Регулируемая опора

 

295 9I5

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

МПК F 16с 41/02

Заявлено 17.Х.1967 (№ 1191105/25-27) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 12.111971. Бюллетень ¹ 8

Дата опубликования описания 9.IV.1971

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.822.3(088.8) Автор изобретения

А, Х. Вольперт

Заявитель

РЕГУЛИРУЕМАЯ ОПОРА

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям регулируемой опоры преимущественно для судовых валопроводов.

При монтаже судовых валопроводов осуществляется центровка, при которой опорные подшипники путем перемещения «х в радиальном направлении устанавливаются в нужном положении, определяемом либо величиной заданных опорных реакций, либо величиной допускаемой несоосности отдельных валов.

В известных опорах корпусы подшипников после центровки занимают различное положение по высоте относительно основания, и поэтому при креплении опоры фундаментными болтами в пространство между лапами корпусов опор и основанием устанавливаются прокладки. Изготовление прокладок и последующая ручная подгонка их по месту требуют значительных затрат времени и средств. Кроме того, погрешности в подгонке клиньев помимо нарушения центровки приводят к перекосам валов, что резко ухудшает условия смазки, вызывает повышенный нагрев и износ трущихся пар.

Цель изобретения — улучшение условий эксплуатации и упрощения центрирования валов валопровода. Это достигается установкой фундаментных болтов внутри резьбовых стаканов, ввинченных в крепежные отверстия,BII корпуса опоры, расположенные симметрпчьо относительно оси вала п лежащие в перпендикулярной к этой оси плоскости, проходящей поперек подшипника через его середину. Кроме того, устройства для регулирования положения опоры на основашш размещены около каждого фундаментного болта и выполнены в виде ввинченных в отверстия корпуса опоры резьбовых втулок, внутри которых

10 проходят штОки; Одним концом штоки упираются в основание, а другим контактируют с хвостовиками дина мометрических приборов, смонтированных в верхней части резьбовых втулок.

15 На фиг. 1 изображена регулируемая опора, вид сверху; на фиг. 2 — то .. е в поперечном разрезе; на фиг. 3 — схема установки динамометрического прибора в поперечном разрезе.

Опора содержит корпус 1 с двумя лапами 2, 20 которые крепятся к основанию 3 посредством фундаментных болтов 4, установленных внутри резьбовых с гаканов 5, ввинченных в крепежные отверстия лап корпуса.

Между основанием и резьбовыми стакана25 ми установлены сферические каленые шайбы б. Для фиксации опоры в нужном положешш предусмотрены натяжные гайки 7, крепежные гайки 8 и контргайки 9. В каждой лапе корпуса опоры предусмотрено по одному болту 4, 30 причем ооа болта 4 расположены в одной пло295915

45 скости, проходящей перпендикулярно оси подшипниковой втулки 10, установленной в расточке корпуса и проходящей через ее середину.

У каждого болта 4 в плоскости, соединяющей центры крепежных отверстий лап корпуса, размещены устройства для регулирования положения опоры на основании. Каждое устройство содержит ввинченную в отверстие корпуса опоры резьбовую втулку 11, установленную внутри втулки 11 и жестко связанную с ней опорную втулку 12 и проходящий внугри втулки 12 шток 18. Один конец штока 18 упирается в основание 8, а другой контактирует с пробкой 14 муфты 15, навинчен на открытую выступающую часть втулки 12.

Втулка 12 снабжена сухарем 15, для которого в корпусе опоры предусмотрен соответствующий паз. Во время регулировки пробка 14 вывертывается из муфты 15 и заменяется на динамометрический прибор 17 с хвостовиком 18 (cM. фиг. 3).

Центровка судового валопровода осуществляется следующим образом.

При центровке опоры по величине заданных опорных реакций из муфт 15 вывертываются пробки 14 и устанавливаются динамометры

17 с хвостовиками. Вращением втулки 11 и перемещением втулки 12 шток 13 подводится к хвостовику 18 динамометра, при этом момент контакта контролируется по стрелке динамометра. После этого стаканы 5 вывертываются заподлицо с нижней плоскостью лап корпуса опоры и тем самым опорные реакции от веса валопровода передаются на динамометры 17.

Вращением втулок 11 перемешают корпус 1 опоры и смонтированный в ней вал в том или ином направлении до тех пор, пока показания динамометров не будут соответствовать расчетным нагрузкам. Затем вращением стаканов

5 их поджимают к шайбам б и, наблюдая за показаниями динамометров, несколько приподнимают опору, а болтами 4 крепят ее к основанию и затягивают гайки 7. Натяги, ко4 торые создаются от затягивания болтов 4 и гаек 7, должны вернуть показания динамометров в исходное положение, т. е. вся система должна обжаться на ту же величину, на которую опора при посадке на стаканы 5 была приподнята.

Если компенсация натяга при креплении оказалась недостаточной или лишней, гайки

7 и 8 ослабляются, поворотом резьбового стакана вносится необходимая коррекция, гайки снова затягиваются и болты 4 стопорятся контргайками 9. Заканчивается установка опоры демонтажом динамометров 17, взамен которых ввертываются пробки 14.

При центровке опор по величине допускаемой несоосности отдельных валов регулирование опор может осуществляться непосредсгвенно с помощью стаканов 5, либо втулками

11 при установленных пробках 14.

Предмет изобретения

Регулируемая опора преимущественно для судовых валопроводов, содержащая корпус подшипника с лапами, закрепленный на основании посредством фундаментных болтов, и устройства для регулирования положения опоры на основании, отлича ощаяся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации и центрирования, устройства для регулирования положения опоры на основании размещены около каждого фундаментного болта и выполнены в виде ввинченных в отверстия корпуса резьбовых втулок, внутри которых проходя г штоки, одним концом упирающиеся в основание, а другим концом контактирующие с хвостовиками динамометрических приборов, закрепленных на резьбовых втулках, при этом фундаментные болты размещены внутри резьбовых стаканов, ввинченных в крепежные отверстия лап корпуса, расположенные симмегрично относительно оси подшипника и лежащие в перпендикулярной к этой оси плоскости, проходящей поперек подшипника через его середину.

18

Qua 3

Составитель Г. Козлов

Редактор Н. Г. Михайлова Техред Е. Борисова Корректор А. П. Васильева

Заказ 869)13 Издат. № 392 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Регулируемая опора Регулируемая опора Регулируемая опора Регулируемая опора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в конструкциях машин, механизмов и, в частности, в подшипниковых узлах

Изобретение относится к области судостроения , в частности к упоровоспринимающим устройствам судовых движителей

Опора вала // 1418528
Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипниковым узлам прокатных валков
Наверх