при этом право выполнить еще один ход, перевернув две другие игровые карточки.

В случае если цвет геометрических фигур (1а) на данных игровых карточках не совпадает, то больной снова переворачивает их лицевой стороной вниз, а право выполнения следующего хода переходит к другому больному.

Далее, вышеописанная последовательность действий повторяется необходимое количество раз, а выигрывает тот больной, который собрал большее количество пар игровых карточек.

Наряду с вышеописанными правилами, игра «Парные карточки» может осуществляться и по другим правилам.

Игра «Цветовое экспресс-лото»

Данная игра аналогична описанной выше игре «Цветовое лото» и отличается тем, что специалист предъявляет больным каждую игровую карточку на ограниченный интервал времени, в течение которого больные должны запомнить цвет ее геометрической фигуры (1а) и осуществить поиск геометрической фигуры (1б) аналогичного цвета на своих игровых полях.

Если ни один из больных не забрал предъявленной игровой карточки, то она откладывается специалистом в сторону.

В случае если больной пропускает игровую карточку с геометрической фигурой (1а), цвет которой соответствуют цвету одной из геометрических фигур (1б) на его игровом поле, то он теряет возможность закрыть данную геометрическую фигуру (1б) на своем игровом поле, что уменьшает его шансы на выигрыш.

По мере достижения больными положительных результатов в восстановлении цветовой памяти осуществляется усложнение процесса игры путем уменьшения интервала времени, в течение которого предъявляется каждая игровая карточка.

Наряду с вышеописанными правилами, игра «Цветовое экспресс-лото» может осуществляться и по другим правилам.

Игра «Запоминание изображения и соответствующего ему цвета».

В данном случае один из больных получает комплект игровых карточек 1-го типа, а второй больной - комплект игровых карточек 2-го типа.

После этого специалист вписывает легко стирающимся водным маркером различные изображения (букв, цифр, фигур, стрелок и др.) в 2-6 рабочих зоны (2б) какого-либо игрового поля.

Далее каждый из больных должен найти среди своих игровых карточек те, которые содержат геометрические фигуры (1а) того же цвета, что и геометрические фигуры (1б) используемого специалистом игрового поля.

После этого больные запоминают в течение заданного специалистом времени изображения, вписанные в рабочие зоны (2б) игрового поля, и соответствующие каждому запоминаемому изображению цвета геометрических фигур (1б) игрового поля.

Далее используемое игровое поле закрывается чистым листом бумаги, а больные по памяти вписывают в рабочие зоны (2а) соответствующих игровых карточек те изображения, которые были вписаны специалистом в рабочие зоны (2б) игрового поля.

Для проверки правильности выполнения задания, игровые карточки могут быть наложены на соответствующие квадратные области (4) используемого игрового поля.

Выигрывает больной, выполнивший задание первым, и допустивший меньшее количество ошибок.

Далее, все следы водных маркеров удаляются из рабочих зон (2а, 2б) игровых карточек и игровых полей губкой для стирания водных маркеров.

Наряду с вышеописанными правилами, игра «Запоминание изображения и соответствующего ему цвета» может осуществляться и по другим правилам.

Игра «Запоминание последовательности цветов»

В данном случае один из больных получает комплект игровых карточек 1-го типа, а второй больной - комплект игровых карточек 2-го типа.

После этого один из больных располагает в ряд 2-5 своих игровых карточек на поверхности рабочего стола, а другой больной в течение заданного специалистом интервала времени запоминает данную последовательность, после чего данные игровые карточки закрываются чистым листом бумаги.

Далее больной, который запоминал последовательность, должен воспроизвести ее, используя свои игровые карточки.

Для проверки правильности выполнения задания, игровые карточки могут быть наложены друг на друга.

После этого больные меняются ролями, и вышеописанные действия повторяются.

Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок при воспроизведении последовательности.

Наряду с вышеописанными правилами, игра «Запоминание последовательности цветов» может осуществляться и по другим правилам.

Кроме вышеперечисленных игр, занятия по восстановлению нарушенной цветовой памяти с использованием «Нейропсихологической игры-тренажера» могут осуществляться посредством различных других игр и игровых упражнений.

Наряду с занятиями по восстановлению восприятия цвета и цветовой памяти у неврологических больных, «Нейропсихологическая игра-тренажер» может эффективно использоваться в следующих случаях:

а) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования цветового восприятия и цветовой памяти;

б) при проведении нейропсихологических тренингов с людьми пожилого возраста;

в) в качестве развивающей игры, способствующей развитию и тренировке цветового восприятия и цветовой памяти у здоровых детей и подростков;

г) в качестве тренажера памяти для взрослых людей, желающих совершенствовать свою цветовую память.

Таким образом, заявленное изобретение «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению восприятия цвета и цветовой памяти у неврологических больных» обеспечивает возможность проведения с неврологическими больными продолжительных курсов занятий по восстановлению цветового восприятия и цветовой памяти в игровой форме, с использованием различных игр и игровых заданий, способствующих усилению и поддержанию интереса больных к процессу восстановительных занятий. Также обеспечивает возможность формирования неограниченного количества заданий различной степени сложности, направленных на восстановление восприятия цвета и цветовой памяти как взаимосвязанных психических процессов, с использованием в ходе занятий игровых заданий на восприятие и запоминание как различных цветов, так и различных оттенков цветов с возможностью быстрой и легкой самопроверки больными правильности выполнения заданий.

Заявленная «Нейропсихологическая игра-тренажер» вносит в процесс восстановительных занятий элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.

Благодаря удобству практического использования «Нейропсихологическая игра-тренажер» может найти широкое применение в клинической практике.

Набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению восприятия цвета и цветовой памяти у неврологических больных, содержащий игровые элементы в виде игровых карточек двух типов и игровые поля, причем игровые карточки 1-го и 2-го типов выполнены в форме квадратов одинакового размера, на лицевую поверхность каждой из которых нанесено защитное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения графических действий водным маркером, на лицевую поверхность каждой игровой карточки 1-го типа нанесено изображение геометрической фигуры какого-либо цвета, все игровые карточки 1-го типа содержат одинаковые по форме геометрические фигуры, различающиеся только цветом, в центре геометрической фигуры каждой игровой карточки 1-го типа размещена рабочая зона белого цвета, предназначенная для вписывания стирающимся водным маркером различных изображений, вокруг рабочей зоны геометрической фигуры каждой игровой карточки 1-го типа выполнены одинаковые сквозные отверстия, игровые карточки 2-го типа идентичны игровым карточкам 1-го типа по форме и расцветке геометрических фигур, нанесенных на лицевую поверхность каждой игровой карточки 2-го типа, а также по форме рабочих зон и по количеству и форме сквозных отверстий, при этом сквозные отверстия, размещенные вокруг рабочей зоны, по месторасположению выполнены таким образом, чтобы при наложении игровой карточки 1-го типа на игровую карточку 2-го типа сквозные отверстия не совпадали, игровые поля имеют прямоугольную форму и разделены на одинаковые по форме и количеству квадратные области, отделенные друг от друга прямыми линиями, общее количество квадратных областей на всех игровых полях соответствует количеству игровых карточек 1-го типа, на лицевые поверхности игровых полей нанесено защитное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения графических действий стирающимся водным маркером, каждая квадратная область игрового поля содержит изображение геометрической фигуры, аналогичное изображению геометрической фигуры на игровых карточках 1-го и 2-го типов, при этом цвета геометрических фигур игровых полей соответствуют цветам геометрических фигур на игровых карточках 1-го и 2-го типов, в центре каждой геометрической фигуры игровых полей расположена рабочая зона белого цвета, аналогичная рабочей зоне каждой игровой карточки 1-го и 2-го типов, предназначенная для вписывания стирающимся водным маркером различных изображений, при этом игровые поля и карточки 1-го и 2-го типов размещены в коробке.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской коррекционной психологии и может быть использовано для оценки сформированности образа Я у дошкольников. Комплект дидактических пособий состоит из 4 схематичных фигур людей светло-серого цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне; 16 схематичных фигур людей белого цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне; 24 карточек со схематичным изображением подарка и магнитной вставкой на оборотной стороне; 1 карточки со схематичным изображением ящика с ячейками, разделенных на 6 квадратных отсеков, каждый отсек имеет магнитную вставку в центре и номер внизу.

Изобретение относится к медицине и педагогике, а именно к коррекционной педагогике (логопедии) и быть использовано для оценки фонетической оформления речи у лиц, имеющих врожденную расщелину губы и неба, вне зависимости от возраста в дооперационный и послеоперационный период. Техническим результатом изобретения является сокращение времени проведения оценки фонетического оформления речи, который достигается за счет того, что оценку фонетического оформления речи проводят в соответствии с возрастом и функциональными возможностями тестируемого, при этом тестируемому предоставляют минимально необходимый для оценки набор шаблонов, после чего в ручном или автоматическом режиме производят сравнение шаблонов и результатов аудио-визуального контроля тестируемого, при этом оценка носит качественный характер, что в своей совокупности сокращает время на оценку фонетического оформления речи.
Заявленное изобретение относится к области физической культуры и спорта, а точнее к способу обучения в школе физической подготовке. На первом занятии проводят тестирование и определяют уровень физической подготовки: слабоподготовленный - easy, умеренно подготовленный - medium, подготовленный - hard.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для обучения навыкам самостоятельной коррекции состояний психофизического дискомфорта. Процесс обучения ведут в три этапа.

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в повышении эффективности обучения для гигиенического оборудования.

Изобретение относится к области медицины, а именно к реабилитации, и может использоваться для формирования фантомной карты кисти. Определяют чувствительность на кожном покрове культи с помощью установленных электроэнцефалографических электродов путем стимуляции биполярными импульсами тока 100-300 мс с частотой 3-5 Гц.

Группа изобретений относится к тому, чтобы способствовать пользователю эффективно выполнять действия в отношении персонального ухода. Раскрыта система (100) для использования при содействии пользователю в сосредоточении на выполнении действий в отношении персонального ухода, причем система содержит: по меньшей мере один датчик; блок (110) памяти и блок обработки, выполненный с возможностью: сбора данных, связанных с пользователем во время действий в отношении персонального ухода; обработки собранных данных путем сравнения собранных данных с сохраненными характерными особенностями, указывающими на отвлекающие события, для обнаружения по меньшей мере одной характерной особенности, указывающей на отвлекающее пользователя событие при выполнении действий в отношении персонального ухода, при этом обработка содержит по меньшей мере одно из следующего: обнаружение нарушения непрерывного движения устройства персонального ухода; обнаружение того, что устройство персонального ухода удалено с обрабатываемой поверхности; обнаружение того, что пользователь стоит лицом к экрану пользовательского интерфейса, на котором отображается потенциально отвлекающее событие; и инициирование одного или нескольких действий, связанных по меньшей мере с одной обнаруженной характерной особенностью, указывающей на отвлекающее событие, чтобы помочь пользователю сосредоточиться на действиях в отношении персонального ухода.

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии и нейропсихологии, в частности к реабилитационным играм. Создан набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных, содержащий игровые элементы в виде базовых и игровых карточек и игровые поля, причем базовые и игровые карточки выполнены из плотной бумаги или картона и имеют форму квадратов одинакового размера.

Система (200), устройства (101) и способы созданы с возможностью генерирования и предоставления пользователям показателей, характеризующих переход от потребления генерирующего аэрозоль изделия первого типа на потребление генерирующего аэрозоль изделия второго типа. Системы (200), устройства (101) и способы могут быть созданы с возможностью обеспечения по меньшей мере одного первого значения, характеризующего потребление генерирующего аэрозоль изделия (2) первого типа, например таких, как генерирующие аэрозоль изделия горючего типа (например, горючие сигареты), и по меньшей мере одного второго значения, характеризующего потребление генерирующего аэрозоль изделия (4) второго типа, например таких как генерирующие аэрозоль изделия нагреваемого типа (например, нагреваемые палочки), за период времени.

Данное устройство для соревнования предназначено для массового использования среди различных групп населения. Простое и удобное в применении, оно будет интересно как детям, так и взрослым, как в качестве развлечения на больших праздниках, в парках отдыха, санаториях, на школьных физкульт-переменах, так и в соревнованиях различного масштаба.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и нейропсихологии, и может быть использовано при проведении нейропсихологической реабилитации неврологических больных посредством групповых занятий, осуществляемых в игровой форме, и направленных на восстановление пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций.
Наверх