Способ диагностики дефектов зубьев зубчатых колёс редуктора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к диагностической технике и может быть использовано для диагностики дефектов шестерён редуктора для различных типов машин, имеющих датчики частоты вращения входного и выходного валов зубчатой передачи. Способ заключается в том, что снимают сигналы вращения выходного и входного валов диагностируемой передачи и по разности дисперсий текущей частоты узкополосных процессов частот их вращения определяют величину дефекта. Причем наличие дефекта определяют как результат вычитания разности дисперсий текущих частот узкополосных процессов частот вращения выходного и входного валов, полученных с тахометрических датчиков их вращения, входящих в состав двигателя, и полученного результата предварительного замера разности дисперсий перед началом эксплуатации редуктора, и эту разницу сравнивают с эталонным значением. Технический результат заключается в повышении чувствительности и точности диагностики дефектов зубьев зубчатых колёс редуктора. 1 ил.

 

Изобретение относится к диагностике дефектов шестерен редуктора газотурбинного двигателя для различных типов машин, имеющих датчики частоты вращения входного и выходного валов зубчатой передачи, и может быть использовано в процессе эксплуатации двигателя.

Известен из уровня техники А.С.(СССР) П. Вильнер, Ф.В. Голов // БИ.- 2005.-№31, способ виброакустического диагностирования зубчатых передач, заключающийся в плавном изменении частоты их вращения в зоне параметрического резонанса и определении ширины резонансной зоны по измеренной амплитуде. Техническое состояние зубчатого зацепления определяется по величине этой ширины.

К недостаткам данного способа следует отнести необходимость постановки вибропреобразователя на картер зубчатой передачи и невысокую точность, связанную с тем, что на результат измерений будет влиять ряд факторов, в том числе скорость изменения частоты вращения зубчатой передачи, нестабильность передаточной функции от источника вибрации до вибропреобразователя, выбранного уровня определения ширины резонансной зоны, зашумленность вибрационного процесса и др.

Известен из уровня техники патент (RU) №2384829 с приоритетом от 23.03.2009 г. способ исследования степени износа зубчатых колес включающий замер их геометрических параметров после процесса изнашивания и сравнение последних с параметрами идентичных неизношенных колес, отличающийся тем, что испытываемое колесо включают в замкнутый силовой контур, составленный из него и трех идентичных неизношенному испытываемому образцовых колес, причем образцовые колеса укреплены на валах жестко, а испытываемое - с возможностью свободного вращения на валу, и регистрируют при работе контура углы поворота испытываемого и сопряженного с ним образцового колеса, сравнивают эти углы и по разнице их величин судят о степени и характере износа испытываемого колеса.

Недостатком данного способа является не возможность исследования степени износа зубчатых колес, при оценке качества зубчатого зацепления в механических передачах, в условиях эксплуатации двигателя.

Известен способ диагностирования зубчатых зацеплений механических передач, описанный в патенте BY №9279 с приоритетом от 02.07. 2002 г, включающий подведение к ведущему и ведомому зубчатым колесам крутящего момента и момента сопротивления соответственно, причем задатчиком, связанным с ведущим колесом, генерируют высокочастотный опорный сигнал, считывают датчиками высокочастотный опорный гармонический сигнал от ведущей шестерни и гармонический сигнал зубцовой частоты ведомой шестерни и сопоставляют их путем подсчета количества импульсов опорного сигнала в каждом импульсе ведомой шестерни, их сравнения между собой и выявления импульса ведомой шестерни длительностью, отличающейся от длительности остальных импульсов, причем по разнице между количеством импульсов опорного сигнала в длительности импульса ведомой шестерни при подведении к ведущему колесу крутящего момента и при подведении к нему тормозного момента определяют величину углового зазора в зацеплении, которая характеризует износ боковых поверхностей зубьев.

Для реализации данного способа устанавливают два высокочастотных датчика углового положения ведущего и ведомого зубчатых колес и по разнице их показаний определяют наличие дефекта. Недостатком данного способа является необходимость постановки около зубчатых колес специальных датчиков углового положения, что ограничивает область его использования исследовательскими работами на специальных установках.

Наиболее близким по своей технической сущности к заявленному изобретению является способ диагностики дефектов зубьев зубчатых колес редуктора газотурбинного двигателя, описанный в патенте №2737993 с приоритетом от 07.05.2020 г., включающий выбор стационарного режима работы двигателя, снятие сигналов вращения входного и выходного валов редуктора, расчет текущего значения по узкополосным процессам их частот вращения, расчет дисперсий и оценка их разности, которая характеризует степень развития дефекта. Сигналы снимаются с тахометрических датчиков частот вращения валов, входящих в состав двигателя.

Недостатком данного способа является влияние на результат, помимо дефекта зубчатого зацепления, ряда других факторов: технологических (погрешности изготовления и сборки зубчатого зацепления), конструктивными (податливость деталей редуктора, модификация рабочих поверхностей зубьев), эксплуатационных (частота вращения зубчатых колес, температура, передаваемая нагрузка), девиация частоты вращения валов от работы системы поддержания режима двигателя.

Техническим результатом заявленного изобретения является повышение чувствительности и точности диагностики дефектов зубьев зубчатых колес редуктора газотурбинного двигателя.

Заявленный технический результат достигается за счет того, что способ диагностики дефектов зубьев зубчатых колес редуктора газотурбинного двигателя, заключающийся в том, что снимают сигналы вращения выходного и входного валов диагностируемой передачи и по разности дисперсий текущей частоты узкополосных процессов частот их вращения определяют величину дефекта, причем наличие дефекта определяют как результат вычитания разности дисперсий текущих частот узкополосных процессов частот вращения выходного и входного валов, полученных с тахометрических датчиков их вращения, входящих в состав двигателя, и полученного результата предварительного замера разности дисперсий перед началом эксплуатации редуктора, и эту разницу сравнивают с эталонным значением. Разница дисперсий входного и выходного валов определяет результат суммарного влияния износа в совокупности с действиями следующих факторов: изготовление и сборка зубчатого зацепления, податливость деталей под нагрузкой, модификации зубьев, действие передаваемой нагрузки и частоты вращения, девиация частоты выходного вала под действием систем регулирования двигателя. Указанные факторы, присутствуют всегда и только они определяют измеренную разницу во новь изготовленном редукторе. В заявленном способе предлагается перед началом эксплуатации редуктора определить результат предварительного замера дисперсий, затем для диагностики дефекта данный результат вычитать из полученного результата дисперсий текущей частоты узкополосных процессов частот вращения входного и выходного валов, полученных с тахометрических датчиков их вращения, входящих в состав двигателя. Таким образом определение дефекта происходит за счет учета влияния отмеченных выше факторов путем расчета разности дисперсий перед началом эксплуатации редуктора и вычитании полученного результата из разности дисперсий, полученной при проведении диагностики технического состояния редуктора, что повышение чувствительности и точности диагностики дефектов зубьев зубчатых колес редуктора газотурбинного двигателя.

Способ диагностики дефектов зубьев зубчатых колес редуктора газотурбинного двигателя осуществляется следующим образом. Перед началом эксплуатации изготовленного или отремонтированного редуктора двигателя на выбранном стационарном режиме его работы снимаются сигналы с тахометрических датчиков, входящих в состав двигателя, частот вращения входного и выходного валов редуктора. Узкополосным фильтром с центральной частотой, равной среднему значению частот вращения валов, выделяются узкополосные процессы текущего значения частот их вращения. По полученным массивам данных частот вращения рассчитываются дисперсии девиации частот вращения входного и выходного валов редуктора и берется их разница. Аналогичным образом оценивается разница дисперсий (ΔD) при проведении диагностики технического состояния редуктора. Результаты измерений перед началом эксплуатации и при диагностике технического состояния редуктора вычитаются. Полученная разница сравнивается с эталонным значением. На фигуре 1 представлены данные по 11 двигателям с разной степенью износа боковых поверхностей зубьев редуктора, полученные при оценке их технического состояния. Зависимость параметра ΔD от величины износа носит линейный характер. Уравнение аппроксимации имеет вид у=0.530х-0.00008, коэффициент корреляции r=0.88. Расчет разности дисперсий по 18 отремонтированным двигателям дает результат 0,0087 Гц. Это составляет больше половины исследуемого параметра (см. фигуру 1). Следовательно, указанные выше факторы: податливость деталей редуктора, модификация рабочих поверхностей зубьев, частота вращения зубчатых колес, температура, передаваемая нагрузка, девиация частоты вращения валов от работы системы поддержания режима двигателя оказывают существенное влияние на полученный результат, которое предлагаемый способ позволяет устранить.

Способ диагностики дефектов зубьев зубчатых колёс редуктора газотурбинного двигателя, заключающийся в том, что снимают сигналы вращения выходного и входного валов диагностируемой передачи и по разности дисперсий текущей частоты узкополосных процессов частот их вращения определяют величину дефекта, отличающийся тем, что наличие дефекта определяют как результат вычитания разности дисперсий текущих частот узкополосных процессов частот вращения выходного и входного валов, полученных с тахометрических датчиков их вращения, входящих в состав двигателя, и полученного результата предварительного замера разности дисперсий перед началом эксплуатации редуктора, и эту разницу сравнивают с эталонным значением.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной и диагностической технике и может быть использовано для ускоренных испытаний коробок переключения передач (КПП) легковых автомобилей с поперечным расположением двигателя на долговечность с имитацией эксплуатационных нагрузок, а также для диагностирования их технического состояния.
Способ импульсного нагружения плунжерных пар ТНВД включает поочередный подвод и отвод сжатого воздуха к пневматическому приводу насоса. В качестве гидравлической части установки, необходимой для осуществления предлагаемого способа, используют непосредственно испытуемое изделие - плунжерную пару ТНВД.

Изобретение относится к метрологии. Устройство для определения виброакустических помех установлено на виброизолированном фундаменте акустической камеры, обособленно от стенда акустических испытаний.

Изобретение относится к диагностике автотранспорта. В способе дистанционной автоматизированной диагностики технического состояния коробок переключения передач военной автомобильной техники снимают виброакустическим датчиком значений средней величины виброускорения с корпуса коробки передач, определяют значения крест-фактора путем обработки полученных спектрограмм вибросигнала и вычислением средней амплитуды огибающей сигнала виброускорения, анализируют результаты статистической обработки полученных данных о текущем значении крест-фактора основных передач сопоставлением текущих значений крест-фактора со стандартными значениями, полученными экспериментальным путем, заложенными в базу хранения.

Изобретение относится к испытательному устройству, способу настройки испытательного процесса и способу испытания рулевого механизма. Согласно одному аспекту настоящего изобретения обеспечено испытательное устройство, включающее в себя приводную часть входной стороны, выполненную с возможностью приводить во вращательное движение вал рулевого механизма, обеспеченного в качестве образца, и управляющую часть, выполненную с возможностью управлять приводной частью входной стороны для приведения во вращательное движение вала рулевого механизма согласно заданной испытательной форме волны, причем управляющая часть выполнена с возможностью выполнять управление изменением направления движения на обратное, в котором сразу же изменяют направление вращения вала рулевого механизма на обратное, когда угловое положение вала рулевого механизма достигает положения концевого упирания, являющегося концом диапазона движения вала рулевого механизма, и причем управление изменением направления движения на обратное включает в себя процесс пропуска, в котором перескакивают в следующую точку управления, в которой, как ожидается, крутящий момент будет по существу равен крутящему моменту в то время, когда угловое положение вала рулевого механизма достигает положения концевого упирания.
Изобретение относится к методам диагностики технического состояния элементов механических трансмиссий в эксплуатации. Сущность способа заключается в контроле величины и скорости увеличения диагностической температуры контрольных точек для диагностики при испытаниях.

Изобретение относится к стендам для испытаний гидроагрегатов. Стенд содержит гидросистему в виде емкости с рабочей жидкостью и насосом, датчики крутящего момента, датчики угловой скорости, датчик давления, приводной электродвигатель, подключенные к управляющему блоку.

Изобретение может быть использовано при осмотре состояния узлов двигателя транспортного средства с поперечным расположением дизельного двигателя и приводом на передние колеса. Способ визуальной проверки состояния зубчатого ремня газораспределительного механизма (ГРМ) транспортного средства (5) заключается в открывании капота (6) моторного отсека, снятии защитной крышки ремня (1) ГРМ, проворачивании коленчатого вала (2) двигателя (4) и наружного визуального осмотра состояния ремня (1) ГРМ.

Изобретение относится к области испытательного оборудования, используемого при производстве летательных аппаратов. Стенд для испытаний невращающихся элементов автомата перекоса вертолета содержит раму (1) с закрепленными на ней нагружающими устройствами, а также средства измерения.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытаний рулевых машинок с имитацией эксплуатационных нагрузок. Стенд содержит стол, систему нагружения, жестко установленную на столе, узлы крепления рулевой машины.
Наверх