Патент ссср 291477

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

29) 477

Со1оз Советских

Социалистических

Республик

Н ПАТЕНТУ

МПК Р01р 7/04

Зависимый от патента ¹â€”

Заявлено 20.11.1967 (№ 1136818/24-6)

Приоритет—

Оп б>ликовано 06.1.1971. Бюллетень ¹ 3

Комитет -o делам изобретемий и открытий при Совете Мимистров

СССР

УДК 621.436 (088.8) Дата опубликования описания 29.III.1971

Иностранцы

Филип Джозеф Коста и Роберт Рой МакКутчеи (Соединенные Штаты Америки) Авторы изобретения

Заявитель

Иностранная фирма

«Катерпиллар Трактор Компани» (Соедиисниыс Штаты Америки) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ IIEPEMEHHOA СКОРОСТЬЮ

ВЕНТИЛЯТОРА M НОГОКОНТУР НОГО ТЕПЛООБМЕН Н И КА

Изобретение относится к области регулирования охлаждения силовой установки, работающей иа переменных режимах, например в транспортных условиях.

Известны системы управления переменной скоростью вентилятора миогоконтуриого тсплообменника, содержащие электрические датчики температуры жидкости, помещенные в контуры теплообмснника и вк:почениые с сопротивлениями в цепь управления приводом вентилятора, источник постоянного напряжения, электроиныс коммутирующие цепи с llcрегулируемыми сопротивлениями и потсицнометром, соединенные с датчиками температуры, сервоусил11тсль и средства . правления приводом вентилятора.

Описываемая система отличается от извсcT f1 hl x тем, что да тч и кя ми тем пер ят p bf сл жят термисторы, вклю icflf! I fc последогательно с сопротивлениями 113 постоянное напряжение источника, например батареи, в коммутирующих цепях предусмотрены диоды, аноды которых вкл1очеиы между термистором и сопротивлением, а катоды — через общее сопротивление к источнику постоянного иапря>кения.

Сервоусилитель электрически, а управляющий клапан механически соединены с потенциометром, Вкл1очениым ня постоянное 1!япря>кение источника. В качестве средства управления приводом вентилятора использована обмотка электромагнита, подключенная к сервоусилителю и цепи, напряжение которой соответствует минимальному зияченшо температур в пределах их регулирования.

Это позволяет обеспечить скорость вентилятора в соответствии с предельной температурой жидкости в одном из контуров теплообменника и сократить расход мощности ня привод вентилятора.

1О НЯ фиг. схематически изображена предложенная система управления, общий вид; и3 фиг. 2 — To >I

Тсплообмснннк 1 вентилятора 2 состоит из

15 радиаторов >, 4 и 5, имеющих впускиые трубопроводы 6, 7 и 8 и выпускные трубопроводы 9, 10 и 11. В выпускных трубопроводах установлены электрические датчики 12, 18 и

14 температуры, электрически соединсш1ые с

20 электронным блоком 15 управления, управляющим гидравлическим клапаном 16, который соединен трубопроводом 17 с гидромуфтой 18.

Скорость вентилятора 1 регулируется изменением наполнения гидромуфты 18, вращающей25 ся от вала 19 через редуктор 20.

Электрические датчики 12, 13, 14 и 21 температуры представляют собой термисторы, соединенные электрически последовательно с нерегулирусмымп сопротивлен11ями 22 — 25 и зо параллельно с источником 26 постоянного напряжения. К источнику 26 также подключены нерегулируемые сопротивления 27 и 28 и регулируемое сопротивление 29 с движком 80. Аноды диодов 81 — 84 подключены к цепям термистор — сопротивление в точках соединения термисторов 12, 18, 14 и 21 с сопротивлениями 22 — 25, Катоды диодов 81 — 84 электрически соединены с проводом 85, подключенным одним концом через сопротивление 86 к источнику 26, а другим к проводу 87, электрически соединенному с сервоусилителем 88, который также электрически соединен проводом 39 с движком 80 сопротивления 29. Сервоусилитель управляет работой исполнительного двигателя 40, приводящего в действие управляющий клапан 16, механически соединенный тягой 41 с движком 80 сопротивления 29. Термистор 21, сопротивление 25 и диод 84 использованы в системе управления для обеспечения в случае необходимости увеличения температуры жидкостей контуров теплообменника.

Видоизмененная цепь системы регулирования скоростью вентилятора позволяет обеспечить регулирование без помощи сопротивлений 27, 28 и 29. Вместо управляющего клапана используют электрогидравлический клапан 42 с катушкой 48, соединенной с сервоусилителем 88 и катодом диода 44 Ценера, анод которого подключен к источнику 26. В остальном цепь системы управления скоростью вентилятора аналогична рассмотренной ранее, по отсутствует исполнительный двиraтель 40.

Система работает следующим образом.

При увеличении температуры в одном из контуров теплообменнпка изменяется сопротивление одного из датчиков температуры, и потенциал, проходящий через соответствующий диод, сравнивается с потенциалом, под которым находится провод 85. Если напряжение, поданное на провод 85 через один из диодов 81, 82, 88 или 84, выше потенциала этого провода, то сигнал после этого диода проходит в сервоусилитель 88. Это приводит в действие исполнительный двигатель 40, который перемещает регулирующий элемент клапана 16, в результате чего изменяются подвод масла к гндромуфте 18 и число оборотов вентилятора 1.

Остальные датчики температуры пе участвуют в работе системы до тех пор, пока напря5 жение, проходящее через соответствующий диод, не превысит значения, под которым уже находится провод 85.

Предмет изобретения

1. Система управления переменной скоростью вентилятора многоконтурного теплообменника, например двигателя внутреннего сгорания, содержащая электрические датчики температуры жидкости, помещенные в контуры теплообменника и включенные с сопротивлениями в цепь управления приводом вентилятора, источник постоянного напряжения, электронные коммутирующие цени с нерегулируемыми сопротивлениями и потенциометром, соединенные с датчиками температуры, сервоусилитель и средства управления приводом вентилятора, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения скорости вентилятора в соответ25 ствии с предельной температурой жидкости в одном из контуров теплообменника и сокращения расхода мощности на привод, датчиками температуры служат термисторы, включенные последовательно с сопротивлениями на постоянное напряжение источника, например батареи, в коммутирующих цепях предусмотрены диоды, аноды которых включены между термистором и сопротивлением, а катоды через общее сопротивление подключены к источ35 нику постоянного напряжения.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что, сервоусилитель электрически, а управляющий клапан механически соединены с потенциометром, включенным»а постоянное напря>ке40 ние источника.

3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что. в качестве средства управления проводом вентилятора использована обмотка электромагнита, подключенная к сервоусилителю и цепи, 45 напряжение которой соответствует минимальному значению температур в пределах их регулирования.

29!477

Фиг 1

-26

Фиг 2

Составитель Г. Левин

Техред 3. Н. Тараненко

Корректор Т. A. Китаева

Редактор E. Кравцова

Загорская типография

Заказ 122! Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретенш| и открытий при Совете Министров СССР

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Патент ссср 291477 Патент ссср 291477 Патент ссср 291477 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам охлаждения силовых установок (двигателей и трансмиссий) тяжелых транспортных машин

Изобретение относится к области транспортного двигателестроения, в частности к системам охлаждения

Изобретение относится к устройствам облегчения пуска двигателей внутреннего сгорания в условиях низких температур окружающей среды

Изобретение относится к силовой установке с приводным двигателем, с системой охлаждения для охлаждения приводного двигателя, включающей в себя контур теплоносителя, охлаждающее устройство и согласованный с охлаждающим устройством вентилятор; вентилятор находится с приводным двигателем в приводном соединении, отличающейся тем, что между приводным двигателем и вентилятором установлена управляемая или регулируемая муфта; причем муфта образована в виде гидродинамической муфты, включающей в себя первичное колесо и вторичное колесо, которые между собой образуют заполняемую рабочим средством рабочую камеру; причем с муфтой согласована система подачи рабочего средства; при этом предусмотрены средства для оказания влияния на передаточное отношение гидродинамической муфты

Изобретение относится к нагнетателям воздуха для автотранспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям устройств автоматического регулирования работы вентилятора системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания
Наверх