Способ снижения деструктивного воздействия на элементы пускового устройства и стартового сооружения при старте ракеты-носителя

Изобретение относится к оборудованию стартовых ракетных комплексов, в частности к способу снижения деструктивного воздействия на элементы пускового оборудования и стартового сооружения при старте ракеты-носителя. Способ снижения деструктивного воздействия на элементы пускового устройства и стартового сооружения заключается в том, что при старте ракеты-носителя создают пленочное защитное образование на металлооблицовке газохода пускового устройства по всей его площади, путем подачи жидкости из внутренних помещений стартового сооружения перед включением ракетного двигателя. Подачу жидкости производят по магистралям трубопроводов, проложенных в стартовом сооружении вдоль газохода пускового устройства под его металлооблицовкой. В качестве жидкости может использоваться реагент, способный нейтрализовать негативное влияние паров компонентов ракетных топлив и тепловых нагрузок газовой струи двигательной установки. Вывод жидкости на поверхность газоотводящего канала осуществляют через патрубки, размещенные в отверстиях металлооблицовки. Повышается износостойкость элементов пускового оборудования и стартового сооружения при старте ракеты-носителя. 3 ил.

 

Изобретение относится к оборудованию стартовых ракетных комплексов, в частности к способу снижения деструктивного воздействия на элементы пускового оборудования и стартового сооружения при старте ракеты-носителя.

При старте ракеты-носителя технологическое оборудование, системы и сооружения стартовых ракетных комплексов работают в весьма специфических условиях, что определено действием ряда характерных нагрузок. К ним, прежде всего, следует отнести высокотемпературное воздействие газовой струи при запуске двигательной установки ракеты-носителя. Также физическую картину процессов нагружения, протекающих вблизи пускового оборудования перед запуском двигательной установки ракеты-носителя и при ее пуске, усложняет пролив компонентов ракетных топлив и заполнение пространства газоходов их парами. Это негативно сказывается на техническом состоянии, возможности долговременной эксплуатации как самих элементов пускового оборудования, так и элементов стартового сооружения.

В настоящее время для снижения газодинамических и акустических нагрузок на ракету-носитель и элементы стартового комплекса известны целый ряд способов и устройств.

Известна система охлаждения газовой струи ракетного двигателя стартового комплекса, включающая трубопроводы, проложенные от емкости с водой к патрубкам, снабженным щелевыми насадками, установленным на пусковом столе, через водоводы которых вода подается для охлаждения газоотражателя (см. книгу "Технологические объекты наземной инфраструктуры ракетно-космической техники" (инженерное пособие) под общей редакцией доктора технических наук, профессора И.В. Бармина. Москва, 2005 г.).

Система подразумевает ввод с помощью патрубка охлаждающего водяного потока в центр сверхзвуковой газовой струи двигательной установки ракеты-носителя после выхода ее из сопла двигателя.

Она предназначена для защиты газоотражателя от воздействия высокотемпературного газового потока, а также охлаждения этого потока и защиты хвостовой части ракеты космического назначения.

Известны технологии снижения акустического воздействия сверхзвуковых горячих струй при стендовых испытаниях летательных аппаратов с помощью подачи воды в виде мелких струек параллельно оси газовой струи и радиального впрыска воды в газовую струю (см. Антонов А.И. и др. "Пульсация давления при струйных и отрывных течениях". М.: Машиностроение, 1990 г.).

Недостатком данного способа, является то, что использовать его при старте ракеты-носителя не представляется возможным.

Известен также «Способ снижения акустического воздействия на ракету-носитель при ее старте и устройство для снижения акустического воздействия на ракету-носитель при ее старте». (Патент об изобретении RU 2455195, МПК В64С 5/00, F02K 1/34, от 2012 г.).

Способ заключается в том, что создают замкнутую водяную завесу, прилегающую к хвостовому отсеку ракеты-носителя и к струе продуктов сгорания, которую формируют нисходящие потоки падающих струй, предварительно направленных вверх под углом к оси ракеты-носителя. Нисходящие потоки от отдельных струй падают у хвостового отсека с частичным перекрытием.

Недостатком данного способа, является то, что использовать его можно в основном для снижения именно акустических нагрузок, возникающих при старте ракеты-носителя.

На стартовых комплексах применяется способ снижения акустического воздействия на ракету-носитель при ее старте, включающий создание замкнутой водяной завесы вокруг хвостового отсека ракеты-носителя и струи продуктов сгорания (см. патент РФ №2320883, МПК F02K 1/34, А62С 2/08, B64G 5/00, от 2006 г.).

В этом случае подачу воды осуществляют вверх и вниз параллельно ракете-носителю и газовой струе в виде водяной пелены замкнутой кольцевой формы.

Недостаток этого способа снижения акустического воздействия на ракету-носитель при ее старте заключается в том, что он фактически обеспечивает только защиту оборудования, установленного на стартовом столе, и элементов стартового сооружения, находящихся за водяными завесами.

Все выше изложенные способы связаны с использованием для подачи жидкости патрубков, закрепленных на раме пускового устройства.

Для снижения тепловых нагрузок на пусковое устройство решают задачу охлаждения газовой струи двигательной установки, для чего водяной поток вводится в центр сверхзвуковой струи под соплом двигательной установки. При решении задачи снижения акустической нагрузки на ракету-носитель и элементы пускового оборудования водяной поток распространяется под хвостовым отсеком ракеты-носителя для создания водяной завесы.

Эти способы не решают проблему снижения воздействия газодинамических нагрузок на всю площадь газохода и стартового сооружения и сопутствующую задачу нейтрализации негативного влияния паров компонентов ракетного топлива. Поэтому предлагается новый способ снижения деструктивного воздействия на элементы пускового устройства и стартовое сооружение при старте ракеты-носителя.

Наиболее близкими по технической сути (прототипом) к предлагаемому способу снижения деструктивного воздействия на элементы пускового устройства и стартовое сооружение при старте ракеты-носителя являются способы охлаждения камеры жидкостных ракетных двигателей (см. «Конструкция и проектирование ракетных двигателей» под ред. В.П. Советского, М.: Машиностроение, 1984 г.).

Стенки камеры жидкостных ракетных двигателей охлаждаются созданием пристеночного слоя пониженной температуры из компонента ракетного топлива. В этом случае равномерное распределение температуры вдоль стенки камеры обеспечивают тангенциальные периферийные форсунки, которые распыляют компонент топлива, используемый в качестве охладителя, через смесительную головку.

Для охлаждения стенок камеры используют также завесное охлаждение. При завесном охлаждении на огневой поверхности стенки камеры создается газовая пленка охладителя, вводимого через пояса завесы. Пленка должна быть равномерной и устойчивой по периметру. Обычно применяются не более трех поясов завесы, причем их размещают перед теплонапряженными участками камеры. Пояса завесы представляют собой ряд мелких, касательных к цилиндру камеры отверстий, расположенных по окружности в данном сечении камеры.

Недостатком данного способа является то, что его можно использовать в системах охлаждения только для снижения температурных нагрузок небольших по габаритам конструкций.

Все вышеизложенные способы непосредственно не решают задачу снижения тепловых нагрузок как на пусковое оборудование стартового комплекса, так и на стартовое сооружение, и вообще не решают задачу компенсации воздействия от компонентов ракетных топлив, что снижает долговечность этих объектов.

Задачей предложенного изобретения является решение проблемы негативного воздействия от тепловых нагрузок газовой струи ракетного двигателя и компонентов ракетных топлив на элементы пускового оборудования и стартового сооружения при старте ракеты-носителя, при котором техническим результатом будет являться увеличение времени эксплуатации данных элементов стартового комплекса.

Сущность предлагаемого способа защиты заключается в создании на металлооблицовке газоотражателя пленочной завесы путем подачи жидкости из внутренних помещений стартового сооружения перед запуском двигателя при старте ракеты-носителя.

Технический результат в этом способе защиты достигается синхронным построением пленочных защитных дисперсных образований по всей площади металлооблицовки газоотражающего устройства пускового оборудования и стартового сооружения.

Суть изобретения можно также пояснить с использованием фиг. 1, 2 и 3. Струя двигательной установки 2 при старте ракеты-носителя через доли секунды достигает металлооблицовки газоотражателя и создает на него серьезную тепловую нагрузку (фиг. 1). Кроме того, в газоходе пускового оборудования происходит взрывное доокисление продуктов сгорания и паров компонентов ракетных топлив. Для снижения этого воздействия создается пленочная дисперсная завеса 3 путем подачи охладителя через отверстия в металлооблицовке газохода по всей длине газоотражающего устройства с помощью патрубков 4, соединенных с трубопроводом 7 (фиг. 1).

Через патрубки дополнительно вместе с водой можно вводить реагент (специальный состав, способный химически нейтрализовать пары компонентов ракетных топлив). Такая смесь позволит снизить не только высокотемпературное воздействие газовой струи, но и негативное влияние паров компонентов ракетных топлив на технологическое оборудование стартового комплекса и элементы стартового сооружения. Такое решение наиболее актуально при использовании токсичных компонентов ракетных топлив на стартовом комплексе.

Для создания необходимого давления в патрубках 7 создается комплекс запорных вентилей 9 и система контроля давления 6 (фиг. 1). Необходимый для выполнения задачи запас охлаждающей жидкости хранится в емкости 8 (фиг. 1).

Под металлооблицовкой газохода создается сеть трубопроводов 7, имеющих в своем составе патрубки 4. Патрубки, через отверстия в металлоблицовке, имеют возможность вывода на ее поверхность охладителя с целью образования пленочных защитных дисперсных образований (фиг. 2). Подвод охладителя через патрубки в поясах завесы применяют для повышения устойчивости пленки. Процесс создания пленочной завесы на металлооблицовке газоотражающего устройства с помощью патрубков 4 и трубопроводов 7 схематично изображен на фиг. 3.

Технически такой способ снижения деструктивного воздействия на элементы пускового устройства и стартового сооружения можно применять, используя технологическое оборудование стартового комплекса.

Таким образом, предложенный способ обеспечивает технический результат, заключающийся в снижении деструктивного воздействия тепловых нагрузок и паров компонентов ракетных топлив и увеличении длительности эксплуатации элементов пускового оборудования и стартового сооружения.

Способ снижения деструктивного воздействия на элементы пускового устройства и стартового сооружения при старте ракеты-носителя путем синхронной подачи жидкости на поверхность газоотводящего канала, отличающийся тем, что создают защитный пленочный экран по всей площади газохода пускового устройства перед включением двигателя ракеты-носителя через патрубки, размещенные в отверстиях металлооблицовки газохода, в качестве жидкости используют воду или реагент, способный нейтрализовать негативное влияние паров компонентов ракетных топлив и тепловых нагрузок газовой струи двигательной установки на элементы пускового устройства и стартового сооружения и обеспечить долговременную их эксплуатацию.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области многоразового гибридного аэрокосмического транспорта с вертикальным взлетом и посадкой, использующего гибридную силовую установку, с двумя типами реактивных двигателей: жидкостным реактивным двигателем (ЖРД) и ракетно-воздушно-реактивным двигателем (РВРД) детонационного горения, для вывода космопланов на низкую опорную орбиту с использованием атмосферного кислорода.

Изобретение относится к авиационно-космической технике, а также к технике хранения и распределения газов и жидкостей. Система охлаждения ракетного топлива на стартовом комплексе содержит емкость-хранилище ракетного топлива, теплообменник охлаждения ракетного топлива, барботер газообразного азота, газовый редуктор, насосную станцию, магистраль подачи газообразного азота, трубопровод жидкого азота, магистраль заправки ракетного топлива, вентиль, трубопровод газообразного азота, трубопровод циркуляции топлива, вентиль, топливный бак.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для загрузки изделий в шахтную пусковую установку. Устройство содержит первый и второй рабочие гидроцилиндры.

Группа изобретений относится к посадочным системам многоразовых космических кораблей (МКК), главным образом ступеней ракет-носителей. Предлагаемая система содержит стационарные опоры, связанные направляющими, и тросовую систему улавливания МКК с быстро перемещаемой ловушкой.

Группа изобретений относится к наземным средствам сетчатого типа для обеспечения посадки отработавших ступеней ракет-носителей (РН), содержащих многоразовые жидкостные ракетные двигатели, а также к конструкции таких ступеней. В предлагаемом устройстве одни концы тросов закреплены концентрично по окружности за кольцевой трос, присоединены по периферии к опорам в параллельной столу приземления, отстоящей от него по высоте плоскости.

Изобретение относится, главным образом, к стационарному заправочному оборудованию авиационно-космической техники. Жидкий кислород из резервуаров хранилища с помощью центробежных насосов и системы наддува по трубопроводу подается в систему заправки ракеты.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в автономных жидкостных многорежимных наземных системах обеспечения теплового режима (НСОТР) служебной и научной аппаратуры космических аппаратов (КА), модулей и макетов этих аппаратов, активных фазированных антенных решеток (АФАР).

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и летательных аппаратов легче воздуха. Аэростатный ракетно-космический комплекс включает дирижабль, ракету космического назначения, транспортно-пусковой контейнер, наземную стартовую площадку с опорно-удерживающим устройством и транспортно-установочный агрегат.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в электрогидравлических системах управления поворотным кольцом стартовых ракетных комплексов (ЭГСУ ПК СРК). Система содержит устройство управления, реверсивные регулируемые насосы, пополнительные баки, датчики положения люльки регулируемых насосов, электрогидравлические механизмы управления регулируемых насосов, обратные клапаны, гидроцилиндры, датчики положения штоков гидроцилиндров, подпиточные насосы с гидравлическим управлением, двухпозиционные четырехлинейные гидрораспределители с электромагнитным управлением, двухпозиционные четырехлинейные гидрораспределители с гидравлическим управлением.

Группа изобретений относится к наземным комплексам для запуска космических ракет. Стартовый комплекс включает в себя вертикальную шахту, в нижней части которой размещены конические заряды твердого ракетного топлива, окруженные водой, и щелевые отверстия для горизонтального впрыска воды в шахту.

Изобретение относится к роботизированной установке пожаротушения. Установка содержит пожарные роботы, подключенные к противопожарному трубопроводу, включающие в себя лафетный ствол с приводами вертикального и горизонтального наведения, насадок с приводом изменения угла распыливания струи, дисковый затвор с приводом, датчик давления и местный пульт управления, соединенные с блоком коммутации, который соединен с устройством управления, соединенным с ИК-извещателями через устройство идентификации и определения координат очага загорания, при этом на участке защищаемого помещения вне зоны действия пожарных роботов к противопожарному трубопроводу дополнительно подключена распределительная спринклерная сеть со спринклерами с принудительным пуском и блоком управления спринклерами, соединенным с устройством управления, и ИК-извещатели, установленные стационарно, соединенные с устройством идентификации и определения координат очага загорания.
Наверх