Устройство сборки летательного аппарата

Изобретение относится к ракетно-космической технике и касается устройств сборки летательных аппаратов (ЛА) различного назначения и формы. Устройство сборки ЛА состоит из кантователя, оснащенного планшайбой, рельсов, тележки, набора опор и сборочных приспособлений. При этом кантователь оснащен электромеханическим приводом поворота планшайбы на 360 градусов вокруг ее продольной оси. Рельс выполнен П-образной или Г-образной формы профиля с монтажными отверстиями на вертикальной поверхности. Рама тележки выполнена из двух продольных рельсу отдельных секций П-образной или Г-образной формы профиля с монтажными отверстиями на вертикальной поверхности, с установленными на каждой секции тележки парой роликов и опор. Монтажные отверстия рельса и секции рамы расположены вдоль вертикальной поверхности не менее чем в два ряда. Параллельные рельсы и секции рамы тележки соединены крепежом типа «стержень с резьбой - гайка» или «пластина с уголком - болт-гайка». Достигается повышение технологичности устройств сборки ЛА различных типов. 4 ил.

 

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к устройствам сборки летательных аппаратов (ЛА) различного назначения и формы, состоящих из нескольких агрегатов (отсеков, модулей).

Известен способ сборки ступеней многоступенчатого ЛА по патенту РФ №2007345 «Способ сборки ступеней многоступенчатого летательного аппарата с секциями транспортно-пускового контейнера», использующий сборочный стенд, состоящий из рельсов, вертикальных опор с ложементами, тележек с ложементами, механизма перемещения тележек.

Недостатками технического решения является возможность стыковки агрегатов ЛА, только расположенных соосно, а также отсутствие возможности выполнять кантование - перемещение в вертикальной плоскости отдельных агрегатов ЛА.

Ближайшим аналогом является техническое решение устройства стенда сборки головного блока с переходником ракеты-носителя, описанное в патенте РФ №2209155 «Способ сборки головного блока на переходнике ракеты-носителя (варианты) и устройство для осуществления способа (варианты)» использующее рельсы, опоры, средство перемещения элементов сборки по рельсам (тележку), устройства фиксации, кантователь для вертикализации элементов сборки.

Недостатком аналога является малая вариативность регулировок элементов устройства: невозможность вращения элементов сборки вокруг продольной оси, невозможность боковой стыковки агрегатов ЛА.

Техническая задача изобретения заключается в создании устройства сборки различных типов ЛА, отличающегося универсальностью в части возможности быстрой перенастройки для ЛА различных продольного и поперечного размеров, дополнительными степенями свободы кантователя, возможностью боковой стыковки агрегатов ЛА, с рациональным уменьшением при этом номенклатуры деталей и узлов устройства.

Указанная техническая задача решается тем, что в предлагаемом устройстве сборки летательного аппарата, состоящем из кантователя, оснащенного планшайбой, рельсов, установленной на них перемещаемой на роликах тележки, набора опор и устройств фиксации, кантователь оснащен электромеханическим приводом поворота планшайбы на 360° вокруг ее продольной оси, рельс выполнен П-образной или Г-образной формы профиля с монтажными отверстиями на вертикальной поверхности, рама тележки выполнена из двух продольных рельсу отдельных секций П-образной или Г-образной формы профиля с монтажными отверстиями на вертикальной поверхности, с установленными на каждой секции тележки парой роликов и опор, при этом монтажные отверстия рельса и секции рамы расположены вдоль вертикальной поверхности не менее чем в два ряда, взаимное расположение отверстий на рельсе и их геометрические характеристики соответствуют отверстиям на секции рамы, параллельные рельсы и секции рамы тележки соединены крепежом типа «стержень с резьбой - гайка» или «пластина с уголком - болт-гайка».

На схемах фиг. 1 изображен общий вид устройства сборки. На фиг. 2…4 - его составные части. Приняты обозначения:

1 - рельс (секция рельсов),

2 - тележка,

3 - вертикальные опоры,

4 - соединение «пластина с уголком - болт-гайка»,

5 - секция рамы тележки,

6 - кантователь,

7 - планшайба кантователя,

8 - монтажные отверстия в рельсе,

9 - монтажные отверстия в секции рамы тележки,

10 - соединение «стержень с резьбой - гайка»,

11 - ролики для перемещения тележки,

12 - поворотная рама кантователя,

13 - схема расположения агрегата ЛА на тележке,

14 - схема расположения агрегата ЛА на кантователе.

Устройство технического решения следующее. Кантователь, фиг. 1, поз. 6, предназначен для установки на него агрегата ЛА (схематично изображен на фиг. 1, поз. 14) и регулировки положения агрегата относительно рельс в вертикальной плоскости и относительно продольной оси присоединяемого агрегата ЛА на тележке (схематично изображен на фиг. 1, поз. 13). Кантователь включает в себя поворотную раму, фиг. 1, поз. 12, для регулировки положения агрегата ЛА в вертикальной плоскости. На раму установлена планшайба (фиг. 1, поз. 7) с возможностью поворота на 360° относительно ее продольной оси с помощью электромеханического привода, на фигурах не показан. Использование электромеханического привода обусловлено компактностью и удобством подключения, вместе с достаточной мощностью и точностью позиционирования.

Рельсы (фиг. 1, поз. 1) служат для перемещения одной или нескольких тележек (фиг. 1, поз. 2) с собираемыми агрегатами ЛА, а также для размещения опор под агрегаты ЛА (фиг. 1, поз. 3).

Тележка содержит раму П-образной (фиг. 2, поз. 5) или Г-образной формы профиля (фиг. 3, поз. 5) для закрепления на ней роликов (фиг. 1, поз. 11), опор (фиг.1, поз. 3) и служит для перемещения агрегата ЛА (схематично изображен на фиг. 1, поз. 13) по рельсам.

Возможность гибкой перенастройки устройства сборки под изделия различного габарита по ширине требует использования простых и универсальных приспособлений, позволяющих изменить расстояние между рельсами, а также между секциями рамы тележки. Для этого рельс выполнен П-образной или Г-образной формы профиля с монтажными отверстиями на вертикальной поверхности (фиг. 2, поз. 8), рама тележки выполнена из двух продольных рельсу отдельных секций П-образной или Г-образной формы профиля (фиг. 2…3, поз. 5) с монтажными отверстиями на вертикальной поверхности (фиг. 2…3, поз. 9), с установленными на каждой секции роликами и опорами, при этом отверстия рельса и секции рамы расположены вдоль поверхности не менее чем в два ряда. Взаимное расположение отверстий на рельсе и их геометрические характеристики соответствуют отверстиям на секции рамы.

Выполнение отверстий в два ряда позволяет соединять параллельные рельсы с помощью «вертикальных» пар простых креплений типа «стержень с резьбой - гайка» (фиг. 2, поз. 10), регулируя при этом расстояние между рельсами и жесткость соединения. Таким же образом осуществляется и соединение (фиг. 2, поз. 10) секций рамы тележки и регулируется расстояние между секциями.

Боковая стыковка агрегатов ЛА требует стыковки торцевой части рельса к боковой. Такое соединение обеспечивается применением крепежного элемента типа «пластина с уголком - болт-гайка» (фиг. 4, поз. 4). При этом на пластине и на уголке выполнены отверстия в порядке расположения, полностью соответствующем порядку расположения отверстий на вертикальной части рельса. Использование такого крепежного элемента с различными величинами угла сгиба позволяет обеспечивать стыковку рельсов как под прямым фиг. 4а, так и другим заданным углом фиг. 4б, а также для наращивания длины пути рельсов фиг. 4в, фиг. 4г при сборке нескольких агрегатов длинномерного ЛА.

Крепежный элемент типа «пластина с уголком - болт-гайка» может применяться и для соединения параллельных секций рамы тележки между собой, фиг. 3, поз. 4. Взаимное одинаковое расположение (в том числе, расстояние по вертикали и горизонтали) отверстий на рельсе и на раме тележки их одинаковые геометрические характеристики (диаметр отверстий) позволяют обеспечить применение крепежного элемента как универсального для обоих агрегатов устройства сборки.

Техническое решение позволяет повысить технологичность устройства сборки ЛА путем применения универсальных приспособлений и снизить затраты на изготовление технологической оснастки при опытном и мелкосерийном производстве ЛА разных типоразмеров.

Устройство сборки летательного аппарата, состоящее из кантователя, оснащенного планшайбой, рельсов, установленной на них перемещаемой на роликах тележки, набора опор и сборочных приспособлений, отличающееся тем, что кантователь оснащен электромеханическим приводом поворота планшайбы на 360° вокруг ее продольной оси, рельс выполнен П-образной или Г-образной формы профиля с монтажными отверстиями на вертикальной поверхности, рама тележки выполнена из двух продольных рельсу отдельных секций П-образной или Г-образной формы профиля с монтажными отверстиями на вертикальной поверхности, с установленными на каждой секции тележки парой роликов и опор, при этом монтажные отверстия рельса и секции рамы расположены вдоль вертикальной поверхности не менее чем в два ряда, взаимное расположение отверстий на рельсе и их геометрические характеристики соответствуют отверстиям на секции рамы, параллельные рельсы и секции рамы тележки соединены крепежом типа «стержень с резьбой - гайка» или «пластина с уголком - болт-гайка».



 

Похожие патенты:

Изобретение относится преимущественно к наземным средствам запуска ракет космического назначения. Стартовый комплекс снабжен соединяемыми с ракетой ускорительно-дозаправочными боковыми блоками (УДБ) с устанавливаемыми внутри них стационарными штангами – отдельно для окислителя и горючего.

Группа изобретений относится к космической технике, а более конкретно к посадочным устройствам. Посадочное устройство возвращаемой ступени ракеты-носителя состоит из четырех раскладываемых до касания посадочной площадки с малой скоростью посадочных опор.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано для наземного старта ракет космического назначения. Стартовый комплекс для предстартовой подготовки и пуска ракеты-носителя содержит стартовое сооружение, стартовую систему, заправочную кабель-мачту, общетехнические системы, вспомогательное оборудование и заправочные телескопические трубопроводы.

Группа изобретений относится к способам и средствам запуска РН. Стартовый комплекс состоит из круглой в сечении вертикальной шахты, нижняя часть которой заполнена расчетным объемом воды.

Изобретение относится к средствам для наземного старта космических ракет-носителей (РН), в т.ч. с боковыми блоками.

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Способ контроля и корректировки параметров компонентов РКТ в заправочной автоцистерне заключается в сборе и обработке показаний с датчиков температуры и давления.

Изобретение относится к оборудованию стартовых ракетных комплексов, в частности к способу снижения деструктивного воздействия на элементы пускового оборудования и стартового сооружения при старте ракеты-носителя. Способ снижения деструктивного воздействия на элементы пускового устройства и стартового сооружения заключается в том, что при старте ракеты-носителя создают пленочное защитное образование на металлооблицовке газохода пускового устройства по всей его площади, путем подачи жидкости из внутренних помещений стартового сооружения перед включением ракетного двигателя.

Группа изобретений относится к области многоразового гибридного аэрокосмического транспорта с вертикальным взлетом и посадкой, использующего гибридную силовую установку, с двумя типами реактивных двигателей: жидкостным реактивным двигателем (ЖРД) и ракетно-воздушно-реактивным двигателем (РВРД) детонационного горения, для вывода космопланов на низкую опорную орбиту с использованием атмосферного кислорода.

Изобретение относится к авиационно-космической технике, а также к технике хранения и распределения газов и жидкостей. Система охлаждения ракетного топлива на стартовом комплексе содержит емкость-хранилище ракетного топлива, теплообменник охлаждения ракетного топлива, барботер газообразного азота, газовый редуктор, насосную станцию, магистраль подачи газообразного азота, трубопровод жидкого азота, магистраль заправки ракетного топлива, вентиль, трубопровод газообразного азота, трубопровод циркуляции топлива, вентиль, топливный бак.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для загрузки изделий в шахтную пусковую установку. Устройство содержит первый и второй рабочие гидроцилиндры.

Изобретение относится к области дезинфекции открытых участков поверхностей зараженной техники и касается способа дезинфекции зараженных поверхностей летательных аппаратов (ЛА). Для дезинфекции в воздухе формируют дезинфицирующее облако через распыление дезинфектанта в заданном воздушном пространстве с установленной концентрацией раствора в зависимости от биологического агента и на определенной высоте.
Наверх