Прибор для автоматической записи пути, проходимого движущимся предметом

 

6 9.

Класс 42с 9.

42р, 11

3 о gg Q9®, ПЛтКНТ НА ИЗОВР ТЕНИЕ

ОПИСНН ИЕ прибора для автоматической записи пути, проходимого движущимся предметом.

К патенту Н. А. Возного, заявленному 20 февраля 1932 года (спр. о перв. № 103891).

0 выдаче патента опубликовано 30 июня 1934 года.

Действие патента распространяется на 15 лет от 30 июня 1934 года. (ь4а1

Изобретение относится к приборам для автоматической записи пути, прохо- ) димого движущимся предметом, напр., велосипедом, автомобилем, судном или аэропланом, с применением двух фрикционных дисков, приводимых во вращеwe со скоростью, пропорциональной скорости движущегося предмета, и служащих для вращения фрикционных роликов при посредстве соответствующих передач, перемещающих один ленту, а другой — каретку с пишущим приспособлением в направлении, перпендикулярном к перемещейию бумажной ленты.

В предлагаемом приборе, с целью получения на ленте линии с румбом, соответствующим уклону ее от оси прибора, два фрикционных ролика, находящиеся на неизменном расстоянии друг от друга, ходят по фрикционным дискам, выполненным в виде сцепленных друг с другом одинакового диаметра зубчаток, установленных на доске, которая может быть передвигаема вручную или автоматически при помощи кремальеры с диском, разделенным на градусы или румбы.

На чертеже фиг. 1 — 4 изображают схему действия прибора; фиг. 5 — схематический вид сбоку прибора для автоматической записи пути, проходимого движущимся предметом; фиг. 6 — вид его сверху.

Две сцепленные вместе зубчатки 1 и 2 одинакового диаметра соединеньв фрикционно с двумя находящимися на неизменном друг от друга расстоянии свободно вращающимися роликами 3 и 4 (фиг. 1 — 4), управляющими движениями пера соответственно по осям х и у. Угловая скорость и направление движения роликов 3 и 4 зависят от положения их на зубчатках. С изменением такового получается приращение всех значений от + максимума через 0 до — максимума, поэтому пишущее перо, как представляющее результирующую обоих приращений, может непрерывно изме-нять свой азимут от 0 до 360 в зависимости от положения роликов на зубчатках.

Зубчатки 1 и 2 получают движение от ведущих частей (колеса, винта или пропеллера) всегда в одном направлении и пропорционально скорости вращения таковых частей, а скорость и, направление вращения, фрикционно связанных с зубчатками роликов 3 и 4, управляющих движением пера (3 по оси х, 4 по оси у), зависят от положения их на дисках - зубчатках. Так, при положении на фиг. 1 ролик 3, находясь на краю зубчатки /, будет вращаться с максимальной скоростью, а ролик 4„ находящийся в центре зубчатки 1, не будет вращаться вовсе. Поэтому и перс будет двигаться только по оси+ х и чертить линию по направлению N.

Если переместить зубчатки 1 и 2, как указано на фиг. 2, то ролик 3 станет в центре и не будет вращаться вовсе, а ролик 4 будет вращаться с максимальной скоростью. Поэтому перо будет двигаться только по оси+у по направлению W.

В положениях, промежуточных между N и И", получается угол наклона, соответствующий удалению ролика 3 от края зубчатки, а ролика 4 — от ее центра.

В частности, при нахождении их на равных расстояниях от краев угловая скорость вращения роликов 3 и 4 будет одинакова, движения пера по осям х и у будут равны, и результирующая даст прямую линию с наклоном в 45, скаковую перо и начертит. Передвигая

:.зубчатки 1 и 2 далее, в положение на фиг. 3, ролик 3 находится на краю зубчатки и вращается с максимальной скоростью, но уже в обратную сторону против положения на фиг. 1, а ролик 4 находится в центре зубчатки 2 с нуле- вым движением. Следовательно, перо будет чертить линию по оси — х, по на.правлению 5.

Наконец, в крайнем левом положе- нии зубчаток 7 и 2 (фиг. 4) ролик 3 будет в центре и не даст движения, а ролик 4 на краю зубчатки 2 даст максимальное движение, но в обратную сторону против фиг. 2. Следовательно, перо будет чертить по оси — у по направлению О.

Таким образом, изменение положения .фрикционных роликов на зубчатках даст изменение быстроты движения пера как .по оси х, так и по оси у, и результирующая этих движений будет всегда пропорциональна быстроте вращения зубчаток 1 и 2, т. е. и ведущих частей; перо будет давать любой нужный ази.мут при резком изменении положения фрикционных роликов на зубчатках, а при плавном изменении этого положения перо будет писать кривую, в точности соответствующую поворотам руля .автомобиля, судна, аэроплана, т. е. давать их путь.

Соединенная жесткой или гибкой передачей 27 с ведущими частями 28 ось .5 несет на себе муфту б с кольце- образными выступами и ш пеньком 7, входящим в продольное углубление на оси 5, позволяя этим муфте б двигаться вдоль оси, вращаясь вместе с нею.

К муфте прикреплена коническая зубчатка 8, передающая через вторую коническую зубчатку движение фрикционным дискам, в виде сцепленных друг с другом одинакового диаметра зубчаток 1 и 2, установленных на передвигающейся параллельно оси 5 доске 9 с отростком 70, входящим в промежуток между кольцеобразными выступами муфты 6, передвигающей всю систему вдоль оси 5 при передвижении доски 9 вручную или автоматически помощью кремальеры il (фиг. 6), скрепленной с диском 29, разделенным на градусы и румбы.

Перпендикулярно к плоскости зубчаток 1 и 2 расположены два вращающиеся в центрах фрикционных ролика 3 и 4 с резиновыми ободками как для увеличения трения о зубчатки 1, 2, так и для парализования вибраций при вращении пропеллера на аэроплане. Ролик 3 несет на себе червяк 12, вращающий зубчатку 72, насаженную на ось с цилиндром 73, обтянутым резиной, трущейся о рулон с бумажной лентой, перематываемой от трения цилиндра 13 с катушки 14 на катушку 75, Оси катушек движутся в щелях стоек 1б и 7б, и бумажная лента, переброшенная через ролики 77, прижиЪ мается все время под влиянием легких пружинок 18 к резине цилиндра 13, почему эта бумажная лента всегда сматывается и наматывается на катушки автоматически со скоростыб движения окружности резинового цилиндра.

Таким образом, валик 3 управляет вращением цилиндра 13, заставляя этим бумажную ленту (карту) двигаться со скоростью, равной движению цилиндра 13, т. е. дает движение по оси+х.

Ролик 4; находящийся на неизменном расстоянии от ролика 3. равном радиусу дисков, вращается свободно на оси его и несет желобчатый шкив 19, служащий для передачи вращения гибкою тягой 20 верхнему шкиву 21, насаженному на винт 22. Вдоль винта ходит каретка в виде муфты 23 с,отростком, оканчивающимся пером 24 с одной стороны, а с другой стороны в нарезку винта входит шпенек 25 под влиянием пружинки, заключенной в обойму 2б.

При вращении шкива 21 муфта 23 с пером движется вдоль винта 22, пока шпенек 25 входит в нарезку винта. Если шпенек вытащить за головку, то перо можно свободно передвинуть в нужный пункт вдоль винта 22, т. е. по оси -+ у.

Согласно изложенному, прибор работает следующим образом. Движение ведущих частей (напр., маленького пропеллера на крыле аэроплана) передается жесткой или гибкой передачей 27 оси 5.

Or вращения ее и конических шестеренок 8 начинают вращаться зубчатки 1 и 2. Далее приходит в движение ролик.3 и помощью червяка 72заставляет вращаться ось с цилиндром 13. Прижимаемые к нему катушки 74, 15 слентой начинают вращаться в ту или другую сторону, отчего перо 24 чертит прямую черту вдоль бумаги (карты). Если ролик 4 находится не над центром зубчатки 1, а вне его, то и он начинает Вращаться с определенной быстротой, передавая вращение шкивам 79 и 27, а через них винту 22, двигающему каретку-муфту 23 с пером 24.

Тук как одновременно движется бумажная лента под пером и самое перо, то в результате обоих движений получается некоторая линия, наклон которой (азимут, румб) зависит от быстроты и направления вращения роликов 3 и 4 относительно друг друга, т. е. от положен и я их на зубчатках 1 и 2.

Положение их можно изменять, вращая кремальеру 11, передвигающую доску 9 со всей системой зубчаток и скрепленную с диском 29, разделенным на градусы или румбы.

Ставя вручную или автоматически против индекса 30 деление диска 29, соответствующее показанию компаса, получим на ленте прибора линию с румбом, соответствующим уклону ее от оси прибора.

Предмет патента.

Прибор для автоматической записи пути, проходимого движущимся предметом, с применением двух фрикционных дисков, приводимых во вращение со скоростью, пропорциональной скорости движущегося предмета, и служащих для вращения фрикционных роликов, при посредстве соответствующих передач перемещающих — один бумажную ленту, а другой — каретку с пишущим приспособлением по винтовой оси в направлении, перпендикулярном к перемещению бумажной ленты, отличающийся тем, что фрикционные диски в виде сцепленных друг с другом одинакового диаметра зубчаток 1 и 2, по которым ходят два находящиеся на неизменном друг от друга расстоянии, равном радиусу дисков, фрикционных ролика 3 и 4, установлены на доске 9, могущей быть передвигаемой вручную или автоматически при помощи кремальеры 11, скрепленной с диском 29, разделенным на градусы или румбы.

Б патенту Н. А. Возного № 37623

Леьлромпечатьсовз. Тнп. „Печ, Труд". Зак. 615 — 400

Эксперт и редактор А.А. Денисов IJE

Прибор для автоматической записи пути, проходимого движущимся предметом Прибор для автоматической записи пути, проходимого движущимся предметом Прибор для автоматической записи пути, проходимого движущимся предметом Прибор для автоматической записи пути, проходимого движущимся предметом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно проведению инженерных грунтово-гидрологических изысканий автомобильных дорог

Изобретение относится к области транспорта, а точнее - к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия

Изобретение относится к транспорту, в частности к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к определению профиля поверхности дорожного покрытия с помощью транспортных средств, движущихся вдоль его профиля, например, при строительстве или эксплуатации дорог

Изобретение относится к измерительной технике для топографической съемки, данные которой могут быть использованы при ремонте и реконструкции дорог, взлетно-посадочных полос и т.п

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при проведении инженерных изысканий автомобильных дорог на стадии рабочей документации в полосе отвода автомобильной дороги

Изобретение относится к геодезическим изысканиям, в частности к способам расстановки насосных станций на трассе полевых магистральных трубопроводов с помощью транспортных средств, движущихся вдоль профиля, подлежащего трассированию, преимущественно для насосных станций, привод которых осуществляется от двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к мониторингу автомобильных дорог, в частности автомобильных дорог средних классов с гравийным, асфальтобетонным и другим покрытием дорожной одежды
Наверх