Термитная реакционная смесь для сварки железнодорожных рельсов

Изобретение относится к получению термитной реакционной смеси для сварки железнодорожных рельсов методом промежуточного литья для путей железнодорожного, городского и промышленного транспорта. Термитная реакционная смесь содержит в качестве оксидов железа окалину, образующуюся при прокатке железнодорожных рельсов, в качестве восстановителя содержит порошок титана, а в качестве легирующих добавок – углеродфторсодержащую пыль газоочистки алюминиевого производства, при следующем соотношении, мас.%: окалина 58-63, порошок титана 21-41,5, углеродфторсодержащая пыль газоочистки алюминиевого производства 0,5-16. Технический результат заключается в обеспечении требуемых физико-механических свойств сварного шва за счет отсутствия микротрещин в сварном шве, образующихся в результате загрязненности металла сварного шва глиноземсодержащими неметаллическими включениями. 2 табл.

 

Изобретение относится к получению термитной реакционной смеси для сварки железнодорожных рельсов методом промежуточного литья для путей железнодорожного, городского и промышленного транспорта.

Алюмотермитная сварка рельсов широко используется для сварки рельсов различного назначения. Алюмотермитная сварка основана на реакции восстановления железа из его оксидов путем окисления алюминия с выделением избыточного тепла, при котором происходит восстановление оксидов и расплавление образующегося металла, используемого в дальнейшем для заливки в зазор двух торцов рельсов, в дальнейшем происходит кристаллизация расплава и получение прочного соединения (Науменко B.C. Термитная сварка рельсов текст./ В.С. Науменко, А.А. Воробьев // М.: Наука, 1969. -184 с.; Малкин Б.В. Термитная сварка текст./ Б.В. Малкин, А.А. Воробьев // М.: Наука, 1973. - 268 с.).

Однако использование алюминия связано с образованием оксидов алюминия, загрязняющих сварной шов недопустимыми глиноземсодержащими включениями. При замене алюминия титаном исключается образование глиноземсодержащих включений и соответственно повышается уровень физико-механических свойств сварного шва.

Для защиты от окисления металла, образующегося при экзотермических реакций, а так же для улучшения процесса фазоразделения используют различные флюсующие добавки.

Так, известен железоалюминиевый термит (RU №2506147 В23К 23/00, В23К 35/36, опубл. 10.02.2014), содержащий алюминий и оксид железа, который получен формированием термитной смеси в виде гранул, при этом содержит синтетическое связующее нитроцеллюлозу и флюс Nocolok при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Алюминий 21-23
Оксид железа 72-74
Нитроцеллюлоза 2-6
Флюс Nocolok 0,3-1,0

Существенными недостатками известной реакционной смеси являются:

- высокая отбраковка сварных стыков по физико-механическим свойствам из-за пониженного качества сварного соединения, обусловленного расслоением металла, порами, раковинами и микротрещинами;

- пониженной стойкостью сформированного после сварки сварного шва в связи с присутствием большого количества оксидов алюминия, являющихся центрами зарождения трещин и снижающих эксплуатационную стойкость;

- низкое содержание углерода в получаемом сварном шве в связи с отсутствием во флюсе Nocolok углеродсодержащих составляющих.

Известен алюминиевый термит, состоящий из алюминия 65-75%, оксида железа 15 25% и графита 7-15% (SU №508362, МПК В23К 23/00, В23К 35/36, опубл. 30.03.1976).

Существенными недостатками данного термитной реакционной смеси являются:

- высокая отбраковка сварных швов по физико-механическим свойствам из-за пониженного качества сварного соединения, обусловленного расслоением металла, порами, раковинами и микротрещинами;

- пониженная стойкость сформированного после сварки алюмотермитного сварного шва в связи с присутствием большого количества оксидов алюминия, являющихся центрами зарождения трещин и снижающих эксплуатационную стойкость;

- высокое содержание углерода в образующемся сварном шве и увеличение твердости сварного шва по сравнению со свариваемыми торцами рельсов, приводящее к возможному образованию трещин на границе раздела сварной шов торец рельса.

Для приготовления термитных смесей в промышленных масштабах с экономической точки зрения целесообразно использовать в качестве сырья отходы промышленного производства в частности окалину образованную при прокатке железнодорожных рельсов.

Известна, выбранная в качестве прототипа (RU №2446928 МПК В23К 23/00, С21В 15/02, опубл. 10.04.2012) алюмотермитная реакционная смесь для сварки железнодорожных рельсов методом промежуточного литья, содержащая в стехиометрическом соотношении оксиды железа в виде промышленных отходов, металлический алюминий в качестве восстановителя, легирующие добавки в виде ферросплавов и металлов и стальной наполнитель, при этом компоненты содержатся при следующем соотношении, мас.%:

Оксиды железа с размером частиц 0,1-5 мм 65-70,
Металлический алюминий в виде частиц с размером 1-1,5 мм 15-20,
Легирующие добавки (ферросплавы) в виде гранул размером 1-5 мм 5-10
Стальной наполнитель в виде частиц с размером 1-5 мм 5-10

Существенными недостатками данной реакционной смеси при использовании для сварки железнодорожных рельсов являются:

- высокая отбраковка сварных швов по физико-механическим свойствам из-за пониженного качества сварного соединения, обусловленного расслоением металла, порами, раковинами и микротрещинами;

- пониженная стойкость сформированного после сварки сварного шва в связи с присутствием большого количества оксидов алюминия являющихся центрами зарождения трещин и снижающих эксплуатационную стойкость.

Техническая проблема, решаемая заявляемым изобретением, заключается в обеспечении требуемых физико-механических свойств сварного шва, за счет снижения загрязнения сварного шва оксидными глиноземсодержащими неметаллическими включениями и исключением окисления образующегося металла воздухом атмосферы в связи с защитой флюсующей добавкой поверхности металла.

Существующая техническая проблема решается тем, что термитная реакционная смесь для сварки железнодорожных рельсов, содержащая в стехиометрическом соотношении оксиды железа в виде промышленных отходов, восстановитель и легирующие добавки, согласно изобретению, в качестве оксидов железа она содержит окалину, образующуюся при прокатке железнодорожных рельсов, в качестве восстановителя порошок титана, в качестве легирующих добавок-флюсов углеродфторсодержащую пыль газоочистки алюминиевого производства при следующем соотношении, мас.%: окалина 58-63, порошок титана 21-41,5, углеродфторсодержащая пыль газоочистки алюминиевого производства 0,5-16.

Технические результаты, получаемые в результате использования изобретения:

- обеспечение требуемых физико-механических свойств сварного шва за счет снижения уровня оксидных глиноземсодержащих неметаллических включений и обеспечения требуемого содержания углерода;

- исключение микротрещин в сварном шве, образующихся в результате высокой загрязненности металла сварного шва глиноземсодержащими неметаллическими включениями.

Предлагаемый способ осуществлялся с помощью установки термитной сварки. Заявленные соотношения компонентов термитной реакционной смеси подобраны опытным путем.

При использовании окалины менее 58% и порошка титана менее 21%, не удается получить стабильное горение термитной реакционной смеси, а при применении окалины более 63% и порошка титана более 41,5%, происходит бурное протекание термических реакций со значительными выбросами и получением повышенного уровня загрязненности неметаллическими включениями.

При использовании углеродфторсодержащей пыли фильтров алюминиевого производства в количестве ниже 0,5% и выше 16%, получены низкие и высокие значения углерода в сварном шве и соответственно требуемые физико-механические свойства.

В опытах использовали:

Углеродфторсодержащую пыль фильтров алюминиевого производства со следующим химическим составом, мас.%: Al2O3=19-48; F-17-28; Na2O=2,8-12; K2O=0,36-6,0; СаО=0,6-1,8; SiO2=0,5-2,7; Fe2O3=1,7-3,6; Собщ=18-30; MnO=0,05-1,2; MgO=0,06-0,87; S=0,09-0,34; Р=0,09-0,15.

Окалину, образующуюся при прокатке железнодорожных рельсов с химическим составом: FeO - 95,64; MnO - 1,16; СаО - 0,096; SiO2 - 1,70; Al2O3 - 0,32; MgO - 0,21; Na2O - 0,034; S - 0,085; Р - 0,004; V2O5 - 0,031; Cr2O3 - 0,27; NiO - 0,043; CuO - 0,084 фракции 0,1-1,5 мм. предварительно просушенную при температуре 400-600°С в течение 4-5 часов.

Порошок титана фракции менее 0,1 мм марки ПТС-1 по ТУ 14-22-57-92.

Проведение экспериментов проводилось путем сваривания двух полнопрофильных образцов рельсов Р65. Испытание стыков на трехточечный статический изгиб проводилось согласно ГОСТ 34664-2020 «Рельсы железнодорожные, сваренные термитным способом. Технические условия». Испытания на статический изгиб проводили на прессе ПМС-320. Нагрузку прикладывали в середине пролета контрольного образца в месте сварного стыка. Результатами испытания являются значения усилия, возникающего при изгибе Ризг, кН при которых происходит разрушение контрольного образца, либо максимальные значения данных показателей, если образец не разрушился во время испытаний.

В дальнейшем, после визуального контроля сварных стыков полнопрофильных рельсов, сваренные рельсы разрезались и производилось исследование уровня загрязненности неметаллическими оксидными включениями. Изучение загрязненности неметаллическими включениями исследовали с помощью металлографических микроскопов МЕТАМ РВ-34 и OLYMPUS GX-51 в светлом поле при увеличении х100 методом сравнения с эталонными шкалами ГОСТ 1778-70.

В таблице 1 приведены составы с граничными (2,5) и заграничными (1,6) заявленными пределами термитной реакционной смеси. Характеристики исследуемых параметров сварного шва, полученного при алюминотермическом способе сварки при заявляемом составе термитной реакционной смеси приведены в таблице 2.

В используемом прототипе отбраковка по микротрещинам, образованным в зоне сварки по оксидным неметаллическим включениям, по сравнению с прототипом (0,04-0,05%) снижена до 0,01-0,02%.

Использование заявляемого способа позволило обеспечить требуемые физико-механические свойства, низкое содержание оксидных неметаллических включений, образованных при сварке и снизить отбраковку по микротрещинам в зоне сварного шва.

Термитная реакционная смесь для сварки железнодорожных рельсов, содержащая в стехиометрическом соотношении оксиды железа в виде промышленных отходов, восстановитель и легирующие добавки, отличающаяся тем, что в качестве оксидов железа она содержит окалину, образующуюся при прокатке железнодорожных рельсов, в качестве восстановителя содержит порошок титана, а в качестве легирующих добавок – углеродфторсодержащую пыль газоочистки алюминиевого производства при следующем соотношении, мас.%:

Окалина 58-63
Порошок титана 21-41,5
Углеродфторсодержащая пыль газоочистки
алюминиевого производства 0,5-16



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к реакционной смеси для сварки железнодорожных рельсов методом промежуточного литья. Термитная смесь содержит в стехиометрическом соотношении оксиды железа в виде окалины, образующейся при прокатке железнодорожных рельсов, в количестве 64-66 мас.%, а в качестве восстановителя – порошок алюминия 5-7 мас.% и порошок титана 27-31 мас.%.

Изобретение относится к получению алюмотермитной реакционной смеси для сварки железнодорожных рельсов методом промежуточного литья для путей железнодорожного, городского и промышленного транспорта. Термитная смесь содержит в качестве оксидов железа окалину, образующуюся при прокатке железнодорожных рельсов, в качестве восстановителя – порошки алюминия и титана, а в качестве легирующих добавок-флюсов – углеродфторсодержащую пыль газоочистки алюминиевого производства, при следующем соотношении компонентов, мас.

Изобретение относится к порошковым проволокам для нанесения покрытий, и может быть использовано для защиты поверхности изделий, работающих в условиях высокотемпературной газовой коррозии при циклических нагревах (теплосменах). Порошковая проволока состоит из стальной оболочки и сердечника, выполненного из шихты, содержащего, мас.%: алюминий 15,0-20,0, хром 2,0-6,0, титан 0,5-1,5, иттрий 0,5-3,0, железо - основа.
Изобретение относится к сварочным проволокам, изготовленным из алюминиево-магниевых сплавов. Сварочная проволока получена из алюминиево-магниевого сплава, содержащего: алюминий, магний, титан, 0,001 мас.% или меньше бора, 0,12 мас.% или меньше железа и 0,12 мас.% или меньше кремния, при этом массовое отношение титана к бору составляет 25:1 или больше.

Изобретение может быть использовано при сборке и поверхностном монтаже SMD компонентов на печатные платы. Паяльная паста содержит порошок оловянно-свинцового припоя, например ПОС 61, ПОСК 50-18 и флюс-связку, содержащую канифоль, полиэтиленгликоль с молекулярной массой 1500-20000, гидроокись натрия, триэтаноламин и этиленгликоль.

Изобретение может быть использовано при изготовлении соединительной структуры для пайки элементов конструкции, в частности электрических деталей. Припойная соединительная структура (50), которую необходимо соединить с элементом посредством материала припоя, содержит алюминиевую подложку (30) и металлическую пленку (40), полученную на алюминиевой подложке (30).

Изобретение относится к области металлургии, в частности к сварочному материалу на основе никеля, и может быть использовано при сварке жаропрочных сплавов на основе никеля и кобальта. Дисперсно-упрочненный сварочный материал на основе никеля для сварки плавлением жаропрочных сплавов на основе никеля или кобальта содержит, мас.%: кобальт от 5 до менее 14, хром 5-25, алюминий 1-6, углерод 0,05-0,2, бор 0,015-0,4, кремний 1-3, вольфрам и/или молибден 1-20, по меньшей мере один элемент, выбранный из группы, включающей титан, цирконий, гафний, тантал и рений в сумме 1-18, никель и примеси - остальное.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к борсодержащему сварочному материалу на основе никеля, и может быть использовано при ремонте разнообразных изделий, изготовленных из сплавов на основе никеля, кобальта и железа. Пластичный борсодержащий сварочный материал на основе никеля содержит, мас.%: бор от 0,4 до 0,6, углерод до 0,04, хром от 20 до 23, молибден от 8 до 10, ниобий от 3,15 до 4,14, никель и примеси - остальное.

Изобретение относится к способу электродуговой сварки велдолетов из аустенитных сталей с трубами из низкоуглеродистых и низколегированных сталей. Выполняют технологическое отверстие в упомянутой трубе, разделывают кромки под сварку и осуществляют предварительный подогрев кромок.

Изобретение относится к сварке плавлением сверхпрочных сплавов и может использоваться для изготовления и ремонта элементов газотурбинных двигателей. На основной материал из сверхпрочного сплава наносят композитный присадочный порошок, содержащий 5-50% по массе порошка твердого припоя, который включает депрессанты температуры плавления, и 50-95% по массе высокотемпературного сварочного порошка.

Изобретение относится к реакционной смеси для сварки железнодорожных рельсов методом промежуточного литья. Термитная смесь содержит в стехиометрическом соотношении оксиды железа в виде окалины, образующейся при прокатке железнодорожных рельсов, в количестве 64-66 мас.%, а в качестве восстановителя – порошок алюминия 5-7 мас.% и порошок титана 27-31 мас.%.
Наверх