Устройство хвостового отсека морской баллистической ракеты
Владельцы патента RU 2781118:
Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство обороны Российской Федерации (RU)
Изобретение относится к пусковым установкам морских баллистических ракет в шахте подводной лодки. Предложено устройство хвостового отсека морской баллистической ракеты, установленной в шахте подводной лодки, в котором отделяемый при старте хвостовой отсек ракеты снабжен днищем с установленными на нем элементами пусковой установки, а именно: аккумулятором давления с коммуникационными магистралями стыковки и расстыковки разъемных соединителей и устройством вертикальной амортизации снаружи. Технический результат: более полное использование объема шахты подводной лодки, упрощение конструкции, повышение надежности, сокращение времени и трудоемкости технического обслуживания пусковой установки, повышение боевой готовности комплекса. 6 ил.
Изобретение относится к устройству кормовой части морской баллистической ракеты (МБР) и пусковой установке (ПУ) в шахте подводной лодки (ПЛ) и может быть применено в новых разработках, использующих автономную (независящую от систем ПЛ) систему предпускового наддува полостей ракеты и использующих схему опоры ракеты на хвостовой отсек (ХО).
В известных конструкциях используется массивный, отделяемый при старте ракеты ХО, опирающийся в походном положении на устройство вертикальной амортизации, например, на резинометаллическое кольцо (РМК). РМК входит в состав ПУ, состоит из верхнего и нижнего металлических колец и резинового массива между ними. На верхнем кольце смонтированы устройства, удерживающие в походном положении ракету за ХО. Нижнее металлическое кольцо РМК неподвижно закреплено на фундаменте (опорном кронштейне) шахты ПЛ.
Для подачи газов наддува на борт ракеты и соединения магистралей других систем используется колодка «слепой» стыковки, одна часть которой неподвижно закреплена на кормовой части ракеты, а вторая, с компенсатором рассогласования взаимного положения деталей колодки «слепой» стыковки (КСС), закреплена на верхнем металлическом кольце РМК и соединяется с источниками этих газов гибкими рукавами.
Принцип работы существующего устройства поясняется чертежом,
где:
на фиг. 1 показано положение при загрузке МБР в шахту ПЛ;
на фиг. 2 показаны кормовая часть МБР и нижняя часть шахты в состыкованном положении;
на фиг. 3 показаны кормовая часть МБР и нижняя часть шахты в момент старта МБР.
Устройство состоит:
1 - кормовая часть МБР;
2 - нижняя часть шахты ПЛ с фундаментом;
3 - ХО МБР;
4 - РМК;
5 - аккумулятор давления (далее АД) или другое устройство, используемое при предстартовой подготовке и (или) старте МБР;
6 - верхняя, неподвижная часть колодки «слепой» стыковки (далее КСС);
7 - нижняя часть КСС (соединена с АД гибкими рукавами);
8 - компенсатор рассогласования взаимного положения частей разъемного соединения;
9 - устройства удержания.
При погрузке МБР в шахту ПЛ (фиг 1):
- ХО (3) пристыкован к кормовой части МБР (1);
- РМК (4) пристыковано к фундаменту шахты (2);
- АД (5) закреплен на днище шахты (2) (в случае использования для предстартовой подготовки корабельных систем на месте АД находятся штуцеры корабельных трубопроводов);
- нижняя часть КСС (7) с компенсатором рассогласования взаимного положения частей разъемного соединения (8) закреплена на верхнем металлическом кольце РМК (4);
- устройства удержания (9) закреплены на верхнем металлическом кольце РМК (4) и находятся в рабочем положении;
- при погрузке МБР (1) в шахту устройства удержания (9), за счет входящих в их состав упругих элементов и формы наружных обводов ХО (3), отклоняются, скользя по поверхности ХО (3), до попадания выступов устройств удержания (9) в соответствующие пазы на корпусе ХО (3);
- одновременно верхняя (6) и нижняя (7) части КСС при завершении опускания МБР (1) в шахту входят в соприкосновение. Нижняя часть КСС (7), за счет компенсатора рассогласования (8), центрируется относительно верхней части КСС (6). Поджимаемые упругими элементами компенсатора рассогласования (8) каналы нижней части КСС (7) стыкуются с соответствующими каналами верхней части (6).
В положении МБР в шахте «по-походному (фиг. 2)»:
- МБР (1) своим ХО (3) через РМК (4) опирается на фундамент шахты (2);
- выступы устройств удержания (8) находятся в соответствующих пазах ХО (3), фиксируя МБР (1) относительно верхнего металлического кольца РМК (4);
- КСС (6, 7) находятся в состыкованном состоянии, причем упругие элементы компенсатора рассогласования взаимного положения частей КСС (8) обеспечивают центрирование и поджатие нижней часта КСС (7) к верхней части (КСС) (6).
При старте (фиг. 3):
- на МБР (1) начинают воздействовать факторы, обеспечивающие выход ракеты из шахты (2);
- устройства удержания (9) продолжают удерживать ХО (3) и всю МБР (1) в шахте (2);
- происходит отделение ХО (3) от МБР (1), и ракета начинает движение;
- удерживаемая компенсатором рассогласования взаимного положения частей КСС (8) нижняя часть КСС (7) отстыковывается от верхней части (6), движущейся с ракетой.
Недостатком существующего устройства является: отсутствие визуального контроля на заключительном этапе процесса загрузки МБР (1) в шахту (2). В результате сложно обеспечить гарантированные зазоры и отсутствие соударений МБР (1) со стенками шахты (2) и с коммуникациями ХО (3), а также при близких подводных взрывах в процессе эксплуатации. Кроме того, необходимость использования громоздкого специального устройства для компенсации рассогласования положения частей КСС (7) при их стыковке.
Несмотря на указанный недостаток, устройство может быть принято в качестве прототипа как наиболее близкое по технической сущности.
Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является устранение приведенного выше недостатка и создание устройства, обеспечивающего возможность выполнения операций соединения пневмогидравлических коммуникаций в заводских условиях при визуальном контроле.
Решение поставленной технической задачи, согласно предлагаемому изобретению, достигается тем, что хвостовой отсек ракеты снабжен днищем, с установленным на нем аккумулятором давления, связанным коммуникационными гибкими магистралями с разъемом, одна часть которого закреплена на кормовой части ракеты, а другая - на гибкой магистрали. Такое конструктивное решение кормовой части ракеты, когда отделяемый при старте хвостовой отсек снабжен жестко присоединенным днищем, внутри которого установлен аккумулятор давления, связанный коммуникациями с кормовой частью ракеты, позволит производить сборку и присоединение отделяемого при старте хвостового отсека производить на заводе-изготовителе ракеты.
В этом случае, исчезает необходимость изготавливать сложный, имеющий значительные габариты, компенсатор рассогласования взаимного положения деталей разъема КСС. Заводская стыковка пневмогидравлических магистралей повысит надежность стыковки и сократит время установки ракеты в шахту, тем самым повысив ее боевую готовность.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где:
- на фиг. 4 показано положение при загрузке МБР в шахту ПЛ;
- на фиг. 5 показаны кормовая часть МБР и нижняя часть шахты в положении «по-походному»;
- на фиг. 6 показаны кормовая часть МБР и нижняя часть шахты в момент старта МБР.
Устройство состоит:
1 - кормовая часть МБР;
2 - нижняя часть шахты ПЛ с фундаментом;
3 - ХО МБР;
4 - РМК, закрепленное на ХО МБР;
5 - аккумулятор давления, закрепленный на ХО МБР;
6 - верхняя, неподвижная часть отрывной пневмоколодки;
7 - нижняя часть отрывной пневмоколодки (соединена с АД гибким рукавом);
8 - устройства удержания.
При погрузке МБР в шахту ПЛ (фиг. 4):
- ХО (3) пристыкован к МБР (1);
- РМК (4) своим верхним металлическим кольцом пристыковано к ХО (3);
- АД (5) пристыкован к днищу ХО (3);
- верхняя (6) и нижняя (7) части пневмоколодки состыкованы;
- устройства удержания (8) в отведенном положении. При положении МБР в шахте «по-походному» (фиг. 5):
- МБР (1) через ХО (3) и РМК (4) опирается на фундамент шахты (2);
- устройства удержания (8) выдвинуты в рабочее положение и фиксируют нижнее металлическое кольцо РМК (4) относительно фундамента шахты (2);
При старте (фиг. 6):
- на МБР (1) начинают воздействовать факторы, обеспечивающие выход ракеты из шахты (2);
- устройства удержания (8) продолжают удерживать РМК (3) и всю МБР (1) в шахте (2);
- происходит отделение ХО (3) от кормовой части МБР (1) и ракета начинает движение;
- верхняя (6) и нижняя (7) части пневмоколодки расстыковываются ходом ракеты.
Устройство хвостового отсека морской баллистической ракеты, установленной в шахте подводной лодки, характеризующееся тем, что отделяемый при старте хвостовой отсек ракеты снабжен днищем с установленными на нем элементами пусковой установки, а именно: аккумулятором давления с коммуникационными магистралями стыковки и расстыковки разъемных соединителей и устройством вертикальной амортизации снаружи.